Как найти значение выражения с иксами

Решение простых линейных уравнений

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
  • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

    Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

−4x = 12 | : (−4)
x = −3

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Алгоритм решения простого линейного уравнения
  1. Раскрываем скобки, если они есть.
  2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
  3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
  4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

    Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

Приведем подобные члены.

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

    Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

  1. 4х + 8 = 6 − 7х
  2. 4х + 7х = 6 − 8
  3. 11х = −2
  4. х = −2 : 11
  5. х = −2/11

Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

Пример 5. Решить:

  1. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
  2. 9х — 12 = 28х + 24
  3. 9х — 28х = 24 + 12
  4. -19х = 36
  5. х = 36 : (-19)
  6. х = — 36/19

Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

Приведем подобные члены.

Ответ: нет решений.

Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.

Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?

Автор: Творческая Анна

Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.

У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.

Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.

Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.

Пример № 1

Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.

Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.

Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.

Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.

Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!

Пример № 2

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.

Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.

Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).

Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.

Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.

Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.

Проверка:

Пример № 3

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

400 – х = 275 + 25 Складываем числа.

400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.

400 — 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.

Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.

Проверка:

400 – 100 = 275 + 25 Считаем.

Пример № 4

Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.

72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.

72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.

72 – 54 = х Считаем.

18 = х Меняем местами, для удобства.

Проверка:

Пример № 5

Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.

Х – 290 = 470 + 230 Складываем.

Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.

Х = 700 + 290 Считаем.

Проверка:

990 – 290 = 470 + 230 Выполняем сложение.

Пример № 6

Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.

15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.

15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.

Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.

Проверка:

15*6 = 630 / 7 Выполняем умножение и вычитание.

Теперь озвучиваем основные правила:

  1. Умножаем, складываем, делим или вычитаем;

Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.

Х в одну сторону, цифры в другую.

Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.

При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.

Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.

  • Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
  • Всегда делаем проверку!
  • При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.

    Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.

    Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.

    Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.

    Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:

    • родителей;
    • школьников;
    • репетиторов;
    • бабушек и дедушек;
    • учителей;

    Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.

    Из своей практики

    Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.

    При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.

    В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.

    Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.

    Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.

    Алгебра. Урок 4. Уравнения, системы уравнений

    Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Уравнения”.

    Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

    Содержание страницы:

    • Линейные уравнения

    Линейные уравнения

    Линейное уравнение – уравнение вида a x = b , где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a ≠ 0 .

    Примеры линейных уравнений:

    1. 3 x = 2
    1. 2 7 x = − 5

    Линейными уравнениями называют не только уравнения вида a x = b , но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.

    Как же решать уравнения, которые приведены к виду a x = b ? Достаточно поделить левую и правую часть уравнения на величину a . В результате получим ответ: x = b a .

    Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением.

    Для того, чтобы решить линейное уравнение , необходимо раскрыть скобки (если они есть), перенести «иксы» в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида a x = b . Решение данного линейного уравнения: x = b a .

    Примеры решения линейных уравнений:

    1. 2 x + 1 = 2 ( x − 3 ) + 8

    Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.

    Попробуем преобразовать его к виду a x = b :

    Для начала раскроем скобки:

    2 x + 1 = 4 x − 6 + 8

    В левую часть переносятся все слагаемые с x , в правую – числа:

    Теперь поделим левую и правую часть на число ( -2 ) :

    − 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5

    Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум.

    Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум:

    x 2 + 3 x − 8 = x − 1

    Это уравнение не является линейным уравнением.

    Особые случаи (в 4 задании ОГЭ они не встречались, но знать их полезно)

    1. 2 x − 4 = 2 ( x − 2 )

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 2 x = − 4 + 4

    И как же здесь искать x , если его нет? После выполнения преобразований мы получили верное равенство (тождество), которое не зависит от значения переменной x . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда получается верное равенство (тождество). Значит x может быть любым числом. Запишем ответ к данном линейному уравнению.

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 4 = 2 x − 16

    2 x − 2 x = − 16 + 4

    В результате преобразований x сократился, но в итоге получилось неверное равенство, так как . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда будет неверное равенство. А это означает, что нет таких значений x , при которых равенство становилось бы верным. Запишем ответ к данному линейному уравнению.

    Квадратные уравнения

    Квадратное уравнение – уравнение вида a x 2 + b x + c = 0, где x – переменная, a , b и c – некоторые числа, причем a ≠ 0 .

