Как найти жанр стихотворения

Жанры стихотворений

Все стихотворения относятся к одному роду литературы — к лирике. А вот лирических жанров существует множество. У каждого из них есть свои отличительные особенности, по которым можно определить жанр стихотворения.

Жанры лирики

Жанры Определение
Ода Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.
Баллада Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.
Элегия Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ).
Послание Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский).
Эклога От греч. ekloge — отбор, жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.
Песня Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом.
Сонет От итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
Басня Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.
Эпиграмма От греч. epigramma, букв. — надпись, короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики.
Стихотворение Написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики.
Акростих Стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу.
Рондо Твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Анациклический стих От греч. ἀνά — вверх, вперед, против и κύκλος — колесо, круг, цикл — наименование стихотворения, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу, по словам, не меняя их порядка.
Аполог Разновидность нравоучительной поэзии в России 18 – начала 19 века.
Белый стих Стихотворение без рифмы.
Идиллия Поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).
Буколика Общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия.
Пастораль Жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.
Буриме Стихотворение на заданные ранее рифмы.
Бурлеска Жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного.
Дифирамб Античная торжественная лирика.
Дума Размышление поэта на философско-социальные темы.
Кантата Жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18 – начала 19 века. Писалась на определенные торжественные случаи.
Канты Жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния.
Мадригал Вначале – жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь – небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (чаще всего – к женщине).
Медитативная лирика Философское стихотворение.
Марш Лирический жанр гражданской поэзии.
Месостих Стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения.
Миниатюра Небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием.
Надпись Малый стихотворный жанр.
Ноэль Французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек.
Палиндром Стихотворение, читающееся справа налево и слева направо.
Панторим Стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой (Кошечка в окошечке, кошурка в печурке).
Плач Жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии.
Подражание Стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта.
Романс Небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви.
Рондель Стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы.
Рондо Стихотворение из 8, 13 или 15 строк с двумя рифмами.
Сицилиана Стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами.
Октава Стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс.
Стансы Небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли.
Тавтограмма Игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы.
Ритурнель Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым).
Триолет Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены.
Центон Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.
Экспромт Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства.
Эпистола Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Ямбы Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами.
Гимн Стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А. Пушкин. «Пирующие студенты»).
Сатира От лат. «смесь, всякая всячина» — как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение — общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей — путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием «говорящих имен». В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из «Стихов об Америке» В.Маяковского также можно назвать сатирами («Шесть монахинь», «Блэк энд уайт», «Небоскреб в разрезе» и др.).

Видеоурок «Жанры лирики»

Средняя оценка: 4.2.
Проголосовало: 19

Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные жанры стихотворений и виды поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!

Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.

Основные виды стихотворений и жанры поэзии

Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы виды поэзии подразделяются на:

  • лирические,
  • эпические,
  • лиро-эпические.

Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры стихотворений в нее входят.

Лирическая поэзия

Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.

Ода

Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.

Для оды характерен так называемый «велеречивый» слог: церковная лексика, инверсия, пышность эпитетов, риторические обращения и восклицания. Ода стала одним из важнейших поэтических жанров эпохи классицизма (XVIII век). Знаменитые русские авторы од – Ломоносов, Державин, Сумароков.

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагмент), 1747

Гимн

Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.

Известные авторы гимнов этой эпохи – Сумароков, Жуковский, Дмитриев. В начале XX века несколько сатирических гимнов вышли из под пера Маяковского, среди них – «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!

Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
Во мраке зря густом себя.

Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
И мрак перед тобой исчез.

Сумароков, «Гимн о премудрости божией в солнце» (фрагмент), 1760

Элегия

Элегия – стихотворение-размышление, преимущественно медитативного, философского или эмоционального характера. Чаще всего элегии пишутся от лица лирического героя. Традиционные для элегий мотивы: разочарование, неразделенная или трагическая любовь, одиночество, разлад между идеалом и действительностью, смерть и бренность бытия.

Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

Жуковский, «Вечер» (фрагмент), 1806

Сонет

Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.

«Единственная цель существованья –
Любить и быть любимым до конца,
Ежеминутно радуя Творца,
Не мысля жизнь без томного страданья…»
«Абсурд! Зачем уму до увяданья
Лелеять образ милого лица?
Ему логичней подавлять сердца,
Щадя предмет святого обожанья!»
И так тянулась наша переписка,
Надежд не подавая никаких:
Смелее став, я выгнан был с порога.
Как жаль, что в чувствах ты боялась риска,
А разум твой отверг мой пылкий стих!
Я вновь один. Печаль – моя дорога.

Рудой, «Сонет II», 2005

Наиболее частые темы, затрагиваемые в сонетах – тема любви и размышления о поэзии. Узнать больше о сонетах и правилах их написания, а также ознакомиться с примерами вы можете в нашей статье «Что такое сонет?»

Послание

Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.

В XIX веке в России особую популярность обрели дружеские послания, пришедшие на смену «высоким» посланиям XVIII столетия. Примеры дружеских посланий часто встречаются среди стихотворений Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Вяземского.

Итак, мой милый друг, оставя скучный свет
И в поле уклонясь от шума и сует,
В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,
Среди кудрявых рощ, под сению свободы!
И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,
Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,
Играющий в полях с душистыми цветами
Или в тени древес пастушки с волосами.
Беспечность твой удел! Стократ она милей
И пышности владык и блеску богачей!

Вяземский, «Послание к Жуковскому в деревню» (фрагмент), 1808

Мадригал

Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.

В эпоху Возрождения мадригалы создавались в основном для последующего переложения на музыку. Позднее мадригал стал самостоятельным поэтическим жанром. Часто использовался в так называемой «салонной» поэзии. Мадригалы было принято оставлять в альбомах светских красавиц.

Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…
Когда же вздох самодовольный
Из груди вырвется невольно,
Когда в младой душе своей
Самолюбивые волненья
Не будешь в силах утаить:
Мою любовь, мои мученья
Ты оправдаешь, может быть!..

Лермонтов, «К С.Сабуровой», 1829

Романс

Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).

Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.

Эпиграмма

Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.

Появившись еще в античности, изначально эпиграммы выполняли роль эпитафий на алтарях и надгробиях. Современная эпиграмма сложилась во Франции в XVI–XVII веках и постепенно стала средством обличения человеческих пороков, а также могла использоваться в политических целях:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Пушкин, эпиграмма на Александра I

Сатира

Сатира – более развернутое, чем эпиграмма, стихотворение, в том числе по масштабу изображаемого. В сатирическом стихотворении обычно высмеиваются недостатки всего общества. Отсюда – гражданский пафос сатиры. В отличие от эпиграммы для сатиры характерно большее негодование и возмущение автора.

В качестве одного из наиболее ярких поэтов-сатириков можно вспомнить Маяковского, например, его сатиру на взяточничество:

Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!

Маяковский, «Внимательное отношение к взяточникам» (фрагмент), 1915

Пастораль, или буколическая поэзия

Пастораль, идиллия, буколическая поэзия – (от фр. pastorale «пастушеский, сельский») жанр поэзии, изображающий простую сельскую жизнь в романтизированном представлении. Изначально героями пасторальной поэзии выступали пастухи и пастушки.

Одна из задач пасторалей – противопоставить спокойную жизнь на природе шуму и суетности крупных городов. Пасторальной поэзии свойственна «языческая» стилизация, гедонизм, обыгрывание мифологических образов.

Родина пасторали – Италия. В России этот жанр был распространен главным образом в XVIII веке у сентименталистов.

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.

Жуковский, «Идиллия» (фрагмент), 1806

Стансы

Стансы – поэтические строфы из четырех строк, обладающие законченным смыслом, но вместе составляющие целостную композицию стихотворения. Преобладающий стихотворный размер стансов – четырехстопный ямб.

