Как нашли икону на спасской башне

Московский Кремль приоткрыл одну из своих тайн. На двух башнях — Спасской и Никольской — найдены древние иконы, которые долгие годы считались безвозвратно утраченными. Их замуровали по приказу советских руководителей.

И только сейчас выяснилось — в 30-е годы прошлого века неизвестные пока люди совершили настоящий подвиг. Они не уничтожили святыни, а аккуратно спрятали их под слоем штукатурки.

Замурованные сокровища. Подозрительно пустые ниши на фасадах кремлевских башен давно мучили реставраторов. Свежие следы побелки выдают исследователей. Они надрезали стену, чтобы наконец выяснить, что там и в каком состоянии. Открытие поразило даже специалистов. На Никольской башни фреска возрастом в 5 столетий. На Спасской — двухвековая.

Неугасимая лампада над образом Спаса – под такими вратами нельзя было проезжать верхом, проходя, мужчины, снимали головные уборы, отсюда полки уходили на битву, правители – на коронацию, преступники — на казнь. С Никольской башней москвичи вообще связывают чудо. В октябре 1917 года образ Николая был изрешечен пулями, но сам лик не пострадал. Таким его и нашли реставраторы.

Все это время научное открытие было перед глазами миллионов. О том, что там, в нишах кремлевских башен, под штукатуркой что-то может быть, знали, но забыли, говорят искусствоведы. ействительно удивило специалистов другое — степень сохранности изображений — она идеальная.

Иконы не просто закрывали, их буквально прятали по всем правила реставрации. В обеих нишах — металлический каркас, поверх которого натянута сетка. С воздушной прослойкой в пять сантиметров от изображений. И только потом нанесен раствор. Точными движениями.

Михаил Чистяков, художник-реставратор ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Министерства культуры РФ: «Очень аккуратно — набрызгов не видно. Большая благодарность — в сложные времена сумели сохранить. Спасали, да».

Кто спасал — будут выяснять историки в архивах, одно известно, что это сотрудники музея.

На Спасской башне изображение начала XIX века. Маслом по стене. Без сомнения, поверх еще более старого слоя. Его реставраторы и искали. Известно было — над вратами Спас Нерукотворный.

Никольскую фреску закрывали первой, это видно по слоям штукатурки. Она до сих пор обстрелянная, как ее помнят фотоархивы. А значит, сохранила первозданный вид начала XVI века.

Сергей Хлебников, комендант Московского Кремля: «Событие, которое произошло, оно действительно эпохальное, событие огромной духовной и нравственной силы, какой-то особой справедливости по отношению к нашей истории. И не буду скрывать, я до сих пор чувствую волнение».

Елена Гагарина, директор музея «Московский Кремль»: «Иконы первоначально относятся, по-видимому, к XVI веку, но икона там XVI века или более поздняя мы сейчас сказать не можем, потому что понятно, что те иконы, которые находились на открытом воздухе с XVI века нетронутыми сохраниться не могли. Поэтому они много раз поновлялись».

Реставраторы уверены — стоит проверить все башни. Без сомнения, научные открытия будут. Уже через несколько недель начнутся работы на первых двух. В распоряжении мастеров всего 3 месяца. К сезону дождей фасадные работы должны завершиться.

В субботу (28 августа) в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля. Несмотря на дождливую погоду, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения и благословения иконы провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам российского лидера Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

В 15 часов по московскому времени, одновременно с боем кремлевских курантов, глава государства и Святейший Патриарх вышли из первого корпуса Кремля и прошли через ворота Спасской башни. После молебна Патриарх Кирилл взошел на украшенный белыми цветами постамент, который приблизил его непосредственно к иконе. Глава Русской православной церкви окропил надвратную икону и благословил верующих.

Выступая после освящения иконы, президент Медведев поблагодарил всех, кто помог в сохранении и восстановлении святыни:

«Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть — и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну».

Теперь каждый, кто придет на Красную площадь, под рубиновой звездой, венчающей башню, и знаменитыми курантами, увидит лик Христа. Почти 80 лет эта историческая и религиозная реликвия была скрыта от человеческих глаз. Икона считалась утраченной. Ее второе рождение — знаковое событие для современной России.

Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота — специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов:

«Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне — в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году».

Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев:

«Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел».

После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых — Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать — чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

Напомним, с инициативой восстановления надвратных икон Кремля выступил в 2007 году Международный фонд Андрея Первозванного, на счету которого немалое количество подобных акций. Инициатива получила поддержку президента и благословение патриарха, а затем и была претворена в жизнь.

Текст: Голос России, фотографии: Фото: С. Власов, К. Новотарский — Патриахия.ру

Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие отцы, братья и сестры, народ наш российский!

