Как найти значение степени с рациональным показателем

Содержание:

Напомним, что каждое рациональное число можно записать в виде дроби Степень с рациональным показателем с примерами решения

Определение. Пусть Степень с рациональным показателем с примерами решения — целое число, Степень с рациональным показателем с примерами решения — натуральное число, не равное 1. Степенью положительного числа а с рациональным показателем Степень с рациональным показателем с примерами решения (обозначается Степень с рациональным показателем с примерами решения) называется положительный корень и-й степени из числа Степень с рациональным показателем с примерами решения

Таким образом, Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем определяется и для основания, равного нулю (а = 0), но только тогда, когда показатель положительный.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Примеры преобразования степеней с рациональными показателями

Приведем несколько примеров преобразования степеней с рациональными показателями:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения не имеют смысла, так как по определению основание степени с рациональным показателем может быть только неотрицательным.

Поскольку рациональное число представимо в виде дроби неоднозначно, то возникает вопрос: не зависит ли определение степени с рациональным показателем от вида этой дроби? Например, верно ли равенство

Степень с рациональным показателем с примерами решения

На этот вопрос отвечает следующая теорема.

Теорема:

Для любого положительного значения Степень с рациональным показателем с примерами решения при любом натуральном Степень с рациональным показателем с примерами решения верно равенство

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство:

Преобразуем правую часть этого равенства, используя определение степени c. рациональным показателем, а также свойства степеней и корней:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Возникает вопрос: если, например, вычислить Степень с рациональным показателем с примерами решения пользуясь определением степени с целым показателем, и вычислить Степень с рациональным показателем с примерами решения пользуясь определением степени с рациональным показателем, то получим ли мы одно и то же число?

На этот вопрос отвечает следующая теорема.

Теорема:

Для любого положительного значения а при любом натуральном Степень с рациональным показателем с примерами решенияи целом Степень с рациональным показателем с примерами решения верно равенство

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство:

Преобразуем левую часть этого равенства, пользуясь определением степени с рациональным показателем, а также свойствами степеней и корней:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Действия со степенями с рациональными показателями

Для положительных оснований все действия со степенями с рациональными показателями обладают теми же свойствами, что и действия со степенями с целыми показателями.

Теорема:

Для любых положительных значений Степень с рациональным показателем с примерами решения при любых рациональных Степень с рациональным показателем с примерами решения верны равенства:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство:

Пусть Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Докажем равенство (1). Преобразуем его левую часть:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения по теореме 1 из п. 1.8 получим Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения по определению степени с рациональным показателем имеем Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения по теоремам из п. 1.4, 1.5 имеемСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения по свойству степеней с целыми показателями получим Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решенияпо определению степени с рациональным показателем имеемСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство остальных равенств аналогично доказательству равенства (1). ▲

Замечание 1. Согласно теореме 2 из п. 1.8 доказанные в этом пункте утверждения верны и в случае, когда одно из чисел Степень с рациональным показателем с примерами решения или Степень с рациональным показателем с примерами решения целое.

Замечание 2. Равенства (1)—(5) являются тождествами, поскольку каждое из них превращается в верное числовое равенство при любых значениях переменных, при которых входящие в это равенство выражения имеют смысл.

Следствие:

Для любых положительных значений Степень с рациональным показателем с примерами решения при любом рациональном Степень с рациональным показателем с примерами решения верны равенства:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

▲ Докажите эти равенства самостоятельно, используя равенства (2) и (5). ▲

Пример №1

Найти значение выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

Выполним преобразования:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

При Степень с рациональным показателем с примерами решения получимСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Ответ:Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример №2

Пусть Степень с рациональным показателем с примерами решенияРазложить выражение Степень с рациональным показателем с примерами решения на множители как разность:

а) квадратов; б)* кубов; в) четвертых степеней.

Решение:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример №3

Сократить дробь

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Ответ: Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример №4

Найти значение выражения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Ответ: Степень с рациональным показателем с примерами решения

Сравнение степеней с рациональными показателями

Теорема:

ПустьСтепень с рациональным показателем с примерами решения Тогда:

  1. если Степень с рациональным показателем с примерами решения — положительное рациональное число, то Степень с рациональным показателем с примерами решения
  2. если Степень с рациональным показателем с примерами решения — рациональные числа и Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство:

Докажем утверждение 1). Положительное рациональное число Степень с рациональным показателем с примерами решенияможно представить в виде Степень с рациональным показателем с примерами решения— натуральные числа.

По условию Степень с рациональным показателем с примерами решения значит, согласно свойству степеней с натуральными показателями получим Степень с рациональным показателем с примерами решения Последнее неравенство можно переписать так:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Еще раз воспользовавшись свойством степеней с натуральными показателями, получим

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Утверждение 2) доказывается аналогично.

Теорема:

ПустьСтепень с рациональным показателем с примерами решения Тогда:

  1. если Степень с рациональным показателем с примерами решения — положительное рациональное число, то Степень с рациональным показателем с примерами решения
  2. если Степень с рациональным показателем с примерами решения — рациональные числа и Степень с рациональным показателем с примерами решения

Доказательство этой теоремы аналогично доказательству теоремы 1.

