Как помочь детям найти свое призвание

9 лучших способов помочь своему ребенку правильно выбрать профессию и найти свое призваниеЗдоровье

Каждый из нас, будучи подростком, оканчивающим школу, задумывался о выборе профессии. Для кого-то выбор профессиональной сферы был прост и очевиден, кто-то долго и мучительно сомневался. А кому-то и вовсе навязывали будущую профессию родители, руководствуясь своим жизненным опытом и своими амбициями, абсолютно не учитывая при этом желания ребенка.

Но вправе ли мы, взрослые, делать подобный выбор, который может сломать жизнь нашему ребенку? Или наша задача – помочь раскрыть сильные стороны своих детей, что поможет не только правильно выбрать профессию и добиться в ней карьерных высот, а и сделать свое чадо счастливым и гармоничным человеком?

Мы нередко слышим о том, что работа априори не может приносить удовольствия, что в профессии самое главное – престиж и высокая заработная плата. Но принесет ли счастье и моральное удовлетворение ежедневное прозябание на нелюбимой работе?

В наших силах сегодня помочь нашим детям самостоятельно сделать правильный выбор профессии, что обязательно сделает их успешными и счастливыми в будущем. А помогут в этом приведенные ниже психологические приемы.

Развивайте индивидуальность ребенка

rebenok2.jpg 

Каждый ребенок обладает своим уникальным характером, о чем нельзя забывать родителям. Он – не Вы, поэтому не стоит навязывать ему свои ориентиры и приоритеты, а уж тем более реализовывать посредством ребенка свои несбывшиеся чаяния и надежды, пусть даже и из наилучших побуждений.

Несомненно, мы можем и должны формировать у наших детей правильную модель поведения, на своем примере показывая, что такое «хорошо», а что такое «плохо», но выбор в любом случае должен оставаться за ними, а не за нами.

К тому же то, что нравится нам, не обязательно может вызывать восторг у наших детей, которые могут не разделять наши взгляды на жизнь, хобби и выбор сферы деятельности. Поэтому выключаем свой эгоизм и даем возможность ребенку самому строить свое будущее!

Читайте также: Если болеют дети, надо лечить родителей

Определите сильные стороны ребенка

rebenok3.jpg 

Наблюдение за ребенком с раннего детства позволяет нам выявить его сильные стороны, развитие которых в дальнейшем позволит подростку остановить выбор на той профессии, которую он сможет выполнять максимально качественно, получая при этом удовольствие.

Предлагайте своему ребенку применять свои врожденные таланты и приобретенные навыки в различных видах деятельности, чтобы в итоге он сам определил те направления, которые ему действительно по душе. А выбор сегодня поистине огромен: рисование, пение, кружки моделирования, танцы, футбол, изучение иностранных языков.

Обратите внимание и на оценку способностей ребенка окружающими (тренерами, школьными учителями, родственниками и просто знакомыми), которые в силу более объективного суждения могут указать на сильные стороны ребенка.

Развивайте способности ребенка

rebenok4.jpg 

Определив сильные стороны ребенка, их необходимо развивать. При этом одного лишь посещения специализированной секции будет недостаточно.

Если ребенок артистичен, в школе актерского мастерства или театральном кружке, несомненно, разовьют его способности. Но для полноты картины и понимания того, с чем ему или ей придется столкнуться в будущем на актерском поприще, необходимо показать театральную жизнь во всей ее красе.

Посещайте вместе с ребенком театральные постановки. Если есть возможность, покажите ему закулисную жизнь актеров, расскажите о тех трудностях, с которыми сталкиваются актеры, жизнь которых со стороны кажется красивой, счастливой и наполненной приключениями.

И в данном случае крайне важно, чтобы родители были объективными и выступали в роли спутника, а не непререкаемого авторитета, уговаривающего либо, напротив, отговаривающего от той или иной сферы деятельности.

Читайте также: 9 невероятных способностей мозга малыша

Организуйте встречу ребенка с профессионалом

rebenok5.jpg 

Помочь ребенку сделать окончательный выбор профессии может встреча с настоящим гуру своего дела, который подробно расскажет о своей профессии, ее преимуществах и недостатках.

Кроме того, такой человек может развеять мифы и стереотипы, сложившиеся у подростка в ходе просмотра телепередач, сериалов или интернет-сайтов. А еще лучше, если такой «наставник» задействует ребенка непосредственно в трудовом процессе, что позволит понять, сможет ли он в будущем день изо дня выполнять определенный фронт работ и подходят ли ему предлагаемые условия труда.

