Формулы степеней
используют в процессе сокращения и упрощения сложных выражений, в решении уравнений и неравенств.
Число c
является n
-ной степенью числа a
когда:
Операции со степенями.
1. Умножая степени с одинаковым основанием их показатели складываются:
a m
·a n = a m + n .
2. В делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются:
3. Степень произведения 2-х либо большего числа множителей равняется произведению степеней этих сомножителей:
(abc…) n = a n · b n · c n …
4. Степень дроби равняется отношению степеней делимого и делителя:
(a/b) n = a n /b n .
5. Возводя степень в степень, показатели степеней перемножают:
(a m) n = a m n .
Каждая вышеприведенная формула верна в направлениях слева направо и наоборот.
Например
. (2·3·5/15)² = 2²·3²·5²/15² = 900/225 = 4
.
Операции с корнями.
1. Корень из произведения нескольких сомножителей равняется произведению корней из этих сомножителей:
2. Корень из отношения равен отношению делимого и делителя корней:
3. При возведении корня в степень довольно возвести в эту степень подкоренное число:
4. Если увеличить степень корня в n
раз и в тоже время возвести в n
-ую степень подкоренное число, то значение корня не поменяется:
5. Если уменьшить степень корня в n
раз и в тоже время извлечь корень n
-ой степени из подкоренного числа, то значение корня не поменяется:
Степень с отрицательным показателем.
Степень некоторого числа с неположительным (целым) показателем определяют как единицу, деленную на степень того же числа с показателем, равным абсолютной величине неположительного показателя:
Формулу a m
:a n =a m — n
можно использовать не только при m
> n
, но и при m
< n
.
Например
. a
4:a 7 = a 4 — 7 = a -3
.
Чтобы формула a m
:a n =a m — n
стала справедливой при m=n
, нужно присутствие нулевой степени.
Степень с нулевым показателем.
Степень всякого числа, не равного нулю, с нулевым показателем равняется единице.
Например
. 2 0 = 1,(-5) 0 = 1,(-3/5) 0 = 1.
Степень с дробным показателем.
Чтобы возвести действительное число а
в степень m/n
, необходимо извлечь корень n
-ой степени из m
-ой степени этого числа а
.
На канал на youtube нашего сайта сайт, чтобы быть в курсе всех новых видео уроков.
Для начала вспомним основные формулы степеней и их свойства.
Произведение числа a
само на себя происходит n раз, это выражение мы можем записать как a a … a=a n
1. a 0 = 1 (a ≠ 0)
3. a n a m = a n + m
4. (a n) m = a nm
5. a n b n = (ab) n
7. a n /a m = a n — m
Степенные или показательные уравнения
– это уравнения в которых переменные находятся в степенях (или показателях), а основанием является число.
Примеры показательных уравнений:
В данном примере число 6 является основанием оно всегда стоит внизу, а переменная x
степенью или показателем.
Приведем еще примеры показательных уравнений.
2 x *5=10
16 x — 4 x — 6=0
Теперь разберем как решаются показательные уравнения?
Возьмем простое уравнение:
2 х = 2 3
Такой пример можно решить даже в уме. Видно, что x=3. Ведь чтобы левая и правая часть были равны нужно вместо x поставить число 3.
А теперь посмотрим как нужно это решение оформить:
2 х = 2 3
х = 3
Для того, чтобы решить такое уравнение, мы убрали одинаковые основания
(то есть двойки) и записали то что осталось, это степени. Получили искомый ответ.
Теперь подведем итоги нашего решения.
Алгоритм решения показательного уравнения:
1. Нужно проверить одинаковые
ли основания у уравнения справа и слева. Если основания не одинаковые ищем варианты для решения данного примера.
2. После того как основания станут одинаковыми, приравниваем
степени и решаем полученное новое уравнение.
Теперь прорешаем несколько примеров:
Начнем с простого.
Основания в левой и правой части равны числу 2, значит мы можем основание отбросить и приравнять их степени.
x+2=4 Получилось простейшее уравнение.
x=4 — 2
x=2
Ответ: x=2
В следующем примере видно, что основания разные это 3 и 9.
3 3х — 9 х+8 = 0
Для начала переносим девятку в правую сторону, получаем:
Теперь нужно сделать одинаковые основания. Мы знаем что 9=3 2 . Воспользуемся формулой степеней (a n) m = a nm .
3 3х = (3 2) х+8
Получим 9 х+8 =(3 2) х+8 =3 2х+16
3 3х = 3 2х+16 теперь видно что в левой и правой стороне основания одинаковые и равные тройке, значит мы их можем отбросить и приравнять степени.
3x=2x+16 получили простейшее уравнение
3x — 2x=16
x=16
Ответ: x=16.
Смотрим следующий пример:
2 2х+4 — 10 4 х = 2 4
В первую очередь смотрим на основания, основания разные два и четыре. А нам нужно, чтобы были — одинаковые. Преобразовываем четверку по формуле (a n) m = a nm .
4 х = (2 2) х = 2 2х
И еще используем одну формулу a n a m = a n + m:
2 2х+4 = 2 2х 2 4
Добавляем в уравнение:
2 2х 2 4 — 10 2 2х = 24
Мы привели пример к одинаковым основаниям. Но нам мешают другие числа 10 и 24. Что с ними делать? Если приглядеться видно, что в левой части у нас повторяется 2 2х,вот и ответ — 2 2х мы можем вынести за скобки:
2 2х (2 4 — 10) = 24
Посчитаем выражение в скобках:
2 4 — 10 = 16 — 10 = 6
Все уравнение делим на 6:
Представим 4=2 2:
2 2х = 2 2 основания одинаковые, отбрасываем их и приравниваем степени.
2х = 2 получилось простейшее уравнение. Делим его на 2 получаем
х = 1
Ответ: х = 1.
Решим уравнение:
9 х – 12*3 х +27= 0
Преобразуем:
9 х = (3 2) х = 3 2х
Получаем уравнение:
3 2х — 12 3 х +27 = 0
Основания у нас одинаковы равны трем.В данном примере видно, что у первой тройки степень в два раза (2x) больше, чем у второй (просто x). В таком случаем можно решить методом замены
. Число с наименьшей степенью заменяем:
Тогда 3 2х = (3 х) 2 = t 2
Заменяем в уравнении все степени с иксами на t:
t 2 — 12t+27 = 0
Получаем квадратное уравнение. Решаем через дискриминант, получаем:
D=144-108=36
t 1 = 9
t 2 = 3
Возвращаемся к переменной x
.
Берем t 1:
t 1 = 9 = 3 х
Стало быть,
3 х = 9
3 х = 3 2
х 1 = 2
Один корень нашли. Ищем второй, из t 2:
t 2 = 3 = 3 х
3 х = 3 1
х 2 = 1
Ответ: х 1 = 2; х 2 = 1.
На сайте Вы можете в разделе ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ задавать интересующие вопросы мы Вам обязательно ответим.
Вступайте в группу
Урок на тему: «Правила умножения и деления степеней с одинаковыми и разными показателями. Примеры»
Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине «Интеграл» для 7 класса
Пособие к учебнику Ю.Н. Макарычева
Пособие к учебнику А.Г. Мордковича
Цель урока: научится производить действия со степенями числа.
Для начала вспомним понятие «степень числа». Выражение вида $underbrace{ a * a * ldots * a }_{n}$ можно представить, как $a^n$.
Справедливо также обратное: $a^n= underbrace{ a * a * ldots * a }_{n}$.
Это равенство называется «запись степени в виде произведения». Оно поможет нам определить, каким образом умножать и делить степени.
Запомните:
a
– основание степени.
n
– показатель степени.
Если n = 1
, значит, число а
взяли один раз и соответственно: $a^n= 1$.
Если n= 0
, то $a^0= 1$.
Почему так происходит, мы сможем выяснить, когда познакомимся с правилами умножения и деления степеней.
Правила умножения
a) Если умножаются степени с одинаковым основанием.
Чтобы $a^n * a^m$, запишем степени в виде произведения: $underbrace{ a * a * ldots * a }_{n} * underbrace{ a * a * ldots * a }_{m}$.
На рисунке видно, что число а
взяли n+m
раз, тогда $a^n * a^m = a^{n + m}$.
Пример.
