Как найти знаки функции на прямой

На этой странице вы узнаете

  • Как мы ежедневно расставляем знаки неравенства в жизни?
  • Как быстро определить верное обозначение точки на прямой?
  • Как правильно чередовать знаки на числовой прямой?

Решая уравнение, мы стремимся к тому, чтобы обе части были равны. Но существуют такие примеры, где мы заведомо знаем, что два выражения не могут быть равны между собой. Они называются неравенствами. 

Метод интервалов

Неравенство — это алгебраическое выражение, в котором одна сторона имеет отличное от другой значение. В неравенствах обычно одна сторона больше другой.

Для записи неравенств используют знаки > , < , ≥ , ≤ . 

При этом “>” и “<” — это строгие знаки неравенства, а “≥” и “≤” — нестрогие знаки неравенства. 

Их отличие в том, что нестрогие знаки неравенства включают граничные точки в итоговый промежуток, а строгие — нет. 

Как мы ежедневно расставляем знаки неравенства в жизни?

Посмотрим на привычные ситуации с точки зрения строгости знаков неравенства.

Например, возьмем известную игру “Камень, ножницы, бумага”.
Правила игры говорят нам, что камень всегда побеждает ножницы, а бумага побеждает камень. Если перенести это на язык неравенства, то получится:

Теперь зайдем в магазин цифровой техники и попробуем выбрать себе новый мобильный телефон. Задачка непростая, не так ли? Две разные модели могут настолько незначительно отличаться друг от друга своими характеристиками, что будут казаться почти одинаковыми. Тогда мы можем сказать, что они практически равны между собой, то есть неравенство нестрогое. Но один из них всё-таки понравился нам больше.

И каждый наш выбор, каждый шаг – это расстановка знака неравенства в настоящей жизни. Просто по бокам от него не цифры и переменные, а существующие ситуации и вещи. 

Рассмотрим пример неравенства (х — 10)(х + 21) > 0. 

Его можно решить несколькими способами. Например, вспомним, что положительным будет произведение двух положительных или двух отрицательных множителей, тогда получается совокупность из двух систем. 

Однако этот способ решения очень трудоемкий и требует много времени. А если множителей будет больше, например, три или четыре, то время на решение в разы увеличивается. 

Небольшой секрет тайм-менеджмента: как сократить время при решении неравенств?  В таких случаях на помощь приходит метод интервалов.

Метод интервалов — специальный алгоритм решения для сложных неравенств вида f(x) > 0. При этом знак неравенства может быть любым.

Интервал — это промежуток на числовой прямой, ограниченный двумя различными числами.

 

Алгоритм решения неравенств методом интервалов

1 шаг. Перенести все части неравенства в одну сторону так, чтобы с другой остался только 0. 

2 шаг. Найти нули функции, для этого необходимо решить уравнение f(x) = 0. 

3 шаг. Начертить числовую прямую и отметить на ней все полученные корни. Таким образом, числовая прямая разобьется на интервалы. 

4 шаг. Определить знаки на каждом интервале. Для этого необходимо подставить любое удобное значение в f(x) и определить, какой знак будет иметь функция на данном интервале.

Расставляя полученные корни на прямой, необходимо отмечать их точками. При этом от того, какая отмечена точка (выколотая или закрашенная), будет зависеть ответ. 

  • Если в неравенстве стоит строгий знак неравенства, то все точки на прямой должны быть выколотыми. 

Таким образом, граничные точки не будут включены в итоговый промежуток. Для записи таких точек используют круглые скобочки. Например, в промежуток (2;3) включаются все значения от 2 до 3, но не включаются граничные точки. 

  • Если в неравенстве стоит нестрогий знак неравенства, то найденные корни должны быть отмечены закрашенными точками. 

Это означает, что мы включаем их в итоговый промежуток. Для записи таких точек используют квадратные скобочки. Например, в промежуток [2;3] включаются все значения от 2 до 3, в том числе и граничные точки. 

  • Если в неравенстве появляются ограничения и некоторые точки нельзя взять в ответ, то такие точки должны быть выколотыми на числовой прямой, при этом знак самого неравенства может быть как строгим, так и нестрогим. 

Например, если необходимо решить неравенство с дробью, то нули знаменателя на числовой прямой обязательно должны быть обозначены выколотыми точками. 

Как быстро определить верное обозначение точки на прямой?

В случае сомнений мы всегда можем проверить себя по простой схеме.

Вывод:
— если знак неравенства строгий, то все точки будут выколотыми;
— если знак неравенства нестрогий, то точки будут закрашенными, кроме тех точек, которые нельзя взять в ответ (например, они не удовлетворяют ОДЗ).

Стоит отметить, что непрерывная функция будет менять знак только в точках, в которых она равна 0. Подробнее узнать про смену знака функции можно в статье «Определение и график функции». Именно поэтому в методе интервалов мы ищем и отмечаем нули функции на прямой — только при переходе через них будет меняться знак функции. 

При этом существует способ, с помощью которого можно быстро расставить знаки на прямой. Достаточно определить знак на одном из интервалов, а дальше чередовать знаки при переходе через каждую точку на прямой. 

Правила чередования знаков: 

  • Если корень повторяется нечетное количество раз (то есть его степень нечетная), то знак при переходе на следующий интервал меняется.
  • Если корень повторяется четное количество раз (его степень четная), то знак при переходе на следующий интервал не меняется. 
Как правильно чередовать знаки на числовой прямой?

Всегда будет нелишним перепроверить знак на каждом интервале, подставив значения в функцию, и  убедиться в правильности расстановки знаков на прямой. 

Но при расстановке можно пользоваться следующим алгоритмом, что значительно сократит время расстановки знаков. 

Методом интервалов можно решить практически любое неравенство в задании 14 из ЕГЭ по профильной математике, также он может понадобиться в заданиях 8, 11 и 17 «профиля» или в задании 17 ЕГЭ по базовой математике

На ОГЭ данным методом можно воспользоваться при решении неравенств из первой и второй частей — №13 и №20
Так что осваивайте метод и 2 балла ЕГЭ или 3 балла ОГЭ будут у вас в кармане. Обязательно следуйте алгоритму решения неравенств методом интервалов, тогда вы точно решите неравенство верно.

Практика

Рассмотрим несколько примеров, чтобы на практике разобрать применение метода интервалов для решения неравенств.  

Пример 1. Решить неравенство x2 + 8x — 33 > 0. 

Шаг 1. Первым шагом необходимо найти нули функции, для этого приравниваем выражение слева к 0: x2 + 8x — 33 = 0. 

Шаг 2. Находим корни уравнения, получаем х = 3 и х = -11. 

Шаг 3. Расставляем полученные корни на числовой прямой. Поскольку знак неравенства строгий, то точки должны быть выколотыми:

Шаг 4. Дальше необходимо определить знаки на каждом интервале. Для этого подставим х = -12 в x2 + 8x — 33. Получаем: 

(-12)2 + 8*(-12) — 33 = 144 — 96 — 33 = 15. 

