Как найти зону безопасности

Понятие безубыточного объема продаж
и зоны безопасности предприятия. Методика
расчета данных показателей.

Безубыточность — такое состояние,
когда бизнес не приносит ни прибыли, ни
убытков. Это выручка, которая необходима
для того, чтобы предприятие начало
получать прибыль. Ее можно выразить и
в количестве единиц продукции, которую
необходимо продать, чтобы покрыть
затраты, после чего каждая дополнительная
единица проданной продукции будет
приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством
реализованной продукции и безубыточным
объемом продаж продукции — это зона
безопасности
(зона прибыли),
и чем больше она, тем прочнее финансовое
состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж изона безопасности предприятия
являются основополагающими
показателями при разработке бизнес-планов,
обосновании управленческих решений,
оценке деятельности предприятия,
определять и анализировать которые
должен уметь каждый бухгалтер, экономист,
менеджер.

Для определения их уровня можно
использовать аналитический и графический
способы.

Пример.

Производственная мощность предприятия
1000 шт.

Цена изделия (р) 20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В) 20 000 тыс.
руб.

Постоянные затраты (А) 40 тыс.
руб.

Переменные расходы на единицу продукции
(b) 12 тыс. руб.

Переменные расходы на весь выпуск
продукции (Зnеρ) 12 000
тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П)
4 000 тыс. руб.

Маржинальный доход (МД =В – Зnеρ)
8 000 тыс. руб.

Доля маржинального дохода в выручке
(Дмд) 0,4

Ставка маржинального дохода (СМД)
8 тыс. руб.

Для определения безубыточного
объема продаж и
зоны безопасности
предприятия построим график (рис.
18.2). По горизонтали показывается объем
реализации продукции в процентах от
производственной мощности предприятия,
или в натуральных единицах (если
выпускается один вид продукции), или в
денежной оценке (если график строится
для нескольких видов продукции), по
вертикали — себестоимость проданной
продукции и прибыль, которые вместе
составляют выручку от реализации.

Рис 18.2. Зависимость между
прибылью, объемом реализации продукции
и ее себестоимостью

По графику можно установить, при каком
объеме реализации продукции предприятие
получит прибыль, а при каком ее не будет.
Можно определить также точку, в которой
затраты будут равны выручке от реализации
продукции. Она получила название точки
безубыточного объема реализации
продукции, или порога рентабельности,
или точки окупаемости затрат, ниже
которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка
расположена на уровне 50% возможного
объема реализации продукции. Если пакеты
заказов на изделия предприятия больше
50% от его производственной мощности, то
будет прибыль. При пакете заказов 75% от
возможного объема производства прибыль
составит половину максимальной суммы,
т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов
будет менее 50% от фактической
производственной мощности, то предприятие
будет убыточным и обанкротится.

Зона безопасности — это разность между
фактическим и безубыточным объемом
продаж.
Если предприятие полностью
использует свою производственную
мощность, выпустит и реализует 1000
изделий, то зона безопасности (запас
финансовой прочности) составит 50%, при
реализации 700 изделий — 20% и т.д. Зона
безопасности показывает, на сколько
процентов фактический объем продаж
выше критического, при котором
рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить
по-другому (рис. 18.3). При объеме реализации,
равном нулю, предприятие получает убыток
в размере суммы постоянных расходов (в
нашем примере 4 млн. руб.). При объеме
1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб.
Соединив эти точки между собой, получим
на линии X точку
критического объема продаж. В данном
случае точка окупаемости (порог
рентабельности) будет на отметке 500 ед.
или 10 млн. руб. Получен тот же результат,
только более простым способом.

Рис.18.3. Определение точки
безубыточности

Кроме графического метода, можно
использовать и аналитический.

Аналитический способ расчета
безубыточного объема продаж и зоны
безопасности предприятия
более удобен
по сравнению с графическим, так как не
нужно чертить каждый раз график, что
довольно трудоемко. Можно вывести ряд
формул и с их помощью рассчитать данные
показатели.

Для определения безубыточного объема
продаж в сто
имостном
выражении необходимо сумму
постоянных затрат разделить на долю
маржинального дохода в выручке:

млн. руб.

Для одного вида продукции безубыточный
объем продаж можно определить в
натуральном выражении:

шт.

Для расчета точки критического объема
реализации в процентах к максимальному
объему,
который принимается за 100 %,
может быть использована формула

Если ставится задача определить объем
реализации продукции для получения
определенной суммы прибыли,
тогда
формула будет иметь вид

= 750 ед.

Полученная величина в 1,5 раза больше,
чем безубыточный объем продаж в
натуральном измерении (750 : 500). При этом
500 ед. продукции нужно произвести и
реализовать, чтобы покрыть постоянные
затраты предприятия, и 250 ед. — для
получения 2000 тыс. руб. прибыли.

При многопродуктовом производстве этот
показатель определяется в стоимостном
выражении:

тыс. руб.

Для определения зоны безопасности
аналитическим методом по стоимостным
показателям
используется следующая
формула:

или 50%.

Для одного вида продукции зону
безопасности можно найти по количественным
показателям:

или 50%.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (Вкр) необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

.

