Как найти значение выражения используя распределительное свойство

Распределительное свойство умножения

Краткое описание

Используемый в школе распределительный закон умножения позволяет ученикам максимально быстро выполнить все необходимые вычисления. Знание определенных нюансов поможет решить сложные уравнения и различные задачи. Процесс умножения представляет собой сокращенный процесс сложения. А это означает, что первый множитель выступает в роли числа, которое складывается само с собой определенное количество раз, соответствующее второму множителю. Пример: 4 * 8 = 4+4+4+4+4+4+4+4 = 32.

Распределительный закон умножения

Элементарное математическое умножение было изобретено в то время, когда у человечества возникла необходимость выполнять большие вычисления, которые просто неудобно записывать в виде элементарного сложения. Всем хорошо известно, что можно 8 раз сложить число 4, а можно 4 раза сложить число 8, но итоговый результат от этого не поменяется. Именно в этом и состоит смысл переместительного умножения всех задействованных элементов. Умножение позволило человеку решить довольно много проблем, но вместе с этим в алгебру пришло и деление, но уже как противоположная математическая операция.

Ключевые особенности

Чтобы даже на начальном этапе ученик мог выполнить умножение суммы некоторых чисел, необходимо просто умножить каждое слагаемое по отдельности и сложить полученный результат. К примеру: (j + d) * s = sj + sd либо s * (j + d) = sj + sd. Чтобы немного упростить способ решения задачи, описанное правило можно использовать в обратном порядке: s * j + s * d = s * (j + d). В этом случае общий множитель выносится за пределы скобок.

Если попробовать задействовать многофункциональное распределительное свойство сложения, то в итоге можно будет решить следующие математические примеры:

Ученик выполняет умножение

  • Классическая задача: 35 * 6. Следует представить число 35 как сумму двух чисел 30 и 5, которую просто нужно перемножить на 6: (30 + 5) * 6. Все вычисления выполняются элементарно: 30 * 6 + 5 * 6 = 210.
  • Еще один пример: 4 * (20 + 13). Для решения нужно умножить число 4 на каждое задействованное слагаемое: 4 * 20 + 4 * 13. Сложение примет следующий вид: 80 + 52 = 132.
  • Также следует рассмотреть более сложный пример: 8 * (45 — 3). Необходимо перемножить на число 9 уменьшаемое 45, а также вычитаемое 3. Пример: 8 * 45 — 8 * 3. Если все сделать верно, то итоговый результат примет следующий вид: 360 — 24 = 336.

Умелое применение распределительного свойства умножения поможет избежать распространенных ошибок. Так, основное правило актуально не только по отношению к сумме, но и к разности двух и более выражений. Для укрепления полученных навыков можно попробовать самостоятельно придумать задачу.

Основные математические возможности

Чтобы можно было выполнить определенные арифметические действия по отношению к числу, необходимо поочередно умножить его на каждое слагаемое и в итоге сложить полученные произведения. А это значит, что для любых частных чисел l, r, w верным будет следующее равенство: w * (l + r) = w * l + w * r. Этот пример отлично выражает распределительный закон сложения и последующего умножения. Так как число и сумма являются множителями, то после смены их места расположения, задействовав для этого переместительное свойство, можно будет сформировать наиболее подходящее свойство.

Всего специалисты выделяют три свойства распределительного умножения:

  • Элементарное сочетательное. Именно это свойство применяется для тех примеров, где используется минимум 3 множителя. Основная мысль сочетательного свойства в том, что можно легко перемножить первые два множителя, а только потом умножить результат на третий множитель. Стоит учесть, что порядок перемножения может быть абсолютно любым.
  • Переместительное. Произведение не меняется от перемены мест множителя. Для примера из двух множителей это свойство не является критичным, но для заданий с тремя и более множителями это направление может сэкономить много свободного времени.
  • Распределительное. В математике это свойство получило большой спрос для умножения числа на сумму либо разность. Распределительный подход сокращает время решения задачи при правильном подходе. Суть свойства в том, что во время умножения числа на разность либо конкретную сумму можно каждое слагаемое умножить на основное число, а уже потом выполнить сложение.

Законы умножения

Все перечисленные направления имеют свои особенности и правила использования на практике, которые обязательно нужно учесть для лучшего усвоения этой темы.

