Как найти звукопись в тексте

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Что такое звукопись?

Что такое звукопись

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

  1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
  2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
  3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
  4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Звукопись примеры

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» — звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Звукопись в литературе

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание — более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Звукопись в стихах

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Приемы звукописи

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Восклицанье голосов…

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Рифмованность строчек достигнута автором за счет созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Русский язык звукопись

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Для усиления выразительности поэтической речи авторы прибегают к различным методам. Обычно используются различные стилистические фигуры (повторы, антитезы, анафоры и т. д.) и тропы (метафоры, эпитеты, сравнения и др.). Существует также ряд приёмов, которые влияют непосредственно на то, как эта речь звучит. Такие средства в совокупности называют звукописью. Рассмотрим, что это такое и как применяется в стихосложении.

Звукопись, согласно словарному определению, – комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи. Также под этим термином понимают систему звуковых повторов, использующихся с целью воссоздать звуки окружающего мира – шелест, скрип, гул и т. д. Эти фонетические средства применяются для достижения эвфонии (благозвучия), а также позволяют придать речи образность, улучшить восприятие её читателем, воздействовать на его воображение.

Существует несколько основных приёмов звукописи:

  • Повтор одного и того же звука.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

«Не жалею, не зову, не плачу…», С. А. Есенин.

  • Повтор фонетически близких звуков.

Слышат шорох ночных теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…

«Людмила», В. А. Жуковский.

Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.

Когда жарится с мясом картошка,
И окрошка о квасе поёт.
Я люблю тебя, милая крошка,
Ну свари поскорее компот!

«Милая крошка», А. А. Мельник.

С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.

Пока спокойною стопою
Иду, и мыслю, и пою,
Смеюсь над жалкою толпою
И вздохов ей не отдаю.
Пока душа ещё согрета,
И рок велит в себе беречь
И дар незыблемый поэта,
И сцены выспреннюю речь…

«Пока спокойною стопою…», А. А. Блок.

В данном отрывке посредством повтора гласных звуков демонстрируется настроение лирического героя. Сначала видим гулкие, протяжные «о», «ю», которые создают ощущение холодности и отстранённости. Затем начинают звучать более нежные звуки («е»), с помощью которых выражается забота и тепло персонажа по отношению к самому себе.

  • Противопоставление фонетически контрастных звуков.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

«По-осеннему кычет сова…», С. А. Есенин.

В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.

  • Неодинаковая организация последовательностей звуков.
– Смотри, как вкрадчивый туман
                              прижался
                                      к молодой воде…
– Где?
– Он полночью поклялся ей,
                          он взял в свидетели луну!..
– Ну?!
– Они сейчас уйдут в песок,
                           туда, где не видать ни зги…
– Гы!..

«Разговор со случайным прохожим», Р. И. Рождественский.

  • Ономатопея (использование слов-звукоподражаний, имитирующих собственное значение).

каналов плеск и треск канатов,
и жизнь моя полна, полна,
пустых домов, мостов горбатых,
разжатых рек волна темна…

«Петербургский роман», И. А. Бродский.

ХР-Р, – храпит негромко папа.
ХР-Р-Р, – храпит сильнее дед.
Так храпит он, что от храпа
Просыпается сосед.

Впрочем, это ерунда.
Брат храпит – вот это да:
Как начнет храпеть мой брат –
И сосед, и дед не спят!

«Храпящая песня», А. Усачёв.

Такие слова, как «плеск», «треск», «гул», «храп» и производные от них, сами по себе являются звукоподражаниями. Их собственное звучание передаёт их значение. Поэтому использование этих слов уже является приёмом звукописи.

  • Исключение из речи слов, содержащих определённые звуки.

Стану всюду развевать
Лёгким уст прикосновеньем,
Как зефира дуновеньем,
От каштановых волос
Тонкий запах свежих роз.

«Привидение», К. Н. Батюшков.

Во всём произведении поэт избегает громких резких звуков («б», «ж», «г»). Это позволяет придать стихам невесомость и нежность.

Таким образом, звукопись в поэтическом тексте выполняет несколько важных функций. С её помощью можно имитировать различные звуки окружающего мира (природы, города, человеческой деятельности и т. д.). Различные средства звукописи позволяют добавить в повествование больше деталей и изображать какие-либо явления и предметы. Также они помогают повысить экспрессивность речи и вызвать у читателя живой отклик. Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста.