$2^3 * 2^2 = 2^5 = 32$.
Это свойство удобно использовать, что бы упростить работу при возведении числа в большую степень.
Пример.
$2^7= 2^3 * 2^4 = 8 * 16 = 128$.
б) Если умножаются степени с разным основанием, но одинаковым показателем.
Чтобы $a^n * b^n$, запишем степени в виде произведения: $underbrace{ a * a * ldots * a }_{n} * underbrace{ b * b * ldots * b }_{m}$.
Если поменять местами множители и посчитать получившиеся пары, получим: $underbrace{ (a * b) * (a * b) * ldots * (a * b) }_{n}$.
Значит, $a^n * b^n= (a * b)^n$.
Пример.
$3^2 * 2^2 = (3 * 2)^2 = 6^2= 36$.
Правила деления
a) Основание степени одинаковое, показатели разные.
Рассмотрим деление степени с большим показателем на деление степени с меньшим показателем.
Итак, надо $frac{a^n}{a^m}$
, где n > m
.
Запишем степени в виде дроби:
$frac{underbrace{ a * a * ldots * a }_{n}}{underbrace{ a * a * ldots * a }_{m}}$.
Для удобства деление запишем в виде простой дроби.
Теперь сократим дробь.
Получается: $underbrace{ a * a * ldots * a }_{n-m}= a^{n-m}$.
Значит, $frac{a^n}{a^m}=a^{n-m}$
.
Это свойство поможет объяснить ситуацию с возведением числа в нулевую степень. Допустим, что n=m
, тогда $a^0= a^{n-n}=frac{a^n}{a^n} =1$.
Примеры.
$frac{3^3}{3^2}=3^{3-2}=3^1=3$.
$frac{2^2}{2^2}=2^{2-2}=2^0=1$.
б) Основания степени разные, показатели одинаковые.
Допустим, необходимо $frac{a^n}{ b^n}$. Запишем степени чисел в виде дроби:
$frac{underbrace{ a * a * ldots * a }_{n}}{underbrace{ b * b * ldots * b }_{n}}$.
Для удобства представим.
Используя свойство дробей, разобьем большую дробь на произведение маленьких, получим.
$underbrace{ frac{a}{b} * frac{a}{b} * ldots * frac{a}{b} }_{n}$.
Соответственно: $frac{a^n}{ b^n}=(frac{a}{b})^n$.
Пример.
$frac{4^3}{ 2^3}= (frac{4}{2})^3=2^3=8$.
Одной из главных характеристик в алгебре, да и во всей математике является степень. Конечно, в 21 веке все расчеты можно проводить на онлайн-калькуляторе, но лучше для развития мозгов научиться делать это самому.
В данной статье рассмотрим самые важные вопросы, касающиеся этого определения. А именно, поймем что это вообще такое и каковы основные его функции, какие имеются свойства в математике.
Рассмотрим на примерах то, как выглядит расчет, каковы основные формулы. Разберем основные виды величины и то, чем они отличаются от других функций.
Поймем, как решать с помощью этой величины различные задачи. Покажем на примерах, как возводить в нулевую степень, иррациональную, отрицательную и др.
Онлайн-калькулятор возведения в степень
Что такое степень числа
Что же подразумевают под выражением «возвести число в степень»?
Степенью n числа а является произведение множителей величиной а n-раз подряд.
Математически это выглядит следующим образом:
a n = a * a * a * …a n .
Например:
- 2 3 = 2 в третьей степ. = 2 * 2 * 2 = 8;
- 4 2 = 4 в степ. два = 4 * 4 = 16;
- 5 4 = 5 в степ. четыре = 5 * 5 * 5 * 5 = 625;
- 10 5 = 10 в 5 степ. = 10 * 10 * 10 * 10 * 10 = 100000;
- 10 4 = 10 в 4 степ. = 10 * 10 * 10 * 10 = 10000.
Ниже будет представлена таблица квадратов и кубов от 1 до 10.
Таблица степеней от 1 до 10
Ниже будут приведены результаты возведения натуральных чисел в положительные степени – «от 1 до 100».
Ч-ло |
2-ая ст-нь |
3-я ст-нь |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
8 |
3 |
9 |
27 |
4 |
16 |
64 |
5 |
25 |
125 |
6 |
36 |
216 |
7 |
49 |
343 |
8 |
64 |
512 |
9 |
81 |
279 |
10 |
100 |
1000 |
Свойства степеней
Что же характерно для такой математической функции? Рассмотрим базовые свойства.
Учеными установлено следующие признаки, характерные для всех степеней:
- a n * a m = (a) (n+m) ;
- a n: a m = (a) (n-m) ;
- (a b) m =(a) (b*m) .
Проверим на примерах:
2 3 * 2 2 = 8 * 4 = 32. С другой стороны 2 5 = 2 * 2 * 2 * 2 * 2 =32.
Аналогично: 2 3: 2 2 = 8 / 4 =2. Иначе 2 3-2 = 2 1 =2.
(2 3) 2 = 8 2 = 64. А если по-другому? 2 6 = 2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 32 * 2 = 64.
Как видим, правила работают.
А как же быть со сложением и вычитанием
? Всё просто. Выполняется сначала возведение в степень, а уж потом сложение и вычитание.
Посмотрим на примерах:
- 3 3 + 2 4 = 27 + 16 = 43;
- 5 2 – 3 2 = 25 – 9 = 16. Обратите внимание: правило не будет выполняться, если сначала произвести вычитание: (5 — 3) 2 = 2 2 = 4.
А вот в этом случае надо вычислять сначала сложение, поскольку присутствуют действия в скобках: (5 + 3) 3 = 8 3 = 512.
Как производить вычисления в более сложных случаях
? Порядок тот же:
- при наличии скобок – начинать нужно с них;
- затем возведение в степень;
- потом выполнять действия умножения, деления;
- после сложение, вычитание.
Есть специфические свойства, характерные не для всех степеней:
- Корень n-ой степени из числа a в степени m запишется в виде: a m / n .
- При возведении дроби в степень: этой процедуре подвержены как числитель, так и ее знаменатель.
- При возведении произведения разных чисел в степень, выражение будет соответствовать произведению этих чисел в заданной степени. То есть: (a * b) n = a n * b n .
- При возведении числа в отрицательную степ., нужно разделить 1 на число в той же ст-ни, но со знаком «+».
- Если знаменатель дроби находится в отрицательной степени, то это выражение будет равно произведению числителя на знаменатель в положительной степени.
- Любое число в степени 0 = 1, а в степ. 1 = самому себе.
Эти правила важны в отдельных случаях, их рассмотрим подробней ниже.
Степень с отрицательным показателем
Что делать при минусовой степени, т. е. когда показатель отрицательный?
Исходя из свойств 4 и 5
(смотри пункт выше), получается
:
A (- n) = 1 / A n , 5 (-2) = 1 / 5 2 = 1 / 25.
И наоборот:
1 / A (- n) = A n , 1 / 2 (-3) = 2 3 = 8.
А если дробь?
(A / B) (- n) = (B / A) n , (3 / 5) (-2) = (5 / 3) 2 = 25 / 9.
Степень с натуральным показателем
Под ней понимают степень с показателями, равными целым числам.
Что нужно запомнить:
A 0 = 1, 1 0 = 1; 2 0 = 1; 3.15 0 = 1; (-4) 0 = 1…и т. д.
A 1 = A, 1 1 = 1; 2 1 = 2; 3 1 = 3…и т. д.
Кроме того, если (-a) 2 n +2 , n=0, 1, 2…то результат будет со знаком «+». Если отрицательное число возводится в нечетную степень, то наоборот.
Общие свойства, да и все специфические признаки, описанные выше, также характерны для них.
Дробная степень
Этот вид можно записать схемой: A m / n . Читается как: корень n-ой степени из числа A в степени m.
С дробным показателем можно делать, что угодно: сокращать, раскладывать на части, возводить в другую степень и т. д.
Степень с иррациональным показателем
Пусть α – иррациональное число, а А ˃ 0.
Чтобы понять суть степени с таким показателем, рассмотрим разные возможные случаи:
- А = 1. Результат будет равен 1. Поскольку существует аксиома – 1 во всех степенях равна единице;
А r 1 ˂ А α ˂ А r 2 , r 1 ˂ r 2 – рациональные числа;
- 0˂А˂1.