Народ — это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь.

Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены.

В этой истории с иконами — символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру. И когда по милости Божией с народом и Отечеством нашим произошло то, что происходит ныне с этими иконами, явился миру лик нашего народа.

Как замечательно отреставрированы эти иконы — тщанием добрых людей, при поддержке государства, по молитвам Церкви! Так пусть во всю силу просияет лик нашего народа, являя подлинные цели, величайшую совместную ответственность и готовность служить Отечеству своему не щадя живота!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за Ваше личное участие в этом важном символическом действии. Хотел бы также поблагодарить Владимира Ивановича Якунина и многих других, кто содействовал возвращению этих святых икон. То, что сегодня происходит, свидетельствует о том, что сложение сил государства, Церкви и институтов гражданского общества ради достижения общих и важных целей дает нам замечательный пример солидарности.

Пусть Господь поможет стране нашей преодолевать стоящие на ее пути трудности, чтобы совместно возрождать тысячелетний прекрасный лик Руси. Храни вас всех Господь.

Как проходила реставрация икон на кремлевских стенах

Специалистам предстоит снять толстый слой штукатурки и армированной сетки, появившиеся в 30-х годах прошлого века.

Под бой курантов – ровно в 11:00, при большом стечении зрителей – туристов и гостей столицы, и под присмотром большого начальства художники-реставраторы наносят первый удар.

Почти восемь десятилетий святыня была сокрыта от взоров под слоем штукатурки. Причём, не просто штукатурки. Это сверхпрочный раствор, армированный стальными прутьями толщиной почти в палец и специальной монтажной сеткой. Теперь этот панцирь надлежит снять, причём так, чтобы не повредить сам образ.

Перед Парадом Победы в конце апреля специалисты проделали два шурфа в киоте, что над воротами Спасской башни. И обнаружили образ, считавшийся утраченным. Теперь его восстанавливают.

А то, что икона хорошо сохранилась, заметно и неспециалисту. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату её написания. Известно лишь, что он посвящён избавлению Москвы от нашествия хана Мехмед-Гирея, которое случилось в 1521-м году. Преподобные Сергий и Варлаам молили тогда Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмед-Гирей отступил. Весь этот сюжет на иконе. Спас Всемилостивый горел, но лишь опалился и страдал от наполеоновского нашествия. Но потом его несколько раз реставрировали.

— Мне кажется, здесь пузырей особых не будет, здесь штукатурка может быть неровной.

— Дай Бог.

— Очевидно, здесь слегка гвоздями выпирает.

— По ощущениям, не чувствуется, что пузырится.

Удивительно, но историки пока не могут точно установить, когда же был сокрыт образ. И кто отдал тот приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие – что в 37-м году. Очевидно лишь, что исполнитель сделал всё, чтобы фреска сохранилась для потомков.

«Русские люди – они весьма находчивые, могу представить ситуацию, когда какой-нибудь большой чин произнес фразу – убрать с глаз долой! – что и было выполнено в полном соответствии с этим поручением. С глаз долой убрали, но причём так, что она сохранилась до наших дней», – отметил Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД».

Художники-реставраторы снимают слой штукатурки буквально по сантиметру. И, скорее всего, во вторник всю икону открыть не удастся. На это уйдёт не меньше недели.

«После этого начнётся реставрация живописи. Пока это только подготовка. Сам реставрационный процесс займёт два-три месяца, это в лучшем случае. Ну а, может быть, и больше», – поясняет Сергей Филатов, художник-реставратор, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Еще одна святыня, которую вернут россиянам, находится на Никольской башне. В 17-м году по ней били прямой наводкой большевики. Но надвратный образ Николая Угодника каким-то чудом уцелел. Но и его потом заштукатурили. Совсем скоро и этот незримый образ станет зримым и его будет видно издалека для всех, кто входит на Красную площадь со стороны Никольской улицы.

Стреляя по Образу из винтовок и орудий…

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

Список с иконы свт.Николая на Никольской башне московского Кремля fap.ru Список с иконы свт.Николая на Никольской башне московского Кремля fap.ru

Молебен на Красной площади, 1918 г.Молебен на Красной площади, 1918 г.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

Обезглавленная снарядами Беклемишевская башняОбезглавленная снарядами Беклемишевская башня

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца — Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей — Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Никольские ворота. Вид из Кремля. Фото ноября 1917 г.Никольские ворота. Вид из Кремля. Фото ноября 1917 г.