Правила вычитания

Умножение и последующее вычитание натуральных чисел обязательно связывается распределительным свойством. Учащимся обязательно нужно запомнить формулировку этого правила: умножить определенную разность двух рациональных чисел на конкретное число — это вычитание из произведения уменьшаемого числа произведения данного или неизвестного вычитаемого числа. Все математические примеры записываются при помощи обычных букв: (s — r)* n = s * n — r * n. Задействованными символами могут называться определенные рациональные целые и дробные числа.

Умножение и последующее вычитание натуральных чисел

Элементарные примеры распределительного свойства умножения позволяют ученикам освоить технику решения распространенных математических задач. Если необходимо убедиться в равенстве уравнения 5 * (8 — 3) = 5 * 8 — 5 * 3, тогда нужно выполнить несколько арифметических действий. Так как пример 8 − 3 всегда равен 5, то произведение 5 * (8 — 3) всегда будет иметь следующий результат: 5 * 5 = 5+5+5+5+5=25. Теперь нужно вычислить разность между 5 * 8 и 5 * 3. Решение выглядит следующим образом: 5 * 8 − 5 * 3 = (5+5+5+5+5+5+5+5) — (5+5+5) = 40 — 15 = 25. Это значит, что равенство 5 * (8 − 3) = 5 * 8 − 5 * 3.

Использование двух и более слагаемых

Распространенное в алгебре распределительное свойство элементарного умножения активно применяется не только по отношению к двум слагаемым, но и для неограниченного количества арифметических элементов. Этот подход можно применить для всех форм дробей, что очень удобно. Стандартная формула имеет следующий вид:

  • d x (e + t + h) = d x e + d x t + d x h .
  • d x (e — t — h) = dxe — dxt — dxh.

Распределительное свойство элементарного умножения

В качестве примера следует рассмотреть следующее уравнение: 678 * 4. Чтобы понять все нюансы, надо представить число 678 как сумму трех чисел: 600, 70 и 8. Если это сделать, то в итоге можно получить следующее решение: (600 + 70 + 8) * 4 = 600 * 4 + 70 * 4 + 8 * 4 = 2400 + 280 + 32 = 2712. Для более быстрого решения задачи нужно упростить несколько выражений, используя для этого упомянутое ранее свойство.

Если в качестве примера взять уравнение 8 * (4х + 3у), тогда первым делом раскрывают имеющиеся скобки, применяя для этого распределительный закон умножения: 8 * 4х + 8 * 3у = 32х + 24у. Конечно, полученный результат сложить просто невозможно, так как заявленные слагаемые не являются подобными, к тому же они имеют разную буквенную часть. Именно поэтому ответ будет выглядеть следующим образом: 32х + 24у.

Если ученик научится использовать при решении различных примеров универсальное распределительное свойство сложения и умножения, то в итоге он сможет легко решать даже самые сложные математические примеры, так как многие ситуации можно свести к устному счету. Также будет существенно экономиться время при решении многоуровневых задач. Благодаря полученным знаниям, можно будет с легкостью упростить выражения. Эксперты рекомендуют дважды проверять выполненную работу, так как только в этом случае можно будет избежать ошибок.

Умножение нуля

Несмотря на то что ноль не относится к категории естественных чисел, этому направлению тоже нужно уделить повышенное внимание. Это связано с тем, что такое свойство используется во время умножения натуральных чисел столбиком. Если строго соблюдать смысл умножения, тогда произведение 0 * х, где х выступает в роли произвольного естественного числа больше единицы, представляет собой сумму х слагаемых. В такой ситуации актуальной является следующая формула: 0 * х = 0+0+0+0+….+0. Свойства математического сложения позволяют специалистам утверждать, что последняя сумма неизбежно будет равна нулю.

Чтобы иметь возможность сохранить справедливость элементарного умножения используемого числа на единицу, можно считать верным следующее равенство: 0 * 1 = 0. Это значит, что для любого естественного числа х выполняется равенство 0 * х = 0. Чтобы оставалось актуальным переместительное свойство умножения, нужно помнить о справедливости равенства х * 0 = 0 для всех натуральных чисел х.