В этом случае наоборот: А r 2 ˂ А α ˂ А r 1 при тех же условиях, что и во втором пункте.
Например, показатель степени число π.
Оно рациональное.
r 1 – в этом случае равно 3;
r 2 – будет равно 4.
Тогда, при А = 1, 1 π = 1.
А = 2, то 2 3 ˂ 2 π ˂ 2 4 , 8 ˂ 2 π ˂ 16.
А = 1/2, то (½) 4 ˂ (½) π ˂ (½) 3 , 1/16 ˂ (½) π ˂ 1/8.
Для таких степеней характерны все математические операции и специфические свойства, описанные выше.
Заключение
Подведём итоги — для чего же нужны эти величины, в чем преимущество таких функций? Конечно, в первую очередь они упрощают жизнь математиков и программистов при решении примеров, поскольку позволяют минимизировать расчеты, сократить алгоритмы, систематизировать данные и многое другое.
Где еще могут пригодиться эти знания? В любой рабочей специальности: медицине, фармакологии, стоматологии, строительстве, технике, инженерии, конструировании и т. д.
Математика – точная наука, и математический язык приветствует употребление более кратких записей.
Вместо записи 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5, математик использует запись 5 · 6, потому что у нас шесть одинаковых слагаемых.
А запись 5 · 5 · 5 · 5 · 5 · 5 математик заменит записью 56, потому что шесть одинаковых множителей. Конечно, при необходимости можно использовать обратные записи.
Мы знаем, что 76 есть произведение шести множителей, каждый из которых равен 7:
76 = 7 · 7 · 7 · 7 · 7.
Число 7 – основание степени, число 6 – показатель степени, выражение 76 – степень.
Дадим определение степени для любого основания и любого натурального показателя.
Степенью числа а с натуральным показателем n большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а.
Для степени числа а с показателем n принято обозначение: аn.
По определению аn = а · а · а · а… а. (n раз)
В определение не включён случай, когда показатель n = 1, так как не имеет смысла говорить о произведении, состоящем из одного множителя. Степень с показателем 1 определяется особо.
Степенью числа а с показателем 1 называется само число а: а1 = а.
Вычисление значения степени называют действием возведения в степень. Это действие выполняется первым при вычислении значения выражения.
Рассмотрим примеры вычислений значений выражений, содержащих степени.
Пример 1. Найдём значение степеней (-4)4 (-4)3.
(-4)4 = (-4) · (-4) · (-4) · (-4) = 256
(-4)3 = (-4) · (-4) · (-4) = -64
Обратим внимание, при возведении в степень отрицательного числа, положительное число получается, если число возводится в чётную степень, если же отрицательное число возводится в нечётную степень, то получается отрицательное число.
Пример 2. Вычислим (3/4)3.
(3/4)3 = 3/4 · 3/4 · 3/4 = 27/64.
Пример 3. Найдем значение выражения 6 · 33.
Чтобы найти значение этого выражения, достаточно сначала найти значение степени 33, а затем выполнить умножение:
1) 33 = 3 · 3 · 3 = 27
2) 6 · 27 = 162.
Значение степени можно найти с помощью вычислительной техники, а можно воспользоваться таблицей степеней.
Пример 4. Рассмотрим ещё один пример. Найдём значение выражения 0,5 · 482.
0,5 · 482 = 0,5 · 2304 = 1152
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Корни и степени
-
Степень с натуральным показателем
-
Степень с целым показателем
-
Кубический корень
-
Корень -ной степени
-
Сравнение арифметических корней
-
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
-
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Степенью называется выражение вида .
Здесь — основание степени, — показатель степени.
к оглавлению ▴
Степень с натуральным показателем
Проще всего определяется степень с натуральным (то есть целым положительным) показателем.
По определению, .
Выражения «возвести в квадрат» и «возвести в куб» нам давно знакомы.
Возвести число в квадрат — значит умножить его само на себя.
.
Возвести число в куб — значит умножить его само на себя три раза.
.
Возвести число в натуральную степень — значит умножить его само на себя раз:
к оглавлению ▴
Степень с целым показателем
Показатель степени может быть не только натуральным (то есть целым положительным), но и равным нулю, а также целым отрицательным.
По определению,
.
Это верно для . Выражение 00 не определено.
Определим также, что такое степень с целым отрицательным показателем.
Конечно, все это верно для , поскольку на ноль делить нельзя.
Например,
Заметим, что при возведении в минус первую степень дробь переворачивается.
Показатель степени может быть не только целым, но и дробным, то есть рациональным числом. В статье «Числовые множества» мы говорили, что такое рациональные числа. Это числа, которые можно записать в виде дроби , где — целое, — натуральное.
Здесь нам понадобится новое понятие — корень -степени. Корни и степени — две взаимосвязанные темы. Начнем с уже знакомого вам арифметического квадратного корня.
Определение.
Арифметический квадратный корень из числа — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен .
Согласно определению,
В школьной математике мы извлекаем корень только из неотрицательных чисел. Выражение для нас сейчас имеет смысл только при .
Выражение всегда неотрицательно, т.е. . Например, .
Свойства арифметического квадратного корня:
Запомним важное правило:
По определению, .
к оглавлению ▴
Кубический корень
Аналогично, кубический корень из — это такое число, которое при возведении в третью степень дает число .
Например, , так как ;
, так как ;
, так как .
Обратите внимание, что корень третьей степени можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Теперь мы можем дать определение корня -ной степени для любого целого .
к оглавлению ▴
Корень -ной степени
Корень -ной степени из числа — это такое число, при возведении которого в -ную степень получается число .
Например,
Заметим, что корень третьей, пятой, девятой — словом, любой нечетной степени, — можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Квадратный корень, а также корень четвертой, десятой, в общем, любой четной степени можно извлекать только из неотрицательных чисел.
Итак, — такое число, что . Оказывается, корни можно записывать в виде степеней с рациональным показателем. Это удобно.
По определению,
в общем случае .
Сразу договоримся, что основание степени больше 0.
Например,
Выражение по определению равно .
При этом также выполняется условие, что больше 0.
Например,
Запомним правила действий со степенями:
— при перемножении степеней показатели складываются;
— при делении степени на степень показатели вычитаются;
— при возведении степени в степень показатели перемножаются;
Покажем, как применяются эти формулы в заданиях ЕГЭ по математике:
1.
Внесли все под общий корень, разложили на множители, сократили дробь и извлекли корень.
2.
3.
Здесь мы записали корни в виде степеней и использовали формулы действий со степенями.
4. Найдите значение выражения при
Решение:
При получим
Ответ: -0,5.
5. Найдите значение выражения при
Решение:
При a = 12 получим
Мы воспользовались свойствами степеней.
Ответ: 144.
6. Найдите значение выражения при b = — 5.
Решение:
При b = — 5 получим:
Ответ: -125.
7. Расположите в порядке возрастания:
Решение:
Запишем выражения как степени с положительным показателем и сравним.
Так как то
Так как то
Сравним и для этого оценим их разность:
значит
Получим : поэтому
Ответ:
8. Представьте выражение в виде степени:
Решение:
Вынесем за скобку степень с меньшим показателем:
Ответ:
9. Упростите выражение:
Решение:
Приведем основания 6 и 12 к основаниям 2 и 3:
(выполним деление степеней с одинаковыми основаниями)
Ответ: 0,25.
10. Чему равно значение выражения при ?
Решение:
При получим
Ответ: 9.
к оглавлению ▴
Сравнение арифметических корней
11. Какое из чисел больше: или ?
Решение:
Возведем в квадрат оба числа (числа положительные):
Найдем разность полученных результатов:
так как
Значит, первое число больше второго.
Ответ:
к оглавлению ▴
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
Если дана дробь вида то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на :
Тогда знаменатель станет рациональным.
Если дана дробь вида или то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение, чтобы получить в знаменателе разность квадратов.
Сопряженные выражения — это выражения, отличающиеся только знаками. Например,
и и — сопряженные выражения.
Пример:
12. Вот несколько примеров — как избавиться от иррациональности в знаменателе:
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Совет. Если в знаменателе дана сумма двух корней, то в разности первым числом пишите то, которое больше, и тогда разность квадратов корней будет положительным числом.