    Алгоритм решения квадратного уравнения:

    1. Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид: a x 2 + b x + c = 0
    2. Выписать, чему равны в числах коэффициенты: a = … b = … c = …
    3. Вычислить дискриминант по формуле: D = b 2 − 4 a c
    4. Если D > 0 , будет два различных корня, которые находятся по формуле: x 1,2 = − b ± D 2 a
    5. Если D = 0, будет один корень, который находится по формуле: x = − b 2 a
    6. Если D 0, решений нет: x ∈ ∅

    Примеры решения квадратного уравнения:

    1. − x 2 + 6 x + 7 = 0

    a = − 1, b = 6, c = 7

    D = b 2 − 4 a c = 6 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 7 = 36 + 28 = 64

    D > 0 – будет два различных корня:

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 6 ± 64 2 ⋅ ( − 1 ) = − 6 ± 8 − 2 = [ − 6 + 8 − 2 = 2 − 2 = − 1 − 6 − 8 − 2 = − 14 − 2 = 7

    Ответ: x 1 = − 1, x 2 = 7

    a = − 1, b = 4, c = − 4

    D = b 2 − 4 a c = 4 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 4 ) = 16 − 16 = 0

    D = 0 – будет один корень:

    x = − b 2 a = − 4 2 ⋅ ( − 1 ) = − 4 − 2 = 2

    a = 2, b = − 7, c = 10

    D = b 2 − 4 a c = ( − 7 ) 2 − 4 ⋅ 2 ⋅ 10 = 49 − 80 = − 31

    D 0 – решений нет.

    Также существуют неполные квадратные уравнения (это квадратные уравнения, у которых либо b = 0, либо с = 0, либо b = с = 0 ). Смотрите видео, как решать такие квадратные уравнения!

    Разложение квадратного трехчлена на множители

    Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом:

    a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 )

    где a – число, коэффициент перед старшим коэффициентом,

    x – переменная (то есть буква),

    x 1 и x 2 – числа, корни квадратного уравнения a x 2 + b x + c = 0 , которые найдены через дискриминант.

    Если квадратное уравнение имеет только один корень , то разложение выглядит так:

    a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 0 ) 2

    Примеры разложения квадратного трехчлена на множители:

    1. − x 2 + 6 x + 7 = 0 ⇒ x 1 = − 1, x 2 = 7

    − x 2 + 6 x + 7 = ( − 1 ) ⋅ ( x − ( − 1 ) ) ( x − 7 ) = − ( x + 1 ) ( x − 7 ) = ( x + 1 ) ( 7 − x )

    1. − x 2 + 4 x − 4 = 0 ; ⇒ x 0 = 2

    − x 2 + 4 x − 4 = ( − 1 ) ⋅ ( x − 2 ) 2 = − ( x − 2 ) 2

    Если квадратный трехчлен является неполным, ( ( b = 0 или c = 0 ) то его можно разложить на множители следующими способами:

    • c = 0 ⇒ a x 2 + b x = x ( a x + b )
    • b = 0 ⇒ применить формулу сокращенного умножения для разности квадратов.

    Дробно рациональные уравнения

    Пусть f ( x ) и g ( x ) – некоторые функции, зависящие от переменной x .

    Дробно рациональное уравнение – это уравнение вида f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Для того, чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо вспомнить, что такое ОДЗ и когда оно возникает.

    ОДЗ – область допустимых значений переменной.

    В выражении вида f ( x ) g ( x ) = 0

    ОДЗ: g ( x ) ≠ 0 (знаменатель дроби не может быть равен нулю).

    Алгоритм решения дробно рационального уравнения:

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
    2. Выписать ОДЗ: g ( x ) ≠ 0.
    3. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни.
    4. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Пример решения дробного рационального уравнения:

    Решить дробно рациональное уравнение x 2 − 4 2 − x = 1.

    Решение:

    Будем действовать в соответствии с алгоритмом.

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Переносим единичку в левую часть, записываем к ней дополнительный множитель, чтобы привести оба слагаемых к одному общему знаменателю:

    x 2 − 4 2 − x − 1 2 − x = 0

    x 2 − 4 2 − x − 2 − x 2 − x = 0

    x 2 − 4 − ( 2 − x ) 2 − x = 0

    x 2 − 4 − 2 + x 2 − x = 0

    x 2 + x − 6 2 − x = 0

    Первый шаг алгоритма выполнен успешно.

    Обводим в рамочку ОДЗ, не забываем про него: x ≠ 2

    1. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни:

    x 2 + x − 6 = 0 – Квадратное уравнение. Решаем через дискриминант.

    a = 1, b = 1, c = − 6

    D = b 2 − 4 a c = 1 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 1 + 24 = 25

    D > 0 – будет два различных корня.

