Как понять добро найдет тебя само

Аналитическая работа с источником

Методические
указания к выполнению:
Прочитайте
предложенные фрагменты текстов,
проанализируйте позицию автора, а затем
сформулируйте свою точку зрения по
вопросу. Выполните задания к тексту.
Все свои умозаключения в виде тезисов
зафиксируйте в тетрадь.

  1. Шрейдер Ю. А.
    Лекции по этике. – М., 1994. – С. 54.
    (Ю. А. Шрейдер
    – современный российский философ).

Мораль тем сильна,
что формулирует абсолютные запреты,
которые не следует преступать никогда.
Иначе это не мораль, а беспомощный призыв
быть хорошими…

Когда человек
попадает в этически напряженную ситуацию,
понимая, что ему предстоит нелегкий и
опасный выбор, очень полезно заранее
определить для себя, чего не следует
делать ни в коем случае. Здесь нужен не
конкретный расчет вариантов, а ясное
понимание, что «я этого не сделаю никогда,
хотя это мне будут настойчиво предлагать».
Такая предварительная установка очень
помогает не сделать непоправимый выбор,
которого человек впоследствии будет
стыдиться.

Хорошие варианты
могут подвернуться по дороге, но они
легче придут в голову, если будет прочно
отсечено все, что абсолютно не дозволено
делать. Если ты поставил себя в
недвусмысленную позицию по отношению
к злу, то добро найдет тебя само. Главное —
избавиться от искушения в том, что в
силу обстоятельств то или иное зло может
быть оправдано. Это самая распространенная
и самая опасная приманка. Более того,
сущность зла в том, что оно маскируется
под добро, под то, что в данных условиях
выглядит лучшим выходом.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Определите
главную идею фрагмента. В каких словах
текста вы находите подтверждение вашего
мнения? 2. Что
дает автору основание подчеркивать
значимость установки «…я этого не
сделаю никогда, хотя это мне будут
настойчиво предлагать»? О каком
непоправимом выборе говорит ученый?
Что значит «непоправимый»? 3. Как
вы поняли слова: «…добро найдет тебя
само»? В каком случае это может
произойти? Поясните на примере. 4. От
какого искушения призывает избавиться
ученый, размышляя о нравственном выборе
человека? В чем коварство этого
искушения? 5. Что
значит — зло маскируется под добро?
Встречались ли вы с такой ситуацией?
Чем руководствовались в ее разрешении?
6. Изучаемый
текст назван «Сила морали». В чем же
состоит ее сила?

  1. Ушинский К. Д.
    О нравственном элементе в русском
    воспитании // Педагогические сочинения. —
    М., 1988. – Т. 2. – С. 48. (К. Д. Ушинский
    русский
    педагог, писатель).

Нравственность и
свобода — два такие явления, которые
взаимообусловливают друг друга и одно
без другого существовать не могут,
потому что нравственно только то
действие, которое проистекает из моего
свободного решения, и все, что делается
не свободно, под влиянием ли чужой воли,
под влиянием ли страха, под влиянием ли
животной страсти, есть, если не
безнравственное, то, по крайней мере,
не нравственное действие.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Какое
действие автор называет нравственным?
2. Какими
являются действия, совершенные по чужой
воле, из-за страха или животной страсти?

  1. Кон И. С.
    Психология ранней юности. – М., 1989. –
    С. 205, 209.
    (И. С. Кон
    – современный российский психолог и
    педагог, академик Российской академии
    образования).

 Нравственная
позиция раскрывается в поступках и
формируется поступками же, причем
особенно важную роль… играют конфликтные
ситуации. Человек, не бывший в сложных
жизненных переделках, еще не знает силы
своего «Я»… Поведение людей любого
возраста в новых для них проблемных
ситуациях сильно зависит от наличия
опыта разрешения аналогичных ситуаций.
Любая новая проблема сопоставляется с
нашим прошлым опытом, и, чем более личным
был этот опыт, тем сильнее его последующее
влияние. Ситуация, в которой индивид
сам принимал участие, психологически
более значима, чем та, которую он наблюдал
со стороны, и тем более та, о которой он
только слышал или читал. Недаром реальное
поведение людей часто резко отличается
от того, каким оно представляется им
самим в воображаемых ситуациях…

Вопросы
и задания к тексту:

1. Как
вы считаете, почему нравственная позиция
может раскрываться только в поступках?
2. Объясните,
какова роль личного опыта в формировании
индивидуальной нравственной позиции.
3. Моральный
выбор — это всегда определенный
индивидуальный поступок. Постарайтесь
обнаружить связь между моральным выбором
и моральной ответственностью человека.

  1. Чернышевский Н. Г.
    Антропологический принцип в философии
    // Антология мировой философии. – М.,
    1972. – Т. 4. – С. 241-242. (Н. Г. Чернышевский
    – русский
    мыслитель, литературный критик,
    публицист).

