Как найти значение выражения огэ 8 задание

В восьмом задании ОГЭ выполняются вычисления и преобразования алгебраических выражений.

Пример:

найди значение выражения

a−5⋅a33

 при

a=4

.

Обрати внимание!

При выполнении данного задания все необходимые вычисления, преобразования выполняй в черновике. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Ответом является число или последовательность цифр, которую необходимо записать без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Если получилась обыкновенная дробь, то ответ запиши в виде десятичной.

За правильное выполнение задания даётся (1) первичный балл. За неправильное ставится (0) баллов.

Обрати внимание!

Выполни сначала преобразование алгебраического выражения, а после подставь значение переменной и найди значение выражения.

Как решить задание из примера?

Преобразуй алгебраическое выражение, используя свойства степени.

Найди значение выражения, подставив

a=4

.

Запиши ответ в виде числа.

Ответ: 256.

При выполнении задания 8 ОГЭ по математике необходимо: знать свойства степеней и корней, уметь сравнивать рациональные и иррациональные числа, применять формулы сокращённого умножения.

Пример 1. Найдите значение выражения  sqrt{3cdot 7^2}cdot sqrt{3cdot 2^4}. В ответе укажите номер правильного варианта.

1)  84        2) 2352         3) 28sqrt{3}        4) 252

Решение. Произведение корней равно корню из произведения, т. е. sqrt{a}cdot sqrt{b}=sqrt{acdot b} . Тогда

sqrt{3cdot 7^2}cdot sqrt{3cdot 2^4}=sqrt{3cdot 7^2cdot 3cdot 2^4}=sqrt{3^2cdot 7^2cdot 4^2}=3cdot 7cdot 4=84 .

Ответ: 1.

Пример 2. Найдите значение выражения  {(sqrt{40}+4)}^2.  В ответе укажите номер правильного варианта.

1) 56+4sqrt{40}     2) 24     3) 56+8sqrt{40}     4) 24+8sqrt{40}

Ответ: 3.

Пример 3. На рулоне обоев имеется надпись, гарантирующая, что длина полотна обоев находится в пределах 10 ± 0,05 м. Какую длину не может иметь полотно при этом условии?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1) 10,03       2) 10,05       3) 9,96       4) 10,08

Решение. Длина рулона находится в интервале от 10  — 0,05 = 9,95 м до 10 + 0,05 = 10,05 м. Таким образом, только число 10,08 не попадает в этот диапазон.

Ответ: 4.

Пример 4. Сравните числа sqrt{52}+sqrt{46} и 14. В ответе укажите номер правильного варианта.

1) sqrt{52}+sqrt{46} textless 14     2) sqrt{52}+sqrt{46}=14     3) sqrt{52}+sqrt{46} textgreater 14

Решение. Очевидно, что равенство между заданными числами невозможно. Предположим, что справедливо неравенство sqrt{52}+sqrt{46} textgreater 14 . Возведём обе части неравенства в квадрат и проведём соответствующие преобразования:

{(sqrt{52}+sqrt{46})}^2 textgreater {14}^2 = textgreater {sqrt{52}}^2+2cdot sqrt{52}cdot sqrt{46}+{sqrt{46}}^2 textgreater 196 = textgreater  52+2cdot sqrt{52cdot 46}+46 textgreater 196
= textgreater  2cdot sqrt{2392} textgreater 98 = textgreater  sqrt{2392} textgreater 49 = textgreater  {sqrt{2392}}^2 textgreater {49}^2 = textgreater  2392 textgreater 2401.

Полученное неравенство неверно, а это значит, что предположение неверно. Тогда верно неравенство sqrt{52}+sqrt{46} textless 14.

Ответ: 1.

Пример 5. Укажите наименьшее из чисел. В ответе укажите номер правильного варианта.

1) sqrt{35}     2) 2sqrt{7}     3) 6     4) sqrt{6}+sqrt{7}

Решение. Сравним сначала первые три числа, представив их в виде корней:

1) sqrt{35}     2) 2sqrt{7}=sqrt{4}cdot sqrt{7}=sqrt{28}     3) 6=sqrt{36}

Из этих чисел наименьшим является sqrt{28}=2sqrt{7}. Осталось сравнить его с четвёртым значением.