Основная тема стансов – любовь лирического героя к девушке, женщине. Встречаются также стансы на социальную и политическую темы. Например, стансы Пушкина, где он обращается к Николаю I с призывом быть достойным своего предка – Петра Великого:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Пушкин, «Стансы» (фрагмент), 1826

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер аллегории. В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

(…)

И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Крылов, «Ворона и лисица» (фрагмент)

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Обойдя плато на своём пути,
Я достал Платона из закромов
И заметил то, что нельзя найти,
Страх кромешной тьмы не переборов.

(…)

И хранитель-ангел, бессмертный страж,
Высекает выводами в груди:
Не надейся, парень, на божью блажь!
Что ты хочешь? К этому и иди!

Рудой, «Божья блажь» (фрагмент), 2022

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный  материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Лермонтов, «Морская царевна» (фрагмент), 1841

Дума

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Лермонтов, «Дума» (фрагмент), 1838

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся

шведы…

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
«Что, хозяин, раздумался ты?»

Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая — моя, не моя…

И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?

А поэма Рудого «Паноптикум» – сатирическая баллада с элементами ужаса:

Исчезла тотчас тень – передо мной остался
Высокий человек, одетый в черный фрак.
В руках сжимая трость, он мило улыбался,
Но в ледяных глазах царил глубокий мрак.

(…)

О да, мой друг, попав в Паноптикум, увидишь
Ты тех, кто даже дух твой не переносил,
Но также тех, кого и сам ты ненавидишь,
Чьи лица пред собою видеть нету сил.
Пойдем скорее, друг, смотреть на экспонаты
Глупцов, в душе посмевших презирать тебя.
Ведь для того покинул ты свои пенаты –
Чтоб здесь побыть, счастливо время проведя!”

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел — благодарю;
Не понимаю: что была
У них за мысль? — мои дела
И без меня ты должен знать —
А душу можно ль рассказать?
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей.

Лермонтов, поэма «Исповедь» (фрагмент), 1831

Читать полностью: https://stihi-lermontova.com/poema-ispoved/

  • Хотите не только знать жанры поэзии, но и писать стихи самостоятельно? Тогда вам будет полезна наша статья «Как научиться писать стихи».

Как определить жанр стихотворения

Все стихотворения относятся к одному роду литературы — к лирике. А вот лирических жанров существует множество. У каждого из них есть свои отличительные особенности, по которым легко можно определить жанр стихотворения.

Как определить жанр стихотворения

Инструкция

Если стихотворение написано в возвышенном силе, в нем прославляются деяния какого-либо человека или воспевается величие страны, то это либо ода, либо гимн. Отличить их можно тем, что гимн — это жанр песенный, как правило, в качестве именно текста встречается редко. К тому же, гимны обычно не обращены к конкретной личности. В одах присутствует более возвышенная и устаревшая лексика, ведь это очень старый, еще классицистический жанр. Гимны же актуальны и сейчас.

Отсутствие строгой композиции (нет деления на строфы), задумчивый характер повествования, грусть, тягучесть — это все признаки элегии. В элегиях очень важно авторское «я», поэтому повествование часто идет от первого лица.

Их Европы к нам пришел такой жанр как сонет. Определить сонет можно по форме. Традиционно он состоит из четырнадцати строк, скомпонованных особым образом. Выделяется три вида сонетов: французский (abba abba ccd eed (или ccd ede)), итальянский (abab abab cdc dcd (или cde cde)), английский сонет (abab cdcd efef gg).

Если вы видите короткое стихотворение (не более двух четверостиший, как правило), в котором остроумно высмеивается какой-то человек, то перед вами жанр эпиграммы. Важная оставляющая эпиграммы — это комизм. Порой это бывает добрый юмор, а порой — злая сатира.

Если стихотворное произведение, которое вы видите, имеет сюжет и большой объем, то это баллада. В балладах всегда есть главный герой, вокруг которого развиваются события. События, описанные в балладах, всегда необычны, в них есть элементы волшебства, действие очень драматично. Изначально баллады были песенным жанром, поэтому отличить их можно еще и по напевному ритму. В центре баллады всегда лежит какой-то конфликт, главные герои разнополярны, одни представляют сторону добра, а другие — зла.