Покажите личный пример ребенку

rebenok6.jpg 

Личный пример родителей – самая эффективная мотивация для ребенка.

Если Вы терпеть не можете свою работу, если сравниваете ее с каторгой, то заведомо формируете у ребенка стереотип о том, что работа – это жизненная необходимость, с которой просто надо смириться. Мало того, таким примером можно вообще отбить у ребенка желание учиться чему-то новому и развиваться в выбранной профессии.

Если же ребенок увидит, что работа приносит Вам не только материальное благосостояние, а и удовольствие, стимулируя к достижению новых высот, он обязательно будет искать ту сферу деятельности, в которой ему будет максимально комфортно и интересно.

Читайте также: 14 особенностей, которые мы чаще всего наследуем от отца

Живите в ногу со временем

rebenok7.jpg

Помогая ребенку в выборе профессии, Вы и сами должны быть осведомлены о современных тенденциях на рынке труда. Ведь еще 10 – 15 лет назад мы понятия не имели, кто такие копирайтеры, SMM-менеджеры или веб-дизайнеры.

Учась и развиваясь вместе со своими детьми, мы не только можем дать им по-настоящему дельный и ценный совет относительно выбора профессии, а становимся им ближе.

Развивайте социальные навыки ребенка

rebenok8.jpg 

Очень важно социализировать детей и развивать их коммуникативные навыки.

Неоспоримый факт, что дети, умеющие выстраивать отношения со сверстниками, в будущем достигают больших успехов по сравнению с теми, кого родители ограждали от общения с ровесниками.

При этом родители должны помнить о том, что круг общения их чада во многом влияет на формирование характера и принятие решений. Поэтому поощряйте участие ребенка в мероприятиях и проектах, в которых задействованы дети со схожими интересами, интересуйтесь, с кем и как он проводит время, гуляя на улице и учась в школе, что поможет уберечь ребенка от «негативного влияния улицы».

Читайте также: В каком возрасте давать смартфон ребенку и нужно ли вообще это делать?

Проявите терпение и поддержку

Выбор профессии может стать для подростка долгим процессом самопознания и экспериментов, взлетов и падений. И в этот период не стоит давить на ребенка и ругать его за совершенные ошибки.

Не всем удается сразу после школы или колледжа поступить в университет, кто-то посредине обучения решает сменить специализацию, не желая всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Но, как показывают примеры многих успешных людей, это вовсе не означает крах карьеры.

Проявите терпение и окажите поддержку ребенку, что позволит ему не пасть духом, не разочароваться в себе и своих силах, а станет стимулом для дальнейшего движения к своей цели.

Воспитывайте самостоятельность в ребенке

rebenok10.jpg

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью, но при этом подсознательно мы зачастую делаем все, чтобы этого не произошло. Каким образом? Решая за ребенка все и всегда, независимо от того, сколько ему лет – 5, 15 или 25. И выбор профессии, к сожалению, не исключение.

Мало того, многие родители при выборе сферы деятельности для ребенка руководствуются наличием у них нужных связей и знакомств. В итоге ребенок 5 – 7 лет тратит на получение нелюбимой профессии, которую ему изначально выбрали родители, после чего оказывается, что обещанное «место под солнцем» уже занято.

Поэтому хотелось бы дать совет родителям: воспитывайте в своих детях самостоятельность с раннего детства, чтобы они могли гордиться своими собственными достижениями и успехами. А влиятельные знакомства могут стать приятным бонусом, но никак не основным критерием в выборе профессии.

Если бы каждый третий родитель прочел эту книгу и последовал советам, в ней описанным, мы бы жили в другом мире – мире, где люди ходят на работу с удовольствием, занимаются любимым делом. В мире счастливых людей.

«Призвание – это половина счастья», – утверждает автор книги, член Академии Российского телевидения, лауреат пяти премий ТЭФИ, писатель и театральный режиссер Андрей Максимов.

Кроме широкой известности в роли телеведущего, за последние 10 лет Андрей Максимов стал одним из главных и авторитетных специалистов в области педагогики, предлагая абсолютно своеобразный взгляд на проблемы детства.

