Как найти значение выражения с дробными степенями

План урока:

Степень с рациональным показателем

Свойства дробных степеней и операции с ними

Сравнение степеней

Степень с рациональным показателем

Напомним, что в 7 классе мы впервые познакомились с понятием степени, причем тогда рассматривались случаи, когда показателем степени является натуральное число. В 8 классе понятие степени было расширено, теперь в него включались случаи, когда показатель являлся целым числом. Настоятельно рекомендуем перечитать соответствующие уроки. Сегодня же мы можем сделать ещё один шаг вперед и рассмотреть степени с рациональными показателями.

При расширении понятия степени важно обеспечить то, чтобы уже известные правила работы с целыми степенями работали и для дробных показателей. Одно из свойств степеней выглядит так:

(am)n = amn

Подставим в эту формулу следующие значения переменных:

а = 3

m = 1/6

n = 6

Мы специально выбрали эти числа такими, чтобы произведение mn равнялось единице:

mn = (1/6)•6 = 1

Подставляем эти значения:

(31/6)6 = 31/66 = 31 = 3

Получили, что

(31/6)6 = 3

Однако по определению корня n-ой степени число, дающее при возведении в шестую степень тройку, является корнем шестой степени из трех. То есть можно записать:

1gfhdh

С помощью подобных преобразований нам удалось указать, чему равно число, возведенное в дробную степень. Аналогично можно показать, что для любого а > 0 справедлива формула:

2gdfh

Действительно, если возвести левую часть в n-ую степень, то получим:

1/n)n = a1/nn = a

Значит, по определению корня n-ой степени

3gdfg

4gfhj

Ограничение а > 0 необходимо для того, чтобы не рассматривать случаи, когда подкоренное выражение является отрицательным.

Продолжим наши рассуждения. Чему будет равна степень аm/n? Ясно, что дробь m/n можно представить в виде:

m/n = (1/n)•m

C учетом этого выполним преобразование:

5hgfhf

В результате несложных преобразований нам удалось получить формулу, позволяющую возводить число в степень, у которой рациональный показатель!

6hfgj

Приведем несколько примеров вычисления дробных степеней:

7hfgh

Часто при вычислениях удобнее сначала извлечь корень из числа, а потом полученный результат возвести в степень:

8hgfgh

Напомним, что одну и ту же дробь можно представить разными способами, например:

1/2 = 2/4 = 3/6 = 4/8 = 5/10 = 0,5

Возникает вопрос – изменится ли значение дробной степени, если мы приведем дробь к новому знаменателю? Очевидно, что нет, но всё же убедимся в этом на примере. Сначала возведем в степень 1/2 число 25:

9hgfh

Теперь заменим дробь 1/2 на идентичную ей дробь 2/4:

10hdgh

Результат не изменился. В общем случае есть смысл максимально сократить дробь перед вычислением, чтобы избежать операций с большими числами. Особенно это касается десятичных дробей. Например, пусть необходимо вычислить значение выражения 810,25. По определению десятичной дроби можно записать, что 0,25 = 25/100. Тогда вычислить 810,25 можно так:

11gfdg

Согласитесь, возводить число 81 в 25-ую степень не очень легко! Поэтому поступим иначе. Сократим дробь 25/100:

0,25 = 25/100 = 25/(25•4) = 1/4

Теперь вычисления будет более простыми:

12fdgf

Вообще легко запомнить, что 0,25 = 1/4, а 0,5 = 1/2. Замена десятичных дробей обыкновенными дробями сильно упрощает вычисления. Приведем примеры:

13hjui

Свойства дробных степеней и операции с ними

Когда мы изучали степени с целыми показателями, мы выяснили, что правила работы с ними ничем не отличаются от правил работы со степенями с натуральным показателем. Оказывается, эти же правила работают и для степеней с рациональным показателем. Сформулируем основные свойства дробных степеней.