Мастеров поэзии недаром называют «художниками слова». Им удаётся при помощи слов нарисовать не только зрительные образы, но и создать образы слышимые, используя звукопись — такие фонетические приёмы, которые усиливают звуковую выразительность речи.

В звукописи выделяют такие приёмы, как аллитерация ассонанс:

В строчке из стихотворения Сергея Есенина наблюдается аллитерация на звук «ш», передающая шум ветра.

В примере из стихотворения Александра Прокофьева наблюдается ассонанс на звуки «у-ю», что делает текст более ярким и экспрессивным.

С помощью ассонанса могут передаваться реальные звуки:

Мастером звукописи был Константин Бальмонт: в стихотворении «Влага» он использовал аллитерацию на «л», используя этот звук в каждом слове, читатель слышит явственно плавные звуки волн:

Министерство Образования и науки УР

Управление образования Администрации МО «Сарапульский
район»

МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа

имени Д.В.Русинова

Звукопись
как особый художественный приём поэтической речи

Исследовательская работа по литературе

Авторы:

Сидорова Марина Михайловна,

ученица 6 класса,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Мамонова Юлия Сергеевна,

ученица 6 класса,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Руководитель:

Юсупова Алла Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Шевыряловской ООШ

С. Шевырялово, Удмуртская Республика,

2016

Оглавление

 Введение……………………………………………………………………………3

1. Виды звукописи и её функции………………………………………….4

 2.Использование звукописи в стихах
удмуртского поэта Флора Васильева………………………….……………………………………….…….13

Заключение………………………………….……………………….……15

Библиография………….……………………….…………………………15

Приложения…………………………………….………………………….16

                                    
Введение.

    Тема нашей  исследовательской
работы: «Звукопись как особый художественный приём поэтической речи». Мы
встречаемся с этим удивительным приемом при чтении лирических произведений.
Звукопись помогает услышать шум леса, пение птиц, шорох травы и многое другое.

    Цель
работы
–  найти
использование звукописи в творчестве  поэтов для
усиления фонетической
выразительности речи.

    Задачи:

Изучить виды
звукописи и ее функции;

Найти приемы
звукописи в произведениях русских поэтов;

Анализировать
стихотворения Флора Васильева.

    Объект
исследования

– произведения русских поэтов и стихотворения Флора Васильева.

    Предмет
исследования

– звукопись как особый художественный приём поэтической речи.

    Методы: анализ произведений.

   
Актуальность.
 Мы с детства слышим поэтическую речь. Короткие четверостишья мы учим
наизусть с детского сада. Но с возрастом начинаешь понимать, чтобы
почувствовать поэзию по-настоящему, нужно не просто читать, а вчитываться,
вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого
необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида
искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик
слова. Мы заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых,
потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть»
художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о
звукописи при изучении произведений в школе говорят не много.

Нам стало
интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому
приёму и для чего. Нам захотелось найти примеры звукописи в  произведениях
русских поэтов.  На уроках литературного краеведения мы изучали творчество
Флора Васильева. Вторую главу своей работы нам захотелось посвятить роли
звукописи в стихах удмуртского поэта. Этому мы и посвятили свою работу.

                        1. Виды звукописи и её функции

Звукописью
пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего
поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и
рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько
определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование
вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций,
дополнительных смыслов и т.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского
говорится о том, что звукопись — это
условный термин для одного из видов
инструментовки стиха, который устанавливает соответствие фонетического
состава фразы изображенной картине. В. Холшевников пишет: «В отличие от
рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то
исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после
ряда «нейтральных» в звуковом отношении стихов возникают явно
слышимые повторы, стих заметно выделяется».

Вечер. Взморье. Вздохи
ветра.

Величавый
в
озглас волн.

Близко
буря, в берег бьется

Чуждый
чарам черный челн…

                   Чуждый чистым чарам
счастья,

          Челн томленья, челн тревог

Бросил
берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог…

                                (К.Бальмонт)

В
самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть 
писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно
попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись
– это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора
таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и
т.п.) 

Звукопись
создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов – аллитерация. Аллитерацией называется повторение
одинаковых или сходных согласных. Аллитерация — древнейший стилистический прием
усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием
встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи
Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте,
Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта
определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования
ею нет и быть не может.

В
русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации
рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

..Трубы трубят
в Новеграде, стоять стязи в Путивле…

Звукосочетания
«тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях
слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание
«ст» дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе –
передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой
стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными
мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р.
Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Вот
что писал об аллитерации В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» (с. 495):
Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не
выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе
— строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Я прибегаю к аллитерации
для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Одним
из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские
моторы:

— Мы фюрера
покоррные рабы,

Мы превращаем
горрода в грробы,

Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.