Очень давно было
замечено, что различные люди в одном
обществе называют добрым, хорошим вещи
совершенно различные, даже противоположные.
Если, например, кто-нибудь отказывает
свое наследство посторонним людям, эти
люди находят его поступок добрым, а
родственники, потерявшие наследство,
очень дурным. Такая же разница между
понятиями о добре в разных обществах и
в разные эпохи в одном обществе. Из этого
очень долго выводилось заключение, что
понятие добра не имеет в себе ничего
постоянного, самостоятельного, подлежащего
общему определению, а есть понятие чисто
условное, зависящее от мнений, от
произвола людей. Но, точнее всматриваясь
в отношения поступков, называемых
добрыми, к тем людям, которые дают им
такое название, мы находим, что всегда
есть в этом отношении одна общая
непременная черта, от которой и происходит
причисление поступка к разряду добрых.
Почему посторонние люди, получившие
наследство, называют добрым делом акт,
давший им это имущество? Потому, что
этот акт был для них полезен. Напротив,
он был вреден родственникам завещателя,
лишенным наследства, потому они называют
его дурным делом… Отдельный человек
называет добрыми поступками те дела
других людей, которые полезны для него;
в мнении общества добром признается
то, что полезно для всего общества или
для большинства его членов; наконец,
люди вообще без различия наций и сословий
называют добром то, что полезно для
человека вообще.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Что,
по мнению Чернышевского, позволяет
причислять поступки к разряду добрых?
2. Считаете
ли вы, что один и тот же поступок можно
охарактеризовать как добрый и злой?
3. Почему
понятия добра и зла не могут быть
постоянными во все времена?

  1. Долг
    // Краткая философская энциклопедия
    .
    – М., 1994. – С. 143.

Долг
– выступающее в качестве внутреннего
переживания принуждение поступать в
соответствии с потребностями, исходящими
из этических ценностей, и строить свое
бытие5
в соответствии с этими требованиями.
Согласно Фихте, для которого весь мир
является «материалом исполнения долга»,
есть только одна конечная цель —
долг. Единственно возможное верование:
с радостью и непредвзято делать то, что
в любом случае предписывает долг, не
поддаваясь сомнениям или раздумьям о
последствиях.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Как
вы понимаете положение «долг —
внутреннее переживание принуждения
поступать в соответствии с этическими
ценностями»? 2. Могут
ли следовать долгу люди, чьи ценности
еще не сформировались? 3. Как
вы понимаете смысл последнего предложения
данного фрагмента? Допускает ли следование
долгу сомнения или раздумья о последствиях?
Ответ аргументируйте. 4. Приведите
словосочетания, в которых употребляется
понятие «долг». Что общего в этих
словосочетаниях? Отличаются ли они по
смыслу? Если да, то в чем это отличие?
5. Чем
вы объясняете многозначность данного
понятия? Какое значение ближе всего вам
и почему?

  1. Фромм Э.
    Психоанализ и этика. – М., 1993. – С. 115.
    (Э. Фромм
    – немецкий
    социальный психолог, психоаналитик,
    врач и социолог).

Нет более гордого
заявления, чем сказать: «Я буду поступать
по совести». На протяжении всей
истории люди всегда отстаивали принципы
справедливости, любви и правды в
противовес всякому давлению, оказывавшемуся
с целью заставить людей отказаться от
того, что они знали и во что верили. <…>
Сократ предпочел смерть, но не поступился
совестью, пойдя на компромисс с истиной.
Если бы не совесть, человечество давно
увязло в болоте на своем полном опасностей
пути.

Этим людям прямо
противоположны другие, которые, однако,
уверяют, будто мотивом их поступков
тоже является их совесть: инквизиторы,
сжигавшие людей заживо на кострах именем
своей совести; завоеватели, требующие
действовать от имени их совести, тогда
как превыше всех соображений ставят
жажду власти. Поистине нет ни одного
жестокого или равнодушного поступка,
совершенного против других или против
себя самого, который нельзя было бы
подвести под веление совести; а это
говорит о том, что власть совести в том
и проявляется, что всегда испытываешь
нужду в ее поддержке.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Как
вы понимаете слова о том, что, «если бы
не совесть, человечество давно увязло
в болоте на своем полном опасности
пути»? 2. В
чем суть поступка Сократа с точки зрения
следования принципам совести? 3. Почему,
говоря о совести, часто употребляют
глаголы молчит,
говорит, спит, мучает?
4. Какова
основная идея приведенного фрагмента?
5. Чем
объясняется разнообразие точек зрения
на сущность совести? 6. Какая
из приведенных позиций вам представляется
наиболее убедительной и почему? Ответ
проиллюстрируйте примерами.

  1. Лихачев Д. С.
    Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.
    – С. 24, 238. (Д. С. Лихачев
    – ученый
    и общественный деятель, академик
    Российской академии наук).

Самая
большая ценность в мире – жизнь: чужая,
своя, жизнь животного мира и растений,
жизнь культуры, жизнь на всем ее
протяжении — и в прошлом, и в настоящем,
и в будущем…

В жизни ценнее
всего доброта, и при этом доброта умная,
целенаправленная. Умная доброта —
самое ценное в человеке, самое к нему
располагающее и самое в конечном счете
верное по пути к личному счастью.

Вопросы
и задания к тексту:
1. Какова
главная мысль каждого из приведенных
фрагментов? 2. Сопоставьте
главные мысли этих фрагментов. Если вы
решите, что они противоречат друг другу,
постарайтесь это доказать. Если же,
напротив, увидите, что они дополняют
друг друга, объясните, почему вы так
считаете.

  1. Кант И.
    О педагогике // Цит. по: Мудрость
    воспитания: Книга для родителей / Сост.
    Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров,
    Г. Б. Корнетов. – М., 1989. – С. 151-153,
    154-155.
    (И. Кант
    – немецкий
    философ).