Умножение нуля

Произведение естественного числа и нуля равно нулю 0 * х = 0, а также х * 0 = 0. Используемый x представляет собой произвольное натуральное число. Экспертами было доказано, что последнее утверждение играет важную роль формулировки свойства умножения ранее полученного числа и нуля. К примеру, произведение чисел 87 и 0 равно нулю. Если попробовать умножить 0 на 897689, то в итоге тоже получим ноль.

Распределительное свойство относительно разности

Правильное решение математических уравнений возможно только в том случае, если ученик предварительно хорошо изучил теоретическую часть этой темы. Чтобы выполнить элементарное умножение разности на число, необходимо предварительно умножить на него уменьшаемое, а только после этого — вычитаемое, и выполнить вычисление полученных результатов. Пример: g x (y — u) = g x y — g x u или (y — u) x g = g x y — g x u .

Понять все нюансы помогут следующие три примера:

Решение математических уравнений

  • Для решения уравнения 78 * (12 — 5) принято использовать распределительный закон. Первым делом умножают 78 на оба числа: 78 * 12 — 78 * 5. Необходимо отыскать разность полученных значений: 936 — 390 = 546 и записать полученный результат. Ответ: 546.
  • Следующий пример: 78 * 5. Нужно найти значение математического выражения, используя для этого ранее изученные свойства. Следует представить 78 как разность двух чисел 83 и 5. Решение будет выглядеть следующим образом: 78 * 5 = (83 − 5) * 5 = 83 * 5 − 5 * 5 = 390.
  • Еще один арифметический пример: 9 * (2 + 30). Решение этого уравнения довольно простое: 9 * 2 + 9 * 30 = 18 + 270 = 288.

Решать такие задачи элементарно и быстро, но для этого нужно хорошо усвоить все правила, а также рекомендации специалистов, так как только в этом случае можно будет избежать грубых ошибок.

Манипуляции с натуральным числом

Этот раздел связан с умножением единицы на конкретное число. Если следовать смыслу умножения, то в итоге произведение изучаемого арифметического выражения х будет равно сумме х слагаемых, каждое из которых тоже равно единице. Действует элементарная формула: 1 * х = 1+1+1+….+1 = х. Пример: произведение чисел 1 и 78 равно 78, а результатом умножения 1 и 456 есть число 456.

Умножением единицы на конкретное число

Произведение х * 1 лишено какого-либо смысла, так как это арифметическое выражение представляет собой сумму одного слагаемого, которое равно число х, но сложение определяют для двух и более слагаемых. Чтобы сохранить справедливое переместительное свойство поэтапного умножения, нужно считать верным равенство х * 1 = х.

Опытные математики утверждают, что произведение двух разных чисел, одно из которых приравнивается к нулю, равно другому числу. Это утверждение выступает в качестве официальной формулировки умножения единицы и определенного числа. При помощи букв это свойство записывается так: 1 * х = х * 1 = х. За основу могут использоваться любые натуральные числа.

Многим может показаться, что сегодня нет необходимости разбираться во всех свойствах распределительного умножения, так как под рукой всегда есть калькулятор. Но даже у программ существуют свои ограничения, что просто недопустимо в банковской отрасли и правительственных отраслях. Именно поэтому бухгалтеры в обязательном порядке изучают все особенности применения распределительного закона умножения.

В этом уроке мы узнаем, как умножать смешанное число на натуральное, и разберем, как использовать распределительное свойство умножения для рационализации вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Это свойство говорит нам о том, что если необходимо умножить одно число, назовем его a, на сумму двух других чисел, обозначим их b и c, то ответом будет сумма двух произведений: произведения a и b и произведения a и c

Напомним, коммутативное свойство — это научный термин для обычного правила, которое гласит, что перемена мест слагаемых (или множителей) не влияет на результат.

Вторая строка говорит о том же самом, что и первая; просто показывает, что коммутативное свойство умножения работает и в этом случае.

В уроке «Умножение дробей» мы уже касались этих моментов. Теперь рассмотрим их более подробно.

Самый простой способ умножения смешанного числа на натуральное заключается в том, чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь, домножив целую часть на знаменатель и прибавив его к числителю, а далее домножить полученную неправильную дробь на натуральное число, перемножив числитель дроби и натуральное число.

Это и будет результатом.

