Как найти значение числа в информатике

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 10 задания. Объясняется тема двоичного представления информации.

Содержание:

  • ОГЭ по информатике 10 задания объяснение
    • Двоичная система счисления
    • Восьмеричная система счисления
    • Шестнадцатеричная система счисления
  • Разбор 10 задания ОГЭ по информатике
    • Актуальное
    • Тренировочные

10-е задание: «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации».

Уровень сложности

— базовый,

Максимальный балл

— 1,

Примерное время выполнения

— 3 минуты.

* до 2020 г — это было задание № 13 ОГЭ

Двоичная система счисления

Количество цифр (основание системы): 2
Входящие цифры (алфавит): 0, 1

Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную:

Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в двоичную

Егифка ©:

егифка перевода из десятичной в двоичную систему счисления

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную:

Перевод чисел из 2-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 10-ую

Егифка ©:

егифка перевода из двоичной в десятичную систему счисления

При работе с большими числами, лучше использовать разложение по степеням двойки:

разложение по степеням двойки

Разложение по степеням двойки

Егифка ©:

егифка разложения по степеням двойки

Восьмеричная система счисления

Количество цифр (основание системы): 8
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 8-ую

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в 8-ую

Перевод чисел из восьмеричной сист. сч-я в десятичную

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 2-ую и обратно триадами

Перевод из восьмеричной сист. сч-я в двоичную и обратно триадами

Егифка ©:

егифка перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную

Шестнадцатеричная система счисления

Количество цифр (основание системы): 16
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15)

Перевод чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 16-ую

Перевод из десятичной сист. сч-я в шестнадцатеричную

Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную

Перевод чисел из 16-й системы счисления в 10-ую

Перевод из 16-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из двоичной сист. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами

Перевод чисел из 2-й системы счисления в 16-ую и обратно тетрадами

Перевод из двоичной с. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами

Егифка ©:

егифка перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную

  • желательно выучить таблицу двоичного представления цифр от 0 до 7 в виде триад (групп из 3-х битов):
  • X10,X8    X2
    0	000
    1	001
    2	010
    3	011
    4	100
    5	101
    6	110
    7	111
    
  • желательно знать таблицу двоичного представления чисел от 0 до 15 (в шестнадцатеричной с-ме – 0-F16) в виде тетрад (групп из 4-х битов):
  • X10     X16      X2
    0	0       0000
    1	1       0001
    2	2       0010
    3	3       0011
    4	4       0100
    5	5       0101
    6	6       0110
    7	7       0111
    8	8	1000
    9	9	1001
    10	A	1010
    11	B	1011
    12	C	1100
    13	D	1101
    14	E	1110
    15	F	1111
    

Разбор 10 задания ОГЭ по информатике

Актуальное

Решение задания 10.3. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г.

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102

✍ Решение:

  • Последовательно переведем все данные числа в 10-ю систему счисления.
  • 10
    23 = 2*161 + 3*160 = 35
  • Первое число = 35.
  • 10
    32 = 3*81 + 2*80 = 26
  • Второе число = 26.
  • 11110 = 1*24 + 1*23  + 1*22  + 1*21 + 0 = 30
  • Треть число = 30. Наибольшее число — 35

Ответ: 35


Тренировочные

Решение задания 10.1:

Переведите число 120 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число.

✍ Решение:
 

  • Так как перевод осуществляется в двоичную систему счисления, то используем деление на 2:
  •       рез-т     остаток
    120 |   60   |  0
    60  |   30   |  0
    30  |   15   |  0
    15  |    7   |  1
    7   |    3   |  1
    3   |    1   |  1
    
  • Перепишем все остатки снизу вверх, не забыв последний делитель 1!
  • Получим двоичное число: 1111000

Ответ: 1111000


Решение задания 10.2:

Переведите двоичное число 1101010 в десятичную систему счисления. В ответе укажите десятичное число.