Пример 5.
13. Сравните и
1)
2) Сравним и 14.
то и а значит,
Ответ: меньше.
к оглавлению ▴
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Покажем несколько примеров.
14. Упростите: выражения:
Пример 5.
т.к.
Пример 6.
Пример 7.
так как
Следующие несколько задач решаются с помощью формулы:
Решение:
Получим уравнение
Ответ:
19. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
20. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
21. Вычислите значение выражения: если
Решение.
Если то следовательно
Ответ: — 1.
22. Вычислите:
Решение:
Ответ: 1.
Рассмотрим уравнение вида где
Это равенство выполняется, только если
Подробно об таких уравнениях — в статье «Показательные уравнения».
При решении уравнений такого вида мы пользуемся монотонностью показательной функции.
23. Решите уравнение:
а)
б)
в)
Решение.
23. Решите уравнение:
Решение:
тогда
Ответ: -1.
24. Решите уравнение:
Решение:
Ответ: 4.
25. Решите уравнение:
Решение:
Значит,
Ответ: -0,2.
Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по математике онлайн
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Корни и степени» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.05.2023
Что такое степень?
Степенью называют произведение из нескольких одинаковых множителей. Например:
2 × 2 × 2
Значение данного выражения равно 8
2 × 2 × 2 = 8
Левую часть этого равенства можно сделать короче – сначала записать повторяющийся множитель и указать над ним сколько раз он повторяется. Повторяющийся множитель в данном случае это 2. Повторяется он три раза. Поэтому над двойкой записываем тройку:
23 = 8
Это выражение читается так: «два в третьей степени равно восемь» или «третья степень числа 2 равна 8».
Короткую форму записи перемножения одинаковых множителей используют чаще. Поэтому надо помнить, что если над каким-то числом надписано другое число, то это есть перемножение нескольких одинаковых множителей.
Например, если дано выражение 53, то следует иметь ввиду, что это выражение равносильно записи 5 × 5 × 5.
Число, которое повторяется называют основанием степени. В выражении 53 основанием степени является число 5.
А число, которое надписано над числом 5 называют показателем степени. В выражении 53 показателем степени является число 3. Показатель степени показывает сколько раз повторяется основание степени. В нашем случае основание 5 повторяется три раза
Саму операцию перемножения одинаковых множителей называют возведением в степень.
Например, если нужно найти произведение из четырёх одинаковых множителей, каждый из которых равен 2, то говорят, что число 2 возводится в четвёртую степень:
Видим, что число 2 в четвёртой степени есть число 16.
Отметим, что в данном уроке мы рассматриваем степени с натуральным показателем. Это вид степени, показателем которой является натуральное число. Напомним, что натуральными называют целые числа, которые больше нуля. Например, 1, 2, 3 и так далее.
Вообще, определение степени с натуральным показателем выглядит следующим образом:
Степень числа a с натуральным показателем n — это выражение вида an, которое равно произведению n множителей, каждый из которых равен a
Примеры:
Следует быть внимательным при возведении числа в степень. Часто по невнимательности человек умножает основание степени на показатель.
Например, число 5 во второй степени есть произведение двух множителей каждый из которых равен 5. Это произведение равно 25
Теперь представим, что мы по невнимательности умножили основание 5 на показатель 2
Получилась ошибка, поскольку число 5 во второй степени не равно 10.
Дополнительно следует упомянуть, что степень числа с показателем 1, есть само это число:
Например, число 5 в первой степени есть само число 5
Соответственно, если у числа отсутствует показатель, то надо считать, что показатель равен единице.
Например, числа 1, 2, 3 даны без показателя, поэтому их показатели будут равны единице. Каждое из этих чисел можно записать с показателем 1
А если возвести 0 в какую-нибудь степень, то получится 0. Действительно, сколько бы раз ничего не умножалось на само себя получится ничего. Примеры:
А выражение 00 не имеет смысла. Но в некоторых разделах математики, в частности анализе и теории множеств, выражение 00 может иметь смысл.
Для тренировки решим несколько примеров на возведение чисел в степени.
Пример 1. Возвести число 3 во вторую степень.
Число 3 во второй степени это произведение двух множителей, каждый из которых равен 3
32 = 3 × 3 = 9
Пример 2. Возвести число 2 в четвертую степень.
Число 2 в четвертой степени это произведение четырёх множителей, каждый из которых равен 2
24 =2 × 2 × 2 × 2 = 16
Пример 3. Возвести число 2 в третью степень.
Число 2 в третьей степени это произведение трёх множителей, каждый из которых равен 2
23 =2 × 2 × 2 = 8
Возведение в степень числа 10
Чтобы возвести в степень число 10, достаточно дописать после единицы количество нулей, равное показателю степени.
Например, возведем число 10 во вторую степень. Сначала запишем само число 10 и в качестве показателя укажем число 2
102
Теперь ставим знак равенства, записываем единицу и после этой единицы записываем два нуля, поскольку количество нулей должно быть равно показателю степени
102 = 100
Значит, число 10 во второй степени это число 100. Связано это с тем, что число 10 во второй степени это произведение двух множителей, каждый из которых равен 10
102 = 10 × 10 = 100
Пример 2. Возведём число 10 в третью степень.
В данном случае после единицы будут стоять три нуля:
103 = 1000
Пример 3. Возведем число 10 в четвёртую степень.
В данном случае после единицы будут стоять четыре нуля:
104 = 10000
Пример 4. Возведем число 10 в первую степень.
В данном случае после единицы будет стоять один нуль:
101 = 10
Представление чисел 10, 100, 1000 в виде степени с основанием 10
Чтобы представить числа 10, 100, 1000 и 10000 в виде степени с основанием 10, нужно записать основание 10, и в качестве показателя указать число, равное количеству нулей исходного числа.
Представим число 10 в виде степени с основанием 10. Видим, что в нём один нуль. Значит, число 10 в виде степени с основанием 10 будет представлено как 101
10 = 101
Пример 2. Представим число 100 в виде степени основанием 10. Видим, что число 100 содержит два нуля. Значит, число 100 в виде степени с основанием 10 будет представлено как 102
100 = 102
Пример 3. Представим число 1 000 в виде степени с основанием 10.
1 000 = 103
Пример 4. Представим число 10 000 в виде степени с основанием 10.
10 000 = 104
Возведение в степень отрицательного числа
При возведении в степень отрицательного числа, его обязательно нужно заключить в скобки.
Например, возведём отрицательное число −2 во вторую степень. Число −2 во второй степени это произведение двух множителей, каждый из которых равен (−2)
(−2)2 = (−2) × (−2) = 4
Если бы мы не заключили в скобки число −2, то получилось бы что мы вычисляем выражение −22, которое не равно 4. Выражение −2² будет равно −4. Чтобы понять почему, коснёмся некоторых моментов.
Когда мы ставим перед положительным числом минус, мы тем самым выполняем операцию взятия противоположного значения.
Допустим, дано число 2, и нужно найти его противоположное число. Мы знаем, что противоположное числу 2 это число −2. Иными словами, чтобы найти противоположное число для 2, достаточно поставить минус перед этим числом. Вставка минуса перед числом уже считается в математике полноценной операцией. Эту операцию, как было указано выше, называют операцией взятия противоположного значения.
В случае с выражением −22 происходит две операции: операция взятия противоположного значения и возведение в степень. Возведение в степень является более приоритетной операцией, чем взятие противоположного значения.
Поэтому выражение −22 вычисляется в два этапа. Сначала выполняется операция возведения в степень. В данном случае во вторую степень было возведено положительное число 2
Затем выполнилось взятие противоположного значения. Это противоположное значение было найдено для значения 4. А противоположное значение для 4 это −4
−22 = −4
Скобки же имеют самый высокий приоритет выполнения. Поэтому в случае вычисления выражения (−2)2 сначала выполняется взятие противоположного значения, а затем во вторую степень возводится отрицательное число −2. В результате получается положительный ответ 4, поскольку произведение отрицательных чисел есть положительное число.
Пример 2. Возвести число −2 в третью степень.
Число −2 в третьей степени это произведение трёх множителей, каждый из которых равен (−2)
(−2)3 = (−2) × (−2) × (−2) = −8
Пример 3. Возвести число −2 в четвёртую степень.
