Как помочь подростку найти свое я

Психология

Как помочь подростку найти себя

10 июля 2020
15 792 просмотра

Подростковый возраст — время рефлексии и самоопределения. Ребенок переходит на новую стадию взросления, и ему как никогда важно решить: кто я, зачем я пришел в этот мир, каковы мои истинные цели, чего я по-настоящему хочу, чем мне предстоит заниматься в будущем. В этот период родителям особенно важно проявить чуткость и помочь найти верные ответы.

Психологи выделяют три основные уровня самоопределения, которые все мы проходим: личностное, социальное и профессиональное.

Личностное самоопределение

Личностное самоопределение — это поиск своей жизненной стратегии, своего истинного «я», которое может выражаться в вопросах определения гендера, религии, экспериментов с внешностью, попыток делать первые независимые решения.

Эксперименты с внешностью и стилем играют здесь не последнюю роль. Подросток еще не зарабатывает сам и вынужден согласовывать все изменения с родителями. Одна из основных ошибок взрослых в этот период заключается в попытках навязать свои представления о том, что такое хорошо / красиво / стильно / уместно.

Родителям важно понимать: этот период — временный, но очень важный для формирования личности. Обрубая на корню попытки самостоятельного выбора, мы рискуем лишить детей инициативы на много лет вперед. Стоит принять, что покупка очередной уродливой (на ваш взгляд вещи) — не самое страшное, что может случиться в жизни, и позволить ребенку пережить этот опыт самому.


Примеряя новые образы, подростки определяются не только с тем, что им нравится, но и с тем, как их должны воспринимать окружающие. Источник

То же касается попыток изменить пространство вокруг себя: перекрасить стены в комнате, завесить их плакатами и постерами, сделать перестановку или поменять мебель. Дайте ребенку возможность для самовыражения.

Перекраивая пространство вокруг, подросток на самом деле ищет себя

Социальное самоопределение

В подростковом возрасте на первый план выходит сравнение себя с другими и поиск своего места в социальных группах — среди одноклассников, сверстников в спортивной секции или друзей во дворе.

В это время дети часто отдаляются от родителей — не потому, что хотят конфликта, а из желания понять, что они представляют собой вдали от семьи и навязанных ею моделей поведения. С этим же связан постоянный поиск авторитетов — ими могут быть учителя, подростки постарше, популярные блогеры или артисты.

При этом подростки очень подвержены негативному воздействию, так как их способность к самоконтролю во многом зависит от окружающей среды

Что делать родителям? Прежде всего — обеспечить правильную среду. Она будет зависеть от выбора школы и круга общения.


Хобби и увлечения помогают подростку искать единомышленников. Источник

В формировании окружения большую роль играет хобби. Однако многие подростки склонны менять увлечения, потому что те кажутся им слишком детскими: бросают музыкальную школу, перестают заниматься плаванием или гимнастикой. Здесь важно вовремя направить освободившуюся энергию в полезное русло: предложить варианты времяпрепровождения, которые позволят почувствовать себя взрослее и «круче».

Девочек можно записать на курсы макияжа или стиля, мальчикам — предложить попробовать себя в картинге или теннисе. Граффити, современные танцы, курсы видеоблоггинга — выберите то, что интересно именно вашему ребенку.

Профессиональное самоопределение

Вопрос «кем я хочу стать?» — один из самых важных в подростковом возрасте. Но чтобы дать на него ответ, важно разобраться, чего ребенок на самом деле хочет, в чем его сильные стороны, каким он видит себя в будущем.

Помочь в этом могут как занятия с коучем или психологом, так и книги. К примеру, книга «Ты сильнее, чем ты думаешь» поможет разобраться с эмоциями, понять свои сильные и слабые стороны и сформировать здоровую самооценку. Книга «Чего ты по-настоящему хочешь» научит целеполаганию: как и зачем ставить цели, как не остановиться на полпути и отличить истинные желания от навязанных извне.


Ок, что дальше?!

А «Ок, что дальше?!» — это целое пособие с практическими упражнениями, которые помогут на пути профессионального становления. От анализа собственных навыков до выбора вуза и создания резюме.