✍ Решение:
 

  • Выполним быстрый перевод. Для начала над каждым разрядом исходного двоичного числа подпишем степени двойки справа налево:
  • 64 32  16  8  4  2  1
    1  1  0  1  0  1  0
    
  • Рассчитаем сумму тех степеней двоек, которые находятся над единичными разрядами:
  • 64 + 32 + 8 + 2 = 106
  • Получим десятичное число: 106

Ответ: 106


✍ Решение:

  • В шестнадцатеричной с-ме счисления числа от 10 до 15 представлены буквами латинского алфавита: A-10, B-11, C-12, D-13, E-14, F-15.
  • Необходимо вспомнить двоичные коды чисел от 1 до 15 (см. теорию выше на странице), так как для перевода 16-ричного в двоичную с-му достаточно каждую цифру отдельно записать в виде четверки двоичных цифр (тетрады):
  •  2     A     C     1
    0010  1010  1100  0001
  • в этой записи 6 единиц

Результат: 6

Подробный разбор 10 задания с объяснением просмотрите на видео:

📹 Видео youTube

Решение задания 10.4:

Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство 2A16<x<618?
В ответе укажите только количество чисел.

Подобные задания для тренировки

✍ Решение:

  • Переведем 2A16 в десятичную систему счисления:
  • 2A16 = 2*161+10*160 = 32 + 10 = 42
  • Переведем 618 в десятичную с-му счисления:
  • 618 = 6*81+1*80 = 48 + 1 = 49
  • Получим сравнение:
  • 42 < x < 49
  • Поскольку в задании дважды строгое сравнение (<), то количество целых, удовлетворяющих условию:
  • 49 - 42 - 1 = 6
  • Проверим: 43, 44, 45, 46, 47, 48

Результат: 6

Подробное решение данного 1 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

📹 Видео youTube

Решение задания 10.5:

Вычислите значение выражения AE16 – 1916.
В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Подобные задания для тренировки

✍ Решение:

  • Переведем уменьшаемое и вычитаемое в десятичную систему счисления:
  • 1 0
    A E = 10*161 + 14*160 = 160 + 14 = 174
    
    

    * A16 соответствует числу 10 в десятичной системе счисления

    * E16 соответствует числу 14 в десятичной системе счисления

    1 0
    19 = 1*161 + 9*160 = 16 + 9 = 25
    
  • Найдем разность:
  • 174 - 25 = 149
    

Результат: 149

Привет! Сегодня исследуем 10 Задание из ОГЭ по информатике 2023.

Задание 9 из ОГЭ по информатике Вы можете научиться решать, прочитав статью по 13 заданию из ЕГЭ по информатике. Эту статью Вы можете найти здесь.

Десятое задание проверяет умение работать с различными системами счисления.

Задача (Классическая)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1416, 268, 110002.

Решение:

Число 14 находится в шестнадцатеричной системе. Об этом говорит маленький индекс возле числа. Переведём его в нашу родную десятичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную)

Берём поочередно цифры, начиная с младшего разряда. Первую правую цифру умножаем на 16 в нулевой степени, вторую цифру на 16 в первой степени и т.д. Умножаем на 16, потому что переводим из шестнадцатеричной системы. Степень потихоньку увеличивается на 1.

Необходимо помнить, что любое число в нулевой степени это единица!

Остаётся только посчитать полученный пример. Получается число 20 в десятичной системе.

Переведём число 268 из восьмеричной системы в нашу родную десятичную систему. Делаем аналогично предыдущему примеру.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной системы в десятичную)

Аналогично переведём число и из двоичной системы.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной системы в десятичную)

Наибольшее из трёх чисел это 24.

Ответ: 24

Задача (Классическая, закрепление)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1D16, 368, 110112

Решение:

В шестнадцатеричной системе буквы при переводе в десятичную систему нужно превратить в числа.

A B C D E F
10 11 12 13 14 15

Переведём первое число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную) 2

Переведём второе число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной в десятичную) 2

Переведём третье число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной в десятичную) 2

Наибольшее число получается 30.

Ответ: 30

Задача (Из десятичной в двоичную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.

5910, 7110, 8110

Решение:

Нужно каждое число перевести в двоичную систему счисления.

Переведём число 5910 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную)

Получается 5910 = 1110112. Здесь мы делим уголком на 2 (на основание системы, куда переводим) с остатком. Продолжаем делить, пока не получим 1. Затем остатки записываем задом наперёд. Получается число в двоичной системе счисления. Последнее число 1 (единицу) тоже берём.

Переведём число 7110 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 2

Получается 7110 = 10001112.

