Как нашли нефть в азербайджане

Вот как добывалась нефть в Азербайджане в древности и средневековье

Абшеронский полуостров с древности изобиловал запасами нефти и газа. По мнению ученых, жидкие углеводороды из сланцевых отложений поднимались под давлением из глубины 900- 1500 метров на поверхность, образуя нефтяные и битумные озёра.

Например в Бинагадинском кировом озере, археологическим раскопками были обнаружены скелеты животных: гигантских пещерных гиен, балаханских волков, бинагадинских носорогов с полутораметровыми рогами, крупных дикобразов, благородных оленей, первобытных быков. Все эти животные приходили на озеро на водопой и, увязнув в битуме, погибали, передает Day.Az со ссылкой на Azerhistory.

Нет сомнения, что Азербайджан относится к тем регионам мира, где человек впервые научился извлекать пользу из нефти. Нефть продавали с Абшерона в центральные области государства Мидии, а оттуда она вывозилась в Малую Азию, где с ней впервые познакомились греки. Так возникло греческое название нефти «мидийское масло», тогда как местные народы называли ее «нафата», что означает «просачивающаяся».

Согласно древним источникам, нефть использовалась для освещения помещений, как зажигательный состав в военном деле и как лекарство против кожных болезней скота. Кроме того, загустевшей нефтью, перемешанной с дробленым камнем (асфальт), обмазывали корпуса судов и крыши домов.

Из античных авторов о свойствах нефти сообщали Эратосфен, Клавдий Птолемей, Геродот, Аристотель, Гекатей Милетский, Полибий, Диодор Сицилийский, Страбон, Помпоний Мела, Куций Руф, Плиний, Аммиан Марцеллин (2, с.16-17). Кроме того, летописец средневековой Кавказской Албании Моисей Каланкайтукский в своей «Истории агван» среди природных богатств страны выделяет нефть: «Расположенная среди высоких гор Кавказских, страна Албания полна и богата многими естественными богатствами. На полях вокруг нее в изобилии встречается хлеб и вино, нефть и соль, шелк и хлопок, и бесчисленные оливковые деревья».

Как известно, в древнем Азербайджане было распространено огнепоклонничество.

Естественно, что ряд святилищ возник в местах добычи нефти и выходов природного газа — источника вечного огня. Эта традиция получила продолжение в государстве Сасанидов (III-VII вв.), провозгласившем зороастризм официальной религией. Поэтому в начале раннего средневековья нефть служила не только товаром, но в некотором роде и предметом поклонения. В это же время широко использовался «греческий огонь» зажигательная смесь, использовавшаяся в военном деле и содержавшая нефть.


Древний нефтяной колодец в Азербайджане. VIIV тыс. до н.э. Село Бинагади
 

Нефтяные источники приносили большой доход, что в полной мере оценили арабы, под ударами которых пало государство Сасанидов. При Арабском халифате с нефтяных колодцев взимали особый нефтяной налог. В первой половине VIII века арабы построили в Дербенте нефтехранилище пограничный город нуждался в больших запасах осветительного и зажигательного средства. Об этом упоминает в своем труде «Гюлистан-и Ирам» азербайджанский историк и просветитель XIX века Аббасгулу Бакиханов, отметивший, что наместник халифа в Азербайджане Маслама ибн Абуаль-Малик в 733 году организовал нефтехранилище в дербентской крепости Нарын-гала.

«…Халиф приказал доходы с бакинской нефти и соли обращать в пользу гарнизона и бедных жителей Дербенда. Мухаммад ибн Аммар был определен надсмотрщиком за этими доходами, разделяя их по принадлежности». В IX веке Баку называли не иначе как «нефтяной берег»: «В 883 году Абу-л-Касим Юсуф ибн Абу-с-Садж пришел к нефтяному берегу (Баку), который входил в состав Ширвана».

Позднее азербайджанское государство Ширваншахов расширяло нефтедобычу. Арабский географ Абу Исхак аль-Истахри в 930 году сообщал о добыче белой и тёмно-серой нефти в окрестностях Баку.

Побывавший в Баку в 942 году путешественник Абу Дулаф писал: «Я шел 80 фарсахов под деревьями по берегу великого моря Табаристана, пока не дошел до места, называемого Бакуйа, принадлежащего к областям Ширвана. Там я нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов, а возле него другой источник, изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло, нефть, откуп последнего равен первому».

По мнению исследователей, речь идёт о системе, при которой государство передавало нефтяную скважину в аренду (на откуп), забирая у откупщика нефть. Откупщик старался использовать скважину максимально эффективно.

Известный арабский ученый и географ Абу-лХасан ал-Масуди (X в.) в трактате «Промывальни золота и рудники самоцветов» писал: «Эти суда посещают на побережье местность, которую называют Бакух это промысел белой и другого цвета нефти. Только Аллах знает, где еще в мире кроме этого места есть белая нефть. Это побережье государства Ширван. В этом нефтеносном месте есть вулкан, который является одним из источников огня. В любое время он неспокоен и высоко выбрасывает огонь».

С Х века встречаются упоминания о вывозе нефти не только сушей, но и морским путем. О бакинской нефти писали Ал-Бируни (XI век; «Баку промысел белой нефти») и Ал-Гарнати, побывавший на Абшероне в 1131 году («И есть там остров, черный как уголь, из него вытекает горькая, вонючая вода… напротив этого острова у моря есть земля черная как уголь. И выходит из этой черной земли битум и нефть, черная и белая, а находится эта земля недалеко от Баку в области Ширвана»).

В ХIII веке о бакинской нефти писали Мухаммед Бекран, Йакут аль-Хамави, Закария Казвини. Автор XIV века Хамдуллах Казвини писал: «Величайшее месторождение нефти в Бакуйе. И есть там местность, где копают колодцы, дабы нефть выходила наружу. Нефть находится на поверхности воды, и ее извлекают из тех источников».


Ручной способ добычи нефти из колодца. Фото конца XIX века. Национальный музей истории Азербайджана
 

Азербайджанский географ Абдуррашид ал-Бакуви сообщает, что ежедневная добыча нефти в начале XV века составляла 200 харваров (ослиных вьюков) и что часть добываемой нефти вывозилась судами. Турецкий путешественник XVI века Катиб Челеби сообщает, что «вокруг крепости Баку находится около 500 колодцев, из которых добываются белое и черное нефтяные масла».

С XIII века азербайджанская нефть упоминается в записях европейских путешественников. Венецианский путешественник Марко Поло (1254-1324) писал: «И много ее (нефти) до сотни судов можно зараз нагрузить тем маслом… Издалека приходят за тем маслом». Французский монах-миссионер Журден де Северак около 1320 года писал в своих заметках: «И там, в одном месте, а называется оно Баку, копают колодцы, из которых извлекают и вычерпывают масло: называется оно нафт».

Венецианский дипломат XV века Иософат Барбаро писал: «В этой части моря есть другой город, называемый Бака, откуда море называлось Бакинским, вблизи которого есть гора, изливающая черное масло».

Купец Дж.Дюкет в 1568-1574 гг. указывал: «Здесь из земли выходит удивительное количество масла, за которым приезжают из отдаленных рубежей Персии… Это масло черное и называется «нефте». Его перевозят по всей стране на мулах и ослах, которых вы часто встретите караванами по 400-500 зараз. Около указанного города Баку есть также другой род масла, белого и очень ценного, и предполагается, что это то же самое, что у нас называется петролеум».

Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в «Книге путешествий» сообщает о 7 видах нефти, добываемой в окрестностях Баку, а также даёт подробные сведения о нефтяных колодцах: «Люди, занимающиеся добычей нефти, опускаются в колодцы: днем и ночью добывают нефть и наполняют ею бурдюки из козлиных шкур. Затем ее покупают купцы и вывозят в разные страны. Нефть бывает восьми цветов, но самой лучшей является желтая нефть. Черная нефть находится в собственности шаха, ее отправляют в крепости…».

С XVII века в записях европейцев появляются более конкретные сведения о добыче нефти и доходах нефтяных колодцев. По-видимому, вопросам вывоза абшеронской нефти в Европу придавалось все большее значение. Два посольства герцога Шлезвиг-Гольштинского в Московское государство и в государство Сефевидов (1633-1635 и 1635-1639 гг.) помимо дипломатических целей имели задачу ознакомления с нефтяными богатствами Каспия.

Участник этих двух посольств Адам Олеарий писал, что «нефть это особое масло, которое около Баку и близ горы Бармах из постоянных колодцев в очень большом количестве вычерпывается и в мехах развозится большими возами, как мы сами видали, для продажи. 2 марта мы оставили горы и пришли в равнину в четверти пути от моря, прошли мимо высокой горы Бармах и недалеко от моря увидели нефтяные колодцы. Это разнообразные ямы, числом до 30-ти, расположенные почти все на расстоянии одного выстрела из ружья; из них сильным ключом бьет нефть Oleum Petroleum. Среди них было три главных колодца, к которым нужно было спускаться в глубину на две сажени, ради чего было поставлено несколько поперечных балок, которыми можно было пользоваться в качестве лестницы. Сверху было слышно, как бурлят ключи, как бы кипя; запах их довольно сильный, причем белая нефть имеет более приятный аромат, чем бурая. Здесь можно вычерпывать и бурую, и белую нефть, но первой больше, чем второй».