Пример №5

Сравнить значения выражений:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

а) Основание степеней Степень с рациональным показателем с примерами решения— число — Степень с рациональным показателем с примерами решения

положительно и меньше 1, при этом показатель — больше показателя Степень с рациональным показателем с примерами решения В этом случае большему значению показателя соответствует меньшее значение степени. Поэтому имеем

Степень с рациональным показателем с примерами решения

б)Для основания степеней и их показателей соответственно верны неравенства

Степень с рациональным показателем с примерами решения

В этом случае большему значению показателя соответствует меньшее значение степени. Поэтому имеем

Степень с рациональным показателем с примерами решения

в) Для основания степеней и их показателей соответственно верны неравенства

Степень с рациональным показателем с примерами решения

В этом случае большему значению показателя соответствует большее значение степени. Поэтому имеем

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример №6

Сравнить Степень с рациональным показателем с примерами решения с единицей, если известно, что верно неравенство:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

а) Поскольку для показателей степеней верно неравенство Степень с рациональным показателем с примерами решения и по условию большему значению показателя степени соответствует меньшее значение степени, то основание степени Степень с рациональным показателем с примерами решения удовлетворяет неравенству Степень с рациональным показателем с примерами решения

б) Поскольку для показателей степени верно неравенство Степень с рациональным показателем с примерами решения и по условию большему значению показателя соответствует меньшее значение степени, то основание степени Степень с рациональным показателем с примерами решения удовлетворяет неравенству Степень с рациональным показателем с примерами решения

в) Поскольку для показателей степеней верно неравенство Степень с рациональным показателем с примерами решения и по условию большему значению показателя соответствует большее значение степени, то основание степени Степень с рациональным показателем с примерами решения удовлетворяет неравенству Степень с рациональным показателем с примерами решения

Ответ: Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степенная функция (показатель положительный)

В предыдущих классах мы изучали функции Степень с рациональным показателем с примерами решения Степень с рациональным показателем с примерами решенияКаждая из них является частным случаем функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения— постоянная.

Такая функция называется степенной.

Рассмотрим степенные функции с различными положительными показателями.

Функция y=xr где r=2k, k∈N

1. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решенияСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Естественная область определения выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения — множество R всех действительных чисел. Оно и является областью определения функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

Назовем свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решениягде Степень с рациональным показателем с примерами решения. Они те же, что и у функции Степень с рациональным показателем с примерами решения и устанавливаются так же, как свойства этой функции. Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решенияизображены на рисунке 3.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Теорема (о свойствах функции Степень с рациональным показателем с примерами решения)

  1. Областью определения функции является множество R всех действительных чисел.
  2. Множеством (областью) значений функции является промежуток Степень с рациональным показателем с примерами решения
  3. Значение функции, равное нулю (у = 0), является наименьшим, а наибольшего значения функция не имеет.
  4. График функции имеет с осями координат единственную точку пересечения (0; 0) — начало координат.
  5. Значение аргумента, равное нулю (х = 0), является нулем функции.
  6. Функция принимает положительные значения (у > 0) на множестве Степень с рациональным показателем с примерами решения т. е. все точки графика, кроме начала координат, лежат выше оси Ох, в I и II координатных углах.
  7. Функция четная; график функции симметричен относительно оси ординат.
  8. Функция убывающая на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решенияи возрастающая на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения
  9. Функция не является периодической.

Убедитесь в справедливости этих свойств, используя схематичное изображение графика функции Степень с рациональным показателем с примерами решения на рисунке 4.

Замечание. Если Степень с рациональным показателем с примерами решения то функция Степень с рациональным показателем с примерами решенияимеет вид Степень с рациональным показателем с примерами решения

Естественная область определения выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения — множество Степень с рациональным показателем с примерами решеният. е. все значения переменной Степень с рациональным показателем с примерами решениякроме нуляСтепень с рациональным показателем с примерами решения На этой области определения функция Степень с рациональным показателем с примерами решения имеет постоянное значение, равное 1. Изображение графика этой функции дано на рисунке 5.

Функция y=xr где r=2k+1, k∈N

2. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения Степень с рациональным показателем с примерами решения

Естественная область определения выражения Степень с рациональным показателем с примерами решениямножество R

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Всех действительных чисел. Оно и является областью определения функции

Степень с рациональным показателем с примерами решения Степень с рациональным показателем с примерами решения

Назовем свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения где Степень с рациональным показателем с примерами решения Они те же, что и у функции Степень с рациональным показателем с примерами решения и устанавливаются так же, как свойства этой функции. Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решенияъ изображены на рисунке 6.

Теорема (о свойствах функции Степень с рациональным показателем с примерами решения)

  1. Областью определения функции является множество R всех действительных чисел.
  2. Множеством (областью) значений функции является множество R всех действительных чисел.
  3. Функция наименьшего и наибольшего значений не имеет.
  4. График функции пересекает оси координат в единственной точке (0; 0) — начале координат.
  5. Значение аргумента, равное нулю (х = 0), является нулем функции.
  6. Функция принимает отрицательные значения (у < 0) на промежуткеСтепень с рациональным показателем с примерами решения и положительные значения (у > 0) на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения т. е. график функции расположен в I и III координатных углах.
  7. Функция нечетная; график функции симметричен относительно начала координат.
  8. Функция возрастающая на области определения.
  9. Функция не является периодической.

Убедитесь в справедливости этих свойств, используя схематичное изображение графика функции Степень с рациональным показателем с примерами решения где Степень с рациональным показателем с примерами решенияна рисунке 7.

Пример №7

Сравнив схематичные изображения графиков функций Степень с рациональным показателем с примерами решения(см. рис. 4, 7), указать, на каком из множеств обе функции:

а) возрастают;

б) имеют значения разных знаков;

в) убывают;

г) принимают неотрицательные значения;

д) принимают положительные значения;

е) принимают равные значения.

Ответ:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Замечание. Если Степень с рациональным показателем с примерами решения то функция Степень с рациональным показателем с примерами решения совпадает с функцией Степень с рациональным показателем с примерами решения график которой изображен на рисунке 8. Степень с рациональным показателем с примерами решения Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Функция y=xr, где r- рациональное нецелое число больше 1, r ∈ Q, r ∉ Z, r > 1

3. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения — рациональное нецелое число большеСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Область определения этой функции — промежуток Степень с рациональным показателем с примерами решения т. е. эта функция рассматривается только на множестве всех неотрицательных действительных чисел.

Назовем свойства этой функции. Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решения изображены на рисунке 9.