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 1 ± 25 2 ⋅ 1 = − 1 ± 5 2 = [ − 1 + 5 2 = 4 2 = 2 − 1 − 5 2 = − 6 2 = − 3

    1. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Корни, полученные на предыдущем шаге:

    Значит, в ответ идет только один корень, x = − 3.

    Системы уравнений

    Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (как правило, неизвестные обозначаются x и y ) , которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

    Пример системы уравнений

    Решить систему уравнений – найти пару чисел x и y , которые при подстановке в систему уравнений образуют верное равенство в обоих уравнениях системы.

    Существует два метода решений систем линейных уравнений:

    1. Метод подстановки.
    2. Метод сложения.

    Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки:

    1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
    2. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
    3. Решить уравнение с одной неизвестной.
    4. Найти оставшуюся неизвестную.

    Решить систему уравнений методом подстановки

    Решение:

    1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
    1. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
    1. Решить уравнение с одной неизвестной.

    3 ( 8 − 2 y ) − y = − 4

    y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

    1. Найти оставшуюся неизвестную.

    x = 8 − 2 y = 8 − 2 ⋅ 4 = 8 − 8 = 0

    Ответ можно записать одним из трех способов:

    Решение системы уравнений методом сложения.

    Метод сложения основывается на следующем свойстве:

    Идея метода сложения состоит в том, чтобы избавиться от одной из переменных, сложив уравнения.

    Решить систему уравнений методом сложения

    Давайте избавимся в данном примере от переменной x . Суть метода состоит в том, чтобы в первом и во втором уравнении перед переменной x стояли противоположные коэффициенты. Во втором уравнении перед x стоит коэффициент 3 . Для того, чтобы метод сложения сработал, надо чтобы перед переменной x оказался коэффициент ( − 3 ) . Для этого домножим левую и правую часть первого уравнения на ( − 3 ) .

    Теперь, когда перед переменной в обоих уравнениях стоят противоположные коэффициенты, при сложении левых частей уравнений переменная x исчезнет.

    ( − 3 x − 6 y ) + ( 3 x − y ) = ( − 24 ) + ( − 4 )

    − 3 x − 6 y + 3 x − y = − 24 − 4

    y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

    Осталось найти переменную x . Для этого подставим y = 4 в любое из двух уравнений системы. Например, в первое.

    Ответ можно записать одним из трех способов:

    Задание №9 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.

    источники:

    Есть в Профильном ЕГЭ по математике, и даже в первой его части, такие задачи, для решения которых нужно знать ВСЁ. То есть всю школьную программу алгебры, с 5 класса до 11. Или почти всю.

    Например, задание №6 Профильного ЕГЭ по математике – вычисления и преобразования. Вам могут встретиться и совсем простые задачи (на сложение дробей), и задания, которые не решить без подготовки. Например, вычисление и преобразование иррациональных выражений, тригонометрических, логарифмических. Задачи на определение модуля и понятие функции. В общем, типов задач здесь множество, по всему курсу алгебры.

    И помните, что в ответе в заданиях первой части Профильного ЕГЭ по математике у вас должны получаться целые числа или конечные десятичные дроби.

    Дробно-рациональные выражения. Формулы сокращенного умножения

    Темы для повторения: Формулы сокращенного умножения, Приемы быстрого счета

    Если вам встретится такое задание на ЕГЭ – значит, повезло!

    1. Найдите значение выражения frac{2,88cdot 44,5}{0,288cdot 4,45}.

    Не спешите перемножать десятичные дроби. Посмотрите на задачу внимательно.

    frac{2,88cdot 44,5}{0,288cdot 4,45}=frac{2,88cdot 44,5}{2,88cdot 0,445}=frac{44,5}{0,445}=100.

    Первый множитель в знаменателе умножили на 10, а второй поделили на 10, просто передвинув запятую.

    Ответ: 100.

    2. Найдите значение выражения 7frac{9}{13}:frac{5}{13}.

    7frac{9}{13}:frac{5}{13}=frac{100}{13}cdot frac{13}{5}=20.

    Ответ: 20.

    Корни и степени. Иррациональные выражения

    Темы для повторения: Арифметический квадратный корень.

    Арифметический квадратный корень из числа a — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен a.

    left ( sqrt{a} right )^{2}=a;;sqrt{a}geq 0;;ageq 0 .

    3. Вычислите sqrt{12+4sqrt{5}}cdot sqrt{12-4sqrt{5}} .

    sqrt{12+4sqrt{5}}cdot sqrt{12-4sqrt{5}}=sqrt{left ( 12+4sqrt{5} right )left ( 12-4sqrt{5} right )}=

    =sqrt{144-80}=sqrt{64}=8.

