Как нашли экспедицию в двух капитанах

Судьба экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Св. Анна», бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований. Прошло уже более ста лет с тех пор, а современные исследователи постоянно обращаются к ней. В 2010–2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца-Иосифа части команды «Св. Анны», которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна. Об истории трагического плавания, современных находках и версиях рассказал в своей лекции известный путешественник и фотограф Владимир Мельник. Мы предлагаем пересказ этой лекции.

Две книги

История, описанная Вениамином Кавериным в романе «Два капитана», имела документальную основу. Речь идёт о книге «На юг, к Земле Франца Иосифа». Её автор — Валериан Альбанов, штурман парусно-паровой шхуны «Св. Анна», на которой отправился в экспедицию отряд под руководством Георгия Брусилова. Целью было пройти маршрутом, известным теперь как Северный морской путь.

В чём особенность экспедиции Брусилова, почему мы через более чем сто лет возвращаемся к ней снова и снова?

Начнём с судна «Св. Анна». Оно было построено в 1864 году в Англии для нужд британского флота, изначальное название — «Ньюпорт». Это было первое судно, которое де-факто прошло через Суэцкий канал в 1869 году. На его открытие собралась вся европейская аристократия, включая монаршие особы. В один ряд выстроились лучшие корабли Европы, впереди шёл фрегат «L’Aigle», с французской императрицей Евгенией на борту. А надо вспомнить, что британцы и французы всё время соперничали. И под покровом ночи «Ньюпорт» проскользнул и встал впереди этой кавалькады кораблей. Случился скандал. Официально капитану сделали выговор, но в коридорах британского адмиралтейства ему пожимали руку.

Много позднее, когда молодой офицер Российского флота Георгий Львович Брусилов решил организовать экспедицию, ему понадобилась для этого судно. Он покупает в Великобритании «Ньюпорт», который уже несколько раз менял владельцев и названия, и даёт ему новое имя – «Святая Анна». Мотив переименования был связан с не религией, а с тем фактом, что основным спонсором экспедиции была его тетушка Анна Николаевна. 

…И всё получится

Вся история, связанная с экспедицией, многослойная, сюжеты буквально переплетены. Брусилов хотел первым пройти под российским флагом Северным морским путём от Петербурга до Владивостока. Сделать это он планировал за одну, максимум за две навигации. Был у этого путешествия и коммерческий интерес.  Брусилов надеялся покрыть все расходы на экспедицию и извлечь прибыль из попутного зверобойного промысла в арктических широтах.

Единственный проход по этому маршруту до этого был осуществлён в 1878–1879 годах. Этот путь проделал швед Норденшёльд на судне «Вега». Идея Брусилова была поддержана общественностью, ведь речь шла об освоении арктического побережья России.  

Брусилов уже был в Арктике раньше. В 1910–1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». И видимо, решил, что можно пройти по полярным морям с запада на восток, нужно просто надёжное судно, хорошая команда — и всё получится.

Ерминия Жданко

28 июля (10 августа) 1912 года «Св. Анна» вышла из Петербурга. Чтобы попасть в северные моря, ей нужно было сначала обогнуть Скандинавию. Экспедиция нуждалась в средствах, поэтому Брусилов объявляет, что может взять пассажиров на борт. Своего рода круиз из Петербурга вокруг Северной Европы. Последний заход в Россию планировался в порт Александровск-на-Мурмане, ныне город Полярный в Мурманской области.

Одной из участниц круиза становится молодая девушка Ерминия, дочь генерала Александра Жданко, племянница начальника гидрографического управления Михаила Жданко.  

Когда «Св. Анна» в августе прибывает в Александровск-на-Мурмане, выясняется, что не приехали второй помощник капитана, судовой врач, исследователь, второй штурман и часть матросов. Невольно задумаешься о том, что люди могут предчувствовать трагические события. А найти в маленьком городке судового врача или помощника капитана просто нереально. А уже август, времени нет. Команду кое как набрали, но оставалась проблема судового врача. 

И вот тут Ерминия Жданко, окончившая курсы медсестёр, предложила себя на роль врача. Это и сейчас удивительно, а тогда ведь поход в Арктику был сравним с полётом в космос сейчас. Так или иначе, но выбора не было, и Ерминия отправляется в экспедицию.

Неумолимый дрейф

Период арктических навигаций достаточно короток: июнь — август. В конце сентября начинаются шторма, ухудшается ледовая обстановка.

Надо сказать, что 1912 год был аномальным по ледовой обстановке. В начале октября экспедиция достигла пролива Югорский Шар между материком и островом Вайгач и отправила по телеграфу последнее сообщение. Из-за погоды большинство кораблей просто не смогли пройти дальше на восток. Но Брусилов решает продолжить плавание и идёт к полуострову Ямал. Но 5 октября 1912 года шхуну остановили льды.

Впрочем, это входило в планы Брусилова. Продовольствия на судне было на 18 месяцев. Думали так: встанем у берега, наступит весна, льды отодут, и мы пойдём дальше. Совершенно разумный план. Однако в середине октября 1912 года начались очень сильные южные ветра. Весь массив льда, куда была «впаяна» «Св. Анна», понесло на север.

Наступает лето 1913 года. Но ничего не меняется. Продолжается неумолимый дрейф. На борту ни радио, ни телеграфа. Для остального мира они исчезли.

Капитан и штурман

Вероятно, из-за употребления плохо обработанного мяса белых медведей почти вся команда слегла, а хуже всех чувствовал себя сам Брусилов. Командование судном взял на себя штурман Альбанов. И видимо, когда капитан выздоровел, это послужило источником очень серьёзного конфликта. Некоторые исследователи считают, что причиной был любовный треугольник из-за девушки на борту. Но вероятнее всего, просто не сошлись характерами капитан и штурман, который длительное время исполнял его обязанности.

Наступает вторая зимовка 1913/14 года. Выясняется, что «Св. Анна» находится уже севернее Земли Франца-Иосифа. Штурман просит разрешения капитана отправиться пешим ходом к островам архипелага. И капитан даёт добро: «Уходи». И вдруг к Альбанову присоединяется едва ли не половина команды.

Читайте также: Реальные лица «Двух капитанов» Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

В этом была логика. Люди не знали, переживут ли они ещё одну зимовку, если судно не выйдет на большую воду. А его относит всё севернее.

С января по апрель 1914 года Альбанов и его соратники делают из подручных средств нарты и каяки, готовятся к переходу. Маршрут Альбанов прикидывал в том числе по картам Фритьофа Нансена. К тому времени уже вышла его книга «Фрам» в полярном море», где путешественник описывал свой переход к Земле Франца-Иосифа после неудачной попытки достичь Северного полюса. Альбанов шёл не просто к необитаемым островам архипелага, а к базе британского путешественника Фредерика Джексона на мысе Флора, которая бвла основана в конце XIX века. Штурман «Св. Анны» надеялся найти там депо — остатки запасов британской экспедиции.

10 апреля 1914 года в путь двинулись 14 человек, однако трое спустя десять дней вернулись обратно на шхуну. Остальные должны были дойти до земли и достичь мыса Флора.

«По пачке «Беломора»

Есть шутка: «путешествовать по пачке «Беломора» — если кто-то помнит, на коробке с одноимёнными папиросами был схематический рисунок фрагмента карты Беломоро-Балтийского канала. Вот на что-то подобное и решился Альбанов. Некоторых островов, обозначенных на карте Нансена, просто не существовало в реальности. И ещё: сто лет назад климат был гораздо холоднее. Проливы постоянно скованы льдом. Невозможно было разглядеть, это один остров впереди, два или три. Даже сегодня только с помощью карты можно понять, где что находится. А визуально перед глазами стоит белая пустыня.

