Русский
найти I
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | найду́ | нашёл нашла́ |
— |
Ты | найдёшь | нашёл нашла́ |
найди́ |
Он Она Оно |
найдёт | нашёл нашла́ нашло́ |
— |
Мы | найдём | нашли́ | найдём найдёмте |
Вы | найдёте | нашли́ | найди́те |
Они | найду́т | нашли́ | — |
Пр. действ. прош. | наше́дший | ||
Деепр. прош. | найдя́, наше́дши | ||
Пр. страд. прош. | найдённый |
най—ти́
Глагол, совершенный вид, переходный, изолированное спряжение, тип спряжения по классификации А. Зализняка — ^b/b(9). Также существует устар. форма деепричастия прошедшего времени наше́д, употреблявшаяся преимущественно в XIX веке. Основная форма прич. страд. — на́йденный: устар. форма: найдённый. Соответствующий глагол несовершенного вида — находить.
Корень: -най-; глагольное окончание: -ти [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [nɐɪ̯ˈtʲi]
Семантические свойства
Значение
- разг. неожиданно обнаружив взять, поднять; набрести на кого-либо, что-либо ◆ Так, например, когда кто-нибудь усердно молится Богу, чтобы найти на улице кошелёк с деньгами или выиграть в лотерею, то безуспешность такой молитвы нисколько не относится к вопросу о несоответствии между добродетелью (в данном случае религиозною) и эвдемонией, или добром и благом… В. С. Соловьев, «Оправдание добра», 1894–1899 гг. [НКРЯ]
- разг. то же, что обнаружить; в результате целенаправленного поиска обнаружить скрывавшегося человека или что-либо спрятанное, скрытое ◆ Государь вызвал генерала N, возглавлявшего департамент полиции и приказал во что бы то ни стало найти вора. В. С. Трубецкой, «Записки кирасира», 1936–1937 гг. [НКРЯ] ◆ Дни шли, и найти похищенное не удавалось. Самуил Алёшин, «Встречи на грешной земле», 2001 г. [НКРЯ]
- разг. то же, что разыскать; отыскать нужного человека, нужную вещь; рассматривая карту, план и т. п., листая или читая книгу, просматривая что-либо отыскать что-либо ◆ Когда в кассе нет билетов, а вам надо срочно ехать, попробуйте найти не то что начальника вокзала, а хотя бы дежурного — никогда не найдёте. А. Н. Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1975–1977 гг. [НКРЯ]
- разг. то же, что выяснить; узнать что-либо ранее неизвестное в результате размышления, целенаправленного анализа ◆ Так курсант Сафонов с помощью офицера сумел найти причину ошибок стрелка, а затем и устранить их. Ф. Лишик, «Стажировка курсантов в войсках», 12 декабря 1956 г. // «Красная звезда» [НКРЯ] ◆ А вот способ ориентации, с помощью которого корабль должен быть выставлен так, чтобы импульс тормозного двигателя был направлен против направления полёта, предстояло ещё найти. Константин Феоктистов, «Траектория жизни», 2000 г. [НКРЯ]
- встретить (как правило, случайно) кого-либо или что-либо в определённом месте или состоянии ◆ Я побежал к Асе и нашёл её нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у неё горела, зубы стучали. И. С. Тургенев, «Ася», 1858 г. [НКРЯ] ◆ На последнем дворе — стадо уток и гусей. Это можно найти в доме почти каждого перса. В. Б. Шкловский, «Сентиментальное путешествие», 1923 г. [НКРЯ]
- матем. то же, что вычислить; определить значение неизвестной или выражения ◆ Чтобы фактически выполнить рассматриваемое приведение, нужно было бы найти X и Y, и это доставило бы нам одновременно приведение предложенного интеграла, ибо для этого последнего недоставало бы лишь функции Y… М. В. Остроградский, «Об интегрировании рациональных дробей», 1844 г. [НКРЯ] ◆ На основании этого нетрудно найти значение множителей F, доставляющих решение нашей задачи. П. Л. Чебышев, «О разложении функций в ряды при помощи непрерывных дробей», 1866 г. [НКРЯ]
