Как нашли венеру милосскую

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, – древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) – греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.


Статуя Венера Милосская в Лувре

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.

История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.


Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.


Жуль Дюмон-Дервиль

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.


Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.


Полный вид статуи — так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.

См.также:

Жрицы Афродиты

Девушка с веслом

История трёх японских обезьян, ставшими символом мудрости

25 необычных скульптур, о которых вы, возможно, не знали

Самые известные работы Микеланджело

From Wikipedia, the free encyclopedia

Venus de Milo
Ἀφροδίτη τῆς Μήλου
Venus de Milo on display at the Louvre
Artist Alexandros of Antioch
Year Between 150 and 125 BC
Medium Parian marble
Subject Venus
Dimensions 204 cm (6 ft 8 in)
Condition Arms broken off; otherwise intact
Location Louvre, Paris

The Venus de Milo ( MY-loh, də MEE-loh; Ancient Greek: Ἀφροδίτη τῆς Μήλου, romanized: Aphrodítē tēs Mḗlou) is an ancient Greek sculpture that was created during the Hellenistic period, sometime between 150 and 125 BC.[1] It is one of the most famous works of ancient Greek sculpture, having been prominently displayed at the Louvre Museum since shortly after the statue was rediscovered on the island of Milos, Greece, in 1820.

The Venus de Milo is believed to depict Aphrodite, the Greek goddess of love, whose Roman counterpart was Venus. The sculpture is sometimes called the Aphrodite de Milos, due to the imprecision of naming the Greek sculpture after a Roman deity (Venus).[2] Some scholars theorize that the statue actually represents the sea-goddess Amphitrite, who was venerated on the island in which the statue was found.[3] The work was originally attributed to the 4th century BC Athenian sculptor Praxiteles, but, based upon an inscription on its plinth, it is now widely agreed that the statue was created later, and instead is the work of Alexandros of Antioch.[4]

Made of Parian marble, the statue is larger than life size, standing 204 cm (6 ft 8 in) high.[5] The statue is missing both arms, with part of one arm, as well as the original plinth, being lost after the statue’s rediscovery.

Description[edit]

The Venus de Milo is a 204 cm (6 ft 8 in) tall Parian marble statue of a Greek goddess, most likely Aphrodite, depicted half-clothed with a bare torso. The statue originally would have had two arms, two feet, both earlobes intact and a plinth. There is a filled hole below her right breast that originally contained a metal tenon that would have supported the separately carved right arm.[citation needed] Without arms, it is unclear what the statue originally looked like, but textile archeologist Elizabeth Wayland Barber notes that the posture of Venus de Milo suggests that she may have been hand spinning.[6][7]

Discovery and history[edit]

Discovery[edit]

Site of the discovery of the Venus de Milo

It is generally asserted that the Venus de Milo was discovered on 8 April 1820 by a Greek farmer named Yorgos Kentrotas, inside a buried niche within the ancient city ruins of Milos. This ancient city is the current village of Trypiti, on the island of Milos (also called Melos, or Milo) in the Aegean, which was then a part of the Ottoman Empire.[8]

Elsewhere, the discoverers are identified as the Greeks Yorgos Bottonis and his son Antonio. Paul Carus gave the site of discovery as «the ruins of an ancient theater in the vicinity of Castro, the capital of the island», adding that Bottonis and his son «came accidentally across a small cave, carefully covered with a heavy slab and concealed, which contained a fine marble statue in two pieces, together with several other marble fragments. This happened in February, 1820». He apparently based these assertions on an article he had read in the Century Magazine.[9]

The Australian historian Edward Duyker, citing a letter written by Louis Brest who was the French consul in Milos in 1820, asserts the discoverer of the statue was Theodoros Kendrotas and that he has been confused with his younger son Georgios (Γεώργιος, transliterated into the Latin alphabet phonetically as Yorgos) who later claimed credit for the find. Duyker asserts that Kendrotas was taking stone from a ruined chapel on the edge of his property – terraced land that had once formed part of a Roman gymnasium – and that he discovered an oblong cavity some 1.2 m × 1.5 m (3 ft 11 in × 4 ft 11 in) deep in the volcanic tuff. It was in this cavity, which had three wings, that Kendrotas first noticed the upper part of the statue.[10]

The consensus is that the statue was found in two large pieces (the upper torso and the lower draped legs) along with several herms (pillars topped with heads), fragments of the upper left arm and left hand holding an apple, and an inscribed plinth.

