Как найти значение икс в графике

Прежде чем перейти к разбору решения задач с функциями обязательно прочитайте урок
«Что такое функция в математике».

После того, как вы действительно поймете, что такое функция
(возможно, придется прочитать урок не один раз) вы с бóльшей уверенностью сможете решать задания с функциями.

В этом уроке мы разберем, как решать основные типы задач на функцию и графики функций.

Как получить значение функции

Рассмотрим задание.
Функция задана формулой «y = 2x − 1»

  1. Вычислить «y» при «x = 15»
  2. Найти значение «x», при котором
    значение «y» равно «−19».

Для того, чтобы вычислить «y» при
«x = 15» достаточно подставить в функцию вместо «x»
необходимое числовое значение.

Запись решения выглядит следующим образом.

y(15) = 2 · 15 − 1 = 30 − 1 = 29

Для того, чтобы найти «x»
по известному «y», необходимо подставить вместо
«y» в формулу функции числовое значение.

То есть теперь наоборот, для поиска «x»
мы подставляем в функцию «y = 2x − 1» вместо
«y» число «−19» .

−19 = 2x − 1

Мы получили линейное уравнение с неизвестным «x»,
которое решается по правилам решения линейных уравнений.

Запомните!
!

Не забывайте про правило переноса в уравнениях.

При переносе из левой части уравнения в правую (и наоборот) буква или число меняет знак на
противоположный.

−19 = 2x − 1
0 = 2x − 1 + 19
−2x = −1 + 19
−2x = 18

Как и при решении линейного уравнения, чтобы найти неизвестное, сейчас
требуется умножить и левую, и правую часть на «−1» для смены знака.

−2x = 18       | · (−1)
2x = −18                

Теперь разделим и левую, и правую часть на «2», чтобы найти «x» .

2x = −18     | (: 2)
x = −9                

Как проверить верно ли равенство для функции

Рассмотрим задание.
Функция задана формулой «f(x) = 2 − 5x».

Верно ли равенство
«f(−2) = −18»?


Чтобы проверить верно ли равенство, нужно подставить в функцию «f(x) = 2 − 5x»
числовое значение «x = −2» и сопоставить с тем, что получится при расчетах.

Важно!
Галка

Когда подставляете отрицательное число вместо «x», обязательно заключайте его в скобки.

Не забывайте использовать
правило знаков.

Неправильно

неверная подставновка отрицательного числа в функцию

Правильно

верная подставновка отрицательного числа в функцию

С помощью расчетов мы получили
«f(−2) = 12».

Это означает, что «f(−2) = −18»
для функции «f(x) = 2 − 5x» не является верным равенством.

Как проверить, что точка принадлежит графику функции

Рассмотрим функцию «y = x2 −5x + 6»

Требуется выяснить, принадлежит ли графику этой функции точка с координатами
(1; 2).


Для этой задачи нет необходимости, строить график заданной функции.

Запомните!
!

Чтобы определить, принадлежит ли точка функции,
достаточно подставить её координаты в функцию (координату по оси
«Ox» вместо
«x» и координату по оси «Oy»
вместо «y»).

Если получится верное равенство, значит, точка принадлежит функции.

Вернемся к нашему заданию. Подставим в функцию «y = x2 − 5x + 6»
координаты точки (1; 2).

Вместо «x» подставим «1».
Вместо «y» подставим «2».

2 = 12 − 5 · 1 + 6
2 = 1 − 5 + 6
2 = −4 + 6
2 = 2 (верно)

У нас получилось верное равенство, значит, точка с координатами
(1; 2) принадлежит заданной функции.

Теперь проверим точку с координатами (0; 1).
Принадлежит ли она
функции «y = x2 − 5x + 6»?

Вместо «x» подставим «0».
Вместо «y» подставим «1».

1 = 02 − 5 · 0 + 6
1 = 0 − 0 + 6
1 = 6 (неверно)

В этом случае мы не получили верное равенство.
Это означает, что точка с координатами (0; 1) не принадлежит функции
«y = x2 − 5x + 6»

Как получить координаты точки функции

С любого графика функции можно снять координаты точки. Затем необходимо убедиться, что при подстановке координат
в формулу функции получается верное равенство.