Переведём число 8110 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 3

Получается 8110 = 10100012.

Найдём количество единиц для каждого числа, записанного в двоичной системе.

1110112, Кол. ед.: 5
10001112, Кол ед.: 4
10100012, Кол ед.: 3

Ответ: 3

Задача (Из десятичной в восьмеричную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной записи наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.

8610, 9910, 10510

Решение:

Переведём число 8610 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную)

Делаем аналогично тому, как мы переводили в двоичную систему, только теперь уголком делим на 8. Остатки могут получатся от 0 до 7.

Как только в результате деления получили число меньшее, чем 8, то завершаем процесс перевода.

Остатки опять записываем задом наперёд. Последнее число тоже участвует в формировании результата наравне с остатками.

Получается 8610 = 1268.

Переведём число 9910 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 2

Получается 9910 = 1438.

Переведём число 10510 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 3

Получается 10510 = 1518.

Найдём сумму цифр у полученных чисел.

1268, Сумма цифр: 9
1438, Сумма цифр: 8
1518, Сумма цифр: 7

Наименьшая сумма цифр равна 7.

Ответ: 7

Разберём несколько нестандартных тренировочных задач для подготовки к 10 заданию ОГЭ по информатике.

Задача(Неожиданная)

Число 3322n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наименьшее возможное значение n. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Наименьшее значение n в этой задаче может быть равно 4, потому что самая большая цифра — это тройка. Мы берём на 1 больше, т.к. в четверичной системе могут применяться только цифры: 0, 1, 2, 3. Тоже самое, как в нашей родной десятичной системе могут применяться 10 цифр: от нуля, до девяти. Самая большая цифра в нашей родной десятичной системе девятка.

Осталось перевести данное число из четверичной системы в десятичную.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную)

Ответ: 250

Задача (Уже знаем)

Число 2023n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите значение n, при котором данное число минимально. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Здесь нужно, чтобы само число 2023n было минимальным. Но это число будет минимальным, если мы выберем самое маленькое значение n при данных цифрах.

Самое маленькое основание системы может вновь 4. Переведём наше число 20234 из четверичной системы в десятичную.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную) 2

Получается число 139.

Ответ: 139

Задача (Крепкий орешек)

Число 121n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наибольшее возможное значение n, для которого 121n < 10810. Для этого значения n в ответе запишите представления данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Мы не знаем в какой системе счисления записано число. Но всё равно начнём переводить его в десятичную систему, оставив переменную n в виде неизвестной.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из n-ричной в десятичную)

Попробуем подобрать n.

При n=10

1*100 + 2*101 + 1*102 = 121 > 10810

Перебор. Ну это и так было понятно.

Значит, нужно уменьшать n. Возьмём n = 9.

1*90 + 2*91 + 1*92 = 100 < 10810

Как раз получилось число, которое меньше числа 10810. Это и есть наибольшее n!

В ответе просили перевести исходное число в десятичную систему. Это и есть число 100, уже всё переведено.

Ответ: 100

Задача (Не все цифры одинаковые)

Десятичное число 511 записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите минимальное значение n, при котором в полученной записи числа не все цифры одинаковые. В ответе запишите запись числа в системе счисления с найденным основанием n. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Начнём перебирать основание системы n, начиная с наименьшего значения 2. Переведём число 51110 в двоичную систему.

Можно переводить стандартно, через деление уголком на 2. Но в данном случае видно, что число 511 близко к 512. Число 512 = 29.

Существует правило:

24 = 100002
26 = 10000002

Т.е. степень двойки показывает, сколько после единицы нулей у числа в двоичной системе.

Это касается любой системы счисления.

32 = 1003
33 = 10003

Наше число

51110 = 51210 — 1 = 29 — 1 = 10000000002 — 1

Сделаем вычитание столбиком.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (вычитание столбиком)

Вычитание или суммирование столбиком в любой системе счисления выполняются так же, как и в нашей системе счисления. Здесь мы вычитаем единицу из нуля. Ноль идёт занимать у более старшего разряда и т.д. В итоге обращаемся к самой старшей единице. Эта единица превращается в младшем разряде в двойку, потому что работаем в двоичной системе. Как и в нашей системе, когда занимаем у старшего разряда единицу, она превращается в десяток. В итоге каждая двойка отдаёт единицу в младший разряд. В самом младшем разряде получается действие 2-1=1. А все разряды, т.к. отдали единицу в младший разряд превратятся в 1.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в троичную)

Получается 51110 = 2002213.

