Как образован глагол нашли

Русский

найти I

Морфологические и синтаксические свойства

  будущ. прош. повелит.
Я найду́ нашёл
нашла́
Ты найдёшь нашёл
нашла́
найди́
Он
Она
Оно
найдёт нашёл
нашла́
нашло́
Мы найдём нашли́ найдём
найдёмте
Вы найдёте нашли́ найди́те
Они найду́т нашли́
Пр. действ. прош. наше́дший
Деепр. прош. найдя́, наше́дши
Пр. страд. прош. найдённый

найти́

Глагол, совершенный вид, переходный, изолированное спряжение, тип спряжения по классификации А. Зализняка — ^b/b(9). Также существует устар. форма деепричастия прошедшего времени наше́д, употреблявшаяся преимущественно в XIX веке. Основная форма прич. страд. — на́йденный: устар. форма: найдённый. Соответствующий глагол несовершенного вида — находить.

Корень: -най-; глагольное окончание: -ти [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [nɐɪ̯ˈtʲi

Семантические свойства

Значение

  1. разг. неожиданно обнаружив взять, поднять; набрести на кого-либо, что-либо ◆ Так, например, когда кто-нибудь усердно молится Богу, чтобы найти на улице кошелёк с деньгами или выиграть в лотерею, то безуспешность такой молитвы нисколько не относится к вопросу о несоответствии между добродетелью (в данном случае религиозною) и эвдемонией, или добром и благом… В. С. Соловьев, «Оправдание добра», 1894–1899 гг. [НКРЯ]
  2. разг. то же, что обнаружить; в результате целенаправленного поиска обнаружить скрывавшегося человека или что-либо спрятанное, скрытое ◆ Государь вызвал генерала N, возглавлявшего департамент полиции и приказал во что бы то ни стало найти вора. В. С. Трубецкой, «Записки кирасира», 1936–1937 гг. [НКРЯ] ◆ Дни шли, и найти похищенное не удавалось. Самуил Алёшин, «Встречи на грешной земле», 2001 г. [НКРЯ]
  3. разг. то же, что разыскать; отыскать нужного человека, нужную вещь; рассматривая карту, план и т. п., листая или читая книгу, просматривая что-либо отыскать что-либо ◆ Когда в кассе нет билетов, а вам надо срочно ехать, попробуйте найти не то что начальника вокзала, а хотя бы дежурного — никогда не найдёте. А. Н. Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1975–1977 гг. [НКРЯ]
  4. разг. то же, что выяснить; узнать что-либо ранее неизвестное в результате размышления, целенаправленного анализа ◆ Так курсант Сафонов с помощью офицера сумел найти причину ошибок стрелка, а затем и устранить их. Ф. Лишик, «Стажировка курсантов в войсках», 12 декабря 1956 г. // «Красная звезда» [НКРЯ] ◆ А вот способ ориентации, с помощью которого корабль должен быть выставлен так, чтобы импульс тормозного двигателя был направлен против направления полёта, предстояло ещё найти. Константин Феоктистов, «Траектория жизни», 2000 г. [НКРЯ]
  5. встретить (как правило, случайно) кого-либо или что-либо в определённом месте или состоянии ◆ Я побежал к Асе и нашёл её нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у неё горела, зубы стучали. И. С. Тургенев, «Ася», 1858 г. [НКРЯ] ◆ На последнем дворе — стадо уток и гусей. Это можно найти в доме почти каждого перса. В. Б. Шкловский, «Сентиментальное путешествие», 1923 г. [НКРЯ]
  6. матем. то же, что вычислить; определить значение неизвестной или выражения ◆ Чтобы фактически выполнить рассматриваемое приведение, нужно было бы найти X и Y, и это доставило бы нам одновременно приведение предложенного интеграла, ибо для этого последнего недоставало бы лишь функции Y… М. В. Остроградский, «Об интегрировании рациональных дробей», 1844 г. [НКРЯ] ◆ На основании этого нетрудно найти значение множителей F, доставляющих решение нашей задачи. П. Л. Чебышев, «О разложении функций в ряды при помощи непрерывных дробей», 1866 г. [НКРЯ]
  7. приобрести, получить ◆ Даже традиционный для Италии декоративный грот, где в полдень можно найти спасение от сорокаградусной жары, выполнен в весьма специфичной манере. Александр Сапелин, «Бомарцо», 15 марта 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» [НКРЯ]
  8. вынести суждение о ком-либо или чём-либо; произвести оценку чего-либо ◆ Здесь, на вершине, я сверил прежнюю съёмку Муравьёва и нашёл её весьма точной. И. Ф. Бларамберг, «Воспоминания», 1872 г. [НКРЯ]
  9. выбрать, выкроить, улучить ◆ Теперь надо найти момент, чтоб забрать свою и хоть вырвать из неё страницы с письмом Марусе. И. Ф. Стаднюк, «Максим Перепелица», 1956 г. [НКРЯ] ◆ «Если это пройдёт без следов — я могу найти случай опять с нею встретиться, — думал он, — если ж неравно встреча моя пойдёт в огласку, её запрячут и закутают так, что в три года не дороешься!» А. А. Бестужев-Марлинский, «Мулла-Нур», 1836 г. [НКРЯ]