Тем не менее Альбанов перерисовывает карту Нансена, наносит координатную сетку и отправляется искать мыс Флора. Это можно было бы назвать авантюрой, если бы речь не шла о шансе на спасение.

В пути выходит из строя хронометр. С помощью секстанта штурман мог определять широту места — насколько группа спустилась на юг или её отнесло на север. Но долготу, а значит, движение по линии восток — запад, без хронометра определить не мог.

Это был мучительный поход. К примеру, были дни, когда они проходили пять вёрст, а ночью их относило на 12 назад. Тем не менее 9 июня члены команды первый раз увидели землю. А подошли к ней 28 июня. Тогда они не знали, куда пришли. Это была Земля Александры. Выглядело эта земля так: кромка ледника высотой с 15-этажный дом.

Земля!

В этой истории было много мистики и чудес. Первое из них — путешественники подошли к земле в тот момент, когда провиант закончился, зверя они уже не добывали. Из еды осталось полфунта соли. Тем не менее умудрились забраться на берег, затащить туда каяки и нарты. Впервые с 1912 года эти люди вступили за землю.

Цитата из дневника Альбанова: «Мы были так счастливы, что забыли все наши бедствия и лишения во время странствования по льду. Этот маленький кусочек земли, лежащий далеко-далеко за Полярным кругом, на 81° широты, показался нам земным раем».

Я видел это место. Типичная арктическая пустыня, где ничего нет, кроме лишайников, кое-где попадается мох.

Но для них это было действительно спасение. Тут птичьи базары, а значит, можно впервые за долгие дни наесться и отдохнуть.

Второе чудо — собирая яйца ,матросы нашли гурий, рукотворную пирамиду, сложенную из камней. Из неё торчал бамбуковый шест с обрывком британского флага. А внутри записка, оставленная экспедицией Джексона в 1895–1897 годах. Из неё Альбанов узнал, как называется это место: мыс Мэри-Хармсуорт.

Третье чудо: это ведь самая крайняя западная точка архипелага Земля Франца-Иосифа. То есть промахнись они на сто метров, никто бы не выжил.

Кстати, здесь Альбанов и его команда встретили двоих беглецов. Была в их переходе и такая, почти криминальная история, когда сбежали два человека, прихватив с собой лучшие ружья, часть провианта, бинокль и компас. 

Место встречи, место расставания

Альбанов их прощает. Но предательство имело и ещё одно последствие. Из-за беглецов они вынуждены были бросить один из каяков. А он бы очень пригодился теперь. Члены отряда могли бы все сесть в каяки и двигаться вдоль ледников до мыса Флора. А это примерно 150 километров. Теперь же, у мыса Ниль, они были вынуждены разделиться на пешую и морскую группы. Пятеро, включая больных, плывут на каяках, четверо, наиболее крепких, идут по берегу. Место встречи — у мыса Гранта.

Группа Альбанова на каяках добирается туда и дожидается пешеходную группу. Он ждёт больше суток, после чего решает продолжить путь без них. Можно ли его осуждать? Сложно сказать. Люди были на пределе физических сил. В месте следующей ночёвки на острове Белл умирает один из матросов. И уже на финальном переходе, когда, казалось бы, всё уже хорошо, происходит очередная трагедия. Поднимается штормовой ветер, один из каяков с двумя матросами уносит в открытое море.

Остаются двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они сумели зайти в теневую сторону за айсберг и переждать шторм. Айсберги могут выглядеть мощно, как крепость. Но в любой момент рискуют расколоться или перевернуться. Альбанов и Конрад проснулись, когда уже стали погружаться в воду. Напомню, температура воды здесь минус 1,5 градуса. Человек живёт в ней минут пять-семь. Каким-то чудом они смогли с перевернувшегося айсберга забраться в свой каяк и уже без остановки гребли до мыса Флора. Остановишься — умрёшь от холода.

«Маяк спасения»

Мыс Флора — это уникальное место, своеобразный  «маяк спасения». С ним связана масса чудесных историй. Одна из них связана со встречей Джексона и Нансена. Последний не знал, что здесь находится база англичан. Среди 200 островов выбрать один и там случайно выйти на руководителя экспедиции — ну не мистика ли?

Альбанов и Конрад нашли что-то вроде избушки, стали её обустраивать, обнаружили какие-то запасы. И вот они приготовились перезимовать, но проходит буквально дней десять, и на горизонте появляется корабль.

Это была шхуна умершего к тому времени Георгия Седова «Св. великомученик Фока», которая зашла к зимовью Джексона на мысе Флора чтобы разобрать строения на дрова для паровой машины. 

Так были спасены двое из 24 участников экспедиции Брусилова.

«По следам двух капитанов»

В 2010 году мы решили найти пропавшую экспедицию, сделать примерно то же, что и Саня Григорьев из «Двух капитанов». Едва ли не единственным документом стала для нас та самая книга Валериана Альбанова «На юг, к Земле Франца Иосифа». Кстати, и к этому источнику некоторые полярники относятся скептически, считая, что штурман мог написать книгу в качестве самооправдания.

Мы решили найти пешеходную группу, которая шла по берегу, тех четверых, которых Альбанов не дождался. Был примерно понятен район поисков: между мысом Ниля и мысом Гранта. Скорее всего, шли они по берегу.

Но иголку в стоге сена проще найти, чем людей, которые пропали более ста лет назад на необитаемых островах в Арктике. И тем не менее мы решили попробовать.

Надо сказать, что добраться в эти места практически невозможно. Ледокола у нас нет. С помощью авиации ФСБ нас забросили на Землю Александры. Затем вертолёты перевезли нас на Землю Георга, на мыс Ниль. Здесь была «точка расставания», где Альбанов последний раз видел пропавшую четвёрку.  

Как пройти?

Альбанову на каяке было проще — ты идёшь по воде, напрямую. А пешеходной группе сложнее, мало того, что береговая линия изрезана, на пути попадаются непроходимые препятствия. В 2011 году мы пытались пройти этот путь пешком. Наш отряд — это подготовленные люди из спецназа, альпинисты, спасатели с хорошим снаряжением, сытые и довольные. И не смогли там пройти. Просто физически невозможно преодолеть эти ледники. А что говорить о полуголодных, измотанных физически и психологически людях?

Погода там очень переменчивая. Мы были на Земле Франца-Иосифа в самое тёплое время года. Конец июля — начало августа — это как ноябрь — декабрь в Москве. То светит солнце, то вдруг начинается метель со скоростью ветра 20–30 м/с. Голубое небо — большая редкость. В лучшем случае на час блеснёт солнце. А чаще всего здесь плотные туманы при стопроцентной влажности.

Работу начали с прочёсывания мыса Ниль. Природа там девственная, поэтому любой след человека остаётся и его хорошо видно. Искали визуально и с помощью металлоискателя любой признак того, что здесь были люди. Пять суток поисков — и ничего, никаких следов.

Трещины-ловушки

И вот на шестой день я нахожу гильзы. Вышел из палатки и в 15 метрах с помощью металлоискателя нашёл две гильзы. Маркировка на гильзах «1910 » и тип патрона совпадает с тем, что описывал Альбанов в книге. Он оставил береговой группе в том числе норвежскую винтовку и патроны.

Наша цель — исследовать весь берег. Один ледник — мы назвали его «Домашний» — прошли спокойно. Трещины были небольшие, их можно было либо обойти, либо перепрыгнуть.

А вот следующий ледник получил название «Смертельный». Он был непроходим. Скорее всего, он так же выглядел и в то время, когда здесь шли люди Альбанова. Сверху его обойти невозможно, единственный путь — по воде на каяках.

Когда наша команда прошла «Домашний» ледник и начала осматривать местность, между камнями нашли человеческие останки. Этот участок стал местом нашей работы на два летних сезона. Перебрали вручную, наверное, тысячу тонн камней. Там такой сыпучий склон. Всё движется, камни падают. Верхний слой сыпется сам, а нижний буквально впаян в лед. Перемешан с разными артефактами и костями. Это была физически сложная и опасная работа. 

