Как научиться составить правильно предложение

В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.

Правила русского языка

Что представляет собой единица языка

Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.

Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.

Подлежащее и сказуемое

Что входит в состав предложения

В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

  • Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
  • Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
  • Учиться – наша задача. (Глагол.)
  • Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)

Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.

Простое предложение

Книги в помощь

В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.

Есть несколько разновидностей:

  1. Неопределенно-личное: «Его попросили выйти».
  2. Обобщенно-личное: «Шила в мешке не утаишь».
  3. Безличное: «В воздухе пахнет весной».
  4. Определенно-личное: «Стою и думаю».
  5. Инфинитивное: «Стоять! Нужно подумать».
  6. Назывное: «Весна!».

Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.

В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».

Сложное предложение

Расстановка знаков препинания

В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.

Бывают двух видов:

  1. Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
  2. Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».

Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».

Как составить слова в единое целое

Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.

Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.

Постановка подлежащего и сказуемого

Разновидности предложений

Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.

В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».

Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:

  1. В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
  2. Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
  3. В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
  4. В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
  5. Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».

В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».

Определение и его постановка

Обучение правилам составления предложений

Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.

На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».

Дополнение в предложении

Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.

Предложение может быть написано в нескольких вариантах.

  • Мне понравилась работа.
  • Мне работа понравилась.
  • Работа мне понравилась.
  • Работа понравилась мне.
  • Понравилась мне работа.

В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».

Типы предложений

Постановка других членов предложения

Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».

Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.

Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.

Какие существуют правила построения предложений в русском языке?

Содержание:

Синтаксис учит правильному построению предложения. От этого зависит понятность высказывания адресату.

Характерная для русского языка структура предложения впервые была описана Н. М. Карамзиным. Ученый и историк выделил две традиционные формулы конструкции основы:

  1. Солнце встало. Птицы защебетали. — Препозитивное подлежащее. Модель свойственна повествованию, передает динамику действия.
  2. Сверкнула молния. Прекрасна летняя гроза! — Препозитивное сказуемое. Встречается в описательных текстах. Характерно для вопросительных и восклицательных конструкций.

Обе конструкции иллюстрируют прямой порядок слов в русском языке.

Что такое прямой порядок слов в русском языке?

Правила построения предложений в русском языке предполагают расположение синтагм, обусловленное законами синтаксиса, семантики и условиями функционального стиля.

Порядок слов несет стилистическую нагрузку. Слово, поставленное в несвойственную позицию в предложении, приобретает особый смысл.

Прямой порядок слов — это традиционное для русского синтаксиса расположение элементов фразы.

Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения

Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:

  • Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
  • Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
  • Согласованное определение препозитивно: Солнечный лучосветил комнату.
  • Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справаказался необитаемым.
  • Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
  • Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.

Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:

  • В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
  • При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
  • В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.

Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.

Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.

Что такое обратный порядок слов в предложении?

Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.

Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.

Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.

Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.

Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.

Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.

Какой порядок слов в предложении в русском языке: особенности и правила

В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.

Что представляет собой единица языка

Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.

Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.

Подлежащее и сказуемое

В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

  • Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
  • Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
  • Учиться – наша задача. (Глагол.)
  • Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)

Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.

Простое предложение

В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.

Есть несколько разновидностей:

  1. Неопределенно-личное: «Его попросили выйти».
  2. Обобщенно-личное: «Шила в мешке не утаишь».
  3. Безличное: «В воздухе пахнет весной».
  4. Определенно-личное: «Стою и думаю».
  5. Инфинитивное: «Стоять! Нужно подумать».
  6. Назывное: «Весна!».

Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.

В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».

Сложное предложение

В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.

Бывают двух видов:

  1. Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
  2. Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».

Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».

Как составить слова в единое целое

Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.

Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.

Постановка подлежащего и сказуемого

Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.

В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».

Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:

  1. В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
  2. Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
  3. В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
  4. В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
  5. Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».

В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».

Определение и его постановка

Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.

На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».

Дополнение в предложении

Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.

Предложение может быть написано в нескольких вариантах.

  • Мне понравилась работа.
  • Мне работа понравилась.
  • Работа мне понравилась.
  • Работа понравилась мне.
  • Понравилась мне работа.

В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».

Постановка других членов предложения

Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».

Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.

Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

I. Гласные после шипящих и Ц

Орфография

I. Гласные после шипящих и Ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.

4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.