Число −2 в четвёртой степени это произведение четырёх множителей, каждый из которых равен (−2)
(−2)4 = (−2) × (−2) × (−2) × (−2) = 16
Легко заметить, что при возведении в степень отрицательного числа может получиться либо положительный ответ либо отрицательный. Знак ответа зависит от показателя исходной степени.
Если показатель степени чётный, то ответ будет положительным. Если показатель степени нечётный, ответ будет отрицательным. Покажем это на примере числа −3
В первом и в третьем случае показатель был нечётным числом, поэтому ответ стал отрицательным.
Во втором и в четвёртом случае показатель был чётным числом, поэтому ответ стал положительным.
Пример 7. Возвести число −5 в третью степень.
Число −5 в третьей степени это произведение трёх множителей каждый из которых равен −5. Показатель 3 является нечётным числом, поэтому мы заранее можем сказать, что ответ будет отрицательным:
(−5)3 = (−5) × (−5) × (−5) = −125
Пример 8. Возвести число −4 в четвёртую степень.
Число −4 в четвёртой степени это произведение четырёх множителей, каждый из которых равен −4. При этом показатель 4 является чётным, поэтому мы заранее можем сказать, что ответ будет положительным:
(−4)4 = (−4) × (−4) × (−4) × (−4) = 256
Нахождение значений выражений
При нахождении значений выражений, не содержащих скобки, возведение в степень будет выполняться в первую очередь, далее умножение и деление в порядке их следования, а затем сложение и вычитание в порядке их следования.
Пример 1. Найти значение выражения 2 + 52
Сначала выполняется возведение в степень. В данном случае во вторую степень возводится число 5 — получается 25. Затем этот результат складывается с числом 2
2 + 52 = 2 + 25 = 27
Пример 10. Найти значение выражения −62 × (−12)
Сначала выполняется возведение в степень. Заметим, что число −6 не взято в скобки, поэтому во вторую степень будет возведено число 6, затем перед результатом будет поставлен минус:
−62 × (−12) = −36 × (−12)
Завершаем пример, умножив −36 на (−12)
−62 × (−12) = −36 × (−12) = 432
Пример 11. Найти значение выражения −3 × 22
Сначала выполняется возведение в степень. Затем полученный результат перемножается с числом −3
−3 × 22 = −3 × 4 = −12
Если выражение содержит скобки, то сначала нужно выполнить действия в этих скобках, далее возведение в степень, затем умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Пример 12. Найти значение выражения (32 + 1 × 3) − 15 + 5
Сначала выполняем действия в скобках. Внутри скобок применяем ранее изученные правила, а именно сначала возводим во вторую степень число 3, затем выполняем умножение 1 × 3, затем складываем результаты возведения в степень числа 3 и умножения 1 × 3. Далее выполняется вычитание и сложение в порядке их следования. Расставим такой порядок выполнения действия над исходным выражением:
(32 + 1 × 3) − 15 + 5 = 12 − 15 + 5 = 2
Пример 13. Найти значение выражения 2 × 53 + 5 × 23
Сначала возведем числа в степени, затем выполним умножение и сложим полученные результаты:
2 × 53 + 5 × 23 = 2 × 125 + 5 × 8 = 250 + 40 = 290
Тождественные преобразования степеней
Над степенями можно выполнять различные тождественные преобразования, тем самым упрощая их.
Допустим, потребовалось вычислить выражение (23)2. В данном примере два в третьей степени возводится во вторую степень. Иными словами, степень возводится в другую степень.
(23)2 это произведение двух степеней, каждая из которых равна 23
При этом каждая из этих степеней является произведением трёх множителей, каждый из которых равен 2
Получили произведение 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2, которое равно 64. Значит значение выражения (23)2 или равно 64
Этот пример можно значительно упростить. Для этого показатели выражения (23)2 можно перемножить и записать это произведение над основанием 2
Получили 26. Два в шестой степени это произведение шести множителей, каждый из которых равен 2. Это произведение равно 64
Данное свойство работает по причине того, что 23 это произведение 2 × 2 × 2, которое в свою очередь повторяется два раза. Тогда получается, что основание 2 повторяется шесть раз. Отсюда можно записать, что 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2 это 26
Вообще, для любого основания a с показателями m и n, выполняется следующее равенство:
(an)m = an × m
Это тождественное преобразование называют возведением степени в степень. Его можно прочитать так: «При возведении степени в степень основание оставляют без изменений, а показатели перемножают».
После перемножения показателей, получится другая степень, значение которой можно найти.
Пример 2. Найти значение выражения (32)2
В данном примере основанием является 3, а числа 2 и 2 являются показателями. Воспользуемся правилом возведения степени в степень. Основание оставим без изменений, а показатели перемножим:
Получили 34. А число 3 в четвёртой степени есть 81
Рассмотрим остальные преобразования.
Умножение степеней
Чтобы перемножить степени, нужно по отдельности вычислить каждую степень, и полученные результаты перемножить.
Например, умножим 22 на 33.
22 это число 4, а 33 это число 27. Перемножаем числа 4 и 27, получаем 108
22 × 33 = 4 × 27 = 108
В этом примере основания степеней были разными. В случае, если основания будут одинаковыми, то можно записать одно основание, а в качестве показателя записать сумму показателей исходных степеней.
Например, умножим 22 на 23
В данном примере основания у степеней одинаковые. В этом случае можно записать одно основание 2 и в качестве показателя записать сумму показателей степеней 22 и 23. Иными словами, основание оставить без изменений, а показатели исходных степеней сложить. Выглядеть это будет так:
Получили 25. Число 2 в пятой степени есть 32
Данное свойство работает по причине того, что 22 это произведение 2 × 2, а 23 это произведение 2 × 2 × 2. Тогда получается произведение из пяти одинаковых множителей, каждый из которых равен 2. Это произведение представимо в виде 25
Вообще, для любого a и показателей m и n выполняется следующее равенство:
Это тождественное преобразование носит название основного свойства степени. Его можно прочитать так: «При перемножении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют без изменений, а показатели складывают».
Отметим, что данное преобразование можно применять при любом количестве степеней. Главное, чтобы основание было одинаковым.
Например, найдем значение выражения 21 × 22 × 23. Основание 2 оставим без изменений, а показатели сложим:
В некоторых задачах достаточным бывает выполнить соответствующее преобразование, не вычисляя итоговую степень. Это конечно же очень удобно, поскольку вычислять большие степени не так-то просто.
Пример 1. Представить в виде степени выражение 58 × 25
В данной задаче нужно сделать так, чтобы вместо выражения 58 × 25 получилась одна степень.
Число 25 можно представить в виде 52. Тогда получим следующее выражение:
В этом выражении можно применить основное свойство степени — основание 5 оставить без изменений, а показатели 8 и 2 сложить:
Задачу можно считать решённой, поскольку мы представили выражение 58 × 25 в виде одной степени, а именно в виде степени 510.
Запишем решение покороче:
Пример 2. Представить в виде степени выражение 29 × 32
Число 32 можно представить в виде 25. Тогда получим выражение 29 × 25. Далее можно применить основание свойство степени — основание 2 оставить без изменений, а показатели 9 и 5 сложить. В результате получится следующее решение:
Пример 3. Вычислите произведение 3 × 3, используя основное свойство степени.
Все хорошо знают, что три умножить на три равно девять, но задача требует в ходе решения воспользоваться основным свойством степени. Как это сделать?
Вспоминаем, что если число дано без показателя, то показатель нужно считать равным единице. Стало быть сомножители 3 и 3 можно записать в виде 31 и 31
31 × 31
Теперь воспользуемся основным свойством степени. Основание 3 оставляем без изменений, а показатели 1 и 1 складываем:
31 × 31 = 32
Далее вычисляем значение выражения. Число 3 во второй степени равно числу 9
31 × 31 = 32 = 9
Пример 4. Вычислите произведение 2 × 2 × 32 × 33, используя основное свойство степени.