Мы нашли останки только одного человека. Когда Альбанов ушёл, вторая группа пошла пешком. В какой-то момент люди остановились отдохнуть. В то время там был сплошной ледник. Пошли дальше, и вот следующий ледник, который выглядел вначале так же безобидно, но на деле оказался очень коварным. На ледниках есть два вида трещин: закрытые и открытые. Открытые неопасные, их видно и потому можно обойти. Думаю, что люди попали в ловушку из закрытых трещин. Их ширина может быть несколько метров, а глубина — десятки метров. При падении в такую трещину выбраться практически невозможно. 

Скорее всего, произошло следующее. Четыре человека шли через ледник вместе, связанные верёвкой между собой, как это делают альпинисты для взаимной страховки. Возможно, один из них не был привязан или успел перерезать веревку. В результате три человека улетели в ледовую трещину. Помочь было уже невозможно, и последний выживший вернулся обратно на то место, где они в последний раз отдыхали. А оттуда открывается вид а сторону мыса Гранта, и он ждал, что, возможно, Альбанов вернётся на каяке и заберёт его. Здесь этот четвёртый и нашёл свою смерть. Со временем его останки скатились вниз. Такова, повторюсь, одна из версий.

Интересный был момент. Я решил подняться на морену и снять сверху место работ. На снимке хорошо виден нож, который как будто только что положили. Удивительная находка! Морена, как и лёд, находится в постоянном движении. И нож могло  со временем просто вынести на поверхность.

Рядом с ножом в радиусе полтора-два метра обнаружили самодельные очки, о которых Альбанов даже написал в своей книге. Там есть эпизод, когда машинист обкусывал кусачками стекло из тёмных стеклянных бутылок и обвязывал тряпочками. Своего рода солнцезащитные очки. В Арктике колоссальная проблема — снежная слепота. Путешественники шли весной и летом, а это самое  жгучее время, когда солнце и белый снег могут спровоцировать снежную слепоту.

Я однажды сам испробовал на себе, что это такое, и, знаете, никому не пожелаю. Ощущение, будто выдавливают и выжигают глаза одновременно. Единственное спасение — тёмная повязка или тёмное помещение. Но у Альбанова и его соратников такой возможности не было. Нужно было постоянно идти и высматривать дорогу. Конечно, бутылочное стекло не позволяло обеспечивать идеальную видимость, но хоть как-то спасало от ослепления.

Скелет со свистком

Потом мы ещё нашли патроны такой же маркировки и калибра. Затем нашли поясной ремень. А дальше начались самые интересные и важные находки. Среди них — человеческий скелет без головы. Куда она делась — большая загадка. Помимо человеческих останков мы обнаружили часы и свисток. Видимо, они лежали у погибшего в нагрудном кармане. И ложку с инициалами «П.С.» на ручке. Скорее всего, она принадлежала матросу Павлу Смиренникову, как и часы, — об этом написано у Альбанова.

Далее — кружка. У Альбанова опять же есть в книге про эту эмалированную кружку, в которой они жарили яйца. Это была единственная кружка. Нашли фрагмент вещмешка.

Как погиб человек? Скорее всего, от голода и холода. Либо его мог убить белый медведь. Мы нашли фрагменты одежды, как бы исполосованные когтями. Впрочем, медведь мог терзать и уже безжизненное тело…

Ещё мы обнаружили комок бумаги. Парадоксально, но в условиях Арктики бумага лучше сохраняется, когда просто лежит между камнями, а не упакована в металлические банки. 

Самая ценная находка была обнаружена, когда я лазил по склону и между камней увидел что-то жёлто-белое. Оказалось, тетрадь, целый дневник. Хорошо видны буквы, текст читается. В лаборатории всё было расшифровано.

Как вообще появились дневники? Ерминия Жданко за свои деньги купила толстые клеенчатые тетради, раздала всем матросам и заставила их писать дневники. В найденном дневнике в основном информация за 1913 год, когда все были ещё на корабле. Те фрагменты, которые были найдены в дневнике, подтверждают, что его писали на борту «Св. Анны», и многие моменты совпадают с тем, что описывал штурман Альбанов в своей книге. Поиски продолжаются и сейчас. Мы нашли то, что было связано с людьми, пропавшими году без вести между мысом Ниль и мысом Гранта в 1914. 

Поиски продолжаются и сейчас. Мы нашли то, что было связано с четырьмя людьми, пропавшими в 1914 году без вести.

2010 год был идеальным для экспедиции. Если бы она состоялась в 2009-м, когда было очень много снега, скорее всего, мы ничего не нашли бы. В 2011 году все листки разорвало бы ветром, остальное разбило бы о камни. Нам повезло. Невольно вспомнишь, сколько у Альбанова было мистических, чудесных моментов…

Где «Св. Анна?»

А вот судьба судна «Св. Анна» пока остаётся загадкой. Очевидно, Брусилов и его команда ждали, когда их вынесет на открытую воду. Но, скорее всего, этого не случилось. Продолжался сильный дрейф на север.

Гибель «Св. Анны» могла произойти по двум причинам: сдавливание льдами или пожар. Уголь и керосин там давно уже закончились. Экипаж вынужден был использовать деревянные конструкции корабля для топлива, что несомненно снижало его прочность.

Возможно, шхуну отнесло к островам Рудольфа и группе островов Белая Земля, и некоторые члены команды могли добраться до берега. Страх остаться на третью зимовку был, конечно, огромный. И сейчас мы пытаемся обследовать острова в северо-восточном секторе архипелага Земля Франца-Иосифа.

Есть и необычные версии трагедии. Вспомним, что в 1914 году началась Первая мировая война. Никто на «Св. Анне» об этом не знал. Если представить, что летом 1915 года шхуну вынесло в северную часть Антантики, то там она могла стать жертвой германских подводные лодок. Впрочем, эта версия ничем не подтверждается.

Остаётся ещё одна загадочная история. В 1926 году швейцарец Рене Гузи издает книгу на французском языке «…le Nord est pire!».  В 1928 году эта книга была переведена на русский язык под названием «В полярных льдах». В ней от лица участницы Ивонны Шарпантье описывается полярная экспедиция по сюжету очень  похожая на экспедицию Брусилова, хотя название судна и имена участников другие. Весьма интересно то, что в книге освещаются события, имевшие место уже после ухода штурмана.

В экспедиции 2021 года с нами было два филолога. По вечерам в кают-кампании мы переводили и обсуждали эту книгу. Выяснилось, что она сильно отличается от текста, изданного в 1928 году. Роман состоит из двух частей. Первая часть — бульварная литература в жанре женского журнала. А вот вторая часть — абсолютно другая.

Имя девушки — Наташа Сидорова, а имена членов команды полностью совпадают с именами участников экспедиции Брусилова. Во второй части подробно описывается, как умирали люди, оставшиеся на борту «Св. Анны», много бытовых деталей, подробные описания корабля и нюансов, которые сложно просто так выдумать. Заканчивается тем, что девушка перед смертью запаковывает все дневники, укладывает их в кожаную сумку и выбрасывает на лёд. В предисловии говорится о том, что якобы позже эту сумку находит капитан норвежского китобойного судна. И в конце концов дневник попадает в руки Гузи, человека, который всю жизнь занимался Африкой и никогда — Арктикой. Сумка, кстати, была найдена в северо-восточной части Шпицбергена, что вполне укладывается в возможный маршрут дрейфа «Св. Анны».

Не исключено, что исследование этих мест станет следующим этапом нашей экспедиции…

Узнать о новых лекциях, которые проводит Русское географическое общество в Москве и Санкт-Петербурге, можно здесь. Анонсы публикуются на главной странице сайта РГО и на наших страницах в соцсетях. Вы можете также посмотреть видео прошедших выступлений гостей лектория.