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г.Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. — временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая

Творимая легенда

Повреждённая снарядом икона святителя НиколаяПовреждённая снарядом икона святителя Николая

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год.  Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Пробитый купол Успенского собораПробитый купол Успенского собора

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение:  крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие…     Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей,  чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе.  И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом   на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

Никола Можайский«Никола Можайский»

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Иллюстрации: http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901903

  • Расстрел Московского Кремля
  • Стреляя по Образу из винтовок и орудий…
  • Успенский Собор в Москве

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Московский Кремль преподнес историкам и искусствоведам очередную сенсацию. На Спасской и Никольской башнях были обнаружены древние надвратные иконы, замурованные в годы советской власти. Долгое время иконы считались утраченными.

Началось все с того, что епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил некоторое время назад предоставил исследователям фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок сделали после обстрела башен Кремля в октябре 1917 года. Патриарх Тихон в то время передал его адмиралу Колчаку. Однако в современной истории Кремля считалось, что все иконы, располагавшиеся на башнях, полностью утрачены, хотя не существовало никаких документов, свидетельствовавших об их уничтожении.

Ученые предположили, что иконы на Спасской и Никольской башнях все-таки сохранились в киотах под слоем штукатурки.

Искать иконы начали по инициативе Фонда Андрея Первозванного еще в 2007 году. Поскольку Кремль — памятник архитектуры, находящийся под специальной охраной, решение о том, стоит ли искать иконы и как это делать, принимали коллегиально. Была создана инициативная группа, в которую вошли председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, комендант Московского Кремля Сергей Хлебников, руководитель Рос охранкультуры Александр Кибовский, гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, директор ФСО России Евгений Муров.

В феврале 2010 года после всех необходимых согласований решили провести натурные исследования. С 23 по 27 апреля 2010 года был сделан зондаж. Под слоем штукатурки нашли металлическую решетку и сетку, которые на 10 сантиметров отставали от живописи. Икона на Спасской башне датируется искусствоведами XIX веком, предположительно последние обновления были сделаны в 1896 году.

На Никольской башне просматривается изображение в более древней технике, темперной. Предположительно конца XV — начала XVI века. Активно реставрационными работами на башнях занялись сразу после майских праздников. По ходу работ реставраторы определят сроки и постараются закончить восстановление икон до конца августа.

Согласно историческим хроникам на Спасской башне находится икона Спасителя с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. А на Никольской башне должна оказаться фреска Николы Можайского. В лекциях известного искусствоведа Игоря Грабаря есть упоминание о том, что во время боев в октябре 1917 года надвратный образ Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо.

Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля, отмечает, что самый неизученный памятник архитектуры в Москве — это Кремль:

— Любая работа по реставрации в Кремле влечет за собой массу открытий и знаний о жизни Российского государства. Названия башен Кремля изначально не были связаны с изображенными на них иконами. Так, Спасская башня до написания на ее стене иконы Спасителя называлась Фроловской, а затем получила название Спасской, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму, располагавшемуся за собором Василия Блаженного. А от Никольской башни начинался путь к храму Николы Старого.

Спас со Спасской башни Московского Кремля
9 июня 2010 г. на Спасской башне начались работы по раскрытию надвратной иконы, считавшейся утраченной, ведь историки были уверены, что ее уничтожили в годы советской власти. По имевшимся историческим сведениям на Спасской башне находилась икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату ее написания. Известно лишь, что надвратный образ был посвящен спасению Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея 21 мая (3 июня н.ст.) 1521 г., в честь которого установлено празднество Владимирской иконы в Русской Православной Церкви.

По словам реставратора С. Филатова, «икона Спаса Смоленского находилась на кремлевской башне с XVII века. До того момента башню с часами называли Фроловской.
С тех пор икону несколько раз реставрировали, приводили в порядок после нашествия Наполеона. А в последний раз обновляли в 1896 г. в технике масляной живописи». Еще в 2007 г. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой поиска и восстановления святынь на Спасской и Никольской башнях. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. 23-27 апреля с.г., накануне парада Победы, специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны два зондажа в киоте на Спасской башне, которые подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки (см. илл.). Таким образом, все годы советской власти (почти восемь десятилетий!) святыня, будучи сокрытой от взоров, освящала всю жизнь столицы нашей Родины на её главной площади!

Удивительно, но историки пока не могут и точно установить, когда же был тайно сокрыт обретенный образ на Спасской башне. И кто отдал такой приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие — что в 37-ом году. По словам директора Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагариной, до расформирования реставрационных мастерских в 1934 г. никаких архивных сведений о надвратных иконах на двух главных кремлевских башнях нет, так что, скорее всего, они были замурованы позже. Вот почему Фонд Андрея Первозванного призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать им эти сведения. С аналогичной просьбой к нам на днях обратился корреспондент «Российской газеты» Игорь Елков: «Дмитрий Михайлович, добрый день! Не могли бы Вы предоставить какие-то свои контактные данные. В частности — телефон. Ваши консультации могут быть интересны не только для нашей газеты, но и для Фонда Андрея Первозванного — они, собственно, и есть организаторы всего проекта».