1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

Пунктуация

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:

    И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.

§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:

    Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.

Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое, например:

    По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
    От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
    Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.

§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.

    Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:

    Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф –штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Cлово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

§ 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: входить (влезать), надколоть(надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать(отучить), сделать (суметь), сбросить.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф,
х, ц, ч, ш, щ
пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п.

§ 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство(дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик, -чин-, -чат- и т. п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причем буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), кpyпитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

Примечание. В глаголах перед -ся сохраняется написание той формы, к которой -ся присоединяется, например: носиться, носится, забыться.

§ 52. Следует отличать прилагательные на -ц-кий (-ц-кой) от прилагательных на -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской):

1) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или -к, -ч (если они в этих случаях меняются на ц), то пишется -ц-кий (-ц-кой), например: немецкий(немец), рыбацкий (рыбак), ткацкий (ткач), галицкий (Галич; есть также форма галичский).

2) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или , то пишется соответственно -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской), например: шведский (швед), городской (город), советский (coвет), марксистский (марксист).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен (географических наименований), оканчивающихся на с предшествующей согласной, кроме , пишется -ц-ский, например: пфальцский (Пфальц), констанцский (Констанца), майнцский (Майнц).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен, оканчивающихся на , с предшествующей гласной, а также на -цц-, обычно пишется -ц-кий, причем двойное ц основы сохраняется, например: суэцкий (Суэц), горицкий (Горица), дворжецкий (Дворжец), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруццо).

§ 53. В группе согласных (например, стн, стл, здн и т. д.) один из согласных может не произноситься. Для правильного написания надо изменить слово или подобрать другое слово с тем же корнем так, чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: честный (честен), костный (кости), но: косный (косен); хлестнуть (хлестать), стлать (стелю), но: слать (посылать), пастбище (пастух), здравствуй (здравый), сердце (сердечный), солнце (солнечный).

Однако пишется блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло), лестница (хотя лесенка).

§ 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо уяснить себе состав слова.

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд, корня, например: перебежчик (ср. перебежишь), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).

Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

§ 55. В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать.

§ 56. В словах, произведенных от основ на -к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): печной, печник (печь), стрелочник, гречневый (греча), лоточник (лоток), прачечная (прачка), скворечник, скворечня (скворец), балалаечный, горчичный (горчица), справочник (справка), перечница (перец), крошечный (крошка), конечно (конец), пустячный (пустяк), скучно (скука), но: лотошник (играющий в лото).

Так жe пишутся женские отчества, произведенные от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична. В словах, произведенных от основ на , перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо).

Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник.

§ 57. В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 76. Пишутся слитно:

1. Все сложносокращенные слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.

2. Слова с приставками (включая вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази-, псевдо- и др., например: довоенный, внеплановый, подотдел, аморальный, сверхприбыль, архинелепый, инфракрасный, контрудар, ультрафиолетовый, междуведомственный, панамериканизм, квазиученый, псевдоклассический.

Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти-Дюринг.

О написании с дефисом обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- см. § 79, п. 13.

3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, двухсотполовинный, троекратно.

Написание слитное и через дефис сложных иноязычных слов устанавливаются в словарном порядке.

О написании через дефис собственных имен см. § 79, п. 6.

§ 77. Пишутся через дефис:

1. Лексические образования, представляющие coбoй:

а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности по времени);

б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радехонек, один-одинешенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный;

в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.

О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.

Примечание. Два одинаковых cyществительныx в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно, например: чудак чудаком, честь честью и т. п.

2. Графические буквенные сокращения сложных прилагательных, пишущихся слитно, для отличия от сокращенно написанных словосочетаний из прилагательного и существительного, например: ж.-д. – железнодорожный, но: ж. д. – железная дорога, с.-х. – сельскохозяй-ственный, но: с. х. – сельское хозяйство.

Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. – социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо Жан-Жак Руссо.

3. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25-процентный, 10-летний, 35-летие.

4. Сложные порядковые числительные, если первая часть их написана цифрами, например: 183-миллионный, 5-тысячный.

5. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й, 127-го.

6. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ-104, но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).

II. Гласные Ы и И после приставок

Орфография

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.

Но пишется и:

1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.

2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.

