Как нашли сокровища трои

Культура античных цивилизаций. В прошлом материале мы лишь упомянули о «кладе Приама», обнаруженном Генрихом Шлиманом в Трое, а основное содержание статьи было посвящено раскопкам в Микенах. Но как не рассказать об этом кладе в подробностях, когда мы уже знаем, чем закончилась вся эпопея с раскопками на холме Гиссарлык и в Микенах. По сути, «клад» — лишь небольшая часть найденных им ценнейших артефактов. Хотя и, безусловно, эффектная. Ведь само слово «клад» звучит очень заманчиво. Помните, как страстно мечтал найти клад Том Сойер у Марка Твена? В жизни все еще более драматично! И вот сегодня об этом кладе мы и расскажем со всеми подробностями.

Шлиман и «Клад царя Приама»

Золотые подвески из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Однако прежде всего одно дополнение. Дело в том, что в комментариях одного «знатока» к прошлому материалу прозвучало замечание, что, дескать, не Шлиман Трою раскопал, а некто Фрэнк Кальверт. Ну что же – такое имя в истории раскопок Трои присутствует. Но неплохо бы сделать несколько уточнений, а то ведь кто-то может посчитать, что сей комментатор и впрямь что-то там знает. А дело было так: что за семь лет до Шлимана американский вице-консул Фрэнк Кальверт действительно начал копать на холме Гиссарлык, но с другой, противоположной стороны от того места, где позднее начал свои раскопки Шлиман. Он прокопал шурф, который получил название «Тысячелетнего разреза Кальверта», поскольку полученный им материал охватывал период с 1800 по 800 год до н.э. Но денег на раскопки ему не хватило, и на этом его эпопея закончилась. То есть копать он копал, но ничего не нашел! Поэтому в первом материале о нем и не упоминалось. Да и здесь просто к слову пришлось…

По следам Гомера

Как известно, «клад Приама» (известный также под названиями «золото Трои», «сокровище Приама») представляет собой уникальный клад, который Генрих Шлиман нашел в ходе своих раскопок на холме Гиссарлык в Турции. Ну а свое название эта находка получила по имени царя Приама, владыки легендарной Трои Гомера.

Диадема и подвески. (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

А было так, что, вбив себе в голову (а иначе и не скажешь!), что «Илиада» Гомера есть не что иное, как исторический источник, а не литературное произведение, Генрих Шлиман, скопив состояние, решил найти Трою, для чего отправился в Турцию и начал раскопки на холме Гиссарлык. Место показалось ему похожим на описанное у Гомера, а Гомеру он верил абсолютно. Раскопки продолжались целых три года и были в целом очень успешными, потому что руины древнего города он на холме раскопал. После трехлетней работы, довольный ее результатами и находкой желанной Трои, Шлиман решил, что пора их сворачивать. После чего 15 июня 1873 года объявил о том, что все работы он закончил, собрал вещи… и уехал домой. И лишь потом уже выяснилось, что ровно за сутки до этого, осматривая раскопки, он заметил, как в отверстии в стене неподалеку от городских ворот что-то блеснуло. Шлиман моментально сообразил, что это, несомненно, нечто ценное, нашел предлог всех рабочих отослать, а сам, оставшись вместе со своей женой Софией (по его словам, на самом деле он был там один!), полез в это отверстие. И оказалось, что он не ошибся! В небольшом углублении между камнями обнаружилась масса вещей — великолепные изделия из золота, посуда из серебра, электрона и меди, а еще вполне сохранившиеся изделия из слоновой кости и украшения из полудрагоценных камней.

Фотография Софии Шлиман с надетыми украшениями из сокровищ Приама

Сам Шлиман решил, что, видимо, в тот самый день, когда греки ворвались в Трою, кто-то из семьи царя Приама все эти сокровища сложил в первый попавшийся ему под руки сосуд и пытался все это спрятать, а сам бежал, но, видимо, потом погиб, либо убитый неприятелями, либо в огне пожара. Главное в том, что он за ними так и не вернулся и эти сокровища тысячелетиями ждали прихода Шлимана здесь, в углублении между камнями!

Ожерелье из «клада Приама»

Целые килограммы золота

Клад помещался в серебряном сосуде с двумя ручками и состоял более чем из 10 000 предметов. Почему так много? Да просто потому, что сосчитано в нем было все, что там находилось. А там одних только золотых бусин было около 1000. Сами бусины имели, кстати, самую разную форму: это и скатанные из золота трубочки, и совсем мелкий бисер, и бусины в форме расплющенных дисков. Понятно, что основа их от времени сгнила и распалась, но, когда все бусины отсортировали и разобрали, из них удалось восстановить целых двадцать роскошных нитей и собрать из них роскошное ожерелье. Одних только золотых стержней в нижней его части оказалось 47.

А вот так диадема сегодня смотрится на манекене (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Здесь нашлись серьги с пластинками на концах, свернутые из множества золотых проволочек, и массивные височные кольца. А еще в кладе были и очень изящные по форме серьги, похожие на корзиночки, к которым крепились фигурки богини. Налобная лента из тонкой золотой фольги, браслеты, две диадемы – все это явно относилось к женским украшениям. А вот золотая ладьеобразная чаша, весившая около 600 граммов, скорее всего использовалась в качестве предмета культа, вот только какого именно, неизвестно. Когда с кладом ознакомились специалисты, они сделали вывод, что изготовления таких изделий требует наличия увеличительных приспособлений. И позднее здесь же нашли несколько десятков линз, сделанных из горного хрусталя. Так что не такими уж и «темными» были древние мастера-ювелиры!

Булавка из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

А еще там были кости и лазурит!

Кроме золотых вещей там же впоследствии нашли кости быков, коз, овец, коров, свиней и лошадей, и даже оленей и зайцев, а еще зерна пшеницы, гороха и бобов. Удивительно, но среди великого множества всевозможных орудий и топоров не нашли ни одного сделанного из металла. Все были каменными! А вот что касается глиняных сосудов, то часть из них была вылеплена вручную, но другая часть уже изготовлена при помощи гончарного круга. Некоторые сосуды были трехногими, какие-то были сделаны в форме животных. Рядом с местом, где был обнаружен клад, в 1890 году нашли также ритуальные топоры-молоты. И были они настолько совершенными по форме, что некоторые ученые заявили, что сомневаются в том, что это изделие середины III тысячелетия до нашей эры. Сохранность артефактов была очень высокой, хотя один топор из афганского лазурита оказался поврежденным, так как, видимо, в древности использовался. Но для чего? Уж конечно, топор из лазурита не мог использоваться для рубки деревьев! Значит это был какой-то ритуал? Но какой? Увы, узнать это скорее всего уже никогда не удастся!

Как уже установлено, клад не имеет отношения к царю Трои Приаму. Свято веря Гомеру, Шлиман посчитал найденные им золотые изделия за сокровища троянского царя Приама. Но, как это было установлено уже позднее, никакого отношения к нему они не имели и иметь не могли. Дело в том, что датируются они 2400—2300 гг. до н. э., то есть оказались в земле за тысячу лет до событий Троянской войны!

Золотые сосуды (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Хранить или отдать?

Шлиман очень опасался, что найденные сокровища местные турецкие власти просто конфискуют и потом от них концов будет не сыскать. Поэтому он контрабандным способом отвез их в Афины. Правительство Турции, узнав об этом, потребовало возместить ущерб и выплатить ему 10 000 франков. Шлиман, в свою очередь, предложил заплатить 50 000 франков, лишь бы только ему разрешили продолжить раскопки. Он также обратился с предложением правительству Греции построить в Афинах за свой счет музей, где будет выставлен этот клад при условии, что при жизни Шлимана он останется в его собственности, а также ему будет дано разрешение на раскопки. Греция опасалась ссорится с Турцией, поэтому от предложения его отказалась. Тогда Шлиман предложил купить клад музеям Лондона, Парижа и Неаполя. Но и они отказались по многим соображениям, в том числе и финансовым. В итоге о желании выставить клад у себя заявила Пруссия, входившая в состав Германской империи. Вот так и получилось, что «клад Приама» оказался в Берлине.

Правовое поле «клада Приама»

Под самый конец Второй мировой войны в 1945 году германский профессор Вильгельм Унферцагт передал «клад Приама» вместе со множеством других произведений античного искусства советским военным властям. Затем он был отправлен в СССР качестве трофея и на долгие годы канул в Лету. Никто о нем ничего не знал, официальная информация отсутствовала, так что начали даже считать, что он утерян вообще. Но в 1993 годы уже после крушения СССР было официально заявлено, что «трофеи» из Берлина хранятся в Москве. И лишь 16 апреля 1996 года, то есть спустя более полувека после того, как клад попал в СССР, его выставили на всеобщее обозрение в Пушкинском музее в Москве. Сразу же встал вопрос о правовом статусе этого клада. Дело в том, что в свое время правительство СССР неоднократно требовало реституции, то есть возврата вывезенных с ее территории культурных ценностей. Требовать – требовало, но само не возвращало. Однако… «тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями в других!» То есть с других требовать возврата, а самому при этом не отдавать. Тем более, что коллекции все той же Дрезденской галереи Германии были советской стороной возвращены. Пусть и Восточной Германии, члену советского блока, но возвращены, и после объединения двух Германий стали достоянием всего германского народа. А вот как же тогда быть с «кладом Приама»? Понятно, что сейчас же найдутся люди, которые будут выступать за то, что это наше, что это «оплачено кровью», что они у нас больше разрушили и украли. Но не надо уподобляться «им», а нужно рассуждать здраво. Впрочем, здраво пока не получается. Пока действует режим санкций разговор бесполезен, заявляют соответствующие наши представители. Но вот это как раз и неправильно. Если ты говоришь о верховенстве закона, то как раз по закону и нужно поступать. А если брать за пример колониальных разбойников прошлого, то об этом так и нужно заявить. Мол, вы вывозили национальные ценности из стран Востока, держите их у себя, ну и мы по праву сильного поступим точно так же. Вон у нас сколько ядерных ракет!

Ладьевидный кубок из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Клад – подделка!

А теперь специально для тех, кто обожает писать в комментариях, что «они» все подделали, все украли, переписали, обманули… а ученые историки этих «они» покрывают ради «грандов». Порадуйтесь! Вы не одиноки! В свое время немецкий писатель Уве Топпер написал книгу «Фальсификации истории», в которой как раз и заявил, что «клад Приама» был сделан по заказу Шлимана неким афинским ювелиром. По его мнению, подозрительно, что стиль изделий довольно-таки прост, а ладьевидный сосуд для напитков похож на соусницу XIX века. По другой версии Шлиман все сосуды купил на базаре. Беда лишь в том, что обе эти версии подавляющее большинство ученого мира, причем ведущих, известных, отвергает. Хотя можно предположить, что все они находятся в заговоре! Ну и, конечно, данные специальной лаборатории РАН, занимающейся металлографическими анализами, подтверждает древность этих изделий. И Германия поделки бы у нас не требовала, а мы бы за них столь цепко не держались.

Цветочный золотой микенский орнамент – характерный орнамент украшений из Микен и Трои. Поскольку множество золотых изделий с таким орнаментом было найдено уже после смерти Шлимана, версия, что свои более ранние находки купил на рынке или заказал изготовить, увы, отпадает. Иначе бы он и их нашел (Археологический музей Афины, Греция)

Р.С. Тема троянских раскопок вызвала явный интерес читающей публики «ВО», поэтому хочется порекомендовать для самостоятельного прочтения несколько интересных книг. Прежде всего эту: Вуд М. Троя: в поисках Троянской войны / Пер. с англ. В. Шарапова. М., 2007; Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Что же касается сокровищ Трои, то они самым тщательным образом каталогизированы и описаны в следующем издании: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана». Каталог / Сост. Л. Акимова, В. Толстиков, Т. Трейстер. М., 1996.

Посетителям музея изобразительных искусств имени Пушкина покажут клад Приама, также известный как золото Трои. Экспозиция с уникальными артефактами Античности откроется в конце этого года. Выставка посвящена 200-летию со дня рождения археолога Генриха Шлимана — первооткрывателя Трои и микенской культуры. Какие ценности содержит клад Приама? Как и когда сокровища исчезнувшей цивилизации оказались в Москве? И почему до начала 90-х годов прошлого века клад хранился в условиях особой секретности, и ученые считали его безвозвратно утраченным? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Украденные во время Второй мировой ценности

Фонтан Нептуна из Петергофа, золотой крест Софийского собора из Великого Новгорода, Янтарная комната из Екатерининского дворца. Более миллиона произведений мирового искусства были вывезены нацистами из СССР во время Второй мировой войны — картины, скульптуры, ювелирные изделия известных мастеров. Большинство шедевров больше так и не вернулось в Россию.

«Во время Великой Отечественной войны пострадало порядка 155 музеев — это и Пушкинский музей, и Эрмитаж, и Третьяковка. Из Третьяковки были похищены несколько картин Шишкина, картины Верещагина», — отметил антиквар Андрей Шевченко.

Для вывоза ценностей с оккупированных территорий нацисты создали специальное подразделение СС — зондеркоманду «Кюнсберг». Работу отряда курировал министр Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп. Бойцы зондеркоманды не были обычными военными, в «Кюнсберг» набирали исключительно экспертов в различных областях науки и искусства.

Фото: © Скриншот видео

«Задача батальона заключалась в том, чтобы после наступления передовых частей разыскивать и захватывать наиболее ценные культурные вещи, исторические предметы, предметы искусства», — сказал кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов.

В чьих руках оказались награбленные предметы искусства?

Зондеркоманда «Кюнсберг» участвовала в разорении Киево-Печерской лавры и разграблении музеев украинской столицы. С оккупированных территорий в Германию отправлялись целые эшелоны, под завязку груженные ценностями. Среди них были полотна Поленова, Репина, Шишкина, Айвазовского, древние летописи и старинные иконы.  

«В 1942 году в Берлине прошла одна из самых масштабных выставок трофеев. Там находилось порядка 37 тысяч только книг — это книги библиотеки Царского села, Гатчины. После выставки все экспонаты были аккуратненько распределены между представителями рейха», — отметил Андрей Шевченко.

Фото: © Скриншот видео

Тяга к экспроприации прекрасного не пропала у нацистов даже после коренного перелома в войне. Во время отступления немцы умудрялись отправлять в Германию целые вагоны награбленного. Но после того, как боевые действия переместились на земли рейха, нацисты начали прятать украденные шедевры.

«При отступлении из Кенигсберга нацисты так спрятали Янтарную комнату, что ее до сих пор не могут найти. По предположению историков, она, возможно, находится под развалинами королевского замка. Но это только гипотеза», — сказал писатель, историк Александр Черемин.

Операция «Удар грома»

В феврале 1945 года союзная авиация разбомбила Дрезден. В результате операции под кодовым названием «Удар грома» от древнего саксонского города не осталось камня на камне. Несколько снарядов попали в архитектурный комплекс Цвингер, где хранились шедевры дрезденской картинной галереи — работы Рембрандта, Тициана и Рафаэля.

«Машина, которая перевозила более 150 картин, сгорела при бомбежке. Что стало с другими предметами, неизвестно. Группу, которая разыскивала ценные предметы, возглавил Леонид Наумович Рабинович. В прошлом он был знаменитым художником и очень хорошо знал, что находится в дрезденской галерее», — отметил Дмитрий Колыхалов.

Фото: © Скриншот видео

Леонид Рабинович начал собственное расследование. Он опросил местных жителей и нашел одну из бывших смотрительниц картинной галереи. Женщина рассказала, что шедевры могут быть спрятаны в Академии изобразительных искусств Дрездена.

«В подземном тоннеле академии за фальшивыми стенами было найдено помещение, в котором висела карта. Специалисты сравнили ее с военной топографической картой. Привлек внимание литер «П.Л.», который располагался недалеко от чешской границы»» — пояснил Александр Черемин.

«Сикстинская Мадонна»

Как показала дешифровка, секретными литерами нацисты обозначили небольшой шахтерский поселок Покау, вблизи которого находилась шахта с разветвленной системой штолен. 

В одном из тоннелей солдаты под командованием лейтенанта Рабиновича обнаружили спрятанные картины, а рядом с ними — ящики с тротилом. Нацисты были готовы уничтожить бесценные шедевры, чтобы не отдавать их врагу.

Фото: © Скриншот видео

«Всего оттуда было извлечено более 350 картин — это работы Тициана, Боттичелли, Дюрера. 9 мая 1945 года случился настоящий сюрприз — нашли ящик с «Сикстинской Мадонной». Из воспоминаний: когда вскрыли ящик, наступила гробовая тишина, и люди потихонечку все сняли шапки», — отметил Андрей Шевченко.

Выставка утраченных полотен в Пушкинском музее

После многодневного пребывания в холодной и сырой шахте полотна находились в плачевном состоянии, поэтому картины решили отправить на реставрацию в Москву. Восстановление длилось десять лет.

«После окончания реставрации в Пушкинском музее открылась гигантская выставка. Очереди были большие. А вот достать билеты было уже практически невозможно. И сделали музей входным аж до полуночи. И это не спасало. Все равно очередь не иссякала», — рассказал Андрей Шевченко.

После закрытия экспозиции советские власти решили безвозмездно передать отреставрированные шедевры дрезденской галерее в ГДР.

Фото: © Скриншот видео

«Советский Союз являлся страной, потерявшей много культурных ценностей в ходе немецкой оккупации, поэтому изъятые из немецких галерей картины восполнили культурный фонд СССР. Часть германских произведений искусства была отреставрирована советскими специалистами и возвращена обратно на родину», — сказал Дмитрий Колыхалов.

Золото Трои

Но широкий жест Советского Союза в Европе не оценили. Ответных шагов по возвращению похищенных произведений искусства в СССР не последовало. Более того, Германия требует от России вернуть так называемое золото Трои или клад Приама, который немецкий археолог Генрих Шлиман нашел при раскопках античного города.

«Им было при раскопках поднято более десяти тысяч артефактов изумительной формы. При этом Шлиман скрыл от правительства Турции свои находки, и тайно вывез их в Германию», — сказал Александр Черемин.

Перед капитуляцией Германии немцы спрятали золото Трои под одной из башен на территории берлинского зоопарка. О местонахождении клада Приама советской комендатуре рассказал профессор Вильгельм Унферцагт. Сокровища вывезли в СССР. Но эту информацию советское руководство предпочитало хранит в тайне.

Фото: © Скриншот видео

«Одну часть коллекции разместили в хранилище Музея изобразительных искусств имени Пушкина, а другую часть коллекции — в Эрмитаже. Но никто об этом за рубежом не знал. И только с падением Советского Союза были оглашены сведения о том, что золото Трои находится в России», — отметил Александр Черемин.  

Вот уже несколько десятилетий Германия требует от России вернуть клад Приама. Этого же требуют от Москвы и власти Турции, которые утверждают, что Шлиман просто выкрал сокровища. Таким образом, даже спустя тысячелетия исчезнувшая Троя продолжает оставаться причиной международных споров.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог | Фото: sekretmira.ru и kbr.ru

София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог | Фото: sekretmira.ru и kbr.ru

Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман, со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.

Генрих Шлиман | Фото: ljplus.ru

Генрих Шлиман | Фото: ljplus.ru

Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист? | Фото: fototerra.ru

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист? | Фото: fototerra.ru

Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.

Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана | Фото: netschoolbook.gr и mixanitouxronou.gr

Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана | Фото: netschoolbook.gr и mixanitouxronou.gr

Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.

Раскопки на холме Гиссарлык | Фото: dw.com

Раскопки на холме Гиссарлык | Фото: dw.com

Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык как предполагаемом месте древнего города говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент вообще не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены | Фото: dw.com

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены | Фото: dw.com

Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же вообще куплен по частям у антикваров.

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: dha.com.tr

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: dha.com.tr

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: terabiz.org

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: terabiz.org

Шлиман действительно нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.

На выставке троянских сокровищ в Бонне | Фото: argumentua.com

На выставке троянских сокровищ в Бонне | Фото: argumentua.com

Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: epochtimes.ru

Троянские сокровища в Пушкинском музее | Фото: epochtimes.ru

Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах | Фото: economistua.com

Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах | Фото: economistua.com

В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.

Генрих Шлиман | Фото: copia-di-arte.com

Генрих Шлиман | Фото: copia-di-arte.com

Не меньше споров вызывало и скифское золото: сокровища степных пирамид

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Археолог-самоучка Генрих Шлиман успел сделать столько, сколько обычному человеку не успеть и за несколько жизней. Он родился в семье лавочника, но самостоятельно сколотил огромное состояние, был предпринимателем, авантюристом, писателем, банкиром в Калифорнии в годы «золотой лихорадки» и знал не менее 15 языков. Разбогател он на торговле европейскими товарами в Российской империи и поставках на нужды русской армии во времена Крымской войны.

Известность же ему принесла его деятельность на поприще археологии. Решив найти Трою, Шлиман не жалел сил и денег на раскопки и сделал ряд потрясающих археологических открытий. Однако его бурная деятельность вызвала немало критики. Почему? Разберёмся в этой статье.

Время чтения: 4 минуты

Из бизнеса в археологию

Хотя Шлиман вошёл в историю благодаря своим археологическим раскопкам, этой наукой он начал заниматься уже в зрелом возрасте и так и остался самоучкой. Уже будучи успешным бизнесменом, он решил сменить сферу деятельности и весной 1855 года начал изучать греческий. Занятия языком зародили в душе Шлимана неподдельный интерес к древнегреческой литературе, в частности к гомеровским «Одиссее» и «Илиаде». Последняя поэма стала настольной книгой археолога и вдохновила его на изыскания.

Узнайте о культуре 15 стран мира с нашим курсом:

В XIX столетии археологические школы только начали складываться и археология ещё не оформилась окончательно как полноценная наука, поэтому квалифицированных специалистов в этой сфере быть не могло. Однако другие археологи эпохи использовали методологические наработки предшественников и ставили цель не столько прославиться и удовлетворить собственные амбиции, сколько обогатить науку.

Шлиман также был предан исторической науке, которая постепенно всецело завладела его сердцем, но трудился на её благо в своём понимании этого блага, что нередко вело к серьёзным ошибкам. К чести археолога постфактум он признавал свои промахи и заблуждения.

Увлекшись историей Древней Греции, Шлиман понял, что ему явно недостаёт знаний, чтобы осуществить мечту — перевернуть науку. В Парижском университете он прослушал несколько лекций по античной философии и археологии, а также осваивал наследие древних самостоятельно. В 1868 году он оказался в Риме, где увлёкся археологическими работами на Палатинском холме, что убедило его посвятить себя именно археологии.

В поисках Трои

Определившись со сферой интересов, Шлиман устремился в Грецию, где на острове Итака организовал свои первые раскопки, желая найти не что иное, как дворец самого Одиссея. Успех ему не сопутствовал, и новоявленный археолог постепенно перебрался в земли Османской империи на полуостров Троада, что в Малой Азии. Сюда он попал неслучайно: за несколько десятилетий до описываемых событий шотландский учёный Чарльз Макларен выдвинул гипотезу, что именно в Троаде вблизи холма Гиссарлык следует искать гомеровскую Трою. До Шлимана исследования холма Гиссарлык начал вести дипломат из Британии Фрэнк Калверт, такой же любитель археологии, как и Шлиман.

Предполагаемое место Трои

Идеи Макларена поразили воображение Шлимана, и он поклялся «обнажить» холм Гиссарлык и найти у его подножия троянскую цитадель — Пергамон. Он не стал дожидаться официального разрешения на ведение раскопок от османских властей и приступил к работам уже в апреле 1870 года, однако вскоре ему пришлось приостановить свою деятельность. Но уже через год Шлиман, наняв несколько десятков рабочих, начал вести активные археологические работы. Сезонные дожди прервали их до следующей весны, когда Шлиман наконец-то смог углубиться внутрь холма.

Результаты его не радовали: находилось немало древних артефактов, но, по мнению Шлимана, к Трое они отношения не имели, а потому не представляли интереса для него и часто просто выкидывались. Такой непрофессионализм и даже вандализм подпортил репутацию Шлимана. Пока в 1873 году он не нашёл Клад Приама, ничего из раскопанного рабочими он ценным не считал. А между тем холм Гиссарлык хранил в себе девять слоёв сменявших друг друга археологических культур, следы которых бесцеремонно уничтожались как не имеющие отношения к искомой Трое.

Клад Приама

В мае 1873 году Шлиман наконец объявил, что открыл Трою, раскопав развалины дворца Приама. Найденный вместе с ними клад содержал в себе более 8 тыс. предметов и был тайно вывезен за пределы Османской империи. Эти находки стали сенсацией, так как Шлиман активно рекламировал собственную деятельность. В то, что найдена именно Троя, верил не только он сам, но и многие его современники. Ряд исследователей и сегодня придерживается мнения, что гомеровская Троя обнаружена.

Значение деятельности Шлимана

Научное сообщество неоднозначно относится к плодам трудов Шлимана. Он топорно «обнажил» Гиссарлык, разрушив или перемешав множество культурных слоёв. Его смелые заявления о принадлежности найденных артефактов той или иной эпохе зачастую очень спорны или даже безосновательны. «Клад Приама», например, едва ли не на 1000 лет старше гомеровской эпохи.

Но Шлиман имеет и заслуги: он стал популяризатором археологии, способствовал её бурному развитию, вкладывал немало средств в науку и музейное дело. После холма Гиссарлык он более аккуратно и профессионально провёл раскопки в Микенах, обнаружив там дотоле неизвестную микенскую цивилизацию.

Нравится читать об истории? Ещё больше интересного в нашей статье:

Как появляются исторические фальсификации

А чтобы больше узнать о важнейшем событии в древнегреческой истории, смотрите видео нашего проекта:

Правое полушарие Интроверта

Легендарная Троя! Знаменитый город, веками тревоживший воображение историков и археологов! Даже сегодня многие учёные уверяют, что этот город, называемый также Илионом, на самом деле не существовал, а является мифом, вымыслом. Другая часть учёного мира настолько уверена в его существовании, что указывает в качестве места его расположения побережье Эгейского моря, северо-запад Малой Азии. Согласно легендам город был разрушен греками в 8 веке (по другим источникам в 13-12 веках)до нашей эры во ходе Троянской войны

Содержание

  1. Царь Приам
  2. Троянская война
  3. Генрих Шлиман и сокровища Трои
  4. Находка сокровищ
  5. Состав клада
  6. Сомнения в подлинности клада
  7. Где хранятся сокровища клада Приама
  8. Заключение

Царь Приам

Последним царём Трои был царь Приам. Когда он вступил на трон, город был почти полностью разорён и разрушен. Однако справедливый, милостивый к своим подданным, чтивший богов, приносивший им многочисленные жертвы Приам смог возродить город, объединить его с областью Троада, с близлежащими районами Фракии, Малой Азии. Под его управлением находились и некоторые острова Эгейского моря.

У царя было много жён, вместе с которыми он жил в великолепном дворце. Жёны родили ему 50 сыновей и 12 дочерей. Законным наследником царя был старший сын Гектор. Храброго, смелого воина называли не иначе как «щит Трои».

Магазин металлоискателей баннер

Царь Трои Приам был убит при взятии города.

Ещё один широко известный сын Приама, внёсший свою «лепту» в исторические события тех лет – Парис. Согласно легенде, когда младенец появился на свет, Приаму было предсказано, что этот ребёнок станет причиной гибели государства. Чтобы избежать этого царь велел унести новорожденного в лес и оставить там. Но ребёнок, каким-то чудом, остался жив. Он вырос, стал красивым юношей и смог вернуться к отцу. Добрый Приам очень раскаивался в содеянном и, стремясь искупить вину перед сыном, потворствовал всем его прихотям.

Троянская война

Никому из детей не удалось наследовать престол после Приама. Царь прожил долгую жизнь и был убит во время Троянской войны, которая началась не без участия бога Зевса. Как ни странно, но верховный бог невзлюбил великодушного и почтительного Приама. Не без участия Зевса Афродита, Афина и Гера получили золотое яблоко, подброшенное им богиней раздора Эридой. «Прекраснейшей» было написано на нём. Рассорившиеся между собой, богини попросили Париса разрешить их спор. Юноша отдал яблоко Афродите, за что получил от неё в дар любовь любой земной женщины. Парис выбрал прекрасную Елену. На тот момент она уже была замужем. Её супругом был царь  Спарты Менелай.

Осада Трои длилась 9 лет.

Согласно одному мифу сын Приама похитил спартанскую царицу, по другой легенде он уговорил её бежать вместе с ним. Может быть, Менелай и простил бы свою сбежавшую жену, но беглецы «прихватили» все царские сокровища. А уж этого царь никак не мог стерпеть, и события приняли огромный масштаб.

Вероятно, похищение Елены сыном Приама было только поводом для начала военных действий. Как бы то ни было, 100 тысяч воинов из Спарты и других государств, погрузились на корабли и отправились на битву. Прибыв на Троянскую равнину, войско расположилось лагерем у стен Трои. Мудрость оставила Приама! Понадеявшись на храбрость и силу Гектора, царь отказался разрешить дело миром и вернуть Елену законному супругу.

Троянских воинов было значительно меньше, чем ахейцев, составлявших ядро греческой армии, и их соратников, поэтому побоявшись принять бой, воины Трои укрылись за хорошо укрепленными, защищёнными городскими стенами. Осада длилась долгих 9 лет. Всё это время, в поисках провианта, ахейцы совершали набеги на близлежащие города.

За этот продолжительный период устали не только осажденные в городе троянцы, но и греки. Поэтому было решено закончить войну миром. Для этого был проведён поединок между Парисом и Менелаем, а Елена должна была достаться победителю. Как это не печально, но поражение потерпел красавец юноша. Благодаря Афродите он всё же остался жив. Но условие поединка не было выполнено, Елена осталась у троянцев. После этого было ещё несколько битв, в одной из которых погиб любимец Приама Гектор.

За годы Троянской войны погибло много героев. О самой войне древнегреческий поэт Гомер сочинил поэму «Илиада».

Большие потери несут обе противоборствующие стороны, и только вероломная хитрость, известная под названием «Троянский конь», помогла грекам победить троянцев. Оплакивающий гибель любимого сына царь был убит у алтаря. Погибли и все остальные его сыновья, дочери захвачены в плен, а город разграблен и разрушен.

Генрих Шлиман и сокровища Трои

Все эти события, про которые так и неизвестно миф это или реальность, были описаны Гомером в выдающихся поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Встречается описание осады Трои и в произведениях других древнегреческих писателей. Великие литературные источники древности не давали покоя многим людям. Одним из особенно одержимых был археолог-дилетант из Германии Г. Шлиман.

Уже в 19 веке большинство учёных-историков считали, что эти события – красивая сказка, легенда, вымысел. В этом были уверены не только поэты Г. Байрон, И.В. Гёте, но и видные учёные. А вот Г. Шлиман верил в существование мифического города. Впервые будущий археолог «познакомился» с историей Трои будучи совсем маленьким мальчиком. Рисунок, изображавший один из эпизодов Троянской войны, помещённый на страницах «Всемирной истории для детей», настолько поразил юного Генриха, что мечта отыскать следы Трои стала для него идеей-фикс.

Находка сокровищ

Заработав довольно большое состояние на торговле с Россией, предприниматель Шлиман вложил все свои деньги в археологические раскопки. Изучив «первоисточники», ознакомившись с теориями других учёных-историков, Генрих пришёл к выводу, что Трою нужно искать возле холма Гиссарлык – «Крепость» в переводе с турецкого. После долгих переговоров с турецким султаном в 1870 году Шлиман получил от него фирман – особое разрешение, среди условий которого было указано, что половина найденных артефактов будет отдана правительству Турции.

Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и археолог-любитель, начал искать легендарную Трою, ориентируясь на поэму Гомера.

Безуспешные поиски продолжались 3 года. И только 17 июня 1873 года Генрих занёс в свой дневник: «Нашёл клад Приама». Опасаясь, что рабочие могут украсть с таким трудом добытые сокровища, Генрих отпустил всех и дальнейшие раскопки вёл сам, вместе с супругой, юной гречанкой Софьей.

Состав клада

Шлиман опасался обрушения крепостной стены, у подножия которой был найден клад. Тем не менее, выкапываемые в большой спешке сокровища, тщательно очищались и аккуратно складывались в красную шаль Софии. В этой шали они и были перенесены в лагерь. После скрупулёзно проведённой ревизии оказалось, что было найдено 27529 предметов. Среди них были золотые, серебряные, бронзовые ножи, подвески, бусины, диадемы, сосуды, слитки.

Впоследствии Шлиман показал находки лучшему английскому ювелиру. Внимательно изучив сокровища, мастер отметил, что их невозможно было бы изготовить без увеличительного стекла. И действительно, в ходе раскопок были найдены многочисленные хрустальные линзы, дававшие почти двукратное увеличение.

Раскопки древнего города дали много находок, самая известная из которых — «Клад Приама».

Достоянием археолога стали не только драгоценные вещи, но и множество костей животных, семена, в том числе кукурузы, бобов, гороха. Были там и сделанные вручную или на гончарном круге глиняные сосуды. Многочисленные орудия труда, топоры были исключительно каменными.

У самого археолога особенно трепетное отношение было к ритуальным топорам-молотам. Они были обнаружены в 1890 году, но оказались настолько совершенными, что часть учёных засомневалась в том, что такие шедевры могли быть изготовлены во времена Трои. Они все были в прекрасном состоянии. Только на одном из них, изготовленном из афганского лазурита, видны были повреждения. Вероятно, он использовался при совершении какого-то ритуала.

Сомнения в подлинности клада

Ещё при жизни Шлимана учёные неоднократно высказывали сомнения в подлинности найденного археологом клада. Среди приводимых ими доводов, указывались следующие факты.

  • Находка клада датируется летом 1873 года, при этом Генрих указывает, что ему помогала супруга. Но, согласно другим источникам, она в это время была в Париже, а значит, не могла участвовать в раскопках.
  • Даты извлечения сокровищ, указываемые Шлиманом в дневнике, значительно разнятся.
  • После смерти археолога была обнародована его переписка с ювелирами, которые изготавливали для Генриха копии различных античных предметов. При чем, одним из условий заказов, было отсутствие на них клейм изготовителя.
  • Клад состоял из случайного набора артефактов. Учёные уверяли, что они не могли быть найдены в одном месте, пусть и в различных археологических слоях.

В «Кладе Приама» было больше 9 000 предметов из золота.
Драгоценности, посуда, украшения — клад Приама просто огромен.

Все эти сомнения существенно навредили и самому Шлиману, и найденному им кладу. Тем более, что он нарушил данное им слово и не передал Турции причитающуюся, согласно договора, часть сокровищ. Археолог обратился к помощи вице-консула Фрэнка Калверта, который помог ему тайно вывести сокровища в Афины. Против Г. Шлимана было возбуждено судебное дело. Его приговорили к выплате штрафа, но эта сумма не шла ни в какое сравнение с общей стоимостью клада.

Где хранятся сокровища клада Приама

Судьба найденных Шлиманом сокровищ оказалась достаточно сложной. Вначале он хотел передать его в дар столь любимой им Элладе! Но… Парламент Греции отказался от подарка. Тогда археолог предложил «Клад Приама» по очереди Британскому музею, российскому Эрмитажу, французскому Лувру и так далее. Но ни один музей не хотел иметь дело с «великим мистификатором». Кроме… Берлинского музея, принявшего клад в свою коллекцию в 1881 году.

Г. Шлиман, преподнёс собранные им артефакты Пруссии, немецкому народу. Артефакты были перевезены в Берлинский музей в 1882 году и хранились там до начала Второй мировой войны.  В преддверии наступающих событий, озабоченный сохранностью древнейших артефактов В. Унферцагт, бывший в тот период директором музея, аккуратно уложил ценности в несколько больших чемоданов. Всю войну памятники истории хранились в бункере Тиргартена.

Сокровища Трои хранятся в музее Берлина.
Большая часть золота Трои выставлена в Москве в Пушкинском музее.

После капитуляции Германии клад был передан Унферцагтом командованию Советской Армии, а затем отправлен в Москву и Ленинград. Однако, вывозивший ценности из Берлина в СССР Андрей Белокопытов, уверяет, что он сам случайно обнаружил эти сокровища в бункере зенитной башни, находившейся на территории берлинского зоопарка.

Не только Советский Союз, но и Вильгельм Унферцагт строго соблюдали тайну исчезновения клада из поверженного Берлина. И только после смерти директора Берлинского музея, разбирая архив супруга, его жена нашла письма, в которых говорилось о судьбе экспонатов, и опубликовала их. Через много лет после «исчезновения», в 1993 году, артефакты из Трои были выставлены на всеобщее обозрение в залах Пушкинского музея.

Заключение

Но история Трои и археологических раскопок её руин продолжает будоражить умы учёных. И сейчас археологи из многих стран продолжают поиски на холме Гиссарлык. Они считают, что те артефакты, которые нашёл Шлиман имеют более древнюю историю, чем Троя. Так где же тогда находится «Клад Приама»? Существует ли он?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти строительную бригаду на дачу
  • Как найти в телеграмм канал по интересу
  • Как найти ширину высоту длинна
  • Как молиться чтобы сын нашел работу
  • Украден телефон самсунг как найти