Записала Татьяна Петренко

Георгий Седов и Георгий Брусилов – полярные исследователи, которые стали прототипами Ивана Татаринова в романе Каверина | Фото: barneo.ru и portal-kultura.ru

Георгий Седов и Георгий Брусилов – полярные исследователи, которые стали прототипами Ивана Татаринова в романе Каверина | Фото: barneo.ru и portal-kultura.ru

5 мая исполняется 141 год со дня рождения выдающегося полярного исследователя Георгия Седова, чья экспедиция к Северному полюсу закончилась драматически. В том же 1912 г. были предприняты еще две попытки добраться до Арктики, но и они завершились трагедией. В этих исторических событиях было не меньше тайн и загадок, чем в романе «Два капитана», написанном на их основе.

Иван Власов в роли Ивана Татаринова в фильме *Два капитана*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Иван Власов в роли Ивана Татаринова в фильме *Два капитана*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Центральные события романа – поиски пропавшей экспедиции капитана Татаринова – вызывают в памяти несколько исторических аналогий. В 1912 г. исследовать Арктику отправились 3 экспедиции: лейтенанта Георгия Седова на судне «Святой Фока», геолога Владимира Русанова на боте «Геркулес» и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Об экспедиции Русанова известно очень мало – она пропала без вести. Ее поиски напоминают поиски экипажа «Святой Марии» в романе Каверина.

Старший лейтенант Георгий Седов с женой | Фото: barneo.ru и history-paradox.ru

Старший лейтенант Георгий Седов с женой | Фото: barneo.ru и history-paradox.ru

Члены экспедиции Седова | Фото: odnarodyna.org

Члены экспедиции Седова | Фото: odnarodyna.org

Шхуна «Святая Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут шхуны «Святая Анна» Брусилова. А вот черты характера, взгляды и внешний облик капитана Татаринова напоминают Георгия Седова. Он был сыном бедного многодетного рыбака, а к 35 годам достиг многого, став старшим лейтенантом флота. В описании экспедиции капитана Татаринова использованы факты из экспедиции Георгия Седова: поставка негодных собак и припасов, невозможность найти радиста, обнаружение пропилов в обшивке судна, цитируется доклад Седова гидрографическому управлению. Врач экспедиции писал: «Солонина оказывается гнилой, её нельзя совершенно есть. Когда её варишь, то в каютах стоит такой трупный запах, что мы должны все убегать. Треска оказалась тоже гнилой». В 1914 г. во время похода к полюсу Георгий Седов скончался. Остальные члены экспедиции, кроме механика, умершего от цинги, вернулись на родину.

Георгий Седов в каюте шхуны *Святой Фока*, 1912 | Фото: history-paradox.ru

Георгий Седов в каюте шхуны *Святой Фока*, 1912 | Фото: history-paradox.ru

Схематичное изображение маршрута шхуны *Святой Фока* и последняя фотография Георгия Седова | Фото: history-paradox.ru

Схематичное изображение маршрута шхуны *Святой Фока* и последняя фотография Георгия Седова | Фото: history-paradox.ru

Судьба штурмана «Святой Марии» Ивана Климова перекликается с подлинными событиями жизни штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова, участвовавшем в экспедиции Брусилова. Он стал одним из двух выживших членов команды, которым удалось вернуться в Россию. Каверин был знаком с записями Альбанова. Штурман опубликовал книгу «На юг, к Земле Франца-Иосифа!», благодаря которой и стало известно о трагической судьбе этой экспедиции. В октябре 1912 г. шхуну зажало льдами и начало сносить далеко от намеченного курса. Она дрейфовала в течение двух лет. В апреле 1914 г. штурман вместе с группой из 11 человек покинул шхуну, чтобы совершить переход по дрейфующим льдам к Земле Франца-Иосифа. В живых остались только двое. Их подобрала шхуна «Святой Фока» – та самая, на которой в экспедицию отправился лейтенант Седов, – и доставила их на сушу.

Штурман *Святой Анны* Валериан Альбанов и книга, в которой он рассказал об экспедиции Брусилова | Фото: ourbaku.com и stoneforest.ru

Штурман *Святой Анны* Валериан Альбанов и книга, в которой он рассказал об экспедиции Брусилова | Фото: ourbaku.com и stoneforest.ru

Существовала версия, что штурман Альбанов решил покинуть шхуну из-за конфликта с капитаном Брусиловым, который мог разгореться из-за женщины. В экспедиции в качестве судового врача приняла участие Ерминия Жданко, и некоторые исследователи выдвигают предположения о том, что любовь к ней стала яблоком раздора между капитаном и штурманом. Участь оставшегося на судне экипажа во главе с Брусиловым осталась загадкой – «Святая Анна» исчезла, ее поиски ни к чему не привели. Из-за этого в 1917 г. Альбанов пережил нервный срыв и оставил военную службу, а в 1919 г. он скончался. Только в 2010 г. были обнаружены следы экипажа «Святой Анны», но само судно так и не было найдено.

Штурман Валериан Альбанов и капитан Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru и lexicon.dobrohot.org

Штурман Валериан Альбанов и капитан Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru и lexicon.dobrohot.org

Многие записи из дневников Альбанова перекликаются с текстом романа Каверина. Например, в дневниках были такие строки: «Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, – а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, – нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно?». А центральной идеей романа стал девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Полярный исследователь Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru

Полярный исследователь Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru

В романе «Два капитана» шхуна «Святая Мария» тоже дрейфует во льдах, и спастись удается только нескольким матросам во главе со штурманом Климовым. Они сохранили письма, которые в свое время не достигли адресатов. Эти письма и услышал в детстве Саня Григорьев, загоревшись идеей разгадать тайну гибели экспедиции «Святой Марии».

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: stoneforest.ru

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: stoneforest.ru

У главного героя Сани Григорьева было несколько прототипов. Идея создания романа родилась у Каверина после встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории под Ленинградом в 1930-х гг. Он рассказал писателю о том, что в детские годы страдал странной немотой, о том, как был сиротой и беспризорником, учился в школе-коммуне в Ташкенте, а потом поступил в университет и стал ученым. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле», – говорил о нем Каверин. Многие черты Лобашева и детали его биографии стали основой для создания образа главного героя Сани Григорьева. Еще одним прототипом послужил военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, погибший в 1942 г. Он посвятил писателя в тайны летного мастерства.

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: inosmi.ru

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: inosmi.ru

Роман Вениамина Каверина «Два капитана» стал его самым известным произведением, хотя самого автора это удивляло. На склоне лет он признался: «Мне уже за восемьдесят. Но меня по-прежнему волнует все, что связано с этой арктической трагедией. Кстати, я до сих пор не могу понять причин странного и удивительного успеха «Двух капитанов», я никогда не относил их к числу лучших своих книг. Но, как ни странно, мое имя как писателя знают прежде всего по этой книге, иногда меня это даже раздражает…».

Герои фильма *Два капитана*, 1976 | Фото: fb.ru

Герои фильма *Два капитана*, 1976 | Фото: fb.ru

Фильм, снятый по роману Каверина, стал настоящим кинохитом: За кадром фильма «Два капитана».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Группа исследователей уже несколько лет ищет в Арктике следы одной из самых загадочных отечественных экспедиций.  Затертая льдами шхуна Георгия Брусилова, племянника знаменитого генерала и героя Гражданской войны, бесследно исчезла в районе Земли Франца-Иосифа в 1914 году. До Большой земли из ее экипажа добрались лишь два человека — штурман Альбанов и матрос Конрад. По иронии судьбы эта же экспедиция стала одной из самых известных в России после того, как Вениамин Каверин использовал ее историю в романе «Два капитана».    