II. Двойные согласные

Орфография

II. Двойные согласные

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный, киловатт – киловаттный, Калькутта – калькуттский; класс – классный, гунн – гуннский, балл (единица меры оценки) пятибалльный; галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

источники:

http://fb.ru/article/402806/kakoy-poryadok-slov-v-predlojenii-v-russkom-yazyike-osobennosti-i-pravila

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/23-spravka/rules

Предложение —
это основная единица речи, поэтому работа над ним является главной учебной
задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно
строить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей в
использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению
более высокой ступенью речевого развития — связной речью.

Работу над предложением
следует вести в трёх направлениях. Первое направление  — это
отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой
законченности и коммуникативной целесообразности. Второе направление
это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного
и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной
синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. Третье
направление
— это формирование грамматического плана предложения, т.е.
отработка навыков правильного соединения слов, правильного их размещения,
умения осознавать структурную схему используемой конструкции. На практике все три направления представляют единое
целое, но так же, как в работе со словом, одно из них может быть ведущим в
зависимости от характера урока русского языка.

1)    Работу
над составлением предложений необходимо начать с создания наглядных опор и
объяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира.
Лексический и грамматический материал в этом случае определяется вопросами
учителя. (Ученики 1-го класса по заданию учителя воспроизводят ряд действий,
наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и, отвечая на вопросы,
составляют предложения.)

2)    На
уроках развития речи применять наглядность.  Изучаемый предмет необходимо не
только рассматривать и обсуждать, но и выполнять практические действия с ним. Чтение
книг, уроки-экскурсии предоставляют 
возможность приобрести новые знания, новый опыт, расширить кругозор и 
изменить понимание ученика.
Такие
упражнения и мероприятия являются хорошим материалом для наполнения предложений
конкретным содержанием. Чем старше становятся дети, тем чаще в качестве опоры
для построения предложений используются их знания и опыт, а также прочитанный
текст.

3)    Для
расширения содержательного наполнения фразы предлагать школьникам тему или
ситуацию, которая и станет основой предметного плана предложения. Можно в
качестве задания на дом попросить учеников выбрать предложения из газет,
художественных произведений, телепередач и др. Использование в речи предложений
(при постоянной стимуляции этого процесса учителем) различных конструкций
облегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программной
теме, обогатит их речевую практику.

4)    Для отработки навыков лексико-грамматического оформления предложений
в младших классах применять следующие виды упражнений:

·      
чтение предложения с правильным интонационным оформлением его
конца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя.
Этот вид заданий необходим для того, чтобы ученики почувствовали, как сплошной
речевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количество
услышанных ими предложений в виде схем. Например, учитель произносит: Наступила
поздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. 
Учащиеся
по мере произнесения учителем каждого предложения на партах выкладывают три
схемы:

Такая
материализация нефиксированного речевого потока помогает школьникам наглядно
представить не только смысловую, но и интонационную законченность предложения,
преодолеть или ослабить свойственную им тенденцию нанизывать предложения друг
на друга в письменной речи, не выделяя в качестве самостоятельных единиц;

·      
выбор по заданию учителя предложений из текста учебника по чтению,
по русскому языку («Найди предложение о яблоке, о Лене»);

·      
ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, впечатлениями,
полученными от экскурсии, рассматриванием картин, игрой;

·      
составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены в
виде:

а)
карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми
исходными данными — вопросами или словами (Рыжая кошка сидит на
окне), 

б)
отдельных полосок и темы, например, о ветерке (Легкий ветерок пролетел
над деревьями), 

в)
рисунков (Витя идет в школу).

Использование
схем – это один из способов моделирования речи. С помощью карточек (если убрать
одну из них) можно наглядно показать учащимся нарушение предметного плана
предложения, появление так называемых смысловых «скважин», или «дыр», которые
искажают содержание предложения; убедить детей, что пропуск карточки с
маленьким словом (предлогом) также делает предложение непонятным;
продемонстрировать, как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схему
вводится новая карточка-слово;

·      
замена слов в предложении в зависимости от изменения
демонстрационного материала (смена действующего лица, характера действия,
предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется
действие). Например: Саша пишет (изображения мела, ручки, карандаша). Надя
кормит
(изображения кошки, собаки, курицы);

·       закачивание предложений по
смыслу: Воробей громко… . Кошка жалобно…;

·       
составление
предложений из слов, которые даны вразбивку в нужной или в начальной форме: Лена,
в, идет, лес. Береза, ронять, белая, лист, свои;

·       сопоставление предложений: Стриж
прилетел. Стрижи… (прилетели). Школьники подарили цветы учительнице и…
(учителю). Вера лепит гриб. Вера… гриб (вылепила).