    Применили одну из формул сокращенного умножения.

    Ответ: 8.

    4. Вычислите:
    left ( sqrt{28}-sqrt{12} right )cdot sqrt{10+sqrt{84}}.

    Упростим множители:

    sqrt{28}-sqrt{12}=sqrt{4cdot 7}-sqrt{3cdot 4}=2left ( sqrt{7}-sqrt{3} right );

    sqrt{84}=sqrt{3cdot 7cdot 4}=2sqrt{3cdot 7};

    left ( sqrt{28}-sqrt{12} right )cdot sqrt{10+sqrt{84}}=2left ( sqrt{7}-sqrt{3} right )cdot sqrt{10+2sqrt{3cdot 7}}=

    =2left ( sqrt{7}-sqrt{3} right )cdot sqrt{left ( sqrt{7} right )^{2}+2sqrt{3}cdot sqrt{7}+left ( sqrt{3} right )^{2}}=

    =2left ( sqrt{7}-sqrt{3} right )cdot sqrt{left ( sqrt{7}+sqrt{3}right )^{2}}=2left ( sqrt{7}-sqrt{3} right )left ( sqrt{7}+sqrt{3} right )=

    =2cdot left ( 7-3 right )=8.

    Ответ: 8.

    Действия со степенями

    Темы для повторения:
    Вспомним правила действий со степенями.

    a^{m}cdot a^{n}=a^{m+n}.

    frac{a^{m}}{a^{n}}=a^{m-n}.

    left ( a^{m} right )^{n}=left ( a^{n} right )^{m}=a^{mn}.

    a^{n}b^{n}=left ( ab right )^{n}.

    frac{a^{n}}{b^{n}}=left ( frac{a}{b} right )^{n}.

    5. Найдите значение выражения: frac{a^{8,9}}{a^{4,9}} при a=4.

    frac{a^{8,9}}{a^{4,9}}=a^{8,9-4,9}=a^{4}=4^{4}=256.

    Применили формулу частного степеней frac{a^{m}}{a^{n}}=a^{m-n}.

    Ответ: 256.

    6. Вычислите left ( frac{2^{frac{1}{3}}cdot 2^{frac{1}{4}}}{sqrt[12]{2}} right )^{2}.

    left ( frac{2^{frac{1}{3}}cdot 2^{frac{1}{4}}}{sqrt[12]{2}} right )^{2}=left ( frac{2^{frac{1}{3}}cdot 2^{frac{1}{4}}}{2^{frac{1}{12}}} right )^{2}=left ( 2^{frac{1}{3}+frac{1}{4}-frac{1}{12}} right )^{2}=left ( 2^{frac{4}{12}+frac{3}{12}-frac{1}{12}} right )^{2}=

    =left (2^{frac{1}{2}} right )^{2}=2.

    Ответ: 2.

    7. Вычислите frac{5left ( m^{6} right )^{5}+13left ( m^{10} right )^{3}}{left ( 2m^{15} right )^{2}}, если m=3,7.

    Спокойно, не пугаемся. И конечно, не спешим подставлять значение m=3,7. Сначала упростим выражение.

    frac{5left ( m^{6} right )^{5}+13left ( m^{10} right )^{3}}{left ( 2m^{15} right )^{2}}=frac{5m^{30}+13m^{30}}{4m^{30}}=frac{18m^{30}}{4m^{30}}=4,5.

    Ответ: 4,5.

    8. Вычислите 0,75^{frac{1}{8}}cdot 4^{frac{1}{4}}cdot 12^{frac{7}{8}}.

    0,75^{frac{1}{8}}cdot 4^{frac{1}{4}}cdot 12^{frac{7}{8}}=left ( frac{3}{4} right )^{frac{1}{8}}cdot 4^{frac{1}{4}}cdot left ( 3cdot 4 right )^{frac{7}{8}}=frac{3^{frac{1}{8}}cdot 4^{frac{1}{4}}cdot 3^{frac{7}{8}}cdot 4^{frac{7}{8}}}{4^{frac{1}{8}}}=3cdot 4=12.

    Применили формулу для произведения степеней: a^{m}cdot a^{n}=a^{m+n}.

    Ответ: 12.

    9. Вычислите frac{sqrt[28]{3}cdot 3cdot sqrt[21]{3}}{sqrt[12]{3}}.

    frac{sqrt[28]{3}cdot 3cdot sqrt[21]{3}}{sqrt[12]{3}}=frac{3^{frac{1}{28}}cdot 3cdot 3^{frac{1}{21}}}{3^{frac{1}{12}}}=3^{frac{1}{28}+1+frac{1}{21}-frac{1}{12}}=3^{frac{3}{84}+1+frac{4}{84}-frac{7}{84}}=3.