Получается положительное число, следовательно, интервал от минус бесконечности до -11 положительный. Поскольку все корни в неравенстве повторяются нечетное количество раз (по одному разу), то знаки чередуются. 

В ответ необходимо записать промежутки с положительным знаком, следовательно, ответом будет х ∈ (-∞; -11) U (3; +∞). 

Пример 2. Решить неравенство (frac{2х^2 + 22х — 204}{(х-3)(х+5)} ≤ 0). 

1. Находим нули функции. 

Нули числителя: 2х2 + 22х — 204 = 0. Решая уравнение, получаем х = 6 и х = -17. 

Нули знаменателя: (х — 3)(х + 5) = 0, следовательно, х = 3 и х = -5. 

2. Расставляем полученные корни на числовой прямой. Нули числителя будут обозначены закрашенными точками, поскольку знак неравенства нестрогий. А вот нули знаменателя — выколотыми, поскольку знаменатель не может равняться 0, следовательно, и нули знаменателя не должны входить в итоговый промежуток. 

3. Определяем знак на крайнем левом промежутке, подставляя х=-20 в дробь:

(frac{2(-20)^2 + 22(-20) — 204}{(-20 -3)(-20 +5)} = frac{2 * 400 — 440 — 204}{(-23) * (-15)} = 156345. )

Следовательно, промежуток положительный. 

4. Поскольку каждый корень встречается один раз, то есть нечетное количество раз, то знаки будут чередоваться. 

В ответ необходимо включить отрицательные промежутки. Следовательно, ответом будет х ∈ [-17; -5) U (3; 6].

Пример 3. Решить неравенство (frac{1}{х^2} ≥ frac{1}{х+2})

1. Первым делом следует отметить, что знаменатели не могут быть равны 0, следовательно, х2 ≠ 0 и х + 2 ≠ 0, отсюда получаем х ≠ 0 и х ≠ -2. 

2. Теперь перенесем все части неравенства влево: 

(frac{1}{х^2} — frac{1}{х+2} ≥ 0). 

Приведем к общему знаменателю:

 (frac{х + 2 — х^2}{х^2 (х + 2)} ≥ 0). 

Для решения неравенства будет удобнее, если перед х2 в числителе будет стоять положительный знак, для этого умножим неравенство на -1. 

При умножении неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный. 

Получаем:

(frac{х^2 — х — 2}{х^2 (х + 2)} ≤ 0). 

Теперь найдем нули функции. 

Нули числителя: х2 — х — 2 = 0. Тогда х = -1 и х = 2. 

Нули знаменателя: х = 0 и х = -2. 

2. Расставим корни на числовой прямой, при этом нули числителя будут обозначены закрашенными точками, а нули знаменателя — выколотыми. 

3. Определим знак на крайнем левом промежутке, подставив для этого х = -3 в дробь: 

(frac{(-3)^2 — (-3) — 2}{(-3)^2 ((-3) + 2)} = frac{9 + 3 — 2}{9 * (-1)} = frac{10}{-9})

Промежуток отрицательный. 

4. Дальше расставляем знаки, чередуя их. При этом следует заметить, что х = 0 — корень, повторяющийся четное количество раз (поскольку у х2 четная степень). Следовательно, при переходе через эту точку знак функции меняться не будет. 

В ответ необходимо включить отрицательные промежутки, следовательно: х ∈ (-∞; -2) U [-1; 0) U (0; 2]. 

Давайте подведем итог. Для чего мы это изучили?

Конечно же, эти знания пригодятся на экзаменах, а также в решении школьных примеров с 8 класса по 11 класс. 

Советуем после прочтения этой статьи попрактиковаться в рубрике «Проверь себя», чтобы закрепить полученные знания. После чего можете приступить к решению заданий посложнее, чтобы на экзамене у вас точно получилось решить подобные задания и набрать за них максимум баллов.

Фактчек

  • Метод интервалов позволяет упростить решение любого  неравенства, а также экономит время, которое ограничено на экзамене. 
  • Чтобы решить неравенство с помощью метода интервалов необходимо найти нули функции, расставить их на числовой прямой, а после определить знак каждого полученного интервала. 
  • Нули функции на прямой обозначаются точками, при этом закрашенные точки включают граничные значения в итоговый промежуток, а незакрашенные, напротив, исключают их из промежутка. 
  • Для определения знака на каждом интервале необходимо подставить любое значение из этого интервала в функцию. 
  • Для упрощения расстановки знаков можно пользоваться правилами чередования, определив знак только на одном интервале, а дальше менять знаки на каждом следующем. При этом если корень встречается в функции нечетное количество раз, то знак при переходе через эту точку на следующий интервал меняется, а если корень встречается четное количество раз, то знак на следующем интервале не меняется. 

Проверь себя

Задание 1. 
Какие знаки неравенства существуют?

  1. Строгие
  2. Нестрогие
  3. Строгие и нестрогие 
  4. Больше и меньше

Задание 2. 
Какой знак неравенства может встретиться в методе интервалов?

  1. Только больше или меньше. 
  2. Только “больше или равно” или “меньше или равно”. 
  3. Только “больше” и “больше или равно” или только “меньше” и “меньше или равно”.
  4. Любой. 

Задание 3. 
Какое утверждение верное?

  1. Если в неравенстве строгий знак неравенства, то точки на числовой прямой закрашены.
  2. Если в неравенстве строгий знак неравенства, то точки на числовой прямой выколоты.
  3. Если в неравенстве нестрогий знак неравенства, то все точки на числовой прямой закрашены, даже если в неравенстве есть ограничения.
  4. Если в неравенстве нестрогий знак неравенства, то все точки на числовой прямой выколоты. 

Задание 4. 
Какое утверждение верное? 

  1. При переходе на числовой прямой на следующий интервал, знак на интервале всегда будет меняться.
  2. Если корень встречается в неравенстве четное количество раз, то при переходе через него на следующий интервал знак не меняется.
  3. Если корень встречается в неравенстве нечетное количество раз, то при переходе через него на следующий интервал знак не меняется.
  4. Невозможно определить правильное чередование знаков на прямой, не подставляя значение из каждого интервала в функцию.

Задание 5. 
Если в неравенстве строгий знак неравенства, то какие скобочки могут встретиться в ответе? 

  1. Круглые
  2. Квадратные
  3. И круглые, и квадратные
  4. Ни один из перечисленных вариантов 

Ответы: 1. — 3 2. — 4 3. — 2 4. — 2 5. —

Метод интервалов: решение простейших строгих неравенств

12 ноября 2017

  • Домашнее задание
  • Ответы

Для начала — немного лирики, чтобы почувствовать проблему, которую решает метод интервалов. Допустим, нам надо решить вот такое неравенство:

(x − 5)(x + 3) > 0

Какие есть варианты? Первое, что приходит в голову большинству учеников — это правила «плюс на плюс дает плюс» и «минус на минус дает плюс». Поэтому достаточно рассмотреть случай, когда обе скобки положительны: x − 5 > 0 и x + 3 > 0. Затем также рассмотрим случай, когда обе скобки отрицательны: x − 5 < 0 и x + 3 < 0. Таким образом, наше неравенство свелось к совокупности двух систем, которая, впрочем, легко решается:

Исходное неравенство сводится к совокупности двух систем неравенств.