Произведение 2 × 2 заменим на 21 × 21, затем на 21 + 1, а затем на 22. Произведение 32 × 33 заменим на 32 + 3, а затем на 35
Далее вычисляем значение каждой степени и находим произведение:
Пример 5. Выполнить умножение x × x
Это два одинаковых буквенных сомножителя с показателями 1. Для наглядности запишем эти показатели. Далее основание x оставим без изменений, а показатели сложим:
Находясь у доски, не следует записывать перемножение степеней с одинаковыми основаниями так подробно, как это сделано здесь. Такие вычисления нужно выполнять в уме. Подробная запись скорее всего будет раздражать учителя и он снизит за это оценку. Здесь же подробная запись дана, чтобы материал был максимально доступным для понимания.
Решение данного примера желательно записать так:
Пример 6. Выполнить умножение x2 × x
Показатель второго сомножителя равен единице. Для наглядности запишем его. Далее основание оставим без изменений, а показатели сложим:
Пример 7. Выполнить умножение y3y2y
Показатель третьего сомножителя равен единице. Для наглядности запишем его. Далее основание оставим без изменений, а показатели сложим:
Пример 8. Выполнить умножение aa3a2a5
Показатель первого сомножителя равен единице. Для наглядности запишем его. Далее основание оставим без изменений, а показатели сложим:
Пример 9. Представить степень 38 в виде произведения степеней с одинаковыми основаниями.
В данной задаче нужно составить произведение степеней, основания которых будут равны 3, и сумма показателей которых будет равна 8. Можно использовать любые показатели. Представим степень 38 в виде произведения степеней 35 и 33
В данном примере мы опять же опирались на основное свойство степени. Ведь выражение 35 × 33 можно записать как 35 + 3, откуда 38.
Конечно можно было представить степень 38 в виде произведения других степеней. Например, в виде 37 × 31, поскольку это произведение тоже равно 38
Представление степени в виде произведения степеней с одинаковыми основаниями это по большей части творческая работа. Поэтому не нужно бояться экспериментировать.
Пример 10. Представить степень x12 в виде различных произведений степеней с основаниями x.
Воспользуемся основным свойство степени. Представим x12 в виде произведений с основаниями x, и сумма показателей которых равна 12
Конструкции с суммами показателей были записаны для наглядности. Чаще всего их можно пропустить. Тогда получится компактное решение:
Возведение в степень произведения
Чтобы возвести в степень произведение, нужно возвести в указанную степень каждый множитель этого произведения и перемножить полученные результаты.
Например, возведём во вторую степень произведение 2 × 3. Возьмём в скобки данное произведение и в качестве показателя укажем 2
Теперь возведём во вторую степень каждый множитель произведения 2 × 3 и перемножим полученные результаты:
Принцип работы данного правила основан на определении степени, которое было дано в самом начале.
Возвести произведение 2 × 3 во вторую степень означает повторить данное произведение два раза. А если повторить его два раза, то можно получить следующее:
2 × 3 × 2 × 3
От перестановки мест сомножителей произведение не меняется. Это позволяет сгруппировать одинаковые множители:
2 × 2 × 3 × 3
Повторяющиеся множители можно заменить на короткие записи — основания с показателями. Произведение 2 × 2 можно заменить на 22, а произведение 3 × 3 можно заменить на 32. Тогда выражение 2 × 2 × 3 × 3 обращается в выражение 22 × 32.
Пусть ab исходное произведение. Чтобы возвести данное произведение в степень n, нужно по отдельности возвести множители a и b в указанную степень n
Данное свойство справедливо для любого количества множителей. Следующие выражения также справедливы:
Пример 2. Найти значение выражения (2 × 3 × 4)2
В данном примере нужно возвести во вторую степень произведение 2 × 3 × 4. Чтобы сделать это, нужно возвести во вторую степень каждый множитель этого произведения и перемножить полученные результаты:
Пример 3. Возвести в третью степень произведение a × b × c
Заключим в скобки данное произведение, и в качестве показателя укажем число 3
Далее возводим в третью степень каждый множитель данного произведения:
Пример 4. Возвести в третью степень произведение 3xyz
Заключим в скобки данное произведение, и в качестве показателя укажем 3
(3xyz)3
Возведём в третью степень каждый множитель данного произведения:
(3xyz)3 = 33x3y3z3
Число 3 в третьей степени равно числу 27. Остальное оставим без изменений:
(3xyz)3 = 33x3y3z3 = 27x3y3z3
В некоторых примерах умножение степеней с одинаковыми показателями можно заменять на произведение оснований с одним показателем.
Например, вычислим значение выражения 52 × 32. Возведем каждое число во вторую степень и перемножим полученные результаты:
52 × 32 = 25 × 9 = 225
Но можно не вычислять по отдельности каждую степень. Вместо этого, данное произведение степеней можно заменить на произведение с одним показателем (5 × 3)2. Далее вычислить значение в скобках и возвести полученный результат во вторую степень:
52 × 32 = (5 × 3)2 = (15)2 = 225
В данном случае опять же было использовано правило возведения в степень произведения. Ведь, если (a × b)n = an × bn, то an × bn = (a × b)n. То есть левая и правая часть равенства поменялись местами.
Возведение степени в степень
Это преобразование мы рассматривали в качестве примера, когда пытались понять суть тождественных преобразований степеней.
При возведении степени в степень основание оставляют без изменений, а показатели перемножают:
(an)m = an × m
К примеру, выражение (23)2 является возведением степени в степень — два в третьей степени возводится во вторую степень. Чтобы найти значение этого выражения, основание можно оставить без изменений, а показатели перемножить:
(23)2 = 23 × 2 = 26
Далее вычислить степень 26, которая равна 64
(23)2 = 23 × 2 = 26 = 64
Данное правило основано на предыдущих правилах: возведении в степень произведения и основного свойства степени.
Вернёмся к выражению (23)2. Выражение в скобках 23 представляет собой произведение из трёх одинаковых множителей, каждый из которых равен 2. Тогда в выражении (23)2 степень, находящуюся внутри скобок можно заменить на произведение 2 × 2 × 2.
(2 × 2 × 2)2
А это есть возведение в степень произведения, которое мы изучили ранее. Напомним, что для возведения в степень произведения, нужно возвести в указанную степень каждый множитель данного произведения и полученные результаты перемножить:
(2 × 2 × 2)2 = 22 × 22 × 22
Теперь имеем дело с основным свойством степени. Основание оставляем без изменений, а показатели складываем:
(2 × 2 × 2)2 = 22 × 22 × 22 = 22 + 2 + 2 = 26
Как и раньше получили 26. Значение этой степени равно 64
(2 × 2 × 2)2 = 22 × 22 × 22 = 22 + 2 + 2 = 26 = 64
В степень также может возводиться произведение, сомножители которого тоже являются степенями.
Например, найдём значение выражения (22 × 32)3. Здесь показатели каждого множителя нужно умножить на общий показатель 3. Далее найти значение каждой степени и вычислить произведение:
(22 × 32)3 = 22×3 × 32×3 = 26 × 36 = 64 × 729 = 46656
Примерно тоже самое происходит при возведении в степени произведения. Мы говорили, что при возведении в степень произведения, в указанную степень возводится каждый множитель этого произведения.
Например, чтобы возвести произведение 2 × 4 в третью степень, нужно записать следующее выражение:
Но ранее было сказано, что если число дано без показателя, то показатель надо считать равным единице. Получается, что множители произведения 2 × 4 изначально имеют показатели равные 1. Значит в третью степень возводилось выражение 21 × 41. А это есть возведение степени в степень.
Перепишем решение с помощью правила возведения степени в степень. У нас должен получиться тот же результат:
Пример 2. Найти значение выражения (33)2
Основание оставляем без изменений, а показатели перемножаем:
Получили 36. Число 3 в шестой степени есть число 729
Пример 3. Выполнить возведение в степень в выражении (xy)³
Возведём в третью степень каждый множитель произведения:
Пример 4. Выполнить возведение в степень в выражении (abc)⁵
Возведём в пятую степень каждый множитель произведения:
Пример 5. Выполнить возведение в степень в выражении (−2ax)3
Возведём в третью степень каждый множитель произведения:
Поскольку в третью степень возводилось отрицательное число −2, оно было взято в скобки.