Источники:

  • жанр стихотворений

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Фонд
научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры» —
частная, некоммерческая организация, которая специализируется в области актуальных направлений экономики культуры.
Цель Фонда — не только изучение, но и разработка институциональных изменений в устаревших нормах культурного потребления.
Поэтому наряду с теоретическим анализом правил игры на неутилитарных рынках ведутся социальные эксперименты.
Наиболее масштабным из них стал проект создания универсального рекомендательного интернет-сервиса.

По словам президента ФНИ «Прагматика культуры» Александра Долгина,
«научным выходом деятельности Фонда должна стать закладка основ новой дисциплины — экономики символического обмена,
а практическим — новые правила обмена на рынках культуры. Претворив изложенные идеи в практики культурного потребления,
мы надеемся прийти к небанальной экономической логике символического обмена.
Сообщество культуры сможет расценивать творческие рынки с точки зрения их вклада в управление временем личности,
и задача Фонда — снабдить человека «культуры» эффективным средством навигации и самоуправления».
подробнее

Как определить жанр стихотворения

31.07.2019

Обычно не возникает трудностей, чтобы определить различия стихотворений по объему (большие и малые), содержанию (любовные, сатирические, дружеские) и форме (заключенные в строгую структуру, или более свободные по размеру и рифме). А вот в жанрах стихов разобраться чуть сложнее. Если вы решили раз и навсегда понять, по каким признакам стихотворения делятся на жанры, прочитайте статью. В ней будет не только рассказано о жанрах, но и описаны признаки, как определить тот или иной жанр.

Другие полезные статьи:

Поздравление со свадьбой в прозе

Поздравок с днем рождения

Классические жанры поэзии

Классические поэтические жанры делят на лирические и лироэпические (промежуточные между лирикой и эпосом). Лирические жанры – это обычно небольшие по размеру литературные формы (элегия, послание, эпиграмма). К лироэпическим относят поэмы и баллады.

Лирическое стихотворение
Небольшое по объему произведение, в котором описывается внутренний мир героя, его эмоции, чувства. Пишется от лица автора или от лица вымышленного персонажа.

Элегия

Лирическое стихотворение, проникнутое грустными раздумьями, печалью, ностальгией называют элегией.

Стихотворение-послание

Еще один жанр, знакомый по урокам русской литературы. Ода отличается возвышенностью и торжественностью стиля. Фактически, это прославление кого-то или чего-то в стихотворной форме.

Сонет

Чтобы стихотворение называлось сонетом, оно должно иметь четкую, всегда одинаковую структуру. В сонете 14 строк: 2 четверостишия на две рифмы, и два трехстишия на две или три рифмы.

Поэма

Для поэмы характерен сюжет и особое внимание ко внутреннему миру, переживаниям, чувствам лирического героя. Еще в поэме могут быть лирические отступления (рассуждения автора).

Баллада

Это рассказ в стихах, произведение с напряженным и часто необычным сюжетом. Сюжет баллады может быть мифическим, историческим, героическим, заимствованным из фольклора.

Нетипичные поэтические жанры

Нетипичные жанры появлялись, когда поэты пытались приспособить стихи к духу времени, выразить с помощью поэзии какие-то непривычные чувства и новые явления. Так возникли стихи в прозе, акростихи. Современная поэзия тяготеет к коротким формам, например, хокку. Быстротечность и часто абсурдность современной жизни отражена в ироничных стишках-пирожках.

Стихи без рифмы

Стихи в прозе тоже подчиняются определенным литературным канонам. Это небольшие по объему, наполненные сильными чувствами, произведения. Например, знаменитое Тургеневское стихотворение в прозе о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке давно стало классикой этого жанра. Не имеющие рифмы, но обладающие определенным стихотворным размером поэзии называют белыми стихами. А вот свободный стих (верлибр) свободен и от рифмы, и от размера. Однако даже в верлибре присутствует определенная ритмическая структура.