Теорема (о свойствах функции Степень с рациональным показателем с примерами решенияСтепень с рациональным показателем с примерами решения)

  1. Областью определения функции является множество Степень с рациональным показателем с примерами решения
  2. Множеством (областью) значений функции является множество Степень с рациональным показателем с примерами решения
  3. Значение функции, равное нулю Степень с рациональным показателем с примерами решения является наименьшим, а наибольшего значения функция не имеет.
  4. График функции имеет с осями координат единственную общую точку (0; 0) — начало координат.
  5. Значение аргумента, равное нулю (х = 0), является нулем функции.
  6. Функция принимает положительные значения (у > 0) на промежуткеСтепень с рациональным показателем с примерами решеният. е. график функции расположен в I координатном угле.
  7. Функция не является ни четной, ни нечетной.
  8. Функция возрастающая на области определения.
  9. Функция не является периодической.

Убедитесь в справедливости этих свойств, используя схематичное изображение графика функции Степень с рациональным показателем с примерами решения где Степень с рациональным показателем с примерами решенияна рисунке 10.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Функция y=xr, где r- рациональное положительное число меньше 1

4. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения — рациональное положительное число меньше 1, т. е. Степень с рациональным показателем с примерами решения

Область определения этой функции — промежуток Степень с рациональным показателем с примерами решения т.е. эта функция рассматривается только на множестве всех неотрицательных действительных чисел.

Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решения изображены на рисунке (рис. 11).

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Свойства функцииСтепень с рациональным показателем с примерами решенияСтепень с рациональным показателем с примерами решения

где Степень с рациональным показателем с примерами решенияте же, что и у функции Степень с рациональным показателем с примерами решения (Сформулируйте эти свойства, пользуясь рисунком 12.)

Подчеркнем, что функция Степень с рациональным показателем с примерами решения — положительное рациональное, но не натуральное число, рассматривается только на множестве всех неотрицательных действительных чисел.

  • Заказать решение задач по высшей математике

Пример №8

Изобразить (схематично) график функции:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Решение:

а) На рисунке 13, Степень с рациональным показателем с примерами решения схематично изображен график функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

б) На рисунке 13, б схематично изображен график функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

1. Сформулируйте свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

2. Сформулируйте свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения

3. Сформулируйте свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения если: Степень с рациональным показателем с примерами решения

4. Изобразите схематично график функции Степень с рациональным показателем с примерами решения если:

Степень с рациональным показателем с примерами решения

5. Что можно сказать об особенностях графика:

а) четной функции;

б) нечетной функции;

в) периодической функции?

6. Что можно сказать об особенностях области определения:

а) четной функции;

б) нечетной функции;

в) периодической функции?

Степенная функция (показатель отрицательный)

Вы изучали функцию Степень с рациональным показателем с примерами решения Эта функция является частным случаем степенной функции Степень с рациональным показателем с примерами решениягдеСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Рассмотрим еще несколько случаев степенной функции с отрицательным показателем:

Функция y=xr, где r=-2k+1, kN

1. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения

Естественная область определения выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения — множество всех действительных чисел, кроме нуля, т. е. Степень с рациональным показателем с примерами решения Другими словами, областью определения функции Степень с рациональным показателем с примерами решенияСтепень с рациональным показателем с примерами решения будет множество Степень с рациональным показателем с примерами решения

Назовем свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения Они те же, что и у функции Степень с рациональным показателем с примерами решения и устанавливаются так же, как свойства этой функции. Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решения изображены на рисунке (рис. 14).

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Теорема (о свойствах функции Степень с рациональным показателем с примерами решения)

  1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел, кроме нуля, т. е. Степень с рациональным показателем с примерами решения
  2. Множеством (областью) значений функции является множество всех действительных чисел, кроме нуля, т. е.Степень с рациональным показателем с примерами решения
  3. Наименьшего и наибольшего значений функция не имеет.
  4. График функции не пересекает координатных осей.
  5. Функция не имеет нулей.
  6. Функция принимает отрицательные значения (у < 0) на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения и принимает положительные значения (у > 0) на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решеният.е. график функции расположен в I и III координатных углах.
  7. Функция нечетная; график функции симметричен относительно начала координат.
  8. Функция является убывающей на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения и убывающей на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения
  9. Функция не является периодической.

В справедливости этих свойств убедитесь, используя схематичное изображение графика функции Степень с рациональным показателем с примерами решенияСтепень с рациональным показателем с примерами решения на рисунке 15.Степень с рациональным показателем с примерами решения

Заметим, что утверждение функция Степень с рациональным показателем с примерами решенияубывает на всей области определения — неверно (поясните почему).

Функция y=xr, где r=-2k, kN

2. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения

Естественная область определения выражения Степень с рациональным показателем с примерами решения — множество всех действительных чисел, кроме нуля, т. е. Степень с рациональным показателем с примерами решения Другими словами, областью определения функции Степень с рациональным показателем с примерами решения будет множествоСтепень с рациональным показателем с примерами решения

Назовем свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решенияОни устанавливаются так же, как свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решения изображены на рисунке 16.

Теорема (о свойствах функции Степень с рациональным показателем с примерами решения)

1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел, кроме нуля, т. е.Степень с рациональным показателем с примерами решения

2. Множеством (областью) значений функции является промежутокСтепень с рациональным показателем с примерами решения

3. Наименьшего и наибольшего значений функция не имеет.

4. График функции не пересекает координатных осей.

5. Функция не имеет нулей.

6. Функция принимает положительные значения (у > 0) на всей области определения Степень с рациональным показателем с примерами решения т. е. график функции расположен в Степень с рациональным показателем с примерами решения и Степень с рациональным показателем с примерами решения координатных углах.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

7. Функция четная; график функции симметричен относительно оси ординат.

8. Функция возрастающая на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения и убывающая на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения

9. Функция не является периодической.