«Пулковский меридиан» В. Инбер

Повторение звука
«эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук
бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом
аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно
передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Многие
писатели, поэты, критики считали звук «р» — мрачным и строгим, но Г.
А. Шенгели отмечает, что «в связи со значением слова его звуковой состав
приобретает иногда известную окрашенность и тогда становится
выразительным»

Один из таких
приемов – ассонанс (многократное
повторение в стихотворной речи  однородных гласных звуков). Иногда ассонансом
называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не
совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс усиливает
выразительность речи. Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

Многократное
повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся
над полем перед битвой.

А вот как
распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

                             Брожу
ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим
мечтам.

Здесь ассонанс
использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы.

Более сложный
приём звукописи — каламбурная рифма.
Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой
рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев и
другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы –
когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые
ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам
бурым

Обращаюсь с каламбуром.

(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора.
Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Эпифора — повторение конца стиха. Анафора, или единоначатие, — стилистический
прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или
ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет
особенность
аллитерационного
стиха
,
в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в
определённых местах
, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе
метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы
ритмических долей:

Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение
одинаковых слов:

Приутихло, приуныло море синее,
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие, —
Благоверная царица преставлялася…
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти,
плача.

Синтаксическая анафора, (анафорический
параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или
синтаксических  построений в смежных строфах: в следующем примере
анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно
составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Kps-035-

Земля!..

От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Kps-035-

Земля!..
Она бежит, бежит

Своеобразный вид «разливной»
лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди
меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди!.. жди!..
жди!..» производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди»
повторяется 11 раз:

                 
* * *

                           Жди
меня, и я вернусь.

                           Только
очень жди,

                           Жди,
когда наводят грусть

                           Желтые
дожди,

                           Жди,
когда снега метут,

                           Жди,
когда жара,

                           Жди,
когда других не ждут,

                           Позабыв
вчера.

                           Жди,
когда из дальних мест

                           Писем
не придет,

                           Жди,
когда уж надоест

                           Всем,
кто вместе ждет.

За все, за все тебя благодарю я,

за тайные мучения страстей,

за горечь слез, отраву поцелуя,

за смерть врагов и клевету друзей»

                                              (М.Ю.Лермонтов)

Все строчки в
данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого стихотворение стало
звучать как восклицание, как будто герой на вершине благодарности.

А вот строчки,
где все слова начинаются с буквы «З.»

Задремали
звезды золотые,

Задрожало
зеркало затона…

                                (С. Есенин)

Стихотворение
успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается и радуется свету.

Вот пример эпифоры, которая выполняет функции, аналогичные
анафоре:

Шумели,сверкали

и к дали
влекли,

и гнали
печали,

и пели
вдали

                
(К. Бальмонт)

Почти все слова
заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием стих стал более
ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор.

Ещё один приём,
который используется реже других – ономатопея.
Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются
слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

                               (А. Блок)

Морозом выпитые лужи

хрустят
и хрупки, как хрусталь

                            (И. Северянин)

Существуют многие
другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше
наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Каковы основные
функции звукописи?

Художественное
назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии,
музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… — Лермонтов М.
Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической
стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и
отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники
слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь
звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять
серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически
важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи
обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного
творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации
для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность
предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может
играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам
фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например:

               Ты
рванулась движеньем испуганной птицы,

               Ты
прошла, словно сон мой легка…

               И
вздохнули духи, задремали ресницы,

               Зашептались
тревожно шелка.

                                                                
(А. Блок)

Здесь повторение
звуков в — у — п в первой строке объединяет слова, связанные с образом
птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка»
согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами:
за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох (эту иллюзию создает
сочетание звуков д — у — х), образное выражение задремали ресницы
получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре — ре, з — с — ц;
наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на
шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…
Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях
и ассонансах.

Как выразительное
средство используются звуковые повторы в заголовках газетных
и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны
Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим
внимание
.

2.
Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева

Флор Иванович Васильев родился в 19
февраля 1934 года в северной удмуртской деревне Бердыши. Отец поэта, учитель
Иван Алексеевич, со своей семьей жил в квартире школьного дома. Обладая хорошей
памятью, Флор уже в 6-7 лет декламировал стихи русских и удмуртских поэтов.
Когда отец ушел на фронт, Флор остался старшим в семье. В 1953 году Флор
Васильев поступил на факультет удмуртского языка и литературы Глазовского
педагогического института.