Спустя десятилетия безвестности организаторам экспедиции «По следам двух капитанов» удалось в течение последних лет найти не только первые артефакты со «Святой Анны», но и останки одного из членов его команды. В 2017 году они попутно обнаружили место затопления другого корабля — шхуны «Эйра» британской экспедиции конца XIX столетия, найти которую до сих пор никому не удавалось. И всё это — на небольшой яхте Alter Ego. 

В 2018-м полярники готовятся продолжить искать «Святую Анну», хотя, как признаются сами, здесь всё зависит только от удачи. О том, как были сделаны первые находки, куда исчезли архивы экспедиции и как искать корабль, о судьбе которого вообще ничего неизвестно, порталу iz.ru рассказал руководитель экспедиции «По следам двух капитанов» Евгений Ферштер.  

Фото: страница Евгения Ферштера Вконтакте

 С чего начиналась экспедиция «По следам двух капитанов»?

— В 2005 году мы впервые попали на Землю Франца-Иосифа. Нашей задачей был поиск шхуны «Эйра» экспедиции Ли-Смита 1881 года. Тогда нам не удалось, к сожалению, осуществить погружение. Но зато мы попали на место, связанное с историей двух, наверное, самых трагических экспедиций в истории Арктики — экспедиции Георгия Брусилова и Седова. Именно тогда возник наш интерес ко всей этой теме. «Двух капитанов» ведь мы все читали с детства.

 О судьбе «Святой Анны» Георгия Брусилова крайне мало информации. На чем вы основывались, начиная поиски?   

— Где-то в начале 1914 года судно после двух лет ледяного дрейфа оказалось между Землей Франца-Иосифа и Северным полюсом. В этот момент часть экипажа, 12 человек, во главе со штурманом Альбановым решила уйти на Большую землю за помощью. В какой-то момент ушедшие решили разделиться на пешую группу, которая шла по берегу, и водную, которая двигалась по воде.

Альбанов назначил пешей группе место встречи на мысе Гранта Земли Франца-Иосифа. В этой группе было четыре человека. Стартовали они с мыса Ниль. Но на мыс Гранта так и не пришли: есть точка старта, есть точка финиша, до которой люди не добрались.

Это нам показалось самой оптимальной историей для поиска следов команды «Святой Анны». Потому что тут понятно: на Земле Франца-Иосифа очень мало путей передвижения. Там либо есть пляж, либо купол ледника, на который еще надо забраться. То есть маршрут был предсказуем. И вот после этого мы пять лет почти готовились к этой истории.

Единственное документальное свидетельство

 В чем была основная сложность?  

— В те края самое сложное — это попасть. И в 2009 году мы познакомились с очень хорошим человеком — Олегом Николаевичем Проданом (в 2016 году Олег Продан погиб в Арктике во время поисков «Святой Анны». — портал iz.ru). Он возглавил экспедицию. В 2010 году с помощью вертолетов авиации ФСБ России мы попали на Землю Франца-Иосифа. И буквально в течение первой недели мы провели такую историческую реконструкцию — поставили себя на место этих людей и решили пройти тем же маршрутом, которым шли они. И уже в течение недели наткнулись на останки человека. Причем там были не только останки — там были личные вещи и дневник.

Фото: из архива экспедиции «По следам двух капитанов»/Владимир Мельник

Автор цитаты

Первое, что мы увидели, выкапывая страничку из ледника, — это слова «Святая Анна».

Главное, что Альбанов в своих дневниках писал: я пешей партии оставил кружку, ведро, ружье, 40 патронов и единственные часы, принадлежащие Смиренникову. Когда мы нашли этого человека, рядом с ним лежали кружка, ведро, часы. Ружья с патронами, к сожалению, не нашли.

Но еще там были какие-то личные вещи. Солнечные очки, которые, если верить Альбанову, делал кочегар Фрейберг на лодке из темного стекла бутылочного — это были бутылки из-под джина.  Еще нож там был — он лежал прямо на камнях.

То есть человек, видимо, умер где-то наверху и ледником его стащило вниз.

Фото: из архива экспедиции «По следам двух капитанов»/Владимир Мельник

 Найденный дневник был расшифрован?

— Да, всё это ушло в лабораторию ФСБ России. Они частично расшифровали этот дневник. Но там речь в основном идет о быте на шхуне и нет ни одного слова об их переходе, который нас интересовал в первую очередь.

 То есть в поисках он не помог никак?  

— Он стал единственным документальным свидетельством того времени. Потому что дневники Альбанова в оригинале потеряны. Когда он приехал в Санкт-Петербург в 1917 году, он издал книгу «На юг! К Земле Франца-Иосифа». Но это уже печатный вариант. Его личные дневники, на которых была основана книга, за это время исчезли.

 Я так понимаю, что в принципе архивы экспедиции, всё, что касается подготовки, утеряно? Я читала, например, что Вениамин Каверин видел какие-то оригиналы, когда работал над «Двумя капитанами», а дальше — всё…  

По слухам, это всё находилось у некоего издателя, который эмигрировал в Париж, а после его смерти вроде бы дом вместе со всеми документами сгорел.  

Фото: из архива экспедиции «По следам двух капитанов»/Владимир Мельник

«Следов «Святой Анны» в принципе не существует»

— Вы знаете, кем был тот человек, чьи останки вы нашли на леднике?

— К сожалению, его личность установить не удалось. В 2011 году в продолжение экспедиции мы взяли уже Виктора Николаевича Звягина. Это один из главных судмедэкспертов России, который идентифицировал в том числе царскую семью (профессор Звягин также подтвердил принадлежность Гитлеру тела, обнаруженного в Берлине в конце войны, и воссоздал образ Беринга по данным антропологов. — портал iz.ru). Все находки были переданы ему, в центр судебно-медицинской экспертизы. Останки удалось собрать практически целиком, но, к сожалению, там не хватало черепа.

 А генетическая экспертиза?

— Мы пытались найти родственников, потомков каждого из той четверки, которая шла по берегу. Даже через программу «Жди меня» объявляли поиск. Родственники появлялись, но явно все не те. Сейчас его останки до сих пор находятся у Звягина, но работать с ними он закончил.

 Что с ними будет дальше?

— Сейчас как раз мы обсуждаем вопрос захоронения. Если получится, сделаем это в следующем году.  

 Еще какие-нибудь следы шхуны в последние годы появлялись?

— Следов «Святой Анны» в принципе не существует на настоящий момент, поэтому здесь всё очень сложно с технологией поиска. Кто-то из современных исследователей писал, что где-то в немецком городке в портовом кабачке на стене висит чуть ли не штурвал или спасательный круг с надписью «Святая Анна». И хозяин кабачка рассказывает всем, что их привез его отец, немец.  

Автор цитаты

Якобы во время Второй мировой войны, чуть ли не когда они гонялись за нашими конвоями, где-то совсем на севере немцы наткнулись на вмерзшее в лед судно, и вот оттуда его папа привез всё это на память. Но эта история тоже не проверена. Кто-то из наших в этом городе даже побывал и пытался найти это место, но ничего так и не нашел. 

Фото: из архива экспедиции «По следам двух капитанов»/Владимир Мельник

 Как тогда вы строили поиск после находок 2010 года?  

— Последний раз шхуну видели между Землей Франца-Иосифа и Северным полюсом. Альбанов, помимо своего дневника, ведь принес еще выписки записей из судового журнала, где были и последние координаты судна.

Так что Олег Продан нашел три или четыре радиобуя, на вертолетах их выкинули ровно на ту точку, где последний раз видели шхуну, и дальше по навигаторам следили за перемещениями, потому что вряд ли течение там поменялось слишком сильно.

И вдруг выяснилось, что радиобуи практически год крутились в районе Земли Франца-Иосифа. Их дальше не уносило. И один из буев в результате застрял где-то между островами архипелага. 