Пример:

(mathbf{43frac{1}{3}cdot2=frac{43cdot3+1}{3}cdot2=frac{129+1}{3}cdot2=frac{130}{3}cdot2=frac{130cdot2}{3}=frac{260}{3}=86frac{2}{3}})

Этот пример нам показывает, что даже такая простая операция, как умножение на 2, приводит нас к множеству умножений, сложений и даже делению. Для больших чисел такой путь неудобен. Стоит только представить, что целая часть смешанного числа будет больше 100, и знаменатель также также весьма сложный, то мы получим операции, которые с трудом делаются в уме.

Здесь нас выручит распределительное свойство.

Если представить (mathbf{43frac{1}{3}}) как сумму его целой и дробной частей, то есть

(mathbf{43frac{1}{3}=43+frac{1}{3}}), то нам нужно будет в дальнейшем умножать только 43 и (mathbf{frac{1}{3}}), что значительно проще.

Посмотрим, как это все будет выглядеть целиком:

(mathbf{43frac{1}{3}cdot2=(43+frac{1}{3})cdot2=(43cdot2)+(frac{1}{3}cdot2)=86+frac{2}{3}=86frac{2}{3}})

Можно заметить, что несмотря на то, что мы удлинили запись выражения, сами вычисления стали проще.

Может возникнуть необходимость выделения целой части, про это забывать нельзя. Но даже в таком случае делимое будет значительно меньше, чем если бы мы выносили целую часть из произведения, полученного классическим способом.

Пример:

(mathbf{25frac{2}{5}cdot3=(25+frac{2}{5})cdot3=(25cdot3)+(frac{2}{5}cdot3)=75+frac{6}{5}=75+1frac{1}{5}=76frac{1}{5}})

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Все те же свойства умножения выполняются не только по отношению к смешанному числу и натуральному, но и по отношению к смешанному числу и дроби (как и к любым другим числам).

Если необходимо умножить смешанное число на дробь, то можно разложить его как сумму и умножать на дробь отдельные слагаемые, а потом сложить результат.

Для понимания того, насколько это упрощает вычисления, снова разберем один и тот же пример двумя способами: «в лоб», то есть приводя смешанное число к дроби, и используя распределительное свойство.

Посчитаем выражение (mathbf{45frac{2}{5}cdotfrac{1}{3}})

I Первый способ (преобразовывая смешанное число в дробь):

(mathbf{45frac{2}{5}cdotfrac{1}{3}=frac{45cdot5+2}{5}cdotfrac{1}{3}=frac{227}{5}cdotfrac{1}{3}=frac{227cdot1}{5cdot3}=frac{227}{15}=15frac{2}{15}})

II Второй способ (используя распределительное свойство умножения):

(mathbf{45frac{2}{5}cdotfrac{1}{3}=(45+frac{2}{5})cdotfrac{1}{3}=(45cdotfrac{1}{3})+(frac{2}{5}cdotfrac{1}{3})=frac{45}{3}+frac{2cdot1}{5cdot3}=15+frac{2}{15}=15frac{2}{15}})

Можем заметить, что при подсчете вторым способом самым крупным числом было 45, которое уже находилось в условии, в то же время при подсчете первым способом появилось число 227, которое больше, и в уме с ним работать уже менее комфортно.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Интересен тот факт, что ничего нам не запрещает применять распределительное свойство дважды.

Посмотрим на изображение выше.

На ней мы хотим перемножить две суммы.

Будем смотреть на первую скобку как на цельное выражение и обозначим его буквой А заглавной.

В этом случае надо, как и раньше, умножить A на c и прибавить к этому результат умножения A на d

Далее вспомним, что А — это тоже сумма, и применим распределительное свойство к выражениям (mathbf{(a+b)cdot c}) и (mathbf{(a+b)cdot d})

Тогда получим именно то, что и получилось в конце: сумма четырех произведений.

В дальнейшем вы привыкните делать такие вещи в уме, беря по слагаемому из каждой скобки, и сможете обойтись без промежуточного вычисления.

Но пока что оно добавляет наглядности и объясняет, почему все происходит именно так.

Прежде чем перейти к смешанным числам посмотрим на пример с натуральными числами.

Пример:

(mathbf{(40+5)(20+3)=(40+5)cdot20+(40+5)cdot3=})

(mathbf{=40cdot20+5cdot20+40cdot3+5cdot3=800+100+120+15=1035})

Опять же, выражение стало более длинным, но согласитесь, все умножения, которые в итоге пришлось сделать, были проще, чем перемножение 45-ти и 23-х.