Видим, что не все цифры у числа одинаковые в троичной системе. И число n = 3 — это минимально возможное число.

Ответ: 200221

Задача(Диапазон чисел)

Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство

2B16 < x < 628?

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.

Решение:

Нам нужно узнать сколько чисел находятся в диапазоне от 2B16 до 628.
Переведём числа 2B16 и 628 в нашу родную десятичную систему счисления. Затем, мы уже сможем сообразить, сколько чисел вмещается в этот диапазон.

Чтобы перевести число из любой системы счисления в нашу родную десятичную, необходимо воспользоваться методом «возведения в степень».

ЕГЭ по информатике 2020 - задание 1

Начинаем с младшего разряда. Цифра «B» превращается в 11. 2B16 = 4310. Теперь переведём число
628 в десятичную систему.

ЕГЭ по информатике 2020 - первое задание

Таким образом, наше неравенство принимает вид 43 < x < 50. Кажется, что нужно сделать 50 — 43 = 7. Но если мы подставим небольшие числа 4 < x < 6, то мы увидим, что метод 6-4=2 неверен. Число будет только одно: 5 (пять). Поэтому и от нашего числа 7 мы тоже должны отнять единицу. 7 — 1 = 6. И ответ будет 6.

Если бы у нас было в одном месте знак «больше или равно»: 2B16 ≤ x < 628, то мы бы оставили число 7. А если было бы два знака «больше или равно», то даже прибавили единицу.

Ответ: 6

Программы работают по алгоритму, многие люди тоже выполняют действия по алгоритму, школьники тоже должны уметь с ним работать.

По алгоритму 11211 исполнитель Альфа должен будет работать с числом 6: прибавь 1, прибавь 1, умножь на b, прибавь 1, прибавь 1, при этом получится число 82. Составим уравнение, соответствующее данному алгоритму, и найдём b:

(6+1+1)*b+1+1=82

8b=82-2

8b=80

b=80/8

b=10

Проверяем:

К 6 по алгоритму (11) прибавляем 1, прибавляем ещё 1, (6+1+1=8), получаем 8, далее по алгоритму (2) умножаем 8 на найденное b=10, 8*10=80. Далее по алгоритму (11) прибавляем ещё 1 и ещё 1, получаем 80+1+1=82. Всё верно.

Ответ: 10

1. Порядковый счет в различных системах счисления.

В современной жизни мы используем позиционные системы счисления, то есть системы, в которых число, обозначаемое цифрой, зависит от положения цифры в записи числа. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о них, опуская термин «позиционные».

Для того чтобы научиться переводить числа из одной системы в другую, поймем, как происходит последовательная запись чисел на примере десятичной системы.

Поскольку у нас десятичная система счисления, мы имеем 10 символов (цифр) для построения чисел. Начинаем порядковый счет: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифры закончились. Мы увеличиваем разрядность числа и обнуляем младший разряд: 10. Затем опять увеличиваем младший разряд, пока не закончатся все цифры: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. Увеличиваем старший разряд на 1 и обнуляем младший: 20. Когда мы используем все цифры для обоих разрядов (получим число 99), опять увеличиваем разрядность числа и обнуляем имеющиеся разряды: 100. И так далее.

Попробуем сделать то же самое в 2-ной, 3-ной и 5-ной системах (введем обозначение rm X_2 для 2-ной системы, rm X_3 для 3-ной и т.д.):

rm X_{10} rm X_2 rm X_3 rm X_5
0 0 0 0
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 10 3
4 100 11 4
5 101 12 10
6 110 20 11
7 111 21 12
8 1000 22 13
9 1001 100 14
10 1010 101 20
11 1011 102 21
12 1100 110 22
13 1101 111 23
14 1110 112 24
15 1111 120 30

Если система счисления имеет основание больше 10, то нам придется вводить дополнительные символы, принято вводить буквы латинского алфавита. Например, для 12-ричной системы кроме десяти цифр нам понадобятся две буквы (rm A и rm B):

rm X_{10} rm X_{12}
0 0
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
10 rm A
11 rm B
12 10
13 11
14 12
15 13

 
2.Перевод из десятичной системы счисления в любую другую.