Далее нужно вычислить то, что вычисляется. В данном случае можно вычислить (−2)3 — получится −8. Буквенная часть останется без изменений:
Пример 6. Выполнить возведение в степень в выражении (10xy)2
Пример 7. Выполнить возведение в степень в выражении (−5x)3
Пример 8. Выполнить возведение в степень в выражении (−3y)4
Пример 9. Выполнить возведение в степень в выражении (−2abx)⁴
Пример 10. Упростите выражение x5 × (x2)3
Степень x5 пока оставим без изменений, а в выражении (x2)3 выполним возведение степени в степени:
x5 × (x2)3 = x5 × x2 × 3 = x5 × x6
Теперь выполним умножение x5× x6. Для этого воспользуемся основным свойством степени — основание x оставим без изменений, а показатели сложим:
x5 × (x2)3 = x5 × x2× 3 = x5 × x6 = x5 + 6 = x11
Пример 9. Найти значение выражения 43 × 22, используя основное свойство степени.
Основное свойство степени можно использовать в случае, если основания исходных степеней одинаковы. В данном примере основания разные, поэтому для начала исходное выражение нужно немного видоизменить, а именно сделать так, чтобы основания степеней стали одинаковыми.
Посмотрим внимательно на степень 43. Основание у этой степени есть число 4, которое можно представить в виде 22. Тогда исходное выражение примет вид (22)3 × 22. Выполнив возведение степени в степень в выражении (22)3, мы получим 26. Тогда исходное выражение примет вид 26 × 22, вычислить которое можно, используя основное свойство степени.
Запишем решение данного примера:
Деление степеней
Чтобы выполнить деление степеней, нужно найти значение каждой степени, затем выполнить деление обыкновенных чисел.
Например, разделим 43 на 22.
Вычислим 43, получим 64. Вычислим 22, получим 4. Теперь разделим 64 на 4, получим 16
Если при делении степеней основания окажутся одинаковыми, то основание можно оставить без изменений, а из показателя степени делимого вычесть показатель степени делителя.
Например, найдем значение выражения 23 : 22
Основание 2 оставим без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя:
Значит, значение выражения 23 : 22 равно 2.
Данное свойство основано на умножении степеней с одинаковыми основаниями, или как мы привыкли говорить на основном свойстве степени.
Вернемся к предыдущему примеру 23 : 22. Здесь делимое это 23, а делитель 22.
Разделить одно число на другое означает найти такое число, которое при умножении на делитель даст в результате делимое.
В нашем случае, разделить 23 на 22 означает найти такую степень, которая при умножении на делитель 22 даст в результате 23. А какую степень можно умножить на 22, чтобы получить 23 ? Очевидно, что только степень 21. Из основного свойства степени имеем:
Убедиться, что значение выражения 23 : 22 равно 21 можно непосредственно вычислив само выражение 23 : 22. Для этого сначала найдём значение степени 23, получим 8. Затем найдём значение степени 22, получим 4. Разделим 8 на 4, получим 2 или 21, поскольку 2 = 21.
23 : 22 = 8 : 4 = 2
Таким образом, при делении степеней с одинаковыми основаниями выполняется следующее равенство:
Может случиться и так, что одинаковыми могут оказаться не только основания, но и показатели. В этом случае в ответе получится единица.
Например, найдём значение выражения 22 : 22. Вычислим значение каждой степени и выполним деление получившихся чисел:
При решении примера 22 : 22 также можно применить правило деления степеней с одинаковыми основаниями. В результате получается число в нулевой степени, поскольку разность показателей степеней 22 и 22 равна нулю:
В математике принято считать, что любое число в нулевой степени есть единица:
Почему число 2 в нулевой степени равно единице мы выяснили выше. Если вычислить 22 : 22 обычным методом, не используя правило деления степеней, получится единица.
Пример 2. Найти значение выражения 412 : 410
Воспользуемся правилом деления степеней. Основание 4 оставим без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя:
412 : 410 = 412 − 10 = 42 = 16
Пример 3. Представить частное x3 : x в виде степени с основанием x
Воспользуемся правилом деления степеней. Основание x оставим без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя. Показатель делителя равен единице. Для наглядности запишем его:
Пример 4. Представить частное x3 : x2 в виде степени с основанием x
Воспользуемся правилом деления степеней. Основание x оставим без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя:
Деление степеней можно записывать в виде дроби. Так, предыдущий пример можно записать следующим образом:
Числитель и знаменатель дроби разрешается записывать в развёрнутом виде, а именно в виде произведений одинаковых множителей. Степень x3 можно записать как x × x × x, а степень x2 как x × x. Тогда конструкцию x3 − 2 можно будет пропустить и воспользоваться сокращением дроби. В числителе и в знаменателе можно будет сократить по два множителя x. В результате останется один множитель x
Или ещё короче:
Также, полезно уметь быстро сокращать дроби, состоящие из степеней. Например, дробь можно сократить на x2. Чтобы сократить дробь на x2 нужно числитель и знаменатель дроби разделить на x2
Деление степеней подробно можно не расписывать. Приведённое сокращение можно выполнить короче:
Или ещё короче:
Пример 5. Выполнить деление x12 : x3
Воспользуемся правилом деления степеней. Основание x оставим без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя:
Запишем решение при помощи сокращения дроби. Деление степеней x12 : x3 запишем в виде . Далее сократим данную дробь на x3.
Пример 6. Найти значение выражения
В числителе выполним умножение степеней с одинаковыми основаниями:
Теперь применяем правило деления степеней с одинаковыми основаниями. Основание 7 оставляем без изменений, а из показателя степени делимого вычтем показатель степени делителя:
Завершаем пример, вычислив степень 72
Пример 7. Найти значение выражения
Выполним в числителе возведение степени в степень. Сделать это нужно с выражением (23)4
Теперь выполним в числителе умножение степеней с одинаковыми основаниями:
Теперь применяем правило деления степеней с одинаковыми основаниями:
Значит, значение выражения равно 16
В некоторых примерах можно сокращать одинаковые множители в ходе решения. Это позволяет упростить выражение и само вычисление в целом.
Например, найдём значение выражения . Степень 43 запишем в виде возведения степени в степень (22)3. Тогда получим следующее выражение:
В числителе выполним возведение степени в степень. Сделать это нужно с выражением (22)3
В числителе и в знаменателе получившегося выражения содержится степень 26, которую можно сократить на 26
Видим, что в результате осталась единственная степень 32, значение которой равно 9.
Пример 8. Найти значение выражения
В знаменателе содержится произведение степеней с одинаковыми показателями. Согласно правилу возведения в степень произведения, конструкцию 75 × 45 можно представить в виде степени с одним показателем (7 × 4)5. Далее перемножим выражение в скобках, получим 285. В результате исходное выражение примет следующий вид:
Теперь можно применить правило деления степеней:
Значит, значение выражения равно 28. Запишем решение полностью:
Возведение в степень обыкновенных дробей
Чтобы возвести в степень обыкновенную дробь, нужно возвести в указанную степень числитель и знаменатель этой дроби.
Например, возведём обыкновенную дробь во вторую степень. Возьмём в скобки данную дробь и в качестве показателя укажем 2
Если не брать в скобки всю дробь, то это равносильно возведению в степень только числителя данной дроби. Иными словами, если мы хотим возвести во вторую степень дробь , мы не должны записывать это как .
Итак, чтобы вычислить значение выражения , нужно возвести во вторую степень числитель и знаменатель данной дроби:
Получили дробь в числителе и в знаменателе которой содержатся степени. Вычислим каждую степень по отдельности
Значит обыкновенная дробь во второй степени равна дроби .
Приведённое правило работает следующим образом. Дробь во второй степень это произведение двух дробей, каждая из которых равна
Мы помним, что для перемножения дробей необходимо перемножить их числители и знаменатели:
А поскольку в числителе и в знаменателе происходит перемножение одинаковых множителей, то выражения 2 × 2 и 3 × 3 можно заменить на 22 и 32 соответственно:
Откуда и получится ответ .
Вообще, для любого a и b ≠ 0 выполняется следующее равенство:
Это тождественное преобразование называют возведением в степень обыкновенной дроби.
Пример 2. Возвести дробь в третью степень
Заключим данную дробь в скобки и в качестве показателя укажем число 3. Далее возведём числитель и знаменатель данной дроби в третью степень и вычислим получившуюся дробь:
Отрицательная дробь возводится в степень таким же образом, но перед вычислениями надо определиться какой знак будет иметь ответ. Если показатель четный, то ответ будет положительным. Если показатель нечетный, то ответ будет отрицательным.