    Записали корни в виде степеней (это удобно!) и применили формулу произведения степеней.

    Ответ: 3.

    Логарифмические выражения

    Темы для повторения:
    Логарифмы

    Логарифм положительного числа b по основанию a — это показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить b.

    log _{a}b=cLeftrightarrow a^{c}=b.

    При этом b> 0, a > 0, aneq 1.

    Основные логарифмические формулы:

    Основное логарифмическое тождество: boldsymbol{log _{a}a^{c}=c, ; a^{log _{a}b}=b}.

    Логарифм произведения равен сумме логарифмов: boldsymbol{log _{a}left ( bc right )=log _{a}b+log _{a}c}.

    Логарифм частного равен разности логарифмов: boldsymbol{log _{a}left ( frac{b}{c} right )=log _{a}b-log _{a}c}.

    Формула для логарифма степени: boldsymbol{log _{a}b^{m}=mlog_{a}b}.

    Формула перехода к новому основанию: boldsymbol{log _{a}b=frac{1}{log _{b}a},; log _{a}b=frac{log _{c}b}{log _{c}a}}.

    10. Вычислите: log _{5}7cdot log _{7}25.

    log _{5}7cdot log _{7}25=log _{5}7cdot log _{7}5^{2}=2log _{5}7cdot log _{7}5=2.

    Снова формула перехода к другому основанию.

    log _{a}b=frac{1}{log _{b}a}, поэтому
    log _{a}bcdot log _{b};a=1.

    11. Найдите log _{a}frac{a^{6}}{b^{4}}, если log _{a}b=-2.

    log _{a}frac{a^{6}}{b^{4}}=log _{a}a^{6}-log _{a}b^{6}=6-4log _{a}b=6-4cdot left ( -2 right )=6+8=14.

    12. Найдите значение выражения frac{log _{2}80}{3+log _{2}10}.

    frac{log _{2}80}{3+log _{2}10}=frac{log _{2}left (8cdot 10 right )}{3+log _{2}10}=frac{log _{2}8+log _{2}10}{3+log _{2}10}=frac{3+log _{2}10}{3+log _{2}10}=1.

    13. Найдите значение выражения frac{log _{9}sqrt[10]{8}}{log _{9}8}.

    frac{log _{9}sqrt[10]{8}}{log _{9}8}=frac{log _{9}8^{frac{1}{10}}}{log _{9}8}=frac{1}{10}=0,1.

    14. Найдите значение выражения left ( 1-log _{3}18 right )left ( log _{6}54 -1right ).

    left ( 1-log _{3}18 right )left ( log _{6}54 -1right )=-left ( log _{3}18-log _{3}3 right )cdot left ( log _{6}54-log _{6}6 right )=-log _{3}6cdot log _{6}9=-2log _{3}6cdot log _{6}3=-2.

    Тригонометрия. Формулы тригонометрии и формулы приведения

    Темы для повторения:
    Тригонометрический круг.
    Формулы тригонометрии.
    Формулы приведения.

    15. Вычислите: 44sqrt{3}tgleft ( -480^{circ} right ).

    44sqrt{3}tgleft ( -480^{circ} right )=44sqrt{3}cdot frac{sin left ( -480^{circ} right )}{cos left ( -480^{circ} right )}=-44sqrt{3}cdot frac{sin 480^{circ}}{cos 480^{circ}}=-44sqrt{3}cdot frac{sin 120^{circ}}{cos 120^{circ}}=-44sqrt{3}cdot frac{sqrt{3}}{2}:left ( -frac{1}{2} right )=132.

    16. Найдите 3cos alpha, если sin alpha =-frac{2sqrt{2}}{3} и alpha in left ( frac{3pi }{2};;2pi right ).

    cos ^{2}alpha =1-sin ^{2}alpha =1-left ( -frac{2sqrt{2}}{3} right )^{2}=1-frac{8}{9}=frac{1}{9}.

    Т.к. alpha in left ( frac{3pi }{2};;2pi right ), то cos alpha =frac{1}{3}.
    3cos alpha =3cdot frac{1}{3}=1.

    17. Найдите tgalpha, если sin alpha =-frac{1}{sqrt{5}} и alpha in left ( 1,5pi ;;2pi right ).

    cos ^{2}alpha =1-sin ^{2}alpha =1-left ( -frac{1}{sqrt{5}} right )^{2}=1-frac{1}{5}=frac{4}{5}.