Более продвинутые ученики вспомнят (может быть), что слева стоит квадратичная функция, график которой — парабола. Причем эта парабола пересекает ось OX в точках x = 5 и x = −3. Для дальнейшей работы надо раскрыть скобки. Имеем:

x2 − 2x − 15 > 0

Теперь понятно, что ветви параболы направлены вверх, т.к. коэффициент a = 1 > 0. Попробуем нарисовать схему этой параболы:

Парабола с ветвями вверх и нулями в точках -3 и 5

Функция больше нуля там, где она проходит выше оси OX. В нашем случае это интервалы (−∞ −3) и (5; +∞) — это и есть ответ.

Обратите внимание: на рисунке изображена именно схема функции, а не ее график. Потому что для настоящего графика надо считать координаты, рассчитывать смещения и прочую хрень, которая нам сейчас совершенно ни к чему.

Почему эти методы неэффективны?

Итак, мы рассмотрели два решения одного и того же неравенства. Оба они оказались весьма громоздкими. В первом решении возникает — вы только вдумайтесь! — совокупность систем неравенств. Второе решение тоже не особо легкое: нужно помнить график параболы и еще кучу мелких фактов.

Это было очень простое неравенство. В нем всего 2 множителя. А теперь представьте, что множителей будет не 2, а хотя бы 4. Например:

(x − 7)(x − 1)(x + 4)(x + 9) < 0

Как решать такое неравенство? Перебирать все возможные комбинации плюсов и минусов? Да мы уснем быстрее, чем найдем решение. Рисовать график — тоже не вариант, поскольку непонятно, как ведет себя такая функция на координатной плоскости.

Для таких неравенств нужен специальный алгоритм решения, который мы сегодня и рассмотрим.

Что такое метод интервалов

Метод интервалов — это специальный алгоритм, предназначенный для решения сложных неравенств вида f (x) > 0 и f (x) < 0. Алгоритм состоит из 4 шагов:

  1. Решить уравнение f (x) = 0. Таким образом, вместо неравенства получаем уравнение, которое решается намного проще;
  2. Отметить все полученные корни на координатной прямой. Таким образом, прямая разделится на несколько интервалов;
  3. Выяснить знак (плюс или минус) функции f (x) на самом правом интервале. Для этого достаточно подставить в f (x) любое число, которое будет правее всех отмеченных корней;
  4. Отметить знаки на остальных интервалах. Для этого достаточно запомнить, что при переходе через каждый корень знак меняется.

Вот и все! После этого останется лишь выписать интервалы, которые нас интересуют. Они отмечены знаком «+», если неравенство имело вид f (x) > 0, или знаком «−», если неравенство имеет вид f (x) < 0.

На первый взгляд может показаться, что метод интервалов — это какая-то жесть. Но на практике все будет очень просто. Стоит чуть-чуть потренироваться — и все станет понятно. Взгляните на примеры — и убедитесь в этом сами:

Задача. Решите неравенство:

(x − 2)(x + 7) < 0

Работаем по методу интервалов. Шаг 1: заменяем неравенство уравнением и решаем его:

(x − 2)(x + 7) = 0

Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю:

x − 2 = 0 ⇒ x = 2;
x + 7 = 0 ⇒ x = −7.

Получили два корня. Переходим к шагу 2: отмечаем эти корни на координатной прямой. Имеем:

Координатная ось и корни, отмеченные на ней.

Теперь шаг 3: находим знак функции на самом правом интервале (правее отмеченной точки x = 2). Для этого надо взять любое число, которое больше числа x = 2. Например, возьмем x = 3 (но никто не запрещает взять x = 4, x = 10 и даже x = 10 000). Получим:

f (x) = (x − 2)(x + 7);
x = 3;
f (3) = (3 − 2)(3 + 7) = 1 · 10 = 10;

Получаем, что f(3) = 10 > 0, поэтому в самом правом интервале ставим знак плюс.

Переходим к последнему пункту — надо отметить знаки на остальных интервалах. Помним, что при переходе через каждый корень знак должен меняться. Например, справа от корня x = 2 стоит плюс (мы убедились в этом на предыдущем шаге), поэтому слева обязан стоять минус.

Этот минус распространяется на весь интервал (−7; 2), поэтому справа от корня x = −7 стоит минус. Следовательно, слева от корня x = −7 стоит плюс. Осталось отметить эти знаки на координатной оси. Имеем:

координатная ось, отмеченные корни и знаки функции

Вернемся к исходному неравенству, которое имело вид:

(x − 2)(x + 7) < 0

Итак, функция должна быть меньше нуля. Значит, нас интересует знак минус, который возникает лишь на одном интервале: (−7; 2). Это и будет ответ.

Задача. Решите неравенство:

(x + 9)(x − 3)(1 − x) < 0

Шаг 1: приравниваем левую часть к нулю:

(x + 9)(x − 3)(1 − x) = 0;
x + 9 = 0 ⇒ x = −9;
x − 3 = 0 ⇒ x = 3;
1 − x = 0 ⇒ x = 1.

Помните: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Именно поэтому мы вправе приравнять к нулю каждую отдельную скобку.

Шаг 2: отмечаем все корни на координатной прямой:

Координатная прямая и три корня, отмеченные на ней

Шаг 3: выясняем знак самого правого промежутка. Берем любое число, которое больше, чем x = 1. Например, можно взять x = 10. Имеем:

f (x) = (x + 9)(x − 3)(1 − x);
x = 10;
f (10) = (10 + 9)(10 − 3)(1 − 10) = 19 · 7 · (−9) = − 1197;
f (10) = −1197 < 0.

Шаг 4: расставляем остальные знаки. Помним, что при переходе через каждый корень знак меняется. В итоге наша картинка будет выглядеть следующим образом:

Координатная ось, корни и знаки функции

Вот и все. Осталось лишь выписать ответ. Взгляните еще раз на исходное неравенство:

(x + 9)(x − 3)(1 − x) < 0

Это неравенство вида f (x) < 0, т.е. нас интересуют интервалы, отмеченные знаком минус. А именно:

x ∈ (−9; 1) ∪ (3; +∞)

Это и есть ответ.

Замечание по поводу знаков функции

Практика показывает, что наибольшие трудности в методе интервалов возникают на последних двух шагах, т.е. при расстановке знаков. Многие ученики начинают путаться: какие надо брать числа и где ставить знаки.