Front view

Three-quarter view

Back view

Fame[edit]

Upon its discovery in 1820, the Venus de Milo was considered to be a significant artistic finding, but did not gain its status as an icon until later on. The exact circumstances in which she was discovered, however, are uncertain. The Louvre and in turn, French art as a whole, had suffered great losses when Napoleon Bonaparte’s looted art collection was returned to their countries of origin. The museum lost some of its most iconic pieces, such as the Vatican Museums’ Laocoön and His Sons and the Uffizi Gallery’s Venus de’ Medici. The hole that the restitutions left in French culture allowed the perfect path for the Venus de Milo to become an international icon. Based on early drawings, the plinth that had been detached from the statue was known to have dates on it, which revealed that it was created after the Classical period, which was the most desirable artistic period. This caused the French to hide the plinth, in an effort to conceal this fact before the statue’s introduction to the Louvre in 1821. The Venus de Milo held a prime spot in the gallery, and became iconic, mostly due to the Louvre’s branding campaign and emphasis on the statue’s importance in order to regain national pride.

The great fame of the Venus de Milo during the 19th century owed much to a major propaganda effort by the French authorities. In 1815, France had returned the Venus de’ Medici (also known as the Medici Venus) to the Italians. The Medici Venus, regarded as one of the finest classical sculptures in existence, caused the French to promote the Venus de Milo as a greater treasure than that which they recently had lost. The statue was praised dutifully by many artists and critics as the epitome of graceful female beauty. However, Pierre-Auguste Renoir was among its detractors, calling it «as beautiful as a gendarme».[11]

Evacuation from the Louvre museum during World War II[edit]

During the beginning of the German invasions during World War II, Jacques Jaujard, the director of the French Musées Nationaux, anticipating the Fall of France, decided to organize the evacuation of the Louvre art collection to the provinces.[12]
Venus de Milo along-with The Winged Victory of Samothrace were kept at Château de Valençay, which was spared the German occupation on a technicality.

Modern use[edit]

A restoration proposal by archaeologist and art historian Adolf Furtwängler in 1916 showing how the statue may have originally looked

The statue has greatly influenced masters of modern art; two prime examples are Salvador Dalí’s 1936 statue Venus de Milo with Drawers[13] and his painting The Hallucinogenic Toreador (1969–70) and its repeated images of the statue.

The statue was formerly part of the seal of the American Society of Plastic Surgeons (ASPS), one of the oldest associations of plastic surgeons in the world.[14]

In February 2010, the German magazine Focus featured a doctored image of this Venus giving Europe the middle finger, which resulted in a defamation lawsuit against the journalists and the publication.[15] They were found not guilty by the Greek court.[16]

Inspired works[edit]

Many modern artists have been inspired by the statue piece since it first arrived at the Louvre. One of the more notable pieces was created by French Post-Impressionist painter Paul Cézanne who drew a pencil study in 1881. Another inspired work was by René Magritte, who painted a reduced-scale version of plaster, with bright pink and dark blue, entitled Les Menottes de Cuivre or The Copper Handcuffs in 1931. Even more recently are the works of Neo-Dada Pop artist Jim Dine, who has often utilized the Venus de Milo in his sculptures and paintings since the 1970s. Possibly the most widely-known adaptation is that of Salvador Dalí, with his 1936 creation Venus de Milo aux tiroirs (Venus of Milos with Drawers). The Spanish Surrealist created a half-size plaster cast, painted it, and covered the slightly open drawers with metal knobs and fur pom-poms. This inspired recreation of the famous sculpture was meant to display the «goddess of love as a fetishistic anthropomorphic cabinet with secret drawers filled with a maelstrom of mysteries of sexual desires that only a modern psychoanalyst can interpret» (Oppen & Meijer, 2019).