14ghj

Например, справедливы следующие действия:

50,5•52,5 = 50,5 + 2,5 = 53 = 125

195/3•191/3 = 195/3 + 1/3 = 192 = 361

29,36–0,37•29,361,37 = 29,36–0,37 + 1,37 = 29,361 = 29,36

15jli

Вот несколько примеров подобных вычислений:

174,5:173,5 = 174,5–3,5 = 171 = 1

49,36:46,36 = 49,36–6,36 = 43 = 64

2012:2014 = 2012–14 = 20–2

16nhf

Проиллюстрируем это правило примерами:

(60,25)8 = 60,25•8 = 62 = 36

(93/2)2 = 9(3/2)•2 = 93 = 729

(254)0,125 = 254•0,125 = 250,5 = 5

17hgj

Покажем, как можно применять данное правило:

41/6•161/6 = (4•64)1/6 = 641/6 = 2

0,51,5•501,5 = (0,5•50)1,5 = 251,5 = 251+0,5 = 251•250,5 = 25•5 = 125

4,90,5•100,5 = (4,9•10)0,5 = 490,5 =7

18hfgh

Это правило можно применять следующим образом:

3600,5:100,5 = (360:10)0,5 = 360,5 = 6

5003:503 = (500:50)3 = 103 = 1000

6,251/4:0,011/4 = (6,25:0,01)1/4 = 6251/4 = 5

Заметим, что степени очень удобны тем, что с их помощью легко упростить работу с корнями, ведь если

19jghj

то верное и обратное:

20gkj

То есть любое выражение с корнями в виде степени с рациональным показателем.

Пример. Вычислите значение выражения

21khjk

Решение. Корней много, поэтому для удобства заменим их степенями

22gfg

Получили тоже самое выражение, но в более компактном виде. Посчитаем его значение:

(91/4)1/5•39/10 = (90,25)0,2•30,9 = 90,25•0,2•30,9 = 90,05•30,9 = (32)0,05•30,9 =

=32•0,05•30,9 = 30,1•30,9 = 30,1•0,9 = 31 = 3

Ответ: 3.

Пример. Упростите выражение

(81n+1– 65•81n)0,25

Решение. Степень 81n+1можно представить как произведение:

81n+1 = 81n•811 = 81•81n

С учетом этого можно записать:

(81n+1– 65•81n)0,25 = (81•81n– 65•81n)0,25 = (81n(81 – 65))0,25 =

= (81n•16)0,25 = 810,25n •160,25 = 810,25n •161/4 = 2•810,25n

Ответ: 2•810,25n.

Сравнение степеней

Напомним, что из двух корней n-ой степени больше тот, у которого больше подкоренное выражение:

23jhgk

Отсюда следует вывод, что если a<b, то

а1/n<b1/n

теперь возведем каждую часть этого неравенства в степень m. Тогда получим неравенство:

аm/n<bm/n

Получили, что из двух степеней с одинаковыми показателями меньше та, у которой меньше основание (правила сравнения будем нумеровать, чтобы на них удобнее было ссылаться):

24hhgk

В частности, справедливы следующие неравенства:

233,75< 243,75

634/3< 644/3

0,0080,002< 0,0080,002

Здесь мы рассматривали случаи, когда показатель степени является положительным числом. А что делать, если он отрицательный? Тогда степень следует «перевернуть», воспользовавшись уже известной вам формулой:

an = 1/an = (1/а)n

Пример. Сравните выражения с рациональным показателем степени:

20–3,14 и 50–3,14

Решение. Избавимся от знака минус в показателе:

20–3,14 = (1/20)3,14 = 0,053,14

50–3,14 = (1/50)3,14 = 0,023,14

Получили две степени с одинаковым и, что принципиально важно, положительным показателем. Из них больше та, у которой больше основание. То есть из неравенства 0,02 < 0,05 следует, что

0,023,14< 0,053,14

Это означает, что

50–3,14< 20–3,14

Ответ: 50–3,14< 20–3,14.