Вот, к примеру, одно из упражнений. В нем авторы предлагают взять на себя роль бизнес-аналитика и провести SWOT-анализ собственных качеств и условий вокруг, а затем занести все в табличку по следующему принципу:

Так могла бы выглядеть таблица для вымышленного героя книги Марка:

Отстраненный взгляд со стороны поможет увидеть свои разные стороны, возможности и ограничения, понять, как они помогут или помешают реализоваться.

Фото на обложке — Unsplash.com

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть», «Переходный возраст», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Ок, что дальше?!»

#возрастные кризисы #отношения с детьми #переходный возраст #подростку #развитие личности #советы родителям

Подростки — дети с особым отношением к жизни. Ребёнок в этом возрасте психологически соединяет в себе сразу несколько возрастных периодов. С одной стороны — он еще ребёнок, об этом говорят его зависимость от взрослых, неспособность жить самостоятельно, обостренные чувства и эмоции, привычка жить желаниями. А с другой — взрослый человек, о чем свидетельствует способность к анализу и глубокому мышлению, умение строить умозаключения, сравнивать и оценивать себя, других людей, жизнь в целом.

Все представления о жизни и способность выражать себя, с которыми сталкивается человек, переплетаются в подростковом возрасте. Зная это, родители смогут легко понять, почему подростки иногда имеют так много противоречий, являются трудными, неуправляемыми, странными.

Занимаясь воспитанием, матери и отцу иногда приходится очень нелегко. Однако они должны понимать, что дети в этом возрасте также переживают чувства, которые далеко не часто являются положительными — они переполнены тревогой, напряжением, разными ожиданиями от будущей жизни, их эмоции способны меняться от бурных и радостных до депрессивных и тоскливых. В таком настроении подростки ощущают внутренний дискомфорт.

Поиск своего предназначения — один из периодов жизни ребёнка подросткового возраста. Иногда всем членам семьи становится нелегко, когда дети начинают искать себя. Как мать и отец могут помочь им в этом? Читайте в этой статье.

Подросток и его предназначение

Подросток и его предназначение

В этот сложный жизненный период подростки впервые всерьез задумываются над тем, кто они и кем бы хотели стать. Думая об этом, они опираются на свой жизненный опыт — хобби и предпочтения, мечты и фантазии. Также, когда ребёнок ищет себя, он анализирует жизнь и профессиональные особенности своих родителей, а также учитывает планы и мнения сверстников. Так как в этом возрасте, друзья в жизни ребёнка могут играть первостепенную роль, оставляя мать и отца позади, то он прислушивается больше к сверстникам, чем к родителям. Как взрослым относиться к этому?

Не стоит бороться за право быть первым и главным в жизни ребёнка — родительскую роль и так никто не сможет отобрать. Для того чтобы ребёнку состояться как личность, именно в этом возрасте ему необходимо прожить период, во время которого он мог бы «отделиться» от родителей и некоторое время не считать их главными. Зачем ему это нужно? Чтобы почувствовать себя полноценной личностью — самостоятельной, независимой, способной и ответственной.

Когда родителям хватает сил не противостоять этой детской роли, подросток, прожив кризис, возвращается назад в семью — чувствуя себя повзрослевшим и отделившимся от матери с отцом, он вновь может воспринимать их как старших, опытных и близких ему людей.

Подростковый возраст — это тот период, который со временем проходит. Если родители будут «держать» эту мысль в голове, то им станет значительно легче общаться с ребёнком, когда он так не похож на них и даже на самого себя.

Для того чтобы ребёнку определиться со своим предназначением — кем он будет в жизни, каким станет обладать характером, по какому профессиональному пути пойдет — он может пробовать, экспериментировать, представлять себя в разных ролях. Если взрослому хватает терпения наблюдать за этим, не оказывая на него давления, не подменяя его мысли своими, не заставляя соответствовать ожиданиям, то, спустя время, он успокоится и определится с выбором пути.

Так, дети в подростковом возрасте могут пробовать себя в опасных, редких или странных видах деятельности. Взрослые должны позволить им сделать это, иначе они так и не получат опыта и не найдут своего предназначения.