    Т.к. alpha in left ( 1,5pi ;;2pi right ), то
    cos alpha =frac{2}{sqrt{5}}.

    tgalpha =frac{sin alpha }{cos alpha }=-frac{1}{sqrt{5}}:frac{2}{sqrt{5}}=-2.

    18. Найдите значение выражения: frac{13sin 152^{circ}}{cos 76^{circ}cdot cos 14^{circ}}.

    frac{13sin 152^{circ}}{cos 76^{circ}cdot cos 14^{circ}}=frac{13cdot 2sin 76^{circ}cdot cos 76^{circ}}{cos 76^{circ}cdot cos 14^{circ}}=frac{26sin 76^{circ}}{cos 14^{circ}}=frac{26sin left ( 90^{circ}-14^{circ} right )}{cos 14^{circ}}=

    =frac{26cos 14^{circ}}{cos 14^{circ}}=26.

    Применили формулу приведения.

    19. Упростите выражение: frac{3cos(pi - beta)+sin(frac{pi}{2}+beta)}{cos(beta+3pi)}.

    frac{3cos left ( pi -beta right )+sin left ( frac{pi }{2}+beta right )}{cos left ( beta +3pi right )}=frac{-3cos beta +cos beta }{-cos beta }=frac{-2cos beta }{-cos beta }=2.

    Применили формулу приведения.

    20. Найдите 2cos 2alpha, если sin alpha =-0,7..

    2cos 2alpha =2left ( 1-2sin ^{2}alpha right )=2-4sin ^{2}alpha =2-4cdot left ( -0,7 right )^{2}=0,04.

    21. Вычислите frac{1-cos 2alpha +sin 2alpha }{1+cos 2alpha +sin 2alpha }, если tgalpha =0,3.

    frac{1-cos 2alpha +sin 2alpha }{1+cos 2alpha +sin 2alpha }=frac{1-cos ^{2}alpha +sin ^{2}alpha +2sin alpha cos alpha }{1+cos ^{2}alpha -sin ^{2}alpha +2sin alpha cos alpha }=

    =frac{2sin ^{2}alpha +2sin alpha cos alpha }{2cos ^{2}alpha +2sin alpha cos alpha }=frac{sin alpha left ( sin alpha +cos alpha right )}{cos alpha left ( cos alpha +sin alpha right )}=frac{sin alpha }{cos alpha }=tgalpha =0,3.

    Алгебраические выражения, корни, степени и логарифмы. И еще тригонометрия. Это всё, что может встретиться в задании 6 Профильного ЕГЭ по математике?

    Оказывается, и это не всё! Еще нужно знать, что такое модуль. И как найти sqrt{a^{2}}.

    Другие типы заданий

    Темы для повторения:
    Модуль числа.
    Что такое функция.

    22. Найдите значение выражения
    sqrt{left ( a-2 right )^{2}}+sqrt{left ( a-4 right )^{2}} при 2leq aleq 4.

    Запомним: sqrt{a^{2}}=left | a right |.

    sqrt{left ( a-2 right )^{2}}+sqrt{left ( a-4 right )^{2}}=left | a-2 right |+left | a-4 right |.

    Если 2leq aleq 4, то a-2geq 0 и left | a-2 right |=a-2.

    При этом a-4leq 0 и left | a-4 right |=4-a.

    При 2leq aleq 4 получаем: left | a-2 right |+left | a-4 right |=a-2+4-a=2.

    Ответ: 2.

    23. Найдите значение выражения

    x+sqrt{x^{2}-24x+144} при xleq 12.

    При xleq 12 получим:

    x+sqrt{x^{2}-24x+144}=x+sqrt{left ( x-12 right )^{2}}=x+left | x-12 right |=x+12-x=12.

    Ответ: 12.

    24. Найдите frac{gleft ( 5-x right )}{gleft ( 5+x right )}, если gleft ( x right )=sqrt[9]{xleft ( 10-x right )}, при left | x right |neq 5.

    Что такое gleft ( x right )? Это функция, каждому числу ставящая в соответствие число sqrt[9]{xleft ( 10-x right )}. Например, gleft ( 0 right )=0;

    gleft ( 1 right )=sqrt[9]{1cdot left ( 10-1 right )}=sqrt[9]{9}.