Рассмотрим функцию «y(x) = −2x + 1». Её график
мы уже
строили
в предыдущем уроке.

график функции y = 2x + 1

Найдем на графике функции «y(x) = −2x + 1», чему равен «y»
при x = 2.

Для этого из значения «2» на оси «Ox» проведем перпендикуляр к графику функции.
Из точки пересечения перпендикуляра и графика функции проведем еще один перпендикуляр к оси «Oy».

получение координаты y с графика функции

Полученное значение «−3» на оси «Oy» и будет искомым значением «y».

Убедимся, что мы правильно сняли координаты точки для x = 2
в функции «y(x) = −2x + 1».

Для этого мы подставим x = 2 в формулу функции
«y(x) = −2x + 1». Если мы правильно
провели перпендикуляр, мы также должны получить в итоге y = −3.

y(2) = −2 · 2 + 1 = −4 + 1 = −3

При расчетах мы также получили y = −3.

Значит, мы правильно получили координаты с графика функции.

Важно!
Галка

Все полученные координаты точки с графика функции обязательно проверяйте
подстановкой значений «x» в функцию.

При подстановке числового значения «x» в функцию в результате должно получиться
то же значение «y», которое вы получили на графике.

При получении координат точек с графика функции высока вероятность, что вы ошибетесь, т.к. проведение перпендикуляра к осям выполняется «на глазок».

Только подстановка значений в формулу функции дает точные результаты.


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

11 ноября 2018 в 15:46

Веточка Сакуры
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Веточка Сакуры
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Функция y=f(x) является нечётной и при x ⩽0 задаётся формулой y= —  x² — 8x.Найдите значение фун. в т. минимума (y min).

0
Спасибоthanks
Ответить

12 ноября 2018 в 3:25
Ответ для Веточка Сакуры

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


ymin = y(4) = -16.

0
Спасибоthanks
Ответить

17 сентября 2018 в 13:28

Alesger Mammedov
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Alesger Mammedov
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Добрый день помогите пожалуйста с задачкой
f(x2-3x)=3x2+5x-4
f(3)=?

0
Спасибоthanks
Ответить

17 сентября 2018 в 23:01
Ответ для Alesger Mammedov

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


f(3) = 26 ± 7√21 

0
Спасибоthanks
Ответить

13 ноября 2016 в 6:43

Роман Безбородов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Роман Безбородов
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

определите вид графика

0
Спасибоthanks
Ответить

14 ноября 2016 в 17:30
Ответ для Роман Безбородов

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


y =  ax; a > 1. 

0
Спасибоthanks
Ответить

7 сентября 2016 в 22:08

Иван Баранов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Иван Баранов
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

у=Х2+2Х-3 найдите значение функции, если значение аргумента равно -2
у=3х-5 при каком значении аргумента значение функции раво 10

0
Спасибоthanks
Ответить

8 сентября 2016 в 15:26
Ответ для Иван Баранов

Юлия Анарметова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 11

(^-^)
Юлия Анарметова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 11


аргумент это х значит у=(-2)2+2 · (-2)-3=4-4-3=-3
у=3х-5 значит 10=3х-5
                          10+5=3х
                           15=3х
                           х=15:3=5

0
Спасибоthanks
Ответить


На чтение 4 мин Просмотров 5.4к.

Как найти значение аргумента по значению функции? Это можно сделать с помощью формулы функции.

Если формула задана формулой вида y=f(x), чтобы найти значение аргумента по значению функции, надо в формулу вместо y подставить заданное значение функции и решить получившееся уравнение относительно икса.

1) Линейная функция задана формулой y=5x-8. Найти значение аргумента, при котором значение функции равно 7; -38;0.

Поменяем местами левую и правую часть, чтобы запись выглядела в привычном виде (знаки при этом менять не надо):

Это — линейное уравнение. Неизвестное — в одну сторону, известные — в другую (при переносе слагаемых из одной части в другую знаки меняются на противоположные):

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

2) При каком значении аргумента значение функции

Решаем квадратное уравнение.

При y=0 x=3 и x=0,5.