Дети нуждаются в поддержке

Ребёнок, когда он уже не малыш, но еще и не взрослая личность, как никогда нуждается в том, чтобы взрослые поддерживали его. Как родители могут проявлять такое отношение?

Разделять увлечения и хобби. Интересоваться тем, что важно подростку. Отвечать на вопросы, когда он задает, слушать внимательно истории о том, что вызывает в нем интерес, даже если сначала родителям кажется, что ребёнок увлекся фантазиями или рассказывает ерунду, не стоящую внимания.

Не высмеивать желания и предпочтения. Насмешки взрослых всегда причиняют ребёнку боль, независимо от того, в каком возрасте он находится. Однако если это ощущают на себе подростки, им больней в два раза, потому что их психика особенно уязвима.

Дети в этом возрасте могут иметь сложные отношения со сверстниками — им бывает сложно найти друзей по интересам, они подвергаются осуждению или насмешкам со стороны одноклассников. Если ребёнок сталкивается с тем, что его увлечения и интересы не разделяются другими детьми, у него нет друзей, которые могли бы поддержать его в деле, вызывающем интерес, подростку могут помочь родители, демонстрируя внимательное отношение.

Когда подростки чувствуют, что их не понимают?

Когда подростки чувствуют, что их не понимают?

Чувствительность ребёнка в этом возрасте находится на самом высоком уровне, поэтому даже малейшее разногласие с родителями или сложные отношения в семье могут вызвать шквал сильных болезненных эмоций. Среди детей подросткового возраста большой процент тех, кто, поругавшись с родителями, уходит из дома, и даже предпринимает попытки суицида. Способность понимать детскую природу в этот жизненный период одно из самых важных условий детско родительских отношений — она помогает не допустить таких последствий.

Понимать — это значит быть рядом с ребёнком, общаться с ним, словно с хорошим другом, поддерживать, не осуждать и предлагать свою помощь.

Что делать с трудными детьми?

Иногда родители сталкиваются с тем, что дети, в поисках своего предназначения, идут странными путями и приобретают такие увлечения, которые очень трудно понять и еще сложнее с ними смириться.

Подростки в поисках себя склонны экспериментировать со всем, что вызывает интерес или, как им кажется, отличает их от других людей. По этой причине рождаются группы детей, отличающиеся не формальностью и странностью.

Что делать родителям, когда детские увлечения вызывают тревогу, являются по-настоящему опасными? Не паниковать и не стремиться запугать ребёнка последствиями — в этом возрасте ему чаще всего ничего не страшно. Родители могут присоединиться к детям в их увлечениях, попробовать понять, что интересного они там находят, привлечь авторитетных людей, которых ребёнок уважает, чтобы тебе объяснили вред или опасность того, чем они занимаются.

В большинстве случаев, ребёнок, который вступает в преступные группировки, ведет себя асоциально или увлекается очень странными занятиями, имеет дефицит любви и внимания в семье, а иногда напротив — стремится убежать от гиперопеки родители. Родителям полезно создавать дома атмосферу принятия, любви, дружелюбия и поддержки — тогда ребёнок будет хотеть возвращаться домой.

Рекомендации родителям

С подростком нужно быть на одной волне — благодаря этому он не станет отгораживаться от взрослых и искать авторитет на стороне.

Увлечения ребёнка, даже самые странные, стоит, если не поддерживать, то хотя бы не осуждать. Иногда подросткам не столько важно показать странность своего хобби, сколько убедиться в том, что он нужен родителям любым — с фиолетовым цветом волос, татуировкой, пирсингом, в смешной одежде.

Говоря о предназначении подростка, стоит отталкиваться не только от его способностей, но также и от желаний.

Пытаясь найти себя, подростки желают попробовать все. Родители, вместо того чтобы пугаться этого и запрещать детям быть смелыми, могут выяснить, что толкает их на то, чтобы показывать свою эксцентричность, яркость и непредсказуемость? Иногда искренний интерес взрослых к личности подростка удовлетворяет все его потребности в ласки, любви, внимании и он успокаивается.

Лень — не всегда лень

Вернее, это всегда не просто лень. Проблема в том, что ленью называют все подряд — от обычной усталости до клинической депрессии, от отсутствия мотивации до особенностей характера. Поэтому если ребенку ничего не нравится и все лень, стоит разобраться, что же происходит на самом деле.