Чтобы окончательно разобраться в методе интервалов, рассмотрим два замечания, на которых он построен:

  1. Непрерывная функция меняет знак только в тех точках, где она равна нулю. Такие точки разбивают координатную ось на куски, внутри которых знак функции никогда не меняется. Вот зачем мы решаем уравнение f (x) = 0 и отмечаем найденные корни на прямой. Найденные числа — это «пограничные» точки, отделяющие плюсы от минусов.
  2. Чтобы выяснить знак функции на каком-либо интервале, достаточно подставить в функцию любое число из этого интервала. Например, для интервала (−5; 6) мы вправе брать x = −4, x = 0, x = 4 и даже x = 1,29374, если нам захочется. Почему это важно? Да потому что многих учеников начинают грызть сомнения. Мол, что если для x = −4 мы получим плюс, а для x = 0 — минус? А ничего — такого никогда не будет. Все точки на одном интервале дают один и тот же знак. Помните об этом.

Вот и все, что нужно знать про метод интервалов. Конечно, мы разобрали его в самом простом варианте. Существуют более сложные неравенства — нестрогие, дробные и с повторяющимися корнями. Для них тоже можно применять метод интервалов, но это тема для отдельного большого урока.

Теперь хотел бы разобрать продвинутый прием, который резко упрощает метод интервалов. Точнее, упрощение затрагивает только третий шаг — вычисление знака на самом правом куске прямой. По каким-то причинам этот прием не проходят в школах (по крайней мере, мне никто такого не объяснял). А зря — ведь на самом деле этот алгоритм очень прост.

Итак, знак функции на правом куске числовой оси. Этот кусок имеет вид (a; +∞), где a — самый большой корень уравнения f (x) = 0. Чтобы не взрывать мозг, рассмотрим конкретный пример:

(x − 1)(2 + x)(7 − x) < 0;
f (x) = (x − 1)(2 + x)(7 − x);
(x − 1)(2 + x)(7 − x) = 0;
x − 1 = 0 ⇒ x = 1;
2 + x = 0 ⇒ x = −2;
7 − x = 0 ⇒ x = 7;

Мы получили 3 корня. Перечислим их в порядке возрастания: x = −2, x = 1 и x = 7. Очевидно, что наибольший корень — это x = 7.

Для тех, кому легче рассуждать графически, я отмечу эти корни на координатной прямой. Посмотрим, что получится:

корни уравнения на координатной прямой

Требуется найти знак функции f (x) на самом правом интервале, т.е. на (7; +∞). Но как мы уже отмечали, для определения знака можно взять любое число из этого интервала. Например, можно взять x = 8, x = 150 и т.д. А теперь — тот самый прием, который не проходят в школах: давайте в качестве числа возьмем бесконечность. Точнее, плюс бесконечность, т.е. +∞.

«Ты че, обкурился? Как можно подставить в функцию бесконечность?» — возможно, спросите вы. Но задумайтесь: нам ведь не нужно само значение функции, нам нужен только знак. Поэтому, например, значения f (x) = −1 и f (x) = −938 740 576 215 значат одно и то же: функция на данном интервале отрицательна. Поэтому все, что от вас требуется — найти знак, который возникает на бесконечности, а не значение функции.

На самом деле, подставлять бесконечность очень просто. Вернемся к нашей функции:

f (x) = (x − 1)(2 + x)(7 − x)

Представьте, что x — это очень большое число. Миллиард или даже триллион. Теперь посмотрим, что будет происходить в каждой скобке.

Первая скобка: (x − 1). Что будет, если из миллиарда вычесть единицу? Получится число, не особо отличающееся от миллиарда, и это число будет положительным. Аналогично со второй скобкой: (2 + x). Если к двойке прибавить миллиард, по получим миллиард с копейками — это положительное число. Наконец, третья скобка: (7 − x). Здесь будет минус миллиард, от которого «отгрызли» жалкий кусочек в виде семерки. Т.е. полученное число мало чем будет отличаться от минус миллиарда — оно будет отрицательным.

Осталось найти знак всего произведения. Поскольку в первых скобках у нас был плюс, а в последней — минус, получаем следующую конструкцию:

(+) · (+) · (−) = (−)

Итоговый знак — минус! И неважно, чему равно значение самой функции. Главное, что это значение — отрицательное, т.е. на самом правом интервале стоит знак минус. Осталось выполнить четвертый шаг метода интервалов: расставить все знаки. Имеем:

Координатная ось с отмеченными корнями и знаками функции

Исходное неравенство имело вид:

(x − 1)(2 + x)(7 − x) < 0

Следовательно, нас интересуют интервалы, отмеченные знаком минус. Выписываем ответ:

x ∈ (−2; 1) ∪ (7; +∞)

Вот и весь прием, который я хотел рассказать. В заключение — еще одно неравенство, которое решается методом интервалов с привлечением бесконечности. Чтобы визуально сократить решение, я не буду писать номера шагов и развернутые комментарии. Напишу только то, что действительно надо писать при решении реальных задач:

Задача. Решите неравенство:

x(2x + 8)(x − 3) > 0

Заменяем неравенство уравнением и решаем его:

x(2x + 8)(x − 3) = 0;
x = 0;
2x + 8 = 0 ⇒ x = −4;
x − 3 = 0 ⇒ x = 3.

Отмечаем все три корня на координатной прямой (сразу со знаками):

Справа на координатной оси стоит плюс, т.к. функция имеет вид:

f (x) = x(2x + 8)(x − 3)

А если подставить бесконечность (например, миллиард), получим три положительных скобки. Поскольку исходное выражение должно быть больше нуля, нас интересуют только плюсы. Осталось выписать ответ:

x ∈ (−4; 0) ∪ (3; +∞)

Смотрите также:

  1. Метод интервалов: случай нестрогих неравенств
  2. Тест по методу интервалов для строгих неравенств
  3. Сводный тест по задачам B12 (2 вариант)
  4. Профильный ЕГЭ-2022, задание 6. Геометрический смысл производной
  5. Формулы приведения: ускоряем вычисления в тригонометрии
  6. Задачи B4: перевозка груза тремя фирмами

Исследовать функцию — это значит установить её свойства: указать её область определения и область значений; промежутки возрастания и убывания; промежутки, на которых функция приобретает положительные значения, на которых — отрицательные; выяснить, не является ли данная функция чётной или нечётной и т. д.

Содержание:

Что такое исследование функции

Одна из важных задач исследования функции — определение промежутков её возрастания и убывания. Как отмечалось, в тех точках, в которых функция возрастает, её производная (угловой коэффициент касательной) положительная, а в точках убывания функции её производная отрицательная {рис. 70).

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Правильными будут следующие утверждения.

  • Если производная функции в каждой точке некоторого промежутка положительная, то функция на этом промежутке возрастает.
  • Если производная в каждой точке промежутка отрицательная, то функция на этом промежутке убывает.
  • Если производная в каждой точке промежутка тождественно равна нулю, то на этом промежутке функция постоянная.