Флор
Васильев! Как много чувств и мыслей для чи­тателей и почитателей его творчества
слилось в этом имени: неповторимый, истинно национальный поэтичес­кий талант,
высокость и широта души, обаяние самой личности.

Поэтическое творчество
Флора Васильева такое же светлое, каким был и он сам. Оно находится в поле
зрения современных исследователей национальной поэзии. Критики и раньше живо
откликались на выход каждого его поэтического сборника – оригинального или
переводного. Литературоведы единодушны в оценке его дарования: тончайший лирик,
пронзительно- прозорливый философ, мудрый хранитель – в Слове, через Слово –
самобытности, самоценности своего народа.

Его стихи не разовые,
рыночные, его творчество – это вечная, высокая поэзия о родине и земле, о
природе и тишине, о матери и добре, о любви и человеческой порядочности.

Флор Васильев в своих
стихах показывает нам себя. Обычные для людей ситуации в его произведениях так
оживают, что душа празднует от красоты и точности поэта слова, от мудрости
поэта.

Поленницу кладу

Щепой усыпан двор

Как будто веду

Весёлый разговор

Пусть над плечами пар!

Как добрые слова,

Вберут душевный жар

Смолистые дрова!

Как мастер стиха, Флор Васильев очень
умело пользуется приемом «звукопись». Каждое его стихотворение пронизано
звуками, которые помогают услышать, почувствовать отношения между людьми,
умение слышать и слушать природу, жить в согласии с ее законами. Проанализировав
стихотворения Флора Васильева, мы выделили некоторые приемы звукописи.

Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…

Аллитерации звуков «з», «р», «ш»,
«г» помогает почувствовать холод, завывание сильного ветра.

Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,

Аллитерации звуков «хл», —
помогает услышать звук во время хлестания;

Звуки «к», «р» предает ощущение
колкости, пробирает дрожь.

И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.

Ассонанс, «у», «а» передают завывание вьюги

Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала

Аллитерация «к», «з», «ст» — помогает услышать, как
капает звонкая капель.

Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,
И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.

Аллитерация «хр», «т», «р» —
передает звуки вихря, с завыванием ветра, которое передается с помощью
ассонанса «у», «о»

От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.

Аллитерация «н», «л», «п» — передают ощущение тепла,
ласки

 Заключение

Звукопись, по
моему мнению, создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить
человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним.

В русской
литературе основные приёмы звукописи часто использовались различными поэтами и
простым народом, чтобы, по выражению Александра Блока, «приводить в гармонию
слова и звуки». Нас поразило многообразие приёмов звукописи, используемых в
русской поэзии, и сила воздействия их на читателей и слушателей. Внимание к
звуковому оформлению поэтической речи помогает гармонично воспринять
художественные поэтические образы и проникнуть в творческий мир поэта.

 

Библиография

Примечания:

1.                   
В данном
разделе я даю прямые Интернет — ссылки на информацию, указанную в докладе.

2.                   
«Стихия»
— сайт классической русской и советской поэзии, оттуда взяты почти все стихи,
приведённые в тексте реферата.

1)    Стихия www.litera.ru/stixiya/

2)    Флор Васильев. Светлая осень.
Стихи. Пер. с удмуртского. М., «Современник», 1975

3)    Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская.
— М.: Сов. Энцикл.,
www.febweb.ru/feb/kps/kpsabc/

4)   
 Большая
советская энциклопедия
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art

5)     Холшевников В. Г. Основы
стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

6)     Шенгели Г. Техника стиха. —
http://rus.1september.ru/2002/21/12.htm

 Маяковский В.В. Сочинения:
Стихотворения. — Как делать стихи?- М.:

  «Правда».         

Приложение
1

 Так и бывает в жизни

Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…

Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,
Растет с березкой рядом елка,
Ту—и морозом не проймешь!

И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.
Заботы ждет она от друга,
И, может быть, напрасно ждет.

    Флор Васильев
(Род. 1934)

                Весна

 Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала
И с воробьями за одно
Чирикала, ей горя мало,

Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,

И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.

Но солнце поглядит с небес,
И вновь весна заколобродит,
Она всё чаще в МТС
И в нашу кузницу заходит.

Флор Васильев
(Род. 1934)

  *  *  *

Бредет мороз, людей пугая,
Насвистывает ветер злей.
Луна замерзла, но такая
Сияет нам еще светлей.