Работая над предложением при
выполнении детьми любого задания, обращать внимание учеников на правильность
грамматического оформления; на конкретность и нестандартность содержания; на
точность интонирования. Обращать внимание детей на то, что в каждом предложении
выражена определенная мысль и она должна быть завершенной, что предложение
может быть коротким, но его всегда можно распространить, что замена одного
слова другим изменяет смысл предложения. (Деревья шумят. Ребята шумят).
При работе с деформированным предложением, подводить школьников к
выводу, что слова в нём должны быть расположены в определенном порядке и
употреблены в соответствующей форме.

5)   
В 4-м
классе проводить работу по закреплению знаний, полученных практическим путем,
вводить новые теоретические сведения о предложении и проводить работу над
опережающим освоением более
сложных синтаксических конструкций предложений.

— На уроках практических грамматических упражнений
вводить теоретические сведения о предложении: знакомство с определением
предложения, с понятиями подлежащего и сказуемого (главные слова), составление
предложений, различных по интонации. Продолжить работу по закреплению в речи
детей падежных форм имен существительных, обращать внимание учащихся на то, что
каждое слово в предложении связано с другим словом, что способствует
формированию практических навыков в сочетании слов различными способами
(согласование, управление, примыкание).

—  На уроках развития устной речи совершенствовать умение
пользоваться простыми распространенными предложениями; проводить практическую
работу над опережающим освоением более сложных синтаксических конструкций, в
результате будет создаваться речевая основа для последующего изучения в старших
классах некоторых теоретических сведений о сложных предложениях. Например,
знакомясь с темой «Птицы», ученики могут научиться строить сложное предложение
с придаточным причины. Для этой цели учитель даёт образец вопроса и ответа: Почему
у гуся на лапках перепонки? У гуся на лапках перепонки, потому что он
водоплавающая птица.
Опираясь на записанный образец, школьники отвечают на
серию подобных вопросов.

—  На уроках чтения также на опережение отрабатывать
простые предложения с однородными членами и сложные предложения, посредством
выборочного прочтения фразы или её точного воспроизведения в ответ на вопрос
учителя, а также в процессе пересказа, близкого к тексту.

     6)  В старших классах продолжить работу по
расширению представлений о предложении: предложения распространенные и
нераспространенные, с однородными членами, предложения сложные и простые, виды
предложений по интонации и др.

     7) Требовать от старшеклассников при построении
предложений самостоятельного исправления ошибок и соответствующей аргументации.

     8) Для исправления имеющихся у старшеклассников
пробелов в умении строить предложения, следует продолжить работу над усвоением
связей между предметами и явлениями реального мира, грамматически правильным
отражением их в речи, при постепенном усложнении заданий.  

     9) В старших классах применять следующие
виды заданий:

·      
выделение в тексте и составление предложений, различных по
интонации, их правильное прочтение;

·      
распространение предложений путем введения нескольких слов одной
грамматической формы, например прилагательных;

·      
выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных,
простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;

·      
составление предложений определенной конструкции (ее
характеристика дается в задании учителя);  

·      
составление предложений с определенными грамматическими формами;

·      
реконструкция предложений путем замены одной грамматической формы
другой;

·      
работа с деформированными предложениями, где слова даны в
начальной форме в объеме 5-8 лексических единиц;

·      
творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить
предложение по картине («Ответьте, как встретила мама известие о двойке сына»),
на основе прочитанного текста («Как вы относитесь к Костылину и почему?»), по
опорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение об
облаках в солнечную тихую погоду»);

·      
конструирование предложений по схемам;  

·      
редактирование предложений. Цель данных упражнений – усилить
контроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения. Речевым
материалом для таких заданий могут служить ранее выполненные творческие работы
учащихся. В каждом предложении редактированию подлежит только одна ошибка:
лексическая или грамматико-стилистическая. В противном случае сложность задания
очень быстро приводит к снижению интереса школьников;