2sqrt{7}=sqrt{7}+sqrt{7} textgreater sqrt{6}+sqrt{7} .

Результат очевиден. Наименьшим оказалось число под номером 4.

Ответ: 4.

Пример 6. Представьте выражение frac{m^{-9}cdot m^3}{m^{-2}} в виде степени с основанием m. В ответе укажите номер правильного варианта.

1) m^{-3}     2) m^{-4}     3) m^{-8}     4) m^{-5}

Решение. Используем свойства степеней:

frac{m^{-9}cdot m^3}{m^{-2}}=frac{m^{-9+3}}{m^{-2}}=frac{m^{-6}}{m^{-2}}=m^{-6-(-2)}=m^{-6+2}=m^{-4} .

Ответ: 2.

Пример 7. Вычислите frac{7^6cdot {(7^{-9})}^2}{7^{-10}}. В ответе укажите номер правильного варианта.

1) 49     2) -49     3) frac{1}{49}     4) -frac{1}{49}

Решение. Используем свойства степеней:

frac{7^6cdot {(7^{-9})}^2}{7^{-10}}=frac{7^6cdot 7^{-9cdot 2}}{7^{-10}}=frac{7^6cdot 7^{-18}}{7^{-10}}=frac{7^{6+(-18)}}{7^{-10}}=frac{7^{-12}}{7^{-10}}=7^{-12-(-10)}=7^{-12+10}=7^{-2}=frac{1}{7^2}=frac{1}{49} .

Ответ: 3.

Пример 8. Какое из чисел sqrt{0,25} , sqrt{2,5} , sqrt{2500} является иррациональным? В ответе укажите номер правильного варианта.

1) sqrt{0,25}      2) sqrt{2,5}      3) sqrt{2500}     4) все числа иррациональны

Решение. Если в результате вычислений или преобразований всё равно остаётся корень, то число является иррациональным:

1) sqrt{0,25}=sqrt{frac{25}{100}}=frac{sqrt{25}}{sqrt{100}}=frac{5}{10}=0,5  (рациональное число)

2) sqrt{2,5}=sqrt{2frac{5}{10}}=sqrt{frac{25}{10}}=frac{sqrt{25}}{sqrt{10}}=frac{5}{sqrt{10}}  (иррациональное число)

3) sqrt{2500}=50  (рациональное число)

Ответ: 2.

Пример 9. Какое из числовых выражений является рациональным?  В ответе укажите номер правильного варианта.

1) sqrt{13}cdot sqrt{20}      2) sqrt{18}-2sqrt{2}      3) frac{sqrt{24}}{sqrt{8}}     4) (sqrt{16}-sqrt{5})cdot (sqrt{16}+sqrt{5})

Решение. Если в результате вычислений корень «исчезнет», то число является рациональным:

1) sqrt{13}cdot sqrt{20}=sqrt{13}cdot sqrt{4cdot 5}=sqrt{13}cdot sqrt{4}cdot sqrt{5}=2sqrt{13cdot 5}=2sqrt{65} (иррациональное число)

2) sqrt{18}-2sqrt{2}=sqrt{9cdot 2}-2sqrt{2}=3sqrt{2}-2sqrt{2}=sqrt{2} (иррациональное число)

3) frac{sqrt{24}}{sqrt{8}}=sqrt{frac{24}{8}}=sqrt{3} (иррациональное число)

4) left(sqrt{16}-sqrt{5}right)cdot left(sqrt{16}+sqrt{5}right)={sqrt{16}}^2-{sqrt{5}}^2=16-5=11 (рациональное число)

Ответ: 4.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 8 ОГЭ по математике. Числа, вычисления и алгебраические выражения.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Каталог заданий
Задания 8. Числа, вычисления и алгебраические выражения. Степени и корни


Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Тип 8 № 137285

i

Найдите значение выражения 5 корень из: начало аргумента: 11 конец аргумента умножить на 2 корень из: начало аргумента: 2 конец аргумента умножить на корень из: начало аргумента: 22 конец аргумента .