- приобрести, получить ◆ Даже традиционный для Италии декоративный грот, где в полдень можно найти спасение от сорокаградусной жары, выполнен в весьма специфичной манере. Александр Сапелин, «Бомарцо», 15 марта 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» [НКРЯ]
- вынести суждение о ком-либо или чём-либо; произвести оценку чего-либо ◆ Здесь, на вершине, я сверил прежнюю съёмку Муравьёва и нашёл её весьма точной. И. Ф. Бларамберг, «Воспоминания», 1872 г. [НКРЯ]
- выбрать, выкроить, улучить ◆ Теперь надо найти момент, чтоб забрать свою и хоть вырвать из неё страницы с письмом Марусе. И. Ф. Стаднюк, «Максим Перепелица», 1956 г. [НКРЯ] ◆ «Если это пройдёт без следов — я могу найти случай опять с нею встретиться, — думал он, — если ж неравно встреча моя пойдёт в огласку, её запрячут и закутают так, что в три года не дороешься!» А. А. Бестужев-Марлинский, «Мулла-Нур», 1836 г. [НКРЯ]
Синонимы
- —
- обнаружить, сыскать
- разыскать, выискать, отыскать, разыскать, раскопать, нарыть
- выяснить
- встретить
- рассчитать, высчитать, подсчитать
- —
- —
- выбрать, выкроить, улучить
Антонимы
- потерять, утратить, разг. посеять
Гиперонимы
- получить
- —
- —
- —
- —
- определить
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем -йд-/-ид-/-й-/-ыд- | ||
---|---|---|
|
Этимология
Образовано из на- + идти, далее от праслав. *jьdǫ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. иду́, ити, ст.-слав. идѫ, ити (др.-греч. πορεύεσθαι, ἔρχεσθαι), вънити «войти», сънити «сойти», изити «выйти», русск. иду, идти, укр. іду́, іти́, белор. iцí, iсцí, iду́, болг. ида́ «иду», сербохорв. и̏де̑м, ѝти, словенск. ídem, íti, чешск. jdu, jít, словацк. idem, ísť, польск. idę, iść, в.-луж. (j)du, hić, н.-луж. du, hyś, полабск. eit. Русск. идти́ — из праслав. *jьdǫ: iti, под влиянием иду́; польск. iść — как wieść: wiode, и т. д. Первонач. -d- было формантом; ср. кладу́, е́ду (см.). Первоначально атематический и.-е. гл., ср. лит. eĩti, eimì, латышск. iêt, наст. eimu, iêmu, др.-прусск. ēit «идёт», ēisei «ты идёшь», сюда же лит. eĩdinti «заставлять идти», eidinė̃ «ход, походка», eidiniñkas «иноходец», išeidins «вышедший», eidỹ межд. «вон, пойдём», др.-инд. ḗti «идёт», 1 л. мн. ч. imás, 3 л. мн. ч. yanti, авест. aēiti, др.-перс. aitiy, греч. εἶμι, εἶσι, ἴμεν, ἴᾱσι, лат. īrе, еō, it, готск. iddjа «шёл», тохарск. i- «идти». Согласно Кречмеру, в основе здесь лежит межд. еi! Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Водки найду
- найти применение
Перевод
отыскать | |
|
делать вывод, оценку | |
|
Анаграммы
- Тинай
Библиография
- Апресян Ю. Д. Выбрать1.4, найти3, выкроить2, улучить // Апресян Ю. Д. (отв. ред.) Новый объяснительный словарь русского языка. Второй выпуск. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 58-61.
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
найти II
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | найду́ | нашёл нашла́ |
— |
Ты | найдёшь | нашёл нашла́ |
найди́ |
Он Она Оно |
найдёт | нашёл нашла́ нашло́ |
— |
Мы | найдём | нашли́ | найдём найдёмте |
Вы | найдёте | нашли́ | найди́те |
Они | найду́т | нашли́ | — |
Пр. действ. прош. | наше́дший | ||
Деепр. прош. | найдя́, наше́дши |
най—ти́
Глагол, совершенный вид, непереходный, изолированное спряжение, тип спряжения по классификации А. Зализняка — ^b/b(9). Также существует устар. форма деепричастия прошедшего времени наше́д, употреблявшаяся преимущественно в XIX веке.
Соответствующий глагол несовершенного вида — находить (II).