Теперь применим этот мощный инструмент к перемножению смешанных чисел.

Как вы могли догадаться, мы снова будем представлять смешанное число как сумму натурального числа и обыкновенной дроби. Таким образом, произведение двух смешанных чисел будет равно произведению сумм натурального числа и обыкновенной дроби каждого из этих чисел.

Сразу перейдем к примерам, ибо в них вся наглядность.

Пример:

(mathbf{12frac{2}{3}cdot9frac{1}{5}=(12+frac{2}{3})cdot(9+frac{1}{5})=(12+frac{2}{3})cdot9+(12+frac{2}{3})cdotfrac{1}{5}=})

(mathbf{=12cdot9+frac{2}{3}cdot9+12cdotfrac{1}{5}+frac{2}{3}cdotfrac{1}{5}=})

(mathbf{=108+frac{18}{3}+frac{12}{5}+frac{2}{15}=108+frac{90}{15}+frac{36}{15}+frac{2}{15}=})

(mathbf{=108+frac{90+36+2}{15}=108+frac{128}{15}=108+8frac{8}{15}=116frac{8}{15}})

И для сравнения классическим способом:

(mathbf{12frac{2}{3}cdot9frac{1}{5}=frac{12cdot3+2}{3}cdotfrac{9cdot5+1}{5}=frac{38}{3}cdotfrac{46}{5}=frac{38cdot46}{3cdot5}=frac{1748}{15}=116frac{8}{15}})

Видно, что в одном способе больше действий, а в другом сложнее вычисления. Смотрите что для вас проще и понятнее, и выбирайте соответствующий способ.

Пример:

(mathbf{20frac{1}{4}cdot5frac{3}{5}=(20+frac{1}{4})cdot(5+frac{3}{5})=(20+frac{1}{4})cdot5+(20+frac{1}{4})cdotfrac{3}{5}=})

(mathbf{=20cdot5+frac{1}{4}cdot5+20cdotfrac{3}{5}+frac{1}{4}cdotfrac{3}{5}=})

(mathbf{=100+frac{5}{4}+frac{60}{5}+frac{3}{20}=100+frac{25}{20}+12+frac{3}{20}=})

(mathbf{=112+frac{25+3}{20}=112+frac{28}{20}=112+frac{7}{5}=112+1frac{2}{5}=113frac{2}{5}})

И снова сравним с классическим способом:

(mathbf{20frac{1}{4}cdot5frac{3}{5}=frac{20cdot4+1}{4}cdotfrac{5cdot5+3}{5}=frac{81}{4}cdot{28}{5}=frac{81cdot28}{4cdot5}=frac{81cdot7}{5}=frac{567}{5}=113frac{2}{5}})

Итог точно такой же: с распределительным свойством больше вычислений, меньше сложность каждого конкретного вычисления, а при классическом способе наоборот.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Современный человек может не понять, зачем нужно распределительное свойство, ведь под рукой есть калькулятор, которому на первый взгляд безразлично, насколько большие числа в нем вычислять. Поэтому расскажу немного о том, как представлены числа в компьютерах и почему иногда важно уменьшить обрабатываемые числа.

Целые числа в компьютере представлены в двоичной системе счисления.

Она на самом деле весьма похожа на десятичную, только в ней всего лишь две цифры: 0 и 1

Таблица соотвествия десятеричного и двоичного представления чисел  
Числа в десятичной системы счисления Числа в двоичной системе системе счисления
0 0
1 1
2 10
3 11
4 100
5 101
6 110
7 111
8 1000
9 1001
10 1010
11 1011
12 1100
13 1101
14 1110
15 1111
16 10000

На уроках информатики вы узнаете, как именно связаны двоичная система счисления и десятичная, а пока просто запомним, что в компьютерах все числа представлены как нули и единицы.

В зависимости от реализации под числа выделяется какое-то количество бит — ячеек, способных принимать значение 0 или 1

Например, популярно выделять под целое число 32 бит.

Как видим, хоть целые числа могут быть сколь угодно малыми или сколь угодно большими, на практике появляются вполне реальные ограничения.