The image of the Venus de Milo is often seen in modern culture, whether it be in magazines, advertisements, or home decor.

Cultural references[edit]

The Venus de Milo, as one of the world’s most recognized artworks, has been referenced countless times in popular culture.

A common comedic gag is depicting how the statue allegedly lost its arms. In 1960, Charlie Drake performed a comedy sketch which showed museum employees accidentally breaking off the arms while packing it.[17] The 1964 film Carry On Cleo similarly featured a skit which purported to show how the statue lost its arms. In the 1997 Disney film Hercules, the title character skips a stone and inadvertently breaks both arms off the statue.

A plot to steal the statue is at the center of the 1966 spoof spy film The Last of the Secret Agents?, starring Marty Allen and Steve Rossi.

The Venus de Milo is often featured and parodied in television shows, such as The Tick episode «Armless but Not Harmless», in which villains «Venus and Milo» rob an art museum, and the BBC sitcom Only Fools and Horses, where Del Boy shows Rodney a model of the statue claiming there are sick-minded people in the world who would make such a statue of a disabled person.

Poetry[edit]

Rubén Darío, book Prosas Profanas, poem «Yo persigo una forma»:

«Yo persigo una forma que no encuentra mi estilo,
botón de pensamiento que busca ser la rosa;
se anuncia con un beso que en mis labios se posa
al abrazo imposible de la Venus de Milo.»

Music[edit]

The statue is also frequently referenced in music. Notable examples include:

  • The 1934 song «Love Is Just Around the Corner» by Lewis E. Gensler and Leo Robin, which contains the lyrics, «Venus de Milo was noted for her charms, but strictly between us, you’re cuter than Venus, and what’s more you’ve got arms.»
  • The 1941 song «Chocolate Shake», by Duke Ellington, which contains the lyrics, «Venus de Milo had charms; she gave the Greeks quite a break. Now that poor gal is minus her arms, from doin’ the Chocolate Shake.»
  • The 1956 song «Brown Eyed Handsome Man», written by Chuck Berry and covered by Buddy Holly, contains the lyrics: «Marlo Venus was a beautiful lass. She held the world in the palm of her hand. She lost both her arms in a wrestling match to win a brown-eyed handsome man.»
  • «Venus de Milo» is a track on Miles Davis’ 1957 album Birth of the Cool.
  • «Venus de Milo» is a instrumental track on Prince and the Revolution’s 1986 album Parade.
  • «Venus», the second song on Television’s 1977 debut album Marquee Moon, depicts the singer falling into «the arms of Venus de Milo.»
  • «Touch Too Much» by AC/DC (lyrics by Bon Scott) describe a woman using a reference to the work: «She had the face of an angel, smiling with sin. A body of Venus with arms.»
  • Multiple songs by Ricardo Arjona reference the Venus de Milo, including «No te cambio por nada», which features the lyric (translated to English): «No, no, no, I will not trade you for anything, not even for a trip to Fiji with the Venus de Milo…»
  • The song «Please Don’t Bury Me» by John Prine contains the lyrics «Venus DeMilo can have my arms…»
  • The song «Pico de Gallo» by Trout Fishing in America (duo) contains the lyrics «It was Cinco de Mayo, and I was down on the bayou, with my good friend Venus de Milo…»
  • The 1997 song «Jupiter» by Jewel opens with the lyrics: «Venus De Milo in her half-baked shell understood the nature of love very well…»
  • The song «Wanna B Ur Lovr» by Weird Al Yankovic contains the line: «You’d look like Venus de Milo If I just cut off your arms.»
  • The song «Carolyn’s Booty» by The Presidents of the United States of America contains the line: «She’s got the curves just like on the Venus de Milo (Venus de Milo)».
  • The song «We Are All Accelerated Readers» by Los Campesinos! contains the line: «…You said you looked less like the Venus de Milo and more like your mother in a straight jacket».