Возможно, он флегматик и реагирует на все сдержанно-отстраненно, не любит и не умеет выражать эмоции. А ты ждешь бурной реакции на книги и фильмы, эмоциональных рассказов о школьных экскурсиях и прогулках с друзьями, и при отсутствии такой реакции делаешь вывод, что ничего твоего подростка не интересует и не занимает.

Может быть, он устал от огромной нагрузки в школе, необходимости готовиться к поступлению, требованиям, которые доносятся со всех сторон, и сил на какие-то увлечения просто не остается. В таком случае стоит устроить внеплановые выходные или каникулы, которые помогут сделать передышку, посмотреть по сторонам, понять, что происходит вокруг, и услышать свои чувства и желания.

А если у ребенка депрессия, то тут уж никакие советы не помогут, нужно скорее искать хорошего врача.

Так что за маской лени может скрываться очень многое.

cottonbro/Pexels

Скорее всего, интересы есть

Просто ты их не замечаешь. Зависание в социальных сетях или за видеоиграми воспринимается как бесполезная трата времени. Но вспомни себя — наверняка ты тоже много времени проводишь за компьютером и в телефоне. Вся наша жизнь сейчас там: работа, друзья, счета, которые надо оплатить, записи к врачу, заказ продуктов… Так почему ребенок должен жить по-другому?

Вместо того чтобы пытаться выцарапать его из виртуальной реальности, поинтересуйся, чем таким занимательным он там занимается? Возможно, он смотрит какие-то тематические каналы на YouTube или подписан на группы и паблики, из которых ты сможешь узнать, что его увлекает. Это может стать ключом к дальнейшему выбору профессии.

Если он следит за современной политической ситуацией, то, вероятно, его заинтересует кафедра международных отношений. Серфинг по социальным сетям может привести к очень перспективной профессии SMM-менеджера, а увлечение видеоиграми — к их дальнейшей разработке и тестированию.

Сделай перерыв

Конечно, ты переживаешь, что все уже выбрали профессию, а твой ребенок никуда не поступит или выучится на что-то непрестижное.

Но сегодня перспектива работы дворником или официантом никого не напугает. Сейчас это называется модным словом «дауншифтинг» — заземление, отказ от чужих навязанных целей, переход на более низкую должность с целью выпасть из карьерной гонки, научиться ценить простые радости и слышать свои истинные желания.

В 15-16 лет у человека еще мало представлений о жизни, о возможных профессиях и занятиях. На Западе существует практика, когда ребенок после окончания школы не бежит тут же поступать в университет, а год или два путешествует по миру или работает. К нашим реалиям это не особенно применимо — мало у кого есть средства, чтобы обеспечить ребенку год путешествий, к тому же над мальчиками дамокловым мечом нависает армия, поэтому они стремятся как можно быстрее поступить хоть куда-нибудь. Но если есть возможность после школы сделать перерыв, чтобы дать ребенку немного осмотреться по сторонам и приобрести опыт реальной, а не школьной жизни, ей стоит воспользоваться.

Alexandr Podvalny/Pexels

Умерь свои страхи

Сегодня отношение к высшему образованию совсем не такое, каким было еще 10 лет назад. Новые профессии появляются стремительно, система образования за ними просто не поспевает, поэтому выучиться один раз и на всю жизнь сегодня не вариант.

Поменять профессию, приобрести дополнительные навыки сейчас довольно просто, не очень дорого, и это можно сделать в любом возрасте. Так что не страшно, если в 15 лет человек не знает, кем он хочет быть, и поступает в вуз для галочки. Возможно, интересная ему профессия просто еще не появилась. В любом случае выпускаться из института он будет уже в другой реальности по сравнению с той, в которой он в него поступал.

Неудача — это не конец света

Очень сильным тормозом в любом начинании может быть страх неудачи. Если ты требуешь от ребенка только хороших оценок, только отличных результатов во всем, то начинать что-то новое, увлекаться чем-то без существенной необходимости ему может мешать банальный страх: а вдруг не получится? Вдруг не удастся быть быстрее, выше, сильнее всех? Безопаснее просто оставаться на берегу и ни во что не ввязываться.