Стишки-пирожки

Этот вид поэзии появился только в 2003 году, а затем быстро распространился в интернете. Лаконичные, смешные, свободные, ироничные стишки без заглавных букв и рифм «Пирожки» должны укладываться в 34 слога и состоять из одной законченной мысли. Пишут их по такому ритму: 9 слогов должно быть в первой и третьей строчке, 8 – во второй и четвертой. Яркая особенность, по которой можно распознать стишок-пирожок – это отсутствие заглавных букв и дефисов. Хотя пирожки считаются литературой нонсенса, но злободневность, юмор и неожиданные повороты сюжета помогают этому жанру находить все новых последователей.

Стишки-порошки

Порошки – это такие же маленькие, смешные поэтические произведения, содержащие одну мысль. В порошках обязательна рифма между четными строчками и неровный ритмический размер: 9-8-9-2.

Хайку (хокку)

Этот жанр пришел из Японии. Хайку очень лаконично – всего три строчки в 17 слогов. Рифмы в хайку нет, а поэтическая структура держится за счет ритма слогов: 5-7-5. Однако размер японской поэзии сильно зависит от языка, поэтому в хайку на английском меньше 17 слогов, а в русских хайку часто больше.

Акростих

Это своеобразное стихотворение с подсказкой. В акростихе первые буквы каждой новой строки складываются во фразу или в слово, если читать все буквы по порядку сверху вниз. Есть акростихи-ключи: слово содержит смысл или разгадку всего текста. Популярны акростихи-посвящения: заглавные буквы представляют имя особы, которой посвящены поэтические строчки.

Подведем итоги

Если поэзия написана возвышенным языком и прославляет действия человека или величие страны, то перед вами ода.

В элегии стихотворение идет сплошным текстом, без деления на строфы, от первого лица, и наполнено меланхолическими переживаниями.

В стихотворении 14 строк с нетипичной рифмовкой? Возможно, вы читаете сонет.

Короткое остроумное стихотворение, высмеивающее чьи-то пороки или негативное общественное явление – это эпиграмма.

Захватывающий сюжет, в котором рассказывается история главного героя, драматическое действие, напевный ритм, конфликт добра и зла характерны для баллад.

Смешные короткие стихи без заглавных букв и знаков препинания о превратностях современной жизни – популярные в интернете «пирожки». Если рифма есть, а последняя строчка совсем короткая, то это стишки-порошки.

Странные и грустные стихи без рифмы, проникнутые быстротечностью мгновения – японская поэзия хайку.

Заглавные буквы каждой новой строчки образуют отдельное слово? Вы разгадали акростих.

Как видно из статьи, стихотворных жанров немало. Разбираться в них очень интересно, но еще интереснее написать что-то самому. Попробуйте написать стихотворение в одном из жанров и, кто знает, возможно вы откроете в себе скрытый до этого времени талант.