Нравственное
воспитание состоит прежде всего в
формировании характера…

Характер
– это одновременно и наличие твердых
намерений осуществить что-либо, и при
этом способность реализовать намеченные
планы, как говорит Гораций, вот что такое
настоящий характер! Например, коли я
уже пообещал что-либо кому-нибудь, я
должен сдержать слово даже и в том
случае, если бы мне это было и во вред.
Человек, который решил что-нибудь сделать
и не делает этого, не может более доверять
самому себе; например, если кто-нибудь
решит всегда вставать рано, чтобы
заниматься, или что-нибудь сделать, или
совершить прогулку, и станет затем
весной отговариваться тем, что поутру
еще холодно и что это может ему принести
вред, летом же, что поутру так хорошо
спится, а сон ему так приятен, и так будет
откладывать задуманное со дня на день,
то в конце концов он более не станет
верить самому себе.

Сказанное не относится
к намерениям, противоречащим нравственности.
Когда характер проявляет дурной человек,
это уже называется закоренелым упрямством,
и его твердость в осуществлении замыслов
достойна лучшего применения…

Следует обратить
внимание юноши на то, чтобы любое решение
его, к коему он пришел по зрелому
размышлению, претворялось им на практике:
в противном случае уж лучше не затевать
никаких планов и не принимать окончательного
решения…

Юноше следует указать
также:

  • на необходимость
    жизнерадостности и хорошего настроения,
    человек живет в радости сердца своего,
    когда ему не в чем упрекнуть себя;

  • на необходимость
    ровного, спокойного расположения духа.
    Самовоспитанием можно добиться того,
    чтобы всегда оставаться человеком
    оживленным, не отягощающим собой
    никакого общества;

  • на то, чтобы многое
    в жизни рассматривать как свой неизменный
    долг. Любой мой поступок должен обладать
    для меня ценностью не потому, что он
    отвечает той или иной моей склонности,
    а потому, что, совершая его, я тем самым
    исполняю мой долг;

  • на необходимость
    любить других людей, а также помнить о
    том, что все мы — граждане мира…

  • на необходимость,
    наконец, отчитываться перед самим собой
    каждый день, чтобы иметь возможность
    в конце жизни подвести итог ее ценности
    и значения.

Вопросы
и задания к тексту:

1. Как
автор определяет характер? Почему он
считает формирование характера основой
воспитания нравственности? 2. В
каком случае, по мнению автора, человек
не может доверять сам себе? Приведите
примеры, подтверждающие это мнение.
3. Как
вы понимаете слова: «Человек живет в
радости сердца своего, когда ему не в
чем упрекнуть себя»?

  1. Ейфельдт Д. Н.
    Беседа с Л. Н. Толстым // Интервью
    и беседы с Львом Толстым. – М., 1986. –
    С. 348. (Л. Н. Толстой

    русский писатель, мыслитель).

В беседе по
любимейшему для Л. Толстого вопросу
о нравственном самосовершенствовании
он говорит:

      —  Это
самый частый вопрос, с которым ко мне
обращаются. Таков уж человек. Но беда
в том, что большинство так обыкновенно
рассуждает: я не могу стать совершенным —
так не для чего и стараться. Махнул рукой
и поплыл по течению, как и все остальные.
Это прискорбная ошибка в жизни многих.
Борьба с собой и есть радость в жизни.
Каждая маленькая над собой победа —
шаг вперед. В области добра нет ведь
границ для человека. Он волен, как птица!
Что же мешает ему быть добрым?

      —  Трудно,
Л. Н., жить по вашему нравственному
учению, — вставили мы замечание. —
Так я ведь не говорю, — любовно пояснил
Л. Н., — стань завтра совершенством.
Упади раз, два, три, но поднимись. И еще
раз упади, но все поднимайся.

Вопросы
и задания к тексту:

1. С
чем, по мнению Л. Н. Толстого,
сталкивается человек, решая проблему
нравственного совершенствования? Что
автор называет ошибкой? Как вы думаете,
почему? 2. О
какой борьбе рассуждает Л. Н. Толстой?
Что значит победить себя? Каким образом?
3. Как
вы поняли слова мыслителя «в области
добра нет ведь границ для человека»?
4. Раскройте
связь между становлением личности и
нравственным совершенствованием.
Приведите примеры, подтверждающие ваш
ответ.

  1. Эпиктет.
    В чем наше благо // Римские стоики:
    Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.,
    1995. – С. 249-250. (Эпиктет
    – римский
    философ).

      Кто
хочет спастись от зла, тот должен
оберегать, как бы от врагов, свою
честность, свое воздержание, свое
разумение. Кто отдает врагу эту крепость
свою, тот попадет в плен и погибнет.

Прожить свой век
настоящим человеком совсем не так легко
и просто, как это кажется с первого
взгляда. Мы знаем, что человек отличается
от диких зверей и домашнего скота разумом
своим. Значит, если мы хотим быть
настоящими людьми, то не должны походить
ни на зверей, ни на скотину.

—  А когда
бывает человек похож на скотину?

—  Тогда, когда
он живет в брюхо свое: безрассудно,
небрежно, похотливо.

—  А когда он
похож на дикого зверя?

—  Тогда, когда
он живет насильничеством: когда он
поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок
свою внутреннюю духовную жизнь; не давай
ходу печали, страху, зависти, корысти,
алчности, недружелюбию, изнеженности
и необузданности… Если ты не хочешь
этого, то тебе придется со стоном и
плачем тащиться за теми, кто сильнее
тебя. Ты станешь искать счастия вне себя
и никогда его не найдешь, потому что,
вместо того чтобы искать его там, где
оно находится, ты будешь искать его там,
где его нет.