Так в языке программирования Java целые числа принимают значения от -2 147 483 648 до +2 147 483 647

Да, если мы делаем какие-то бытовые расчеты, этого хватает с запасом.

А если вычисления делает банк или правительство, где числа совсем другие?

На практике часто начинают выделять больше памяти под числа или использовать другие специальные технологии, тогда пользователь может снова не думать про размер чисел.

Но мысль о том, что размер чисел имеет значение, весьма важна.

Благодаря знанию распределительного свойства умножения и сложения, можно устно решить сложные, на первый взгляд, примеры. Изучается данное правило на уроках алгебры в 7 классе. Задания с использованием данного правила встречаются на ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Распределительное свойство умножения

Для того, чтобы произвести умножение суммы некоторых чисел, можно умножить каждое слагаемое по отдельности и сложить полученные результаты.

Проще говоря, a × (в + с) = ав + ас или (в + с) ×а = ав + ас.

распределительное свойство сложения

Также, для упрощения решения, данное правило действует и в обратном порядке: а×в + а×с = а × (в + с), то есть общий множитель выносится за скобки.

Используя распределительное свойство сложения, можно решить следующие примеры.

  1. Пример 1: 3 × (10 + 11). Умножьте число 3 на каждое слагаемое: 3 × 10 + 3 × 11. Сложите: 30 + 33 = 63 и запишите полученный результат. Ответ: 63.
  2. Пример 2: 28 × 7. Представьте число 28 как сумму двух чисел 20 и 8 и перемножьте на 7, вот так: (20 + 8) × 7. Выполните вычисления: 20 × 7 + 8 × 7 = 140 + 56 = 196. Ответ: 196.
  3. Пример 3. Решите следующее задание: 9 × (20 – 1). Перемножьте на число 9 и уменьшаемое 20, и вычитаемое 1: 9 × 20 – 9 × 1. Вычислите полученные результаты: 180 – 9 = 171. Ответ: 171.

Это же правило действует не только на сумму, но и на разность двух и более выражений.

Распределительное свойство умножения относительно разности

Для того, чтобы выполнить умножение разности на число, следует умножить на него уменьшаемое, а затем вычитаемое и выполнить вычисление полученных результатов.

a × (в — с) = а×в — а×с или (в — с) × а = а×в — а×с.

Пример 1: 14 × (10 — 2). Используя распределительный закон, умножьте 14 на оба числа: 14× 10 -14 × 2. Найдите разность полученных значений: 140 – 28 = 112 и запишите полученный результат. Ответ: 112.

учитель математики

Пример 2: 8 × (1 + 20). Аналогично решается данное задание: 8 × 1 + 8 × 20 = 8 + 160 = 168. Ответ: 168.

Пример 3: 27× 3. Найдите значение выражения, пользуясь изученным свойством. Представьте 27 как разность двух чисел 30 и 3, вот так: 27 × 3 = (30 — 3) × 3 = 30 × 3- 3 × 3 = 90 – 9 = 81. Ответ: 81.

Применение свойства для более двух слагаемых

Распределительное свойство умножения применяется не только для двух слагаемых, а для абсолютно любого количества, в таком случае формула имеет данный вид:

а × (в + с+ d) = a×в +a×с+ a×d.

а × (в — с — d) = a×в — a×с — a×d.

Пример 1: 354×3. Представьте 354 как сумму трех чисел: 300, 50 и 3: (300 + 50 + 3) ×3= 300×3 + 50×3 + 3×3 = 900 + 150 + 9 =1059. Ответ: 1059.

Упростите несколько выражений, используя упомянутое ранее свойство.

ученик на уроке

Пример 2: 5 × (3х + 14у). Раскройте скобки, используя распределительный закон умножения: 5 × 3х + 5 × 14у = 15х + 70у. 15 х и 70у сложить нельзя, так как слагаемые не являются подобными и имеют различную буквенную часть. Ответ: 15х + 70у.

Пример 3: 12 × (4с – 5d). Учитывая правило, умножьте на 12 и 4с и 5d: 12 × 4с – 12 × 5d = 48с — 60d. Ответ: 48с — 60d.

Используя при решении примеров распределительное свойство сложения и умножения:

  • с легкостью решаются сложные примеры, их решение можно свести к устному счету;
  • заметно экономится время при решении сложных, на первый взгляд, задач;
  • благодаря полученным знаниям, можно с легкостью упростить выражения.