Особенным является случай, когда показатель степени равен нулю. Напомним, что любое число в нулевой степени (кроме самого нуля) равно единице, а выражение 00 не имеет смысл. Это значит, что числа в нулевой степени равны друг другу, даже если у них разные основания:

250 = 260 = 1

9,360 = 9,370 = 1

18,35460 = 12,36470 = 1

Несколько сложнее сравнивать числа, у которых одинаковые основания, но различные показатели. Здесь возможны три случая – основание либо равно единице, либо больше неё, либо меньше неё.

25jkgjk

На основании этого правила можно записать, что:

53,14< 53,15

45–0,563< 450,001

1,235–5,623< 1,235–4,958

Единица в любой степени равна самой себе. Поэтому, если у двух чисел в основании записана именно она, то они должны быть равны друг другу:

1–7,56 = 1–0,15 = 10,236 = 1 521,36 = 1

Осталось рассмотреть случай, когда основание меньше единицы (но всё равно положительное). В таком случае ситуация становится противоположной – чем больше степень, тем меньше число. Проиллюстрируем это на примере. Пусть надо сравнить числа 0,57,6 и 0,58,9. Заменим дробь 0,5 так, чтобы вместо нее получилась степень с основанием, большим единицы:

0,5 = 1/2 = 1/(21) = 2–1

Итак, 0,5 = 2–1. Тогда можно записать, что:

0,57,6 = (2–1)7,6 = 2–7,6

0,58,9 = (2–1)8,9 = 2–8,9

Такие числа мы уже умеем сравнивать. Так как

– 8,9 <– 7,6

то и

2–8,9< 2–7,6

Следовательно, 0,57,6> 0,58,9.

26jhj

Например, справедливы неравенства:

0,997> 0,997,24

0,5715,36> 0,5716,47

0,490,04> 0,490,05

Рассмотрим чуть более сложное задание на сравнение степеней, где надо использовать одновременно несколько правил.

Пример. Докажите, что

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 281/3

Решение. Напрямую вычислить значение выражений в правой и левой части затруднительно. Однако мы можем усиливать неравенство, чтобы получить более простые выражения.

Усилить неравенство – это значит увеличить его меньшую или уменьшить большую часть. Например, неравенство 10 < 20 усилится, если вместо 10 написать большее число (11 < 20), или вместо 20 написать меньшее число (10 < 19). Очевидно, что если усиленное неравенство верное, то и изначальное (ослабленное) также справедливо.

Очевидно, что можно легко посчитать значение выражения 271/3:

27hgfh

Также ясно, что 271/3< 281/3 (правило 1). Усилим исходное неравенство:

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3 (1)

Действительно, если (1) справедливо, то мы можем записать двойное неравенство

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3< 281/3

Опустив здесь среднюю часть, получим исходное неравенство. Так как 271/3 = 3, мы можем переписать (1) так:

0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7<3 (2)

Далее будем работать с левой частью. Очевидно, что 0,80,8< 0,90,8 (снова используем правило 1). С другой стороны, 0,90,8< 0,90,7 (правило 3). Значит, можно записать двойное неравенство:

0,80,8< 0,90,8<0,90,7

или просто 0,80,8<0,90,7. Абсолютно аналогично можно записать, что

0,70,8< 0,90,7<0,90,7

Или 0,70,8<0,90,7. Наконец, в силу правила (3), 0,90,9<0,90,7. Итак, имеем три неравенства:

0,90,9<0,90,7

0,80,8<0,90,7

0,70,8<0,90,7

Их левые части стоят в (2). Следовательно, можно усилить (2):

0,90,7 + 0,90,7 + 0,90,7<3

3•0,90,7< 3

Поделим обе части на 3:

0,90,7< 1

Заменим единицу равным ему выражением 10,7:

0,90,7<10,7 (4)

Из правила 1 следует, что (4) справедливо. Но мы получили его, усиливая исходное неравенство. Из справедливости более сильного неравенства следует и справедливость более слабого. Следовательно, из справедливости (4) вытекает верность исходного неравенства, которое и надо было доказать.