Аналоги к заданию № 137285: 357566 392840 392866 … Все

Решение

·

Помощь


2

Тип 8 № 311383

i

Найдите значение выражения a в степени левая круглая скобка 12 правая круглая скобка умножить на левая круглая скобка a в степени левая круглая скобка минус 4 правая круглая скобка правая круглая скобка в степени 4   при a = минус дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби .

Аналоги к заданию № 311383: 394128 Все

Источник: ГИА-2013. Ма­те­ма­ти­ка. Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та № 2.(1 вар)

Решение

·

Помощь


3

Тип 8 № 311467

i

Упростите выражение  дробь: числитель: a в степени левая круглая скобка минус 11 правая круглая скобка умножить на a в степени 4 , знаменатель: a в степени левая круглая скобка минус 3 правая круглая скобка конец дроби   и найдите его значение при a= минус дробь: числитель: 1, знаменатель: 2 конец дроби . В ответе запишите полученное число.

Аналоги к заданию № 311467: 424905 424968 424993 … Все

Источник: ГИА-2013. Ма­те­ма­ти­ка. Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та № 4.(1 вар.)

Решение

·

Помощь


4

Тип 8 № 318630

i

Чему равно значение выражения  левая круглая скобка 3 корень из: начало аргумента: 2 конец аргумента правая круглая скобка в квадрате ?

Решение

·

Помощь


5

Тип 8 № 337339

i

Найдите значение выражения  корень из: начало аргумента: 11 умножить на 2 в квадрате конец аргумента умножить на корень из: начало аргумента: 11 умножить на 3 в степени 4 конец аргумента .

Аналоги к заданию № 337339: 337320 341347 352680 … Все

Решение

·

Помощь

Пройти тестирование по этим заданиям

Восьмое задание в модуле алгебре проверяет знания в области обращения со степенями и подкоренными выражениями. При выполнении задания №8 ОГЭ по математике проверяются не только навыки выполнения вычисления и преобразований числовых выражений, но и умение преобразовывать алгебраические выражения. Возможно, потребуется выполнить действия со степенями с целым показателем, с многочленами, тождественные преобразования рациональных выражений. В соответствии с материалами проведения основного экзамена могут быть задания, в которых потребуется выполнение тождественных преобразований рациональных выражений, разложение многочленов на множители, использование процентов и пропорций, признаков делимости. Ответом в задании №8 является одна из цифр 1; 2; 3; 4 соответствующая номеру предложенного варианта ответа к заданию.

Теория к заданию №8

Из теоретического материала нам пригодятся правила обращения со степенями:

степени

Правила работы с подкоренными выражениями:koren

Кроме этого, нам понадобятся формулы сокращенного умножения:

Квадрат суммы

(a + b)2 = a2 + 2ab + b2

Квадрат разности

(a – b)2 = a2 – 2ab + b2

Разность квадратов

a2 – b2 = (a + b)(a – b)

Куб суммы

(a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3

Куб разности

(a – b)3 = a3 – 3a2b + 3ab2 – b3

Сумма кубов

a3 + b3 = (a + b)( a2 – ab + b2)

Разность кубов

a3 – b3 = (a – b)( a2 + ab + b2)

Правила операций с дробями:

операции с дробями

Задание 8OM21R

Найти значение выражения

(38)73785

 


В числителе дроби возведем в степень каждый множитель:

(38)737 85=37873785

Теперь сократим (выполним деление степеней), сократятся 37 полностью, а при сокращении на 85 по свойству степеней останется 82, возведем 8 во вторую степень, получим 64, т.е.

 (38)737 85=37873785=82=64

Ответ: 64

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1306o

Найдите значение выражения:


Упрощение заданного выражения нужно начать с преобразований в скобках. Здесь следует привести дроби к общему знаменателю:

теперь переходим от деления дробей к их умножению:

затем 1) сокращаем дроби на 5ab; 2) в числителе первой дроби раскладываем выражение, используя формулу сокращенного умножения для разности квадратов:

сокращаем выражение на (a–5b):

Представим числовые значения для a и b в виде неправильных дробей (для удобства вычислений):

Подставим полученные значения в выражение и найдем конечный результат:

Ответ: 39

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1305o

Найдите значение выражения при x = 12:


Выполним тождественные преобразования выражения, чтобы упростить его. 1-й шаг – переход от деления дробей к их умножению:

далее в знаменателе второй дроби сворачиваем выражение по формуле сокращенного умножения (используем ф-лу для квадрата суммы):

теперь сокращаем выражение (в числителе первой дроби и в знаменателе второй) и приходим к окончательно упрощенному виду:

Подставляем числовое значение для х в полученное выражение и находим результат:

Ответ: 0,6

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1304o

Найдите значение выражения

7

где a = 9, b = 36


В первую очередь в заданиях такого типа необходимо упростить выражение, а затем подставить числа. Приведем выражение к общему знаменателю – это b, для этого умножим первое слагаемое на b, после этого получим в числителе:

9b² + 5a – 9b²

Приведем подобные слагаемые – это 9b² и  – 9b², в числителе остается 5a. Запишем конечную дробь:

5a/b

Вычислим её значение, подставив числа из условия:

5•9/36 = 1,25

Ответ: 1,25

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1303o

Найдите значение выражения:

Решение 8 задания ОГЭ по математике

при x = √45 , y = 0,5


Итак, в данном задании при вычитании дробей нам необходимо привести их к общему знаменателю. Общий знаменатель – это 15 x y, для этого необходимо первую дробь домножить на 5 y – и числитель и знаменатель, естественно:

Решение 8 задания ОГЭ по математике

Далее, после того как дроби приведены к общему знаменателю, можно производить вычисления. Вычислим числитель:

5 y – (3 x + 5 y) = 5 y – 3 x – 5 y = – 3 x

Тогда дробь примет вид:

Решение 8 задания ОГЭ по математике

Выполнив простые сокращения числителя и знаменателя на 3 и на x, получим: – 1/5 y

Подставим значение y = 0,5:  – 1 / (5 • 0,5) = – 1 / 2,5 =  – 0,4

Ответ: -0,4

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1302o

Найдите значение выражения:

Решение 7 задания ОГЭ по математике

при a = 13, b = 6,8


В данном случае, в отличие от первого, мы будем упрощать выражение вынося за скобки, а не раскрывая их.

Сразу можно заметить, что b присутствует у первой дроби в числителе, а у второй – в знаменателе, поэтому можем их сократить. Семь и четырнадцать тоже сокращаются на семь:

Решение 7 задания ОГЭ по математике

Далее выносим из числителя второй дроби a:

Решение 7 задания ОГЭ по математике

 Сокращаем (a-b):

Решение 7 задания ОГЭ по математике

 И получаем:

a/2

Подставляем значение a = 13:

13 / 2 = 6,5

Ответ: 6,5

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM1301o

Найдите значение выражения: (x + 5)2 — x (x- 10) при x = — 1/20


В данном случае необходимо сначала упростить выражение, для этого раскроем скобки:

(x + 5)2 – x (x – 10) = x2 + 2 • 5 • x + 25 – x+ 10x

Затем приведем подобные слагаемые:

x2 + 2 • 5 • x + 25 – x2 + 10x = 20 x + 25

Далее подставим x из условия:

20 x + 25 = 20 • (-1/20) + 25 = – 1 + 25 = 24

Ответ: 24

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0807o

Найдите значение выражения:


Используем правило умножения и деления степеней с одинаковым основанием. Заключается оно в том, что при их умножении показатели степеней суммируются, а при делении вычитаются (от показателя в числителе вычитается показатель, стоящий в знаменателе). Тогда получаем:

Ответ: 81

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0806o

Найдите значение выражения:


В 1-м корне представляем 4900 в виде произведения 49·100. Оба эти числа являются точными квадратами: 49=72 и 100=102. И, значит, число под корнем можно полностью вынести из-под него, применив правила работы с подкоренными выражениями. В целом получаем:

 

По аналогии извлекаем и 2-й корень:

В итоге получаем:

Ответ: 70,7

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0805o

Значение какого из выражений является рациональным числом?

  1. √6-3
  2. √3•√5
  3. (√5)²
  4. (√6-3)²

В данном задании у нас проверяют навыки операций с иррациональными числами.