И мы не думаем о Юге,
Нам хорошо и тут вдвоем.
От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.

          Флор Васильев (Род.
1934)


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Нам нравится поэзия, мы любим не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Мы заинтересовались  звукописью как художественным приёмом. Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, почему поэты обращались к этим приёмам. Нам захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях русских детских поэтов XX века и  проследить, насколько полезными будут результаты нашего исследования при составлении собственного текста.

Цель работы:

1.Раскрыть значение звукописи в произведениях детских поэтов XX века.

2.Найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.

3.Выяснить их значение для передачи ритма художественных образов.

Задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести звуковой анализ стихотворений разных авторов.

Разработать анкету, чтобы выяснить, насколько респонденты понимают

роль звукописи в поэтическом тексте.

Провести это анкетирование, проанализировать его результаты.

Составить словарик терминов по «звукописи» текста и справочник

благозвучных сочетаний и слов в помощь учащимся при создании

собственных поэтических текстов.

Методы исследования:

сбор научных фактов, изучение монографических публикаций и статей, образовательных ресурсов интернета, проведение социального опроса в форме анкетирования, чтение и построчное размышление над поэтическими

произведениями, подготовка презентации Power Point,составление словарика терминов по «звукописи» текста и справочника благозвучных сочетаний и слов в исследованных произведениях.

Работа по теме исследования проводилась в несколько этапов:

Накопление фактического материала.

Научно-обоснованное содержание и выводы.

Результат работы:

1.Составлен словарик терминов по «звукописи» текста.

2.Предпринята попытка по составлению справочника благозвучных сочетаний и слов для учащихся в соответствии с содержанием вышеуказанных произведений.

3.Результаты исследования можно рекомендовать всем тем, кто интересуется литературой, произведениями русских детских поэтов XX века .

Содержание и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, главы, представляющей собой теоретическую разработку данной проблемы, и практической части исследования, также из заключения, списка литературы и приложения.

Основная часть

2.1. Приёмы для усиления  звуковой выразительности стихотворений.

Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чём пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками. И в этом им помогает звукопись.

Что такое звукопись?Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приёмов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Звукопись – приём усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт тексту свое­образную симметрию[4].

Звукопись создаётся самыми различными приёмами. Рассмотрим некоторые из тех, которые нам удалось найти при исследовании самых известных произведений русских детских поэтов XX века: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака и С.В.Михалкова

1. Аллитерация. Это организованное повторение согласных звуков. Этот приём значительно усиливает речь, придаёт ей ритм.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К.Бальмонт)
Часто аллитерация применяется в соединении с звукоподражанием.

2 . Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напомина-ющими звучание явлений окружающего нас мира. Например, звук [ш] часто ассоциируется с тишиной или шуршанием. Константин Бальмонт в своём

стихотворении «Камыши» старается построить звукоряд на букве ш:

Полночной порою в болотной глуШи
Чуть слы
Шно, бесШумно ШурШат камыШи.

3.Ассонанс – французское слово, означающее «созвучие». Это организованное чередование гласных звуков. Наиболее ярко ассонанс проявляется, если гласные стоят под ударением.
Все хорошо под сиянием лУнным,
Вс
ЮдУ родимУЮ Русь Узнаю…
Быстро леч
У я по рельсам чУгУнным,
Дума
Ю дУмУ своЮ… (Н.Некрасов).
Аллитерация или ассонанс – это вспомогательные усиливающие приёмы, помогающие выразить содержание текста.

4. Анафора  — стилистический приём, заключающийся в повторении сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора – повторение одних и тех же сочетаний звуков:

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин)

Лексическая анафора– повторение одинаковых слов.

(А. Твардовский)

Звукопись можно считать выразительно-изобразительным средством в литературном творчестве. Так как все звуки принято в поэтической речи разделять на резкие и нежные, тихие и звучные, гармонические и дисгармонические, то внедрение тех либо других становится заметным стилистическим средством в художественном арсенале мастера [4].

2.2. Характерные черты детской литературы.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с её помощью закладывается понятие о добре и зле, формируются мировоззрение, идеалы. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в среднем и старшем возрасте начинают читать вдумчиво.

Характерные черты детской литературы:

Детям отводится главная роль.

По тематике соответствует детскому возрасту.

Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).

Простой язык.

Много диалогов и действия.

Много приключений.

Счастливый конец (победа добра над злом).