Как помочь ребенку обрести призвание? Как приблизить его к счастью? Как сделать так, чтобы он раскрыл то, что заложено в нем Богом (Природой)?

В новой книге Андрея Максимова – практические ответы на эти и многие другие важнейшие вопросы.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?

В мартовском номере журнала «Новый очаг» мы поговорили не только о том, как понять и раскрыть свои таланты, но и как помочь найти призвание детям. В каком возрасте и как действовать родителям, чтобы и не упустить, и не переусердствовать, дать утвердиться ребёнку в собственном выборе и не навязать свое мнение? И поможет ли в этом посещение множества кружков?

Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?

Getty Images

Екатерина ФИНКЕЛЬШТЕЙН

Екатерина ФИНКЕЛЬШТЕЙН

практикующий психолог, методический руководитель отдела развивающих программ ЦТР «Гуманитарные технологии»

Вопрос самоопределения в его истинном понимании – кем я хочу быть и чем заниматься – встает перед детьми в подростковом возрасте. Раньше (примерно с трех до 14 лет) речь идет о проявлении задатков, что потенциально может делать ребенок. И в это время родители могут сделать многое, чтобы помочь таланту раскрыться.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От трёх до 14

Самое главное в это время – давать детям пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Во-первых, способности могут проявиться, только если ребенок встретится с той средой, где у него будет возможность показать себя. Во-вторых, многогранный опыт – это вклад в будущее самоопределение ребенка. Чем больше он посмотрел и, самое главное, практически попробовал, прочувствовал в дошкольном и младшем школьном периоде, тем легче ему будет в подростковом возрасте определиться с вопросами «какой экзамен ЕГЭ я собираюсь сдавать, куда планирую поступать и кем вообще хочу стать?». 

Только то, что увлекает

Внимательно наблюдайте, на что у ребенка есть реакция, живой интерес. В этом плане могут стать ловушкой курсы раннего развития, где в 3 года учат читать и складывать двузначные числа. Не для всех детей такие методы образования подходят. Чаще ребенка этого возраста не волнуют абстрактные цифры, ему пока куда интереснее что-то лепить, щупать, сыпать. И если его заставлять, то может быть обратная реакция, отторжение. Опасность в том, что ребенок может не захотеть вернуться к этому в тот момент, когда подобные задачи будут ему по силам и соответствовать этапу развития. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правила селекции

Интересы могут меняться. Не нужно требовать от дошкольника определиться с каким-то видом деятельности раз и на всю жизнь или заставлять руководствоваться принципом «если уж взялся, то обязательно продолжай». Попробовал одно, потом другое, третье – это нормально. Другая крайность – слишком быстро судить, пойдет у него и нет. Например, ребенок приходит на первое занятие в студию карате и по окончании его заявляет: «Мне не понравилось», – а родитель делает вывод: «Это не его». Не стоит торопиться. Во-первых, занятия спортом часто вызывают сопротивление, потому что не все сразу получается. Во-вторых, причина может быть и в чем-то другом. Как вариант, ему что-то неприятное сказали дети или в зале было холодно.  Поэтому необходимо всегда разговаривать с ребенком, задавать вопросы: «а что конкретно тебе не понравилось», «почему»? Если выяснится, что слишком сложно, нужно поддержать, похвалить, сказать: «Давай мы попробуем месяц походить и посмотрим, как будет», поговорить с преподавателем и попросить помочь. И конечно держать руку на пульсе, наблюдать, что будет дальше и останется ли интерес.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серьёзный подход

Сегодня существуют методы определения задатков даже для детей младшего возраста. Например, ребенку от 3 до 7 лет можно провести нейропсихологическую диагностику, которая выявит ведущие способности малыша. Но опираться на такое исследование серьезно как на долгосрочный ориентир не стоит. В этом возрасте способности развиваются с разной скоростью. Если на одном этапе опережающим может быть, например, логическое мышление, то чуть позже оно может стать нормативным, поэтому здесь нужно действовать очень аккуратно.

Для детей школьного возраста есть более структурированная диагностика. С ее помощью можно определить склонности ребенка и опираться на эти результаты в выборе кружков и секций. Ребенок проходит тест, опытные специалисты разбирают результаты, анализируют и дают совет, на чем фокусироваться. Есть две основные стратегии. Первая – это равномерное развитие навыков, вторая – акцентировать внимание на той способности, которая является «ведущей» в личности ребенка.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свобода VS 100 кружков

Кто-то из родителей пропагандирует свободу в выборе ребенка: хочет – пусть занимается чем-то дополнительно, не хочет – и не надо, дорастет. Кто-то, наоборот, за занятость каждой минуты. Какой метод эффективнее? 