Дробная степень числа

  • Дробный показатель степени
  • Действия над степенями с дробными показателями

Дробный показатель

Число с дробным показателем степени равно корню с показателем, равным знаменателю, и подкоренным числом в степени, равной числителю.

Чтобы разобраться, почему число в дробной степени равно корню, надо вспомнить правило извлечения корня из степени:

Чтобы извлечь корень из степени, надо показатель степени разделить на показатель корня:

Следовательно, если показатель степени не делится на показатель корня, то получается дробная степень:

Поэтому извлечение корня всегда может быть заменено возведением в степень.

Действия над степенями с дробными показателями

Действия над степенями с дробными показателями совершаются по тем же правилам, которые установлены для степеней с целым показателем.

При доказательстве этого положения, будем сначала предполагать, что члены дробей:    и  ,  служащих показателями степеней, положительны.

В частном случае  n  или  q  могут равняться единице.

При умножении дробных степеней с одинаковыми основаниями их показатели складываются:

При делении дробных степеней с одинаковыми основаниями из показателя делимого вычитается показатель делителя:

Чтобы возвести степень в другую степень, в случае дробных показателей, достаточно перемножить показатели степеней:

Чтобы извлечь корень из дробной степени, достаточно показатель степени разделить на показатель корня:

Правила действий применимы не только к положительным дробным показателям, но и к отрицательным.

Степенью положительного числа  а  с рациональным

показателем

где  m – целое число, а  n – натуральнее  (n > 1), называют корень  n-й  степени из числа  am.


ПРИМЕР:


Если  а >
0
  и  х – произвольное дробное число, представленное в виде


где  m
целое, а 
n
натуральное, то:


Если  а = 0  и  х – дробное положительное число, то: 



ax = 0



Формулу

в элементарной
математике обычно рассматривают только при 
а ≥ 0, так
как при отрицательных значениях 
а  выражение


а следовательно, и


может не иметь значения
(в множестве действительных чисел). Дробные показатели могут быть не только
положительные, но и отрицательные, т. е. любыми рациональными числами.



ПРИМЕР:



Такие выражения, как:

не имеют смысла.



ПРИМЕР:



Дробное число  0,75  можно представить в виде дроби так:

Значение степени с
дробным показателем не зависит от выбора способа записи
числа 
х  в виде дроби;
представляя дробное
число 
х  в виде отношения
целого числа к натуральному
разными способами, всегда будем получать один и тот же результат.



ПРИМЕР:



Пусть  а
> 0
. Тогда

и значит,


a
0,
  n N,  n 2.


ПРИМЕР:

ПРИМЕР:

ПРИМЕР:

Если основания
степеней положительны, то свойства степени с целым показателем остаются
справедливыми и для степеней с любым дробным показателем.



Действия над степенями с любыми рациональными показателями
выполняют по тем же правилам, что и действия над степенями с натуральными показателями.



Для любых рациональных
 
u  и  v  и действительного  a > 0  верны равенства:

ПРИМЕР:



Упростить:

РЕШЕНИЕ:

ОТВЕТ:

Задания к уроку 21

               Урок алгебры в 9 классе.

            Тема: Преобразование
выражений, содержащих степени с дробным показателем.

       Цели:

1.    
Научить выполнять
разложение на множители выражений, содержащих степени с дробным показателем,
используя формулы сокращенного умножения.

2.    
Повторить определение
степени с рациональным показателем, свойства степени.

3.    
Развивать умения
сравнивать, выявлять закономерности, обобщать навыки самоконтроля.

4.    
Воспитывать настойчивость
и волю для решения поставленной задачи.

      Оборудование: 1. Мультимедийный проектор.

                       2.
Плакат «Права и обязанности ученика».

                       3.
Карточки с формулами.

                       4.
Карточки «Рефлексия»

      Тип урока: комбинированный.