Разберем каждый вариант ответа в решении:

1) √6-3

√6 само по себе является иррациональным числом, для решения подобных задач достаточно помнить, что рационально извлечь корень можно из квадратов натуральных чисел, например, 4, 9, 16, 25…

При вычитании из иррационального числа любого другого, кроме его же самого, приведет вновь к иррациональному числу, таким образом, в этом варианте получается иррациональное число.

2) √3•√5

При умножении корней, мы можем извлечь корень из произведения подкоренных выражений, то есть:

√3•√5 = √(3•5) = √15

Но √15 является иррациональным, поэтому данный вариант ответа не подходит.

3) (√5)²

При возведении квадратного корня в квадрат, мы получаем просто подкоренное выражение (если уж быть точнее, то подкоренное выражение по модулю, но в случае числа, как в данном варианте, это не имеет значения), поэтому:

(√5)² = 5

Данный вариант ответа нам подходит.

4) (√6-3)²

Данное выражение представляет продолжение 1 пункта, но если √6-3 иррациональное число, то никакими известными нам операциями перевести в рациональное его нельзя.

Ответ: 3

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0804o

Какое из данных ниже чисел является значением выражения?

Разбор и решение задания №3 ОГЭ по математике

Разбор и решение задания №3 ОГЭ по математике


Заметим, что в знаменателе присутствует разность (4 – √14), от которой нам необходимо избавиться. Как же это сделать?

Для этого вспоминаем формулу сокращенного умножения, а именно разность квадратов! Чтобы правильно её применить в этом задании необходимо помнить правила обращения с дробями. В данном случае вспоминаем, что дробь не изменяется, если числитель и знаменатель домножить на одно и то же число или выражение. Для разности квадратов нам не хватает выражения (4 + √14), значит, домножим на него числитель и знаменатель.

После этого в числителе получим 4 + √14, а в знаменателе разность квадратов: 4² – (√14)². После этого знаменатель легко вычисляется:

16 – 14 = 2

Суммарно наши действия выглядят так:

Разбор и решение задания №3 ОГЭ по математике

Ответ: 4

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0803o

Какое из данных чисел является рациональным?

  1. √810
  2. √8,1
  3. √0,81
  4. все эти числа иррациональны

Для решения этой задачи нужно действовать следующим образом:

Сначала разберемся, степень какого числа рассмотрена в данном примере — это число 9, так как его квадрат 81, и это уже чем-то похоже на выражения в ответах. Далее рассмотрим формы числа 9 — это могут быть:

0,9

90

Рассмотри каждое из них:

0,9 = √(0,9)² = √0,81

90 = √(90²) = √8100

Следовательно, число √0,81 является рациональным, остальные же числа

  • √810
  • √8,1

хотя и похожи на форму 9 в квадрате, не являются рациональными.

Таким образом, правильный ответ третий.

Ответ: √0,81

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0802o

Значение какого из данных ниже выражений является наибольшим?

  1. 3√5
  2. 2√11
  3. 2√10
  4. 6,5

Для решения данного задания нужно привести все выражения к общему виду — представить выражения в виде подкоренных выражений:

  • 3√5

Переносим 3 под корень:

3√5 =  √(3² •5) = √(9•5) =  √45

  • 2√11

Переносим 2 под корень:

2√11 = √(2² • 11) = √(4 • 11) =√44

  • 2√10

Переносим 2 под корень:

2√10 = √(2² • 10) = √(4 • 10) =√40

  • 6,5

Возводим 6,5 в квадрат:

6,5 = √(6,5²) = √42,25

3-2

Посмотрим на все получившиеся варианты:

  1. 3√5 =  √45
  2. 2√11 = √44
  3. 2√10 = √40
  4. 6,5 = √42,25

Следовательно, правильный ответ первый.

Ответ: 3√5

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Задание OM0801o

Какое из данных ниже выражений при любых значениях n равно произведению 121 • 11?

  1. 121n
  2. 11n+2
  3. 112n
  4. 11n+3

Для решения данной задачи необходимо вспомнить следующие правила обращения со степенями:

  • при умножении степени складываются
  • приделении степени вычитаются
  • при возведении степени в степень степени перемножаются
  • при извлечении корня степени делятся

Кроме того, для решения необходимо представить 121 как степень 11, а именно это 112.