Строгое доказательство этого утверждения достаточно громоздкое, поэтому мы его не приводим. Заметим только, что в нём выражается достаточный признак возрастания или убывания функции, но не необходимый. Поэтому функция может возрастать и на промежутке, в некоторых точках которого она не имеет производной. Например, функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Из сказанного следует, что два соседних промежутка, на одном из которых функция возрастает, а на другом — убывает, могут разделяться только такой точкой, в которой производная функции равна нулю или не существует.

Внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна нулю или не существует, называют критическими точками функции.

Следовательно, чтобы определить промежутки возрастания и убывания функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения нужно решить неравенства Применение производной к исследованию функции с примерами решения или найти все критические точки функции,разбить ими область определения функции на промежутки, а потом исследовать, на каких из них функция возрастает, а на каких — убывает.    

Пример:

Найдите промежутки возрастания и убывания функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

 Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Уравнение Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеет корни Применение производной к исследованию функции с примерами решения Это — критические точки. Область определения данной функции — множество Применение производной к исследованию функции с примерами решения — они разбивают на три промежутка: Применение производной к исследованию функции с примерами решения (рис. 72). Производная функции на этих промежутках имеет соответственно такие знаки: Применение производной к исследованию функции с примерами решения Следовательно, данная функция на промежутках Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает, а на Применение производной к исследованию функции с примерами решения убывает.

Замечание: Если функция непрерывна в каком-нибудь конце промежутка возрастания или убывания, то эту точку можно присоединить к рассматриваемому промежутку. Поскольку функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения в точках 0 и 2 непрерывна, то можно утверждать, что она возрастает на промежутках  Применение производной к исследованию функции с примерами решения на Применение производной к исследованию функции с примерами решения — убывает.

Пример:

Найдите промежутки убывания функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

 Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Критические точки: Применение производной к исследованию функции с примерами решения Они всю область определения функции разбивают на интервалы: Применение производной к исследованию функции с примерами решения (рис. 73). Производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения на этих промежутках имеет соответственно такие знаки: Применение производной к исследованию функции с примерами решения Следовательно, функция убывает на промежутках Применение производной к исследованию функции с примерами решения Поскольку в точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения данная функция непрерывна, то ответ можно записать и так: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример:

Найдите критические точки функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения 

Решение:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдем произвольную функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения
Найдём точки, в которых производная равна нулю или не существует: Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения — не существует, если знаменатель равен нулю, отсюда Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения Точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения не входит в область определения функции. Следовательно, функция имеет две критические точки: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Ответ. 0 и 4.

Пример:

Докажите, что функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает на Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

 Применение производной к исследованию функции с примерами решения При любом значении Применение производной к исследованию функции с примерами решения выражение Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеет положительное значение. Следовательно, данная функция возрастает на всей области определения, т.е. на множестве Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример:

Установите, на каком промежутке функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает, а на каком убывает.

Решение:

Способ 1. Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдём производную функции:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Найдём критические точки функции:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Эта точка разбивает область определения функции на два промежутка (рис. 74). Определим знак производной на каждом из них. 

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Следовательно, функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения а убывает на Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Способ 2. Решим неравенство Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Ответ. Возрастает, если Применение производной к исследованию функции с примерами решения убывает если Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение второй производной к исследованию функций и построению их графиков

При помощи первой производной можно исследовать функцию на монотонность и экстремумы и схематично построить график. Оказывается, что поведение некоторых функций не всегда можно охарактеризовать, используя первую производную. Более детальное исследование проводится при помощи второй производной. Вспомним, что такое вторая производная.

Пусть функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения является дифференцируемой, Применение производной к исследованию функции с примерами решения её производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения — функция, которая также дифференцируема. Тогда можно найти производную Применение производной к исследованию функции с примерами решения Это производная второго порядка, или вторая производная функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Например, найти производную 2-го порядка функции Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решенияозначает найти производную этой функции Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения и полученную функцию продифференцировать: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Кривая Применение производной к исследованию функции с примерами решения называется выпуклой на интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения если все её точки, кроме точки касания, лежат ниже произвольной её касательной на этом интервале (на рис. 86 — 1).

Кривая Применение производной к исследованию функции с примерами решения называется вогнутой на интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения если все её точки, кроме точки касания, лежат выше произвольной её касательной на этом интервале (на рис. 86 — 2).

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Точкой перегиба называется такая точка кривой, которая отделяет её выпуклую часть от вогнутой.

Интервалы выпуклости и вогнутости находят при помощи такой теоремы.

Теорема. Если вторая производная дважды дифференцируемой функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения отрицательна Применение производной к исследованию функции с примерами решения на интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения то кривая Применение производной к исследованию функции с примерами решениявыпуклая на данном интервале; если вторая производная функции Применение производной к исследованию функции с примерами решенияположительная Применение производной к исследованию функции с примерами решения то кривая вогнутая на Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Из теоремы следует, что точками перегиба кривой Применение производной к исследованию функции с примерами решения могут быть только точки, в которых вторая производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения равна нулю или не существует. Такие точки называют критическими точками второго рода.

Установим до статочное условие существования точки перегиба.

Теорема. Пусть Применение производной к исследованию функции с примерами решения — критическая точка второго рода функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения Если при переходе через точку Применение производной к исследованию функции с примерами решения производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения меняет знак, то точка Применение производной к исследованию функции с примерами решенияявляется точкой перегиба кривой Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для нахождения промежутков выпуклости и точек перегиба графика функции целесообразно пользоваться следующей схемой:

  1. найти область определения функции;
  2. найти критические точки второго рода;
  3. определить знак второй производной на образованных интервалах. Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения то кривая выпуклая; если Применение производной к исследованию функции с примерами решения — кривая вогнутая;
  4. если производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения меняет знак при переходе через точку Применение производной к исследованию функции с примерами решения то точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения является точкой перегиба кривой Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №1

Найдите интервалы выпуклости, вогнутости и точки перегиба кривой Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

1) Область определения функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2) Найдём вторую производную: Применение производной к исследованию функции с примерами решения Применение производной к исследованию функции с примерами решенияКритические точки второго рода: Применение производной к исследованию функции с примерами решения Других критических точек нет.

3)    Разбиваем область определения на интервалы Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения и определяем знак второй производной на каждом из них.

Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения поэтому кривая вогнутая.

Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения поэтому кривая выпуклая.

Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения — кривая вогнутая.

Следовательно, точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения — точки перегиба кривой. Рассмотрим ещё один компонент в исследовании функций, благодаря которому упрощается построение некоторых графиков. Это асимптоты. В предыдущих параграфах рассматривались горизонтальные и вертикальные асимптоты. Повторим, расширим и обобщим это понятие. Асимптоты бывают вертикальные, наклонные и горизонтальные (рис. 87).