Математика

5 класс

Урок № 9

Распределительный закон

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— распределительный закон умножения;

— общий множитель.

Тезаурус

Раскрытие скобок – это замена выражения со скобками на равное ему выражение без скобок, а также от произведений числа и разности – к разности произведений.

Вынесение общего множителя за скобки – это замена суммы произведений к произведению числа и суммы, а также от разности произведений к произведению числа и разности.

Распределительный закон умножения: чтобы число умножить на сумму двух чисел, надо это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
  2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.

Дополнительная литература

  1. Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
  2. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
  3. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для любых чисел а, b и с верно равенство:

а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с

Оно выражает распределительный закон умножения: чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно это число умножить на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Посмотрим, как можно применить этот закон на практике.

Вычислим и сравним значения выражений 4 ∙ (3 + 5) и 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5.

Решение:

4 ∙ (3 + 5) = 4 ∙ 8 = 32

4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 = 12 + 20 = 32

Оба выражения имеют одинаковое значение, поэтому можно сделать вывод, что распределительный закон справедлив.

4 ∙ (3 + 5) = 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 = 32

Отметим, что распределительный закон верен не только для двух, но и для любого числа слагаемых. Например, верно следующее равенство:

4 ∙ (5 + 6 + 7 + 8) = 4 ∙ 5 + 4 ∙ 6 + 4 ∙ 7 + 4 ∙ 8

Кроме того, если b больше или равно с (b ≥ c), то верно равенство:

а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с

Например: 7 ∙ (9 – 5) = 7 ∙ 9 – 7 ∙ 5.

Говорят, что в произведениях 4 ∙ (3 + 5) и 7 ∙ (9 – 5) раскрыли скобки и получили соответствующую сумму 4 ∙ 3 + 4 ∙ 5 и разность 7 ∙ 9 – 7 ∙ 5.

Переход от произведений числа и суммы и числа, и разности соответственно к сумме произведений и разности произведений называют раскрытием скобок.

а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с

а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с

Переход от суммы произведений к произведению числа и суммы и от разности произведений к произведению числа и разности соответственно называют вынесением общего множителя за скобки.

a ∙ b + a ∙ с = а ∙ (b + c)

a ∙ b – a ∙ с = а ∙ (b – c)

Вынесение общего множителя за скобки позволяет упрощать вычисления.

Например, вычислим:

  1. 27 ∙ 41 + 27 ∙ 59 = 27 ∙ (41 + 59) = 27 ∙ 100 = 2700
  2. 55 ∙ 67 – 55 ∙ 66 = 55 ∙ (67 – 66) = 55 ∙ 1 = 55
  3. 356 ∙ 73 + 644 ∙ 27 + 73 ∙ 644 + 27 ∙ 356 = 73 ∙ (356 + 644) + 27 ∙ (644 + 356) = 73 ∙ 1000 + 27 ∙ 1000 = 1000 ∙ (73 + 27) = 1000 ∙ 100 = 100000

Любое из чисел a, b и с в равенствах а ∙ (b + c) = a ∙ b + a ∙ с и а ∙ (b – c) = a ∙ b – a ∙ с (если b ≥ c) может быть нулём, поэтому распределительный закон верен и для целых неотрицательных чисел.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№ 1. Вычислите, используя распределительный закон 125∙(8+ 10).

Решение: для вычисления значения данного выражения раскроем скобки 125∙(8+ 10)=125∙8+ 125∙10= 1000+ 1250= 2250.

Ответ: 2250.

№ 2. Найдите значение выражения 5 ∙ 38 – 30 ∙ 5. Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: 40; 45; 42; 35.

Решение: для вычисления значения данного выражения, применим распределительный закон умножения. Вынесем общий множитель 5 за скобки:

5 ∙ 38 – 30 ∙ 5 = 5 ∙ (38 – 30) = 5 ∙ 8 = 40

Ответ: 40.

Распределительное свойство умножения


Распределительное свойство умножения

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 223.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 223.

Свойства умножения – это, прежде всего, возможность быстро произвести вычисление. Знание распределительного свойства поможет вам без проблем посчитать сложный пример или решить уравнение. Рассмотрим в в подробностях применение распределительного свойства умножения.