Убедитесь в справедливости свойств, используя схематичное изображение графика функции Степень с рациональным показателем с примерами решенияна рисунке 17.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример №9

Сравнив изображения графиков функций Степень с рациональным показателем с примерами решениягде Степень с рациональным показателем с примерами решения (см. рис. 15, 17), указать, на каком из множеств обе функции:

а) возрастают;

б) имеют значения разных знаков;

в) убывают;

г) принимают положительные значения;

д) принимают равные значения.

Ответ: Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Функция y=xr, где r — отрицательное рациональное нецелое число

3. Функция Степень с рациональным показателем с примерами решения — отрицательное рациональное нецелое число, т. е. Степень с рациональным показателем с примерами решения

Область определения этой функции — промежуток Степень с рациональным показателем с примерами решения т. е. эта функция рассматривается только на множестве всех положительных действительных чисел.

Для сравнения графики функций Степень с рациональным показателем с примерами решения изображены на рисунке 18.

Свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения те же, что и свойства функции Степень с рациональным показателем с примерами решения рассматриваемой на промежутке Степень с рациональным показателем с примерами решения 

Вычисление степеней с рациональным показателем

Допустим, что равенство Степень с рациональным показателем с примерами решения(здесь Степень с рациональным показателем с примерами решения) верно и в случае, если Степень с рациональным показателем с примерами решения дробное число. Тогда все свойства степени с целым показателем выполняются и для степеней с дробным показателем при положительном основании.

Определение: Если Степень с рациональным показателем с примерами решения— положительное число, а Степень с рациональным показателем с примерами решения— дробное число (здесь Степень с рациональным показателем с примерами решения — целое, Степень с рациональным показателем с примерами решения— натуральное число, Степень с рациональным показателем с примерами решения), то Степень с рациональным показателем с примерами решения

Пример: Степень с рациональным показателем с примерами решения

Т.к Степень с рациональным показателем с примерами решения при Степень с рациональным показателем с примерами решения, то при Степень с рациональным показателем с примерами решения. Степень с дробным показателем для отрицательного числа не рассматривается. Например, выражение Степень с рациональным показателем с примерами решения не имеет смысла.

Свойства степени с рациональным показателем

Известные нам свойства степени с целым показателем справедливы и для степеней с любым рациональным показателем при положительном действительном основании.

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Здесь Степень с рациональным показателем с примерами решения положительные действительные числа, Степень с рациональным показателем с примерами решения рациональные.

Докажите, что Степень с рациональным показателем с примерами решения, если Степень с рациональным показателем с примерами решения(Степень с рациональным показателем с примерами решения — натуральные числа, Степень с рациональным показателем с примерами решения— целые числа).

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Остальные свойства доказываются аналогичным способом.

Пример: Выразите переменную Степень с рациональным показателем с примерами решения через Степень с рациональным показателем с примерами решения если Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

Степень с рациональным показателем с примерами решения

  • Степень с действительным показателем
  • Логарифм — формулы, свойства и примеры
  • Корень из числа — нахождение и вычисление
  • Теория множеств — виды, операции и примеры
  • Действия с корнями нечетной степени
  • Действия с корнями четной степени
  • Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
  • Периодические дроби

Мы уже знакомы с понятием степени с ЦЕЛЫМ показателем, когда в степени стоит целое число (n). Давайте разберемся, что такое степень с РАЦИОНАЛЬНЫМ показателем, когда в степени обыкновенная дробь — (a^{frac{p}{q}}).

Рациональный показатель – это выражение вида (frac{p}{q}), где (p)-некоторое целое число, а (q) – натуральное число, причем (qge2). Это строгое определение рационального показателя, но простыми словами мы будем изучать дробные степени, когда у вас в показателе стоит обыкновенная дробь.

Определение

Положительное число (a) в степени (frac{p}{q}) является арифметическим корнем степени (q) из числа (a) в степени (p):

$$ a^{frac{p}{q}}=sqrt[q]{a^p}. $$

Для того, чтобы научиться считать дробные степени, достаточно запомнить формулу из определения. Разберемся на примерах, как это работает, но нам понадобится хорошее знание арифметического корня n-й степени.

И обращаем ваше внимание, что

$$ sqrt[q]{a^p}=(sqrt[q]{a})^p,$$

Неважно в каком порядке – сначала извлечь корень и потом возвести в степень, или возвести в степень, а потом уже извлечь корень, от этого смысл выражения не теряется. Как удобнее, так и считайте. Рассмотрим несколько примеров:

Пример 1
$$ 8^{frac{2}{3}}=sqrt[3]{8^2}=(sqrt[3]{8})^2=2^2=4; $$
$$ 27^{frac{1}{3}}=sqrt[3]{27^1}=sqrt[3]{27}=3;$$
$$ 3^{frac{1}{5}}=sqrt[5]{3}; $$
$$ 7^{-frac{5}{6}}=sqrt[6]{7^{-5}}=sqrt[6]{frac{1}{7^5}}=frac{1}{sqrt[6]{7^{5}}};$$

Обратите внимание, что у обыкновенного квадратного корня двойка в показателе не пишется: пишем так (sqrt{a}), а имеем в виду (sqrt[2]{a}.)
$$ 7^{frac{1}{2}}=sqrt{7};$$
$$ 5^{frac{3}{2}}=sqrt{5^3}.$$

Пусть есть некоторое положительное число (a), целое число (p) и натуральное число (q), тогда справедливы следующие соотношения:

$$1.; a^{frac{p}{q}}=(a^{frac{1}{q}})^p,$$
$$2.; a^{frac{p}{q}}=a^{frac{p*k}{q*k}},$$
$$ 3.;a^p= a^{frac{pq}{q}}, $$

где (k) и (q) – натуральные числа большие 1.

Давайте попробуем их доказать:

Из определения степени с рациональным показателем следует, что:

$$ a^{frac{p}{q}}=sqrt[q]{a^p}=(sqrt[p]{a})^p=(a^{frac{1}{q}})^p,$$

Опять из определения и свойства корня n-й степени следует:

$$ a^{frac{p}{q}}=sqrt[q]{a^p}=sqrt[q*k]{a^{p*k}}= a^{frac{p*l}{q*k}}, $$

Третья формула на наш взгляд очевидна, просто сократить степень справа и получите исходное выражение.

Пример 2
$$8^{frac{4}{3}}=(8^{frac{1}{3}})^4=2^4=16;$$
$$4^{frac{15}{5}}=4^{frac{3}{1}}=4^3=64;$$
$$3^{-frac{6}{2}}=3^{-3}=frac{1}{3^3}=frac{1}{27}.$$

Свойства степени с рациональным показателем

Пусть (a) и (b) – некоторые положительные числа, а числа (frac{m}{n}) и (frac{c}{d}) – рациональные числа. Тогда выполняются соотношения:

$$ mathbf {1. ;a^{frac{m}{n}}*a^{frac{c}{d}}=a^{frac{m}{n}+frac{c}{d}}} $$
$$ 3^{frac{2}{5}}*3^{frac{8}{5}}=3^{frac{2}{5}+frac{8}{5}}=3^{frac{10}{5}}=3^2=9; $$
$$ 2^{frac{1}{3}}*4^{frac{4}{3}}=2^{frac{1}{3}}*(2^2)^{frac{4}{3}}=2^{frac{1}{3}}*2^{frac{8}{3}}=2^{frac{1}{3}+frac{8}{3}}=2^{frac{9}{3}}=2^3=8;$$

При умножении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели складываются.

$$mathbf {2. ; a^{frac{m}{n}}:a^{frac{c}{d}}=a^{frac{m}{n}-frac{c}{d}}}$$
$$ 5^{frac{8}{3}}:5^{frac{2}{3}}=5^{frac{8}{3}-frac{2}{3}}=5^{frac{6}{3}}=5^2=25;$$

При делении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели вычитаются.

$$mathbf {3. ; (a^{frac{m}{n}})^{frac{c}{d}}=a^{frac{m}{n}*frac{c}{d}}}$$
$$ (9^{frac{1}{3}})^{frac{3}{2}}=9^{frac{1}{3}*frac{3}{2}}=9^{frac{1}{2}}=sqrt[2]{9^1}=sqrt{9}=3;$$

При возведении степени с рациональным показателем в степень с рациональным показателем их показатели перемножаются.

$$mathbf {4. ; (a*b)^{frac{m}{n}}=a^{frac{m}{n}}*b^{frac{m}{n}}}$$
$$ (27*8)^{frac{2}{3}}=27^{frac{2}{3}}*8^{frac{2}{3}}=sqrt[3]{27^2}*sqrt[3]{8^2}=(sqrt[3]{27})^2*(sqrt[3]{8})^2=3^2*2^2=9*4=36;$$

Степень с рациональным показателем от произведения двух положительных чисел равна произведению степеней этих множителей.

$$ mathbf {5.; left(frac{a}{b}right)^{frac{m}{n}}=frac{a^{frac{m}{n}}}{b^{frac{m}{n}}}}$$

Степень с рациональным показателем от частного двух положительных чисел равна частному степеней этих чисел.

И еще два очень важных свойства степеней. Они вам понадобятся при решении показательных уравнений и неравенств.

Пусть опять есть некоторое положительное число (a>1) и дроби (frac{m}{n}) и (frac{c}{d}).

$$mathbf {6. ; При ; n gt 0 qquad a^n gt 1},$$
$$mathbf {При ; n lt 0 qquad 0 lt a^n lt 1}.$$

7. Если же (a gt 1) и (n gt m), то

$$ a^n>a^m.$$

Если ( 0 lt a lt 1 ) и (n gt m), то

$$ a^n lt a^m.$$

Разберем несколько примеров:

Пример 3
$$ 3^{-frac{3}{4}}*3^{-frac{1}{4}}=3^{-frac{3}{4}-frac{1}{4}}=3^{-1}=frac{1}{3};$$
$$ 2^{frac{1}{2}}:2^{frac{1}{4}}=2^{frac{1}{2}-frac{1}{4}}=2^{frac{1}{4}}=sqrt[4]{3};$$
$$ (5^{-frac{1}{2}})^{-4}=5^{(-frac{1}{2})*(-4)}=5^2=25; $$
$$ (0,125)^{-frac{2}{3}}*8^{-frac{2}{3}}=(0,125*8)^{-frac{2}{3}}=1^{-frac{2}{3}}=1; $$
$$ (4,4)^{frac{1}{3}}:(0,55)^{frac{1}{3}}=(frac{4,4}{0,55})^{frac{1}{3}}=8^{frac{1}{3}}=sqrt[3]{8}=2;$$

$$ 3^{frac{1}{3}} lt 3^{frac{1}{2}},$$

Так как основание степени больше единицы (3 gt 1) и (frac{1}{3} lt frac{1}{2}).

$$ (frac{1}{5})^{frac{1}{3}} gt (frac{1}{5})^{frac{1}{2}}, $$

Так как (0 lt frac{1}{5} lt 1) и (frac{1}{3} lt frac{1}{2}).

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) понятие степени;

2) определение степени с рациональным и действительным показателем;

3) нахождения значения степени с действительным показателем.

Глоссарий по теме

Если n- натуральное число, , m— целое число и частное является целым числом, то при справедливо равенство:

.

При любом действительном х и любом положительном а ) степень является положительным числом:

Но если основание степени а=0, то степень определяют только при и считают, что

При выражение не имеет смысла.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пример: вычислим

Мы можем представить , тогда

Таким образом, мы можем записать

или

На основании данного примера можно сделать вывод:

Если n- натуральное число, , m— целое число и частное является целым числом, то при 0 справедливо равенство:

.