Синонимы

  1. обнаружить, сыскать
  2. разыскать, выискать, отыскать, разыскать, раскопать, нарыть
  3. выяснить
  4. встретить
  5. рассчитать, высчитать, подсчитать
  6. выбрать, выкроить, улучить

Антонимы

  1. потерять, утратить, разг. посеять

Гиперонимы

  1. получить
  2. определить

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: найдёныш, находка, находчивость
  • прилагательные: находчивый
  • глаголы: найтись; идти
Список всех слов с корнем -йд-/-ид-/-й-/-ыд-
  • существительные: найдёныш, пройденное, пройдоха, пройда
  • прилагательные: непревзойдённый, обойдённый, пройдошный, находчивый, идущий, предыдущий
  • глаголы: идти, найти, найтись, пройдошничать, взойти, войти, выйти, дойти, зайти, зайтись, отойти, перейти, пойти, подойти, прейти, превзойти, прийти, прийтись, пройти, пройтись, произойти, разойтись, сойти, сойтись, уйти

Этимология

Образовано из на- + идти, далее от праслав. *jьdǫ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. иду́, ити, ст.-слав. идѫ, ити (др.-греч. πορεύεσθαι, ἔρχεσθαι), вънити «войти», сънити «сойти», изити «выйти», русск. иду, идти, укр. іду́, іти́, белор. iцí, iсцí, iду́, болг. ида́ «иду», сербохорв. и̏де̑м, ѝти, словенск. ídem, íti, чешск. jdu, jít, словацк. idem, ísť, польск. idę, iść, в.-луж. (j)du, hić, н.-луж. du, hyś, полабск. eit. Русск. идти́  — из праслав. *jьdǫ: iti, под влиянием иду́; польск. iść — как wieść: wiode, и т. д. Первонач. -d- было формантом; ср. кладу́, е́ду (см.). Первоначально атематический и.-е. гл., ср. лит. eĩti, eimì, латышск. iêt, наст. eimu, iêmu, др.-прусск. ēit «идёт», ēisei «ты идёшь», сюда же лит. eĩdinti «заставлять идти», eidinė̃ «ход, походка», eidiniñkas «иноходец», išeidins «вышедший», eidỹ межд. «вон, пойдём», др.-инд. ḗti «идёт», 1 л. мн. ч. imás, 3 л. мн. ч. yanti, авест. aēiti, др.-перс. aitiy, греч. εἶμι, εἶσι, ἴμεν, ἴᾱσι, лат. īrе, еō, it, готск. iddjа «шёл», тохарск. i- «идти». Согласно Кречмеру, в основе здесь лежит межд. еi! Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Водки найду
  • найти применение