Вопросы
и задания к тексту:

1. В
чем, на ваш взгляд, главная мысль этого
отрывка? 2. Как
вы думаете, почему автор считает, что
если человек не приведет в порядок свою
внутреннюю духовную жизнь, то ему
придется «тащиться» за теми, кто сильнее
его? 3. Найдите
в данном тексте и выпишите те человеческие
качества, которые осуждает автор.
Подберите к каждому из них противоположное
нравственное качество. Постарайтесь
объяснить, в чем причина расхождений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

                     Урок
обществознания

в 8 классе по теме:

«Что такое мораль»

Цели и задачи урока.

В ходе урока учащиеся смогут:

·       
Расширить, систематизировать и
углубить свои знания о морали

·       
Понять сущность понятия «мораль»,
обосновать его значение в обществе

·       
Развивать свои умения
анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить
сравнительный анализ сходных явлений

·       
Закрепить отношение к моральным
нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни

·       
Сформировать понимание ценности
собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей

·       
Отказаться от реализации своих
планов за счет других людей

·       
Понять важность компромисса в
общественной жизни

План урока:

1.    
Понятие «мораль», виды моральных
норм

2.    
Значение моральных норм

3.    
Нравственный идеал и повседневное
поведение

4.    
Как стать личностью?

5.    
Соотношение морали и права

6.    
Моральный выбор. Моральный
контроль.

Основные вопросы:

1.    
Что такое смысл жизни? В чем он
состоит?

2.    
Что такое мораль?

3.    
Что такое моральная
ответственность?

4.    
Каковы высшие ценности и идеалы?

5.    
Как стать личностью с большой
буквы?

Словарь урока:

·       
Социальные нормы

·       
Жизненные цели

·       
Нравственность

·       
Нормы морали

·       
Гуманность

·       
Моральная ответственность

·       
Счастье

·       
«Золотое правило нравственности»

·       
Принципы морали

·       
 Мораль

·       
Личность

*  
Милосердие

·       
Доброта

·       
Гуманность

·       
Сострадание

·       
Совесть

Эпиграфы урока:

«Есть две морали: одна
пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать
добро»

                                                                            П.Буаст

 «Нравственность – это разум
сердца»

                                                                            Гейне

«
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил.  Такого свойства это дело:
данное нами к нам же вернется»

                                               
Иоанн Златоуст.

«Нечто позволительное с точки
зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается»

Гегель

Порядок проведения урока.

Этапы

урока

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация

Анализ
высказываний.

«Мозговой
штурм»

Учащиеся
определяют понятие «мораль», обсуждают его сложность и многозначность.

Умение
понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и
сравнительного анализа

2. «Дерево

жизни»

Работа
индивидуально и в малых группах.

Заполнение
схемы.

Представление
результатов.

Учащиеся
создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи,
учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы.

Умение
иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.

3.Работа с понятиями

Работа
в группах.

Обращение
к тексту с понятиями.

Учащиеся
формулируют основные понятия темы.

Точность
и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной
проблемы

Работа в группах

Учащиеся
получают представление о моральной ответственности

и
формируют собственный подход к смыслу жизни.

Умение
выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

5.Закрепление полученных
знаний

Работа с документом.

Учащиеся
демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по
содержанию документа позицию его автора.

Определение
на основании документа  жизненной  позиции автора.

6.Подведение итогов

Общая дискуссия.

Учащиеся
размышляют о том, можно ли назвать безнравственной какую-либо историческую
эпоху?

Умение
формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Ход урока.

1.Вступление. Каждый из
вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот
мир
, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать
поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного
человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на
Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего
же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

Что
самое ценное в человеке?
Многие
пытались ответить на этот вопрос, но сделать это очень трудно. Что предпочесть?
Ум, силу, талант, красоту, смелость? Все качества нужны человеку. Но что же
самое главное, самое ценное? Может быть – это добро?


Что такое добро? Это то, что помогает человеку, природе.

Высшее
проявление добра – это мир, любовь, милосердие, умение прощать.

Сергей Красников

Проявим милосердие к другим, 
И совесть, душу вечно сохраним… 
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны… 

Земля моя родная благодать, 
Желаю я свою любовь отдать, 
И милость Божью проявить… 
Душу и жизнь. С любовью воскресить… 

Пусть милосердие будет иногда, 
Как скажем, течет вода всегда, 
Да будет наш гуманный этот свет… 
Призыв от Бога данный в мой сонет… 

О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты… 
Нам нужно просто жить для всей мечты… 

Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда 
Мы милосердие будем проявлять 
И в этом соль, и Божья благодать…

2.Обсуждение выполнения домашнего задания:

1)
Дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах
вашей семьи, заполнив таблицу:

Виды интересов

Примеры

Духовные

Музыка,
чтение книг, посещение театра

Материальные

Красиво
одеться, купить машину

Сиюминутные

Посмотреть
фильм

Кратковременные

Ремонт
квартиры

Долгосрочные

Дружба,
счастье, любовь

Выступления
учеников по заполненной таблице.

2)Прочитать
текст «Быть личностью» и письменно в тетради ответить на вопрос «Кто ты?» на
стр. 13

Обсуждение
 ответа на вопрос: Как вы поняли содержание древнего мифа, изложенного в тексте
параграфа? Чему он учит?