121 • 11= 112 • 11n

С учетом правила умножения, складываем степени:

  112 • 11= 11n+2

Следовательно, нам подходит второй ответ.

Ответ: 2

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор

Как решать задание 7 ОГЭ по математике 2023?

В первую очередь в 7 и 8 заданиях ОГЭ нужно уметь возводить числа в натуральную или целую степень. После этого выполняются простейшие арифметические вычисления и выбирается правильный ответ из предложенных вариантов.

Возведение в степень ОГЭ

Начать следует с объяснения, что называют возведением в степень. Вот соответствующее определение.

Возведение в степень — это нахождение значения степени числа.

Таким образом, нахождение значение степени числа a с показателем r и возведение числа a в степень r — это одно и то же. Например, если поставлена задача «вычислите значение степени (0,5)5», то ее можно переформулировать так: «Возведите число 0,5 в степень 5».

Теперь можно переходить непосредственно к правилам, по которым выполняется возведение в степень.

Возведение в натуральную степень

По определению степень числа a с натуральным показателем n равна произведению n множителей, каждый из которых равен a. Таким образом, чтобы возвести число a в степень n, нужно вычислить произведение.

Отсюда ясно, что возведение в натуральную степень базируется на умении выполнять умножение чисел, а этот материал охвачен в статье умножение действительных чисел. Рассмотрим решения нескольких примеров.

Примеры, как решать задание 7 ОГЭ математика 2023 года

Пример 1.

Выполните возведение числа −2 в четвертую степень.

Решение.

По определению степени числа с натуральным показателем имеем (−2)4=(−2)·(−2)·(−2)·(−2). Осталось лишь выполнить умножение целых чисел: (−2)·(−2)·(−2)·(−2)=16.

Ответ: (−2)4=16.

Пример 2.

Найдите значение степени 

    [(3frac{2}{7})^{2}]

Решение.

Данная степень равна произведению вида:

    [(3frac{2}{7}) * 3frac{2}{7})]

Вспомнив, как выполняется умножение смешанных чисел, заканчиваем возведение в степень:

математика огэ

Ответ: 

    [10frac{39}{49}]

Что касается возведения в натуральную степень иррациональных чисел, то его проводят после предварительного округления основания степени до некоторого разряда, позволяющего получить значение с заданной степенью точности. Например, пусть нам требуется возвести число пи в квадрат. Если округлить число пи до сотых, то получим: 

возведение в степень огэ

Если взять

    [pisim 3,14159]

Возведение в степень даст:

огэ математика

В заключение этого пункта отдельно остановимся на возведении в первую степень. Здесь достаточно знать, что число a в первой степени — это есть само число a, то есть а1

Например:

(-9)1=-9

Возведение в целую степень – ОГЭ по математике 7 класс задание 7

Возведение в целую степень удобно рассматривать для трех случаев: для целых положительных показателей, для нулевого показателя и для целых отрицательных показателей степени.

Так как множество целых положительных чисел совпадает со множеством натуральных чисел, то возведение в целую положительную степень есть возведение в натуральную степень. А этот процесс мы рассмотрели в предыдущем пункте.

Переходим к возведению в нулевую степень. Мы знаем, что нулевая степень числа  определяется для любого отличного от нуля действительного числа a, при этом а0=1.

Таким образом, возведение любого отличного от нуля действительного числа в нулевую степень дает единицу.

Например:

теория для 7 задания ОГЭ

а0 не определяется.

Свойства степеней – теория для 7 задания ОГЭ по математике

Теперь запишем все свойства степеней:

свойства степеней

Чтобы закончить с возведением в целую степень, осталось разобраться со случаями целых отрицательных показателей. Мы знаем, что степень числа а с целым отрицательным показателем -z определяется как дробь вида:

    [frac{1}{a^z}]

В знаменателе этой дроби находится степень с целым положительным показателем. Осталось лишь рассмотреть несколько примеров возведения в целую отрицательную степень.

Пример.