See also[edit]

  • Aphrodite of Knidos

References[edit]

  1. ^ Kousser, Rachel (2005). «Creating the Past: The Vénus de Milo and the Hellenistic Reception of Classical Greece». American Journal of Archaeology. 109 (2): 227–250. doi:10.3764/aja.109.2.227. ISSN 0002-9114. JSTOR 40024510. S2CID 36871977.
  2. ^ «Aphrodite | Mythology, Worship, & Art». Encyclopedia Britannica. Retrieved 9 April 2021.
  3. ^ «Aphrodite Known Venus de Milo». Louvre.fr. France.
  4. ^ «Base Deception». Smithsonian. Retrieved 28 August 2019.
  5. ^ «statue; Vénus de Milo». Musée du Louvre. 150. Retrieved 27 April 2021.
  6. ^ Postrel, Virginia (1 May 2015). «What Was the Venus de Milo Doing With Her Arms?». Slate. ISSN 1091-2339.
  7. ^ Fessenden, Marissa (6 May 2015). «The Mystery of What Venus de Milo Was Once Holding». Smithsonian Magazine. Retrieved 4 January 2021.
  8. ^ Venus de Milo at the Encyclopædia Britannica
  9. ^ Carus, Paul (1916). The Venus of Milo: An Archeological Study of the Goddess of Womanhood. Open Court Publishing Company. p. 2. Retrieved 6 April 2018.
  10. ^ Duyker 2014, pp. 61–62.
  11. ^ Bonazzoli, Francesca; Robecchi, Michele (2014). Mona Lisa to Marge: How the World’s Greatest Artworks Entered Popular Culture. New York: Prestel. p. 32. ISBN 978-3791348773.
  12. ^ «Saviour of France’s art: how the Mona Lisa was spirited away from the Nazis». The Guardian. 22 November 2014. Retrieved 13 January 2018. On 25 August 1939, Jaujard closed the Louvre for three days, officially for repair work. For three days and nights, hundreds of staff, art students and employees of the Grands Magasins du Louvre department store carefully placed treasures in white wooden cases.
  13. ^ «Venus de Milo with Drawers (and PomPoms)». archive.thedali.org. Retrieved 21 August 2019.
  14. ^ Brent, Burt (2008). «The Reconstruction of Venus: Following Our Legacy». Plastic and Reconstructive Surgery. 121 (6): 2170–2171. doi:10.1097/PRS.0b013e318170a7b6.
  15. ^ Diehn, Sonya Angelica (1 December 2011). «Greece Pursues Venus Defamation Case». Courthouse News Service. Archived from the original on 7 December 2011. Retrieved 7 December 2011.
  16. ^ «Griechisches Gericht spricht Focus – Journalisten frei» [Greek Court acquits Focus journalists]. Burda Newsroom (in German). 3 April 2012. Archived from the original on 15 July 2012.
  17. ^ «Charlie Drake’s Christmas Show». 26 December 1960. p. 25 – via BBC Genome.

Sources[edit]

  • Curtis, Gregory (2003). Disarmed: The Story of the Venus de Milo. New York: Alfred A. Knopf. ISBN 978-0375415234. OCLC 51937203.
  • Duyker, Edward (2014). Dumont d’Urville: Explorer and Polymath. Dunedin, New Zealand: Otago University Press. ISBN 978-1877578700.
  • Nicholas, Lynn H. (May 1995) [1994]. The Rape of Europa: The Fate of Europe’s Treasures in the Third Reich and the Second World War. New York City: Vintage Books. ISBN 978-0679400691. OCLC 32531154.
  • Venus de Milo: The Oxford Dictionary of Art
  • James Grout, Venus de Milo, part of the Encyclopædia Romana

External links[edit]

  • Musée du Louvre – Louvre Museum: Venus de Milo
  • 3D model of Venus de Milo via photogrammetric survey of an 1850 Louvre atelier plaster cast at Skulpturhalle Basel museum
  • A Vox documentary discussing the modern history of the Venus

Венера Милосская — одна из самых известных скульптур в мире. Это изысканный образец древнегреческого искусства. Мраморное изваяние предположительно создано Александром Антиохийским во 2-м веке до нашей эры. Оно возвышается почти на два метра и изображает красивую, почти обнаженную женщину. Единственный недостаток этой потрясающей статуи — отсутствие рук. Она провела несколько веков под землей, в поле фермы на острове Милос, разрушаясь и приходя в негодность, пока не была раскопана в 1820 году. Давайте узнаем о том, как была найдена Венера Милосская.