3. Анализ высказываний о морали, вынесенных как эпиграфы урока.

С
какими  высказываниями вы согласны?

Наиболее
близкое  вам выпишите себе в тетрадь.

4.Работа
в группах с документами

1)Сила морали.

Ю. А. Шрейдер современный российский философ

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты,
ко­торые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а бес­помощный
призыв быть хорошими…

Когда человек попадает в этически напряженную
ситуацию, по­нимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полез­но
заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь
нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное по­нимание, что «я этого не
сделаю никогда, хотя это мне будут на­стойчиво предлагать». Такая
предварительная установка очень по­могает не сделать непоправимый выбор,
которого человек впослед­ствии будет стыдиться.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они
легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не
дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную по­зицию по отношению
к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что
в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая
распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что
оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим
выходом.

Шрейдер Ю. А. Лекции 
по этике.— М., 1994.— С. 54.

Вопросы и задания: 1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах
текста вы находите подтверждение вашего мнения? 2. Что дает автору
основание подчеркивать значимость установки «…я этого не сделаю никогда, хотя
это мне бу­дут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит
ученый? Что значит «непоправимый»? 3. Как вы поняли слова: «…добро
найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере. 4.
От какого искуше­ния призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном
выборе человека? В чем коварство этого искушения? 5. Что значит — зло
маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем
руководствовались в ее разрешении? 6. Изучаемый текст назван «Сила
морали». В чем же состоит ее сила?

2)Текст 2. Нравственная жизнь и удовольствие

М. А. Антонович (1835—1918)
русский философ К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь»,
«приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупо­треблениями
их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют рос­кошь, возможность не стесняться
в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство,
пьянство, сладо­страстие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»…
Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь,
далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая
насилие природе; поэтому она не жизнь, а тя­гость, наказание. Обыкновенно
предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель,
человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить…

Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда
и ос­корбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна
из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека.
Если человек стремится к разумной до­бродетели1, то для того, чтобы
сделать свою жизнь полнее, прият­нее, богаче удовольствиями, словом,
естественнее.

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч.
2.—М., 1991.— С. 41—43.

Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбитель­ным
взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она проти­воречит
человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представ­ления
о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распрост­ранены.
Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3.
Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, ко­торый
доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтоже­ство». 4.
Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна
приносить удовлетворение?

Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2.
Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок
свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто силь­нее
его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, кото­рые
осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное ка­чество.
Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственны
ми идеалами и ценностями приведенными в учебнике. В
чем причина расхождений.

5.Домашнее задание

Прочитать
п.49 «Что такое мораль?» и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 ,3 на
стр. 328

6.Подведение итогов урока.

Мораль
начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она
строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.

Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень)

Нравственность – закон жизни

Цель: пробуждение у обучающихся интереса к нравственным вопросам

Задачи:

— формирование понятий: нравственность, нравственная оценка деятельности, нравственная самооценка, общечеловеческие ценности; раскрыть значение нравственности в жизни общества, показать основные факторы, влияющие на формирование нравственных норм.

— совершенствование умения анализировать; продолжить формирование умения работать с текстом документа, словарем; развивать умение вести дискуссию, отстаивать точку зрения; формировать умения, необходимые для исследовательско-поисковой деятельности.

— Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова. Обществознание 11 кл. профильный уровень. презентация, раздаточный материал к уроку.

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок-дискуссия

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие.

2 этап: Целеполагание (2мин)

Учитель: В 4 веке до н.э. древнегреческий философ Диоген из Синопа, пытаясь отыскать истину, зажег днем факел и расхаживал с ним по улице.
Я тоже зажигаю свечу и днем с огнем с той же искренностью повторяю его знаменитую фразу: «Ищу человека!». При свете этой свечи приглашаю вас к серьезному разговору. О чем будет этот разговор?

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, исходя из изречений мудрецов, которые вы найдете на первом листе в папках на ваших столах.

(формулируют тему занятия)

Исходя из темы урока, давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.

(обучающиеся вместе с учителем формулируют цель и задачи урока)

3 этап. Изучение новой темы

Работа с терминами. (2мин)

Итак, что такое нравственность и чем она отличается от морали.

Фронтальная беседа по терминам. (учебник стр. 309-310). Мораль и нравственность это одно и тоже? (Ответы обучающихся)

Вывод: Мораль – это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.

Обсудим. (3мин)

В ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент нашей страны В. Путин выявил одну из главных проблем в современном российском обществе, заявив, что современная Россия испытывает дефицит духовных скреп.

— Прочитайте слова из обращения Президента страны от 12 декабря 2012 года. (Приложение №1)

Как вы понимаете смысл сказанного? (Ответы обучающихся)

— Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, нравственность? (Ответы обучающихся)

— Достаточно ли в современном обществе наличие и соблюдение только правовых норм? (Ответы обучающихся)

Учитель: Следовательно, в современном обществе необходимы как правовые, так и моральные нормы. Они способствуют формированию духовно- нравственных ценностей и правовой культуры как подрастающего поколения, так и общества в целом.

— Нравственность, моральные правила поведения в обществе. А что такое нравственная оценка? (Ответы обучающихся) (3 мин)

Нравственная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества. К ответу на какой единственный вопрос сводится эта оценка?