.

Ход урока:

    I. Организационный момент:

     1) вступительное слово учителя

 Мы все являемся гражданами большой страны – Россия. А каждый хороший
гражданин имеет свои права и обязанности. Ваши права и обязанности я

попыталась сформулировать вот таким образом, а мои – вытекают

 непосредственно из ваших. Так вот, как добропорядочные граждане
России, зная о своих правах и незабывая об обязанностях, мы , надеюсь, с вами
найдем нить взаимопонимания, которая приведет нас к достижению поставленных
целей. Наша цель: вспомнить все, что мы знаем о степени и применить эти знания для
преобразования выражений, содержащих степень с дробным показателем.

( демонстрация плаката)

  Каждый ученик имеет право.

1.    
Высказывать
свое мнение и быть услышанным.

2.    
Выбирать
уровень знаний.

3.    
Выбирать форму
работы на уроке.

4.    
Самостоятельно
планировать домашнюю самоподготовку.

5.    
знать больше
учителя и отстаивать свои гипотезы.

      Каждый ученик обязан.

1.    
Добросовестно
работать на уроке и дома.

2.    
Быть аккуратным
при оформлении работ, соблюдать орфографический

режим при ведении тетради.

3.    
Уважать труд
учителя.

4.    
Не ставить
личные интересы выше интересов одноклассников.

II.  Устный
счет:

(проводится, используя мультимедийный проектор)

  1) используя формулы сокращенного
умножения, разложите на множители многочлен:

а) х2 – 9у2;   б) х2 – 2ху +у2;  
в) а2 – 16;   г) р3 – 27;   д) 8х3 – 64;  е)
а6 + в6.

2) выразите формулой зависимости между
переменными х и у, если

 и  ( 2
уровень)

3) представьте в виде квадрата:

           х8;   х30;  х21;         

4) представьте в виде куба:

          у6;  у24;  у7.

                      Вывод:

·       
Чтобы представить степень
в виде квадрата, надо показатель разделить

     на 2, т.е. в знаменателе появиться множитель 2.

·       
Чтобы представить степень
в виде куба, надо показатель разделить

      на 3, т.е. в знаменателе появиться  множитель 3.

       Итак, всякое
положительное число а можно представить в виде степени

        с любым .
Например, число  а можно представить в виде квадрата,     

        куба,
изменить степень и т.д.

                ;         .

( на доску вывешиваются карточки с формулами).

      Используя выявленные закономерности, мы научимся сегодня
выполнять   

  разложение на множители выражения, содержащие степень с дробным

  показателем, с помощью формул сокращенного умножения.

III.
Изучение нового материала.

1.Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

2. В отличие от преобразований рациональных выражений преобразования
выражений, содержащих степень с дробным показателем, имеют некоторую
неопределенность. Т.е данные преобразования можно выполнять различными
способами. Убедимся в этом на примере выражения .

а)  первый способ:

 используя формулу разности квадратов

б) второй способ:

  используя формулу разности кубов

   в) третий способ: (для учащихся 2 уровня)

  вынесение за скобки, получение отрицательной степени

      IV. Закрепление изученного материала.

1.    
Разложить на множители
разность а – в, где  и ,
представив ее:

а) в виде разности квадратов;

б) в виде разности кубов.

     2. Откройте
учебники на странице 142, выполним номера:

       № 621 (а,г) –
у доски, (е)- самостоятельно.

       № 622(а,в,)- у
доски, (д) – самостоятельно.

       № 624 (а) – у
доски, (б) – самостоятельно.

       Для учащихся,
усваивающих сверхпрограммы, можно предложить № 626 (д,з) –    

        выполнить
самостоятельно.

        V.   Проверка уровня усвоения изученного материала.

     Предлагается
выполнить тест по данной теме, самостоятельно проверить,

     используя ключ и
выставить оценку за данную работу, опираясь

      на оценочный
лист.