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Напомним, что прямая Применение производной к исследованию функции с примерами решения будет вертикальной асимптотой кривой Применение производной к исследованию функции с примерами решения если при Применение производной к исследованию функции с примерами решения (справа или слева) значение функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения стремится к бесконечности, т.е. выполняется одно из условий: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Уравнение наклонной асимптоты: Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения

Если записанные пределы существуют, то существует наклонная асимптота; если хотя бы один из них не существует или равен Применение производной к исследованию функции с примерами решения то кривая наклонной асимптоты не имеет.

Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения поэтому Применение производной к исследованию функции с примерами решенияуравнение горизонтальной асимптоты.

Замечание: Рассмотренные пределы могут быть односторонними, а под символом Применение производной к исследованию функции с примерами решения следует понимать и Применение производной к исследованию функции с примерами решения При этом указанные пределы могут быть разными при Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №2

Найдите асимптоты кривых:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

а) Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдём вертикальные асимптоты. Поскольку функция не определена в точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения то прямые Применение производной к исследованию функции с примерами решения — вертикальные асимптоты.

Найдём наклонную асимптоту: Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения Кривая имеет горизонтальную асимптоту, её уравнение: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Следовательно, заданная кривая имеет три асимптоты: Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдем вертикальные асимптоты.

Поскольку функция не определена в точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения то прямые Применение производной к исследованию функции с примерами решения — вергикальные асимптоты.

Для наклонной асимптоты Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения

Значит прямая Применение производной к исследованию функции с примерами решения — наклонная асимптота. Горизонтальной асимптоты нет.

Итак, асимптоты кривой: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения Будем искать наклонные асимптоты:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Следовательно, Применение производной к исследованию функции с примерами решения — наклонная асимптота, если Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2) если Применение производной к исследованию функции с примерами решения (проверьте самостоятельно), отсюда Применение производной к исследованию функции с примерами решения — наклонная асимптота, если Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Следовательно, заданная кривая имеет две асимптоты: Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения

Определение точек перегиба, интервалов выпуклости и асимптот существенно помогает в построении графиков различных функций.

Нахождение промежутков возрастания и убывания функции

Интервалы возрастания и убывания функции

возрастающая функция

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Если для любых Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения из некоторого промежутка области определения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения выполняется условие Применение производной к исследованию функции с примерами решения то на этом промежутке функция возрастающая.

убывающая

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Если для любых Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения из некоторого промежутка области определения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения выполняется условие Применение производной к исследованию функции с примерами решения на этом промежутке функция убывающая.

Связь промежутков возрастания и убывания функции с угловым коэффициентом секущей можно выразить следующим образом.

Если на заданном промежутке угловой коэффициент любой секущей положителен, то на этом промежутке функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Если на заданном промежутке угловой коэффициент любой секущей отрицателен, то на этом промежутке функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения убывает.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Промежутки возрастания и убывания функции

Пусть на определенном промежутке производная функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения положительна, т. е. Применение производной к исследованию функции с примерами решения Так как Применение производной к исследованию функции с примерами решения то угловой коэффициент касательной будет положительным. А это значит, что касательная с положительным направлением оси абсцисс образует острый угол и на заданном промежутке график «поднимается «, т. е. функция возрастает. Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения тогда касательная с положительным направлением оси абсцисс образует тупой угол, график «спускается», т. е. функция убывает.

Теорема. Если функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения дифференцируема в каждой точке заданного промежутка, то:

Примечание: если функция Применение производной к исследованию функции с примерами решениянепрерывна в каком-либо из концов промежутка возрастания (убывания), то эту точку присоединяют к этому промежутку.

По графику функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения исследуйте промежутки возрастания и убывания функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

На интервалах Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения угловой коэффициент касательной положительный, поэтому на каждом из промежутков Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция Применение производной к исследованию функции с примерами решениявозрастает.

На интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения угловой коэффициент касательной отрицателен, поэтому на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения убывает.

Пример №3

При помощи производной определите промежутки возрастания и убывания функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение: 1. Алгебраический метод.

Найдем производную функции

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения на промежутке удовлетворяющем неравенству Применение производной к исследованию функции с примерами решения т. е. Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает.

Для решения неравенства сначала надо решить соответствующее уравнение

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Значит, при Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения Точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения разбивают область определения функции на три интервала: Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения В каждом из интервалов выберем контрольную точку для проверки и установим знак производной.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Из таблицы и непрерывности функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения видно, что данная функция возрастает на промежутках Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения и убывает на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения Из графика так же видно, что задания решение верно.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2. Промежутки возрастания и убывания функции можно определить но графику производной. На рисунке изображен график производной

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

График производной Применение производной к исследованию функции с примерами решения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения расположен выше оси Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит, Применение производной к исследованию функции с примерами решения При Применение производной к исследованию функции с примерами решения график производной расположен ниже оси Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит Применение производной к исследованию функции с примерами решения Так как функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения в точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения непрерывна, то на промежутках Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения она возрастает, а на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения убывает.

Пример №4

Изобразите схематично график непрерывной функции согласно еле дующим условиям:

a) при Применение производной к исследованию функции с примерами решения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения

b) при Применение производной к исследованию функции с примерами решения или Применение производной к исследованию функции с примерами решения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

а) при Применение производной к исследованию функции с примерами решения знак производной положительный: Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит,

функция возрастает. При Применение производной к исследованию функции с примерами решения знак производной отрицательный: Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит, функция убывает, при Применение производной к исследованию функции с примерами решения значение функции равно 5.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

b) При Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения знак производной положительный: Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит, функция возрастает. При Применение производной к исследованию функции с примерами решения знак производной отрицательный: Применение производной к исследованию функции с примерами решения значит, функция убывает, при Применение производной к исследованию функции с примерами решения значение функции равно 0.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Критические точки и экстремумы функции

В некоторых точках из области определения производная функции может быть равна нулю или вообще может не существовать. Такие точки из области определения называются критическими точками функции. Покажем критические точки на графике заданной функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

1. Для значений Применение производной к исследованию функции с примерами решения равных Применение производной к исследованию функции с примерами решения Применение производной к исследованию функции с примерами решения угловой коэффициент касательной к графику равен 0. Т. e.Применение производной к исследованию функции с примерами решенияЭти точки являются критическими точками функции.

2. В точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция не имеет производной. Эти тоже критические точки функции.

3. Для рассматриваемой нами функции критические точки Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения делят ее область определения на чередующиеся интервалы возрастания и убывания. Точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения — критические точки, которые не изменяют возрастание и убывание (или наоборот).

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

По графику видно, что в точках внутреннего экстремума(Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения) производная функции равна нулю, а в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения производная не существует. Точки, в которых производная функции равна нулю, также называются стационарными точками.

Теорема Ферма (Необходимое условие существовании экстремумов)

Во внутренних точках экстремума производная либо равна нулю, либо не существует.