Приставка: на-; корень: -й-; глагольное окончание: -ти [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [nɐɪ̯ˈtʲi]
Семантические свойства
Значение
- идя, наступить на что-либо; вообще, перемещаясь, перекрыть какой-либо объект ◆ На солнце нашла небольшая туча.
- перен., безл., об эмоции, психологическом состоянии и т. п. овладевать человеком ◆ Если на него найдёт, может любого замочить — хоть женщину, хоть ребёнка — это для него раз плюнуть. Он и всегда психопатом был, а в последнее время, говорят, на кокаин крепко подсел. Н. Леонов, А. Макеев, «Ментовская крыша», 2004 г. [НКРЯ]
Синонимы
- надвинуться
Антонимы
- сойти, отодвинуться
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Аналогично найти I.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
История о том, как студент мне не верил, или Почему глаголы «искать» и «найти» не являются видовой парой
Жили мы дружно и мирно, пока однажды на уроке нам не встретилось слово «находить». Один из студентов решил уточнить у меня перевод этого глагола на китайский язык. Наш диалог выглядел примерно так:
Согласитесь, ситуация неловкая. Не хочется говорить студенту, что преподаватель, который учил его раньше, дал неверную информацию. И еще меньше хочется самому выглядеть глупо, стоя за кафедрой.
Скажу сразу, студента не пришлось долго убеждать. Я ответила, что, возможно, в некоторых старых учебниках написано так, но авторы современных учебников уже не считают глаголы «искать» и «найти» видовой парой. Студент быстро нашел подтверждение моих слов в электронном словаре и успокоился. Но меня заинтересовал вопрос, откуда мой китайский коллега взял такую информацию. Это и послужило толчком к маленькому исследованию.
Непонятно только, почему забыли о существовании глагола «находить». Говорят, что из песни слов не выкинешь, но, видимо, глагол из языка — запросто.
Как оказалось, идея о том, что пара глаголов «искать – найти» является видовой, вовсе не ошибка отдельного преподавателя или автора учебника. Это некий казус не только в практике преподавания языка, но и в русской аспектологической теории в целом.
Конечно, это заблуждение возникло не на пустом месте. Безусловно, «искать» и «найти» – два глагола, которые тесно связаны по смыслу. Они соотносятся как обозначение процесса и результата, так же как пары глаголов «выделять – выделить» или «класть – положить», которые действительно являются видовыми. Кроме того, эти глаголы часто встречаются в одном контексте. Уверена, все не раз слышали фразу «кто ищет, тот всегда найдет». Даже без какого-либо детального анализа частоты употребления очевидно, что глагол несовершенного вида «находить» встречается в речи намного реже, чем глагол «искать», а также глагол совершенного вида «найти». Но это, конечно, совершенно не значит, что его не существует в русском языке.
Сначала я проанализировала информацию в учебниках русского языка для общеобразовательной школы следующих авторов: М. М. Разумовской, Е. И. Быковой, Л. М. Рыбченковой и некоторых других. Ни в одном из них глаголы «искать» и «найти» не обозначены как видовая пара. Но, полагаю, это не значит, что учебников, где такая пара фигурирует, не существует. Так, например, на сайте ИНФОУРОК размещен конспект урока русского языка для четвертого класса, в котором такая видовая пара присутствует (ссылка https://infourok.ru/material.html?mid=169034). К сожалению, в конспекте не указано, по какому учебнику ведется преподавание русского языка в этой школе, но подозреваю, что учитель взял информацию не из воздуха.
Намного интереснее дела обстоят с пособиями для иностранных студентов. Например, в «Практической грамматике» И. Б. Игнатовой, учебном пособии для студентов подготовительного факультета «Изучаем виды глагола» Л. В. Архиповой, а также в пособии «Чистая грамматика» Е. Р. Ласкарёвой глаголы «искать – найти» перечислены наряду с другими разнокоренными глаголами, образующими видовые пары. Эта пара рассматривается как видовая и в «Лексической семантике» Ю. Д. Апресяна. Не составит труда найти аналогичную информацию на сайтах, посвященных вопросам русского языка. Вот, например, скриншот сайта nado5.ru (полная ссылка на статью http://www.nado5.ru/e-book/vidy-glagola).