Ода Торжественное сти­хо­тво­ре­ние, (от греч. ode — пес­ня), жанр лири­че­ской поэ­зии и музы­ки; тор­же­ствен­ные, пате­ти­че­ские, про­слав­ля­ю­щие произведения. Баллада Сюжетное сти­хо­тво­ре­ние, постро­ен­ное на фан­та­сти­че­ском, фольк­лор­ном, легендарно-историческом, быто­вом мате­ри­а­ле, с мрач­ным, таин­ствен­ным колоритом. Элегия Жанр лири­че­ской поэ­зии; в ран­ней антич­ной поэ­зии — сти­хо­тво­ре­ние, напи­сан­ное эле­ги­че­ским дисти­хом, неза­ви­си­мо от содер­жа­ния; позд­нее (Каллимах, Овидий) — сти­хо­тво­ре­ние груст­но­го содер­жа­ния. В ново­ев­ро­пей­ской поэ­зии сохра­ня­ет устой­чи­вые чер­ты: интим­ность, моти­вы разо­ча­ро­ва­ния, несчаст­ли­вой люб­ви, оди­но­че­ства, брен­но­сти зем­но­го бытия, опре­де­ля­ет рито­рич­ность в изоб­ра­же­нии эмо­ций; клас­си­че­ский жанр сен­ти­мен­та­лиз­ма и роман­тиз­ма («Признание» Е. Баратынского ). Послание Поэтическое или пуб­ли­ци­сти­че­ское про­из­ве­де­ние в фор­ме пись­ма к реаль­но­му или фик­тив­но­му лицу. Стихотворные посла­ния как жанр суще­ство­ва­ли от антич­но­сти (Гораций, «Наука поэ­зии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позд­нее — еди­нич­ные сти­хо­тво­ре­ния (В. В. Маяковский). Эклога От греч. ekloge — отбор, жанр буко­ли­ки: диа­ло­ги меж­ду пас­ту­ха­ми, селя­на­ми. От Возрождения до нач. 19 в. — сти­хо­твор­ное повест­во­ва­ние или диа­лог, изоб­ра­жа­ю­щие быто­вые сель­ские сценки. Песня Род словесно-музыкального искус­ства; жанр вокаль­ной музы­ки (народ­ной и про­фес­си­о­наль­ной). Музыкальная фор­ма пес­ни, как и ее поэ­ти­че­ская фор­ма, обыч­но куп­лет­ная или стро­фи­че­ская. Классификация песен: по содер­жа­нию — лири­че­ские, пат­ри­о­ти­че­ские, сати­ри­че­ские и т. п.; по соци­аль­ной функ­ции — обря­до­вые, быто­вые, военно-строевые и т. п.; по испол­ни­тель­но­му соста­ву — соль­ные, хоро­вые, с инстру­мен­таль­ным сопро­вож­де­ни­ем и без него. В рус­ской и фран­цуз­ской музы­ке 19 в. автор­скую пес­ню обыч­но назы­ва­ли романсом. Сонет От итал. sonetto), твер­дая фор­ма: сти­хо­тво­ре­ние из 14 строк, обра­зу­ю­щих 2 четверостишия-катрена (на 2 риф­мы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 риф­мы), чаще все­го во «фран­цуз­ской» после­до­ва­тель­но­сти — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «ита­льян­ской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); услов­но к соне­ту отно­сят «англий­скую» риф­мов­ку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; осо­бен­но попу­ля­рен в поэ­зии Возрождения, барок­ко, роман­тиз­ма, отча­сти сим­во­лиз­ма и модер­низ­ма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэ­ма) из 15 архи­тек­то­ни­че­ски свя­зан­ных соне­тов назы­ва­ют «вен­ком сонетов». Басня Короткий, неред­ко коми­че­ский рас­сказ в сти­хах или про­зе, с пря­мым мораль­ным выво­дом, при­да­ю­щим рас­ска­зу алле­го­ри­че­ский смысл. Действующими лица­ми обыч­но высту­па­ют живот­ные, рас­те­ния, вещи. Эпиграмма От греч. epigramma, букв. — над­пись, корот­кое сати­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, тра­ди­ци­он­ный жанр поэ­зии клас­си­циз­ма (Вольтер), повли­яв­ший и на позд­ней­шую сати­ри­че­скую поэ­зию (эпи­грам­мы у А.