(Ответы обучающихся)

— Что такое добро и что такое зло? (Ответы обучающихся)

Ответ на этот вопрос удачно сформулирован в древнекитайском изречении: «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло, то что люди не любят во мне, вот это и есть мои пороки».

Проблемное задание (5 мин) Добро или зло? Всегда ли ответ на этот вопрос одинаков?

Познакомьтесь с высказыванием Томаса Гоббса «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мысли людей».

Что имел в виду Т. Гоббс. От чего зависят эти различия?

Попытайтесь, найти ответ на этот вопрос, используя раздаточный материал (Приложение 2). Проанализируйте предложенные вам ситуации и определите, какие существуют уровни одобрения моральных норм.

Обучающиеся выполняют задание.

ЧТО ЕСТЬ ДОБРО И ЗЛО?

1) этническая группа 2) социальный слой

3) социальная группа 4) исторические условия

А) Княгиня Ольга дотла сожгла поселение древлян, проявив с нашей точки зрения крайнюю жестокость. Но могла ли она сохранить лицо, проигнорировав обычай кровной мести, не отомстив за смерть мужа.

Б) В воровском мире есть свой кодекс чести, за нарушение которого вор лишается репутации. Но этот кодекс не приемлем для честных людей.

В) Дворяне с презрением относились к купцам, и даже большое состояние не могло дать последним положение в обществе, так как дворяне не признавали тех, кто зарабатывает собственным трудом

Г) У восточных народов одобряется многоженство, а европейцы это осуждают

Ответ:

Приведите собственные примеры. (Ответы обучающихся могут быть такими – обычай кровной мести на Кавказе; кодекс рыцарской чести; отношение к крестьянству или к интеллигенции в период СССР; молодежь живет одним днем, много развлекается; молодежная субкультура; История создания Рима, когда один брат убил другого и др.; князь Святослав предупреждал своих противников «Иду на Вы»; убийство Бориса и Глеба осуждается в истории как зло, а убийство Святополка Ярославом одобряется).

ВЫВОД: Представления о Добре и Зле всегда менялись и нет определённой характеристики для них (то, что для меня добро, для другого зло).

Проблемное задание (3 мин)

Население Земного шара более 6 млрд. чел, живущих более чем в 200 государствах, обладающих более чем 40 тыс. профессий, принадлежащих к разным социальным системам, классам, возрастным группам, религиям и т.д.

Есть ли в этом многообразии что-то, что остается неизменным, что неизменно остается добром и то, что остается злом? Некий неизменный моральный принцип?

Приведите примеры, цитаты философов, мудрецов. (Ответы обучающихся)

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия)

«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (И. Кант)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский) и др.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз)

Многие мудрецы, философы изучали проблему нравственности. Вам предлагается познакомиться с текстами философов, прочитать их и ответить на вопросы. Класс делится на 3 группы, каждая получает свой текс и работает с ним. (Приложение 3)

Обсуждение текстов. (15мин)

Беседа с обучающимися по предложенным текстам.

Учитель: Нравственные качества, по мнению некоторых старшеклассников, делятся на престижные и не престижные, на необходимые, те, без которых не прожить, и второстепенные – своего рода причуды, рассматриваемые как некоторые чудачества, а иногда и препятствия на жизненном пути. К сожалению, погоня за “престижностью” подчас уводит старшеклассников от подлинных нравственных ценностей, так как они еще не всегда способны четко разграничивать суть жизни и жизненную суету.

Познакомьтесь с отрывком из письма вашей сверстницы. (Приложение 4)

1 ученик читает вслух, обсуждение прочитанного.

Может быть, правда, что честность, порядочность и деликатность в наше время никому не нужны, обрекают на постоянную неудачу. Если это так, то я хочу избавиться от них, хочу научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из – под носа – словом, приобрести все качества человека, умеющего жить. Ведь только такие люди живут счастливо.”

Согласны ли вы с автором письма? Если нет, то в чем? (Ответы обучающихся)

Учитель: Многие юноши и девушки искренне убеждены, что взгляды старшего поколения на жизнь, а, следовательно, и на нравственность устарели. Они уверены, что взрослые проповедуют им то, что уже не соответствует действительности.

— Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа: (Приложение 5.)

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

  • Другое

Учитель: Герой нашего времени.

В марте 2012 г. в Амурской области во время учебно-тренировочных занятий геройски погиб командир батальона связи майор Сергей Солнечников. Офицер накрыл своим телом гранату, оттолкнув солдата, который неудачно бросил гранату, и она упала на бруствер окопа.
Он вошел в наши сердца как майор Солнце.

Был ли у него выбор? Ребята, а что является стержнем нравственности? Что заставляет людей поступать так, а не иначе? (Ответы обучающихся)

Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

— Какие еще моральные категории вы знаете? (Называют Категории чести и достоинства, счастья, долга).

Учитель: Совокупность данных категорий, следование им в жизни создает моральный идеал. Что такое моральный идеал? (работа с учебником, стр.312)

Моральный идеал – это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

— Философ Конфуций познание человека отождествляет с нравственным самоопределение. Вспомните, почему, по мысли Конфуция, нельзя ответить на вопрос «Что такое человек?»,

(Ответы обучающихся) – необходимо сначала ответить на вопрос «Каким он должен быть?»). Как вы понимаете слова мудреца? (Ответы обучающихся)

4 Этап В начале урока я зажгла свет в надежде найти Человека. Не знаю, нашел ли Диоген человека, но мы сегодня со своей задачей справились.