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении для одного вида продукции определяют по формуле:

.

Для определения зоны безопасности (ЗБ) аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

.

Данные модели используют для расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия не только в ретроспективном, но и в перспективном анализе.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При росте цен требуется меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится сокращать постоянные издержки.

Оптимальным считается план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Например, если цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. р., удельные переменные затраты уменьшились с 12 до 10 тыс. р., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 млн. р., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит:

РПкр = ед.

Способом цепной подстановки определим влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:

ед.;

ед.;

ед.;

ед.

Изменение критического объема продаж за счет:

· суммы постоянных затрат

450 – 500 = – 50 ед.;

· цены реализации продукции

514 – 450 = +64 ед.;

· удельных переменных затрат

400 – 514 = – 114 ед.

Итого:

400 – 500 = -100 ед.

Зона безопасности при этом увеличится и составит:

ЗБ =

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

ЗБ = .

Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:

;

;

;

;

.

В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5 %, в том числе за счет изменения:

· объема продаж

45,6 – 50,0 = -4,4 %;

· постоянных затрат

51,1 – 45,6 = +5,5 %;

· цены продукции

44,1 – 51,1 = -7,0 %;

· удельных переменных затрат

56,5 – 44,1 = +12,4 %.

Автор статьи

Оксана Антипова

Эксперт по предмету «Финансы»

Задать вопрос автору статьи

Замечание 1

Для того чтобы достичь безубыточного уровня продаж, предприятию необходимо контролировать уровень суммы постоянных и переменных затрат. Также это необходимо для того чтобы не выйти из зоны безопасности, в рамках которой действует точка безубыточности. Уровень цен таким же образом влияет на объем продаж предприятия, ввиду этого необходимо помнить, что, если цены на продукцию растут, следовательно, необходимо снижать объемы продаж, чтобы покрыть уровень постоянных расходов, и, наоборот, если цены на продукцию падают, значит необходимо увеличивать объемы продаж продукции. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат ведет за собой повышение рентабельности предприятия, тем самым уменьшает зону безопасности.

Ввиду этого любая организация так или иначе стремится к уменьшению постоянных затрат с целью расширения зоны безопасности. Самым эффективным способом для организации является:

  • уменьшить постоянные издержки на 1 единицу продукции;
  • снизить безубыточный объем продаж организации;
  • расширить зону безопасности.

Пример 1

Предположим, что:

  • цена на 1 единицу продукции предприятия уменьшилась , была 20 тысяч рублей, а стала 19 тысяч рублей;
  • снизились удельные постоянные издержки предприятия (с 12 тысяч рублей до 10 тысяч рублей);
  • сумма постоянных издержек снизилась также с 4000 млн. рублей до 3600 млн. рублей;
  • общий объем производства предприятия сократился с 1000 до 920 единиц продукции.

Расчет точки безубыточности

В этом случае, безубыточная точка объема продаж предприятия составит:

$T = frac{3600}{19-10} = 400 ед.$

Если использовать «цепной» способ подстановки, то тогда есть возможность выявить влияние каждого фактора на изменение выявленной точки безубыточности предприятия.

«Факторы безубыточности» 👇

Расчет точки безубыточности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Расчет зоны безопасности

Расчет зоны безопасности/ Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Зона безопасности при таком расчете составит 56,5%, таким образом можно говорить об ее увеличение, также надо отметить, что данная цифра может меняться в зависимости от объема продаж, цены продукции, от величины постоянных и удельных переменных затрат.

Факторный анализ зоны безопасности

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

Факторный анализ зоны безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Попробуем изменить зону безопасности предприятия с помощью последовательного замещения базового уровня каждого составляющего представленной формулы на фактический, таким образом, это позволит определить изменение зоны с зависимости от каждого фактора в отдельности.

Факторный анализ зоны безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как видно из расчетов, зона безопасности организации выросла на 6,5 %, в том числе за счет изменения:

  • объема продаж ( -4,4%)
  • постоянных затрат (+5,5%)
  • цены продукции (-7%)
  • удельных переменных затрат (+12,4%)

Факторный анализ для объема продукции в стоимостном выражении

В случае, когда предприятие выпускает продукцию в большом номенклатурном объеме, ввиду чего он не может быть подсчитан в количественном выражении и его измеряют в стоимостном выражении, тогда для факторного анализа лучше всего использовать следующую модель:

Факторный анализ для объема продукции в стоимостном выражении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В рамках модели, при которой используется деление затрат на постоянные и переменные, а также категории маржинального дохода, можно определить как зону безопасности предприятия, величину прибыли предприятия по отчетным данным, а также рассчитать безубыточный объем продаж для организации. Но более ценным представляется то, что все это позволяет спланировать и спрогнозировать уровень этих показателей в перспективе.

Замечание 2

Таким образом, данный пример расчета показывает, как точка безубыточности предприятия зависит от таких факторов как: цена на продукцию, сумма постоянных и переменных затрат и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину окружности сечения сферы
  • Как найти песню вместе мы с тобой
  • Майнкрафт как найти скелета иссушителя
  • Как найти значок электронной почты на компьютере
  • Как найти высоту цилиндра зная радиус основания