С. Пушкина). В антич­ной поэ­зии — сти­хо­тво­ре­ние про­из­воль­но­го содер­жа­ния, напи­сан­ное эле­ги­че­ским дисти­хом; от эле­гии эпи­грам­ма отли­ча­лась боль­шей крат­ко­стью и узо­стью тематики. Стихотворение Написанное сти­ха­ми лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние неболь­шо­го объ­е­ма (ср. с поэ­мой); в 19-20 вв. пре­иму­ще­ствен­ная фор­ма лирики. Акростих Стихотворение, началь­ные бук­вы кото­ро­го состав­ля­ют имя, сло­во или фразу. Рондо Твердая фор­ма, сти­хо­тво­ре­ние в 15 строк с риф­мов­кой aabba, abbr, aabbar, где r — нериф­му­ю­щий­ся рефрен, повто­ря­ю­щий пер­вые сло­ва 1-й стро­ки. Популярно в поэ­зии барок­ко и рококо. Анациклический стих От греч. ἀνά — вверх, впе­ред, про­тив и κύκλος — коле­со, круг, цикл — наиме­но­ва­ние сти­хо­тво­ре­ния, кото­рое мож­но читать от нача­ла к кон­цу и от кон­ца к нача­лу, по сло­вам, не меняя их порядка. Аполог Разновидность нра­во­учи­тель­ной поэ­зии в России 18 – нача­ла 19 века. Белый стих Стихотворение без рифмы. Идиллия Поэтический жанр (в антич­но­сти — вид буко­ли­ки), изоб­ра­же­ние мир­ной доб­ро­де­тель­ной сель­ской жиз­ни на фоне пре­крас­ной при­ро­ды (идил­лии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В пере­нос­ном смыс­ле — мир­ное без­за­бот­ное суще­ство­ва­ние (обыч­но иронически). Буколика Общее назва­ние двух часто сме­ши­ва­е­мых жан­ров антич­ной «пас­ту­ше­ской поэ­зии» — экло­ги и идил­лии; в ново­ев­ро­пей­ской поэ­зии то же, что пас­то­раль. Название от загла­вия цик­ла сти­хов Вергилия. Пастораль Жанр антич­ной поэ­зии, изоб­ра­жав­шей дере­вен­скую мир­ную жизнь пас­ту­хов, рыба­ков, земледельцев. Буриме Стихотворение на задан­ные ранее рифмы. Бурлеска Жанр коми­че­ской поэ­зии, состо­я­щий в сни­же­нии высо­ко­го и воз­вы­ше­нии низменного. Дифирамб Античная тор­же­ствен­ная лирика. Дума Размышление поэта на философско-социальные темы. Кантата Жанр тор­же­ствен­ной лири­ки, быто­вав­шей в России в 18 – нача­ла 19 века. Писалась на опре­де­лен­ные тор­же­ствен­ные случаи. Канты Жанр ста­рой оди­че­ской поэ­зии, сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние, сочи­нен­ное по пово­ду какого-либо тор­же­ства; так­же полудуховные-полусветские сти­хи, рас­пе­вав­ши­е­ся палом­ни­ка­ми для полу­че­ния подаяния. Мадригал Вначале – жанр идил­ли­че­ской лири­ки, порой фри­воль­но­го харак­те­ра; теперь – неболь­шое лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, содер­жа­щее ком­пли­мент или лест­ную харак­те­ри­сти­ку лица, к кото­ро­му оно обра­ще­но (чаще все­го – к женщине). Медитативная лири­ка Философское сти­хо­тво­ре­ние. Марш Лирический жанр граж­дан­ской поэзии. Месостих Стихотворение, в сере­дине кото­ро­го сло­ва подо­бра­ны так, что отдель­ные бук­вы, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке, состав­ля­ют сло­во, выра­же­ние или имя адре­са­та стихотворения. Миниатюра Небольшое сти­хо­тво­ре­ние стро­го закон­чен­ной фор­мы с глу­бо­ким содержанием. Надпись Малый сти­хо­твор­ный жанр. Ноэль Французская народ­ная сати­ри­че­ская песен­ка; сти­хо­тво­ре­ние из 8 строчек. Палиндром Стихотворение, чита­ю­ще­е­ся спра­ва нале­во и сле­ва направо. Панторим Стихотворение, в кото­ром почти все сло­ва риф­му­ют­ся