Объясни ребенку, что неудача — это не конец света. Снизь свои ожидания и не требуй мгновенных результатов.

Подавай пример

Переведи фокус внимания с ребенка на себя. Какие интересы и увлечения есть у тебя? Любишь ли ты свою профессию так, что с горящими глазами рассказываешь за семейным ужином, как прошел твой день? Или подчеркиваешь, что работа — это каторга, которая отнимает у тебя все жизненные силы? Занимаешься ли ты чем-то помимо работы и быта?

Возможно, тебе самой стоит сменить профессию и найти классное хобби, и тогда ребенок вдохновится твоим примером.

Статьи автора «Нейро Sova.today» сформированы с помощью уникального ИИ-сервиса разработанного компанией ЮнионСофт с использованием нейронных сетей для автоматической генерации текста. Сервис aiBOT

Как подростку найти призвание

«Что мне делать со своей жизнью?» — пугающий вопрос для многих подростков. Психолог Вики Закржевски совместно с другими исследователями разработала набор упражнений, которые помогают подросткам найти призвание. Тех, кто успешно выполнил все задания, попросили написать эссе о своем опыте. На основе этих историй она выделила 4 ключевых принципа поиска жизненной цели.

1. Искать внутри

Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.

Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».

2. Пробовать

У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.

Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».

Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?

Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.

Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».

3. Думать, кем быть

Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.

Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».

Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание

Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».

4. Обращаться за помощью

Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.

Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.

Вики Закржевски

Об авторе

Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Источник фотографий:Getty Images

Поколения нулевых и десятых (также известные как зумеры и Альфа) все чаще отказываются от привычных принципов собственного развития: они не готовы работать «долго и упорно ради стабильности», их траектория — «быстро и не важно как, ради успеха». Сегодня о том, как помочь подростку найти свое призвание.

Поиск призвания и неумение сделать первый шаг

Привычный паттерн поведения как «Я выбрал профессию, вкалываю с утра до вечера, зарабатываю деньги и ставлю цели» — уходит. У поколения нулевых (также известных как поколение зумеров — термин, используемый в социологии для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. — Forbes Life) в том числе есть большой интерес к экологической компоненте в их деятельности, когда работа начинает приносить удовольствие. У них много внимания на себя, фокус на свое состояние, на интересы и возможности. Это приводит к тому, что молодые люди начинают тщательно выбирать. Причем поколение нулевых, представители которого выходят или уже вышли на работу, выбирают по-особенному. Теперь они больше склонны к прощупыванию среды, пониманию своей миссии и призвания. Истории о том, что работа — это ежедневный труд ради какого-то блага для себя и своей семьи, уже нет. Но нет и долгосрочных стратегий: «А зачем я все это делаю?» В массе своей есть интерес реализовывать текущие желания, быстрые потребности, интересы в моменте, возможность, с одной стороны, заработать, с другой — комфортно жить, с третьей — реализовывать потребности в развитии и позиционировании себя здесь и сейчас.

Как научиться любить себя и быть самодостаточным и успешным

Совершенно иное отношение к самореализации и заработку — у поколения Альфа (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала — середины 2010-х годов по середину 2020-х годов. — Forbes Life). Среди их сверстников стали появляться те, кто уже имеет заработок: реселлеры, стримеры, тик-токеры и другие обладатели быстрого капитала. Стало естественным, что о заработке уже задумываются даже первоклассники. Они пытаются понять и осознать все, на чем можно заработать. И при этом их история — не про работу, а про обеспечение себя необходимым ресурсом, потому что слово «работа» они не воспринимают как должность, обязанности, набор навыков и т. д. Они смотрят на это как на «О! У меня вот это получается, это нравится мне и, кажется, будет нравиться другим, значит, на этом можно зарабатывать».

Если раньше люди разделяли работу, хобби и призвание, то зумеры и Альфа хотят соединить все в одном. В противном случае  они не стремятся выходить в заработок вообще. Сейчас запрос другой — как можно быстрее начать действовать, реализуя себя в удовольствии со своим интересом и зарабатывая на этом деньги. Это подтверждают наши исследования. Например, 74,6% подростков уже имели опыт самостоятельного заработка, а 50,4% из них заработали первые деньги в промежутке от 11 до 14 лет. 