Венецианский путешественник Петро делла Вале в 1618 году писал, что добываемая у Баку чёрная нефть приносит большой доход. В русских документах 1637-го и 1640 годов указывается, что в Москве нефть как зажигательное средство хранилась в больших медных чанах.


На нефтяных промыслах работали крестьяне окрестных сел. Фото конца XIX века. НМИА
 

Немецкий путешественник Э.Кемпфер, побывав в Баку в 1683 году, сообщает, что нефтяные колодцы у селения Сураханы расположены в узкой долине шириной 500, длиной 1000 шагов. Устье колодцев было обложено камнями, вокруг посажены кусты. У селения Балаханы Э.Кемпфер описал колодцы чёрной нефти на участке в 100 шагов длиной. Здесь также колодцы были глубокими. Нефть из них выкачивали при помощи колёсного механизма, либо вытягивали вручную при помощи кожаных бурдюков. Колёсный механизм попеременно вращали два человека, работа на колодце останавливались лишь на несколько часов ночью. Над самым большим колодцем здесь было сооружено каменное строение (вероятно, навес).

Часть выкачанной нефти хранилась в нефтехранилищах, также описанных Э.Кемпфером: хранилище представляет собой углубление в земле длиной 17, шириной 7 шагов, куда отрывается канальчик от скважины. В стенках хранилища сделаны ступеньки (вероятно, для того, чтобы спустившись, можно было его чистить), над самим хранилищем сооружено арочное строение (4, с.12).

По мнению исследователя истории нефтедобычи в Азербайджане М.Мир-Бабаева, Абшерон не был единственным местом в мире, где в средние века добывали нефть. Однако в отличие от других стран, где нефть добывали с поверхности земли, отрывая длинные канавы и ожидая их заполнения просачивающейса нефтью, на Абшероне применялись более передовые методы нефтяные колодцы, из которых извлекали нефть не только вёдрами вручную, но и используя колёсный механизм на конской тяге.

В 20-е годах ХХ века во время работ по засыпке землей части прибрежной полосы Бакинской бухты были обнаружены остатки средневековых нефтяных колодцев. В селении Балаханы была обнаружена плита с надписью, гласившей, что в 1594 году мастером Алахьяром Мамедали Нур-оглы был выкопан колодец глубиной 35 м.

В XVIII веке с проникновением России на Кавказ, сведения об абшеронской нефти встречаются уже и в русских источниках. В 1723 г. в приказе генералу Матюшкину о штурме Баку царь Петр I указал: «Оная Бака богата нефтью отменного качества. Нефти белой несколько пуд вели взять из Баки и пришли к нам… Белой нефти тысяча пудов или сколько возможно прислать, да поискать здесь мастера».

И.О.Гербер в 1728 году сообщал, что до 1725 года суммарный доход от нефти составлял 50.000 туманов, однако в начале XVIII века наблюдается спад нефтяного производства.

Широкое распространение артиллерии вытеснило зажигательные снаряды, метавшиеся из катапульт или вручную. Войны за Кавказ между Сефевидской (позже империей Надир-шаха), Османской и Российской империями отрицательно сказались на международной торговле в регионе.

В 1723-1735 гг., когда прикаспийские земли Азербайджана входили в состав Российской империи, царское правительство стремилось извлечь максимальную выгоду от продажи нефти. По реестру нефтяных колодцев, в окрестностях Баку имелось 70 пригодных и 18 непригодных колодцев, 30 пригодных и 23 непригодных хранилищ. Ещё несколько колодцев имелось на Баилове и у Бакинской крепости.


Колодезный способ добычи нефти не менялся веками. Фото конца XIX века. НМИА
 

В 1735 году Баку посетил врач российского росольства в Иране доктор Иоганн Лерх, в 1747 году купец И.Ханвей, в 1770 году член Российской императорской академии наук С.Гмелин, в 1782 году английский путешественник Джон Форстер, в 1796 году путешественник Маршалл фон Биберштейн, оставившие сведения о количестве скважин, применении нефти, формах её добычи, хранения и транспортировки. Нефтяные колодцы имели круглое устье, глубину 2 сажени, были соединены друг с другом каналами. Нефть из всех колодцев одной цепи собиралась в нефтехранилище, которое запечатывалось.

В этот период усовершенствовался процесс переработки нефти. Так, для отделения выкаченной нефти от грунтовых вод нефть перегоняли по каналам из одного хранилища в другое. Как писал Гмелин, нефть очищалась способом «анбиг» «перегонка в куб». После двойной перегонки нефть меняла цвет, мутная бурая нефть становилась прозрачной. Такая нефть стоила дорого, но потребность в ней росла. Добытая нефть доставлялась к Баку, где недалеко от крепостных стен были сооружены три нефтехранилища. 15 таких нефтехранилищ имелись также в районе Биби-Эйбат и Баилова. Здесь же был построен караван-сарай для торговцев нефтью.

В период существования Бакинского ханства (1747-1806 гг.) большинство нефтяных колодцев являлось ханской собственностью, на каждый такой колодец ставили каменную плиту с именем хана. В 1803 году бакинец Касум-бек первым в мире стал практиковать морскую добычу нефти — из двух колодцев у Биби-Эйбата, на расстоянии 18 и 30 м от берега моря.

В октябре 1806 года Баку был захвачен российскими войсками, и 116 действовавших нефтяных колодцев немедленно были объявлены собственностью империи. Колодцы находились у сел Балаханы (77 шт.), Бинагади, Биби-Эйбат, Амирджан, Сураханы. Прежние арендаторы были отстранены, колодцы были сданы новым откупщикам. Одним из первых земли вокруг Балаханы взял на откуп губернский секретарь, позднее титулярный советник Марк Тарумов. Заплатив определенную сумму государству, откупщик старался выжать из нефтяного участка максимум возможного, вкладывая минимальные средства в технику производства.

Применение откупной системы, когда хозяин нефтяного колодца не был заинтересован ни в усовершенствовании орудий труда, ни в рытье новых колодцев, приводило к спаду нефтедобычи. Зачастую эксплуатацией колодцев занимались также представители военной администрации края. Так, доход от 5 нефтяных колодцев у горы Бешбармак получал комендант города Губы ставленник генерала А.Ермолова. Командующий русскими войсками на Кавказе А.Ермолов видел в качестве откупщика только М.Тарумова, сдав ему на откуп в 1821 году все нефтяные колодцы Ширвана (между городами Сальян и Ширван), а в 1823 году колодцы у горы Бешбармак.

Командующие на Кавказе А.Ермолов, а позже Е.А.Головин и Ф.Ртищев были ярыми сторонниками откупной системы, однако контролер бакинских нефтепромыслов Реут, начальник горной экспедиции Э.Эйхвальд, нефтепромышленник В.Рагозин, химик Д.Менделеев и другие ученые в письменных отчетах в Санкт-Петербург указывали на отрицательные стороны откупа. Но лишь в 1825 году было принято решение нефтеносные земли на откуп не сдавать.


Усовершенствование колодезного метода — для защиты от палящего солнца и дождя над колодцем установлен навес. Фото начала XX века
 

В 1837 году инженер Н.И.Воскобойников построил первый на Абшероне нефтеперегонный завод. Этот экспериментальный завод работал около года, но доказал эффективность предложенных методов перегонки нефти (4, с. 17-19).

В 1844 году член совета Главного Кавказского управления В.Семенов и инженер Алексеев предложили новый, механический способ рытья нефтяных колодцев. В 1846 году у села Биби-Эйбат была пробурена механическим способом первая в мире скважина глубиной 21 м, дававшая 110 пудов нефти ежедневно. Прежние нефтяные колодцы стали именовать «кяризными», а колодцы, прорытые новым способом, — скважинами. Спустя 13 лет этот метод был применен также в Пенсильвании.

В 1850-1872 годах вновь практиковалась откупная система, и вновь местная администрация предпочитала сдавать нефтяные колодцы не местным предпринимателям, а переселившимся в край армянам. Так, наиболее крупными откупщиками были Тер-Гукасов, а позднее Иван Мирзоев, сделавший капитал на продаже нухинского шелка.

Это при том, что признанными специалистами в деле организации нефтедобычи были азербайджанцы. В 1833 году Кербалаи Юсиф Амирбек-оглы и Гаджи Наби Сафи-оглы были награждены серебряными медалями «За труды и усердие» за открытие нефтяных залежей устройство нефтяных колодцев на Кубани, куда были приглашены руководством Черноморского казачьего войска.

Промышленная революция в Европе, а затем и в России требовала новых источников энергии. Пока запасы европейского каменного угля удовлетворяли потребности ремесленных мастерских, мануфактур, заводов и фабрик. Но становилось ясно, что назревает нужда в другом дешевом и большем по объему источнике. Это потребовало коренной реконструкции нефтедобычи и нефтяной промышленности.

Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре

В развитии нефтяной
промышленности Азербайджана можно выделить 5
этапов. 

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов:
I ЭТАП — колодезная добыча нефти до 1871 года.
II ЭТАП — промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году.
III ЭТАП — после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни (ныне Нефт дашлары) в 1950 году.
IV ЭТАП — с вводом в разработку месторождения Нефтяные камни в 1950 году (значительное расширение поисково-разведочных работ, открытие и ввод в разработку новых нефтегазовых месторождений в Каспийском море, интенсивное развитие инфраструктуры морской нефтегазодобычи) до подписания в 1994 году первого «Контракта века» с вовлечением иностранных инвестиций.
V ЭТАП — начинается с подписанием 20 сентября 1994 года первого крупного «Контракта века» по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) и вовлечением крупномасштабных иностранных инвестиций в нефтяную отрасль суверенного Азербайджана.