Вычислите значение степени числа 3 с целым отрицательным показателем -2.

Решение.

По определению степени с целым отрицательным показателем имеем:

    [2^{-3}=frac{1}{2^{8}}]

Значение степени в знаменателе легко находится:

    [2^{3}=2*2*2=8]

Таким образом:

Решение задач огэ

Ответ

    [frac{1}{8}]

Формулы сокращенного умножения разбор 8 задания ОГЭ по математике

Так как мы теперь все знаем о степенях, давайте поговорим о возведении выражений во вторую степень и правила раскрытия скобок.

Рассмотрим выражение: 

(a+b)(a-b)

Разные преподаватели называют способ раскрытия по-разному, кто-то говорит «правило фонтанчика», еще есть вариант — «усики», мы же будем называть это «методом фейерверка». Как этот метод работает:

Формулы сокращенного умножения огэ

Возведение суммы в квадрат:

разбор 8 задания ОГЭ по математике

Арифметический квадратный корень

Начнем с определения квадратного корня.

Квадратный корень из числа a — это число, квадрат которого равен a.

Чтобы привести примеры квадратных корней, возьмем несколько чисел, например, 5, −0,3, 0,3, 0, и возведем их в квадрат, получим соответственно числа 25, 0,09, 0,09 и 0 (52=5·5=25, (−0,3)2=(−0,3)·(−0,3)=0,09, (0,3)2=0,3·0,3=0,09 и 02=0·0=0). Тогда по данному выше определению число 5 является квадратным корнем из числа 25, числа −0,3 и 0,3 есть квадратные корни из 0,09, а 0 — это квадратный корень из нуля.

Арифметический квадратный корень огэ

Квадратный корень извлекается только из неотрицательных чисел!

Так как у квадратного корня существует два противоположных по знаку значения, это затрудняет работу с корнями. Для обеспечения однозначности был введен арифметический квадратный корень.

Арифметический квадратный корень из неотрицательного числа a — это неотрицательное число, квадрат которого равен a. То есть под арифметическим корнем стоят всегда неотрицательные числа, и при его извлечении мы получаем тоже всегда только одно неотрицательное число, а не два противоположных по знаку, как для квадратного корня.

    [sqrt{25=5}]

Для арифметического квадратного корня из числа a принято обозначение:

    [sqrt{a}]

Знак √ называется знаком арифметического квадратного корня. Его также называют знаком радикала. Поэтому можно часть слышать как «корень», так и «радикал», что означает один и тот же объект.

Число под знаком арифметического квадратного корня называют подкоренным числом, а выражение под знаком корня — подкоренным выражением, при этом термин «подкоренное число» часто заменяют на «подкоренное выражение». Например:

    [sqrt{151}]

в записи число 151 — это подкоренное число, а в записи  выражение a является подкоренным выражением.

При чтении слово «арифметический» часто опускается, например:

    [sqrt{729}]

запись  читают как «квадратный корень из семи целых двадцати девяти сотых». Слово «арифметический» произносят лишь тогда, когда хотят особо подчеркнуть, что речь идет именно о неотрицательном квадратном корне из числа.

В свете введенного обозначения из определения арифметического квадратного корня следует, что  

Арифметический квадратный корень

для любого неотрицательного числа a.

Для отрицательных чисел a записи  мы не будем придавать смысла вплоть до изучения комплексных чисел. Например, лишено смысла выражение:

    [sqrt{-4}]

На практике часто применяются свойства квадратных корней:

Cвойство квадратного корня из произведения двух неотрицательных действительных чисел a и b, задающееся равенством вида .

    [sqrt{a*b}=sqrt{a}*sqrt{b}}]

Корень из частного:

Корень из частного огэ

которое часто записывают с помощью дробей как:

    [sqrt{frac{a}{b}}=frac{sqrt{}a}{sqrt{b}}]

Свойство арифметического квадратного корня из степени числа a с четным показателем:

    [sqrt{a^{2m}}=|a^{m}|]

при любом действительном a, в частности, свойство квадратного корня из квадрата числа:

    [sqrt{a^{2}}=|a|]

Как вы уже заметили, корень — это та же степень. И, зная свойства степени, можно работать с корнем. Для корня рассмотрим еще такие свойства:

    [nsqrt{a^{m}}=a^{frac{m}{n}},age 0]

Сравнение чисел

Помимо заданий на извлечение корней, возведение выражений в степень, могут встретиться задания, в которых нужно расставить числа в порядке возрастания или убывания; указать наибольшее или наименьшее число, то есть сравнить.