·      
сопоставление предложений. К этим упражнениям предлагать более
сложные, чем в младших классах, задания. Например, сравниваются разные
структурные схемы предложений: дается задание составить два предложения о
результатах класса в спортивных соревнованиях и причине высоких показателей (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях. Мы упорно к ним
готовились);
то же содержание затем требуется отразить в одном предложении (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях, потому что мы упорно к ним
готовились)
и сравнить, в чем сходство и в чем различие этих предложений;

·      
составление связных устных и письменных высказываний. В процессе
обучения монологической речи у учащихся отрабатывают умения подчинять
содержание предложений единой теме, пользоваться для логической связи
предложений личными и указательными местоимениями, наречиями, правильно
употреблять видо-временные формы глагола, порядок слов.

Как составить правильно предложение

Русский язык — не самый логичный в мире. Здесь нет четкой структуры предложения, возможны любые импровизации — прилагательные до и после существительных, глаголы подряд в разных формах и другие вещи, не простительные для многих языков мира. Но все же есть некоторые правила грамматики, позволяющие правильно составить предложение. В предложении должны быть главные и второстепенные члены.

Как составить правильно предложение

Вам понадобится

  • — тетрадь и ручка — несколько слов, объединенных в предложение

Инструкция

Рассмотрите предложение: «Румяная заря поднялась на востоке пустыни». Найдите главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Это слова «заря поднялась». Подлежащее может быть существительным (чаще всего), местоимением, прилагательным, глаголом, причастием. Подлежащего в русском предложении может не быть вовсе.

Сказуемое обычно выражено глаголом, но может быть также существительным, прилагательным, местоимением. Сказуемого также может не быть вовсе. Но один главный член в русском предложении должен быть обязательно.

Найдите второстепенные члены предложения. Это определение, дополнение и обстоятельство.

Рассмотрите определение. В нашем предложении это слово «румяная». Определение обычно — прилагательное, хотя может быть выражено также причастием, причастным оборотом, сравнительным оборотом. Наличие определения в русском предложении вовсе не обязательно, хотя оно придает языку красочность. Определение обычно стоит до или после определяемого слова.

Рассмотрите дополнение. В нашем предложении это слово «пустыни». Определение обычно — существительное в любом падеже, кроме именительного. Оно обозначает свойства предмета, его местоположение и прочие качества. Наличие дополнения в русском предложении также не обязательно, оно лишь конкретизирует мысль. Дополнение обычно стоит после определяемого существительного.

Рассмотрите обстоятельство. В нашем предложении это слова «на востоке». Обстоятельство может быть выражено существительным с предлогом, причастием, причастным оборотом, сравнительным оборотом, деепричастием, деепричастным оборотом, наречием. Обстоятельство указывает где, когда и каким образом совершается действие. Наличие обстоятельства в русском предложении говорит о свободном владении говорящего или пишущего человека русским языком. Обстоятельство может стоять в любом месте предложения.

Источники:

  • как правильно писать предложения

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как правильно составить предложение

Как правильно составить предложение

Великий и могучий русский язык. Стоит отметить, что строить правильно предложения, к сожалению, может далеко не каждый, тем более, что делать это необходимо по определенной схеме (а она не одна). Если в английском языке не опускается перестановка слов, потому что смысл предложения теряется, то в русском языке порядочность слов будет зависеть от рассказчика и от его делания донести ту или иную информацию слушателям. Давайте сегодня поговорим о том, как же правильно строить предложения и что нужно об этом знать.

1

Построение предложения

Давайте для начала разберемся с грамматическим построением предложения, где порядочность слов будет зависеть от логического ударения в нем и интонации. Для того чтобы получилось правильно построить предложение необходимо понять, каковой должна быть последовательность слов и расстановка челнов предложения.

Как говорилось ранее, в нашем языке порядочность слов может быть самой разнообразной, так что, все зависит от умения рассказчика обращать внимание слушателей на определенные вещи, слова и т.д. в своем рассказе, повествовании, вопросе.

Никаких закрепленных определенных мест каких-то слов в предложении нет, и правила расстановки слов как такового не имеется. Несмотря на это есть ряд нюансов, которые должен знать каждый, кто хочет грамотно и правильно разговаривать и доносить нужную информацию до слушателя.