Напомним, что r-рациональное число вида , где m— целое число , n- натуральное число. Тогда по нашей формуле получим:

Таким образом, степень определена для любого рационального показателя r и любого положительного основания а.

Если , то выражение имеет смысл не только при 0, но и при а=0, причем, Поэтому считают, что при r0 выполняется равенство

Пользуясь формулой степень с рациональным показателем можно представить в виде корня и наоборот.

Рассмотрим несколько примеров:

Отметим, что все свойства степени с натуральным показателем, которые мы с вами повторили, верны для степени с любым рациональным показателем и положительным основанием, а именно, для любых рациональных чисел p и q и любых 0 и 0 ы следующие равенства:

  1. ;
  2. ;

Разберем несколько примеров, воспользовавшись данными свойствами:

  1. Вычислим:

  1. Упростить выражение:

В числителе вынесем общий множитель ab за скобки, в знаменателе представим корни в виде дробных показателей степени:

А теперь дадим определение степени с действительным показателем, на примере .

Пусть последовательность десятичных приближений с недостатком :

Эта последовательность стремится к числу , т.е.

Числа являются рациональными, и для них определены степени т.е. определена последовательность

Можно сделать вывод, что данная последовательность стремится к некоторому действительному числу, которое обозначают , т.е. .

Опредление степени с действительным показателем.

При любом действительном х и любом положительном а ) степень является положительным числом:

Но если основание степени а=0, то степень определяют только при и считают, что

При выражение не имеет смысла.

Для степени с действительным показателем сохраняются все известные свойства степени с рациональным показателем, из которых следует теорема.

Теорема. Пусть и . Тогда .

Доказательство:

По условию . Поэтому, по свойству 1 имеем
а^(х₂). Умножив обе части этого равенства на положительное число , получим . По свойству умножения степеней получаем: , т.е. .

Из данной теоремы вытекают три следствия:

  1. Пусть Тогда
  2. Пусть и

.

  1. Пусть и

.

Эти теорема и следствия помогают при решении уравнений и неравенств, сравнении чисел.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1. Сравнить числа

Сравним показатели

Т.к. , и 12 < 18, то .

Поэтому по теореме

Пример 2. Решим уравнение

.

Поэтому уравнение можно записать так:

Получим, , разделим на 2 обе части уравнения.

Следовательно,

Пример 3. Сравнить числа

Избавимся от корней, для это возведем оба числа в шестую степень, т.к. шесть делится — наименьшее общее кратное двух и трех:

Т.к. 0<8<9 и , то , т.е. .

План урока:

Степень с рациональным показателем

Свойства дробных степеней и операции с ними

Сравнение степеней

Степень с рациональным показателем

Напомним, что в 7 классе мы впервые познакомились с понятием степени, причем тогда рассматривались случаи, когда показателем степени является натуральное число. В 8 классе понятие степени было расширено, теперь в него включались случаи, когда показатель являлся целым числом. Настоятельно рекомендуем перечитать соответствующие уроки. Сегодня же мы можем сделать ещё один шаг вперед и рассмотреть степени с рациональными показателями.

При расширении понятия степени важно обеспечить то, чтобы уже известные правила работы с целыми степенями работали и для дробных показателей. Одно из свойств степеней выглядит так:

(am)n = amn

Подставим в эту формулу следующие значения переменных:

а = 3

m = 1/6

n = 6

Мы специально выбрали эти числа такими, чтобы произведение mn равнялось единице:

mn = (1/6)•6 = 1

Подставляем эти значения:

(31/6)6 = 31/66 = 31 = 3

Получили, что

(31/6)6 = 3

Однако по определению корня n-ой степени число, дающее при возведении в шестую степень тройку, является корнем шестой степени из трех. То есть можно записать:

1gfhdh

С помощью подобных преобразований нам удалось указать, чему равно число, возведенное в дробную степень. Аналогично можно показать, что для любого а > 0 справедлива формула:

2gdfh

Действительно, если возвести левую часть в n-ую степень, то получим:

1/n)n = a1/nn = a

Значит, по определению корня n-ой степени

3gdfg

4gfhj

Ограничение а > 0 необходимо для того, чтобы не рассматривать случаи, когда подкоренное выражение является отрицательным.

Продолжим наши рассуждения. Чему будет равна степень аm/n? Ясно, что дробь m/n можно представить в виде:

m/n = (1/n)•m

C учетом этого выполним преобразование:

5hgfhf

В результате несложных преобразований нам удалось получить формулу, позволяющую возводить число в степень, у которой рациональный показатель!

6hfgj

Приведем несколько примеров вычисления дробных степеней:

7hfgh

Часто при вычислениях удобнее сначала извлечь корень из числа, а потом полученный результат возвести в степень:

8hgfgh

Напомним, что одну и ту же дробь можно представить разными способами, например:

1/2 = 2/4 = 3/6 = 4/8 = 5/10 = 0,5

Возникает вопрос – изменится ли значение дробной степени, если мы приведем дробь к новому знаменателю? Очевидно, что нет, но всё же убедимся в этом на примере. Сначала возведем в степень 1/2 число 25:

9hgfh

Теперь заменим дробь 1/2 на идентичную ей дробь 2/4:

10hdgh

Результат не изменился. В общем случае есть смысл максимально сократить дробь перед вычислением, чтобы избежать операций с большими числами. Особенно это касается десятичных дробей. Например, пусть необходимо вычислить значение выражения 810,25. По определению десятичной дроби можно записать, что 0,25 = 25/100. Тогда вычислить 810,25 можно так:

11gfdg

Согласитесь, возводить число 81 в 25-ую степень не очень легко! Поэтому поступим иначе. Сократим дробь 25/100:

0,25 = 25/100 = 25/(25•4) = 1/4

Теперь вычисления будет более простыми:

12fdgf

Вообще легко запомнить, что 0,25 = 1/4, а 0,5 = 1/2. Замена десятичных дробей обыкновенными дробями сильно упрощает вычисления. Приведем примеры:

13hjui

Свойства дробных степеней и операции с ними

Когда мы изучали степени с целыми показателями, мы выяснили, что правила работы с ними ничем не отличаются от правил работы со степенями с натуральным показателем. Оказывается, эти же правила работают и для степеней с рациональным показателем. Сформулируем основные свойства дробных степеней.