    Тогда:

    gleft ( 5-x right )=sqrt[9]{left ( 5-x right )left ( 10-5+x right )}=sqrt[9]{left ( 5-x right )left ( 5+x right )};

    gleft ( 5+x right )=sqrt[9]{left ( 5+x right )left ( 10-5-x right )}=sqrt[9]{left ( 5+x right )left ( 5-x right )}.

    Заметим, что gleft ( 5-x right )=gleft ( 5+x right ).

    Значит, при left | x right |neq 5.
    frac{gleft ( 5-x right )}{gleft ( 5+x right )}=1.

    25. Найдите frac{pleft ( b right )}{pleft ( frac{1}{b} right )}, если pleft ( b right )=left ( b-frac{9}{b} right )left ( -9b+frac{1}{b} right ), при bneq 0.

    pleft ( b right )=left ( b-frac{9}{b} right )left ( -9b+frac{1}{b} right ) — функция, каждому числу b ставящая в соответствии число
    left ( b-frac{9}{b} right )left ( -9b+frac{1}{b} right ).

    Тогда при bneq 0.

    pleft ( frac{1}{b} right )=left ( frac{1}{b}-9b right )left ( -frac{9}{b} +bright )=left ( b-frac{9}{b} right )left (-9b +frac{1}{b} right )=pleft ( b right ), и значение выражения frac{pleft ( b right )}{pleft ( frac{1}{b} right )} равно 1.

    Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
    Информация на странице «Задание 6 ЕГЭ по математике. Вычисления и преобразования» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
    Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
    Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

    Публикация обновлена:
    08.05.2023

    Уравнение представляет собой многочлен переменных (неизвестных величин) вида:

    f(x1,x2,…,xn)=0fleft(x_1,x_2,ldots,x_nright)=0

    Степень уравнения определяется степенью входящего в него неизвестного.

    Линейные уравнения

    Линейные уравнения – уравнения типа ax=bax=b.

    Например, 103x+18=4103x+18=4.

    Для решения таких уравнений необходимо перенести неизвестные в одну сторону, числовые значения в другую, затем привести подобные и выразить неизвестное.

    Пример 1

    Решить уравнение 4x–8=2+3x+44x – 8 = 2 + 3x + 4

    Решение

    1. Перенесем неизвестные в левую часть, числа – в правую (с противоположными знаками):

    4x–3x=2+4+84x – 3x = 2 + 4 + 8

    1. Приведем подобные (сложим и вычтем неизвестные и числа):

    x=14x = 14

    Ответ: x=14x = 14

    Противоположный знак – знак обратный исходному при переноси числа или выражения через знак =. Для знака плюс, противоположным будет знак «–» и наоборот, для частного произведение и соответственно для произведения — частное.

    Пример 2

    Выразить xx в уравнении 18x+2x–4=10x+1618x + 2x – 4 = 10x + 16

    Решение

    1. Перенесем неизвестные в левую часть, числа – в правую

    18x+2x–10x=16+418x + 2x – 10x = 16 + 4

    1. Приведем подобные

    10∗x=2010*x = 20

    x=20/10=2x = 20/10 = 2

    Ответ: x=2x = 2.

    Квадратные уравнения

    Квадратные уравнения – уравнения вида ax2+bx+c=0ax^2+bx+c=0. Наиболее универсальной формулой решения таких уравнений является следующая:

    x1.2=−b∓b2−4ac2ax_{1.2}=-bmpfrac{sqrt{b^2-4ac}}{2a}

    где a,b,ca,b,c – коэффициенты уравнения.

    Пример 1

    Найти корни уравнения x2+2x–1=–9–3хx^2 + 2x – 1 = –9 – 3х

    Решение

    1. Приведем уравнение к виду квадратного
      x2+2x–1+9+3х=0x^2 + 2x – 1 + 9 + 3х = 0

    1×2+5x+8=01x^2 + 5x + 8 = 0

    1. Найдем корни

    x1.2=−5∓52−4∗1∗82∗1=−5∓−72∗1x_{1.2}=-5mpfrac{sqrt{5^2-4ast1ast8}}{2ast1}=-5mpfrac{sqrt{-7}}{2ast1}

    Поскольку подкоренное выражение отрицательно, уравнение корней не имеет.

    Пример 2

    Решить уравнение 2×2+3x–2=02x^2 + 3x – 2 = 0

    Решение

    x1.2=−3∓32−4∗2∗(−2)2∗2=−3∓9+164=3∓54×1=3+54=4,25×2=3−54=1,75x_{1.2}=-3mpfrac{sqrt{3^2-4ast2astleft(-2right)}}{2ast2}=-3mpfrac{sqrt{9+16}}{4}=3mpfrac{5}{4}
    x_1=3+frac{5}{4}=4,25
    x_2=3-frac{5}{4}=1,75

    Ответ: уравнение имеет 2 корня: 4,25 и 1,75.