Примечание. Точка, в которой производная равна нулю, может и не быть точкой экстремума. Например, в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения производная функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения равна нулю, но эта точка не является ни точкой максимума, ни точкой минимума.

На отрезке непрерывности функция может иметь несколько критических точек, точек максимума и минимума. Существование экстремума в точке зависит от значения функции в данной точке и в точках, близких к данной, т. е. имеет смысл локального (местного) значения. Поэтому иногда используют термин локальный максимум и локальный минимум.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Достаточное условие существования экстремума

Пусть функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения непрерывна на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения Если Применение производной к исследованию функции с примерами решения является критической точкой, в окрестности которой функция дифференцируема, то, если в этой окрестности:

  1. Применение производной к исследованию функции с примерами решения слева от точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения положительна, а справа — отрицательна, то точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения является точкой максимума.
  2. Применение производной к исследованию функции с примерами решения слева от Применение производной к исследованию функции с примерами решения отрицательна, а справа — положительна, то точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения является точкой минимума
  3. Применение производной к исследованию функции с примерами решения с каждой стороны от точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеет одинаковые знаки, то точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения не является точкой экстремума.

Чтобы найти наибольшее (абсолютный максимум) или наименьшее (абсолютный минимум) значение функции, имеющей конечное число критических точек на отрезке, надо найти значение функции во всех критических точках и на концах отрезка, а затем из полученных значений выбрать наибольшее или наименьшее.

Соответствующие наибольшее и наименьшее значения функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения на отрезке Применение производной к исследованию функции с примерами решения записываются как Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Ниже представлены примеры определения максимума и минимума в соответствии со знаком производной первого порядка.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №5

Для функцииПрименение производной к исследованию функции с примерами решения определите максимумы и минимумы и схематично изобразите график.

Решение: Для решения задания сначала надо найти критические точки. Для данной функции этими точками являются точки (стационарные), в которых производная равна нулю.

1. Производная функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2. Критические точки функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

3. Точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения разбивают область определения функции на три промежутка.

Проверим знак Применение производной к исследованию функции с примерами решения на интервалах, выбрав пробные точки:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения для интервала Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения для интервала Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения для интервала Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения При Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения Применение производной к исследованию функции с примерами решениямаксимум

При Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения Применение производной к исследованию функции с примерами решения минимум

4. Используя полученные для функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения данные и найдя координаты нескольких дополнительных точек, построим график функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №6

Найдите наибольшее и наименьшее значение функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения на отрезке Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение: Сначала найдем критические точки.

Так как Применение производной к исследованию функции с примерами решения то критические точки можно найти из уравнения Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения Критическая точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения не принадлежит данному отрезку Применение производной к исследованию функции с примерами решения и поэтому мы ее не рассматриваем. Вычислим значение заданной функции в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения и на концах отрезка.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Из этих значений наименьшее — 4, наибольшее 12. Таким образом:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №7

Найдите экстремумы функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение: 1. Производная функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2. Критические точки: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

3. Интервалы, на которые критические точки делят область определения функции:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Проверим знак Применение производной к исследованию функции с примерами решения на интервалах, выбрав пробные точки.

Для промежутка Применение производной к исследованию функции с примерами решения возьмем Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для промежутка Применение производной к исследованию функции с примерами решения возьмем Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для промежутка Применение производной к исследованию функции с примерами решения возьмем Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Используя полученную для функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения информацию и найдя значение функции еще в нескольких точках, можно построить график функции. При этом следует учитывать, что в точках с абсциссами Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения касательная к графику горизонтальна. Построение графика можно проверить при помощи графкалькулятора.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №8

Найдите экстремумы функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение: 1. Производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2. Критические точки: для этого надо решить уравнение Применение производной к исследованию функции с примерами решения или найти точки, в которых производная не существует. В точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция не имеет конечной производной. Однако точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения принадлежит области определения. Значит, точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения является критической точкой функции.

3. Промежутки, на которые критическая точка делит область определения функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Определим знак Применение производной к исследованию функции с примерами решения выбрав пробные точки для каждого промежутка:

Для Применение производной к исследованию функции с примерами решения возьмем Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для Применение производной к исследованию функции с примерами решения возьмем Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример №9

По графику функции производной Применение производной к исследованию функции с примерами решения схематично изобразите график самой функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

Производная Применение производной к исследованию функции с примерами решения в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения равна нулю, а при Применение производной к исследованию функции с примерами решения отрицательна, значит, на интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция убывающая. При Применение производной к исследованию функции с примерами решения производная положительна, а это говорит о том, что функция/на промежутке Применение производной к исследованию функции с примерами решения возрастает. Точкой перехода от возрастания к убыванию функции является точка Применение производной к исследованию функции с примерами решения Соответствующий график представлен на рисунке.

  • Заказать решение задач по высшей математике

Построение графиков функции с помощью производной

Функция — многочлен определена и непрерывна на всей числовой оси.

Чтобы построить график функции- многочлен надо выполнить следующие шаги.

  • Определите точки пересечения с осями координат.
  • Найдите критические точки.
  • Найдите промежутки возрастания и убывания функции.
  • Найдите максимумы и минимумы.
  • Постройте график.

Пример:

Постройте график функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

1) Точки пересечения с осями координат :

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2) Критические точки ( точки, в которых производная равна нулю): Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

значит, точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения расположены на графике.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

3) Промежутки возрастания и убывания. Экстремумы.

Критические точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения деляг область определения функции на четыре промежутка. Проверим знаки производной Применение производной к исследованию функции с примерами решенияПрименение производной к исследованию функции с примерами решения

4) Используя полученную информацию, построим график функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Чтобы построить график рациональной функции надо выполнить следующие шаги.

  • Найдите область определения.
  • Найдите асимптоты (если они есть).
  • Определите точки пересечения с осями координат.
  • Найдите критические точки.
  • Найдите промежутки возрастания и убывания и экстремумы.
  • Постройте график.

Пример:

Постройте график функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

1) Область определения функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2) Асимптоты: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Прямая Применение производной к исследованию функции с примерами решения вертикальная асимптота функции.

Так как степень многочлена в числителе больше степени многочлена в знаменателе, рациональная функция не имеет горизонтальной асимптоты. Однако, записав следующее: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

условии Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения т. е. график функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения бесконечно приближается к прямой Применение производной к исследованию функции с примерами решения В этом случае прямая Применение производной к исследованию функции с примерами решения является наклонной асимптотой функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения Вообще, если степень многочлена Применение производной к исследованию функции с примерами решения на 1 единицу больше степени многочлена Применение производной к исследованию функции с примерами решениято рациональная функция Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеет наклонную асимптоту.