И с сайта hi-edu.ru/ (полная ссылка на материал http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-093.htm).
Видно, что во многих практических и теоретических работах пару «искать – найти» включают в число видовых. Хотелось бы только спросить у авторов этих работ, куда они дели глагол «находить» и с каким глаголом совершенного вида ставят его в пару.
Почему же все-таки пара глаголов «искать – найти» не является видовой?
Многие авторы все же сходятся во мнении, что пара «искать – найти» не является видовой. Во-первых, как мы уже убедились выше, в большинстве учебников русского языка эта пара не упоминается в числе видовых, образованных разнокоренными глаголами. Во-вторых, такую точку зрения поддерживают многие авторы, занимающиеся изучением теоретических вопросов русского языка. Посмотрите, например, «Введение в русскую аспектологию» А. А. Зализняк или «Проблемы функциональной грамматики» А. В. Бондарко. Авторы, как правило, говорят о том, что эти глаголы являются чисто лексической парой, а никак не видовой, так как не соответствуют критерию видовой парности Ю. С. Маслова. Об этом критерии речь пойдет ниже.
Основным требованием для установления видовой пары является общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Согласно вышеупомянутому критерию для объединения глаголов в видовую пару должны существовать контексты, в которых семантическое значение между глаголами совершенного и несовершенного вида устраняется, то есть когда глагол совершенного вида может быть заменен на глагол несовершенного вида без изменения смысла высказывания.
Сравните, например, два следующих предложения:
1) После долгих уговоров он все-таки убеждает сестру вернуться домой и они отправляются туда на следующий день.
2) После долгих уговоров он все-таки убедил сестру вернуться домой и они отправились туда на следующий день.
Выделенные формы глаголов совершенного и несовершенного вида в этом контексте имеют одинаковое значение.
А теперь взгляните на предложения:
1) Он наконец находит ключи, и мы заходим в квартиру.
2) Он наконец нашел ключи, и мы зашли в квартиру.
Глаголы пары «находить – найти» могут заменять друг друга в этом контексте, но глагол «искать» в этом контексте никак не может быть использован. Глагол «искать» не может принимать то же значение, что глагол «найти» ни в одном контексте.
Вывод
Глагол «искать» обозначает действие – процесс, направленный на достижение результата, который в свою очередь обозначается глаголом «найти». Связь этих двух глаголов аналогична связи между глаголами «целиться» и «попасть». Это просто два разных, но семантически связанных глагола.
Итак, мы приходим к выводу, что отдельную видовую пару образуют глаголы «находить» и «найти», а глагол совершенного вида от глагола «искать» может быть образован только приставочным способом («отыскать» / «поискать»).
P. S. Если тема данной статьи вас заинтересовала, рекомендую прочитать посвященную этой проблеме статью доктора филологических наук А. А. Зализняк «К вопросу об аспектуальном статусе конативных пар в русском языке: почему искать не может означать найти?»