Сравнивать можем целые числа, дробные числа, выражения, содержащие корни и степени. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1.

Значение какого из данных выражений является наибольшим? В ответе укажите номер правильного варианта.

Сравнение чисел огэ

Решение.

Возведем каждое число в квадрат и сравним квадраты этих чисел:

Возведем число в квадрат

Поскольку

75< 88<90<90,25

то наибольшим является выражение под номером 2.

Ответ: 2.

Пример 2.

Расстояние от Нептуна — одной из планет Солнечной системы — до Солнца равно 4450 млн. км. Как эта величина записывается в стандартном виде?

В ответе укажите номер правильного варианта.

4,450·106 км

4,450·107 км

4,450·108 км

4,450·109 км

Решение.

Для решения задач этого типа нужно вспомнить стандартный вид числа.

Число, записанное в стандартном виде, имеет вид:  

Примеры огэ математика

Преобразуем число к стандартному виду:

Примеры огэ математика

Ответ: 4.

Пример 3.

Значение, какого из выражений является числом иррациональным?

Примеры огэ математика

Для решения задач этого типа нужно вспомнить определения.

Рациональные числа — это числа, которые можно представить в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем, есть, где m — целое, а n — натуральное.

Рациональные числа могут быть представлены конечным или бесконечным десятичным периодическим дробью. Множество рациональных чисел обозначается большой латинской буквой Q.

Иррациональными называются числа, которые нельзя представить в виде дроби, где m — целое, а n — натуральное. Иррациональные числа могут быть представлены бесконечными непериодическими дробями.

Решение.

1) Воспользуемся вынесением множителя из-под знака корня:

Примеры огэ математика

Таким образом, получили рациональное число.

2) Воспользуемся формулой сокращенного умножения:

Примеры огэ математика

Получили рациональное число.

3) Воспользуемся свойством извлечения корня из дроби:

Примеры огэ математика

Получили рациональное число.

4) Вынесем множитель из-под знака корня:

Примеры огэ математика

Получили иррациональное число.

Ответ: 4.

Пример 4.

Сравните числа:  

    [sqrt{67}+sqrt{61} и 16]

В ответе укажите номер правильного варианта.

Примеры огэ математика

Решение.

Возведем каждое из чисел в квадрат. Получим:

Примеры огэ математика

Предположим, что квадраты данных чисел (а, значит и сами числа) равны. (Можно предположить, что первое число меньше второго или наоборот больше). Получим в результате преобразования:

Примеры огэ математика

Данное равенство неверное

    [sqrt{4087} <sqrt{4096}]

Следовательно

    [sqrt{67}+ sqrt{61}< sqrt{16}]

Ответ: 1.

Прототипы заданий 7 и 8 ОГЭ математика 2023

Задание 1

Найдите значения выражения:

    [-80+0,3*(-10)^{3}]

Задание 2

Найдите значение выражения:

    [0,8*(-10)^{2}-95]

Задание 3

Найдите значение выражения:

    [2sqrt{31}*3sqrt{3}*sqrt{93}]

Задание 4

Представьте выражение

    [frac{1}{x^{5}}*frac{1}{x^{9}}]

в виде степени с основанием x. В ответе укажите номер правильного варианта:

1)x 14 

2)x 54 

3)x -45 

4)x -14 

Задание 5

Какое из данных чисел является иррациональным?

    [1)sqrt{0.16}]

    [2)sqrt{1.6}]

    [3)sqrt{1600}]

4)все эти числа рациональны

Ответы к заданиям:

  1. -380.
  2. -15.
  3.  558.
  4.  4.
  5.  2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти успокоение в боге
  • Как составить суточный рацион питания для подростков
  • Как в линукс найти мой компьютер
  • Как найти валентность scl2
  • Как составить бюджет клиники