Задача 6 ОГЭ по математике называется «Числа и вычисления». Это действия с обыкновенными и с десятичными дробями. Действия со степенями. Сравнение чисел.
Приступим к решению задач.
Пример 1. Найдите значение выражения
Решение. Вспоминаем, что при вычитании дробей нужно их привести к общему знаменателю, а при делении дробей первую из них умножаем на перевёрнутую вторую.
Посчитаем, чему равен знаменатель.
Получим:
Ответ: 0,9.
Пример 2. Соотнесите обыкновенные дроби с равными им десятичными дробями.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение. Каждую из данных обыкновенных дробей можно представить в виде десятичной, например, используя деление в столбик.
Итак, деление выполнено. Сопоставим полученные результаты:
Ответ: 4312.
Замечание 1. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные можно произвести и без деления в столбик. Т. к. любая десятичная дробь записывается как обыкновенная со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д., то данные обыкновенные дроби можно «доделать» до десятичных. Для этого используем основное свойство дроби: дробь не изменится, если её числитель и знаменатель домножить на одно и тоже число.
Замечание 2. В этой задаче можно было, наоборот, преобразовывать заданные десятичные дроби в обыкновенные путём упрощения, т. е. сокращения числителя и знаменателя.
Выбирайте любой способ. Здесь важен правильный результат!
Для выполнения следующих заданий нам потребуются свойства степеней. Напомним основные из них.
Степенью называется выражение вида
Здесь a — основание степени, c — показатель степени.
По определению,
Возвести число в квадрат — значит умножить его само на себя:
Возвести число в куб — значит умножить его само на себя три раза:
Возвести число в натуральную степень n — значит умножить его само на себя n раз:
По определению,
Это верно для Выражение не определено.
Определим, что такое степень с целым отрицательным показателем.
Конечно, все это верно для поскольку на ноль делить нельзя.
Соберем свойства степеней и основные формулы в одной таблице.
При перемножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются. | |
При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются. | |
При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются. | |
При возведении в отрицательную степень получаем дробь, где единица делится на степень с положительным показателем. | |
При возведении произведения двух множителей в степень каждый из этих множителей возводится в заданную степень. | |
При возведении дроби в степень получается дробь, числитель и знаменатель которой возведены в заданную степень. | |
При возведении дроби в отрицательную степень дробь переворачивается, а показатель степени становится положительным. |
Пример 3. Найдите значение выражения
Решение. Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ: 3328.
Пример 4. Найдите значение выражения
Решение. Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ: 0,5604.
Пример 5. Найдите значение выражения
Решение. Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ: 81.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 6 ОГЭ по математике. Числа и вычисления.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.05.2023
В задании № (6) ОГЭ нужно найти значение числового выражения.
Пример:
найди значение выражения
1,2×(18+0,015)
.
За правильное выполнение задания даётся (1) первичный балл. За неправильное ставится (0) баллов.
Алгоритм выполнения задания
- Определяем порядок вычислений, если нужно выполнить несколько математических действий.
Если в выражении есть скобки, то первым делом выполняется действие в них, после чего мы умножаем и делим, а затем складываем и вычитаем по направлению слева направо.
- Проводим вычисления строго по порядку, не округляя.
- Записываем ответ.
Обрати внимание!
Ответом является число или последовательность цифр, которую необходимо записать без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Если получилась обыкновенная дробь, то ответ запиши в виде десятичной.
Как решить задание из примера?
- Определим, в каком порядке выполним вычисления 1,2×(18+0,015).
Сначала — действие в скобках (сложение), а затем — умножение.
- Чтобы выполнить сложение, переведём 18 в десятичную дробь (нужно числитель разделить уголком на знаменатель без остатка). 1,0−8¯8¯0,12520−16¯40−40¯018=0,125.
- Выполним сложение двух десятичных дробей. 0,125+0,015 (=) 0,14.
- Выполним умножение. 1,2
·0,14=0,168. - Запишем ответ в виде десятичной дроби, не округляя.
Ответ: 0,168.
Числа и высисления (действия с дробями, степени)
Задание 6 ОГЭ по математике.
Напоминаем правила операций с обыкновенными дробями:
Пример 1.Найдите
значение выражения
Решение. Вспоминаем,
что при вычитании дробей нужно их привести к общему знаменателю, а при делении
дробей первую из них умножаем на перевёрнутую вторую.
Посчитаем,
чему равен знаменатель.
Получим:
Ответ:
0,9.
Пример
2.Соотнесите обыкновенные дроби с равными им десятичными дробями.