Чтобы перевести целое положительное десятичное число в систему счисления с другим основанием, нужно это число разделить на основание. Полученное частное снова разделить на основание, и дальше до тех пор, пока частное не окажется меньше основания. В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.

Пример 1. Переведем десятичное число 46 в двоичную систему счисления.

Перевод

46=101110_2

Пример 2. Переведем десятичное число 672 в восьмеричную систему счисления.

Перевод

672=1240_8

Пример 3. Переведем десятичное число 934 в шестнадцатеричную систему счисления.

Перевод

rm 934=3A6_{16}

3. Перевод из любой системы счисления в десятичную.

Для того, чтобы научиться переводить числа из любой другой системы в десятичную, проанализируем привычную нам запись десятичного числа.
Например, десятичное число 325 – это 5 единиц, 2 десятка и 3 сотни, т.е.

325_{10}=5+2 cdot 10 + 3 cdot 100.

Точно так же обстоит дело и в других системах счисления, только умножать будем не на 10, 100 и пр., а на степени основания системы счисления. Для примера возьмем число 1201 в троичной системе счисления. Пронумеруем разряды справа налево начиная с нуля и представим наше число как сумму произведений цифры на тройку в степени разряда числа:

3;2;1;0
1;2;0;1_3=1 cdot 3^0 + 0 cdot 3^1 + 2 cdot 3^2 + 1 cdot 3^3=1+0+18+27=46
1;2;0;1_3=1 cdot 3^3 + 2 cdot 3^2 + 0 cdot 3^1 + 1 cdot 3^0=27+18+0+1=46

Это и есть десятичная запись нашего числа, т.е. 1201_3 = 46_{10}.

Пример 4. Переведем в десятичную систему счисления восьмеричное число 511.

511_8=5 cdot 8^2+1 cdot 8^1+1 cdot 8^0=5 cdot 64+1 cdot 8+1=329
511_8=329_{10}.

Пример 5. Переведем в десятичную систему счисления шестнадцатеричное число 1151.

1 cdot 16^3+1 cdot 16^2+5 cdot 16^1+1 cdot 16^0=1 cdot 4096+1 cdot 256+5 cdot 16+1=4096+256+80+1=4433.
1151_{16}=4433_{10}.

4. Перевод из двоичной системы в систему с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.).

Для преобразования двоичного числа в число с основанием «степень двойки» необходимо двоичную последовательность разбить на группы по количеству цифр равному степени справа налево и каждую группу заменить соответствующей цифрой новой системы счисления.

Например, Переведем двоичное 1100001111010110 число в восьмеричную систему. Для этого разобьем его на группы по 3 символа начиная справа (т.к. 8=2^3), а затем воспользуемся таблицей соответствия и заменим каждую группу на новую цифру:

1 100 001 111 010 110_2
1 4 1 7 2 6_8

Таблицу соответствия мы научились строить в п.1.

rm X_{2} rm X_8
0 0
1 1
10 2
11 3
100 4
101 5
110 6
111 7

Т.е. 1100001111010110_2 = 141726_8.

Пример 6. Переведем двоичное 1100001111010110 число в шестнадцатеричную систему.

rm X_{2} rm X_{16}
0 0
1 1
10 2
11 3
100 4
101 5
110 6
111 7
1000 8
1001 9
1010 A
1011 B
1100 C
1101 D
1110 E
1111 F

rm 1100001111010110_2 = 1100;0011;1101;0110_2 = C3D6_{16}.

5.Перевод из системы с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.) в двоичную.

Этот перевод аналогичен предыдущему, выполненному в обратную сторону: каждую цифру мы заменяем группой цифр в двоичной системе из таблицы соответствия.

Пример 7. Переведем шестнадцатеричное число С3A6 в двоичную систему счисления.