Воспитывает ребёнка

Как бы ни пытались определить детскую литературу, по сути это всегда те книги, которые нравятся детям[5].

Представляем краткий обзор творчества К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова[1].

1.Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков. Известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе. С детства твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

2.Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу всё. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый — полосатый» и др.

3.Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Все мы помним такие произведения, как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас?», «Песенка друзей», «Три поросёнка», «Под Новый год» и другие.

2.3. Звукопись в произведениях детских поэтов

Очень непохожие друг на друга и по стилю, и по жанрам детские писатели и поэты XX века, тем не менее, неизменно любимы как детьми, так и их родителями. Их книги всегда востребованы юными читателями, веселят их и помогают познавать мир. Желая узнать причину популярности этих произведений, мы решили исследовать звуковую структуру одного произведения каждого поэта.

Звуковой анализ стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Корней Иванович Чуковский написал сказку в стихах «Муха-Цокотуха» в 1923 году. В сказке «Муха-Цокотуха» автор прославляет добро, которое традиционно побеждает зло. Муха и комар предстали перед нами в сказках добрыми, положительными героями. Хотя в реальной жизни они нам доставляют неудобства и являются паразитами. Таракан в сказках является наглым отрицательным героем, к которому все испытывают неприязнь, впрочем, как и в жизни. В сказках его всегда побеждают, в жизни с ним продолжают бороться. Замечательный сказочник Корней Иванович Чуковский сумел сделать так, что мы смогли полюбить то, что в жизни нам неприятно [3]. Немаловажную роль в таком восприятии читателями сыграла звуковая организация текста (предлагается звуковой анализ фрагмента произведения).

Анафора  

Ассонанс

Текст стихотворения

Аллитерация

Звукопо- дражание

Муха

Муха по полю пошла

Муха

лексическая

у,у,у

о,

у

у

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

по, по, пошла

шк шла

х

бр х

шл

Пошла

Приходите

а у

а и у

а и

а у у

Пошла Муха на базар
И купила самовар: «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

по ар

ар

ра

щ

ар

ра

Прибегали

а и

а

а у

а

о

о

у у

и- -и- и

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

а

шк

шк

шк

млк

клм

шк

Приходили

Приносили

о у

о

о о

о

о о

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые В них застежки золотые.

пр

шк

жк

жк ст

ст жк

жк

ст

Приходила

принесла

а

а

а у у

у

а а

у а

а а

а у э

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

пр

пч

пр

кр

кр

щ

п

Поволок

погубить

у а о

а у о

а у у о

па

ую у

о о у у о у

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

ст

б б

б

б

Помогите

И кормила я вас,
И поила я вас,
стилист.

Поила

Покиньте

последний

а

а у

и

и

а

о э а

«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,

Не покиньте меня
В мой последний час!»

г-г-г

з-з

вс

вс

н-н

н

г

з

в

н

Звуковой анализ стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».

«Вот какой рассеянный» — самое популярное стихотворение С.Я. Маршака для детей. Оно впервые было опубликовано в 1930 году, и с тех пор было переиздано десятки раз и переведено на многие языки. Непонятно почему, но рассказ о «человеке рассеянном с улицы Бассейной» многие десятилетия трогает сердца и взрослых, и детей [2].

В стихотворении 75 строк, которые организованы в основном в четверостишия, и повторяющееся 7 раз двустишие:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

В стихотворении преобладают ударные звуки, которые помогают ярче передать настроение героев: [а] — звучит 58 раз – активный звук, передаёт силу страха, [у]–37 раз – рождает панику, [о]–28 раз– ожидание чего-то необычного. То есть в стихотворении больше ассонанса. Часто встречающиеся сочетания согласных (аллитерация): со звуком [р]: р–тр–кр–пр–ткр – это звуки беспокойства, со звуком [в]: в–вт –вн – передают начало движения, со звуком [т]: т—тк – ритм продолжающегося движения. Переход звука [ш] в звук [ф]это непродуманная остановка в движении. Повторяются удвоенные согласные буквы ссзвук [c]: свистящий звук, передаёт предостережение. Звукоподражания:[а] – аканье, наивность; [у] – удивление, [тш] – шипение, [ф] – фырканье, [о] – оканье, радость, [с] – свист, [тр] – запуск мотора, [т][тк][ткр] – стук, ритм работы. Присутствуют многие виды анафоры: звуковая, лексическая, стилистическая и строфическая. Звуковая: [с] –[с] –[в][в] –[с]. Повторяется слово: вместо  – вместо – лексическая. Повторяется предложение: Говорят ему — Говорят ему – синтаксическая. Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал
– строфическая (повторяется 2 раза)

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
– строфическая (повторяется 7 раз)

Звуковой анализ стихотворения С.Михалкова « А что у вас?»