Это — неполное квадратное уравнение. Общий множитель x выносим за скобки

При y=3 x=0 и x=3,5.

Значение аргумента по заданному значению функции можно также найти с помощью графика. О том, как это сделать, мы будем говорить в следующий раз.

В прошлый раз мы находили значение функции по значению аргумента с помощью формулы.

Рассмотрим, как по данному графику функции найти y по x.

1) Пользуясь графиком линейной функции, изображенной на рисунке 1, найдите значение функции,если значение аргумента равно 1; 3; -3, -1; 0.

Аргумент — это x, функция — y.

Найти значение функции по значению аргумента — значит, по данному значению x найти, чему равен y.

Начнём с x=1. На оси абсцисс Ox находим x=1. Чтобы найти соответствующее значение y, надо из точки на Ox идти либо вверх, либо вниз, чтобы попасть на график.

От x=1 идём вверх. От полученной точки на графике надо двигаться либо влево, либо вправо, чтобы попасть на ось Oy. В данном случае идем влево и попадаем с ординатой y=2 (стрелочки помогают увидеть направление движения).

Следовательно, при x=1 y=2.

Аналогично, если x=3, идем вверх до пересечения с графиком, затем влево до пересечения с осью ординат Oy.

Получаем, что при x=3 y=4.

Если x=-3, чтобы попасть на график функции, нужно идти вниз, затем — вправо, до пересечения с осью Oy.

При x=-1 ни вверх, ни вниз двигаться не надо — эта точка уже на графике функции. Следовательно, y=0.

Записываем: при x=-1 y=0.

При x=0 идем до графика вверх и попадаем в точку с ординатой y=2.

2) На рисунке 2 изображен график функции y=f(x).

Пользуясь графиком, найдите значение функции, если значение аргумента равно 1; 3; 5; 7; -1; -5.

Чтобы по графику функции найти y по x, сначала надо от точки с данной абсциссой попасть на график, двигаясь вверх либо вниз, а затем от точки на графике идти к оси Oy, двигаясь влево или вправо.

При x=1 идем до графика функции вверх, затем влево — на ось Oy. Попадаем в точку с ординатой y=2.

Пишем: при x=1 y=2.

При x равном -1 и -5 идем сначала вверх, затем — вправо.

При иксах равных 3; 5 и 7 идём вниз и влево.

Обратите внимание: различным значениям икса может соответствовать одно значение y:

Дана следующая функция y=f(x) :
y = 2x – 10, если x > 0
y = 0, если x = 0
y = 2 * |x| – 1, если x

Требуется найти значение функции по переданному x .

  1. Получить с клавиатуры значение x .
  2. Если x больше 0, то вычислить выражение 2*x-10 , результат присвоить переменной y .
  1. Иначе если x равен 0, то присвоить y значение 0.
  1. Иначе присвоить y результат выражения 2*|x|-1 .
  • Вывести значение y на экран.
  • var x , y : integer ;
    begin
    readln ( x ) ;
    if x > 0 then y : = 2 * x – 10
    else
    if x = 0 then y : = 0
    else y : = 2 * abs ( x ) – 1 ;

    writeln ( y ) ;
    end .

    main ( ) <
    int x , y ;
    scanf ( «%d» , & x ) ;
    if ( x > 0 ) y = 2 * x – 10 ;
    else
    if ( x == 0 ) y = 0 ;
    else
    y = 2 * abs ( x ) – 1 ;

    printf ( «%d
    » , y ) ;
    >

    x = input ( )
    x = int ( x )

    if x > 0 :
    y = 2 *x – 10
    elif x == 0 :
    y = 0
    else :
    y = 2 * abs ( x ) – 1

    В КуМир функция взятия модуля от числа возвращает вещественное значение. Поэтому используется функция int(), чтобы привести к целому, иначе присвоение невозможно.

    Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Графики функций”.

    Ёжику Понятно

    Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

    Содержание страницы:

    Декартова система координат

    Система координат – это две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них.

    Координатные оси – прямые, образующие систему координат.

    Ось абсцисс (ось x ) – горизонтальная ось.

    Ось ординат (ось y ) – вертикальная ось.