Большая часть авторов связывали появление надвратного образа на Спасской башне с чудом 1521 г. (Снегирев И.М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // Душеполезное чтение. 1862. Ч. II. С. 199-203). Оно фиксируется в источниках уже с XVI в. под названием «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских» (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 20. М.,1958. С. 189-198). Когда к Москве подошли в 1521 г. крымские татары под предводительством Махмет-Гирея, то некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, «яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах» — митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители, которые выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и «прочие святыни». В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи «прогневаша Бога и святых Его» и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя.

Самое раннее описание этого образа (см. илл.) находится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию» (Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М.,1991. С. 324). Надвратная икона Спасителя издревле отражала главное содержание Спасской башни над парадным въездом в Московский Кремль: «Образ написан не на доске, а прямо на каменной стене. Спаситель изображен стоящим. Правою рукою он благословляет, а девой держит Евангелие, открытое на словах: «Рече Господь ко пришедшим к нему иудеем: Аз есмь Дверь». По бокам Спасителя изображены внизу коленопреклоненные святой преподобный Сергий и святой преподобный Варлаам, а вверху два Ангела, один с крестом в руке, другой с копьем и губою. Над образом в треугольном киоте написан честный, животворящий Крест Господень с двумя держащими его Ангелами» (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. М., 1912. С. 126). Некоторые полагают, что образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля, был заменен в 1521 г. фреской (Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,1966. С. 127; Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М.,1985. С. 21-22). Другие рассматривают лишь надвратный образ с припадающими Варлаамом и Сергием в качестве источника иконографии самого Спаса Смоленского (Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 80-81). В память о чуде 1521 г. во время «шествия на осляти» «подъехав к Спасским воротам, патриарх, пред образами Спасителя и Богоматери, написанными на воротах, останавливался и читал литию и молитву городу. В это время раздавался колокольный звон, как в Кремле, так и по всей Москве» (Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских. М., 1872. С. 216).

В одном из ранних архивных документов упоминается под 27 июня 1585 г. Фроловских ворот часовник Яков Никифоров (ДАИ. Т. 1. СПб, 1846. С. 208). В середине XVII века Спасская башня была восстановлена после серьезного пожара, случившегося 5 октября 1654 г. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. Поскольку в царском указе 1654 г. башня уже названа Спасской, то неверно распространенное в литературе утверждение о переименовании башни в Спасскую лишь в 1658 г. Указом 1658 г. государь Алексей Михайлович запретил употребление всех иных наименований многих крепостных ворот, кроме как связанных с посвящением Богу (ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. С. 418). Слева и справа от Спасских ворот с 1802 г. находились каменные часовни (см. илл.).

Обе часовни относились к причту Покровского Собора. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 г. пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима.

В 1821 г. каменные часовни по обе стороны Спасских ворот были восстановлены по проекту О.И. Бове, т.к. «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадою башни и на столь видном и открытом месте могли сделать совершенное безобразие» (см. Вид Спасской башни с двумя часовнями 1821 г. архитектора О.И. Бове. Литография А. Дюранда. 1842 г.). В 1868 г., при очередной реставрации Спасской башни, часовни были разобраны и построены заново по проекту архитектора П.А. Герасимова. 22 октября 1868 г. новые шатровые одноглавые часовни были освящены (см. илл.). В 1912 г. государь Николай II распорядился заново изготовить державного двуглавого орла, венчавшего Спасскую башню.