Несмотря на все выше сказанное, нельзя сказать, что слова в предложении могут быть расположены вообще, как угодно, потому как от совсем неправильной расстановки слов в предложении теряется смысл, восприятие его на слух:

  • «На встрече двух директоров предприятий принятые обязательства были выполнены» – получается, что такая постановка слов в предложении говорит о том, что обязательства выполнялись прямо на самой встрече.
  • Если же поменять слова местами в этом предложении вот так – «Обязательства, принятые на встрече двух директоров, были выполнены» – сразу становится понятно, что приняты обязательства были на встрече и только после нее уже выполнены.

Как видно из примера, все-таки, порядок слов в предложении имеет значение. Если простое предложение из трех слов – «Я тебя люблю» будет восприниматься одинаково, как бы слова вы не поставили – «люблю тебя я», «я люблю тебя», то более сложные предложения строить сложнее и все же, нужно соблюдать определенный порядок.

Моно построить предложение так, что одно и тоже слово в нм будет разным членом предложения, к примеру:

  • Дочь любит мать – в данном предложении дочь является подлежащим
  • Мать любит дочь – здесь слово дочь уже выступает дополнением, а не подлежащим как в предыдущем примере

2

Порядок слов в предложении

Этот аспект влияет на многие функции предложения:

  • Благодаря порядку слов рассказчик может, как положено, передать весь смысл. В данном случае вы сами делаете акцент на определенном слове и ставите его первым, чтобы пояснить, что речь идет именно о нем, а все остальные слова являются второстепенными.

  • Помимо всего прочего, благодаря определенной расстановке слов в предложении, можно повлиять на его восприятие окружающими и окрас.
  • Несмотря на то, что расставлять слова в предложении особо никто не старается. Если это разговорный жанр, все равно выделяют обратный порядок слов, и, соответственно, прямой.

Если мы говорим о прямой расстановке слов, то:

  •  в таких предложениях чаще всего  сначала идет подлежащее, и уже за ним ставится сказуемое. К примеру – я иду по улице; учительница вязла тетрадь и т.д.
  • дополнение приглагольное практически всегда будет идти за каким-то конкретным и определенным словом в предложении.
  • Несмотря на такую постановку дел, обстоятельства могут иметь самое разное расположении в предложении. К примеру – «завтра я иду в школу» или «в школу я иду завтра».

Что касается обратного порядка слов в предложении, то здесь все немного по-другому. Слова расставляются в таких предложениях таким образом, чтобы выделить какое-то определенное слово, событие, процесс. Еще обратный порядок слов называют в русском языке инверсией. Она помогает:

  • Сделать нужные члены предложения более важными и выделить их
  • Сделать эмоциональную окраску предложения более яркой
  • Логически связать разные части текста между собой
  • Сделать предложение вопросительным, выделив определенное слово в нем

Достаточно часто инверсию, то есть, обратный порядок строк. Мы можем встречать именно в речи поэтов, которые тем самым пытаются выделить определенные слова, донести настроение этого предложения и показать весь его окрас.

Как только мы ставим в предложении прилагательное перед существительным, мы тем самым, обращаем а слушателя или читателя именно на то, каким является тот или иной предмет существо и т.д., а не то, что он делает – «Пышногрудая, длинноногая девушка идет мне навстречу». Из этого предложения сразу становится понятно, что не важно, что она прошла мимо, а главное, какая именно она была, что именно в ней запомнилось рассказчику или излагающему.

Стоит нам в предложении поставить запятую, и  мы сразу тем самым, выделим определенный «кусок» предложения, на который стоит обратить внимание. Именно запятой можно регулировать восприятие и смысл предложения, а не постановкой слов, так что это тоже нужно иметь в виду при построении предложений и расстановке слов в них.

Вот самые основные правила, которые должен знать повествователь. Для того чтобы научится правильно строить предложение, ведь только так можно будет донести нудную ему информацию в той форме, в которой он этого захочет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лайфхаки как найти алмазы в майнкрафте
  • Как найти искру на ваз 2109 карбюратор
  • Как составить базу данных практика
  • Как найти тотем хирсина в скайриме
  • Как составить вопросительное приложение в английском