Главное, что нам удалось понять, что освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека нужно искать не в толпе, а в самом себе.

5 этап. Рефлексия.

Вырастим дерево. Проводится игра «Что угодно для души?». Игре предшествуют слова:
В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть.
Выбирая, не спеши:
Бери, что важно для души.


Учитель предлагает импровизированную корзинку. Каждый ученик вынимает из корзинки вырезанное яблоко, учитель прикрепляет на доску ствол дерева, ученики на яблоках записывают то или иное нравственное качество, которым дорожат.

6. Выводы и обобщение.

Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый свой поступок оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Вы — достойны уважения!»

Спасибо за откровенный разговор на нашем уроке!

Домашнее задание. Параграф 30, эссе «Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность» В.В. Путин.

Приложение 1.

12 декабря президент РФ Владимир Путин во время ежегодного послания Федеральному Собранию заявил:

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: поддержка, милосердие, взаимопомощь, дефицит того, что делало нас крепче и сильнее во все времена».

«Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность», — отметил Путин.

Приложение 2.

Выполните задание. ЧТО ЕСТЬ ДОБРО И ЗЛО?

1) этническая группа 2) социальный слой

3) социальная группа 4) исторические условия

А) Княгиня Ольга дотла сожгла поселение древлян, проявив с нашей точки зрения крайнюю жестокость. Но могла ли она сохранить лицо, проигнорировав обычай кровной мести, не отомстив за смерть мужа.

Б) В воровском мире есть свой кодекс чести, за нарушение которого вор лишается репутации. Но этот кодекс не приемлем для честных людей.

В) Дворяне с презрением относились к купцам, и даже большое состояние не могло дать последним положение в обществе, так как дворяне не признавали тех, кто зарабатывает собственным трудом

Г) У восточных народов одобряется многоженство, а европейцы это осуждают.


Приложение 3.

Текст 1. Сила морали

Ю. А. Шрейдер — современный российский философ

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими…

Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное понимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.— С. 54.

Вопросы и задания: 1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения? 2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «…я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»? 3. Как вы поняли слова: «…добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере. 4. От какого искушения призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения? 5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? 6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?

Текст 2. В чем благо человека?

Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 н. э.) — римский философ

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

А когда бывает человек похож на скотину?

Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет. В чем наше благо//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 249—250.

Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное качество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями.

Текст 3. Нравственная жизнь и удовольствие

М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни» …

Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить…

Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии. — Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.

Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо, — ничтожество». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?

Приложение 4.

Отрыва из письма

Может быть, правда, что честность, порядочность и деликатность в наше время никому не нужны, обрекают на постоянную неудачу. Если это так, то я хочу избавиться от них, хочу научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из – под носа – словом, приобрести все качества человека, умеющего жить. Ведь только такие люди живут счастливо.”

Приложение 5.

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

  • Другое

Дав свое «добро» на продолжение и развитие рода человеческого, Творец одновременно с этим установил и некий баланс Добра и Зла. Ведь зло наравне с добром существовало от начала времен – достаточно лишь вспомнить библейских Каина и Авеля.

Содержание

  • Откуда произошла пословица «Делай добро — и оно к тебе вернется»: пример
  • Значение выражения «Делай добро — и оно к тебе вернется»
  • Где можно применить выражение «Делай добро — и оно к тебе вернется»?
  • Видео: Бумеранг добра

Благодаря СМИ складывается такое впечатление, что нынче этот баланс нарушился, ведь на страницах газет и экранах телевизоров постоянно мелькают сообщения о кризисах, катастрофах, несчастных случаях, убийствах и изощренных издевательствах. И очень редко, в перерывах между всеми этими «кровавыми» историями вдруг мелькнет этаким светлым нежным облачком добрая весть. Добро никуда не исчезло из нашей жизни. Пришел час напомнить о его существовании, пока наши сердца еще полностью не очерствели под воздействием негативных жизненных ситуаций.

Откуда произошла пословица «Делай добро — и оно к тебе вернется»: пример

  • Полный вариант этого выражения заключен в болгарской поговорке «Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадет — добром к тебе вернется». Глубинный смысл ее таков, сделал доброе дело и забудь о нем, не жди ответных услуг от человека, которому ты помог, не труби всему миру о своих заслугах. А добро, словно божественное Колесо Всего Сущего, сделав полный оборот, непременно возвратится к тебе в нужную минуту.

Помните об этом

Помните об этом
  • Кстати, это сейчас определение «добро» несет привычное нам смысловое значение. А вот в стародавние времена «добро» означало богатство. Толстого человека называли «добрым» — если у него есть лишний вес, значит, он хорошо кушает, то есть он богач. Позже «добро» определили как противовес «худу». Через века все эти понятия трансформировались, и до наших дней слово «добро» дошло в блистательном ореоле хороших дел и помыслов. Без помощи религии здесь не обошлось, именно церковники дали старт такому понятию как добродетель, благотворительность.