Перевод

отыскать
  • Английскийen: find, discover
  • Болгарскийbg: намеря
  • Бурятскийbua: олохо
  • Венгерскийhu: megkeresni
  • Вырускийvro: löüdmä, leüdmä
  • Греческийel: βρίσκω
  • Датскийda: finde
  • Испанскийes: encontrar, hallar; descubrir
  • Итальянскийit: trovare, rinvenire
  • Карельскийkrl: löydiä
  • Марийскийchm: муаш
  • Мокшанскийmdf: мумс
  • Немецкийde: finden
  • Польскийpl: znaleźć
  • Украинскийuk: знайти
  • Финскийfi: löytää
  • Французскийfr: trouver
  • Церковнославянскийchu-ru: ѡ҆брѣстѝ
  • Чувашскийcv: туп
  • Шведскийsv: hitta
  • Эстонскийet: leidma
  • Японскийja: 捜し出す (さがしだす), 見付ける (みつける)
делать вывод, оценку
  • Английскийen: find, consider

Анаграммы

  • Тинай

Библиография

  • Апресян Ю. Д. Выбрать1.4, найти3, выкроить2, улучить // Апресян Ю. Д. (отв. ред.) Новый объяснительный словарь русского языка. Второй выпуск. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 58-61.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

найти II

Морфологические и синтаксические свойства

  будущ. прош. повелит.
Я найду́ нашёл
нашла́
Ты найдёшь нашёл
нашла́
найди́
Он
Она
Оно
найдёт нашёл
нашла́
нашло́
Мы найдём нашли́ найдём
найдёмте
Вы найдёте нашли́ найди́те
Они найду́т нашли́
Пр. действ. прош. наше́дший
Деепр. прош. найдя́, наше́дши

найти́

Глагол, совершенный вид, непереходный, изолированное спряжение, тип спряжения по классификации А. Зализняка — ^b/b(9). Также существует устар. форма деепричастия прошедшего времени наше́д, употреблявшаяся преимущественно в XIX веке.
Соответствующий глагол несовершенного вида — находить (II).

Приставка: на-; корень: -й-; глагольное окончание: -ти [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [nɐɪ̯ˈtʲi

Семантические свойства

Значение

  1. идя, наступить на что-либо; вообще, перемещаясь, перекрыть какой-либо объект ◆ На солнце нашла небольшая туча.
  2. перен., безл., об эмоции, психологическом состоянии и т. п. овладевать человеком ◆ Если на него найдёт, может любого замочить — хоть женщину, хоть ребёнка — это для него раз плюнуть. Он и всегда психопатом был, а в последнее время, говорят, на кокаин крепко подсел. Н. Леонов, А. Макеев, «Ментовская крыша», 2004 г. [НКРЯ]

Синонимы

  1. надвинуться

Антонимы

  1. сойти, отодвинуться

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Аналогично найти I.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

История о том, как студент мне не верил, или Почему глаголы «искать» и «найти» не являются видовой парой

Жили  мы дружно и мирно, пока однажды на уроке нам не встретилось слово «находить». Один из студентов решил уточнить у меня перевод этого глагола на китайский язык. Наш диалог выглядел примерно так:

Согласитесь, ситуация неловкая. Не хочется говорить студенту, что преподаватель, который учил его раньше, дал неверную информацию. И еще меньше хочется самому выглядеть глупо, стоя за кафедрой. 

Скажу сразу, студента не пришлось  долго убеждать. Я ответила, что, возможно, в некоторых старых учебниках написано так, но авторы современных учебников уже не считают глаголы «искать» и «найти» видовой парой. Студент быстро нашел подтверждение моих слов в электронном словаре и успокоился. Но меня заинтересовал вопрос, откуда мой китайский коллега взял такую информацию. Это и послужило толчком к маленькому исследованию.


Непонятно только, почему забыли о существовании глагола «находить». Говорят, что из песни слов не выкинешь, но, видимо, глагол из языка — запросто.

Как оказалось, идея  о том, что пара глаголов «искать – найти» является видовой, вовсе не ошибка отдельного преподавателя или автора учебника. Это некий казус не только в практике преподавания языка, но и в русской аспектологической теории в целом.