Для этого каждую цифру числа заменим группой из 4 цифр (т.к. 16=2^4) из таблицы соответствия, дополнив при необходимости группу нулями вначале:
rm C_{16}=1100_2
rm 3_{16}=0011_2
rm A_{16}=1010_2
rm 6_{16}=0110_2

rm C3A6_{16}=1100;0011;1010;0110_2.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Системы счисления. Перевод из одной системы в другую.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Формулы и Задачи (Информатика 10)

Формулы

N = 2 i

N — мощность алфавита (количество знаков в алфавите)
i — информационный вес символа алфавита (количество информации в одном символе)

I = K * i

I — количество информации, содержащееся в выбранном сообщении (информационный объем сообщения)
K — число символов в сообщении
i — информационный вес символа (количество информации в одном символе)

Q = N L

Q — количество разных сообщений
N — количество символов
L — длина сообщения

Формула Хартли:

I = log2N

I — количество информации, содержащееся в выбранном сообщении
N — количество сообщений

Римская система счисления

I – 1 (палец),
V – 5 (раскрытая ладонь, 5 пальцев),
X – 10 (две ладони),
L – 50,
C – 100 (Centum),
D – 500 (Demimille),
M – 1000 (Mille)

Перевод чисел из других систем счисления в десятичную систему счисления

Развернутая запись целого числа:

a 3a 2a 1a 0 = a 3 * p 3 + a 2 * p 2 + a 1 * p 1 + a 0 * p 0

Правило перевода числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления — умножаем каждую цифру исходного числа на основание системы счисления в степени разряда , в котором находится эта цифра, а затем всё складываем.

Запись через схему Горнера:

p — основание системы счисления в котором представлено число.

Пример:

6 3 7 5 10 = 6 * 10 3 + 3 * 10 2 + 7 * 10 1 + 5 * 10 0
6 3 7 5 10 = (( 6 * 10 + 3 ) * 10 + 7 ) * 10 + 5
1 2 3 4 5 = 1 * 5 3 + 2 * 5 2 + 3 * 5 1 + 4 * 5 0 = 19410
1 2 3 4 5 = (( 1 * 5 + 2 ) * 5 + 3 ) * 5 + 4 = 19410

Развернутая запись дробного числа:

Запись через схему Горнера:

p — основание системы счисления в котором представлено число.

Пример:

0,6375 = 6 * 10 -1 + 3 * 10 -2 + 7 * 10 -3 + 5 * 10 -4
0,6375 = 10 -1 * (6 + 10 -1 * (3 + 10 -1 * (7 + 10 -1 * 5)))
0,1234 5 = 1 * 5 -1 + 2 * 5 -2 + 3 * 5 -3 + 4 * 5 -4
0,1234 5 = 5 -1 * (1 + 5 -1 * (2 + 5 -1 * (3 + 5 -1 * 4)))

Задачи

Алфавитный подход к измерению количества информации

Определить количество информации в 10 страницах текста (на каждой странице 32 строки по 64 символа) при использовании алфавита из 256 символов.

  1. информационная ёмкость символа: 256 = 2 8 =>> i = 8 бит = 1 байт
  2. количество символов на странице:
    32 * 64 = 2 5 * 2 6 = 2 11
  3. общее количество символов:
    L = 10 * 2 11
  4. информационный объём сообщения:
    I = L * i = 10 * 2 11 * 1 байт = 20 Кбайт

Системы счисления

Логические операции

Логической операцией называется выбор решения (действия), исходя из заданной ситуации, определяемой набором факторов (условий).
Зависимости между логическими функциями (операциями) и логическими переменными устанавливаются с помощью таблиц истинности. Используются следующие логические операции: НЕ, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ, тождество.

Логическая операция НЕ (инверсия, операция логического отрицания). Действие, которое определяется операцией НЕ произойдет, если отсутствует фактор его определяющий.

Таблица истинности для операции НЕ имеет вид:

Действие, связанное с операцией НЕ можно записать следующим образом:

Логическая операция И ( конъюнкция, операция логического умножения). Действие, которое определяется операцией И произойдет, если выполняются все влияющие на него факторы (условия).

Таблица истинности для операции И имеет вид:

A B X=A^B
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Действие, связанное с операцией И можно записать следующим образом:

X = AB = A*B = A ^ B

Логическая операция ИЛИ ( дизъюнкция, операция логического сложения). Действие, которое определяется операцией ИЛИ произойдет, если выполняются хотя бы одно (любое), определяющее его условие.