Например, возведём дробь во вторую степень:
Показатель является чётным числом. Значит ответ будет положительным. Далее применяем правило возведения в степень дроби и вычисляем получившуюся дробь:
Ответ положителен по причине того, что выражение представляет собой произведение двух сомножителей, каждый из которых равен дроби
А произведение отрицательных чисел (в том числе и рациональных) есть положительное число:
Если возводить дробь в третью степень, то ответ будет отрицательным, поскольку в данном случае показатель будет нечётным числом. Правило возведения в степень остаётся тем же, но перед выполнением этого возведения, нужно будет поставить минус:
Здесь ответ отрицателем по причине того, что выражение представляет собой произведение трёх множителей, каждый из которых равен дроби
Сначала перемножили и , получили , но затем умножив на мы получим отрицательный ответ
Пример 3. Найти значение выражения
Выполним возведение в степень обыкновенной дроби:
Далее вычислим значение получившегося выражения:
Возведение в степень десятичных дробей
При возведении в степень десятичной дроби её необходимо заключить в скобки. Например, возведём во вторую степень десятичную дробь 1,5
Допускается переводить десятичную дробь в обыкновенную и возводить в степень эту обыкновенную дробь. Решим предыдущий пример, переведя десятичную дробь в обыкновенную:
Пример 2. Найти значение степени (−1,5)3
Показатель степени является нечётным числом. Значит ответ будет отрицательным
Пример 3. Найти значение степени (−2,4)2
Показатель степени является чётным числом. Значит ответ будет положительным:
Задания для самостоятельного решения
Задание 1. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 2. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 3. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 4. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 5. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 6. Найдите значение выражения:
Решение:
Задание 7. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 8. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 9. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 10. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 11. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 12. Представьте в виде степени произведение:
Решение:
Задание 13. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 14. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 15. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 16. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 17. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 18. Представьте в виде степени частное и найдите значение получившейся степени при x = 3 и n = 2
Решение:
Задание 19. Представьте в виде степени частное:
Решение:
Задание 20. Сократите дробь на c¹
Решение:
Задание 21. Представьте в виде степени следующее произведение:
Решение:
Задание 22. Представьте в виде степени следующее произведение:
Решение:
Задание 23. Представьте в виде степени следующее произведение:
Решение:
Задание 24. Представьте в виде степени следующее произведение:
Решение:
Задание 25. Представьте в виде степени следующее произведение:
Решение:
Задание 26. Представьте следующую степень в виде произведения степеней:
Решение:
Задание 27. Представьте следующую степень в виде произведения степеней:
Решение:
Задание 28. Представьте следующую степень в виде произведения степеней:
Решение:
Задание 29. Пользуясь тождественными преобразованиями степеней, найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 30. Пользуясь тождественными преобразованиями степеней, найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 31. Пользуясь тождественными преобразованиями степеней, найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 32. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 33. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 34. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 35. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 36. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 37. Представьте в виде степени следующее выражение:
Решение:
Задание 38. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 39. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 40. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 41. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 42. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 43. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Задание 44. Найдите значение следующего выражения:
Решение:
Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках
Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже
9. Преобразование числовых и буквенных выражений
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Числовые степенные выражения
(blacktriangleright) Выражение (a^n) называется степенью, (a) – основанием степени, (n) – показателем степени.
(blacktriangleright) Основные формулы:
[large{begin{array}{|ll|}
hline a^0=1 &a^1=a\
a^{nm}=(a^n)^m &a^ncdot a^m=a^{n+m}\
dfrac{a^n}{a^m}=a^{n-m}&a^{-n}=dfrac{1}{a^n}\
a^ncdot b^n=(acdot b)^n &\
a^{frac{k}{r}}=sqrt[r]{a^k} qquad qquad qquad qquad&
dfrac{a^n}{b^n}=left(dfrac{a}{b}right)^n\&\
a,b>0, a,bne 1, kin mathbb{Z},& rinmathbb{N}, m,ninmathbb{R}\
hline
end{array}}]
Задание
1
#523
Уровень задания: Легче ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{2^{15}}{2^{7}}).
[dfrac{2^{15}}{2^{7}} = 2^{15 — 7} = 2^8 = 256.]
Ответ: 256
Задание
2
#524
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{3^{111}}{3^{-110}}cdot 3^{-220}).
[dfrac{3^{111}}{3^{-110}}cdot 3^{-220} = 3^{111 — (-110)}cdot 3^{-220} = 3^{221}cdot 3^{-220} = 3^{221 — 220} = 3^1 = 3.]
Ответ: 3
Задание
3
#525
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{11^{5,4}}{121^{2,2}}).
Знаменатель представим в виде (121^{2,2} = (11^2)^{2,2} = 11^{2 ! cdot ! 2,2} = 11^{4,4}).
Теперь исходное выражение представим в эквивалентном виде и воспользуемся свойством деления степеней с одинаковыми основаниями: [dfrac{11^{5,4}}{11^{4,4}} = 11^{5,4 — 4,4} = 11^1 = 11.]
Ответ: 11
Задание
4
#528
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{5^{1,4} cdot 17^{3,4}}{85^{2,4}}).
Знаменатель представим в виде (85^{2,4} = (5 cdot 17)^{2,4} = 5^{2,4} cdot 17^{2,4}).
Теперь исходное выражение представим в эквивалентном виде и воспользуемся свойством деления степеней с одинаковыми основаниями: [dfrac{5^{1,4} cdot 17^{3,4}}{5^{2,4} cdot 17^{2,4}} = dfrac{5^{1,4}}{5^{2,4}} cdot dfrac{17^{3,4}}{17^{2,4}} = 5^{1,4 — 2,4} cdot 17^{3,4 — 2,4} = 5^{-1} cdot 17^1 = dfrac{17}{5} = 3,4.]
Ответ: 3,4
Задание
5
#526
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{17^{2,8 + 4pi}}{289^{0,9 + 2pi}}).
Знаменатель представим в виде (289^{0,9 + 2pi} = (17^2)^{0,9 + 2pi} = 17^{2cdot (0,9 + 2pi)} = 17^{1,8 + 4pi}).
Теперь исходное выражение представим в эквивалентном виде и воспользуемся свойством деления степеней с одинаковыми основаниями: [dfrac{17^{2,8 + 4pi}}{17^{1,8 + 4pi}} = 17^{2,8 + 4pi — (1,8 + 4pi)} = 17^1 = 17.]
Ответ: 17
Задание
6
#529
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (dfrac{3^{3,4 + sqrt{2}} cdot 11^{2,4 + sqrt{2}}}{33^{1,4 + sqrt{2}}}).
Знаменатель представим в виде (33^{1,4 + sqrt{2}} = (3 cdot 11)^{1,4 + sqrt{2}} = 3^{1,4 + sqrt{2}} cdot 11^{1,4 + sqrt{2}}).
Теперь исходное выражение представим в эквивалентном виде и воспользуемся свойством деления степеней с одинаковыми основаниями: [dfrac{3^{3,4 + sqrt{2}} cdot 11^{2,4 + sqrt{2}}}{3^{1,4 + sqrt{2}} cdot 11^{1,4 + sqrt{2}}} = dfrac{3^{3,4 + sqrt{2}}}{3^{1,4 + sqrt{2}}} cdot dfrac{11^{2,4 + sqrt{2}}}{11^{1,4 + sqrt{2}}} = 3^{3,4 + sqrt{2} — (1,4 + sqrt{2})} cdot 11^{2,4 + sqrt{2} — (1,4 + sqrt{2})} = 3^{2} cdot 11^1 = 99.]
Ответ: 99
Задание
7
#1972
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Найдите значение выражения (displaystyle frac{22^4cdot3^3}{6^2cdot121^2}).
[frac{22^4cdot3^3}{6^2cdot121^2} = frac{(2cdot11)^4cdot3^3}{(2cdot3)^2cdot(11^2)^2} = frac{2^4cdot11^4cdot3^3}{2^2cdot3^2cdot11^4} = 2^2cdot3 = 4cdot3 = 12]
Ответ: 12
УСТАЛ? Просто отдохни