А. |
Б. |
В. |
Г. |
1) 0,5 |
2) 0,02 |
3) 0,12 |
4) 0,625 |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение.Каждую
из данных обыкновенных дробей можно представить в виде десятичной, например,
используя деление в столбик.
Итак,
деление выполнено. Сопоставим полученные результаты:
Ответ:
4312.
Степенью
называется выражение вида
Здесь
a — основание степени, c — показатель степени.
По определению,
Возвести
число в квадрат — значит умножить его само на себя:
Возвести
число в куб — значит умножить его само на себя три раза:
Возвести
число в натуральную степень n — значит умножить его само
на себя n раз:
По
определению,
Это
верно для Выражение не
определено.
Определим,
что такое степень с целым отрицательным показателем.
Конечно,
все это верно для поскольку на ноль делить нельзя.
Свойства
степеней и основные формулы
|
|
|
При перемножении степеней с одинаковыми основаниями показатели |
|
При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели |
|
При возведении степени в степень показатели степеней |
|
При возведении в отрицательную степень получаем дробь, где |
|
При возведении произведения двух множителей в степень каждый |
|
При возведении дроби в степень получается дробь, числитель и |
|
При возведении дроби в отрицательную степень дробь |
Пример
3.Найдите значение выражения
Решение.
Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ:
3328.
Пример
4. Найдите значение выражения
Решение.
Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ:
0,5604.
Пример
5. Найдите значение выражения
Решение.
Вычислим, используя свойства степеней:
Ответ:
81.
Шестое задание проверяет наши умения проведения вычислений. Это самое простое задание из всего модуля и требует от нас только знания арифметики. В первом задании арифметические действия будут самыми простыми. В демонстрационном варианте ОГЭ предлагается сложить две дроби: обыкновенную и десятичную. Тем не менее, в соответствии с документами о проведении ОГЭ, учащиеся должны быть готовы и к выполнению некоторых других несложных заданий. Ответом в первом задании является целое число или конечная десятичная дробь.
Итак, для успешного выполнения необходимо помнить:
- порядок проведения арифметических операций – сначала производятся действия в скобках, затем возведение в степень или извлечение корня, затем умножения и деления, а затем вычитания и сложения.
- правила умножения и деления в столбик
- правила вычисления обыкновенных дробей
Напоминаем правила операций с обыкновенными дробями:
Рекомендуем вычислить отдельно числитель и знаменатель, а затем разделить числитель на знаменатель. Остальные рекомендации смотрите ниже при разборе типовых вариантов первого задания ОГЭ по математике. 🙂
Задание 6OM21R
Найти значение выражения 4,9 – 9,4.
Выполним вычитание десятичных дробей, где 9,4 больше по модулю, значит, ответ будет отрицательным. Итак, – (9,4 – 4,9)= – 4,5
Ответ: -4,5
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0606o
Найдите значение выражения:
–0,3·(–10)4+4·(–10)2–59
Для получения результата необходимо последовательно выполнить математические действия в соответствии с их приоритетом.
–0,3·(–10)4+4·(–10)2–59 =
Выполняем возведение в степень. Получаем числа, состоящие из единицы и следующего за ней количества нулей, равного показателю степени. При этом знаки «–» в скобках исчезают, поскольку показатели степеней четные. Получаем:
= –0,3·10000+4·100–59 =
Выполняем умножение. Для этого в числе 0,3 переносим десятичную запятую на 4 знака вправо (так как в 10000 четыре нуля), а к 4 дописываем, соответственно, 2 нуля. Получаем:
= –3000+400–59 =
Выполняем сложение –3000+400. Поскольку это числа с разными знаками, то вычитаем из большего модуля меньший и перед результатом ставим «–», поскольку число с большим модулем отрицательное. Получаем:
= –2600–59 =
Так как оба числа отрицательные, то складываем их модули и перед результатом ставим «–». Получаем:
= –(2600+59) = –2659
Ответ: -2659
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0605o
Найдите значение выражения:
–13•(–9,3)–7,8
Это задание требует простого умения выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
–13·(–9,3)–7,8 =
Сначала выполняем умножение. Умножаем –13 и –9,3 в столбик без учета знаков «–» перед сомножителями. В полученном произведении отделяем одну – последнюю – цифру десятичной запятой:
Знак произведения будет положительным, поскольку умножаются два отрицательных числа. Получаем:
= 120,9–7,8 =
Эту разность можно вычислить в столбик, но можно и устно. Выполним это действие в уме: вычитаем отдельно целые части и десятичные. Получаем:
= 113,1
Ответ: 113,1
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0604o
Найдите значение выражения: ¼ + 0,07
К данному заданию, как и к большинству заданий 1 модуля Алгебры, подход к решению заключается в переводе дроби от одного вида к другому. В нашем случае это переход от обыкновенной дроби к десятичной.