Нефтяная промышленность Азербайджана имеет 130-летнюю историю своего развития. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна ещё в далекой древности.
По сведениям Приск Понтийского (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.), Масуди (X в.), Олеария (XII в), Марко Поло (XIII-XIV в) и др. ещё до нашей эры нефть вывозили с Апшеронского п-ова в Иран, Ирак, Индию и другие страны.


По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. В начале XIV века французский монах-миссионер Журден Каталани де Северак, побывавший в Азербайджане, в своих записях упоминает о добыче нефти в окрестностях Баку.
Ценные сведения о колодезной добыче нефти в Азербайджане содержатся в сообщениях путешественников XVI-XVII веков.


Английский торговый агент Джеффри Дюкет, побывавший в Азербайджане в XVI веке, пишет, что добываемое в окрестностях Баку черное масло, называемое «нафта» перевозят на мулах и ослах караванами по 400-500 за раз. В этих сообщениях также упоминается о добыче «белой нефти» в Сураханах.


Сообщения Д. Дюкета о перевозках нефти караванами из Баку свидетельствуют о значительной колодезной добыче нефти в XVI веке из месторождений Апшеронского полуострова.
По сведениям Амина Ахмед Рази (Иран, 1601 г.) в начале XVI века в окрестностях Баку было около 500 нефтяных колодцев, из которых добывали черную и белую нефть.


Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия — Иран, Среднюю Азию, Дагестан и «Черкесию» (Северный Кавказ).


Колодезная добыча нефти в Азербайджане продолжалась до 1871 года.
С 1871 года в Азербайджане началась промышленная добыча нефти на месторождениях Балаханы и Биби-Эйбат с применением механического способа бурения скважин. Первая скважина, пробуренная в 1871 году в Балаханах, давала 70 баррелей (10 тонн) нефти в сутки.


С развитием техники и технологии механического способа бурения скважин на Апшеронском п-ове один за другим открываются новые нефтяные месторождения (Бинагады, о. Артема, Сураханы и др.), увеличивается добыча нефти, начинается развитие инфраструктуры нефтяной отрасли, интенсивно развивается нефтепереработка, в Азербайджане формируется национальная буржуазия.
В начале 70-х годов XIX столетия правительство России отменило монополию на нефтедобычу в недавно аннексированном Азербайджане.
В 1872 году принимаются два законодательных акта, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это «Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов» и «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов».


После принятия этих законов с 1872 года нефтяные промыслы начали продаваться частным лицам. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах, 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 рублей. Согласно принятым законам неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли, равной 1.092 гектара. Право монопольного экспорта нефти, в соответствии с заключаемым договором, принадлежала арендатору. Арендатор имел право по своему усмотрению назначать цену на добытую нефть. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти. Если поисковые работы на нефть оказывались безуспешными, то арендатор имел право выкупить в собственность арендуемый участок или вернуть его государству, предварительно полностью очистив.


В те годы доля азербайджанского капитала в нефтяной отрасли была не так уж велика. На первых торгах в 1872 году местный капитал представляла лишь одна смешанная азербайджанская фирма (Г.З. Тагиева и др.) с долей участия на торгах всего лишь 0,1%. К концу 70-х годов XIX столетия несколько увеличился объем отечественного капитала в добыче нефти, который составил более 4%. Смешанные азербайджано-армянский и русско-азербайджанский капиталы в добыче нефти составляли вместе взятых около 10%. Из числа 135 владельцев нефтепромышленных предприятий в 1883 году было 17 азербайджанцев. К концу XIX столетия представители Азербайджана владели 49 предприятиями из 167, что составляло 29.3%. В период зарождения нефтяной промышленности Азербайджана существовало три основных источника отечественного капиталовложения: торговый, промышленный и чиновников государственного аппарата. Концентрация капитала шла и путем образования акционерных компаний. Первая акционерная компания — «Бакинское нефтяное общество» была создана в 1874 году.
В 1859 году в Баку был построен первый нефтеперегонный (керосиновый) завод. В 1867 году здесь действовали уже 15 таких заводов. После отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты стали строиться новые заводы и внедряться новая технология, позволившая получать новые виды продуктов переработки. Так, в 1876 и 1881 годах были построены два новых завода по производству смазочных масел.
В начале 70-х годов представителям азербайджанского капитала принадлежало 25 из 46 небольших предприятий по производству керосина. В 1883 году из 100 производителей керосина в Баку 21 были азербайджанцы. С этого года бакинский керосин начали вывозить за границу.


В 1878 году был построен первый промысловый нефтепровод, протяженностью 12 км, соединивший Балаханское месторождение с нефтеперерабатывающим заводом в Баку. К концу 1898 года общая протяженность промысловых нефтепроводов, соединивших нефтяные промыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230 км с суммарной производительностью 1 млн. тонн нефти.
Начиная с 70-х годов XIX столетия в Баку произошел невиданный в то время экономический взлет.


В городе был создан мощный промышленный потенциал, были открыты сотни крупных и мелких фирм по добыче, переработке и торговле нефтью. Баку превращается в один из финансовых центров мира. В 1873 году Роберт Нобель, швед по происхождению, посетивший Кавказ (в поисках древесины для оружейной фабрики братьев Нобель в г. Ижевске в Сибири) застал «нефтяную лихорадку» в Баку и вложил 25000 рублей на приобретение небольшого керосинового завода.
Спустя несколько лет в 1876 году братья Нобель организовывают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии ставшей самой крупной нефтяной компанией в России, которая полностью вытеснила с российского рынка рокфеллерскую компанию «Стандарт Ойл». Братьям Нобель принадлежали нефтедобывающие промыслы, десятки нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивные танкера, баржи, железные дороги, гостиницы и др.
К 80-му году XIX столетия в Баку было построено 200 небольших нефтеперегонных заводов (установок), значительная часть которых принадлежала братьям Нобель.
Образцы нефтяных продуктов бакинских заводов демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.), Лондоне (1881 г.) и получили высaокие оценки экспертов.
В те годы братьями Нобель был построен впервые в мире нефтеналивной танкер в Каспийском море.


Бакинский «Нефтяной бум» привлек внимание и французского «Дома Ротшильдов».
Начиная с 1883 года Ротшильды занимались в Баку в основном кредитно-ссудной операцией и торговлей нефтью. Первоначальный капитал Ротшильдов с 1,5 млн. рублей в 1883 году увеличивался до 6 млн. рублей в 1895 году и до 10 млн. рублей в 1913 году.


Ротшильдам также принадлежали нефтяные промыслы в Балаханах, Сабунчах, Раманах, керосиновый и масляный заводы в Кишлах.
К 1883 году благодаря капиталу Ротшильдов была завершена железная дорога Баку-Батуми, игравшая важную роль в экспорте нефти и нефтепродуктов (в основном керосина) из Баку в европейские страны. Со строительством этой железной дороги Батуми становится одним из важных портовых городов мира.


В 1886 году Ротшильды основали «Каспийско-Черноморскую» нефтяную компанию. К 1890 году капитал банка Ротшильдов контролировал 42% экспорта бакинской нефти.
В начале XX столетия Ротшильды переуступают свои нефтяные интересы в Азербайджане англо-голландской корпорации «Ройял-Датч-Шелл» и с этого времени английский капитал занимает видное место в нефтяной промышленности Азербайджана.
В эти годы более 60% нефтяных промыслов на Апшеронском п-ове было сосредоточено в сфере деятельности трех крупных компаний: «Ройял-Датч-Шелл», «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Русское генеральное нефтяное общество». Акционерный капитал в нефтяной промышленности Азербайджана достиг 165 млн. рублей.


С 1874 по 1899 год в промышленности Азербайджана было учреждено 29 акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. По мере усиления позиций иностранного капитала нефтяная промышленность Азербайджана все больше переходила в руки зарубежных инвесторов. Так, например, если в 1902 году 16% капитала, вложенного в нефтяную промышленность, принадлежало иностранным инвесторам, то в 1912 году доля участия иностранного капитала в нефтяную отрасль Азербайджана составляла уже 42%. Растущая потребность мировых промышленных центров в нефти и нефтепродуктах способствовала значительному росту добычи нефти в Азербайджане. В начале XX века (в 1901 г.) здесь было добыто 11.0 млн. тонн нефти, что составляло больше половины мировой добычи нефти.


Интенсивно растущая добыча нефти на Апшеронском п-ове не обеспечивалась вывозом нефтепродуктов (керосина) железной дорогой на Черное море в порт Батуми и далее в европейские страны.
Ещё в 1880 году известный ученый-химик Д.И. Менделеев выдвинул идею о необходимости строительства нефтепровода Баку-Батуми для выхода через Черное и Средиземное моря на мировой нефтяной рынок. Было обосновано, что трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов намного дешевле и эффективнее, чем железнодорожный. Несмотря на это, строительство нефтепровода Баку-Батуми (протяженностью 833 км и диаметром 200 мм) для перекачки около 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов было начато лишь в 1897 году и завершилось в 1907 году.
До национализации нефтяной промышленности в Азербайджане функционировало 109 акционерных обществ. Из них 72 принадлежало российскому капиталу общей суммой 240 млн. рублей и 37 — английскому капиталу общей суммой 100 млн. фунтов-стерлингов.
Наиболее крупный капитал в нефтяной отрасли Азербайджана принадлежал компании Братьев Нобель (30 млн. рублей с наиболее высокой стоимостью акции в 5000 рублей). Капитал компании А.И. Манташова составлял 20 млн. рублей.


Каспийско-Черноморскому нефтепромышленному и торговому обществу принадлежало 10 млн. рублей российского капитала.
«Гаджи-Челекенской нефтяной компании» крупного в то время азербайджанского нефтепромышленника — мецената Иса бека Гаджинского принадлежало 1.25 млн. фунтов-стерлингов английского капитала. Накануне национализации нефтяной промышленности в Азербайджане действовало 270 нефтедобывающих предприятий, 49 крупных и мелких фирм, занимающихся подрядным бурением, 25 фирм по переработке нефти, более 100 механических заводов (цехов) и ремонтных мастерских и др.


После установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году нефтяная промышленность была национализирована и добыча нефти в 1921 году упала до 2.4 млн. тонн. В последующие годы с расширением поисково-разведочных работ открывались и вводились в разработку новые месторождения, из года в год увеличивалась добыча нефти, достигая 23.6 млн. тонн в 1941 году, что составляло почти 76% общесоюзной добычи нефти в то время.
В 1941-1945 годах во время войны добыча нефти в Азербайджане упала до 11.1 млн. тонн в связи с перебазированием нефтедобывающих мощностей Азербайджана в новые нефтяные районы Туркмении, Татарии, Башкирии и другие восточные районы России.


В послевоенные годы с открытием месторождений Гюргяны-море в 1947 году начинается морская добыча нефти в Азербайджане, хотя на острове Пираллахы (о. Артема) нефть добывалась еще с 1902 года. В 1950 году в открытом море было выявлено и введено в разработку крупное нефтяное месторождение Нефтяные камни (Нефт дашлары). С этого времени начинается новый этап развития нефтяной промышленности, значительно расширяются морские геологоразведочные работы, один за другим открываются и вводятся в разработку новые нефтяные и газовые месторождения (Песчаный-море, Бахар, Сангачалы-Дуванный-море-о. Булла, Булла-море и др.), развиваются техника и технология морского бурения, инфраструктура морской добычи нефти. В 1965 году уровень добычи нефти в Азербайджане достигает 21.6 млн. тонн


В начале 80-х годов XX века в глубоководных акваториях азербайджанского сектора Каспийского моря было открыто крупное месторождение им. 28 Апреля (ныне Гюнешли), которое в настоящее время обеспечивает порядка 65% морской добычи нефти в Азербайджане (без учета добычи нефти Азербайджанской Международной Операционной Компании — АМОК по «Контракту века»).
В последующие годы в азербайджанском секторе Каспия были открыты новые крупные месторождения Чираг (1985 г.), Азери (1987 г.), Кяпез (1988 г.) и другие.


Таким образом, были созданы реальные предпосылки для интенсивного развития добычи нефти и газа в азербайджанском секторе Каспийского моря, что имело важное значение в экономической и политической жизни только что получившей независимость Азербайджанской Республики. Нет сомнения, что Азербайджан в скором будущем превратится в одну из богатейших нефтегазодобывающих стран мира.
С начала освоения углеводородных ресурсов в Азербайджане (на суше и в море) было выявлено более 70 месторождений нефти и газа, из них 54 в настоящее время находятся в разработке. С начала промышленной разработки месторождений Азербайджана добыто 1.4 млрд. тонн нефти с конденсатом и 463 млрд. м3 газа.


На суше Азербайджана за всю 130 летнюю историю развития нефтяной промышленности выявлено 43 месторождения нефти и газа (37 из них находятся в разработке), добыто 935 млн. тонн нефти и 130 млрд. м3 газа. Как следует из рис. 1 и 2 в динамике добычи нефти на суше Азербайджана имели место неоднократные спады и подъемы, что было связано с политическими сотрясениями в XX столетии (война с армянами в 1905 году, Первая Мировая война в 1914-1917 годах, Октябрьская революция в России, установление Советской власти в Баку и геноцид азербайджанцев армянскими дашнаками в 1918 году, оккупация получившей суверенитет в октябре 1918 года Азербайджана, вводом XI Красной Армии в 1920 году и национализация нефтяной промышленности, Вторая Мировая война в 1941-1945 годах, оккупация армянами 20% территории получившей второй раз суверенитет Азербайджана и т.д.).


Снижение добычи нефти на суше Азербайджана, начиная с 1965 года, связано с истощением длительно разрабатываемых месторождений и низкой результативностью поисково-разведочных работ.
В настоящее время добыча нефти на суше Азербайджана составляет 1.5 млн. тонн в год.


Дальнейшие перспективы развития добычи нефти и газа в Азербайджане связаны в основном с морскими месторождениями. В Азербайджанском секторе Каспийского моря открыто 28 месторождений нефти и газа (18 из них находятся в разработке), выявлено более 130 перспективных структур. За всю историю разработки морских месторождений Азербайджана добыто более 460 млн. тонн нефти с конденсатом и порядка 345 млрд. м3 газа. Максимальный уровень добычи нефти из морских месторождений в объеме 12.9 млн. тонн был достигнут в 1970 году, а газа в объеме 14 млрд. м3 — в 1982 году. В настоящее время Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) из морских месторождений добывается 7.5 млн. тонн нефти и 5 млрд. м3 газа в год.


После распада Советского Союза в начале 90-х годов XX столетия экономика Азербайджанской Республики была развалена в связи с разрывом установившихся в течение длительного времени экономических отношений в бывшем Советском Союзе, а также тяжелого финансового положения. Старые экономические отношения были разрушены, а новые не были созданы.


В нефтяной отрасли простаивала значительная часть эксплуатационного фонда скважин, был сокращен объем эксплуатационного и разведочного бурения, значительно падала добыча нефти и газа в республике. Не на полную мощность работали заводы нефтяного машиностроения, которые ранее обеспечивали 70% потребности в нефтяном оборудовании Советского Союза.


Таким образом, восстановление нефтяной промышленности Азербайджана и освоение открытых в глубоководных частях азербайджанского сектора Каспия крупных нефтегазовых месторождений и разведка перспективных структур требовали больших капитальных вложений и внедрения в практику нефтегазодобычи в целом и, в том числе, морской нефтегазодобычи, современной техники и технологии, что могло быть реальным при вовлечении в нефтяную отрасль крупномасштабных иностранных инвестиций.


В сентябре 1994 года для разработки открытых ещё в 80-х годах месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан крупный (по извлекаемым запасам и объему инвестиций) «Контракт века» типа «Продакшн-Шеринг» или «СРП» (Соглашение о Разделе Продукции) с участием 12 известных нефтяных компаний мира из 8 стран.


С подписанием первого крупного контракта типа «СРП» по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) в азербайджанском секторе Каспийского моря нефтяная промышленность Азербайджана вступила в новый этап своего развития.

В начале ХХ века Баку был мировой столицей нефти. Тот бум закончился революцией. Сто лет спустя Азербайджан пережил еще один нефтяной бум. И тоже недолговечный.

«Не приезжайте к нам в белых брюках и ботинках — на улицах можно испачкаться в нефти» — эта старая бакинская шутка сейчас не актуальна. В фасадных районах Баку трудно чем-то запачкаться, даже подземные переходы для пешеходов отделаны мрамором и снабжены эскалаторами. Чем-то они похожи на Лондон, чем-то на Дубай. Но нефтью в городе пахнет. И в прямом, и в переносном смысле.

Старый Баку вырос на нефтяном буме конца XIX — начала XX века, снабжая керосином полмира. В ХХI веке Баку снова стал нефтяной историей успеха — ВВП Азербайджана в отдельные годы рос на 25-30%.

Такие показатели — редкость в экономической истории, хотя небольшие нефтедобывающие страны иногда показывают подобную динамику. Экваториальная Гвинея, Катар, Габон, Тринидад и Тобаго — примеры таких историй, но нефтегазовые деньги редко приносят счастье народам, живущим возле месторождений.

Пионеры и революционеры

Нефть на территории современного Азербайджана добывали еще несколько тысяч лет назад, в основном для медицинских целей. Промышленное производство, впрочем, стартовало только в конце XIX века.

Пионерами добычи азербайджанской нефти стали Товарищество нефтяного производства братьев Нобель и основанная Ротшильдами компания Caspian and Black Sea Oil и Royal Dutch Shell. Основными местами добычи были Баку и Апшеронский полуостров.

Первый бум случился в самом начале ХХ века: добыча нефти составляла 0,2 мбд — половину всей мировой.

Британский дипломат Джеймс Генри описывал Баку как «русский Йоханнесбург, напоминающий в этнологическом и коммерческом отношении столицу золотодобытчиков Трансвааля».

Азербайджанцы и рабочие-мигранты из Персии выполняли в основном черную работу. Квалифицированным трудом занимались армяне и русские. Многие из них сильно разбогатели на нефтяном буме.

Этническое и социальное напряжение вылилось в широкомасштабную забастовку рабочих-нефтяников в Баку в июле 1903 года, а потом в еще одну акцию протеста в декабре 1904-го. Выступление почти совпало по времени с январскими событиями в Петербурге и стало важным эпизодом первой русской революции. В сентябре 1905-го восстание в Баку было подавлено властями с помощью черносотенцев.

С 1905-го до начала 1920-х добыча упала в четыре раза. С того времени и до начала Второй мировой пошло восстановление добычи, и в 1941 году она достигла локального пика в 0,5 мбд. В период войны происходит резкое падение до 0,2 мбд, а в послевоенные годы восстановление шло крайне медленно. В конце 1960-х был достигнут локальный пик в 0,4 мбд, и с тех пор показатели плавно снижались, дойдя до 0,2 мбд к концу 1990-х.

Контракт века

В первые годы независимости, провозглашенной в 1991 году, Азербайджан вел войну с армянскими вооруженными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом. Неудачи на фронте привели к политической нестабильности — за два года сменились два президента, Аяз Муталибов и Абульфаз Эльчибей.

После мятежа в Гяндже в июне 1993 года Эльчибей фактически передал власть бывшему первому секретарю ЦК КП Азербайджанской ССР Гейдару Алиеву. В октябре 1993-го Алиев был избран президентом, а в мае 1994-го стабилизировал политическую обстановку в стране, подписав соглашение о прекращении огня с Нагорным Карабахом и Арменией.

В сентябре того же года правительство Азербайджана заключило «контракт века» о совместной разработке трех нефтяных месторождений — Азери, Чираг и Гюнешли (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспийского моря, в 120 км от побережья страны (открыты в 1981-1987 годах).

Соглашение о разделе продукции (СРП) сроком до 2024 года подписали 15 иностранных компаний, а также Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR).

Все участники соглашения образовали консорциум «Азербайджанская международная операционная компания» (АМОК), состав которого менялся со временем (часть акционеров продала свои доли, сейчас основной акционер — BP).

Ускоренная разработка офшорных месторождений привела к резкому росту добычи нефти уже в конце 1990-х годов. Первая нефть с месторождения Чираг стала поступать в 1997-м, в 2005-м — с Азери, а с 2008-го — с глубоководного месторождения Гюнешли.

К 2010 году производство нефти и газоконденсата достигло рекордного уровня в 1 мбд, при этом три четверти производства приходилось на блок АЧГ.

С началом разработки в 2006 году месторождения Шах-Дениз резко выросла и добыча природного газа — также в результате подписания СРП с консорциумом международных нефтегазовых компаний (основной акционер BP) .

Добыча выросла с 5,2 млрд куб. м в 2005 году до 18,2 млрд куб. м в 2015-м. С 2007 года Азербайджан стал нетто-экспортером газа (9,8 млрд куб. м потребляется на внутреннем рынке).

Транзитные игры

Для транспортировки нефти и газа в рамках СРП были построены нефтепроводы Баку—Супса (1999 год), Баку—Тбилиси—Джейхан (2006 год) и газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум (2006 год).

Но Азербайджан хотел не только экспортировать свои ресурсы, но и стать транзитной страной для поставок среднеазиатского и ближневосточного газа в Европу. Европейцы были за — диверсификация поставок топлива объявлялась одной из основных целей международной политики ЕС.

Концепция «Южного коридора», призванного воплотить эту цель, состояла из нескольких проектных трубопроводов. Основным является «Набукко» — из Эрзурума (Турция) в Баумгартен-ан-дер-Марх (Австрия).

Азербайджанское морское месторождение Шах-Дениз, разрабатываемое BP, было объявлено основным источником газа, призванным обеспечить коммерческую рентабельность этого проекта. Первый этап его уже эксплуатируется и в данный момент поставляет 8,4 млрд куб. м в год в Грузию, Турцию и Грецию через южнокавказский трубопровод Баку—Эрзурум («компаньон» более известного нефтепровода BTC: Баку—Тбилиси—Джейхан).

Однако для увеличения мощности поставок нужны вспомогательные источники. По дну Каспийского моря и далее через территорию Азербайджана мог бы пойти среднеазиатский газ, в основном из Туркменистана. Однако точные объемы запасов газа в Туркменистане неизвестны: страна отказалась присоединиться к «Инициативе прозрачности добывающих отраслей» (EITI).

Из-за отсутствия гарантий поставок от Туркменистана австрийская газовая компания OMV Gas GmbH, возглавляющая консорциум по строительству «Набукко» из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, в июне 2013 года официально объявила об аннулировании проекта.

Возможно, есть и другая причина. «Россия активно сопротивлялась идее транскаспийского нефтепровода,— говорит информированный собеседник «Денег».—

Во время боевых действий в Грузии в 2008-м бомбы падали недалеко от нефтепровода BTC, вероятно, Азербайджан понял «месседж»».

Нефтяной бум

Резкий рост добычи нефти и газа в Азербайджане совпал по времени с ростом цен на углеводороды. В итоге сочетание эффекта низкой базы 1990-х и роста добычи и цен на углеводороды привело к ошеломительным темпам роста экономики.

В 2000-х среднегодовой темп роста составил 14,6%, причем в отдельные годы этот показатель превышал 20%: в 2005-м (26,4%), 2006-м (34,5%) и 2007-м (25%). Ненефтяной ВВП также рос, но его основой были госинвестиции в строительство на те же нефтяные доходы.

С 1992 по 2014 годы ВВП Азербайджана в текущих долларах вырос с $1,2 млрд до $75,3 млрд (рекордный рост для бывших республик СССР), а ВВП на душу населения увеличился со $159 в 1992-м до $8 тыс. в 2014-м.

Зависимость бюджета Азербайджана от нефтегазовых доходов за годы бума резко увеличилась. Если в 2003-2007 годах доля трансфертов из Государственного нефтяного фонда (ГНФ) в бюджет в среднем составляла около 10% ВВП, то в 2010-2014 годах она превышала 50% ВВП, а в 2014-м дошла до 58,2%.

Учитывая другие статьи бюджета, связанные с нефтегазовым сектором, прежде всего налоги на прибыль компаний (SOCAR и других), доходы бюджета от нефти и газа в 2013-м составили 72% (для сравнения: в России в конце 2000-х — начале 2010-х — около 30%).

Успехи страны в 2000-х и в начале 2010-х — это в основном успех АЧГ. В разработку блока консорциум вложил $28,7 млрд, а его доход составил $73 млрд. Доходы Азербайджана от АЧГ тоже велики: с 2001 по 2015 год в Государственный нефтяной фонд поступило $124,9 млрд.

Нефть vs демократия

Страна отчасти перенаправляла нефтяную ренту населению — доля бюджета к ВВП росла на протяжении всего периода нефтяного бума: с 18% ВВП в 1994 году до 46% в 2010-м. Средние пенсии, например, выросли в конце 2010-х до $200.

Благодаря увеличению поступлений от продажи нефти и росту экономики Азербайджан практически безболезненно пережил политические перестановки в 2003-м: на смену Гейдару Алиеву пришел его сын — Ильхам Алиев. Тот выиграл выборы 15 октября 2003 года, набрав 79,5% голосов.

Оппозиция не признала итоги выборов, но протестные выступления, организованные партией «Мусават», были подавлены.

Ильхам Алиев постепенно избавлялся от части элиты, окружавшей его отца. В октябре 2005 года власть объявила о предотвращении попытки государственного переворота. 12 человек, включая трех министров, были арестованы.

Во второй раз Ильхам Алиев был избран президентом 15 октября 2008 года, получив свыше 88% голосов избирателей. В марте 2009-го в Азербайджане был проведен референдум, одобривший поправку к конституции: теперь один и тот же человек мог избираться президентом страны более двух раз.

На выборах 9 октября 2013 года Ильхам Алиев был избран президентом в третий раз, набрав 86,4% голосов. В сентябре 2016-го в стране прошел референдум, по итогам которого срок правления президента увеличился с пяти до семи лет (за изменения высказались около 80% голосовавших).

В феврале 2017-го Алиев назначил свою жену Мехрибан первым вице-президентом. Согласно конституционным поправкам, принятым в сентябре 2016-го, полномочия главы государства передаются первому вице-президенту, а не премьеру, как раньше: если Ильхам Алиев оставит свой пост, его сменит супруга.

Двойной удар

Помимо политического транзита рост добычи позволил Азербайджану довольно успешно пройти кризис и 2009 года — темпы роста ВВП в этом году оставались высокими (9,4%).

Однако после пика добычи в 2010-м последовал довольно ощутимый спад. К 2015 году, по данным оператора АМОК BP, добыча упала до уровня 0,85 мбд. Но потребительский бум продолжался.

«С 2010-го по 2014-й рост экономики шел за счет ненефтяного сектора,— отмечает экономист Galt&Taggart Алим Хасанов.— Нефтяной сектор сокращался в среднем на 2,9% в год. Ненефтяной ВВП рос в среднем на 8,8% в год за счет строительства (18,2% в год в среднем) и ритейла (10% в год в среднем). При этом 72,6% инвестиций в строительство шли из госбюджета».

В 2015-м последовал и другой удар. После падения цен на нефть правительство было вынуждено резко девальвировать национальную валюту — манат.

В декабре 2006 года на фоне огромного потока нефтедолларов власти допустили укрепление курса маната, снизив его с AZN0,92/$ до AZN0,87/$. В следующие несколько лет манат плавно укреплялся к доллару. В июне 2011-го Центробанк стал опасаться излишнего укрепления маната и курс был зафиксирован на уровне AZN0,78/$.

После резкого падения цен на нефть в феврале 2015-го правительство провело однократную девальвацию маната, зафиксировав его на уровне AZN1,05/$. Однако отток капитала продолжался — с пика в $15 млрд в середине 2014 года золотовалютные резервы Центробанка Азербайджана сократились до $5 млрд в декабре 2015-го.

Тогда же власти пошли на новую девальвацию маната — до уровня AZN1,55/$, одновременно отпустив курс. Сейчас курс составляет AZN1,78/$. В итоге девальвация маната оказалась более существенной, чем у других валют стран СНГ, зависимых от нефтегазового экспорта (казахстанского тенге и рубля).

Рост ВВП Азербайджана снизился в 2015 году до 1,1%, а 2016-й стал первым годом рецессии за последние 20 лет, ВВП упал на 3,8%.

Впереди у Азербайджана еще одно испытание. Контракт на разработку АЧГ с консорциумом заканчивается в 2024 году, а никаких новых крупных месторождений не обнаружено, хотя геологоразведка в стране была достаточно активна во время бума.

Представители BP подтверждают прогнозы по снижению добычи. Еще в 2013-м Гордон Биррел, региональный президент ВР по Азербайджану, заявил, что добыча на АЧГ упадет с 0,6-0,7 мбд в 2013-2017-м приблизительно до 0,5 мбд в 2023-м. А возможно, и ниже, так как этот уровень будет зависеть от инвестиций ВР.

Учитывая, что цены на нефть в 2013-м были в два раза больше, чем сегодня, привлекательность этих инвестиций уже не такая высокая.

Даже если предположить, что эти прогнозы чересчур пессимистичны, Азербайджану все же стоит готовиться к дальнейшему снижению.

Падение добычи повлечет за собой оскудение нефтедолларового потока. Поддержать прежний уровень расходов отчасти поможет ГНФ, объем которого на 31 декабря 2016 года составлял $33,2 млрд. Однако резервы не безграничны, особенно учитывая высокую зависимость бюджета от трансфертов из фонда и возросший в последние годы уровень госдолга (с 12% ВВП в 2010-м до 36% ВВП в 2015-м).

Неуслышанные предупреждения

Всего в нефтяной фонд с 2003 года поступало лишь 27% доходов от продажи нефти и газа, остальные 73% уходили в бюджет, то есть на текущее потребление. При этом существенное сбережение нефтегазовой ренты выполнялось лишь в первые годы работы фонда. Начиная с 2009-го трансферты в бюджет стали превышать 90% расходов фонда (в 2008-м — 88%).

Будущие проблемы Азербайджана в связи с исчерпанием блока АЧГ были хорошо известны экономистам.

Еще в 2004 году в брошюре МВФ «Managing Oil Wealth: The Case of Azerbaijan» экономисты фонда предупреждали правительство о краткосрочности нефтегазовой ренты и необходимости адаптации бюджетной политики к снижению доходов после 2024-го.

Более того, высокие трансферты начиная с 2008 года из фонда в бюджет нарушали «Долгосрочную стратегию управления нефтегазовыми доходами на период 2005-2025 годов». В этом документе указывалось, что уровень сбережений ГНФ не должен быть ниже 25% от его поступлений после достижения пика производства.

Отказ от этого правила неизбежно приведет к тому, что государство для поддержания уровня расходов при снижении добычи и (или) падении нефтяных цен будет вынуждено либо исчерпать ГНФ, либо получить высокий дефицит бюджета, либо и то и другое.

Эта ситуация создает неустойчивость всей конструкции государственных финансов и грозит Азербайджану долговым кризисом или резким снижением уровня жизни населения, что, возможно, произойдет уже в середине 2020-х годов.

Власти постоянно призывают к диверсификации экономики. Так, на международном экономическом форуме в Давосе в 2012 году Алиев отметил, что получаемые от нефтяного сектора доходы создают возможности для диверсификации экономики страны и это является одним из главных приоритетов государственной политики.

В 2014 году была принята «Государственная программа по развитию промышленности на 2015-2020 годы» и концепция развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее».

Однако ненефтяной сектор экономики слаб: доля обрабатывающей промышленности в общем промышленном производстве в 2014 году составила 11,2%, а если исключить нефтеперерабатывающую промышленность, меньше 10%. При этом еще в 2005-м ее доля составляла 17,2%.

Доля машиностроения — 2,8% (4,9% в 2005-м), легкой промышленности — 0,6% (1,2% в 2005-м), пищевой — 2,4% (3,3% в 2005-м).

Кроме нефти и газа Азербайджан практически ничего не экспортирует: из $11,4 млрд экспорта в 2015 году на ненефтяной экспорт приходится всего около $1 млрд.

При этом основные его статьи — сельскохозяйственные товары — с низкой добавленной стоимостью: $312 млн — фрукты и овощи, $212 млн — сахар, $153 млн — растительные и животные масла.

Процветавшая в советское время торговля цветами практически мертва: их поставки из Азербайджана в Россию составляют то ли $150 тыс. в квартал, по данным ФТС РФ, то ли столько же, но в год — уже по данным Статкомитета Азербайджана.

Довольно серьезную роль в экономике играют денежные переводы трудовых мигрантов, работающих за пределами Азербайджана, в основном в России.

По данным World Bank, за 2015 год они составили 2,4% ВВП (среднемировой уровень — 0,74%), а всего с 1995-го в среднем 2,17%. Но все-таки этот источник в экономике Азербайджана не играет столь существенной роли, как, например, в Таджикистане (28,8% ВВП в 2015-м и 33,2% в среднем в год с 2002-го).

Растраченное богатство

Нефтегазовые доходы, похоже, были потрачены недостаточно эффективно. Это в первую очередь относится к масштабным спортивным сооружениям. Национальный стадион в Баку обошелся в €710 млн, Евроигры в 2015-м, по данным The Guardian, стоили £6,5 млрд.

За право принять у себя Гран-при Европы в 2016 году (восьмой этап мирового чемпионата «Формулы-1») Баку заплатил около $40 млн, почти столько же ушло на постройку трассы Baku City Circuit.

Практически ничего не сделано в ненефтяном секторе для привлечения иностранных инвестиций. В рейтинге Doing Business Азербайджан занимает 65-е место, уступая своим соседям, бывшим республикам СССР: Армения на 38-м месте, Грузия, резко улучшившая бизнес-климат во время президентства Михаила Саакашвили,— на 16-м.

В Corruption Perceptions Index (ежегодно публикуемом международной организацией Transparency International) Азербайджан стоит на 119-м месте, также уступая соседям по региону: у Армении 95-е, у Грузии 48-е место.

Существенные средства идут на армию. В 2015 году страна потратила на военные нужды $321 на душу населения, или 4,6% ВВП (Грузия — 2,4%, Армения — 4,5%), или 13,5% бюджетных расходов (в Грузии — 8,1%, в Армении — 16,4%).

Высокая доля оборонных расходов во многом объясняется вялотекущим конфликтом с Арменией по поводу принадлежности Нагорно-Карабахской Республики. Периодически конфликт переходит в острую фазу с боевыми действиями. Последнее обострение случилось в апреле 2016 года.

Случай Азербайджана по-своему уникален. Все понимали, что резервы месторождений конечны, что нефтяное благополучие будет иметь определенные временные рамки — разве что чуть короче или чуть длиннее.

Международные экономические организации рекомендовали сберегать нефтяную ренту для смягчения предстоящего транзита в постнефтяное будущее. Однако эти предостережения не стали руководством к действию, а текущие нефтяные доходы направлялись на потребление.

Первая нефтяная скважина в мире.

Опубликовано:  Nov 24, 2021

Автор: Administrator

visibility 4403    
comment   0    

Первая нефтяная скважина в мире в виде простого колодца была выкопана в Балаханах, предместье г. Баку 3500 лет назад. Но эта статья не о ней, а о первой в мире классической глубокой скважине, для создания которой использовалась первая в мире нефтяная вышка.

imageАзербайджан, Баку1846 год, область под названием Биби-Эйбат… Нефть в этом месте буквально повсюду: она выплёскивается из-под пустынной земли чёрными, как смоль, завитками, стремительно покрывающими босые ноги, а иногда и всё тело нагнувшихся рабочих с бронзовой от загара кожей и уже расплетающимися соломенными шляпами на головах. Постоянно быть облачённым в чёрное золото – звучит как одно из трёх желаний сказочному джинну из волшебной лампы Аладдина — невероятно заманчиво, не так ли? Но не в случае с бакинскими рабочими на нефтяных месторождениях: их работа нелегка, а труд их неоценим. Трудиться под знойным солнцем Баку, не раз становившимся причиной обморока, вдыхать тяжёлый свинцовый запах богатых нафтенами бакинского сокровища – работа не просто тяжёлая, но и опасная. Порой, наткнувшись на источники попутных газов, труженик рисковал быть спалённым жаром огня, в который незамедлительно превращаются гомологи метана при взаимодействии с кислородом воздуха (при выходе нефти на поверхность земли давление газа резко падает и газ отделяется от неё).

imageУже в конце 1847 года в Балаханах заработал завод,  спроектированный Воскобойниковым, на котором впервые в мире была применена перегонка нефти вместе с водяным паром. Глубина первой разведочной скважины, которую пробурили годом ранее (в 1846) составляла 21 метр. Приведённые данные свидетельствуют о значительном и неоценимом вкладе вышеупомянутых нефтепромышленников.

Бакинская нефть на протяжении всего своего существования приковывала внимание многих стран. В развитии её добычи была заинтересована и Российская Империя, и Советский Союз, и страны Европы (в частности Германия и Великобритания) — и этому есть обоснование: бакинская нефть богата скоплением нафтенов и практически не содержит серы в отличие от башкирской и тюменской. Также стоит отметить один интересный факт, который подтверждает неповторимость иссякаемых источников на территории Бакудуваннинский конденсат — уникальный по своему качеству и чистоте во всём мире. Местное население заливало данный конденсат в керосиновую лампу безо всякой обработки и она даже не коптила; то же можно сказать и о газе.

Элементы керосиновых ламп можно встретить сегодня в дизайне фонарей на узких улочках Ичери-Шехер (Старого Города) — как символы неиссякаемой бакинской нефти.

Теги: баку , Нефть , Биби Эйбат , Балаханы , Советский Союз , Газ , Первый

thumb_up   6    
Поделиться:  

Последние статьи

Первая нефтяная скважина в мире.

Быстрее всех!

Опубликовано:  Nov 24, 2021
Автор: Administrator

visibility 642    
thumb_up   8    

Первая нефтяная скважина в мире.

Слёзы влюблённых. Легенда о любви

Опубликовано:  Nov 24, 2021
Автор: Administrator

visibility 2810    
thumb_up   9    

Первая нефтяная скважина в мире.

Улица Торговая в Баку

Опубликовано:  Nov 24, 2021
Автор: Administrator

visibility 1891    
thumb_up   5    

Первая нефтяная скважина в мире.

Могила неизвестного солдата

Опубликовано:  Nov 24, 2021
Автор: Administrator

visibility 511    
thumb_up   6    

Первая нефтяная скважина в мире.

Фильмы, снятые в Баку

Опубликовано:  Nov 24, 2021
Автор: Administrator

visibility 810    
thumb_up   6    

История нефтяной промышленности Баку и Апшерона в датах[править]

  • 1837

В Бакинском селении Балаханы директором Бакинских промыслов, горным инженером Н.И. Воскобойниковым основан один из первых в стране нефтеперегонных заводов.

  • 1842

Опубликовано второе издание Горного устава, два раздела которого были посвящены нефтяному делу. Один раздел регламентировал добычу нефти и управление казенными промыслами в Бакинском и Шемахинском уездах Каспийской области… Нефть, добываемая на казенных землях Бакинского и Шемахинского уездов поступала в государственную собственность.

  • 1846

В.Н. Семеновым в Баку, в районе Биби-Эйбат пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м.

  • 1848

В Биби-Эйбате на берегу Каспийского моря бурится с 1847 года и 14 июля 1848 года дает нефть первая в мире нефтяная скважина, полученная ударным способом с применением деревянных штанг.

  • 1857

Промышленники В.А.Кокорев и П.И.Губонин заложили в Сураханах около Баку нефтеперегонный завод, работающий на природном газе (завод возведен в местах выхода природного газа). Продукция завода стала первым соперником американского керосина на российском рынке.

  • 1858

Создание Волжско-Каспийского акционерного общества «Кавказ и Меркурий», игравшего важную роль в перевозках бакинской нефти по Волге на первых наливных баржах.

  • 1859

В 15 км от Баку, в Сураханах, рядом с древним храмом огнепоклонников, основан перегонный завод «Закаспийского торгового товарищества» для получения осветительного масла фотогена – аналога керосина (учредители В.А. Кокорев и П.И. Губонин). Завод был построен по немецкому проекту и поначалу был рассчитан на получение фотогена из твердого топлива кира – пропитанного нефтью сланца.

  • 1861

В связи с началом интенсивного строительства в районе Баку нефтеперегонных заводов экспорт российской нефти сократился в два раза. Позднее, в 1870-е годы экспорт нефти падает до 1%, а в 1880-е годы полностью прекращается, заместившись экспортом керосина и мазута.
На острове Святой в акватории Бакинской бухты (в СССР – остров Артем) по немецкому проекту построен перегонный завод аптекаря Витте. Завод давал 8% фотогена и 60% парафина.
На перегонном заводе «Закаспийского торгового товарищества» (учредители В.А. Кокорев и П.И. Губонин) в Сураханах получена первая партия осветительного масла фотогена из кира – пропитанного нефтью сланца. Позднее этот завод перешел на переработку сырой балаханской нефти и производство фотонафтиля (аналог керосина).

  • 1862

На Всемирной промышленной выставке в Лондоне первый российский керосин – «фотонафтиль», полученный на нефтеперегонном заводе в Сураханах под Баку Закаспийского торгового товарищества промышленников Василия Кокорева и Петра Губонина, был удостоен серебряной медали. Наряду с фотонафтилем на выставке были представлены и другие нефтепродукты Сураханского нефтеперегонного завода – петролен, нефтагиль, нефтяная сажа, парафин.
Годовой объем нефтедобычи на Бакинских промыслах составил в 1862 году 4126 тонн.

  • 1863

Д.И. Менделеев по приглашению нефтепромышленника В.А. Кокорева приезжает на Бакинский нефтеперегонный завод в Сураханах. Работая здесь в качестве консультанта, Менделеев выдвинул передовые идеи непрерывной перегонки нефти, нефтяных резервуаров, нефтеналивных судов, нефтетрубопроводов.

  • 1864

Бакинский житель Джеват Меликов при поддержке нефтепромышленника Мирзоева строит фотогенный завод в Грозном. Завод оборудован вертикальными котлами с огневым обогревом. Для охлаждения служили деревянные чаны с железными змеевиками. Завод перерабатывал около 20 тонн нефти в сутки.

  • 1870

Основание крупнейшим русским нефтепромышленником В.А. Кокоревым Волжско-Камского банка, кредитовавшего отечественную нефтяную отрасль.

  • 1872

Российский император Александр Второй утвердил новые Правила о нефтяном промысле. Правила отменили откупную систему владения нефтяными источниками, которые передавались частным лицам с торгов («Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов», «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов»).

Для перевозки нефти на Российских железных дорогах начинают использоваться цистерны отечественного производства.

  • 1873

Проведение первого в России аукциона по продаже участков нефтяных месторождений.

Братья Роберт и Людвиг Нобель начинают переработку нефти в Баку.
В Баку – 80 керосиновых заводов. Их дым плотно обволакивает город, не давая дышать. В связи с этим в начале 1873 года власти вводят запрет на строительство керосиновых заводов в радиусе двух верст от Баку. Для заводов отводится специальный район, получивший название «Черный город».
Первая перевозка нефти наливом в цистерны на морских судах, осуществленная астраханским купцом Н.И.Артемьевым из Баку в Астрахань.

  • 1874

Создание первой в мире акционерной вертикально-интегрированной компании в нефтяной промышленности – «Бакинского нефтяного общества» (БНО), учредителями которого выступили крупнейшие нефтепромышленники Петр Губонин и Василий Кокорев.

  • 1876

На Всемирной выставке в Филадельфии смазочные масла русских заводов значительно превзошли по качеству зарубежные образцы.
В.Г.Шухов изобрел самую совершенную для своего времени конструкцию форсунки, позволявшей эффективно сжигать мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки. Получила позднее название «нобелевской форсунки».

Роберт Нобель за 25 тыс. рублей приобретает керосиновый завод в Черном Городе (Баку).

  • 1877

Перевод на золотое исчисление размеров пошлин, взимаемых с импортного керосина, и отмена казенного акциза с русских предпринимателей, что привело к сокращению импорта керосина в 5 раз и увеличению его отечественного производства в 15 раз.

На шведской судоверфи братья Нобели строят первый в мире железный танкер-пароход «Зороастр» (грузоподъемностью 250 тонн), положивший начало наливному способу перевозки нефти и нефтепродуктов.

  • 1878

Строительство по проекту В.Г.Шухова первого в России промыслового нефтепровода (диаметр труб – 76 мм) от Балаханских промыслов до завода Л. Нобеля в Черном городе.

  • 1879

Создание одной из первых в России вертикально-интегрированных нефтяных компаний Товарищества нефтяного производства братьев Нобель.

Завершено строительство железной дороги Баку – Балаханы. Это первая в России дорога, по которой нефть перевозилась в металлических цистернах.

  • 1880

В Баку насчитывается 195 керосиновых заводов, производящих 30 тыс. пудов керосина в сутки (491 тонны). Русский керосин стал успешно конкурировать с американским, полностью вытеснив его к 1884 году с российского внутреннего рынка.

  • 1881

Пуск в подмосковном Кусково нефтеперегонного завода Товарищества Русско-Американского нефтяного производства, строительством которого руководил В. Шухов. На заводе перерабатывалась бакинская нефть, доставляемая по Волге, а затем железной дорогой на Кусковскую платформу.

  • 1882

Открылась Кокоревская школа – первая школа для детей нефтяников в Бакинском промысловом районе.

  • 1883

Начало регулярно налаженного экспорта русского керосина в связи с открытием прямого сообщения Баку – Батум по Закавказской железной дороге. В этом году Кубано-Черноморское общество вывезло первую партию Бакинского керосина в Лондон и в Австрию. Выход Бакинских нефтепродуктов к Черному морю существенно повлиял на структуру российского нефтеэкспорта, сведя на нет к концу десятилетия экспорт сырой нефти.

  • 1885

В Баку построено первое предприятие по производству бензина.