Правда где-то посередине. Совершенно точно детям нужно иметь в расписании свободное время. Если его нет, то пропадает мотивация к продуктивной деятельности, как сопротивление в борьбе за личное пространство. Когда ребенок отдыхает, он может подумать или вспомнить, а чего он вообще хочет сам.

Чем более директивный стиль воспитания, тем более затруднен у ребенка контакт с собой. Таким детям бывает сложно понять свои истинные желания. Они привыкают, что большую часть решений за них принимают родители, и у ребенка развивается жизненная пассивность. Вот 4 года назад договорились на хоккей – он и ходит. А интерес может быть утрачен, и ребенок может поменяться уже, просто осталась привычка это делать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У чересчур либерального подхода тоже есть недостатки. Ребенок не может, как взрослые, ориентироваться в окружающей действительности в силу недостатка жизненного опыта и навыков саморефлексии. Зачастую у детей только уже в достаточно позднем возрасте формируется умение расставлять приоритеты, ставить цели, задавать себе вопросы: что для меня важно, что неважно? У них нет навыков внутренней рефлексии, как у взрослого человека.

Самостоятельно ребенок может принять поверхностное решение, которое в итоге лишит его каких-то интересных возможностей (например, бросить секцию). Родителю лучше выступать директивно в плане организации процесса, который может помочь ребенку принять свое собственное решение. Например, если ребенок говорит: «Я не хочу этим заниматься», – родитель может предложить: «Давай мы попробуем вот этот, вот этот и вот этот варианты и после этого обсудим еще раз».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взрослый может задать правильные вопросы, чтобы ребенок понял, что важно, что неважно, может предложить варианты, о которых подросток просто может не думать, а самое главное, он может поддержать в новом. Очень полезно в этом плане упражнение «Дерево» (см. ниже).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И готов, и не готов

Подростковый возраст – особая история. С одной стороны, ребенок уже готов к самоопределению в настоящем смысле этого слова, с другой – в этом вопросе появляется огромное количество препятствий. Начинается перестройка личности, повышается осознанность, увеличивается чувствительность.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В подростковом возрасте у детей может возникать сопротивление к пробам новых видов активностей. Поэтому хорошо, если до наступления пубертата ребенок уже много чего попробовал и привык чем-то заниматься. Потому что теперь его слишком волнует вопрос: «Как меня воспринимают другие?». Подростки часто не рискуют включаться в новые виды деятельности, потому что боятся неудач, чем лишают себя возможности познакомиться с тем, что может стать даже делом их жизни.  

Хорошим подспорьем могут стать профориентационные или тематические лагеря, где можно на короткое время погрузиться в определенную профессиональную среду, причем в компании сверстников-единомышленников. Там у подростка могут сложиться прочные отношения с видами деятельности, которые имеют шанс стать для него перспективными. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яркий феномен подросткового периода – нигилизм, обесценивание того, что раньше было важным. Под эту косу часто летят увлечения, которыми подросток долго занимался. Все уже перекрестились, думая, что ребенок выбрал профессию, он вдруг заявляет, что готов с ней очень легко расстаться и говорит, что больше не хочет этим заниматься. Выяснить истинную причину непросто. Возможно интереса на самом деле больше нет, но вполне вероятно, что дело в чем-то другом. Подсветить проблему можно попробовать с помощью упражнений «Дерево» или «Две пиццы».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В помощь родителям и детям

Упражнение «Дерево»

Эффективно, если есть задача, которую надо сделать, но все время откладываешь, нужно расставить приоритеты, отсеять что-то неактуальное или ненужное, что просто занимает время, или ребенок перегружен и нужно понять, что посильно, а что нет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предложите ребенку выбрать какую-то задачу, которую надо сделать, но не хочется и она очень долго откладывается.