Конечно, это заблуждение возникло не на пустом месте. Безусловно, «искать» и «найти» – два глагола, которые тесно связаны по смыслу. Они соотносятся как обозначение процесса и результата, так же как пары глаголов «выделять – выделить» или «класть – положить», которые действительно являются видовыми. Кроме того, эти глаголы часто встречаются в одном контексте. Уверена, все не раз слышали фразу «кто ищет, тот всегда найдет». Даже без какого-либо детального анализа частоты употребления очевидно, что глагол несовершенного вида «находить» встречается в речи намного реже, чем глагол «искать», а также глагол совершенного вида «найти». Но это, конечно, совершенно не значит, что его не существует в русском языке.

Сначала я проанализировала информацию в учебниках русского языка для общеобразовательной школы следующих авторов: М. М. Разумовской, Е. И. Быковой, Л. М. Рыбченковой и некоторых других. Ни в одном из них глаголы «искать» и «найти» не обозначены как видовая пара. Но, полагаю, это не значит, что учебников, где такая пара фигурирует, не существует. Так, например, на сайте ИНФОУРОК размещен конспект урока русского языка для четвертого класса, в котором такая видовая пара присутствует (ссылка https://infourok.ru/material.html?mid=169034). К сожалению, в конспекте не указано, по какому учебнику ведется преподавание русского языка в этой школе, но подозреваю, что учитель взял информацию не из воздуха. 

Намного интереснее дела обстоят с пособиями для иностранных студентов. Например, в «Практической грамматике» И. Б. Игнатовой, учебном пособии для студентов подготовительного факультета «Изучаем виды глагола» Л. В. Архиповой, а также в пособии «Чистая грамматика»  Е. Р. Ласкарёвой глаголы «искать – найти» перечислены наряду с другими разнокоренными глаголами, образующими видовые пары. Эта пара рассматривается как видовая и в «Лексической семантике» Ю. Д. Апресяна. Не составит труда найти аналогичную информацию на сайтах, посвященных вопросам русского языка. Вот, например, скриншот  сайта  nado5.ru (полная ссылка на статью http://www.nado5.ru/e-book/vidy-glagola).

И с сайта hi-edu.ru/ (полная ссылка на материал http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-093.htm).

Видно, что во многих практических и теоретических работах пару «искать – найти» включают в число видовых. Хотелось бы только спросить у авторов этих работ, куда они дели глагол «находить» и с каким глаголом совершенного вида ставят его в пару.

Почему же все-таки пара глаголов «искать найти» не является видовой?

Многие авторы все же сходятся во мнении, что пара «искать – найти» не является видовой. Во-первых, как мы уже убедились выше, в большинстве учебников русского языка эта пара не упоминается в числе видовых, образованных разнокоренными глаголами. Во-вторых, такую точку зрения поддерживают многие авторы, занимающиеся изучением теоретических вопросов русского языка. Посмотрите, например, «Введение в русскую аспектологию» А. А. Зализняк или «Проблемы функциональной грамматики» А. В. Бондарко. Авторы, как правило, говорят о том, что эти глаголы являются чисто лексической парой, а никак не видовой, так как не соответствуют критерию видовой парности Ю. С. Маслова. Об этом критерии речь пойдет ниже.

Основным требованием для установления видовой пары является общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Согласно вышеупомянутому критерию для объединения глаголов в видовую пару должны существовать контексты, в которых семантическое значение между глаголами совершенного и несовершенного вида устраняется, то есть когда глагол совершенного вида может быть заменен на глагол несовершенного вида без изменения смысла высказывания.

Сравните, например, два следующих предложения:

1) После долгих уговоров он все-таки убеждает сестру вернуться домой и они отправляются туда на следующий день.

2) После долгих уговоров он все-таки убедил сестру вернуться домой и они отправились туда на следующий день.

Выделенные формы глаголов совершенного и несовершенного вида в этом контексте имеют одинаковое значение.

А теперь взгляните на предложения:

1) Он наконец находит ключи, и мы заходим в квартиру.

2) Он наконец нашел ключи, и мы зашли в квартиру.

Глаголы пары «находить – найти» могут заменять друг друга в этом контексте, но глагол «искать» в этом контексте никак не может быть использован. Глагол «искать» не может принимать то же значение, что глагол «найти» ни в одном контексте.