Важно понимать: эти поколения выросли в достатке. Поэтому шаг из той комфортной среды, где за них кто-то берет ответственность, до шага, где я сам могу и хочу что-либо делать, — вот это как раз одна из западающих частей. Мы получаем ребят совершенно с другой заряженной логикой на то, как им двигаться в жизни дальше. У них большая потребность на самостоятельность, на поиск того, что им важно. Но при этом отсутствует среда и навыки, позволяющие сделать первый шаг. 

Сложно говорить, что это выученная беспомощность, но это так. За них очень много решали, а не помогали формировать личную позицию. Но, по мнению 72% школьников, их родители недостаточно ориентируются в многообразии современных специальностей, в связи с чем большинство учащихся (64%) рассказали, что нуждаются в помощи при выборе будущей специальности, об этом говорят данные совместного опроса Центра социологических исследований молодежи «14-35» и Всероссийского движения «Вдохновители». В итоге — это «взрослые» подростки, которые до 25-30 лет могут не попробовать себя ни в одной из сфер, потому что им все время дают готовое решение, которое часто не совпадает с их собственными желаниями. 

Проблемы, которые изменят нас: гибкость без умения преодолевать

Не стоит думать, что такие изменения в мышлении юного поколения пройдут для нас незамеченными. С одной стороны, у поколения нулевых и Альфы очень высокая гибкость и ориентированность на себя. С другой стороны, у них нет так называемой длинной воли. Это то, что характеризует, например, предыдущие поколения: достижение, дохождение до вершины, ожидание результата на длительном промежутке. Такие критерии позволяют запускать большие системные изменения, долгосрочные программы. А гибкость современного молодого поколения приводит к тому, что там, где нужно приложить усилия и находиться какое-то время в зоне дискомфорта, где нужно ставить себе задачи на развитие, вот этого, к сожалению, у них нет. 

Они скорее могут перестроиться, найти новую деятельность, новую нишу, куда-то себя пойти развивать, но преодоления у них нет. А на самом деле — дело в балансе. Потому что в мире будущего экономике нужно и то, и другое. Но перекос, который сейчас есть от желания быстрых денег и легкой самореализации, может привести к тому, что наши экономические процессы станут поверхностными и очень нестабильными. Быстрые сборки, пересборки в маленьком масштабе — это терпимо, но когда это делается в масштабе больших государств, больших организаций, когда нужно удерживать некоторые практики, производственную культуру и выдерживать большую нагрузку, чтобы добиться результата, — с этим сложности.

От быстрого к долгому: как родители могут помочь подростку 

  • Дать пространство доверия

Внутри каждого человека есть запрос на серьезность. Важно дать такой опыт молодому человеку из поколения зумеров или Альфа, чтобы он попробовал новые для себя направления: науку, производство, экологию, ветеринарию, медицину. Тут от родителя требуется дать пространство доверия. Он не должен обесценивать интерес и попытки ребенка, его вопросы, а должен дать ему ощущение его собственной значимости внутри новой для него сферы. Потому что независимо от того, чем бы занимался молодой человек, поддержка взрослого искренним интересом, безоценочным, не патерналистским, а именно дружеским, партнерским, наставническим интересом играет очень большую роль. Чем подкупают быстрые профессии, быстрые заработки, блогинг и прочее? Тем, что там очень быстрая система отклика публики. Вот эта поддержка и интерес в виде лайков, в виде репостов, комментариев, она закрывает эту потребность. А если этого нет в других зонах, если там только то, что ты не справляешься, не можешь, не делаешь, не выполняешь ожиданий, то молодой человек и не пойдёт в это.

  • Не пытаться предопределить будущее

Здесь первое, что не нужно делать родителю, — это заставлять и предлагать будущее, которого, возможно, нет и не будет; предлагать выбирать из своего опыта, из своего взгляда на то, как будет развиваться мир, и пытаться объяснить ребенку, что так хорошо и так правильно. 