Задайте вопрос: «А почему, собственно, не хочется?» Есть три варианта: 1-й – сложно (не понимаю как), 2-й – не понимаю зачем (или не вижу смысла), 3-й – понятно зачем, понятно как, но неинтересно, задача не вдохновляет и не цепляет. Могут быть варианты, но эти основные. Допустим, ребенок выбрал «сложно». Решение этой проблемы изобразите в виде дерева, поставьте ее на месте ствола и сделайте у дерева ветки – на них распишите разные варианты, в чем конкретно заключается сложность (непонятный параграф, мало времени на работу и т. д.). Задать второй вопрос: «А что способно помочь эту сложность преодолеть?» (репетитор, курсы в Сети, делать домашку с другом).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Упражнение «Две пиццы»

Поможет выяснить, на самом деле ребенок охладел к тому или иному виду деятельности или его решение бросить секцию или кружок основано на чем-то другом. Рисуем два круга. На «кусочках» одной пиццы рисуем то, что нравится, дает ресурс, на кусочках другой – что не нравится и отбирает силы. Это упражнение поможет структурировать ситуацию, найти причину: педагог сменился, ездить далеко, подружка перестала ходить. У детей вопрос приоритетов работает не так, как у взрослых, и поэтому причины могут быть самыми неожиданными. Для ребенка повод, что друг ушел из художки, может быть достаточным, чтобы бросить обучение, хотя рисование ему может нравиться.

Зачем нужна профориентация

Иногда кружков у подростка слишком много. Не всегда просто самостоятельно сузить воронку увлечений и выбрать более перспективные занятия с ориентированием на будущую профессиию. Для этого стоит прибегнуть к помощи психологов, которые занимаются профконсультированием или профориентацией. Это слово звучит скучно и даже старомодно. Казалось бы, о каком выборе профессии может идти речь, когда каждый год одни из них исчезают, а на их месте появляются новые. Но хорошим ориентиром может быть выбор не конкретной профессии, а профессионального направления.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в этом поможет качественный тест (он длится не менее часа), разработанный опытными методистами, которые учитывают множество факторов, в том числе актуальность тех или иных видов труда. Они могут подсказать ребенку оптимальный вариант согласно формуле «хочу-могу-надо», чтобы совпали интересы ребенка, его способности и востребованность на рынке занятости (причем в разных регионах России).

Такие тесты не только про выбор профессии. Они помогают ребенку лучше понять себя, побуждают его задуматься «а что мне действительно нравится, интересно, важно?», помогают лучше понимать себя и прочувствовать. Приготовьтесь, что одного теста будет недостаточно, нужны профессиональные пробы – знакомство с местами профессий, их представителями и возможность попробовать разные виды задач и деятельности – подросткам важен личный опыт, а не только графики тестов. Структурировать и разгадать ребус выбора будущего помогают также интерактивные методы игры, беседы со специалистом, тренинги, направленные на помощь в самоопределении. 

Ребенок бросает один кружок и через месяц просится в следующий? Скорее всего, он ищет свое призвание. Что делать взрослому?

Чем отличается призвание от профориентации

Школа — это такое место, которое постоянно ввергает родителей и детей в трудное состояние. Поэтому когда ребенок идет в школу, главная задача родителя — сохранить психику своего чада. Великий педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци называл школы антипсихологическими. С той поры они сильно изменились по контенту и совсем не изменились по сути.

Когда в классе сидят тридцать человек с совершенно разными знаниями и интересами, их невозможно ничему научить. Наш мозг устроен таким образом, что он НЕ не хочет, а НЕ может воспринимать ту информацию, которая ему неинтересна и не нужна. В средней школе по большей части информация именно такая, и потому ребенок просто не в состоянии ее усвоить.

Конечно, есть хорошие школы, хорошие учителя, и задача родителей — постараться таких найти. Но в целом дело со школой обстоит печально. Представьте, какие огромные изменения произошли во всех сферах жизни за два века, как изменились еда, здоровье, средства передвижения, экономика, политика… Да все! Неизменными остались, по сути, две сферы: церковная жизнь и школьная жизнь.

Нам кажется, что мы отдаем ребенка в школу учиться? Это не так. Если мы согласимся с великим Эйнштейном в том, что знания — это то, что остается в наших головах после того, как нас кончили учить, то придется признать, что в подавляющем большинстве российских школ дети не учатся ничему.

Чем призвание отличается от профориентации

Родители, которые считают, что главная задача ребенка в школе — стать отличником, сильно ошибаются. Главная задача детско-юношеских лет — осознать свое призвание.