Неизвестная статуя

Сегодня Венера Милосская является одной из самых известных скульптур в мире, поэтому трудно поверить, что на протяжении веков никто не знал о ее существовании. С момента открытия в 1820 году историки искусства смогли собрать воедино некоторую информацию о статуе. Они считают, что Венера Милосская была работой Александра Антиохийского, художника, который путешествовал из города в город в Древней Греции, создавая произведения искусства по заказу. Считается также, что он вырезал статую Александра Македонского, которая также была обнаружена на острове Милосе.

Неожиданная находка

Ранним утром 8 апреля 1820 года фермер по имени Гиоргос Кентротас рылся на своем фермерском поле на греческом острове Милос в поисках выброшенных кусков мрамора. В окрестностях было много древних руин, и он использовал камни для строительства стен и зданий на своей ферме. На соседнем поле находилась группа французских морских офицеров, которые искали древние артефакты. Когда Кентротас вытащил часть большой мраморной статуи вместо строительного блока, французы бросили свою работу, чтобы посмотреть, что нашел фермер.

Удивительное открытие

Морские офицеры во главе с Оливье Вутье убеждали Кентротаса продолжать раскопки. Фермер, однако, все больше беспокоился. Он чувствовал, что наткнулся на что-то важное и ценное, но боялся, что французы силой заберут находку. Тем не менее Кентротас продолжал копать, пока не была обнаружена вся скульптура за исключением рук. Кроме того, была найдена мемориальная доска и основание фундамента с именем скульптора.

Сохранение Венеры в безопасности

Статуя, разбитая на фрагменты, до поры до времени находилась в овчарне Кентротаса. Вутье, который имел опыт работы в археологии, связался с французскими послами в Смирне и Константинополе по поводу открытия. Он настаивал на том, что французы должны купить статую у фермера как можно скорее, но не располагал достаточной суммой, чтобы покрыть расходы.

Переговоры о цене

Французы предложили Кентротасу 400 пиастров за статую. Прежде чем он успел согласиться, к переговорам присоединились другие люди. Османы имели свое мнение о ценности статуи, как и французский адмирал Жюль Дюмон д’Юрвиль. Французы отчаянно стремились заполучить скульптуру. В конце концов они выиграли переговорный процесс и планировали отправить статую в Лувр для реставрации.

Восстановление и изучение

Статуя состояла из двух основных блоков мрамора и нескольких более мелких частей, которые, казалось, были вырезаны отдельно. Ее красота и нагота заставили большинство историков искусства поверить, что она была изображением греческой богини любви. Поэтому ее назвали Венерой Милосской.

Другие, однако, утверждали, что она может представлять богиню моря Амфитриту. Ее особенно почитали жители Милоса. Основываясь на положении плеч статуи, историки предположили, что ее руки были вытянуты и держали что-то.

Кроме того, искусствоведы считают, что скульптура изначально была расписана яркими красками и отделана ювелирными украшениями. Время, проведенное под землей, однако, стерло все следы краски на мраморе.

Божественный пример эллинистического творчества

Венера Милосская также уникальна тем, как она сочетает стили: ее относительно классический дизайн смешан с деталями, характерными для эллинистического искусства. Она состоит из двух плит мрамора высотой около двух метров. Каждая плита была обработана отдельно. Туловище, ступни, ноги и руки были соединены друг с другом вертикальными якорями.

Увидеть Венеру Милосскую в Лувре — значит восхищаться богиней, как бы «запечатленной на фотографии», застывшей на мгновение. Эта техника была типична для эллинистического периода, между третьим и первым веком до нашей эры.

Незавершенный шедевр

Несмотря на отсутствие рук, Венера Милосская была немедленно объявлена шедевром древнего искусства. Статуя была подарена королю Людовику XVIII, который передал ее в дар Лувру.