Обе часовни у Спасской башни были снесены в 1930-е гг., и на их месте были устроены общественные туалеты, функционирующие по сию пору!Проектированием общественных туалетов в районе Красной площади занимался инженер Ф. Гаузе. Еще в 1928 г. он писал: «Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных, в несколько сот тысяч человек, скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указанием на недопустимость отсутствия уборных в это районе и требованиями немедленной их постройки. Предлагаемый ниже проект уборных в районе Кремля и Китай-города поэтому необходимо осуществить в ближайшее же время… На Васильевской площади .. уборная может быть построена в откосе кремлевской стены или же для этой цели может быть занята часть существующей лавки». Проект Франца Гаузе дополнен рисунком храма Василия Блаженного на фоне Спасской башни, в цокольной части которого показано два входа в туалеты с пояснительной надписью «Общественная уборная в помещении существующей лавки в подпорной стене, окружающей храм». Обращает на себя внимание активизация деятельности по осквернению святынь на Красной площади посредством устройства на их месте общественных туалетов одновременно с подготовкой и проведением «ис¬торического» II Съезда Союза Воинству¬ющих Без¬божников в середине 1929 г., где была провозглашена «безбожная пятилетка» на ближайшие годы, о целях которой заявил лидер безбожников Ем. Ярослав¬ский (Губельман): «…Не только сжигать иконы, не только сшибать церковные головки, не только колокола снимать, а выдергивать корешки, которые сидят глубоко в сознании, подсоз¬нании и т. д.»: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Завершение «безбожной пятилетки» было отмечено с размахом сносом часовен и двуглавых орлов кремлевских башен, которые были заменены на звезды по решению властей, опубликованному в центральной печати в августе 1935 г.: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Еще 20.VI.1930 г. Горбунов писал по этому поводу секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «… В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена — я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма? С коммунистическим приветом Горбунов». Через полтора года на заседании секретариата ЦИК СССР от 13.XII.1931 г. принято решение: «Постановили: предложить включить в смету на 1932 г. 95 000 руб. — расходы по снятию с кремлевских башен орлов и замене их гербами Союза. Секретарь президиума ЦИК Союза ССР Енукидзе». Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. В докладной тов. Паукера из оперативного отдела НКВД Сталину и Молотову 4.XI.1935 г. сообщается: «…Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлевских башен и с Исторического музея, заменив их звездами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Ввиду ветхости кремлевских башен и непригодности их для таких тяжестей был произведен ремонт башен и замена всех штырей. Внутри башен сделаны стальные конструкции, на которые насажены звезды. Работы по снятию орлов и поднятию звезд проводились опытными верхолазами. Организацией всех этих работ и руководство ими осуществлялись оперативным отделом НКВД». Экспертизу двуглавых орлов НКВД поручило известному художнику и реставратору И.Э. Грабарю, который заявил, что «… ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Убедившись, что кремлевские орлы не представляют исторической ценности, первый замнаркома НКВД обратился к Л.М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку» (см. Отчет о работе по золочению звезд и часов башен Московского Кремля. 1937 г. Филиал РГАНТД. Ф. Р-91. Оп. 2-1. Д. 31). Снятых орлов вместе с заменившими их звездами 23 октября 1935 г. выставили в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, а уже 24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. В киножурнале «Социалистическая деревня» № 21 (ноябрь 1935 г.) сохранились кадры установки первых кремлевских звезд.

Та же самая участь постигла святыни Никольской башни, которые сильно пострадали еще во время боев в октябре 1917 г. (см. илл.), когда надвратный образ свт. Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 г. была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. Автор сборника «Расстрел Московского Кремля 27-го октября – 3-го ноября 1917 года» (2-е изд.: Токио, 1920), написанного в 1917 г. по благословению Поместного собора Русской Православной Церкви, епископ Нестор (Анисимов) в своём очерке «Кремлевские башни» оставил драгоценное документальное свидетельство о собирании осколков порушенных святынь одним из ревнителей православной культуры, что подвергалось насмешкам толпы: «Этот художник с болью в сердце собирает осколки и черепки в назидание потомству, которое в будущем, наверное, справедливо осудит вар¬варство большевиков, разрушивших святая святых России — священный Кремль». За составление этого сборника еп. Нестор Камчатский в 1918 г. был схвачен в узы на несколько месяцев: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

В конце апреля 1918 г., перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 22 мая 1918 г. Патриарх Тихон совершил Божественную Литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен свт. Николаю пред его образом над вратами…

http://expertmus.livejournal.com/56994.html

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни
Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он
был иным. В августе 2010 православные вновь обрели
надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия
скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и
возрождение были делами поистине чудесными.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС
Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

    

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного
вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в
киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под
слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от
иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо
сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и
святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют
на Руси — Николай Можайский «с градом».

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Валерий Шарифулин/TACC
Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Валерий Шарифулин/TACC

    

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и
башен Московского Кремля при великом князе Иване III,
русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал
обветшавшие части белокаменных стен на участке от
Свибловой башни до Боровицких ворот. Он обновил и
Фроловские (ныне — Спасские) ворота, надстроив над
церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато
оформленными рельефами, изображавшими покровителей
московских князей — святых Георгия Победоносца и Димитрия
Солунского. Эти рельефы являются уникальными, редчайшими
памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по
фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее,
удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают
стилизованные готические образы с ажурными декоративными
кружевами из белого камня, характерными для московской
архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда
были надстроены верхние ярусы башни. Но башня с древних
времен была украшена декоративными белокаменными
пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у
москвичей прозвище «болваны», и стилизованными
фигурками зверей. Здесь же находились белокаменные рельефы
Георгия Победоносца и памятные «закладные» доски
с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни
архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее
старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее
фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625
годах при первом царе из династии Романовых Михаиле
Федоровиче. Тогда при создании нового художественного
архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов
и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы
Ермолина. Скульптурное изображение святого Георгия
Победоносца, демонтированное с башни, было передано в
церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре,
находившуюся до своего упразднения на месте вновь
построенной церкви Святой Екатерины. А с начала XIX века
рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина
той же женской обители. Так на многие века святые образы
со Спасской башни стали частью святынь кремлевского
Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены
белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью
начертано: «В лето 6999 июля Божиею милостию сделана
бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича
государя и самодержца всея Руси и великого князя
Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского
и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и
Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр
Антоний Солярио от града Медиолана» (так в старину в
Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только
об особом статусе этой кремлевской башни, но и о
высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору.
Появление подобного памятного знака само по себе является
редкостью для древних московских построек.