Это стихотворение С. Михалков написал в 1935 году. Сколько лет прошло с тех пор? А стихотворение продолжает жить, фразы из него стали “ крылатыми выражениями”. Наши мамы, папы, бабушки и дедушки знают наизусть строки из него. Кажется, что эти стихи были всегда, и невозможно представить себе детство без весёлых, озорных, в то же время содержательных, но без излишних нравоучений стихотворений любимого детского писателя.

Ассонанс представлен так: [о] – 40, [а] – 36, [э] – 6, [у] – 3; сочетание [ау] – 7. Аллитерация дана в таком нарастании: [л]–[ лч]– [лк]– [плт]; [бр]–[кр]–[пр]–[др]–[чр]; [ск]–[кр]–[ст];[вс] –[вн]– [вж]– [жв]; [ш]– [щ]– [шк]. Сочетания согласных помогают передать такие признаки звукоподражания: переключение, тишина, жужжание, дрожь, лёгкость, шипение. Стихотворение построено на основе синтаксической и строфической анафор, имеющих в основе звуковую анафору. Примеры: Кто на – Кто на – синтаксическая анафора. Дело было– делать было – синтаксическая анафора, повторяющаяся в конце стихотворения. Дело было становится строфической анафорой. Лексический повтор виден в следующих строчках: «Мама – лётчик?», «Мама – милиционер». «Обе мамы – инженеры».

Приведённые примеры помогли нам по-новому взглянуть на звуковой строй поэтических произведений. Мы смогли «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах, найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов.

Хотя глобальная компьютеризация и  затронула уже практически все страны мира, но книги остаются популярными и востребованными. И в особенности это касается детской книжной литературы, которая оказывает просто огромное влияние на малышей. Именно в детской литературе они впервые познают тонкую грань между добром и злом, находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. Детская литература занимает значительное место в воспитании любого малыша, так как имеет возможность непосредственно влиять на психику ребенка, его жизненную линию поведения и эталоны его подражаниях[3].

А звукообразы придают художественную завершённость и особую цельность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой стиля того или иного автора.

2. 4. Анализ результатов исследования

В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащихся школы. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов. Вопросы и ответы в анкете были составлены таким образом, чтобы можно было проследить, насколько респонденты увлекаются чтением дополнительной литературы и понимают ли они роль звукописи в поэтическом тексте. В ходе анкетирования было опрошено 20 человек.

Текст опросника среди учащихся 6-х классов по теме «Звукопись в произведенях русских детских писателей XX века»

1.Каких русских детских поэтов XX века вы можете назвать?

Знаю: Не знаю

2.Чьё произведение вам больше нравится?

1.С.Михалкова “А что у вас?” Да/нет/ не знаю этого произведения

2.С.Маршана ”Вот какой рассеянный” Да/нет/ не знаю этого произведения.

3.И.Чуковский ”Муха-цокотуха” Да/нет/ не знаю этого произведения

3.Обращали ли вы внимание на повтор гласных или согласных в стихотворениях? Да/ Нет

4. Как вы думаете, почему эти стихотворения звучные и запоминающиеся?

1.Потому что много повторяющихся гласных

2. Потому что много повторяющихся согласных

3. Строка стихотворения начинается с одной и той же буквы.

Анкетирование помогло выяснить:

1.Все ученики могут перечислить не более 4 поэтов XX века.

2.Самыми известными среди респондентов являются С.Я.Маршак, С.В.Михалков и Н.Н.Носов.

3.Самым любимым поэтом XX века был назван С. Михалков, далее 50% респондентов назвали ещё и С.Маршака, 10% – К.Чуковского.

4.Все ученики обращали внимание на благозвучие стихотворных строк поэтов.

5.В первую очередь ученики обратили внимание на сочетания гласных в тексте.

Выводы

Проведённое нами анкетирование показало:

1. К сожалению, в число известных поэтов ученики не включили К.Чуковского.

2.Многие учащиеся обращали внимание на звуковую структуру поэтического текста, но не могут привести примеры в соответствии с литературоведческими терминами.

3.Необходимо предложить Памятки по определению приёмов звуковой организации текста, в том числе и поэтического.

Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь выяснить значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определить функции звуковой организации текста, мы предприняли попытку составить словарик терминов по «звукописи» текста и начали составлять справочник благозвучных сочетаний и слов для учащихся, который может им пригодиться при создании собственных поэтических текстов (дан в Приложении).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая музыкальность поэзии XX века предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой. И несмотря на то, что исследованные нами произведения были написаны почти столетие назад, благозвучные стихи не только даруют удовольствие, они врезаются в память.

Предприняв попытку определить роль звукописи в поэтическом тексте, мы разглядели некоторые виды звукописи и их особенности на примере творений российских детских поэтов XX века. В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели и выяснили значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определили функции звуковой организации текста.

Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, мы смогли подтвердить выдвинутую гипотезу: содержание поэтических произведений зачастую рассматривается без тщательного анализа звуковой выразительности текста.

Следовательно, чтобы научиться вникать в секреты текста, нам необходимо перечитывать лучшие произведения литературы, не упуская из виду звуковую структуру текста. Это поможет нам научиться создавать собственные тексты, в том числе и поэтические.Мы полагаем, что предложенный нами словарик терминов по «звукописи» текста и справочник благозвучных сочетаний и слов на примере произведений детских писателей XX века может пригодиться тем, кто интересуется данной темой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сборники произведений детских поэтов XX века., изд-во «Детская литература»,Москва, 1985.

2. Сборник стихотворений известных русских поэтов XIX—XX веков vtoraya-literatura.com/publ.

3. Ю. В. Казарин. «Поэзия и литература», изд-во «Просвещение», Москва.

4. «Звукопись: примеры из литературы, определение звукописи». classlit.ru/publ/sochinenija_na_…

5.«Русская детская литература XX века». studfiles.ru/preview

Приложение

Справочник благозвучных сочетаний и слов (на основе исследования фрагмента произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный»)

Назначение: составлен в помощь учащимся при создании собственных поэтических текстов.

Кодировка и цвет гласных

звуков

а-1,/зелёный

и-2,/синий

ы-3,/коричневый

о-4,/жёлтый

у-5,/красный

э-6/чёрный

Кодировка и цвет согласных, сочетаний согласных, слогов

1звук согласный-1, /белый

2звука согласных -2,/розовый

3звука согласных -3,/малиновый

слог-1согласный+ 1гласный-4,/фиолетовый

слог-чередование гл+согл-5,/морковный

 

Построчное расположение гласных ударных звуков

Кодировка гласных

звуков

Частотность гласных ударных звуков

в тексте

Цветовое восприятие

Э,э

У,э

у,а

а,уАу,а

у,аА,у,у,у

а,э,у

о,о,э

у,э

6,6

5,6

5,1

1,5,1, 5,1,

5,1,5,5,5,

1,6,5

4,4,6,

5,6

Жил человЕк рассЕянный
На Улице БассЕйной. Сел он Утром на кровАть,
СтАл рубАшку надевАть,
В рукавА просУнул рУки
ОказАлось, Это брЮки.
ВОт какОй рассЕянный
С Улицы БассЕйной!

 
   
   
         
         
     
     
   

Состояние удивления,

ощущение доброго смеха

Для передачи такого состояния нужно сочетание

с гласным звуком [у]

Построчное расположение согласных, сочетаний согласных, слогов

Кодировка

Частотность согласных, сочетаний согласных, слогов в тексте

Цветовое восприятие

Р

Тр, кр,ть

Р,ть

Р,пр,р

Бр

р

аССе

аССе

С

Ст

С

сь

аССе

ассе

ра

ба

Вать

Ба,Вать

Ка,ва

Ка,

Ка,ра

ба

1, 5,4,

4,5,

2,2,1,4,

1,1,4,4,

1,2,1,1,4,4

2,1,4,

1,5,4,4,

5,4

Жил человек РАССЕянный
На улице БАССейной. Сел он уТРом НА КРоВАТЬ,
СТал РуБАшку НАдеВАТЬ,
В РуКАВА ПРоСунул РуКИ
ОКАзалоСЬ, это БРюКИ.
Вот КАкой РАССЕянный
С улицы БАССЕйной!

     
     
     
     
     
     
     
     

Дрожь

Свист

Состояние удивления

Для передачи такого состояния нужно сочетание

дрожащих, свистящих звуков со слогами,

оканчивающими на [а]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • У меня украли кольцо как найти
  • Как найти друзей рядом в земле
  • Подключение через ретранслятор как это исправить
  • Как составить схему лесных пожаров
  • Как найти в инстаграм на кого подписан