    декартова система координат

    Функция

    Функция – это отображение элементов множества X на множество Y. При этом каждому элементу x множества X соответствует одно единственное значение y множества Y.

    Прямая

    Линейная функция – функция вида y = a x + b где a и b – любые числа.

    Графиком линейной функции является прямая линия.

    Рассмотрим, как будет выглядеть график в зависимости от коэффициентов a и b :

    Если a > 0 , прямая будет проходить через I и III координатные четверти.

    b – точка пересечения прямой с осью y .

    График линейной функции, a > 0

    Если a < 0 , прямая будет проходить через II и IV координатные четверти.

    b – точка пересечения прямой с осью y .

    График линейной функции, a < 0

    Если a = 0 , функция принимает вид y = b .

    График линейной функции y = b

    Отдельно выделим график уравнения x = a .

    Важно: это уравнение не является функцией так как нарушается определение функции (функция ставит в соответствие каждому элементу x множества X одно единственно значение y множества Y). Данное уравнение ставит в соответствие одному элементу x бесконечное множества элементов y. Тем не менее, график данного уравнения построить можно. Просто не будем называть его гордым словом «Функция».

    График уравнения x = a

    Парабола

    Графиком функции y = a x 2 + b x + c является парабола.

    Для того, чтобы однозначно определить, как располагается график параболы на плоскости, нужно знать, на что влияют коэффициенты a , b , c :

    1. Коэффициент a указывает на то, куда направлены ветки параболы.
    • Если a > 0 , ветки параболы направлены вверх.
    • Если a < 0 , ветки параболы направлены вниз.
    1. Коэффициент c указывает, в какой точке парабола пересекает ось y.
    2. Коэффициент b помогает найти x в – координату вершины параболы.

    x в = − b 2 a

    1. Дискриминант позволяет определить, сколько точек пересечения у параболы с осью .
    • Если D > 0 – две точки пересечения.
    • Если D = 0 – одна точка пересечения.
    • Если D < 0 – нет точек пересечения.

    Парабола, a > 0, c > 0 Парабола, a > 0, c < 0 Парабола, a < 0, c < 0 Парабола, a < 0, c > 0

    Гипербола

    Графиком функции y = k x является гипербола.

    Характерная особенность гиперболы в том, что у неё есть асимптоты.

    Асимптоты гиперболы – прямые, к которым она стремится, уходя в бесконечность.

    Ось x – горизонтальная асимптота гиперболы

    Ось y – вертикальная асимптота гиперболы.

    На графике асимптоты отмечены зелёной пунктирной линией.

    Если коэффициент k > 0 , то ветви гиперолы проходят через I и III четверти.

    Гипербола

    Если k     <     0, ветви гиперболы проходят через II и IV четверти.

    Гипербола

    Чем меньше абсолютная величина коэффиента k (коэффициент k без учета знака), тем ближе ветви гиперболы к осям x и y .

    Гипербола

    Гипербола

    Квадратный корень

    Функция y     =     x имеет следующий график:

    График квадратного корня

    Возрастающие/убывающие функции

    Функция y   =   f ( x ) возрастает на интервале, если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует большее значение функции (большее значение y ) .

    То есть чем больше (правее) икс, тем больше (выше) игрек. График поднимается вверх (смотрим слева направо)

    Примеры возрастающих функций:

    Возрастающие функции

    Функция y   =   f ( x ) убывает на интервале, если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует меньшее значение функции (большее значение y ) .

    То есть чем больше (правее) икс, тем меньше (ниже) игрек. График опускается вниз (смотрим слева направо).

    Примеры убывающих функций:

    Убывающие функции

    Для того, чтобы найти наибольшее значение функции, находим самую высокую точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наибольшим значением функции.

    Наибольшее значение функции

    Для того, чтобы найти наименьшее значение функции, находим самую нижнюю точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наименьшим значением функции.

    Наименьшее значение функции

    Задание №11 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.

    Скачать домашнее задание к уроку 5.




    Мы уже рассмотрели нахождение значения аргумента по заданному значению функции.