Спасская башня Московского Кремля. Артем Геодакян/ТАСС
Спасская башня Московского Кремля. Артем Геодакян/ТАСС

    

Спасские ворота столетиями считались главным
церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в
Кремль въезжали российские самодержцы для священного
обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и
заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные
ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова
Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших
церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия
на осляти» с участием русского государя и Патриарха.
Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади
Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что
на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на
гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею
кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в
Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из
Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и
Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского
народа православной монастырской святыней. Входить в
Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой
головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки,
народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой
Спаса Смоленского, установленной над проездной частью
Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был
закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича
Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия
вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал
шапку», то есть обнажал голову перед образами
Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны
располагались две небольшие часовни — Великого Совета
Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах.
Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были
известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых
икон из Кремлевских соборов и церквей — Смоленской
Богоматери из главного Успенского собора и образа
Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама
Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни
были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего
времени остается неизвестной.

Первоначальное название — Фроловская — башня получила по
имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра.
Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через
них традиционно совершалось патриаршее шествие в
Московский Иерусалим — храм Покрова Богородицы, что на
Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем
символической Голгофой на Красной площади стало Лобное
место, которое не только символизировало собой священную
гору, но и было местом обращения к народу русских царей и
оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит,
скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского,
водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в
память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству.
Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа
Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней
части белокаменного киота над проездными воротами с
внутренней стороны Кремля.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС
Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

    

В том же году был принят царский указ о
переименовании кремлевских башен. Например, современная
Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная
Петровская — Угрешской, Троицкая — Знаменской, Угловая
Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр
Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента
башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны
Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля
на стены тяжелые железные двери закрывались — и башня
становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной
выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы,
величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще
один смысл. Дело в том, что в случае угрозы вражеского
нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти
жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как
правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как
минимум главные материальные ценности и собственную жизнь.
Так что уникальные оборонительные возможности Спасской
цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в
случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой
изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему
святыми — преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом
Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она
создана не ранее середины — второй половины XVII века. Эта
икона, возможно, дала название башне, которая ранее
именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого
Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не
сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор
музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое
упоминание об их существовании относится к XVI веку.

«Существует такой памятник, как «Книга
избрания на царство», которая была создана во времена
царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской
башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем
отсчет»,
— рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея
одна инокиня увидела видение: крестный ход через
Фроловские ворота со святителями Московским Петром,
Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону
Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам
стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу
заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в
народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от
Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с
припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на
восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери
(иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей
святителями московскими Петром и Алексием на западной
(внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы
неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал «в связи с
порухами» образ Спаса Нерукотворного и преподобной
Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ
Спасителя сильно опалился, но на следующий год был
возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел
деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой,
которая защищала образ от пыли и сырости.

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

    

В 1812 году киоты над иконами, которые значительно
пострадали от взрывов в Кремле, организованных
отступающими из города наполеоновскими войсками, были
повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году
подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и
рама вокруг нее.

Последнее подновление иконы Спасителя (проведена промывка
письма, чистка и реставрация ризы, была заново позолочена
рама и фонарь и окрашен навес над иконою) было произведено
в 1896 году к церемонии коронации императора Николая II.

К 1918 году икона Спасителя Смоленского выглядела
следующим образом: написана на стене, по штукатурке
масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь
рост, десница Его с благословляющими перстами опущена
вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на
словах: «рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз
есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется». К стопам
Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и
Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто
ризой. В верхних углах иконы — два летящих ангела: у
ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся
на левой стороне, держит копье. Выше над иконою —
треугольник с сиянием, в середине его надпись
«Бог». Фон иконы золотой. Вокруг иконы был
деревянный резной золоченый киот со стеклом.

Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX
века, тогда принимается решение о закрытии и, как сейчас
выяснилось, консервации — а фактически сокрытии образа под
оштукатуренной сеткой. Одновременно была сокрыта и икона
Святителя Николая (Николая Можайского) на Никольской
башне.

Специалистов насторожил тот факт, что не было
документальных подтверждений об уничтожении икон. В 30-е
годы ХХ века советские реставраторы, решив не уничтожать
древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли
сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской.
Никаких упоминаний об этом в документах не было, хотя
реставраторы вели ежедневные и очень подробные записи в
дневниках.

«Именно потому, что реставраторы хотели иконы
сохранить, они и не оставили никаких упоминаний о том, что
здесь были какие-то иконы. Иконы были не уничтожены, не
были срублены, а были просто закрыты»,
— сказала
Гагарина.

Соответственно, осталось не известно, кто именно спрятал
иконы.

Поэтому в конце апреля 2010 года были сделаны зондажи в
киотах Спасской и Никольской башен, которые подтвердили
сохранность иконописных изображений под слоем штукатурки.
При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя в
киотах Спасской и Никольской башен 26-27 апреля 2010 года
были обнаружены древние списки икон в удовлетворительной
сохранности. Слой штукатурки и монтажная сетка находятся в
40 миллиметрах от поверхности фресок, между ними —
воздушная прослойка. Сохранность икон оказалась очень
хорошей, чему способствовала грамотная консервация,
проведенная неизвестными мастерами в сталинские времена.

Это позволило достаточно быстро провести мероприятия по
реставрации и консервации древнего образа Спаса
Смоленского на Спасской башне, и 28 августа 2010 года
вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из
главных православных святынь Кремля. Реставрационные
работы производило Межобластное научно-реставрационное
художественное управление (МНРХУ).

«Живопись аккуратно и профессионально закрыта —
это говорит о том, что закрывали ее профессиональные
реставраторы»
, — отмечал главный реставратор —
директор МНРХУ Сергей Филатов.

Икона на Никольской башне

Эта икона святителя Николая датирована концом XV — началом
XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный
образ был сильно поврежден в районе правой руки святителя.
Реставрационные работы на вновь обретенной иконе на
Никольской башне также завершились в 2010 году.

Надвратная икона Николая Чудотворца, замурованная в советское время, открыта на Никольской башне Московского Кремля. Фото: Станислав Красильников/TACC
Надвратная икона Николая Чудотворца, замурованная в советское время, открыта на Никольской башне Московского Кремля. Фото: Станислав Красильников/TACC

    

На Никольской башне в Кремле многие века
существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот
образ Николая Можайского относится, скорее всего, к концу
ХV или к началу ХVI века. Икона расположена над проездными
воротами и обращена к Красной площади и Никольской улице
Китай-города. Она может служить примером изумительного
качества и крепости древних фресок. В 1812 году во время
отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь
ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от
взрыва, фреска практически полностью уцелела и не
развалилась.

В октябре-ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта
фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к
счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на
ней. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году,
обнаружила, что она была вся записана в ХVII веке и
вторично — в XIX веке масляными красками, которые и были
удалены реставраторами.

Икона на Никольской башне страдала и в дни праздников,
когда по традиции ежегодно, зимой, в праздник Николая
Чудотворца здесь служились многолюдные молебны. Очевидцы
описывали, как в 1918 году богомольцев разогнали, а икону
завесили красным флагом. Но на следующее утро во время
молитвы полотнище сорвалось и упало на землю. Верующих,
воодушевленных таким явлением, разогнали большевики,
многих убили и ранили, а по иконе стреляли из винтовок,
при этом в лик святителя ни одна пуля не попала. В 1927
году известный реставратор Игорь Грабарь на одной из
лекций рассказывал, что в 1918 году икону реставрировали;
тогда было обнаружено, что она «вся записана в ХVIII
веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и
были удалены».

В итоге реставрации ХХI века было обнаружено, что под
фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних
наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся
фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была
законсервирована. Воссоздать образ помогла фотография
иконы, которую Патриарх Тихон тайно передал адмиралу
Колчаку, возглавившему Белое движение на Урале и в Сибири.
Спустя десятилетия снимок был передан в Россию русскими
эмигрантами.

70-метровая Никольская башня Кремля, украшенная ажурным
белокаменным орнаментом, возведена Пьетро Антонио Солари в
1491 году. Она выходит на северную часть Красной площади к
Историческому музею. От нее идет улица, которая так и
называется — Никольская.

Открытие иконы на Никольской башне прошло в конце 2010.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил
торжественный крестный ход из Казанского собора на Красной
площади к Никольской башне и, совершив молебен, окропил
образ святой водой.