    Кубические уравнения

    Кубические уравнения – уравнения вида ax3+b=0ax^3 + b = 0 или ax3+сx2+dx=0ax^3 + сx^2 + dx = 0.

    Для решения таких уравнений xx выносится за скобку, записывается корень х=0х = 0, решается оставшееся в скобках квадратное уравнение.

    Пример 1

    Сколько корней имеет уравнение 3×3+2×2–1x=03x^3 + 2x^2 – 1x = 0

    Решение

    1. Вынесем xx

    x(3×2+2x–1)=0x(3x^2 + 2x – 1) = 0

    Первый корень x=0x = 0

    1. Решаем уравнение 3×2+2x–1=03x^2 + 2x – 1 = 0

    x2.3=−2∓42−4∗3∗(−1)2∗3=−2∓16+126=−2∓286=−2∓276×2=−2+73×3=−2−73x_{2.3}=-2mpfrac{sqrt{4^2-4ast3astleft(-1right)}}{2ast3}=-2mpfrac{sqrt{16+12}}{6}=-2mpfrac{sqrt{28}}{6}=-2mpfrac{2sqrt7}{6}
    x_2=-2+frac{sqrt7}{3}
    x_3=-2-frac{sqrt7}{3}

    Ответ: 3 корня.

    Пример 2

    Решить уравнение 2×3−16=02x^3 — 16 = 0

    Решение

    1. Упростим уравнение делением на общий делитель 2
      2×3− 16 2=x3−8×3−8=0x3=8x=83=2frac{2x^3- 16 }{2}=x^3-8
      x^3-8=0
      x^3=8
      x=sqrt[3]{8}=2

    Ответ: x=2x = 2

    Существуют и другие виды уравнений (дробно-рациональные, трансцендентные), однако их решение сводится к упрощению и приведению к линейному, квадратному или кубическому виду.

    Например, дробно-рациональное уравнение вида

    x2+2x+1x+1=0frac{x^2+2x+1}{x+1}=0

    решается путем сокращения дроби и преобразованию к линейному виду

    (x+1)∗(x+1)x+1=0frac{left(x+1right)astleft(x+1right)}{x+1}=0

    x+1=0x+1=0
    х=−1х = -1

    Трансцендентные уравнения (логарифмические, показательные, тригонометрические) решаются заменой сложных выражений знакомым нам х, его нахождением и обратной заменой на найденное значение.

    Тест по теме «Примеры решения уравнений»

    Онлайн-калькулятор позволяет решать математические выражения любой сложности с выводом подробного результата решения по шагам. Универсальный калькулятор дробей, упростить выражения, решить уравнения, пределы, интегралы, производные, действия с комплексными числами

    Также универсальный калькулятор умеет решать уравнения и неравенства.


    Перенос?

    frac{left(x-1right)^2left(x+7right)left(x+3right)^3}{x^2+6x+9}ge 0

    Пояснения к калькулятору

    1. Для решения математического выражения необходимо набрать его в поле ввода с помощью предложенной виртуальной клавиатуры и нажать кнопку .
    2. Управлять курсором можно кликами в нужное местоположение в поле ввода или с помощью клавиш со стрелками и .
    3. — удалить в поле ввода символ слева от курсора.
    4. C — очистить поле ввода.
    5. При использовании скобок ( ) в выражении в целях упрощения может производится автоматическое закрытие, ранее открытых скобок.
    6. Для того чтобы ввести смешанное число или дробь необходимо нажать кнопку ½, ввести сначала значение числителя, затем нажать кнопку со стрелкой вправо и внести значение знаменателя дроби. Для ввода целой части смешанного числа необходимо установить курсор перед дробью с помощью клавиши и ввести число.
    7. Ввод числа в n-ой степени и квадратного корня прозводится кнопками ab и соответственно. Завершить ввод значения в степени или в корне можно клавишей .

    Решение уравнений и неравенств

    Математический калькулятор может решать уравнения и неравентства относительно переменной «x». Если есть необходимость найти другую переменную, например «y», то следует просто поменять их местами в выражении. Ввод переменных «x»,»y»,»z» производится в группе xyz нажатием соответствующих кнопок x, y, z.


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти страховую премию задачи
  • Как найти общий язык с козерогом женщиной
  • Как найти семена травы джунглей в террарии
  • Срок службы печатающей головки подходит к концу обратитесь в сервисный центр как исправить
  • Как найти процент пятерок в классе