Увы, школа на это не заточена вообще. Там даже слова такого нет, там используют иное: профориентация. Есть разница между призванием и профориентацией? Принципиальная. Профориентация — это рассказ о том, какие профессии нужны государству. Призвание — это то, ради чего тебя призвали на Землю. Почувствуйте разницу.

Призвание — это желание делать что-либо. Как помочь ребенку его ощутить? В каком возрасте не рано и не поздно обретать призвание?

Не поздно — никогда. А что касается «не рано»… Песталоцци считал, что в 5-7 лет ребенок в состоянии понять, чем ему хочется дальше заниматься. Напомню, это был XIX век. Сейчас информации стало гораздо больше, да и дети другие. Чудесный возраст — 10-12 лет. А позже нельзя? Можно. Можно даже во взрослом возрасте искать свое призвание. Но мы говорим о том, когда вовремя и не рано.

Поиски призвания — это дело, которое мы вершим вместе с ребенком, оставляя право решения за ним.

Счастлив человек, который живет с любимым человеком и занимается любимым делом. Из чего следует, что поиски того дела, которым человеку хочется заниматься, — это поиски половины счастья. Понимаете? Призвание — это поиски не хорошей зарплаты или престижной работы, но половина счастья. Все это надо ребенку объяснить.

Как искать свое призвание школьнику

Далее дело родителей предоставить меню возможностей, то есть познакомить свое чадо с разными видами деятельности, чтобы оно поняло, что ему нравится больше.

Важно: призвание — это не то, что получается лучше всего, а то, чем более всего нравится заниматься. Например, родители, которые начинают «творить» из маленького человека художника только потому, что у того хорошо получается рисовать, совершают ошибку в том случае, если ребенок умеет рисовать, но особо этим не увлекается.

А если ребенку нравится сразу несколько занятий? Отлично! Работаем со всеми. По ходу дела ненужные отпадут.

Выбрав какое-то дело или несколько дел, мы должны дать своему чаду возможность всерьез ими заняться, ставя перед ним более сложные творческие задачи. Ребенок мечтает стать футболистом? Прекрасно. Мы отдаем его в спортшколу, чтобы он занимался всерьез. Нравится математика? Очень хорошо. Надо найти такое место, где он сможет этим заниматься серьезно.

Ко мне на консультацию приходил с мамой человек двенадцати лет, который мечтает быть врачом-хирургом. Я посоветовал маме привести ребенка на операцию, чтобы он посмотрел, как режут людей. Мама так и сделала. Маме во время операции стало нехорошо, ребенок смотрел во все глаза и утвердился в своем желании.

Если ребенку действительно нравится то дело, которое он выбрал, более сложные задачи только разовьют интерес. Если не его — он бросит это дело и начнет искать другое. И ребенка ни в коем случае нельзя за это ругать. Мы ищем вместе, вместе ошибаемся, это нормально.

Нельзя говорить такие слова:

— Мне надоело! Ты сегодня хочешь одно, а завтра другое! Что ж это такое? Никаких денег не напасешься!

Ваш ребенок вместе с вами ищет дело жизни. А это нелегкий труд.

В жизни ребенка много разных смыслов: и познавать мир, и учиться радоваться этому миру, и учиться учиться по-настоящему, то есть получать знания. Один из главных смыслов — найти свое призвание.

Дети, которые понимают, чем они будут заниматься дальше, принципиально отличаются от тех, кто этого не понимает. Они в школе учатся осознанней, зная, какие предметы им пригодятся, а какие — нет. Они совсем иначе организуют свой досуг. Они с гораздо большим уважением относятся сами к себе, видя перспективу своей жизни.

Как искать свое призвание школьнику

Единственный способ оторвать ребенка от компьютера

Кроме того, призвание — это единственный способ оторвать ребенка от компьютера. Курт Воннегут заметил: «Компьютер может научить ребенка только тому, как самому стать компьютером. Образованный человек может научить ребенка, как стать человеком».

Красиво сказано, правда? Чисто теоретически — да. Как лозунг — работает. Но ничего не объясняет: как ребенка все-таки от гаджета оторвать?

Когда мне задают такой вопрос, я часто задаю встречный:

— А куда, собственно говоря, вы хотите оторвать свое чадо? К чему? Что вы можете предложить взамен? Прогулки во дворе? Делание уроков? Это же все не работает…

С одной стороны, мы должны принять тот факт, что виртуальная жизнь отнимает у наших детей много времени, и с этим ничего не поделаешь. Они живут в интернете, и это вполне полноценная для них жизнь.