Возвращение реликвии

Новому обретению надвратной иконы на Спасской башне Кремля
была посвящена торжественная церемония 28 августа 2010
года, когда все православные отмечают праздник Успения
Богородицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранним
утром совершил праздничный молебен в главной святыне
Кремля — Успенском соборе, а затем прибыл для проведения
обряда освящения вновь обретенной иконы Спаса Смоленского
на Спасской башне Кремля.

В праздничной церемонии принял участие бывший тогда
президентом России Дмитрий Медведев.

«Это, конечно, совершенно особая ситуация —
действительно, чудо», — сказал про
«возвращение» иконы глава государства. По его
мнению, «это был подвиг тех людей, которые, рискуя
собственной головой, сохранили для нас иконы».
«И то, что они чудодейственно таким образом обретены,
это для нашей страны, для Москвы, для Кремля — совершенно
особенная ситуация», — уверен Медведев.

По его мнению, следует помнить «всех, кто
способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том
числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в
период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не
только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это
чудо до наших дней для тех, кто будет приходить в Кремль,
кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет
вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает
Кремль, защищает всех нас».

«Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон,
восстановления справедливости наша страна получает
дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие
здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», —
заявил Медведев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Дмитрий Медведев во время церемонии освящения надвратной иконы Спасской башни Кремля. Фото: Дмитрий Астахов/TACC, август 2010 года
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Дмитрий Медведев во время церемонии освящения надвратной иконы Спасской башни Кремля. Фото: Дмитрий Астахов/TACC, август 2010 года

    

Символично, что в день церемонии на Москву после
многодневной засухи пролился долгожданный дождь. В то лето
от пожаров пострадали Центр России и Приволжье.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к
надвратной иконе, совершил молебен и
освятил  вновь обретенную икону Спаса
Смоленского на Спасской башне. После этого Святейший
выступил с обращением к президенту и православным верующим
с пастырским словом.

«Действительно, можно все это оценивать с точки
зрения совпадения каких-то фактов в истории, а можно
попытаться все-таки посмотреть на это каким-то другим
масштабом зрения. На Спасской башне появился лик Спасителя
— это, конечно, символ», — уверен Патриарх. Он назвал
дождь в день церемонии «явлением благодати
Божией».

Кремлевские тайны  

Спустя года и века Московский Кремль продолжает
преподносить сюрпризы. Несмотря на пристальное внимание к
Кремлю, на его территории, в стенах и башнях вполне могут
храниться многие тайны, полагают историки. И найденные
иконы на Спасской и Никольской башнях — не единственное
тому подтверждение.

Первое сохранившееся изображение российского герба,
вероятно, старше, чем считалось до сих пор. Ему 525, а не
518 лет. К такому выводу пришли историки, изучив
вмонтированное в Боровицкую башню Московского Кремля
изображение двуглавого орла под единой короной.

Академики Сергей Карпов (декан исторического факультета
МГУ), Валентин Янин (заведующий кафедрой археологии
исторического факультета МГУ), Николай Макаров (директор
Института археологии РАН) и несколько их коллег считают,
что на Боровицкой башне находится самое древнее из
известных на сегодняшний день рельефное белокаменное
изображение герба централизованного российского
государства. Они полагают, что автор этого произведения
искусства — строитель Спасской башни Кремля Пьетро Антонио
Солари. На возраст герба указывает тот факт, что он на
высоте 18 метров вмонтирован в Боровицкую башню, и это
могло быть сделано не позже, а именно при возведении
сооружения — в 1490 году.

На данный момент самый древний двуглавый орел — на золотой
печати великого князя Ивана Третьего — относится к 1497
году. Если гипотеза академиков подтвердится, то
изображение российского герба «постареет» на 7
лет.

Изображение двуглавого орла на Боровицкой башне Кремля
Изображение двуглавого орла на Боровицкой башне Кремля

    

Эти соображения ученые изложили в письме Евгению
Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении
которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют
тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают
всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий
— двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и
нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают,
что требуется срочная консервация, а еще лучше — изъять
древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить
в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности
больше не подвергались агрессивному воздействию московской
атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить
копии.

Почему российский герб появился именно на Боровицкой
башне? В Кремле с момента его постройки было несколько
проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были
Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты
и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие
служили для повседневного передвижения высшей светской
государственной власти — вполне логично, что и герб
появился над этими воротами.

За пять веков традиция пользоваться «по будням»
Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль
въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных
гостей, высокопоставленных чиновников.

Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются
реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь
дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся
предметно гербом над воротами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить финансовую ситуацию
  • Как исправить интернет в стиме
  • Как найти первообразную функции подробно
  • Как найти орден ссср
  • Как найти девушку мытищи