Яхта Alter Ego среди льдов одного из проливов архипелага Земля Франца-Иосифа

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

Автор цитаты

Поэтому есть вероятность, что «Святая Анна» так и осталась дрейфовать в районе северной оконечности Земли Франца-Иосифа 

И вот в прошлом уже году, в 2017-м, у нас была экспедиция в сторону Земли Франца-Иосифа на нашей небольшой яхте, мы посвятили ее памяти Олега Продана. В том числе мы поставили себе задачу дойти до того района, где засветился последний радиобуй, и попробовать найти следы шхуны.  Любые. Обломки корабля, следы человеческого пребывания — потому что, если бы корабль прибило к берегу, люди бы наверняка сошли на берег. К сожалению, была очень плохая ледовая обстановка, мы не смогли попасть на север. В этом году, возможно, нам повезет больше.

 Кстати, про яхту. Она участвовала в поисках с самого начала?

— Нет, первый раз яхта присоединилась к экспедиции в 2012-м. Потом ходила в 2015 и 2016 годах.

Арктическая экспедиционная яхта Alter Ego на выходе из Кольского залива в открытое Баренцево море

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

 Вот эта яхта выглядит очень маленькой…

— 18 метров!

 Ну в масштабах Арктики она смотрится очень небольшой. Туда в принципе ходят на таких яхтах или это какое-то исключительное решение?

— Иногда ходят, да. Но чем мы отличаемся от всех остальных, это тем, что мы на этой яхте проводим научные работы. Поиск «Эйры», поиск «Святой Анны» — это историческая часть, это скорее наши личные интересы. Параллельно мы работаем с учеными. В этом году мы взяли для них пробы на микропластик, у нас была крупная орнитологическая работа. Надо понимать, что это не прогулочная яхта и мы не ради своего удовольствия туда ходим. Хотя нет, и ради собственного удовольствия тоже, конечно…

 Почему вообще такой выбор судна?  

— Она очень маневренная, у нее сравнительно небольшая осадка. То есть она может подойти туда, куда крупные ледоколы подойти не могут. И, самое главное, в эксплуатации она значительно дешевле, чем атомный ледокол.

Арктическая экспедиционная яхта Alter Ego на выходе из Кольского залива в открытое Баренцево море

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

«Самый серьезный вопрос — это тайна могилы Седова»

 Зато именно в 2017 году, когда не удалось дойти до района поисков «Святой Анны», я так понимаю, вы нашли ту самую «Эйру», с поисков которой всё началось в 2005 году?

— Да. Нас льды загнали именно в ту бухту, где утонула «Эйра». Мы не могли упустить такой шанс. Мы ведь когда-то впервые сюда попали именно ради нее.

У нас даже никакого специализированного оборудования не было. У нас были просто эхолоты, сонары. Чисто навигационное оборудование, чтобы понимать картину дна.  И мы решили попробовать. Мы барражировали и где-то на 10–12 проходе нашли какой-то объект. Опустили туда камеру GoPro. Посмотрели — в принципе там можно было «прочитать» отдельные доски, то есть объект был явно искусственного происхождения.

Погружаться мы пока не имеем права — это должен быть международный проект с привлечением подводной археологии.

 Координаты гибели «Эйры» были известны раньше?

— Да, по ней координаты были.

 Почему тогда ее никто никогда не искал?

— Искали много раз. Просто, видимо, наша удача такая. Тем более раньше не было хорошего оборудования.

 Сколько примерно в районе Земли Франца-Иосифа сейчас находится известных экспедиций или судов, которые до сих пор не найдены?

Автор цитаты

Там где-то находится судно «Тегеттгоф» экспедиции Юлиуса Пайпера, фактически первооткрывателя архипелага. Из самых серьезных, интересных вопросов — это могила Георгия Седова, с которым тоже очень много загадочного связано. Тоже до сих пор не найдена.

 Я думала, что тут как раз всё более-менее известно.

— Не совсем. Он ушел с двумя матросами, Линником и Пустошным, обратно вернулись только они, и их показания были не очень логичны. Но там была сложная ситуация — Седов в любом случае умирал. А они были здоровы, и для них это был путь в один конец. Я бы, скорее всего, на их месте Георгия Яковлевича просто оставил. Вряд ли они его убили. Скорее всего, просто оставили там и вернулись сами.

«Решение на грани фола»

Ландшафт острова Белл архипелага Земля Франца-Иосифа

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

 Возвращаясь к истории Георгия Брусилова, насколько точно всё это описал Каверин?  

— У Каверина очень похоже, но Каверин не очень много пишет об этом. У него спасся один человек, штурман Климов. Здесь два человека — Альбанов и Конрад.

 А вот то, что он пишет про проблемы с обеспечением экспедиции и причины гибели?

— Это, скорее всего, Седов. Потому что Седов в Архангельске купил собак явно дворовых. Потом жаловался, что ему продали негодных собак. Но какой ты полярник, если в собаках не разбираешься. Он лейтенант флота, он не полярник.

 То есть Брусилов был как раз более-менее подготовлен?

— Брусилов не собирался выходить на берег. В отличие от Седова никакой экипировки для этого они не брали. Они вышли из Питера, обогнули Норвегию, пришли в Александров-на-Мурмане. И дальше вдоль берега они должны были пройти до Владивостока. Но они прошли где-то под Вайгачом и Югорским Шаром, и дальше их зажало льдами и вытащило наверх. Они вообще не собирались в те края.

 Насколько реалистичным был план Брусилова, что они просто пройдут этим маршрутом и у них ни разу не возникнет экстренной необходимости сойти на берег?

— Очень сомнительно. Даже сейчас без ледокольной проводки это не всегда возможно.

 То есть это изначально было решение на грани фола?

— Да.

Повесть Вениамина Каверина «Два капитана» была главной книгой нескольких поколений советских подростков. Она выдержала массу переизданий и стала основой для спектаклей и мюзиклов. Привлекательность книги заключалась и в том, что Каверин основывал повесть на реальных событиях — истории арктической экспедиции Георгия Брусилова в 1912-1914 годах. Несколько членов этой экспедиции погибли на земле Франца-Иосифа. Группа российских полярников-энтузиастов в 2010 году смогла обнаружить на одном из островов архипелага сразу несколько артефактов, которые позволили приоткрыть одну из драматических страниц освоения Арктики в начале ?? века.

«Святая Анна» во льдах

Летом 1912 года из Архангельска вышла экспедиция Георгия Брусилова. Опытный полярник хотел впервые под российским флагом пройти Северным морским путем за одну навигацию. Именно эта экспедиция и стала прообразом экспедиции капитана Татаринова из романа Каверина.

Запасы продовольствия были солидными, однако путь к Владивостоку завершить не удалось. Зимой 1912 года корабль вмерз в лед Карского моря недалеко от Новой Земли. Попытки освободить его были безуспешными, и следующую зимовку зажатая льдами «Святая Анна» встретила уже в районе земли Франца-Иосифа.

В начале 1914 года часть экипажа во главе со штурманом Валерианом Альбановым решила покинуть корабль и двигаться к земле Франца-Иосифа, чтобы ожидать попутный корабль на мысе Флора. Через два с половиной месяца пути Альбанов и его люди достигли земли Франца-Иосифа.

На архипелаге путники решили разделиться. Группа во главе с самим Альбановым на каяках плыла вдоль берега, другая группа во главе с рулевым Максимовым шла по покрытому ледником берегу. Встреча должна была состояться на мысе Гранта, однако «пешеходы» на ней не появились.

Погодные условия не позволили Альбанову начать поиски соратников. Штурман отправился дальше на двух каяках. Сразу после этого во время шторма одну из лодок унесло в море. Альбанов вместе с матросом Конрадом смог удержаться на каяке. Выжившие моряки дошли до мыса Флора, где нашли продуктовый склад, оставленный прежними исследователями Арктики. Здесь Альбанов с Конрадом дождались попутного корабля, на котором прибыли в Архангельск.