Во время реставрации Венеры Милосской несколько историков искусства разошлись во мнениях о том, как первоначально были размещены гербы. Поскольку они не могли договориться, музей решил, что не будет добавлять восстановленные руки к статуе и вместо этого будет показывать ее как незавершенную.

За последние 199 лет Венера Милосская стала одним из самых ценных экспонатов парижского музея наряду с Моной Лизой Леонардо да Винчи. Она остается одной из самых популярных достопримечательностей Лувра.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Региональную «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.

фото.jpg

Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)

На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.

Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

3D-реконструкция статуи. Источник: wikipedia.org

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Статуя Венеры Милосской: версии

Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.

Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.

2.png

Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)

За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.

Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.

Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения. Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.

Венера Милосская – одна из главных статуй мира, которая хранится в Лувре. Самая узнаваемая ее черта – это отсутствие рук. Почему так получилось, что было в этих руках и чем еще ценна статуя Венеры?

Как нашли Венеру Милосскую и почему она стала такой популярной

Вокруг находки Венеры Милосской (или Афродиты, если называть ее в греческой традиции) есть несколько версий. Обычно историки приписывают находку греческому фермеру, у которого в террасе нашлись скульптуры – Венера была разделена на две части: тело с головой и постамент. Также есть версия, что Венеру обнаружили два грека – отец с сыном исследовали пещеру.

Точно известно только, что Венера обнаружена в 1820 году – и уже через год оказалась в Лувре. Хотя остров Милос на тот момент контролировала Османская империя. Но каким-то образом статуя оказалась у французских моряков, которые и доставили ее в Париж. 

И почти сразу Венера Милосская стала важным экспонатом Лувра. Историк Франческо Бонаццоли (исследует, как произведения искусства стали частью массовой культуры) пишет, что Лувр переживал на тот момент большой кризис. Музей лишался коллекции Наполеона – например, Венера Медицейская отправилась назад во Флоренцию. И Франции надо было как-то вернуть Лувру статус.

Тогда газеты стали раскручивать Венеру Милосскую как шедевр античной культуры (а отсутствие рук добавляло ей загадочного шарма). Но многие считали такое внимание искусственным, а саму Венеру – некрасивой. Например, живописец Пьер Ренуар говорил, что «Венера красива, как жандарм». 

Место на острове Милос, где нашли Венеру

Но в ХХ веке Венера получила культовый статус благодаря постоянному переосмыслению. Например, Сальвадор Дали считал, что Венера Милосская прибыла из сюрреалистического сна. Он даже сделал ее копию, которая использовалась как шкаф – да, к своей Венере Дали приделал выдвижные ящики.

Что все не замечают в фигуре Венеры: напряженная поза, отбитая нога и дыры от украшений

Спор, где верного ответа не будет – что было в руках Венеры Милосской? Ответы разные: от зеркала до копья. В архивах сохранились разные свидетельства людей, которые утверждали, что видели левую руку Венеры, которая сжимала яблоко. Но уровень достоверности у таких заявлений спорный.

Но пока самый популярный и аргументированный ответ дает археолог Элизабет Барбер, которая считает, что Венера занимается пряжей. И поэтому появилась версия, что греческий скульптур изобразил проститутку – потому что это было их популярным занятием.

И главный вопрос – почему у Венеры нет рук? Есть исторические байки о том, как за нее боролись французские и турецкие моряки, и так ей сломали руки. Но археологи отвергают версии о том, что Венера была как-то испорчена после находки. Скорее всего, ее нашли уже без рук. Но археологи точно уверены, что руки у Венеры были.

В пользу  версии, что Венера занималась пряжей, говорит и 3D-моделирование археологов. Они считают, что Венера находится в неестественной напряженной позе – и объяснить ее можно только пряжей.

Многие не замечают, но у Венеры нет не только рук. У нее нет одной ноги, а также украшений: браслета, сережек и головной повязки. В статуи Венеры для них были специальные крепления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти в экселе функцию заменить
  • Как нас найти для инстаграм шаблон
  • Сеть отключена проверьте подключение на телевизоре lg как исправить
  • Как найти эксцесс вариационного ряда
  • Как найти поставщика в вичате