С другой стороны, единственный способ сделать так, чтобы ребенок хотя бы иногда выключал компьютер, — найти для него что-то более интересное. Точнее, чтобы он сам для себя это нашел.

И такое интересное существует. Оно называется призвание. Увлеченный чем-то человек отложит гаджет, чтобы заняться тем, чем он увлечен. Это же очевидно, правда?

И последний вопрос:

— А вы что, действительно верите, что человек в десять лет может найти призвание на всю жизнь?

Ответ. Во-первых, верю. И знаю немало таких случаев. Во-вторых, это неважно. Нет ничего страшного в том, что человек будет менять свои увлечения. Главное, чтобы на каждом этапе своей жизни он был чем-то увлечен. В любом возрасте. Человек, увлеченный чем-то, позитивней видит себя и мир, нежели тот, у кого увлечения нет.

Сейчас много пишут и говорят о том, что для счастливой полноценной жизни человеку важно найти свое призвание. В современном мире много возможностей для самореализации, и это хорошо, но зачастую большое разнообразие затрудняет выбор. Менеджер по развитию платформы Znanija.com в России, Польше и Румынии Юлия Белецкая дает рекомендации, как могут родители помочь детям сориентироваться и выбрать интересный профессиональный путь.

Давайте ребенку возможность следовать его увлечениям

Что такое призвание? Склонность и устойчивый интерес к какому-либо делу, профессии. И выбирать его должен сам школьник, а не родители. Ведь если занятие навязано кем-то (пусть даже близкими, которые желают добра), оно не сделает человека счастливым. Поэтому задача родителей – позволять детям проявлять инициативу и самостоятельность, в том числе в домашних делах, чтобы с малых лет формировалась активная жизненная позиция. Также важно научить ребенка разбираться в себе и уметь делать выбор на основе собственных интересов, а не желаний других людей.

Чтобы помочь детям в поисках призвания, выстраивайте доверительные отношения в семье. Спрашивайте, что для ребенка важно в жизни и почему. Как он относятся к происходящим в мире событиям? Что хотел бы сделать хорошего, полезного для окружающего мира? Прислушивайтесь к мнению школьника и замечайте, чем он интересуется. Ведь если дети получают возможность открыто, не боясь насмешек и осуждения, делиться мнением и мечтами с родителями, это создает вдохновляющую атмосферу. 

Важно поощрять творческие увлечения ребенка, даже если они кажутся родителям неперспективными или странными. Пусть пробует и смотрит, что получается в результате, ведь только личный опыт (даже неудачный) помогает чему-то научиться. При этом стоит ненавязчиво, без давления и критики, помогать школьнику осознавать пользу от выбранного занятия, как для него самого, таки для других. Также важно помогать составлять реалистичные планы по воплощению мечты в реальность.

Учите школьника видеть полезную цель своих действий

Формируйте у ребенка конструктивную учебную мотивацию. Объясняйте, что он учится в школе не для хороших оценок. Его цель – расширить кругозор, приобрести новые знания и умения, разобраться, какие предметы наиболее интересны, чтобы на основе этого опыта найти дело по душе для взрослой жизни. А если понимаешь, какое направление интересует, то план развития к окончанию школы составить легче, выбор учебного заведения будет осознанным.

Начиная поиск призвания, вовсе необязательно стремиться сразу найти занятие на всю жизнь. И чтобы начать, даже не нужно точно знать, призвание это или нет. Достаточно выбрать что-то интересное и углубиться в тему, попробовать. Но сначала учите школьника осознавать и формулировать для себя цель: зачем он хочет этим заниматься, какую пользу это принесет ему и окружающим. Интересов и связанных с ними целей может быть несколько, они могут меняться со временем – и это хорошо, значит, идет активный поиск.

Также вместе с детьми наблюдайте за современной жизнью и учите замечать тенденции, взаимосвязи. Это поможет им по мере взросления видеть перспективные сферы деятельности. К примеру, сейчас среди популярных трендов – здоровый образ жизни, экологичность, цифровизация, и это находит отражение как в повседневной жизни, так и в экономике, бизнес-среде. Вместе со школьником поищите примеры, как именно это проявляется.  