    Теперь выясним, как по графику функции найти x по y.

    po-grafiku-najti-x-po-y

    Рисунок 1

    1) Пользуясь графиком линейной функции, изображенной на рисунке 1, найдите значение аргумента, если значение функции равно —1; 2; 0; 3.

    Решение:

    Аргумент — это x, функция — y.

    Найти значение аргумента по значению функции — значит, по данному значению y найти x.

    Начнём с y= -1. На оси Oy найдём точку с ординатой y= -1. Чтобы найти значение x, надо из точки на оси Oy попасть на график. Для этого нужно пойти либо влево, либо вправо. От точки y= -1 график находится слева, поэтому идём влево. Достигнув точки на графике, идём к оси Ox (в данном случае — вверх). Попадаем в точку с абсциссой x= -4. (Стрелочки помогают увидеть путь).

    Следовательно, при y= -1 x= -4.

    Если y=2, чтобы попасть из точки на оси Oy с ординатой y=2 на график, следует двигаться вправо. Идём вправо до графика. Достигнув точки графика, в которой y=2, идём вниз, до оси Ox. Попадаем в точку с абсциссой x=2.

    Записываем: при y=2  x=2.

    Если y=0, чтобы попасть на график функции, движемся влево. Дальше ни вверх, ни вниз двигаться не нужно, поскольку уже находимся на графике, в точке с абсциссой x= -2.

    Записываем: при y=0  x= -2.

    При y=3 идем вправо до графика, затем — вниз и получаем x=4.

    Пишем: при y=3  x=4.

    2) На рисунке 2 изображен график функции y=f(x).

    po-grafiku-funkcii-najti-x-po-y

    Рисунок 2

    Пользуясь графиком, найдите значение аргумента, если значение функции равно 6; -3; 2; 4; -5; 7.

    Решение:

    Чтобы найти значение аргумента по заданному значению функции y= 6, от точки на оси Oy с ординатой y=6 идем вправо до пересечения с графиком функции. Достигнув точки на графике, идём вниз, к оси Ox. На оси абсцисс попали в точку с абсциссой x=2.

    Записываем: при y=6  x=2.

    При y= -3 график есть и слева, и справа от оси Oy. Идём влево и вверх, получаем x= -5. Идём вправо и вверх, получаем x=6,5.

    Записываем: при y= -3 x= -5 и x=6,5.

    Аналогично, при y=2 x= -2 и x=5.

    Точка с ординатой  y=4 лежит на графике, идти никуда не надо, x=0.

    При y= -5 идём вправо и вверх, приходим в точку с абсциссой x=7.

    Пишем: при y= -5  x=7.

    При y=7 идём вправо и вниз, получаем x=3.

           

    Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

    1 способ – ищем коэффициенты на графике

    Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

    1. Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

      — Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a<0), то ветви параболы направлены вниз.

      определяем знак коэффициента a

      — Если (a>1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

      Определяем значение a

      — Аналогично с (a<-1), только график вытянут вниз.

      определяем значение a

      — Если (a∈(0;1)), то график сжат в (a) раз (по сравнению с «базовым» графиком с (a=1)). Вершина при этом остается на месте.

      парабола при a от 0 до 1

      — Аналогично (a∈(-1;0)), только ветви направлены вниз.

      парабола a от -1 до 0

    2. Парабола пересекает ось y в точке (c).

      определяем c по графику

    3. (b) напрямую по графику не видно, но его можно посчитать с помощью (x_в) — абсциссы (икса) вершины параболы:

      (x_в=-frac{b}{2a})
      (b=-x_вcdot 2a)
      находим b с помощью икс вершины

    Пример (ЕГЭ):

    пример из ЕГЭ

    Решение:
    Во-первых, надо разобраться, где тут (f(x)), а где (g(x)). По коэффициенту (c) видно, что (f(x)) это функция, которая лежит ниже – именно она пересекает ось игрек в точке (4).

    пример из ЕГЭ

    Значит нужно найти коэффициенты у параболы, которая лежит повыше.
    Коэффициент (c) у неё равен (1).
    Ветви параболы направлены вниз – значит (a<0). При этом форма этой параболы стандартная, базовая, значит (a=-1).