меж­ду собой (Кошечка в око­шеч­ке, кошур­ка в печурке). Плач Жанр рус­ской обря­до­вой и быто­вой народ­ной поэзии. Подражание Стихотворение, наве­ян­ное твор­че­ством какого-либо поэта или сти­ли­зо­ван­ное в духе поэ­зии дан­но­го поэта. Романс Небольшое лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние напев­но­го харак­те­ра, пре­иму­ще­ствен­но о любви. Рондель Стихотворение из 13 строк, в кото­ром повто­ря­ют­ся две рифмы. Рондо Стихотворение из 8, 13 или 15 строк с дву­мя рифмами. Сицилиана Стихотворение из вось­ми строк с дву­мя пере­крест­ны­ми рифмами. Октава Стихотворение из 8 строк, постро­ен­ное по схе­ме абаб абсс. Стансы Небольшое сти­хо­тво­ре­ние из четы­рех сти­хов четы­рех­стоп­но­го ямба с пере­крест­ной риф­мой; коли­че­ство сти­хов колеб­лет­ся от 4 до 12; это спо­кой­ное сти­хо­тво­ре­ние, пол­ное мысли. Тавтограмма Игровое сти­хо­тво­ре­ние, в кото­ром все сло­ва начи­на­ют­ся с одной буквы. Ритурнель Трехстрочная стро­фа. Стихотворный раз­мер сво­бод­ный, по выбо­ру поэта; риф­му­ют­ся меж­ду собой 1 и 3 стро­ки, сред­ний стих оста­ет­ся без риф­мы (холо­стым). Триолет Твердая фор­ма: 8-стишие с риф­мов­кой АВаА abAB, где сти­хи А и В повто­ря­ют­ся как рефрены. Центон Стихотворение, состав­лен­ное их извест­ных чита­те­лю сти­хов одно­го или несколь­ких поэтов. Экспромт Небольшое сти­хо­тво­ре­ние, чаще шуточ­но­го харак­те­ра, сочи­нен­ное поэтом уст­но или пись­мен­но, без под­го­тов­ки, под вли­я­ни­ем непо­сред­ствен­но­го чувства. Эпистола Стихотворение в фор­ме пись­ма, где изла­га­ют­ся суж­де­ния авто­ра по пово­ду опре­де­лен­но­го предмета. Ямбы Жанр сати­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний в антич­ной лите­ра­ту­ре, напи­сан ямби­че­ски­ми стихами. Гимн Стихотворение хва­леб­но­го содер­жа­ния; так­же при­шел из антич­ной поэ­зии, но если в древ­но­сти гим­ны сочи­ня­лись в честь богов и геро­ев, то в более позд­нее вре­мя гим­ны писа­лись в честь тор­же­ствен­ных собы­тий, празд­ненств, неред­ко не толь­ко госу­дар­ствен­но­го, но и лич­но­го харак­те­ра (А. Пушкин. «Пирующие студенты»). Сатира От лат. «смесь, вся­кая вся­чи­на» — как поэ­ти­че­ский жанр: про­из­ве­де­ние, содер­жа­ни­ем кото­ро­го явля­ет­ся обли­че­ние — обще­ствен­ных явле­ний, чело­ве­че­ских поро­ков или отдель­ных людей — путем осме­я­ния. Сатира в антич­но­сти в рим­ской лите­ра­ту­ре (сати­ры Ювенала, Марциала и др.). Новое раз­ви­тие жанр полу­чил в лите­ра­ту­ре клас­си­циз­ма. Содержанию сати­ры харак­тер­ны иро­ни­че­ская инто­на­ция, алле­го­рич­ность, эзо­пов язык, неред­ко исполь­зу­ет­ся при­ем «гово­ря­щих имен». В рус­ской лите­ра­ту­ре в жан­ре сати­ры рабо­та­ли А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир про­сла­вил­ся Саша Черный и др. Многие сти­хо­тво­ре­ния из «Стихов об Америке» В.Маяковского так­же мож­но назвать сати­ра­ми («Шесть мона­хинь», «Блэк энд уайт», «Небоскреб в раз­ре­зе» и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по штрих коду вайлдберриз найти товар
  • Как найти центр окружности на детали
  • Как найти диагональ треугольника зная его стороны
  • Как найти защиту от роликов
  • Не работает сушка в посудомоечной машине bosch как исправить