14ghj

Например, справедливы следующие действия:

50,5•52,5 = 50,5 + 2,5 = 53 = 125

195/3•191/3 = 195/3 + 1/3 = 192 = 361

29,36–0,37•29,361,37 = 29,36–0,37 + 1,37 = 29,361 = 29,36

15jli

Вот несколько примеров подобных вычислений:

174,5:173,5 = 174,5–3,5 = 171 = 1

49,36:46,36 = 49,36–6,36 = 43 = 64

2012:2014 = 2012–14 = 20–2

16nhf

Проиллюстрируем это правило примерами:

(60,25)8 = 60,25•8 = 62 = 36

(93/2)2 = 9(3/2)•2 = 93 = 729

(254)0,125 = 254•0,125 = 250,5 = 5

17hgj

Покажем, как можно применять данное правило:

41/6•161/6 = (4•64)1/6 = 641/6 = 2

0,51,5•501,5 = (0,5•50)1,5 = 251,5 = 251+0,5 = 251•250,5 = 25•5 = 125

4,90,5•100,5 = (4,9•10)0,5 = 490,5 =7

18hfgh

Это правило можно применять следующим образом:

3600,5:100,5 = (360:10)0,5 = 360,5 = 6

5003:503 = (500:50)3 = 103 = 1000

6,251/4:0,011/4 = (6,25:0,01)1/4 = 6251/4 = 5

Заметим, что степени очень удобны тем, что с их помощью легко упростить работу с корнями, ведь если

19jghj

то верное и обратное:

20gkj

То есть любое выражение с корнями в виде степени с рациональным показателем.

Пример. Вычислите значение выражения

21khjk

Решение. Корней много, поэтому для удобства заменим их степенями

22gfg

Получили тоже самое выражение, но в более компактном виде. Посчитаем его значение:

(91/4)1/5•39/10 = (90,25)0,2•30,9 = 90,25•0,2•30,9 = 90,05•30,9 = (32)0,05•30,9 =

=32•0,05•30,9 = 30,1•30,9 = 30,1•0,9 = 31 = 3

Ответ: 3.

Пример. Упростите выражение

(81n+1– 65•81n)0,25

Решение. Степень 81n+1можно представить как произведение:

81n+1 = 81n•811 = 81•81n

С учетом этого можно записать:

(81n+1– 65•81n)0,25 = (81•81n– 65•81n)0,25 = (81n(81 – 65))0,25 =

= (81n•16)0,25 = 810,25n •160,25 = 810,25n •161/4 = 2•810,25n

Ответ: 2•810,25n.

Сравнение степеней

Напомним, что из двух корней n-ой степени больше тот, у которого больше подкоренное выражение:

23jhgk

Отсюда следует вывод, что если a<b, то

а1/n<b1/n

теперь возведем каждую часть этого неравенства в степень m. Тогда получим неравенство:

аm/n<bm/n

Получили, что из двух степеней с одинаковыми показателями меньше та, у которой меньше основание (правила сравнения будем нумеровать, чтобы на них удобнее было ссылаться):

24hhgk

В частности, справедливы следующие неравенства:

233,75< 243,75

634/3< 644/3

0,0080,002< 0,0080,002

Здесь мы рассматривали случаи, когда показатель степени является положительным числом. А что делать, если он отрицательный? Тогда степень следует «перевернуть», воспользовавшись уже известной вам формулой:

an = 1/an = (1/а)n

Пример. Сравните выражения с рациональным показателем степени:

20–3,14 и 50–3,14

Решение. Избавимся от знака минус в показателе:

20–3,14 = (1/20)3,14 = 0,053,14

50–3,14 = (1/50)3,14 = 0,023,14

Получили две степени с одинаковым и, что принципиально важно, положительным показателем. Из них больше та, у которой больше основание. То есть из неравенства 0,02 < 0,05 следует, что

0,023,14< 0,053,14

Это означает, что

50–3,14< 20–3,14

Ответ: 50–3,14< 20–3,14.

Особенным является случай, когда показатель степени равен нулю. Напомним, что любое число в нулевой степени (кроме самого нуля) равно единице, а выражение 00 не имеет смысл. Это значит, что числа в нулевой степени равны друг другу, даже если у них разные основания:

250 = 260 = 1

9,360 = 9,370 = 1

18,35460 = 12,36470 = 1

Несколько сложнее сравнивать числа, у которых одинаковые основания, но различные показатели. Здесь возможны три случая – основание либо равно единице, либо больше неё, либо меньше неё.

25jkgjk

На основании этого правила можно записать, что:

53,14< 53,15

45–0,563< 450,001

1,235–5,623< 1,235–4,958

Единица в любой степени равна самой себе. Поэтому, если у двух чисел в основании записана именно она, то они должны быть равны друг другу:

1–7,56 = 1–0,15 = 10,236 = 1 521,36 = 1

Осталось рассмотреть случай, когда основание меньше единицы (но всё равно положительное). В таком случае ситуация становится противоположной – чем больше степень, тем меньше число. Проиллюстрируем это на примере. Пусть надо сравнить числа 0,57,6 и 0,58,9. Заменим дробь 0,5 так, чтобы вместо нее получилась степень с основанием, большим единицы:

0,5 = 1/2 = 1/(21) = 2–1

Итак, 0,5 = 2–1. Тогда можно записать, что:

0,57,6 = (2–1)7,6 = 2–7,6

0,58,9 = (2–1)8,9 = 2–8,9

Такие числа мы уже умеем сравнивать. Так как

– 8,9 <– 7,6

то и

2–8,9< 2–7,6

Следовательно, 0,57,6> 0,58,9.