    пример из ЕГЭ

    Найдем (b). (x_в=-2), (a=-1).

    (x_в=-frac{b}{2a})
    (-2=-frac{b}{-2})
    (b=-4)

    Получается (g(x)=-x^2-4x+1). Теперь найдем в каких точках функции пересекаются:

    (-x^2-4x+1=-2x^2-2x+4)
    (-x^2-4x+1+2x^2+2x-4=0)
    (x^2-2x-3=0)
    (D=4+4cdot 3=16=4^2)
    (x_1=frac{2-4}{2}=-1);    (x_2=frac{2+4}{2}=3).

    Ответ: (3).

    2 способ – находим формулу по точкам

    Это самый надежный способ, потому что его можно применить практически в любой ситуации, но и самый не интересный, потому что думать тут особо не надо, только уметь решать системы линейных уравнений. Алгоритм прост:

    1. Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
      Пример:

      нахождение формулы по точкам

    2. Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

      Пример: (A(-4;5)), (B(-5;5)), (C(-6;3)).

      (begin{cases}5=a(-4)^2+b(-4)+c\5=a(-5)^2+b(-5)+c\3=a(-6)^2+b(-6)+c end{cases})

    3. Решаем систему.
      Пример:

      (begin{cases}5=16a-4b+c\5=25a-5b+c\3=36a-6b+c end{cases})

      Вычтем из второго уравнения первое:

      (0=9a-b)
      (b=9a)

      Подставим (9a) вместо (b):

      (begin{cases}5=16a-36a+c\5=25a-45a+c\3=36a-54a+c end{cases})
      (begin{cases}5=-20a+c\5=-20a+c\3=-18a+c end{cases})

      Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

      (2=-2a)
      (a=-1)

      Найдем (b):

      (b=-9)

      Подставим в первое уравнение (a):

      (5=20+c)
      (c=-15).

      Получается квадратичная функция:   (y=-x^2-9x-15).

    Пример (ЕГЭ):

    пример из ЕГЭ

    Решение:

    Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи). 

    решение задачи из ЕГЭ

    Таким образом имеем систему:

    (begin{cases}8=a(-1)^2+b(-1)+4\2=a+b+4 end{cases})

    (begin{cases}8=a-b+4\2=a+b+4 end{cases})

    (begin{cases}4=a-b\-2=a+b end{cases})

    Сложим 2 уравнения:

    (2=2a)
    (a=1)

    Подставим во второе уравнение:

    (-2=1+b)
    (b=-3)

    Получается:

    (g(x)=x^2-3x+4)

    Теперь найдем точки пересечения двух функций:

    (-3x+13=x^2-3x+4)
    (x^2-9=0)
    (x=±3)

    Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

    (f(-3)=-3cdot (-3)+13)
    (f(-3)=9+13)
    (f(-3)=22)

    Ответ:   (22).

    3 способ – используем преобразование графиков функций

    Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

    Главный недостаток этого способа — вершина должна иметь целые координаты.

    Сам способ базируется на следующих идеях:

    1. График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

      нахождение через преобразование параболы

    2. – Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
      – Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

      растяжение и сжатие параболы

    3. – График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
      — График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц. 

      Сдвиг параболы вправо и влево

    4. График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
      График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

      сдвиг параболы вверх и вниз

    У вас наверно остался вопрос — как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

    пример

    Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

    пример нахождение формулы параболы с помощью преобразования графиков функций

    А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

    решение примера

    То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
    После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

    (y=x^2-10x+25-4)
    (y=x^2-10x+21)

    Готово.

    Пример (ЕГЭ):

    решение примера из ЕГЭ

    Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

    1. Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

      решение примера из ЕГЭ

    2. Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

    3. Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

    4. Получается (y=-2(x^2-4x+4)+4=)(-2x^2+8x-8+4=-2x^2+8x-4).

    5. (f(6)=-2cdot 6^2+8cdot 6-4=-72+48-4=-28)

    Смотрите также:
    Как найти k и b по графику линейной функции?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу с погашенной судимостью
  • Как найти спортивную программу
  • Собственные оборотные средства как найти по балансу
  • Как найти площадь куба решение
  • Как найти количество слов в строке питон