Поиски «Анны» и «пешеходов»

На месте находок участники экспедиции Продана установили памятный крест

Фото: РИА НОВОСТИ

Искать «Святую Анну» пытались, правда, немногие и безуспешно. Судьбой же партии «пешеходов», пропавших на земле Франца-Иосифа, не занимался никто.

В XXI веке историей пропавшей группы рулевого Максимова заинтересовались опытные путешественники — единомышленники, связанные и работой в МЧС, и интересом к загадкам прошлого. Собрав команду во главе с почетным полярником России Олегом Проданом, они обратились в Институт археологии РАН, чтобы найти человека, который мог бы представлять науку в экспедиции. Таким человеком стал сотрудник института Артемий Дановский. Финансирование осуществлялось преимущественно за счет участников-энтузиастов — кроме того, знакомые бизнесмены обеспечили спутниковую связь. Русское географическое общество оказало информационную поддержку, авиация ФСБ России взяла на себя организацию транспорта. Местом поисков была выбрана земля Георга — один из островов архипелага, на котором, судя по дневнику Альбанова, надо было искать следы «пешеходов».

Подготовка экспедиции была проведена профессионально. Специалисты МЧС взяли с собой не только специальные палатки с печами, но и особым образом приготовленные консервы. ФСБ России предоставило исследователям самолет до места поисков, вертолеты и лодки, с помощью которых можно обследовать побережье.

План самих поисков был разработан еще на материке. В администрации Архангельской области Артемий Дановский получил разрешение на «разведывательные раскопки в Приморском районе Архангельской области» (в условиях вечной мерзлоты это звучит смешно, но таковы правила, по которым работают археологи). После этого с картой острова и дневником штурмана Альбанова в руках участники экспедиции составили план поисков.

Скелет в каменном коридоре

1912 год, незадолго до отплытия. Корабль Брусилова «Святая Анна» у Николаевского моста в Петербурге

Из дневника археологи знали место расставания и место встречи Альбанова и группы «пешеходов», которые двигалась по берегу острова Георга. Основная часть суши здесь покрыта ледником, который отступает лишь у самой кромки плато на 50-100 метров. Под обрывами от постоянных осыпей образуется каменистый пляж шириной 50-200 метров. Именно по этому узкому коридору, сверху или снизу, преодолевая каменные гребни и языки льда, и должны были двигаться члены группы «пешеходов» во главе с рулевым Максимовым, именно этот коридор и предстояло обыскать археологам. Из специального оборудования члены экспедиции взяли с собой нивелир (для фиксирования археологических объектов), металлоискатели и несколько фотоаппаратов. Помимо техники, в экспедицию спасатели захватили и еще один важный «прибор» — ньюфаундленда Арнольда.

Высадка экспедиции на берег мыса Ниль земли Георга прошла в сложных условиях. Земля Франца-Иосифа встретила сильным ветром скоростью до 35 метров в секунду. На глазах участников экспедиции поток воздуха поднял с одного из ящиков ружье и отбросил метров на пять. Несмотря на сопротивление стихии, участники экспедиции разбили базовый лагерь из двух обогреваемых палаток и начали думать о дальнейших поисках.

На следующее утро исследователи облетели район своего лагеря на вертолете. После этого разбились на группы и начали осмотр окрестностей. Первые находки удалось сделать уже на третий-четвертый день. В 50 метрах от лагеря участники экспедиции обнаружили гильзы начала XX века.

В дневнике штурмана Альбанова говорилось, что у партии «пешеходов» Максимова было с собой норвежское ружье. Скорее всего, эти гильзы принадлежали участникам потерянной команды. Однако это было только началом «сезона находок». С другой стороны от лагеря участники экспедиции обнаружили груду камней, оставленную здесь в конце ??? века английским исследователем Джексоном. Они нанесли ее на карту, а археолог Дановский провел нивелировку камней. Однако настоящие находки ждали группу, которая вела поиски с другой стороны от лагеря.

Пройдя через «язык» ледника, один из членов поисковой группы увидел под камнями белеющие кости. Вскоре на месте находки была уже вся экспедиция. Исследователи расчистили место и поняли, что у подножия моренного гребня лежит человеческий скелет, окруженный остатками одежды — правда, без черепа и конечностей.

Прямо на останках под крупными камнями нашли часы и свисток, а рядом — остатки жестяного ведра и сумку. Сомнений быть не могло: ученым повезло обнаружить место упокоения одного из членов партии «пешеходов».

На вершине гребня, нависающего над бухтой, спасатели и археолог нашли патроны, самодельные очки из бутылочных стекол, остатки креплений для лыж и ложку с вырезанными на ней инициалами «П.С.». Вечная мерзлота сохранила их в неизменном виде. На склоне поисковая партия обнаружила еще два объекта, связанных с покойником: две пачки бумаги (на одной сохранился текст с описаниями событий на шхуне «Святая Анна»), и кружку, которая, вероятно, скатилась сверху.

Следующий вопрос, который стоял перед археологами: чей же именно скелет лежит в этой маленькой бухте к югу от мыса Ниль и как именно этот человек погиб?

Патроны, ложка и дневник

Обнаружение стольких находок вызвало споры. Едва ли не каждый был готов высказать свою версию того, кем являлся покойный. С одной стороны, в распоряжении участников экспедиции были записи: было известно, что несколько человек в партии, включая выжившего матроса Конрада, вели дневники. На ложке сохранились инициалы «П.С.». Из 11 человек, ушедших с Альбановым со «Святой Анны», такие инициалы были у матроса Павла Смиренникова. Согласно дневнику Альбанова, Смиренников был обладателем часов. Однако в записях, обнаруженных на склоне, Смиренников упоминался в третьем лице. Про свисток у Смиренникова Альбанов (который тщательно записывал, кто и что несет) также не упоминал. Так кем же был погибший человек и почему он нес на себе так много вещей? И где погибли остальные?

Ответ можно будет дать только после подробной экспертизы, которую сейчас выполняют антропологи и криминалисты. Однако уже сейчас у ученых есть свои версии. Артемий Дановский считает, что группа пешеходов пала жертвой коварства ледников острова Георга. На острове Земля Александры, по берегу которого двигались пешеходы ранее, ледники плотные, и по ним можно спокойно идти даже у самого края. Однако на острове Георга прибрежные ледники усеяны глубокими трещинами, которые перекрыты снежными мостами. Эти трещины могли поглотить группу штурмана Максимова. Из таких ловушек выбраться нельзя.

Дановский полагает, что «арсенал», который последний член группы принес на берег безымянной бухты, достался наиболее здоровому из четверых человеку — но не самому старшему, хранившему ружье. Он смог пересечь опасный ледник, и, видимо, ждал, когда за ним может вернуться на лодке штурман Альбанов.

Скорее всего, последний участник группы умер голодной смертью на вершине моренного холма, ожидая помощи от своих друзей — помощи, которая так и не пришла. Однако можно утверждать с уверенностью, что экспедиция Продана приоткрыла лишь одну — не последнюю — из тайн острова Георга, «острова скелетов» в северных морских водах.

Реальные лица «Двух капитанов» Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

Роман «Два капитана» стал культовым ещё во времена СССР, он выдержал больше сотни переизданий. Девиз главного героя «Бороться и искать, найти и не сдаваться» известен каждому. Но многие ли знают о судьбе арктических экспедиций, которые легли в основу книги?

Реальные лица "Двух капитанов" Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

Именем «Двух капитанов» названа площадь в городе Полярный, в Пскове им установлен памятник. В 2010 году среди новгородских болот нашли лётчика, сбитого в 1942 году – в кармане его комбинезона лежала книга «Два капитана». А сколько знаменитых ученых выбрали профессию под влиянием романа, подсчитать вряд ли удастся.