        1
вариант

1.Пользуясь
тождеством а2 – в2=(а – в)(а + в), разложите на
множители выражение:

 г) нет ответа.

2. Используя формулу
разности квадратов, разложите на множители выражение:

а)(х – у)(х + у);  ;

;  г) нет ответа

3.Пользуясь
тождеством

а3 – в3
= (а – в)(а2+ав-в2)

разложите на
множители выражение:

2 – а

а) (2-а)(4+2а+а2); 
;

;  г) нет ответа

4.Используя формулу
разности куба, разложите на множители выражение:

;  г) нет ответа

5. Представьте
выражение в виде суммы кубов и разложите его на множители:

  

;   г) нет ответа

2 вариант

1. Пользуясь
тождеством а2 – в2=(а – в)(а + в), разложите на множители
выражение:

2 – х2

а)(2 – х)(2 + х);  

;  г) нет ответа

2.Используя формулу
разности квадратов, разложите на множители выражение

 

;  г) нет ответа

3.Пользуясь
тождеством а3 – в3 = (а – в)(а2+ав-в2

разложите на
множители выражение:

4 + у

;  г) нет ответа

4. Используя
формулу разности куба, разложите на множители выражение:

 г) нет ответа

5. Представьте
выражение в виде разности кубов и разложите его на множители:

;

;  г) нет ответа     

   VI.
Подведение итогов.

1.    
Выставление оценок.

2.    
Какие затруднения по
данной теме.

3.    
Проведение
анкеты(рефлексия)

VII.  Домашнее задание

     №623; № 625 –
задания обязательного уровня

     №689; № 690 –
задания для второго уровня

VIIJ.  Рефлексия.

Тема 16.

Определение степени с дробным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем.

Мы знаем, какой смысл имеет выражение an, где a ≠ 0, если показатель n – целое число. Например, (-2)5 означает произведение пяти множителей, каждый из которых равен (-2). А степень 2-5 означает число, обратное степени 25. Введем теперь понятие степени, у которой показатель не целое, а дробное число.

Из определения арифметического корня следует, что если m – целое число, n – натуральное и m делится на n, то при a > 0 верно равенство amn=amn.

Например, 5217=5217=53=125,

так как 537=521.

Определение: Если a – положительное число, mn – дробное число (m – целое, n – натуральное), то

amn=amn.

Степень с основанием, равным 0, определяется только для положительного дробного показателя: если mn – дробное положительное число (m и n – натуральные), то 0mn=0.

Для отрицательных оснований степень с дробным показателем не рассматривается. Такие выражения, как -234 или -813 не имеют смысла.

Мы знаем, что одно и то же дробное число можно представить в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем разными способами. Например, дробное число 0,75 можно представить в виде дроби так: 34;68;912 и т.д

Значение степени с дробным показателем r не зависит от способа записи числа r в виде дроби: представляя r в виде отношения целого числа к натуральному разными способами, всегда будем получать один и тот же результат. Например,

268=268=234=234.

В общем случае это выглядит так:

пусть a > 0, m-целое, n и k-натуральные числа. Пользуясь определением степени с дробным показателем и основным свойством корня, получим:

amknk=amknk=amn=amn

Свойства степени с рациональным показателем.

Известные нам свойства степени с целым показателем справедливы и для степени с любым рациональным показателем.

Для любого a > 0 и любых рациональных чисел p и q:

  1. apaq=ap+q
  2. ap:aq=ap-q
  3. apq=apq

Для любых a > 0 и b > 0 и любого рационального числа p:

  1. abp=apbp
  2. abp=apbp

Из первого свойства следует, что для любого a > 0 и любого рационального p

a-p=1ap

Например,

27∙6413=2713∙6413=3∙4=12

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти среднее арифметическое значение элементов массива
  • Как найти все амулеты в скайриме
  • Как найти похожую обувь
  • Error 132 0x85100084 fatal exception wow sirus как исправить
  • Как найти площадь зная расстояние