Другие статьи по теме
В этом слове есть один момент, который нужно просто запомнить. Обратите внимание, что основа слова будет наш-, несмотря на то, что присутствует суффикс -л-. Окончание слова -а и корень наш- (нашел, нашли) модератор выбрал этот ответ лучшим владсандрович 6 лет назад В глаголе нашла, первой и главной морфемой в виде корня, является — наш. В след за ним следует суффикс -л-, который в отсутствии приставки, сигнализирует нам о том, что у этого слова суффиксальный способ образования. В завершении выделяем флексию, которой является — а. Исходя из этого и отсекая ее от слова, мы можем выделить основу, которой в данном слове является — нашл. Rogneda 7 лет назад Разбор по составу слова нашла начнем с определения части речи. Что сделала? нашла. Это слово является формой глагола «найти» прошедшего времени женского рода единственного числа. Выделим словоизменительную морфему — окончание -а. В доказательство этого сравним родовые формы этого глагола: он нашёл_, она нашл-а, оно нашл-о. Суффикс -л- образует, как всегда, форму прошедшего времени от инфинитива: найти — наше-л_; рисовать — рисова-л_; указать — указа-л. Далее возникнет вопрос о части слова на-, которая очень похожа на приставку. Но приставка ли это? Слово «найти» обладает значением «что отыскать, обнаружить». От этого значения зависят границы корня слова «нашла». В качестве главной морфемы выделим часть наш- В результате морфемный состав слова имеет такой вид: наш-л-а — корень/суффикс/окончание. В контексте слово «нашла» может иметь другое значение: «наступила». Например: На него нашла какая-то блажь. Тогда морфемный состав такой: на-ш-л-а — приставка/корень/суффикс/окончание. Глагол Нашла образован от глагола Найти и стоит в прошедшем времени третьего лица: Она нашла-Он нашел-Они нашли. Окончанием его будет -А. Также сразу можем выделить формообразующий суффикс прошедшего времени -Л-. Однокоренными словами будут Нашла-Найти-Находка-Найденный-Найдено. Корнем слова будет НАШ-. Однако этот корень выделяют в глаголе со значением обнаружила. Если же придать этому же глаголу значение наступить, Нашла на солнце туча, то корнем окажется уже -Ш-, а приставкой -НА. На самом деле граница между этими глаголами чисто субъективная. Например в выражении «Нашла коса на камень», глагол Нашла можно расценивать как наткнулась, наступила, и как обнаружила. Получаем: НАШ-Л-А (корень-суффикс-окончание), основа слова НАШ-. или: НА-Ш-Л-А (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова НАШ-. Елена Ивановна 7 лет назад Нашла (что сделала?) — глагол прошедшего времени единственного числа женского рода, образован от инфинитива НАЙТИ (что сделать?). Данная форма глагола имеет следующий морфемный состав: най / ти — корень / суффикс (или окончание), основа — най-. При образовании форм прошедшего времени в корне слова происходит чередование согласных Й//Ш: нашё / л / — корень / суффикс / нулевое окончание, основа — нашё-. наш / л / а — корень / суффикс / окончание, основа — наш-. При образовании формы женского рода из корня исчезает гласная Ё. Следует учесть при разборе, что суффикс прошедшего времени -Л- и окончание в основу слова не входят. -Орхидея- 7 лет назад При разборе этого слова стоит начать с самого очевидного. Так как это глагол прошедшего времени в женским числе, не составит труда найти суффикс -л- и выделить окончание -а. Но тут нужно иметь в виду, что в основу эти морфемы в данном случае не входят, то есть основа -наш-. Это и является корнем, приставок нет. НЕ нужно пугаться того, что не во всех формах этого глагола в корне есть -ш-, тут просто наблюдается чередование согласной в корне. Azamatik 6 лет назад
Что сделала? — нашла. Перед нами глагол совершенного вида, прошедшего времени, 3 — его лица, женского рода (она нашла). Начальная форма — глагол «найти». Выполним морфемный разбор этого слова: Она нашла, он нашел, оно нашло, они нашли. Итак, окончанием слова является -а-. Также выделим суффикс прошедшего времени -л- (нашЛа, выиграЛа, проиграЛ, уснуЛ, остановиЛся и тд). Корнем же слова является оставшаяся часть слова: корень -наш-. Основа слова -наш-. ДЕВОЧКА — РОМАШКА 6 лет назад Слово «нашла» отвечает на вопрос «что сделала?», относится к части речи — глагол в личной форме, изъявительное наклонение, совершенный вид, прошедшее время, переходный, женский род, единственное число, действительный залог. Морфологический разбор (по составу) слова **нашла**:
Способ образования слова нашла: суффиксальный. Прейскурант 6 лет назад Нашла — глагол прошедшего времени в форме женского рода единственного числа.Имеет уйму однокоренных слов — шла, нашла, вошла, зашла, прошла, перешла, дошла и так далее. Корень как видно состоит из одной буквы -ш-, приставка -на-, л- суффикс, а окончание глагола женского рода. Искатель приключений 6 лет назад Добрый день. Сначала можно определить окончание, используя такие слова как нашёл или нашло, таким образом окончание будет «а». Буква «л» в данном слове будет суффиксом, а приставки отсутствует, а корнем слова будет: наш. Знаете ответ? |
Содержание
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видеоурок
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
остолбенеть ← столб
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
усложнять ← сложный
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
присвоить ← свой
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
утроить ← трое
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.