26jhj

Например, справедливы неравенства:

0,997> 0,997,24

0,5715,36> 0,5716,47

0,490,04> 0,490,05

Рассмотрим чуть более сложное задание на сравнение степеней, где надо использовать одновременно несколько правил.

Пример. Докажите, что

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 281/3

Решение. Напрямую вычислить значение выражений в правой и левой части затруднительно. Однако мы можем усиливать неравенство, чтобы получить более простые выражения.

Усилить неравенство – это значит увеличить его меньшую или уменьшить большую часть. Например, неравенство 10 < 20 усилится, если вместо 10 написать большее число (11 < 20), или вместо 20 написать меньшее число (10 < 19). Очевидно, что если усиленное неравенство верное, то и изначальное (ослабленное) также справедливо.

Очевидно, что можно легко посчитать значение выражения 271/3:

27hgfh

Также ясно, что 271/3< 281/3 (правило 1). Усилим исходное неравенство:

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3 (1)

Действительно, если (1) справедливо, то мы можем записать двойное неравенство

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3< 281/3

Опустив здесь среднюю часть, получим исходное неравенство. Так как 271/3 = 3, мы можем переписать (1) так:

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7<3 (2)

Далее будем работать с левой частью. Очевидно, что 0,80,8< 0,90,8 (снова используем правило 1). С другой стороны, 0,90,8< 0,90,7 (правило 3). Значит, можно записать двойное неравенство:

0,80,8< 0,90,8<0,90,7

или просто 0,80,8<0,90,7. Абсолютно аналогично можно записать, что

0,70,8< 0,90,7<0,90,7

Или 0,70,8<0,90,7. Наконец, в силу правила (3), 0,90,9<0,90,7. Итак, имеем три неравенства:

0,90,9<0,90,7

0,80,8<0,90,7

0,70,8<0,90,7

Их левые части стоят в (2). Следовательно, можно усилить (2):

0,90,7 + 0,90,7 + 0,90,7<3

3•0,90,7< 3

Поделим обе части на 3:

0,90,7< 1

Заменим единицу равным ему выражением 10,7:

0,90,7<10,7 (4)

Из правила 1 следует, что (4) справедливо. Но мы получили его, усиливая исходное неравенство. Из справедливости более сильного неравенства следует и справедливость более слабого. Следовательно, из справедливости (4) вытекает верность исходного неравенства, которое и надо было доказать.

Степень с рациональным показателем

Ранее было определено
понятие степени с целым показателем. Выражение аn определено
для всех а и n, кроме случая а=0 при n≤0
. Напомним свойства этих степеней:

Для любых чисел а, b и любых целых чисел m и п справедливы равенства:

1.    
am*an=am+n;

2.    
am:аn=am-n (а≠0);

3.    
(аm)n = аmn;

4.    
(ab) n = an*bn;

5.    
свойтство степеней(b≠0);

6.    
а1=а; а0=1
(а≠0).

Отметим также следующее свойство:

Если m>n, то аmn при
а>1 и аmn при 0<а<1.

В этом разделе мы обобщим понятие степени числа, придав смысл
выражениям типа 20.3, 85/7, 4-1/2 и т. Д

Определение.

Степенью числа а>0 с рациональным
показателем r=m на n,
где m — целое число, а n — натуральное (n > 1), называется число корень n-ой степени из a в степени m

Например:
Пример степени с рац. показателем

При этом степень числа 0 определена только для положительных
показателей.

Сделаем ряд замечаний, связанных с понятием степени с рациональным
показателем.

Замечание 1.

Из определения степени с рациональным показателем сразу следует, что
для любого положительного а и любого рационального r число ar
положительно.
Замечание 2.

Любое рациональное число допускает различные записи его в виде дроби,
поскольку по определениюдля любого натурального k. Значение ar также не
зависит от формы записи рационального числа r. В самом деле, из свойств корней
следует, что

степень с рациональным показателем

Замечание 3.

При а < 0 рациональная степень числа а не определяется, и это не
случайно, например, значение примерравнялось бы пример, т. е. — 2. Но, с другой стороны, пример, и поэтому должно
выполняться равенство пример

Для степеней с рациональным показателем сохраняются основные
свойства степеней
, верные для любых показателей (при условии, что
основание степени будет положительным).

1.    
;

2.    
;

3.    
;

4.    
;

5.    
;

6.    
если ;

7.    
если .

Закрепим теоретический материал при решении примеров.

Задача 1

Представьте в виде корня из числа выражение:

a)    

b)   

Задача 2

Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:

a)    

b)   

Найдите значение числового выражения

Задача 3

a)    

b)   

a)    

b)   

Задание 4. Разложите на множители

a)    

b)   

Формулы сокращённого умножения, применённые к действиям над степенями:

1.    

2.    

3.    

4.    

Задача 5.

a)    

b)   

Задача 6.

·       
Сравните числа .

Запишем  в виде степени с
рациональным показателем

Так как

·       
Сравните числа 2300
и 3200.

Запишем в виде степени с одним
показателем: ,

Так как 8<9, то

Задачи для самостоятельного решения.

1. представить
в виде корня из числа:

а)   

б)  

2. представить
в виде степени с рациональным показателем

а)    

б)   

3. Найдите значение числового выражения

а)    

б)   

в)    

г)    

д)   

е)    

4. Упростите
выражения

а)    

б)   

5. сравните
числа

а)    

б)   

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пределы со степенями
  • Как найти песню на радио трансмит
  • Ассасин 4 как найти улучшения
  • Как найти видос по видео
  • Как исправить отправленное сообщение в контакте