Вывод

Глагол «искать» обозначает действие – процесс, направленный на достижение результата, который в свою очередь обозначается глаголом «найти». Связь этих двух глаголов аналогична связи между глаголами «целиться» и «попасть». Это просто два разных, но семантически связанных глагола.

Итак, мы приходим к выводу, что отдельную видовую пару образуют глаголы «находить» и «найти», а глагол совершенного вида от глагола «искать» может быть образован только приставочным способом («отыскать» / «поискать»). 

P. S. Если тема данной статьи вас заинтересовала, рекомендую прочитать посвященную этой проблеме статью доктора филологических наук А. А. Зализняк «К вопросу об аспектуальном статусе конативных пар в русском языке: почему искать не может означать найти?»

Другие статьи по теме

В этом слове есть один момент, который нужно просто запомнить.

Обратите внимание, что основа слова будет наш-, несмотря на то, что присутствует суффикс -л-. Окончание слова -а и корень наш- (нашел, нашли)

модератор выбрал этот ответ лучшим

владс­андро­вич
[766K]

6 лет назад 

В глаголе нашла, первой и главной морфемой в виде корня, является — наш. В след за ним следует суффикс -л-, который в отсутствии приставки, сигнализирует нам о том, что у этого слова суффиксальный способ образования.

В завершении выделяем флексию, которой является — а. Исходя из этого и отсекая ее от слова, мы можем выделить основу, которой в данном слове является — нашл.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

Разбор по составу слова нашла начнем с определения части речи.

Что сделала? нашла. Это слово является формой глагола «найти» прошедшего времени женского рода единственного числа. Выделим словоизменительную морфему — окончание -а. В доказательство этого сравним родовые формы этого глагола:

он нашёл_, она нашл-а, оно нашл-о.

Суффикс -л- образует, как всегда, форму прошедшего времени от инфинитива:

найти — наше-л_;

рисовать — рисова-л_;

указать — указа-л.

Далее возникнет вопрос о части слова на-, которая очень похожа на приставку. Но приставка ли это? Слово «найти» обладает значением «что отыскать, обнаружить». От этого значения зависят границы корня слова «нашла». В качестве главной морфемы выделим часть наш-

В результате морфемный состав слова имеет такой вид:

наш-л-а — корень/суффикс/окончание.

В контексте слово «нашла» может иметь другое значение: «наступила». Например:

На него нашла какая-то блажь.

Тогда морфемный состав такой:

на-ш-л-а — приставка/корень/суффикс/окончание.

Глагол Нашла образован от глагола Найти и стоит в прошедшем времени третьего лица: Она нашла-Он нашел-Они нашли. Окончанием его будет -А. Также сразу можем выделить формообразующий суффикс прошедшего времени -Л-. Однокоренными словами будут Нашла-Найти-Находка-Найденный-Найдено. Корнем слова будет НАШ-. Однако этот корень выделяют в глаголе со значением обнаружила. Если же придать этому же глаголу значение наступить, Нашла на солнце туча, то корнем окажется уже -Ш-, а приставкой -НА. На самом деле граница между этими глаголами чисто субъективная. Например в выражении «Нашла коса на камень», глагол Нашла можно расценивать как наткнулась, наступила, и как обнаружила.

Получаем: НАШ-Л-А (корень-суффикс-окончание), основа слова НАШ-.

или: НА-Ш-Л-А (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова НАШ-.

Елена Ивано­вна
[32.3K]

7 лет назад 

Нашла (что сделала?) — глагол прошедшего времени единственного числа женского рода, образован от инфинитива НАЙТИ (что сделать?). Данная форма глагола имеет следующий морфемный состав:

най / ти — корень / суффикс (или окончание), основа — най-.

При образовании форм прошедшего времени в корне слова происходит чередование согласных

Й//Ш:

нашё / л / — корень / суффикс / нулевое окончание, основа — нашё-.

наш / л / а — корень / суффикс / окончание, основа — наш-.

При образовании формы женского рода из корня исчезает гласная Ё.

Следует учесть при разборе, что суффикс прошедшего времени -Л- и окончание в основу слова не входят.