Умножение

Умножение – это сокращенный процесс сложения. Что это значит? Первый множитель это число, которое складывается само с собой число раз, равное второму множителю.

3*6=3+3+3+3+3+3=18 – вот как это выглядит на практике. Умножение было изобретено во время, когда потребовались большие вычисления, которые неудобно записывать в виде сложения.

Можно 3 раза сложить число 6, а можно 6 раз сложить число 3. Результат от этого не поменяется, в этом заключается смысл переместительного свойства умножения.

Умножение позволило решить достаточно много проблем, но вместе с ним в математику пришло и деление, как противоположная операция.

Свойства умножения

Всего у умножения 3 свойства:

  • Переместительное: от перемены мест множителя произведение не меняется. Для произведения в 2 множителя это не критично, но для примеров с 3 и более множителями, это свойство может сэкономить время.
  • Сочетательное свойство. Это свойство так же используется для примеров от 3 и более множителей. Суть свойства в том, что можно перемножить первые два множителя, а потом результат умножить на третий. Причем порядок перемножения может быть любым.
  • Распределительное свойство. Это свойство применяется для умножения числа на сумму или разность. Это свойство сокращает время решения при правильном подходе. Суть свойства в том, что при умножении числа на сумму или разность, то можно каждое слагаемое умножить на число, а потом выполнить сложение.

Распределительное свойство

Распределительно свойство можно использовать для быстрого расчета. Рассмотрим большой пример для 6 класса с применением этого свойства умножения:

$$({3over{4}}-{2over{8}})*(18-16)+{1over{15}}*((13+30)-(16-3))+{16over{17}}*(-34+17)$$
$$-({20over{21}}-{38over{42}})*({7over{3}}+{56over{3}})$$

Обратите внимание, что пример представляет собой сумму слагаемых, каждый из которых представлен произведением. Рассмотрим каждое произведение в отдельности, а потом сложим результаты.

  • $$({3over{4}}-{2over{8}})*(18-16)$$ – Найдем значение дроби в первой скобке, а затем умножим его на уменьшаемое и делитель во второй скобке по распределительному свойству.

$${3over{4}}-{2over{8}}={6over{8}}-{2over{8}}={4over{8}}={1over{2}}$$

$${1over{2}}*18-{1over{2}}*16=9-8=1$$ – такие ответы иногда бывают в сложных на вид примерах.

  • $${1over{15}}*((13+30)-(16-3))$$ – здесь слишком много слагаемых, чтобы использовать распределительное свойство, поэтому просто выполним действия во второй скобке и произведем умножение:

$$(13+30)-(16-3)=43-13=30$$

$${1over{15}}*30=2$$

  • $${16over{17}}*(-34+17)$$ – обратите внимание, в знаменателе дроби стоит число 17, которое является делителем для чисел в скобках. Это признак того, что можно и нужно воспользоваться распределительным свойством умножения.

$${16over{17}}*(-34+17)= {16over{17}}*(-34)+ {16over{17}}*17=-32+16=16$$

  • $$({20over{21}}-{38over{42}})*({7over{3}}+{56over{3}})$$ – если посмотреть на вторую скобку, то видно, что в ней можно выполнить сложение дробей без приведения к общему знаменателю.

$$({7over{3}}+{56over{3}})={63over{3}}=21$$ – теперь воспользуемся распределительным свойством и умножим число 21 на каждое из чисел в скобках:

$$({20over{21}}-{38over{42}})*21=20-{38over{2}}=20-19=1$$

  • Сведем все получившиеся значения в один пример и вычислим результат:

1+2+16-1=18 – вот такой маленький ответ получился в большом примере.

При решении этого примера, важно понять, что не всегда нужно использовать распределительное свойство умножения. Важно понимать, когда лучше им воспользоваться, а когда решить другим путем.

Заключение

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое умножение. Поговорили о свойствах умножения и особенно выделили распределительное свойство умножения. Решили большой пример на тему применения этого свойства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александр Плотников

    10/10

  • Roman Tazhinov

    8/10

  • Вет Громов

    7/10

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 223.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти общий модуль в 1с
  • Как найти котангенс угла если известен тангенс
  • Выдвинутый подбородок у женщин как исправить
  • Как найти аудиозаписи ватсап в телефоне
  • Как найти новогодние открытки