  • Отказаться от позиций старшинства и опыта

Второе, что не нужно делать родителю, — объяснять, что «я знаю лучше и понимаю лучше». Да, есть опыт, который полезен, которым родитель может поделиться, как он выбирал. Но сказать: «Я знаю, что будет, потому что у меня так уже было» — нечестно, потому что в том мире, в котором мы сейчас живем, мы не жили никогда. И ответа про то, что надо сделать, чтобы правильно сформулировать свое будущее, его нет. 

  • Поддерживать в том числе ошибочные начинания и создать поддерживающую среду

А с точки зрения того, что нужно делать — это искать то, что созвучно своему внутреннему интересу, своим потенциалам, способностям, навыкам, и максимально пробовать. Потому что часто мы отказываемся от возможности, просто на нее не смотря. Это не один разговор на вечер, после которого все решается, это система разговоров, это культура внутри семьи, которая, с одной стороны, сплотит вас, а с другой стороны, поможет ребёнку и взрослому разговаривать, выстроить культуру диалогов о будущем.

Также рекомендация родителю, что делать: поддерживать даже ситуацию того, что если ребенок ошибется и у него не получится, то это нормальный опыт, который просто нужно помочь пережить. Поэтому поддерживать — обязательно, даже когда ошибка, даже когда негативный опыт. 

Как формируется наша реальность

И еще что важно для родителя: как можно больше интересоваться тем, как развивается мир. Постараться выйти за пределы обычной сферы своей жизни, круга общения, контента, постараться посмотреть на другие зоны, другие сферы, пообщаться с другими людьми, читать современную литературу про науку, смотреть дайджесты, следить за открытиями, за развитием технологий для того, чтобы быть в курсе, в каком мире вообще мы живем. Это поможет в познании мира молодым человеком.

Это подтверждают данные из методологии, которую мы создаем в рамках проектов движения «Вдохновители», в том числе флагманского  проекта «Маршрут Вдохновения». До 75% подростков, которые были погружены в поддерживающую среду, стали понимать, чем они хотят заниматься в дальнейшей жизни. Детям важна среда, где есть взрослые, которые делятся опытом не в назидательный логике. 

Как говорить с подростком

Понятно, что каждый родитель хочет обеспечить ребенку какое-то базовое образование, на котором он сможет зарабатывать деньги. Но здесь есть ловушка, которую, к сожалению, мы взяли с собой из XX века, из нашего даже более раннего прошлого, что нужно как-то обеспечить свое будущее, в котором должно быть не голодно, не холодно. И лучше сразу договориться на берегу, выбрать что-то такое, что стабильно в любом случае обеспечит будущее. Но есть проблема. Она связана с тем, что в такой постановке будущего может не оказаться вообще. Потому что немотивированные и потерянные молодые люди, не выбравшие свое место в жизни, могут не создать это будущее в принципе. И это главный экзистенциальный вызов. Родитель, который предлагает юноше или девушке вместо раскрытия потенциала и поиска себя, некоторую гарантию будущего, оказывает в этом плане медвежью услугу, потому что этого будущего нет именно из-за того, что очень быстро меняется мир. Мы не можем сказать с абсолютно точной уверенностью, что та или иная профессия через 30 лет будет обеспечивать человека и он будет себя чувствовать хорошо, комфортно. Мы не можем сказать, что он будет жить в той же социальной среде, в которой жил, и практики его жизни, и образ его жизни будут такими же.

Поэтому не надо пытаться создать некоторый опыт или процесс, в котором 100% одна конкретная профессия якобы обеспечит будущее. Нет. На самом деле обеспечивают человеку будущее понимание собственных сильных сторон, возможностей развития и опыт обучения в разных средах, некоторый навык адаптивности к тому, что будет происходить, и возможность применять свои знания. Поэтому важно при выборе и совершении первого действия с точки зрения похода во взрослую жизнь исходить из интересов, возможностей, склонностей, способностей ребенка, какая база будет для него максимально продуктивной, чтобы он дальше мог стартануть в разные сферы, независимо от того, как меняется мир.

В этом плане смещается фокус с выбора профессии на всю жизнь, на выбор базы, от которой молодой человек дальше может подниматься вверх в профессиях независимо от сценариев мира, в которых находится. Вместо попадания в некие ожидания экономики, сам определись с тем, а кто ты? Что ты можешь и что у тебя есть с точки зрения твоего потенциала? Чтобы ты мог включаться в процессы и легко адаптироваться к: пандемии, к геополитическим изменениям, к экономическим кризисам, к технологическим скачкам.

Пробовать вместе с ребенком, давать ему возможность знакомиться с разными профессиями, с разными типами деятельности, с разными культурами. Потому что кому-то подходит сидение в офисе, а кому-то — экшен на заводе. Это нормально. Родителю очень важно давать пространство и возможность выбирать. Хочет подросток пойти попробовать, что такое программист? Супер, пусть идет и пробует. Хочет он попробовать посмотреть, что такое быть врачом? Отлично, пусть идет и смотрит. И родитель должен максимально помочь ему в этом: сходить с ним, исследовать это, почитать, посмотреть, чтобы ребенок максимально понимал, что это такое. И чем больше потом он будет пробовать сам, тем легче ему будет сделать выбор. Потому что большая ошибка, когда ребенок все время слушает-слушает-слушает родителя, находится в одной какой-то парадигме и понимает, что, уже даже сдав ЕГЭ и подав документы на разные направления, он не может выбрать, потому что не знает это на ощупь.

Руководство к действию

  • Совместно прописать сильные и слабые стороны родителя и ребенка

Есть такая практика про сильные и слабые стороны личности, когда родитель и ребенок за определенное время прописывают каждый самостоятельно свои сильные стороны, свои слабые стороны, ограничения (что мне не подходит, что мне не нравится, что у меня не получается и куда я не хочу) и зоны роста (это то, что у меня сейчас еще нет, но я могу это получить, я хотел бы это получить, хотел бы развить у себя эти навыки и знания). После того как ребенок расскажет про свои интересы, родитель может написать списки людей, которые потенциально из его круга могут быть полезны молодому человеку для общения о будущем. 

  • Вовлекать в круг общения ребенка других значимых взрослых

К сожалению, не все родители понимают, что у них есть большой потенциал значимых людей рядом, которые могут включиться и передать какой-то опыт. Но после того как родитель поймет, что интересно и что важно ребенку, надо попытаться понять, кто из знакомых может в этом помочь. Не всем родителям легко в целом входить в эту логику горизонтального общения. И также родителю может быть некомфортно, что появятся какие-то другие значимые взрослые в жизни ребенка, которые будут влиять на его решения. Поэтому очень важно, чтобы родитель, который хочет помочь своему чаду найти себя, разрешал это. Потому что мир гораздо сложнее, и есть те сферы, которые нравятся вашему чаду, а вы в них просто не можете дать квалифицированный ответ или совет.

  • Заниматься практикой первого шага

Также, чтобы ребенок лучше адаптировался и появилась практика первого шага, можно воспользоваться еще одной практикой: когда все члены семьи пишут на бумажках простые желания, которые можно сделать, и складывают эти записки в один мешок. И каждый день или каждую неделю (какой промежуток — это для себя определяет сама семья) они вытаскивают наугад по одной бумажке и исполняют желания того члена семьи, чья бумажка выпала. Это игровая командообразующая практика для выстраивания доверия и опыта, что мечты или желания могут сбываться. Потому что очень часто проблема родителя и ребенка не в том, чтобы поговорить о будущем, а в том, чтобы помочь сделать его достижимым, причем общими усилиями. 

  • Совместно выходить за пределы привычного опыта

И также обязательно вместе посещайте выставки, дни открытых дверей в компаниях, в вузах, на форумах, будьте везде, где представлена та сфера, которая интересна ребенку, а еще интересна самому родителю или может стать интересна, будь то технологии или современное искусство. Рецепт полноценного развития молодого человека на самом деле прост: в любом возрасте нужно выходить за пределы своего привычного образа жизни и обязательно знакомиться с миром и его достижениями.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти троян в сети
  • Как найти причину исполнительного производства
  • Как мощность выборки найти
  • Как составить заявление об отводе судьи
  • Как найти стикеры для ватсап на айфоне