Переводим ¼ из обыкновенной дроби в десятичную. Делим 1 на 4, получаем 0,25. Затем переписываем выражение с использованием только десятичных дробей и вычисляем:
0,25 + 0,07 = 0,32
Ответ: 0,32
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0603o
Найдите значение выражения:
Аналогично предыдущим заданиям вычисляем знаменатель: для этого приводим дроби к общему знаменателю — это 84. Для этого первую дробь умножаем на 4, а вторую на 3, получим:
1/21 + 1/28 = 4/84 + 3/84
Затем складываем:
4/84 + 3/84 = 7/84
Итак, мы получили в знаменателе 7/84, теперь делим числитель на знаменатель — это все равно что умножить 1 на обратную 7/84 дробь:
1 / ( 7 / 84 ) = 1 •84/7 = 84/7
Далее остается поделить 84 на 7:
84 / 7 = 12
Ответ: 12
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0602o
Найдите значение выражения:
Можно решать задачу напрямую — вычисляя значения последовательно, это не должно составить труда, однако решение будет долгим и с большими вычислениями. Здесь можно заметить, что 1/3 присутствует как в уменьшаемом — 6 • (1/3)², так и в вычитаемом — 17 • 1/3, поэтому её можно легко вынести за скобку.
1/3 • (6 • (1/3) — 17 )
Проведя вычисления в скобках, получим:
1/3 • ( 6 • (1/3) — 17 ) = 1/3 • (6 /3 — 17 ) = 1/3 • ( 2 — 17 ) = 1/3 • ( -15 )
Теперь умножим полученное значение -15 на 1/3:
1/3 • ( -15 ) = -5
Ответ: -5
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0601o
Найдите значение выражения:
Задачу можно решать разными путями, а именно менять последовательность действий, но этот вариант решения рекомендуется для тех, кто уверен в своих возможностях и знает математику на отлично. Для остальных мы рекомендуем выполнить последовательно действия в числителе и знаменателе, а затем разделить числитель на знаменатель. Числитель вычислять в данном примере нет необходимости, это число 9.
Вычислим значение знаменателя:
4,5 • 2,5
Можно произвести вычисления в столбик, тогда получим:
4,5 • 2,5 = 11,25
Либо перевести дробь к простому виду:
4,5 • 2,5 = 4½ • 2 ½ = 9 / 2 • 5 / 2 = 45 / 4
Последний случай предпочтительней, так как для дальнейшей операции – деления числителя на знаменатель задача упрощается. Делим числитель на знаменатель, умножая числитель на перевернутую дробь в знаменателе:
9 / ( 45 / 4 ) = ( 9 / 1 ) • ( 4 / 45 ) = ( 9 • 4 ) / (1 • 45 )
9 и 45 можно сократить на 9:
( 9 • 4 ) / (1 • 45 ) = ( 1 • 4 )/ (1 • 5 ) = 4 / 5 = 8 / 10 = 0,8
Ответ: 0,8
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Перейти к содержанию
Опубликовано 31.03.2015
Найти значение выражения обычно предлагают школьникам в первой части ОГЭ (ГИА) и они достаточно просты. Для решения такого задания нужно уметь вычислять, то есть знать таблицу умножения, уметь умножать десятичные числа, понимать смысл дроби и уметь работать со степенями. Таким образом, первое задание проверяет сразу несколько умений школьника. Найти значение выражения, не умея работать с числами и степенями, невозможно.
Найти значение выражения
Решение: Перемножим 6,8 на 2, получим 13,6. Теперь умножим на основания степеней одинаковые, значит, складываем показатели степеней.
Получим В итоге получим Ответ:
Найти значение выражения
Решение: тогда Ответ: -30.
Найти значение выражения
Решение: перепишем данное выражение в следующем виде Почему мы смогли так записать? Потому что мы использовали свойство степени: Тогда в нашем задании мы получаем или или или Итак, имеем: Ответ: 0,3054.
Найти значение выражения
Решение: Можно просто перемножить 6,8 на 7,5, а затем, полученное число разделить столбиком на 8,5. А можно перевести десятичные дроби в обыкновенные и попробовать упростить.
68 и 10 сократим на 2, а 75 и 85 на 5, тогда получим: Ответ: 6.
Найти значение выражения
Решение: Ответ:
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )