Как нашли тело гагарина после катастрофы

К мемориалу на месте гибели Гагарина и Серегина 27 марта приходят близкие и друзья. Фото: Александр Емельяненков/РГ

Беда случилась еще до полудня. Точное время — 10:31 мск — установили по вмятинам от стрелок на циферблате бортовых часов. Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением (на авиаслэнге — «спарка»), в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, под большим углом и на большой скорости, срубая макушки и стволы берез, врезался в землю в 65 километрах от аэродрома Чкаловский, откуда незадолго до этого поднялся в небо.

Что спровоцировало катастрофу, что было за минуту до нее — в 10:29-10:30, так и осталось загадкой. Хотя сразу же, по горячим следам, была создана Государственная комиссия. Ее руководителем назначили Л.В. Смирнова — в то время он возглавлял Госкомитет по оборонной технике и был одновременно заместителем председателя Совета Министров СССР. Полномочий, чтобы во всем разобраться, у него было достаточно. Однако при всем том он был человеком системы, членом ЦК КПСС и ясно понимал пределы допустимого и границы возможного.

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Каждый в комиссии «греб от себя»

Заместителем Смирнова в этой комиссии определили генерал-полковника авиации Павла Кутахова, а он по должности — первый заместитель тогдашнего главкома ВВС Вершинина и первый кандидат в преемники своему возрастному шефу (что и случилось через год). И Смирнов, и Кутахов, и подчиненные им руководители четырех технических подкомиссий, понимая, с чем имеют дело, вели себя в высшей степени осторожно, не конфликтуя друг с другом и прислушиваясь к тому, какие советы-рекомендации доходили «сверху».

На первом этапе расследования, когда велись поиски на месте падения самолета, и затем, когда все скрупулезно собранное доставили в НИИ различных специализаций, была проделана масштабная техническая, экспертная и аналитическая работа. С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей.

Определено, что это произошло всего через 60-70 секунд после доклада Юрия Гагарина: «Понял, выполняю». А то были последние его слова, зафиксированные в радиопереговорах с аэродромом Жуковского. По срезу вершин деревьев, направлению оси разброса обломков МиГа и показаниям некоторых стрелочных приборов (те же отпечатки на циферблатах) было установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов на скорости около 700 км/час и с небольшим правым креном.

Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки, а лишь на половине этого предела. Значит, ручка управления была взята «на себя» не до упора. Почему? Возможно, потому, что перегрузка на этом вертикальном маневре достигала почти 11 крат — каждый из летчиков «весил» около тонны, сопоставимое давление было на всю конструкцию самолета…

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

По мнению авторитетных экспертов, долгое время работавших в Институте авиационной и космической медицины и знакомых с техническими отчетами комиссии Смирнова, такие экстремальные параметры снижения самолета «не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а явились следствием возникшей нештатной ситуации, обвально усугубившейся до катастрофического исхода всего за одну минуту».

Юрий Гагарин и Алексей Леонов на аэродроме в период учебно-тренировочных полетов. Фото: РИА Новости

Что именно случилось в эту минуту или две, комиссия так и не установила. Но 29 томов расследования были засекречены. Спустя время некоторые детали стали просачиваться из интервью и выступлений отдельных членов комиссии и привлекавшихся экспертов. Если кратко, их суть такова.

Обнаружив в зоне учебного пилотажа сложную метеообстановку (в момент, когда Гагарин и Серегин вылетали с аэродрома, благоприятный прогноз был дан ошибочно), экипаж по какой-то причине совершил резкий маневр и вышел из нижнего слоя облаков, пикируя почти вертикально. Летчики пытались вывести машину в горизонтальный полет, но запаса высоты для этого не хватило, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб.

В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Виновата в катастрофе… внешняя среда

При исследовании составляющих полета «экипаж — самолет — среда» в отношении двух первых у комиссии Смирнова было если не табу, то явное и неявное сопротивление на всех возможных уровнях — от командного до партийно-политического. А вот на «внешнюю среду», уловив заданный вектор расследования, навалились со всех сторон — летчики, инженеры и особенно штабисты-администраторы. Все словно «прозрели» и принялись искать внешние факторы, причины и обстоятельства сваливания самолета Гагарина-Серегина в штопор.

Сначала говорили о других самолетах того же полка под началом полковника Серегина (одиночный МиГ-17 в соседней зоне пилотажа и пара МиГ-21, взлетевших на свой маршрут после Гагарина). Затем появился таинственный истребитель с соседнего аэродрома Раменское, якобы пролетевший через район полетов Чкаловского аэродрома (впоследствии об этом не единожды говорил в своих интервью Алексей Леонов). Была версия с птицами и/или метеорологическим зондом, которые могли как-то помешать или даже повредить (в случае с метеозондом) фонарь пилотской кабины.

Фото: Александр Емельяненков/РГ

А дальше уже далекие от расследования и авиации «специалисты» стали выдвигать версии одна экзотичнее другой: злонамеренное повреждение техники при подготовке к полету, закладка в самолет взрывного устройства, поражение его (по чьему-то коварному приказу) с земли, встреча с НЛО, воздействие неких силовых полей и многое другое из области квазинаучной фантастики. Однако эти и подобные им «гипотезы» опровергаются остатками гагаринской «спарки», что были тщательно изучены и переданы на хранение в 13-й ГНИИ в подмосковных Люберцах (ныне — Научно-исследовательский центр ЦНИИ ВВС Минобороны России).

Версия Алексея Леонова так и осталась версией

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Двенадцать лет назад, когда готовились отметить 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели были рассекречены — только выводы. Однако в них ничего нового: резкий маневр и сваливание в штопор, а по какой причине — мнения расходятся. Алексей Леонов и после этого продолжал говорить об истребителе Су-15 с Раменского аэродрома, который якобы прошел в облаках всего в 10-15 метрах от самолета Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости и тем самым вогнал «спарку» УТИ-15, утяжеленную подвесными баками, в гибельную спираль…

Анна Тимофеевна Гагарина в день прощания с сыном 30 марта 1968 года. Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Как бы там ни было, сегодня, спустя 55 лет после случившегося, пересматривать выводы комиссии, исследовать что-то заново, с использованием новых технических, расчетных, аналитических возможностей, никто не предлагает и не планирует. Видимо, тот компромисс, к которому пришли старшие товарищи в конце 60-х, устраивает нас всех и сегодня.

Фрагменты тел Гагарина и Серёгина, которые удалось обнаружить и собрать на месте катастрофы, были кремированы, а урны с прахом установили для прощания в Центральном доме Советской Армии. В тот же день, 30 марта 1968 года, на Красной площади прошел траурный митинг, в СССР была объявлена минута молчания, после чего урны с прахом были захоронены в двух заранее приготовленных нишах Кремлевской стены.

Всего семь неполных лет было отведено космонавту-1 прожить в лучах всемирной славы. Срок очень малый, чтобы завершить хотя бы начатое, не говоря о новых замыслах. Но вполне достаточный для того, чтобы побронзоветь и выйти в тираж вместе с портретным глянцем.

«Послеполетные нагрузки и постоянные стрессы от общения с руководителями многих стран на разных континентах в течение последующих лет требовали от Гагарина большего героизма, чем 108 минут космического полета, — скажет о том времени много лет спустя соратник Сергея Королева академик Борис Черток. — Я с Гагариным мало общался до полета, но хорошо узнал его после. Он сильно изменился, но по-человечески только в лучшую сторону».

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Личное

«Сын погиб в день рождения отца»

В тот год, когда имя Гагарина оказалось на устах миллионов, ему исполнилось 27. Разве мог кто-то подумать, что человек, вернувшийся ОТТУДА, через семь лет погибнет здесь, на Земле?! Ведь его по-своему берегли, не допускали к полетам. Но материнское сердце — вещун. Анна Тимофеевна Гагарина, когда узнала, что Юра был дублером Владимира Комарова, погибшего в апреле 1967-го при аварийном спуске космического корабля «Союз-1», места себе не находила. А сын, чтобы ее успокоить, на расспросы матери отшучивался: «О чем ты? Какая разведка тебя подослала?»

На родине в Гжатске был последний раз 4 декабря 67-го — приезжал вместе с женой и дочками. Уже тогда, видимо, знал, что на день рождения мамы — 20 декабря — выбраться не сможет. Увиделись только в феврале 68-го — Юрий уговорил Анну Тимофеевну лечь в больницу, сердце пошаливало. Навещал ее, а сразу после выписки позвал из Гжатска сестру, родных и в семейном кругу отпраздновал защиту диплома в академии. О том, что возобновил летную подготовку, вслух за столом не рассказывал…

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Он родился в 34-м году и в 34 года погиб. А родным и близким еще горше от того, что 27 марта в семье отмечали как день рождения Алексея Ивановича Гагарина. С весны 68-го он навсегда окрасился черным.

Фото: ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

«Наш сын погиб в день рождения отца», — сделает горькое признание мать космонавта Анна Тимофеевна, когда Алексей Иванович, глава семьи, еще выходил из дома, чтобы перемолвиться с соседями или молча присесть возле своей калитки.

Его не стало в 73-м. К тому времени Гжатск уже пять лет как переименовали в Гагарин. А тот, кто семьдесят лет жил с этой фамилией, передал ее трем сыновьям и дочери, так и не смог приладить свое ухо к новому названию.

Гагарин, март 2023 года. У могилы родителей первого космонавта, его братьев и сестры. Фото: Александр Емельяненков/РГ

Юрий Гагарин. В чём кроется тайна гибели человека-легенды

В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. Однако финальная страница его биографии так и остаётся загадкой века. Гибель первого космонавта на земле окутана множеством тайн и домыслов. Так почему погиб Гагарин и кто в этом виноват?

51 год назад, 27 марта 1968 года, произошла трагедия мирового масштаба. Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. Ему было всего 34 года. Вместе с ним в тот роковой полёт отправился герой войны, опытный лётчик и пилот — инструктор Владимир Серёгин.

Гибель космонавта номер один стала для всех шоком. Сразу появились всевозможные версии, многие из которых обросли разными домыслами. Подчас фантастическими.

Самая невероятная гласит, что Гагарина похитили инопланетяне. Ещё одна, вызывающая недоумение, указывает на то, что Гагарин устал от свалившейся на него славы и, инсценировав гибель, уехал жить в глухую деревню. Но всё это лишь народный фольклор. Люди на протяжении длительного времени отказывались верить в трагическую и такую раннюю смерть своего героя. О гибели Гагарина на официальном уровне говорили довольно сухо. Из заключения комиссии следовало, что

наиболее вероятной причиной катастрофы стало выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Резкий маневр привёл к попаданию самолёта к закритическому режиму полета и сваливанию в штопор в условиях усложненной метеорологической обстановки.

Самолёт действительно сорвался в штопор и врезался в землю. Удар был такой силы, что машина разлетелась вдребезги. Тела лётчиков разорвало на мелкие части и разметало по окрестностям, потому обнаружить их удалось не сразу.

мигМиГ-15УТИ. Фото: www.globallookpress.com

У многих сперва возникло предположение, что Гагарин с Серёгиным живы и смогли катапультироваться. В пользу такой версии при первом осмотре места катастрофы говорило ещё и то, что были найдены ранцы без парашютов. Всем тогда хотелось верить в чудо. Но мысли о благополучном исходе мгновенно улетучились, когда там же, в воронке, образовавшейся от падения самолета, были найдены искорёженные катапультные кресла. Это означало, что лётчики не смогли или не успели вовремя катапультироваться. Сами парашюты, как выяснилось позже, срезали и утащили какие-то местные мужики, ставшие невольными свидетелями трагедии.

В том, что пилоты погибли, сомнений не было никаких. Останки лётчиков собирали практически по крупицам. Их находили повсюду — в земле, на деревьях, глубоко в сугробах. В снегу были найдены пачка сигарет полковника Серёгина «Новости» и портмоне Гагарина с деньгами. На одном из деревьев обнаружили куртку Гагарина с талонами на питание в кармане. Всё тщательно собиралось в специальные ящики и отправлялось на экспертизу.

К расследованию причин катастрофы были подключены лучшие специалисты. Внимание уделялось всем деталям. Земля в радиусе трёх километров от места падения МиГ-15УТИ была практически просеяна. Поиски фрагментов тел и разбор обломков затрудняли высокие сугробы: март тогда выдался очень снежным. Да и погода мешала: в тот роковой день она выдалась, мягко сказать, «нелётной», что и стало одной из причин катастрофы. Из-за сильной облачности не было видно земли и горизонта. Совершать полёты при таких метеоусловиях было крайне опасно. Но, несмотря на это, вылеты в 70-м особом истребительном авиационном полку отменены не были.

ГагаринМесто гибели. Фото: www.globallookpress.com

Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. Гагарин и Серёгин должны были вылетать с аэродрома Чкаловский в Щёлково в девять утра. Через полчаса в небо на таком же истребителе должен был подняться летчик Андреев. Однако Серёгин на вылет, как выяснилось, опоздал, его задержало руководство. Поэтому интервал взлёта двух самолётов составил не полчаса, как планировалось, а всего три минуты.

Из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по метеосводке и по сведениям лётчиков других самолётов, которые потом получила комиссия, нижняя кромка облаков располагалась на высоте примерно 600 метров, верхняя — на 5000. У Гагарина плановая высота — 4200. У Андреева — 3000. Один интересный момент. Пересекаются две барограммы на высоте 3000 метров — Андреева и Гагарина. Здесь они могли сблизиться сколь угодно близко. Сближались они или нет, неизвестно, но объективно ясно, что могли.

По мнению Миронова, Гагарин и Серёгин, чтобы избежать столкновения с самолётом Андреева, замеченного в густой облачности, предприняли маневр и попали в закритический режим полёта. Возможно, летчики пытались вывести свой самолёт из штопора, но не смогли.

Продолжительность полета составила всего 12 минут. С момента последней связи Гагарина с землёй до падения прошла минута. Многие спустя время писали и говорили, что во всём виновата самонадеянность и чрезмерная уверенность лётчиков в себе. Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги.

Указывали также в различных изданиях и на отсутствие должного опыта у Гагарина. Свой уровень лётной подготовки он начал восстанавливать в 1967 году, разрешение на самостоятельный вылет на МИГ-17 получил только в конце осени, но приземлиться с первого раза не смог. За это он даже был отстранён от полётов во избежание дальнейших инцидентов. Однако сидеть на земле без дела и упиваться одной лишь славой Гагарин не мог, его бесконечно тянуло в небо. Он добился допуска к полётам и приступил к восстановлению своих навыков. Все попытки перекинуть вину на неподготовленного Гагарина были отметены, ведь он выполнял свой учебный полёт под присмотром опытного инструктора. Однако, как отметил Арсений Дмитриевич Миронов, у Серёгина самого были очень давние сроки лётной проверки и он не отрабатывал полёты на больших углах атаки, когда самолёт уходит в штопор.

ГагаринЮ. Гагарин. Фото: www.globallookpress.com

По определённому графику каждый лётчик должен регулярно летать с инструктором и проходить контрольные режимы. У него такой полёт был очень давно. Ни одного полёта на МиГ-15УТИ на больших углах и в сваливании я лично в лётной книжке Серёгина не нашёл. А за это могли погореть и офицеры, и генералы,

— из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

На несоблюдение правил лётной безопасности указывает, по мнению Миронова, множество фактов. Было выявлено 11 серьёзных нарушений. Это и опоздание, и вылет в неподходящую погоду, и неработающее радиолокационное оборудование на аэродроме Чкаловский, и отсутствие должной проверки кабин самолёта, и прочие.

Другое дело, что обнародование таких нюансов могло стоить многим погон и должностей. В том числе и председателю комиссии, расследовавшей гибель Гагарина и Серёгина, кандидату в члены ЦК КПСС Устинову. Он курировал одновременно и космическую отрасль, и оборонную промышленность. Но и любые мало-мальские попытки свалить вину на лётчиков, на справившихся с задачами тренировочного полёта, воспринимались бы обществом как оскорбление памяти двух Героев СССР. Тогда решено было искать внешние причины авиакатастрофы, потому как в правде заинтересованных просто не было. Замначальника НИИ ВВС лётчик-испытатель Степан Микоян предложил разработать идею с зондами. Действительно, поблизости, в Долгопрудном, был метеорологический институт, откуда их запускали. К тому же на месте крушения самолёта было обнаружено порядка 10 старых и целых зондов. Написать в заключении строку о столкновении с зондом было невозможно, потому как разбитый шар так и не нашли, поэтому, по утверждению А.Д. Миронова, решено было использовать формулировку «уклонение от зонда».

В последние годы стала также очень популярной версия лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который был в тот роковой день в Киржаче на прыжках, неподалёку от места трагедии.

Ссылаясь на секретные документы, он утверждает, что в районе, где выполняли свой полёт Гагарин и Серёгин, несанкционированно оказался самолет Су-15, вылетевший с аэродрома Жуковский. Его пилот якобы нарушил высоту, прошёл на скорости звука на очень близком расстоянии — 10-15 метров — от МиГ-15УТИ и своим потоком просто его перевернул. Леонов при этом не раскрывает имени лётчика, управлявшего Су-15, потому что тот ещё жив и здравствует. Официального подтверждения этой версии, как и других, кроме озвученной много лет назад комиссией под руководством Устинова, до сих пор нет. Кто-то считал, что на борту произошёл взрыв аккумулятора, разгерметизация, заклинило управление, потерял сознание Серёгин и т. д. и т. п. Но большинство специалистов уверены, что если бы речь шла не о Гагарине, то никакой тайны и загадок в этом деле бы не было.

ГагаринФото: www.globallookpress.com

Многочисленным версиям и домыслам есть объяснение: людям очень не хочется верить в то, что гордость страны, живую легенду, первого человека, покорившего космос, банально не уберегли и что он так нелепо мог погибнуть в самом расцвете сил.

Лётчик, сотрудник Центра подготовки космонавтов Александр Кузнецов одним из первых узнал об ужасной авиакатастрофе. К месту гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина он примчался с группой спасателей спустя несколько минут. Всё, что он там увидел, до сих пор стоит у него перед глазами. Возможно, страшная картина и повлияла на его дальнейшую жизнь. Александр Георгиевич ушёл из ЦПК, но каждый год он приезжает на это скорбное место. Ныне он председатель ассоциации «Владимирлеспром». Много лет Кузнецов хранил молчание о том, что ему пришлось увидеть в тот день, 27 марта 1968 года. И только «Версии» он рассказал страшные подробности.

– Как вы оказались на этом месте?

— Тот день, 27 марта 1968 года, был обычным лётным днём для меня, моих товарищей и Гагарина с Серёгиным. С той только разницей, что у Юрия Алексеевича, пока он заканчивал учёбу в академии, образовался перерыв в лётной практике. Такого допускать было нельзя: лётчик в любом звании и должности обязан иметь определённое количество часов, проведённых в воздухе. Так сказать, подтверждать своё мастерство. Гагарин в тот день прибыл на аэродром с желанием пополнить свои лётные часы в паре с обязательным в таком случае лётчиком-инструктором. Им оказался Герой Советского Союза Владимир Серёгин.

Стоял хмурый пасмурный день, облака прямо-таки нависали над нами. На Ту-104 я с товарищами сделал несколько вылетов на невесомость, так называемые горки. Командиром моего экипажа был полковник Эмиль Суриков. Приземлились. И вдруг команда: приостановить все полёты. А моему экипажу дали срочное задание: на вертолётах барражировать окрестности аэродрома в радиусе около 30 километров. Цель — прочесать местность на предмет обнаружения упавшего самолёта.

— Вы уже знали, кто погиб?

— Нет, конечно. С 13 до 16 часов не знали, что случилось, где и как. На вертолётах делали посадки на Горьковском шоссе, в районе Черноголовки, в других точках. Останавливали колонны машин, спрашивали, не видели ли они чего-то необычного. В ответ: «Что вы имеете в виду?» Как мы могли ответить? Сами толком ничего не знали. И вдруг увидели, как внизу что-то горит. Спустились: лесники жгут костры. Потом увидели роту солдат, приземлились, но я не успел добежать до колонны, услышал в шлемофон приказ: «Приземлиться на усадьбе лесника на хуторе под названием Окулово, недалеко от села Новосёлова, что стоит на 18-м километре просёлочной дороги от Горьковского шоссе в районе города Покрова до райцентра Киржач». Вот тут-то нам и сказали, кого мы разыскиваем. В первые минуты мы не знали, живы или нет Гагарин с Серёгиным. А потом…

Нашу группу поиска возглавлял начальник медицинской службы гарнизона Калюжный. Мы тащили на себе большой шкаф, носилки, ящик с медикаментами, подручный инвентарь для раскопок. Март тогда выдался снежный, сугробы были полуметровые, мы в них просто вязли. Отшагали мы метров 500—600, вышли к просеке, и вдруг на дереве на уровне вытянутой руки человеческий скальп с частью лица.

— Вы узнали, кому он принадлежит?

— Нет, чуть позже по золотой коронке определили, что это останки полковника Серёгина. Мне и сегодня очень трудно вспоминать наши страшные находки и чувства, связанные с ними. Всё было, как в фильме ужасов. Например, мы вдруг все услышали какой-то гул, будто мотор самолёта работает. Померещилось, что вот-вот мы его увидим. Но какой там… От него же ничего не осталось. На ёлке мы обнаружили сиденье из кабины лётчика. И всё окончательно поняли. Сняли находку, положили в ящик, который всё наполнялся и наполнялся.

Не хотелось верить, что это Юрий Гагарин, первый космонавт Земли, и Владимир Серёгин. «Почему они не катапультировались?» — задаюсь я до сих пор вопросом.

По теме

Россиянку лишили родительских прав в Испании после критики одной из лучших школ страны

2831

Гражданка России была лишена родительских прав по решению испанских органов власти. Это произошло после того, как женщина пожаловалась на питание и отношение к детям в одной из лучших школ Испании по версии Forbes.

— А что представляло собой это место?

— Огромную воронку. По-видимому, в последний момент пилот ориентировался на пустое пространство вокруг заброшенной церкви — ведь воронка была в 200 метрах от неё. Стойка шасси, перевёрнутое искорёженное крыло, обломки и фрагменты разных материалов… Гнетущая обстановка, мы были точно в шоке, ни один из нас, наверное, до этой минуты не испытывал в жизни ничего подобного.

Начинало темнеть, шёл шестой час вечера. Поиски надо было прекращать до рассвета. Начальник политотдела Центра подготовки, что в Чкаловском, подполковник Козлов был оставлен за старшего. Подъехал бронетранспортёр генерал-лейтенанта Мороза, начальника политотдела ВВС. Он тут же связался по рации с Главнокомандующим Военно-воздушных сил маршалом Вершининым. Прямо при нас он отрапортовал, что находится на «точке», что по первым прикидкам «оба находятся здесь». Я запомнил его слова. Потом подумал и после паузы добавил, что «второй номер стопроцентно здесь». Он имел в виду Серёгина, ведь мы доложили, что нашли его скальп. Десять человек, среди которых был и я, оставили охранять место катастрофы.

А утром приехало много людей, военных, штатских. Суета, команды, крепкие словечки… Прилетели маршал авиации Вершинин, президент Академии наук Келдыш, практически весь Центр подготовки космонавтов. С деревьев стали снимать фрагменты тел, одежды, мелких частей самолёта. Эта работа шла потом несколько дней, вся земля вокруг случившегося была чуть ли не просеяна.

— А что же всё-таки вы искали? Наверняка какое-то взрывное устройство. Покушение на первого космонавта могло быть первопричиной гибели?

— Мы собирали останки человеческих тел. Лопатами и вручную. Самолёт пропал с экрана радара через 15 минут после старта и стал не маленькой точечкой, а огромным комом металла диаметром 3—4 метра. Часть его вошла глубоко в землю, а остальное разметало на десятки метров.

Мы шли по сугробам, просматривая каждый сантиметр. Если что-то чернеющее замечали в глубине или на поверхности, засовывали руку, а там, извините, куски человеческого мяса, и, пренебрегая брезгливостью, мы извлекали их на поверхность. Всё собранное складировали в сколоченные наскоро ящики, которые затем сразу же увозили на исследование. Медики брали анализы и сделали заключение: да, это останки тел двух лётчиков — Гагарина и Серёгина. А для меня это были люди, с которыми я общался за 40 минут до полёта, до их последнего смертного часа.

— Выходит, вы были последним, кто видел Гагарина и Серёгина живыми?

— Если быть точным, одним из последних. Как сейчас помню, Юрий Алексеевич был одет в кожаную лётную куртку коричневого цвета, а Серёгин в меховую демисезонную — синего. Фрагменты этих одежд после катастрофы я определял по цвету. Такая деталь: Серёгин курил сигареты «Новость», так вот мы нашли на снегу пачку «Новости», целехонькую, в целлофановой обёртке. На пачке ни царапины. Нашли и портмоне Гагарина, в нём лежали все его документы, а также деньги крупными купюрами.

— А я слышал, как космонавт Леонов говорил, что Серёгина опознали по фрагменту части лица с родинкой.

— Возможно, и так. Но пачка сигарет «Новость» — это тоже конкретный материал для опознания. Мы-то с моим другом Петром Филатовым оказались на месте катастрофы практически первыми. И поэтому первыми делали свои выводы. Ещё ужасная деталь: стою у воронки, а сзади мне в спину тычут: «Смотри, что это?» Я сделал шаг в сторону и машинально, не глядя, взял в руки что-то мягкое и весомое. А потом понял, что это кожа со спины. Я растерялся, меня замутило, ну и швырнул находку в общую кучу. Целой нашли руку, что-то ещё… Подобрали сетчатую майку, тогда они были в моде, по-видимому, её носил Серёгин под меховой курткой…

— Александр Георгиевич, о гибели Гагарина и Серёгина написано много статей, исследований, книг. Но до сих пор до конца, как мне кажется, истина не выявлена. По-прежнему рождаются новые или муссируются старые, обросшие мхом версии и причины. Что вы думаете об этом? У вас есть свой ответ, почему это случилось?

— Могу сказать коротко, одним словом: всё это нелепость! И другое скажу: однозначно ответить трудно. Самолёт проходил тщательную предполётную подготовку. С теми, кто её проводил, я был дружен и верю, что они всё сделали как надо. Члены правительственной и других комиссий подробно допрашивали всех, кто готовил машину в полёт, занимался её обслуживанием. Ничего конкретного они не выявили. Тут ведь такая штука: истребитель — капризная машина, и если в кабине затеряется какая-нибудь неучтённая железяка, она может повлиять на управляемость машины. И по этой части к ребятам претензий не нашлось. Я даже помню некоторые фамилии моих сослуживцев по Чкаловскому центру — Алхименков, Иванов, Грунте, Пучковский… Всего нас было 40 человек.

— А ещё я слышал предположение, что во всём виноват Серёгин.

— Я думаю, это чушь. Серёгин был опытным лётчиком. Конечно, я рассуждаю со своей колокольни. Поговаривали, что пилоты перед вылетом выпили и якобы Серёгин склонил к этому Юрия Алексеевича. Но я точно могу заявить, что Серёгин был трезвенником. О нём даже анекдоты ходили на эту тему.

— Так что же могло случиться?

— Знаете, изучая местность, мы нашли осколок кабины, оргстекло, а в нём клюв птицы. Было предположение, что при столкновении с вороной произошла разгерметизация кабины. Но учёные-орнитологи утверждают, что на той высоте, на которой пребывала в момент столкновения машина, вороны не летают. То есть соприкосновение птицы с кабиной самолёта, точнее с её осколками, произошло уже при падении самолёта.

Могло случиться такое: скажем, у Гагарина неожиданно забарахлило сердце. Всякое может быть с человеком при перегрузках. Как бы повёл себя в этой нештатной ситуации Серёгин? Катапультировался бы или нет? Представляете, каким позором бы лёг на его честь и совесть такой поступок, если бы он спас только свою жизнь. Тут другое — Серёгин мог, находясь позади Гагарина, в любую секунду принять управление машиной на себя. Можно ещё предположить, что вышел из строя какой-то прибор и лётчики не сумели справиться с нештатной ситуацией.

— Вы, наверное, поседели в те дни… Такое пережить…

— В те тяжёлые дни, собираясь в курилке, мы, лётчики, обсуждали все варианты случившегося. Много говорили о Серёгине. Рассуждали так: кто-то из пилотов мог катапультироваться, но облачность была слишком низкая, изморось, худая погода.

В общем, за 37 лет со дня гибели первого космонавта планеты десятки комиссий так и не могли дать ответ, почему погибли Гагарин с Серёгиным. Просили время: дайте месяц, год, три года — мы всё выясним. Но и по сегодняшний день истина во тьме…

Первые научные и технические исследования гибели летчика-космонавта Гагарина Ю.А. и его коллеги Серегина В.С. были проведены сразу же после трагедии. Нелепостью смерти человека, которому покорился космос, был поражен весь мир: тут же посыпались гипотезы, предположения и слухи, которые только запутали сознание общественности. Хотя в СССР гибель Гагарина и Серегина на УТИ МиГ-15 пояснили сразу же, опубликовав результаты в центральной прессе.

  • Гибель Юрия Гагарина тщательно расследовалась в СССР
  • Пять причин гибели Гагарина и Серегина

Юрий Гагарин был удивительный человек: умница, дисциплинированный и чертовски обаятельный. Этот набор качеств сразу влюбил в него миллионы советских женщин. Мужчины ему завидовали, женщины млели, а дети равнялись на этого настоящего человека. Все гордились тем, что Юрий Гагарин — это их соотечественник, поэтому внезапная гибель профессионала высочайшего класса сразу же вызвала сильный резонанс в обществе. Тот факт, что тела не нашли, подлил масла в огонь, правда, не сразу, а в начале девяностых — тогда в нашей стране стала прорастать желтая пресса, заточенная под «сенсации» и «шокирующие» публикации, высосанные из пальца.

Гибель Юрия Гагарина тщательно расследовалась в СССР

Созданной в 1968 году Государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы удалось восстановить картину гибели летчиков-испытателей. Материалы эти можно найти в архиве: все 29 томов полны технических подробностей, но существовали и вопросы профессиональной строгости.

Доктор технических наук С.Белоцерковский лично принимал участие в работе госкомиссии 1968 года. По его словам, главным критерием отбора и проверки информации была перекрестность: информация признавалась достоверной, если два или более независимых способа ее получения давали схожие результаты. Так классифицировались, сопоставлялись, анализировались все собранные материалы и формировались базы данных и знаний о катастрофе, в которой погиб Гагарин.

Затем строились различные предположения о предпосылках аварийной ситуации и создавался сценарий ее развития. Расследование завершили на базе целостной системы анализа. Госкомиссия собрала, обработала и получила объективные данные, которые дополнялись новыми фактами из личных заметок членов комиссии, экспертов и очевидцев. Важные сведения дали новые лабораторные эксперименты.

Пять причин гибели Гагарина и Серегина

Тайна гибели Гагарина — не более чем газетный штамп, возникший в девяностые годы, когда прессе нужно было выживать любой ценой. Аршинные заголовки желтой прессы — лучший способ для поднятия продаж, а в СССР газетам верили. Вот в чем ужас ситуации.

1. Плохие погодные условия

Кольцевые карты погоды 27 марта 1968 года (день авиакатастрофы) свидетельствуют о неуклонном ухудшении погоды. Неточные сведения о погоде были даны на предполетной подготовке, вылет самолета-разведчика погоды запоздал.

2. Конструктивные недостатки самолета

Самолет УТИ МиГ-15 выпуска 1956 года прошел два ремонта, а его двигатель РД-45Ф — четыре капремонта. Для 1968 года машина была явно подержанная, но надежная. Однако конструкция системы спасения экипажа на УТИ МиГ-15 такова, что первым должен катапультироваться инструктор, иначе его спасение будет поставлено под угрозу.

3. Слабая радиолокация

В роковой день из-за неисправности оборудования не работали фотоприставки для съемки экранов радиолокационных станций. Диспетчер не мог в полной мере отслеживать меняющиеся положения самолетов, что сыграло против Гагарина и Серегина. Кроме того, вышел из строя наземный радиовысотомер. В финале полета УТИ МиГ-15 на радаре перепутали с соседним Су-11. Ошибку обнаружили только через 12 минут после падения самолета Гагарина.

4. Нарушения в планировании полетов

Руководитель полетов не обладал полной картиной о взлетавших и находящихся в воздухе самолетах. К тому же, время вылета «соседей» не выдерживалось, а изучение плановой таблицы в день полетов было беглым.

5. Халатность в организации тренировочных полетов

По мнению комиссии, генерал Н. Ф. Кузнецов — организатор тренировочных полетов, имел возможность отменить полет Гагарина и Серегина с учетом вышеизложенных неблагоприятных причин с погодой и радиолокацией. В результате со «Чкаловского» взлетало множество других самолетов, в чьей опасной близости и оказался гагаринский УТИ МиГ-15.

Будь на самолете «черные ящики», по их записям мы бы промоделировали весь дальнейший полет. Но в 1968 году об этом можно было только мечтать. Роковое стечение обстоятельств, человеческий фактор и судьба — вот причины гибели Гагарина и Серегина.

Как выяснила госкомиссия, для спасения летчикам-испытателям не хватило всего 150 метров высоты и полутора секунд. После страшнейшей автокатастрофы найти тела Гагарина и Серегина не представлялось возможным: 28 марта в 21:15 состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Урны с прахом погибших героев захоронены в Кремлёвской стене.

12 апреля 1961 года — день, вошедший в историю. Советский космонавт Юрий Гагарин покинул атмосферу Земли и достиг открытого космоса. Все его путешествие длилось всего 108 минут, но подвиг Гагарина стал всемирной новостью.

Тренировки 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года, советский пилот Юрий Гагарин совершил полет из безвестности в анналы истории. Юрий Алексеевич Гагарин совершил облет Земли на пилотируемом, космическом корабле «Восток-1». С этого момента он был лицом советского успеха в космосе; его победная улыбка транслировалась по всему миру. Менее чем через семь лет он погиб в авиакатастрофе, подробности которой никогда не были ясны. До нынешнего момента.

Космонавт Алексей Архипович Леонов, первый человек, совершивший выход в открытый космос. Рассказал, что же на самом деле произошло с первым человеком, открывшим дорогу в космос. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин пилотировал истребитель МиГ-15 с инструктором Владимиром Серегиным на плановом тренировочном полете. В тот день они были не единственные в небе. Другой Су-15 также выполнял испытания, хотя планировалось, что он будет намного выше МиГа Гагарина. Алексей Леонов тем временем тренировался на прыжках с парашютом. В обоих случаях — для полетов и для прыжков — погода была ужасной. Шел дождь, и была низкая облачность, из-за чего видимость была ограниченной.

Леонов ждал официального сообщения об отмене парашютной тренировки, когда услышал два очень громких удара. Первый — это звук самолета, преодолевшего звуковой барьер, второй удар — это крушение. Их разделяли секунды, после чего наступила тишина. Он знал, что что-то не так. Когда группа следователей обнаружила место крушения, они нашли тело Серегина, но никаких следов Гагарина не было найдено. Надежда на то, что первый человек побывавший в космосе катапультировался вовремя, рухнула, когда на следующий день были обнаружены его останки.

Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово.

Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово. фото: Unews.pro

Леонов опознал его по родинке на шее

Алексей Леонов и Герман Титов, еще один коллега Гагарина, совершивший второй в истории космический полет. Входили в комиссию по расследованию происшествий. Леонов говорил со свидетелями, которые видели, как Су-15 выскакивал из облаков с дымящимся и горящим хвостом. Что было явным признаком отказа работы форсажной камеры. Но по свидетельствам очевидцев, этот самолет оказался слишком низко. Намного ниже его запланированной высоты полета, составляющей 10 100 метров. Его видели очень низко, ближе к отметке 600 метров, где летел самолет Гагарина.

Но в официальном сообщении о присутствии Су-15 не упоминается. Вместо этого причиной аварии были названы маневры пилота. Гагарин и Серегин, вероятно, резко отвернули, чтобы избежать столкновения с птицей. Что привело к срыву в штопор и резкому снижению. Это объяснение могло удовлетворить мирных жителей. Но авиационные профессионалы знали, что такую ошибку они вряд ли могли допустить.

В последующие годы и десятилетия ходили слухи о смерти Гагарина

Пил ли Гагарин на кануне? Отвлекался ли он, фотографируя птиц с воздуха, когда ему следовало обратить внимание на пилотирование? Погибли ли пилоты от гипоксии из-за отказа клапана наддува кабины? Или это был саботаж? Гагарин был олицетворением советских успехов в космосе при Никите Хрущеве. Но космонавт не был любимцем нового советского лидера Леонида Брежнева. Политически мотивированное убийство было одной из теорий.

Советское правительство расследовало некоторые варианты. Теории о том, что Гагарин находился в состоянии алкогольного опьянения, что они с Серегиным отвлекались, фотографируя из кабины, и саботаж были исключены. Как и отказ оборудования воздушного судна; КГБ не обнаружило доказательств того, что метеослужба на земле не предоставляли пилотам данные о плохой погоде.
Все эти данные не указывали на причину катастрофы. Это было загадкой 46 лет.
Теперь, недавно выпущенный документ раскрыл тайну этого дела.

Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин.

Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин. фото: Ufogid.ru

Рассекреченный документ подтвердил, что истребитель Су-15 несанкционированно летел по несогласованной трассе рядом с МиГ-15 Гагарина. И хотя в документе неточно записаны показания Леонова — он слышал удары с интервалом в две секунды, а не в 15-20 секунд. Это является подтверждением наличия второго самолета, которое многое объясняет. Более крупный самолет, такой как Су-15, может перевернуть меньший самолет, такой как МиГ-15, если они подойдут слишком близко друг к другу. Воспоминания Леонова о взрывах, разделенных двумя секундами, позволяют предположить, что они находились примерно в 10 метрах друг от друга. Этого достаточно, чтобы Су-15 «стряхнул» с неба МиГ.

Имя пилота Су-15

В документе также были новые данные. Похоже, что самолет Гагарина врезался в землю со скоростью около 756 км/ч. И между последним сообщением пилота и столкновением с землей прошло всего 55 секунд. Эта информация была введена в компьютер, созданы различные модели аварийного происшествия. Оказывается, единственное реальное объяснение крушения — это то, что Су-15 подлетел слишком близко к МиГу. Сила более крупного самолета перевернула меньший, заставив его по спирали пикировать к земле.

Последняя недостающая часть истории — это имя пилота Су-15, и эту деталь мы, вероятно, никогда не узнаем. Леонову запрещено называть имена. О летчике бывший космонавт сказал, что он хороший летчик-испытатель и, что мир узнав его личность, ничего не исправит.

О человеке с выдающимися достижениями в области освоения космоса. Многие могут подумать, что Юрия Гагарина с детства кормили наукой. Но Гагарин не был из числа ученых или академиков. Его отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником в Клушино в Смоленске. Когда Гагарину было 16 лет, он переехал в Москву — сначала в качестве ученика на слесарном заводе. Но в конце концов перешел в Саратовский техникум. Вскоре он поступил в аэроклуб, где совершил свой первый полет в 1955 году. В 1957 году Гагарин окончил кадетское училище советских ВВС (ДОСААФ) и начал свою карьеру летчиком-истребителем.

В 1960 году Юрий Гагарин был выбран для участия в советской космической программе вместе с 19 другими летчиками-истребителями. Из этой партии он и его коллега-летчик-испытатель Герман Титов были выбраны в качестве финалистов первого полета в космос по космической программе. Оба пилота были выбраны не только из-за их отличных тренировок, но и из-за их небольшого роста. Поскольку кабина была маленькой. Ходили слухи, что советский премьер Никита Хрущев выбрал Гагарина из-за его скромного происхождения.

Loading

Next Post

  • Наука

Пропавшие космические зонды и спутники

Сб Янв 30 , 2021

Космические спутники и зонды очень важны и нужны для изучения. Ближнего и дальнего космоса, для обеспечения связи и контроля за климатом Земли.

Спутники и зонды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить время на кассе атолл
  • Как найти все ярлыки в папке
  • Как найти песни которые тебе понравятся
  • Как найти предложение с обособленным определением обстоятельством
  • Как в ватсап найти удаленные чаты андроид