Таблица истинности для операции ИЛИ имеет вид:

A B X=A v B
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1

Действие, связанное с операцией ИЛИ можно записать следующим образом:

Логическая операция Исключающее ИЛИ. Операция Исключающее ИЛИ осуществляет суммирование по модулю два т.е. без учета переноса в старший разряд.

Таблица истинности имеет вид:

A B X=AB
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 0

Действие, связанное с операцией Исключающее ИЛИ можно записать следующим образом:

X = A B

Действие, связанное с операцией Импликации можно записать следующим образом:

Таблица истинности Импликации имеет вид:

A B A → B
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

Операция тождество. Операция тождество определяет тождественность аргументов.

Таблица истинности для операции тождество имеет вид:

A B A Ξ B
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Действие, связанное с операцией тождество можно записать следующим образом:

X = A B.

Диаграммы Венна (круги Эйлера)

Поиск номера сети

Необходимо найти номер сети по IP-адресу 12.16.196.10 и маске 255.255.224.0.

Картинки формулы по информатике (43 фото)

Решение задач с формулами по информатике позволяет лучше понять устройство вычислительной техники. Понимание основ данной науки необходимо каждому человеку. Во многих формулах по информатике используются такие понятия как бит и байт. Они являются единицами измерения информации, которой оперирует компьютер. Предлагаем тут посмотреть красивые картинки про формулы по информатике.

Скорость передачи файла.

Число возможных вариантов.

Прикольная формула по информатике.

Глубина кодирования в бит.

Количество символов в тексте.

Картинка формулы по информатике.

Важное уравнение информационной науки.

Формулы по информатике в опорном конспекте.

Задача на кодирование текста.

Ученый Ральф Хартли.

Замечательная формула по информатике.

Самостоятельная работа на логику.

Красивая картинка формул по информатике.

Символы в одном сообщении.

Информационный вес символа.

Познавательный материал с формулами по информатике.

Сумма элементов в задаче.

Символьный алфавит компьютера.

Сложная формула по информатике.

Алфавитный подход к измерению.

Небольшие подсказки для экзамена.

Формулы по информатике на картинке.

Количество информации как степень.

Символы, используемые в некотором языке.

Главная формула информатики.

Простое задание с логарифмом.

Измерение информации в битах.

Красные рамки для формул по информатике.

Символы на темном фоне.

Вес символа алфавита.

Целые разряды числа в формуле по информатике.

Дано, решение, ответ.

Цветная картинка формулы по информатике.

Двоичное кодирование целых чисел.

Преобразуем логические выражения.

Разные события для формул по информатике.

Важная пометка в синей рамке.

Определения для обозначений.

Запоминаем формулу по информатике.

Количество возможных равновероятных альтернатив.

Формулы и уравнения по информатике

2) Логическое сложение или дизъюнкция:

Дизъюнкция — это сложное логическое выражение, которое истинно, если хотя бы одно из простых логических выражений истинно и ложно тогда и только тогда, когда оба простых логических выраженbя ложны.
Обозначение: F = A v B.

Таблица истинности для дизъюнкции

A B F
1 1 1
1 0 1
0 1 1
0 0 0

3) Логическое отрицание или инверсия:

Инверсия — это сложное логическое выражение, если исходное логическое выражение истинно, то результат отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное логическое выражение ложно, то результат отрицания будет истинным. Другими простыми слова, данная операция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО.

Обозначение: F = ¬ A.

Таблица истинности для инверсии

4) Логическое следование или импликация:

Импликация — это сложное логическое выражение, которое истинно во всех случаях, кроме как из истины следует ложь. То есть данная логическая операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием.

«A → B» истинно, если из А может следовать B.

Обозначение: F = A → B.

Таблица истинности для импликации

A B F
1 1 1
1 0 0
0 1 1
0 0 1

5) Логическая равнозначность или эквивалентность:

Эквивалентность — это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

источники:

http://proprikol.ru/kartinki/kartinki-formuly-po-informatike-43-foto.html

http://www.sites.google.com/site/uvarovaap/family-map/11-klass/osnovy-logiki-logiceskie-operacii-i-tablicy-istinnosti

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти секретную дверь на драконьем хребте
  • Как составить план онлайн курса
  • Как найти много денег за деньги
  • Как найти работу в гос структуре
  • Как составить завещание на счет в банке