«…Я, конечно, очень увлекся «Двумя капитанами» Каверина. Я тогда ещё не думал, что стану полярником, а вышло так, что позже сам прошел маршрутами тех людей, с которых был списан образ главного героя «Двух капитанов» Татаринова. Это были Седов, Русанов и Брусилов, чьи экспедиции 1912 года кончились трагически. Я видел поставленные ими кресты, места их зимовок», — Петр Владимирович Боярский, почётный полярник, председатель Комиссии географии полярных стран МГО РГО и пр. С 1987 года занимался экспедиционной работой в Арктике по одной из программ МАКЭ «По следам арктических экспедиций»

Когда главный герой книги в запале бросает: «Я найду пропавшую экспедицию!», – ему веришь. Несмотря на то, что у него нет никакой информации, кроме обрывков старых писем. Несмотря на то, что загубивший своего брата влиятельный Николай Татаринов сделает всё, чтобы помешать. Несмотря на то, что шхуна «Св. Мария» пропала много лет назад.

Саня Григорьев, следуя своему девизу, выполняет обещание. Но вот с реальными экспедициями, которые легли в основу романа, все куда сложнее. Один из кораблей вернулся – без капитана. Остальные так и пропали среди северных льдов.

Прототип капитана Татаринова

«Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов,»

Вениамин Каверин

Выходец из простой семьи, он пробился благодаря своему таланту и упорству.
Герой Каверина «позаимствовал» у Седова не только вдохновенные слова, но и внешность: «Над шкафом висел поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и серыми живыми глазами». В судьбе их также прослеживается немало параллелей: родился в бедной рыбачьей семье у Азовского моря, ходил матросом на судах, окончил мореходные курсы, добился звания прапорщика, работал в Гидрографическом обществе.Он хорошо понимал, какое значение для России имеют земли Арктики, и делал все, чтобы обратить на нее внимание государственных деятелей. 9 марта 1912 года он написал письмо на имя начальника Главного Гидрографического управления, фрагмент этого письма Каверин приводит в своем романе от имени капитана Татаринова.

Из письма Георгия Седова на имя начальника Главного Гидрографического управления:

«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Экспедиция капитана Георгия Седова. Узнать подробности

Маршрут капитана Татаринова

«Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции,»

Вениамин Каверин

В 1909–1910 годах Георгий Брусилов участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Вайгач», который вместе с «Таймыром» должен был пройти по Северному морскому пути с востока. Но тяжелые льды за Беринговым проливом не позволили достичь цели: руководитель экспедиции полковник И.С. Сергеев принял решение повернуть назад.

В 1912 году Брусилов решил повторить попытку самостоятельно, только в обратном направлении: с запада на восток. Он убедил свою тетушку вложить деньги в организацию акционерного зверобойного общества. Анна Николаевна выделила племяннику 90 тыс. рублей, и он купил старое, но крепкое китобойное судно «Пандора», которое не замедлил переименовать в «Св. Анну».

Из последнего письма Георгия Брусилова:

«Дорогая мамочка! Все пока слава Богу… Мима пошла со мной в качестве доктора… Надеюсь, ты будешь спокойна за меня, т.к. плавания осталось всего две недели, а зима – это очень спокойное время, не грозящее никакими опасностями и, с помощью Божией, все будет благополучно. Крепко тебя целую, моя милая мамочка, будь здорова и спокойна, твой Юра».

Судно, погибшее у берегов Таймыра

«А Русанов? Сколько лет прошло с тех пор, как были найдены остатки его снаряжения? И где же? В тех местах, куда ходили суда и тысячу раз бывали люди.

Третья экспедиция, которая легла в основу романа, тоже отправилась из Александровска-на-Муроме в 1912 году. Начальником был Владимир Русанов – молодой геолог, уже успевший к этому моменту приобрести репутацию ученого, которому неизменно сопутствует успех. С 1907 года он успел принять участие в нескольких экспедициях на Новую Землю.

Экспедиция 1912 года должна была обозначить присутствие русских на Шпицбергене, где обнаружили уголь. Задача Русанова заключалась в том, чтобы «застолбить» месторождения для дальнейшей разработки. Геолог блестяще справился со своей задачей: за полтора месяца он оставил на Шпицбергене 28 «заявочных знаков», которые обеспечили Россию топливом для Северного флота на долгие годы. Можно было возвращаться, но у Русанова были другие планы. Он отправил трех участников экспедиции в Россию, передав с ними все результаты научных исследований и собранные коллекции с палеонтологическими, зоологическими и ботаническими образцами. Сам же направился к Новой Земле, откуда планировал двинуться на восток.

Из работ Владимира Русанова:

«Печальная картина на русской земле. Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Прототип Сани Григорьева

У Саши Григорьева, главного героя романа Каверина, тоже был реальный прототип – полярный летчик Самуил Яковлевич Клебанов. «Роста он был небольшого, выглядел как мальчишка. Летчик, а никакой солидности», – описывал его нарьян-марский журналист Георгий Павлович Вокуев.

«Должен заметить, что огромную, неоценимую помощь в изучении летного дела оказал мне старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, погибший смертью героя в 1942 году. Это был талантливый летчик, самоотверженный офицер и прекрасный, чистый человек. Я гордился его дружбой», – писал сам Вениамин Каверин.

В романе после Ленинграда Саня Григорьев учился в Балашовской летной школе, как и его прототип, а затем работал там инструктором до 1933 года. Работа полярным летчиком и детали, описанные в романе, также во многом повторяют опыт Клебанова.

Из биографии Клебанова писатель взял и историю полета в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы летчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолета. Позднее Клебанов описал этот способ в научном журнале.

«Один час был похож на другой, другой – на третий, и только первые минуты, когда нам нужно было как-то укрепить самолет, потому что иначе его унесло бы пургою, уже не повторялись.

Попробуйте сделайте это в тундре без всякой растительности, при ветре, достигающем десяти баллов! Не выключая мотора, мы поставили самолет хвостом к ветру. Пожалуй, нам удалось бы закопать его, но стоило только поддеть снег лопатой, как его уносило ветром. Самолет продолжало швырять, и нужно было придумать что-то безошибочное, потому что ветер все усиливался и через полчаса было бы уже поздно. Тогда мы сделали одну простую вещь (рекомендую всем полярным пилотам): мы привязали к плоскостям веревки, а к ним, в свою очередь, лыжи, чемоданчики, небольшой ящик с грузом, даже воронку, — словом, все, что могло бы помочь быстрому завихрению снега. Через пятнадцать минут вокруг этих вещей уже намело сугробы, а в других местах под самолетом снег по-прежнему выдувало ветром.

 Вениамин Каверин, «Два капитана»

Военные подвиги Сани Григорьева также имеют прямое отношение к боевым вылетам Клебанова, получившего во время Великой Отечественной войны два ордена. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника он погиб в 1942 году.

«Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева… Он принадлежал к числу тех немногих людей, у которых слово никогда не опережает мысль.

 Вениамин Каверин

Сейчас тот факт, что Арктика – русская, не вызывает сомнений ни у кого. На далеких северных островах и среди льдов работали научные станции. По Северному морскому пути из года в год проходили наши ледоколы. Цена этих достижений – экспедиции русских полярников. Даже вроде бы закончившиеся неудачами, они сыграли огромную роль в освоении недружелюбной земли. И до сих пор подвиг первопроходцев бередит душу новым поколениям полярников, которые все ещё надеются найти следы пропавших больше века назад предшественников и разгадать их тайны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить кифоз спины у взрослого
  • Как найти площадь трапеции зная только основания
  • Как найти массовую долю na2so4 10h2o
  • Как найти историю запросов на андроиде
  • Как найти скорость движения земли по орбите