Начала действовать крупнейшая в России Московская нефтебаза, построенная Товариществом нефтяного производства братьев Нобель.

  • 1886

На российский нефтяной рынок приходит Парижский банкирский дом Ротшильдов. Купив контрольный пакет акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО), получившего название «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества», он становится главным конкурентом компании Нобелей в России.

Выходит первое специализированное научное периодическое издание, посвященное нефтяной отрасли, – «Труды Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества».

  • 1897

Начало строительства самого большого в то время в мире магистрального трубопровода Баку – Батуми длиной 835 км и пропускной способностью 1 млн тонн в год.

В Баку впервые испытан компрессорный способ добычи нефти (эрлифт), предложенный выдающимся русским инженером Шуховым. В эрлифте в качестве рабочего агента применялся сжатый воздух.

  • 1898

Ротшильды совместно с Санкт-Петербургским международным банком создают мощное торгово-транспортное общество «Мазут».

  • 1899

В Баку начинается выпуск первого периодического издания, посвященного нефтедобыче, – журнал «Нефтяное дело» (1899–1920 гг.).

  • 1900

На Всемирной выставке в Париже две ведущие российские нефтяные компании – Товарищество нефтяного производства братьев Нобель и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», а также Геологический комитет России удостоены высших наград – Гран-при.

  • 1901

Добыча нефти в стране достигла наивысшего уровня – 11,6 млн т, или 51,6% мирового уровня нефтедобычи. При этом 95% нефтедобычи приходилось на Бакинский район. В последующие годы происходит существенный спад добычи (для сравн.: в 1913 г. было добыто 9,2 млн тонн, или 18,1% мировой добычи). Однако вплоть до 1917 года Россия удерживала второе после США место по уровню нефтедобычи.

Керосин отечественного производства внутри страны стоил дороже, чем за ее пределами. Пуд русского керосина в Лондоне стоил 94 коп., в Гамбурге – 98 коп., в Москве – 1 р. 16 коп., в Петербурге – 1 р. 33 коп.
На территории нефтеперегонного завода в Сураханах нефтепромышленник В.А. Кокорев заложил первую буровую скважину на газ с целью получения газа для отопления завода. Успешно пробуренная скважина привлекла в Сураханы других нефтепромышленников. Сураханский район получил славу крупного газового месторождения, откуда газ по трубам транспортировался в другие районы бакинских нефтепромыслов.

  • 1902

В районе Баку появляется первая установка для вращательного бурения с буровой вышкой высотой в 15 м.

  • 1904

Утверждены «Правила об ограждении каспийско-волжских водных путей от загрязнения нефтью».

  • 1905

Первый в мировой истории масштабный пожар на Бакинских нефтяных промыслах.

В результате крупных пожаров на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова полностью уничтожены 1996 нефтяных скважин, включая 1429 производительных.
Массовые забастовки на Бакинских нефтепромыслах. Принятие первого в истории России коллективного договора.

  • 1906

Построен первый в России нефтепровод от Баку до Батуми (протяженность 833 км, диаметр 200 мм).

Создание в противовес американскому тресту Рокфеллера Standard Oil международного европейского объединения во главе с немецким банком «Европейский нефтяной союз», в состав которого вошли «Товарищество братьев Нобель», «Каспийско-Черноморское общество» и общество «Манташев и К°».
Расширение ассортимента нефтепродуктов, облагаемых акцизным налогом (по 60 копеек с пуда). Этим был обусловлен рост цен на керосин на внутреннем рынке.

  • 1907

Открытие самого длинного в мире магистрального трубопровода Баку – Батум длиной 885 км (керосинопровод).

На Гороховецкой верфи Шорина построена баржа «Марфа Посадница» (длина 172 м, ширина – 24 м, высота борта – 3,85 м, грузоподъемность 8800 т). Позднее, после небольших переделок, грузоподъемность баржи достигла 10,4 тыс. т, что было рекордом для своего времени.
На острове Челекен в Каспийском море из скважины бр. Нобель, с глубины 85 м был получен фонтан нефти суточным дебитом 573 тонн. Челекен объявлен нефтеносным районом. Началась лихорадочная распродажа нефтяных участков.
Бакинское отделение Русского технического общества учредило премию имени Эммануила Нобеля.

  • 1911

В Сураханах (г.Баку) бурится первая скважина вращательным способом.
Появление в России первых заправочных станций на основании договора Императорского Автомобильного Общества с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «бензиновых станций».
Уход Ротшильдов с Российского рынка: продажа Каспийско-Черноморской компании «БНИТО» американской компании Royal Dutch Shell.

  • 1912

Создан мощный нефтяной холдинг «Русская генеральная нефтяная корпорация» (РГНК), который включил в себя независимые компании Степана Лианозова, братьев Мирзоевых, братьев Гукасовых и др.

  • 1914

Прекращение экспорта нефти из порта Батум в связи с закрытием турецких проливов. Потеря российских рынков нефтепродуктов в Западной Европе и на Ближнем Востоке.

  • 1915

В Баку начато промышленное производство толуола – сырья для производства взрывчатки (тротила), получаемого из сырой нефти.
Забастовки на Бакинских нефтепромыслах.

  • 1917

Бакинские нефтяные промыслы оказались отрезанными от eвропейского рынка. Монопольным экспортером энергоносителей становятся США.

  • 1918

Создание специальной Экономической комиссии для помощи Баку.
Принятие 20 июня 1918 года Декрета о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Введение государственной монополии на нефтяную торговлю.
Национализация Бакинских нефтепромыслов: слияние частных нефтепромышленных предприятий в единое целое на базе производственных комплексов трех крупнейших компаний – «Нефть», «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Шелл».
В первый год национализации нефтяной промышленности уровень добычи нефти на Бакинских промыслах сократился в 3,5 раза по сравнению с 1913 годом, а объем бурения – в 50 раз.

  • 1920

Красная армия в Баку, май 1920 г.
Основание Азербайджанского политехнического института (ныне Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова).

  • 1921

Образование крупнейших трестов: «Азнефть» (на базе Бакинских нефтепромыслов), «Грознефть» (нефтепромыслы Кубани и Грозного) и «Эмбанефть» (нефтепромыслы в Западном Казахстане).
Возобновление работы трубопровода Баку – Батум.
Начало строительства нового нефтепровода Баку – Батум, протяженностью 834 км.

  • 1924

В Сураханах пробурена первая скважина с использованием турбобура Капелюшникова.

  • 1925

Пробурена первая морская скважина на искусственном острове в бухте Ильича близ Баку.
На Бакинских заводах им. Дзержинского и им. Мясникова начато производство турбобуров Капелюшникова.
Инженером М.М.Скворцовым сконструирован и испытан на Бакинских промыслах автомат подачи долота (“автоматический бурильщик”).

  • 1926

Построена первая в СССР электрическая железная дорога между Баку и нефтяными месторождениями Апшерона.

  • 1928

На Бакинских промыслах впервые в Советском Союзе применен метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт с целью увеличения производительности соседних скважин.

  • 1930

Завершено строительство нового магистрального нефтепровода Баку – Батуми, протяженностью 834 км с 13 насосными станциями.
Открытый политический судебный процесс по сфабрикованному делу «Промпартии», по которому ряд нефтяников осуждены за «вредительство в энергетике».

  • 1933

В СССР пробурена первая наклонная скважина на берегу бухты им.Ильича близ Баку.

  • 1934

Н.С. Тимофеевым на о. Артема в Каспийском море впервые осуществлено кустовое бурение, при котором несколько скважин бурятся с общей площадки.

  • 1935

Инженеры Тимофеев и Михайлов разработали метод установки металлических трубчатых свай для морских буровых.

  • 1938

На Всесоюзном совещании нефтяников (февраль 1938 г.) нарком тяжелой промышленности Л.М. Каганович, отметив срыв всех плановых заданий, всю вину за невыполнение второго пятилетнего плана по добыче и переработке нефти возложил на нефтяников. Многие из них были репрессированы, включая начальника Главного управления нефтяной промышленности М.В. Баринова.

  • 1941

В 1941 г. Бакинский район дал стране 23,5 млн тонн нефти (75% общесоюзной добычи). Это был самый высокий уровень за всю историю нефтедобычи Азербайджана.
По решению ГКО из Баку в Краснокамск (Пермская область) эвакуирована экспериментальная контора турбинного бурения (ЭКТБ) Наркомнефти во главе с изобретателями многоступенчатого турбобура.

  • 1942

Впервые в мировой практике применен способ транспортировки нефтеналивных цистерн и металлических резервуаров на плаву по морю при помощи буксиров (по маршруту Баку – Красноводск).
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий перебазирована в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии.

  • 1947

В прибрежных водах Апшеронского шельфа открыто первое на Каспии морское нефтяное месторождение Гюргяны-море.

  • 1949

Становление морских геологоразведочных работ, техники и технологии морского бурения, инфраструктуры морской добычи нефти: началось освоение крупного морского нефтяного месторождения «Нефтяные камни» (Нефт дашлары); 7 ноября 1949 г. на месторождении получена первая тонна морской нефти.

  • 1950

Основано объединение «Азморнефть».

Источник:
Корпоративный музей НК «Роснефть»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить тематический проект
  • Как найти игру тарзан
  • Как найти сторону параллелепипеда если известна высота
  • Как найти тезис в произведении
  • Как найти в окко сериалы