3) Точки пересечения с осями координат: Применение производной к исследованию функции с примерами решения

4) Критические точки:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

5) Промежутки возрастания и убывания: в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция не определена, точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения являются критическими точками функции. Определим знаки производной в каждом полученном интервале.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

6) Построим график. Отметим на координатной плоскости точки Применение производной к исследованию функции с примерами решения относящиеся к графику. Проведем вертикальную асимптоту Применение производной к исследованию функции с примерами решения и наклонную асимптоту Применение производной к исследованию функции с примерами решения Используя полученные результаты, изобразим график функции.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Обратите внимание! В области, близкой к точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения график функции ведет себя как парабола Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Задачи на экстремумы. Оптимизации

В реальной жизненной ситуации возникает необходимость выбора оптимального варианта и нахождения экстремумов определенной функции. Ежедневно, при решении проблем в различных областях, мы сталкиваемся с терминами наибольшая прибыль, наименьшие затраты, наибольшее напряжение, наибольший объем, наибольшая площадь и т.д. Большое экономическое значение в промышленности, при определении дизайна упаковки, имеет вопрос, как подобрать размеры упаковки с наименьшими затратами. Такого рода задания связаны с нахождением максимального или минимального значения величины. Задачи на нахождение максимального и минимального значения величины называются задачами на оптимизацию. Для решения данных задач применяется производная.

Замечание 1: На интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения должны учитываться предельные значения функции на концах.

Замечание 2: В рассматриваемом интервале может быть одна стационарная точка: или точка максимума, или точка минимума. В этом случае, в точке максимума функция принимает наибольшее значение, а в точке минимума — наименьшее значение.

Пример 1. Максимальный объем. Фирма планирует выпуск коробки без крышки, с квадратным основанием и площадью поверхности Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдите размеры коробки, при которых она будет иметь наибольший объем?

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Решение:

Так как основанием коробки является квадрат, то ее объем можно вычислить по формуле Применение производной к исследованию функции с примерами решения Используя другие данные задачи, выразим объем только через одну переменную Применение производной к исследованию функции с примерами решенияВычислим площадь поверхности коробки. Она равна Применение производной к исследованию функции с примерами решения и состоит из 4 площадей боковых граней + площадь основания.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Тогда выразим Применение производной к исследованию функции с примерами решения подставим в формулу Применение производной к исследованию функции с примерами решения Зависимость объема коробки от переменной Применение производной к исследованию функции с примерами решения можно выразить следующим образом:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Теперь найдем область определения функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения согласно условию задачи.

Понятно, что длина не может быть отрицательной, т. е. Применение производной к исследованию функции с примерами решения Площадь квадрата в основании коробки должна быть меньше 192, т. е. Применение производной к исследованию функции с примерами решения

или Применение производной к исследованию функции с примерами решенияЗначит, Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Найдем максимальное значение функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения на интервале Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для этого используем производную первого порядка:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

При Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем, что Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Однако. Применение производной к исследованию функции с примерами решения Значит, в рассматриваемом интервале критической точкой является Применение производной к исследованию функции с примерами решения

При Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция

Применение производной к исследованию функции с примерами решения в точке Применение производной к исследованию функции с примерами решения принимает максимальное значение.

Если длина основания коробки будет 8 см, то высота будет равна

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Значит, максимальный объем будет иметь коробка с размерами Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Построив при помощи графкалькулятора график функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения также можно увидеть, что при Применение производной к исследованию функции с примерами решения объем имеет максимальное значение. Постройте график функции при помощи производной и убедитесь в правильности решения.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Пример 2. Минимальное потребление. Два столба высотой 4 м и 12 м находятся на расстоянии 12 м друг от друга. Самые высокие точки столбов соединены с металлической проволокой, каждая из которых, в свою очередь крепится на земле в одной точке. Выберите такую точку на земле, чтобы для крепления использовалось наименьшее количество проволоки.

Решение: 1) Изобразим рисунок, соответствующий условию задачи, и обозначим соответствующие данные на рисунке.

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

2) Аналитически выразим зависимость между переменными.

По теореме Пифагора:

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

зависимость функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения от переменной Применение производной к исследованию функции с примерами решения будет

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Производная функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Найдем критические точки функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Сравнивая значения функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения в точках Применение производной к исследованию функции с примерами решения (это проверьте самостоятельно), получим, что наименьшее количество проволоки используется при Применение производной к исследованию функции с примерами решения (метр)

При решении задач на экстремумы обратите внимание на следующее!

1. Внимательно читайте условие. Сделайте соответствующий рисунок.

2. Задайте список соответствующих переменных и констант, которые менялись и оставались неизменными и какие единицы использовались. Если на рисунке есть размеры, обозначьте их.

3. Выберите соответствующий параметр Применение производной к исследованию функции с примерами решения и выразите искомую величину функцией Применение производной к исследованию функции с примерами решения Найдите экстремумы данной функции.

4. Полученные значения объясните экспериментально.

Пример: Минимальное потребление материала. Для мясных консервов планируется использовать банку в форме цилиндра объемом 250 Применение производной к исследованию функции с примерами решения

a) Каких размеров должна быть банка, чтобы для ее изготовления использовалось как можно меньше материала?

b) Для круглого основания используется материал, цена 1 Применение производной к исследованию функции с примерами решения которого равна 0,05 гяпик, а для боковой поверхности используется материал цена 1 Применение производной к исследованию функции с примерами решения которого равна 0,12 гяпик. Какие размеры должна иметь банка, чтобы затраты на ее изготовление были минимальными?

Решение: а) По условию задачи объем равен 250 Применение производной к исследованию функции с примерами решения Эти данные дают нам возможность найти зависимость между Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Для функции, выражающей площадь поверхности, область определения представляет собой незамкнутый интервал, и мы должны найти, при каком значении Применение производной к исследованию функции с примерами решения где Применение производной к исследованию функции с примерами решения функция имеет наименьшее значение. Найдем производную функции Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения Критическая точка функции: Применение производной к исследованию функции с примерами решения При Применение производной к исследованию функции с примерами решения имеем Применение производной к исследованию функции с примерами решения при Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Значит, Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Подставим значение Применение производной к исследованию функции с примерами решения в формулу для высоты Применение производной к исследованию функции с примерами решения получим Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Итак, минимальные затраты на материал будет иметь банка цилиндрической формы с размерами Применение производной к исследованию функции с примерами решения и Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

Размеры, при которых затраты на материал будут минимальными

Применение производной к исследованию функции с примерами решения

  • Приложения производной
  • Производные высших порядков
  • Дифференциал функции
  • Дифференцируемые функции
  • Касательная к графику функции и производная
  • Предел и непрерывность функции
  • Свойства функций, непрерывных в точке и на промежутке
  • Предел функции на бесконечности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить годовой отчет организации
  • Как найти сменку если ты ее потерял
  • Как найти инстаграм иностранцев
  • Как найти видео в хроме
  • Сталкер фотограф как найти огурцы