-Орхид­ея-
[48.6K]

7 лет назад 

При разборе этого слова стоит начать с самого очевидного. Так как это глагол прошедшего времени в женским числе, не составит труда найти суффикс -л- и выделить окончание -а. Но тут нужно иметь в виду, что в основу эти морфемы в данном случае не входят, то есть основа -наш-. Это и является корнем, приставок нет. НЕ нужно пугаться того, что не во всех формах этого глагола в корне есть -ш-, тут просто наблюдается чередование согласной в корне.

Azama­tik
[55.3K]

6 лет назад 

  • Мама нашла в магазине любимые конфеты сына.

Что сделала? — нашла.

Перед нами глагол совершенного вида, прошедшего времени, 3 — его лица, женского рода (она нашла).

Начальная форма — глагол «найти».

Выполним морфемный разбор этого слова:

Она нашла, он нашел, оно нашло, они нашли.

Итак, окончанием слова является -а-.

Также выделим суффикс прошедшего времени -л- (нашЛа, выиграЛа, проиграЛ, уснуЛ, остановиЛся и тд).

Корнем же слова является оставшаяся часть слова: корень -наш-.

Основа слова -наш-.

ДЕВОЧ­КА — РОМАШ­КА
[16.8K]

6 лет назад 

Слово «нашла» отвечает на вопрос «что сделала?», относится к части речи — глагол в личной форме, изъявительное наклонение, совершенный вид, прошедшее время, переходный, женский род, единственное число, действительный залог.

Морфологический разбор (по составу) слова **нашла**:

  • приставка: отсутствует;
  • корень слова: наш;
  • суффикс: л;
  • окончание: а;
  • основа слова: нашл.

Способ образования слова нашла: суффиксальный.

Прейс­куран­т
[203K]

6 лет назад 

Нашла — глагол прошедшего времени в форме женского рода единственного числа.Имеет уйму однокоренных слов — шла, нашла, вошла, зашла, прошла, перешла, дошла и так далее. Корень как видно состоит из одной буквы -ш-, приставка -на-, л- суффикс, а окончание глагола женского рода.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

6 лет назад 

Добрый день. Сначала можно определить окончание, используя такие слова как нашёл или нашло, таким образом окончание будет «а». Буква «л» в данном слове будет суффиксом, а приставки отсутствует, а корнем слова будет: наш.

Знаете ответ?

Содержание

  1. Способы словообразования в русском языке
  2. Морфологический способ словообразования
  3. Таблица с примерами
  4. Лексико-синтаксический способ словообразования
  5. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  6. Лексико-семантический способ словообразования
  7. Видеоурок
  8. Основные способы словообразования с примерами
  9. Содержание:
  10. Морфологические способы словообразования
  11. Приставочный (префиксальный) способ
  12. Суффиксальный способ
  13. Приставочно-суффиксальный
  14. Бессуффиксный способ
  15. Сложение
  16. Сращение
  17. Переход одной части речи в другую
  18. Аббревиация
  19. Усечение
  20. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
  21. Лексико-синтаксический способ словообразования
  22. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  23. Лексико-семантический способ словообразования
  24. Таблица с примерами

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Источник

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры
звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)
  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:

прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать

Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.

Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.

Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.

От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.

Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы

улететь, приставка у

перелететь, приставка пере

вылететь, приставка вы

залететь, приставка за

облететь, приставка об

налететь, приставка на

слететь, приставка с

вылететь, приставка вы

долететь, приставка до

Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:


беседовать
← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес

Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.

Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.

Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.

Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.

Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.

  • от прилагательных. Например:

синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий

Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.

Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.

Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:

остолбенеть ← столб

Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.

  • от прилагательных. Например:

усложнять ← сложный

Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.

  • от местоимений. Например:

присвоить ← свой

Глагол присвоить  образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.

  • от числительных. Например:

утроить ← трое

Глагол утроить  образован от числительного трое  при помощи приставки у— и суфикса и-.

Повторим

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным — от других глаголов;
  • суффиксальным – от существительных, прилагательных;
  • приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить предложение презент симпл
  • Симс 3 как найти храм
  • Как найти вектор пойнтинга для электромагнитной волны
  • 0x800705b4 windows 10 ошибка активации как исправить
  • Как найти шок жокей