Побуждайте детей пробовать себя в разных направлениях

Дайте детям возможность пробовать разные внеклассные занятия, которые они выберут сами, а не по настоянию взрослых. Если что-то не понравилось, не стоит заставлять, пусть ищут то, что по душе. При этом важно формировать у ребенка оптимистичное отношение к занятиям и решительный настрой. Для этого хвалите за усердие и даже маленькие успехи. Не ругайте за неудачи и ошибки, а объясняйте, что это необходимая и полезная часть обучения. Вместо критики, которая убивает желание заниматься, подбадривайте и объясняйте, что все получится, если верить в себя и прикладывать усилия. Поощряйте к преодолению трудностей и выполнению сложных заданий, тем самым формируя у школьника готовность рисковать и не бояться, чтобы научиться чему-то новому.

Помогайте школьнику осознавать его мечты и цели, а затем встраивать их в повседневную жизнь, начиная с небольших дел. Что было бы полезно почитать о его увлечении и где найти подходящую литературу. С какими профессиональными сообществами познакомиться в реальности или онлайн. А, может, попробовать себя в качестве волонтера, изучив предложения на профильных сайтах? 

Развивайте творческий подход к жизни

Если ребенку нравятся, скажем, занятия музыкой, поразмышляйте вместе, какие профессии может выбрать человек с подобным увлечением – от музыканта до преподавателя, диджея или ведущего на музыкальном радио. Пусть школьник сам поищет в интернете примеры разных профессий, связанных с музыкой, и расскажет, какие нравятся. Найдите жизненные истории о людях, которым увлечение музыкой помогло обрести свое призвание. При этом вовсе необязательно, чтобы ребенок выбирал «музыкальный» путь. Главное – показать ему на конкретных примерах, что настоящим призванием становится такое дело, которое увлекает и приносит пользу окружающим, чтобы он понимал, как в будущем делать выбор. И чем больше разных занятий будет пробовать школьник, тем больше вариантов для выбора любимого дела у него появится.

Обязательно с ранних лет развивайте у детей нестандартное мышление, находчивость, творческий подход к жизни. Играйте вместе в развивающие игры, побуждающие фантазировать, искать разные способы решения задач, изобретать что-то нестандартное. Учите школьников видеть необычное в обыденных вещах. Объясняйте, что не нужно стремиться быть как все – надо быть собой и искать свой путь.

Начиная с пятого или шестого класса, родителям вместе с учеником можно регулярно посещать порталы о профессиях и профориентации: следить за новостями в мире профессий, просматривать рейтинги популярных специальностей, читать интервью с профессионалами и обсуждать их. Это будет не только расширять кругозор школьника и помогать в поисках профессии, но и укреплять отношения в семье, ведь общие интересы сближают детей и взрослых. 

Формируйте у детей позитивное отношение к работе

Если у школьника есть увлечение, в котором родители не разбираются, имеет смысл поискать наставника – эксперта в данном направлении, который поделится опытом и даст полезные советы. Вдруг такой человек окажется среди знакомых? Посмотрите в интернете, возможно, какой-нибудь эксперт проводит мастер-классы или открытые встречи. Также сейчас немало YouTube-каналов и книг в стиле нон-фикшн, где профессионалы делятся опытом. Может, удастся найти и пригласить в школу интересного специалиста, чтобы рассказал о своей работе. Или всем классом посетить предприятие, где работают люди с такой специальностью.

Также родителям стоит проанализировать свое отношение к работе, поскольку дети берут пример со взрослых, даже не осознавая этого. Известно, что если старшие члены семьи увлечены своим делом, то и ребенок, взрослея, находят любимое занятие, а если родители не любят свою работу, то и у детей нет стимула искать профессию по душе.

Чаще рассказывайте детям, что хорошего, кроме денег, дает вам работа. Какую пользу миру вы приносите своим трудом, от чего получаете удовлетворение на рабочем месте, как преодолеваете трудности, за что вас хвалит руководитель и ценят коллеги. Попросите бабушек, дедушек и друзей поделиться подобным опытом – чем больше позитивных примеров будет у школьника, тем лучше.

Фото Pixabay, Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Чтобы продолжить чтение статьи, авторизуйтесь
или зарегистрируйтесь на сайте

Доступ к контенту бесплатный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти репетитора в нижнем новгороде
  • Как найти папку на windows которую скрыл
  • Как составить номенклатуру товаров
  • Бодибилдинг как исправить осанку
  • Как составить схему платья