В одной притче рассказывается, как один мужчина, решив посвятить себя Богу и богоугодным делам, раздал свое богатство, оставил свет, постригся в монахи и стал жить в монастыре. Он дал обет быть добродетельным, не желать никому зла и часто напоминать людям: «Делайте добро — и добро к вам добром вернется». К монаху было разное отношение со стороны людей – от одних ему приходилось терпеть насмешки, другие, напротив, советовались с ним о своих делах, а третьи и вовсе не обращали на него никакого внимания. Монаху доводилось ходить по дворам, собирая для нужд монастыря подаяния. Зашел он и во двор к вдове, у которой было трое сыновей, но на тот момент они были на охоте. Вдова же испытывала ненависть к монаху за его несгибаемую волю и крайнее благочестие, поэтому в виде милостыни подала ему отравленные лепешки. Монах поклонился ей, поблагодарил ее за доброту и сказал ей свою привычную фразу: «Делай добро, и добро к тебе добром вернется». Монах привык делиться с людьми всем, что есть у него самого, поэтому, встретив на лесной тропинке троих уставших голодных охотников, он отдал им лепешки и пошел к другому селению. Трое мужчин – а это были, как вы уже наверняка догадались, сыновья злой вдовы – утолили голод отравленными их матерью лепешками и скончались в страшных муках.

  • Вот так и бывает в жизни, добро оборачивается добром, а зло злом к тебе и возвращается. Это аксиома. Это такой своеобразный бумеранг.

Значение выражения «Делай добро — и оно к тебе вернется»

  • Творя добрые дела для кого-то, каждый из нас помогает, прежде всего, себе самому. Понимание того, что ты смог оказать кому-то нужную услугу, возвышает человека в его же собственных глазах, придает его жизни смысл и значимость. Но это еще и своеобразный бонус, вы уже и думать забыли о совершенных вами добрых делах, а спустя какое-то время, когда уже помощь потребуется именно вам, она непременно вам будет оказана.
  • И вовсе необязательно именно теми людьми, которым помогли вы когда-то. Просто существует в природе некий «круговорот добрых дел» — больших и не очень, значимых, и, казалось бы, вовсе незначительных. Под «добрым делом» могут подразумеваться и некая сумма, пожертвованная на благотворительность, и пакет с яблоками, от чистого сердца подаренный одинокой старушке, и пара добрых ободряющих слов, сказанных человеку, находящемуся в унынии, и накормленная бродячая собака, и искренняя дружеская улыбка.
  • Список добрых дел бесконечен. Поэтому всегда есть такая возможность – сделать добро, и когда-нибудь кто-то обязательно подставит и вам свое дружественное плечо — делай добро и оно к тебе вернется.

Доброта не должна иссякнуть в нашем мире

Доброта не должна иссякнуть в нашем мире
  • Потребность творить добро заложена в каждом человеке, ведь все мы – существа социальные. Альтруизм, доброта и щедрость – это вовсе не атавизм и не признаки слабости человеческого характера.
  • Некоторые психологи вообще полагают, что доброта – это не приобретенное качество, а некий инстинкт, который позволил когда-то человечеству выжить в этом полном опасностей мире. И если желание творить добрые дела живет в нашей крови, то не стоит сдерживать «души прекрасные порывы».
  • Нужно творить добро ради самого добра, ничего не требуя и не ожидая взамен. Со временем «награда сама найдет своего героя», вернувшись сторицей к человеку, совершившему доброе дело. И если каждый из нас станет выполнять добрые дела с открытым сердцем и чистыми помыслами, используя хотя бы часть своих возможностей, то границы добра обретут, подобно Вселенной, свою бесконечность.

Где можно применить выражение «Делай добро — и оно к тебе вернется»?

  • У настоящего добра нет желания поскорее получить какие-то блага взамен. Это – как порыв души, жизненная потребность человека.

Делайте добро по зову сердца

Делайте добро по зову сердца
  • Приведем пример: у одной семьи случилось несчастье — дотла сгорел их дом. Конечно, были и такие люди, которые остались равнодушными к чужому горю, но основная часть односельчан пришла погорельцам на помощь. Кто чем мог, помогал: пустили на время бесплатно пожить в пустующем доме, снесли туда одежду, мебель, консервацию, сбросились деньгами. Через время сельсовет, родственники и односельчане помогли обездоленной семье отстроиться заново, их жизнь вошла в прежнюю колею.
  • И, видимо, их благодарность этим добрым людям была настолько велика, что высшие силы не оставили односельчан погорельцев без своего покровительства. В одной семье выздоровел ребенок, в другой – сын без проблем поступил в университет, третья семья собрала со своего огорода небывалый урожай, в четвертой – девяностолетний давно болеющий старик поднялся с постели.

Помните о бумеранге добра и зла

Помните о бумеранге добра и зла
  • Казалось бы, что это – просто цепь счастливых случайностей, и не более того. Но это вовсе не так, все в этом мире взаимосвязано, как говорится в этом своеобразном постулате: «Делай добро — и оно к тебе вернется»!

Также познакомим вас с выражениями:

  • «Дай руку — по локоть откусят»
  • «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»
  • «Одна паршивая овца все стадо портит»
  • «Мал золотник, да дорог»
  • «Доброе слово и кошке приятно»

Видео: Бумеранг добра

Группа 1

«Сила морали»

Ю. А. Шрейдер современный российский философ

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, ко­торые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а бес­помощный призыв быть хорошими…

Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, по­нимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полез­но заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное по­нимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут на­стойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень по­могает не сделать непоправимый выбор, которого человек впослед­ствии будет стыдиться.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную по­зицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.— С. 54.

Вопросы и задания:

1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения?

2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «…я этого не сделаю никогда, хотя это мне бу­дут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»?

3. Как вы поняли слова: «…добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере.

4. От какого искуше­ния призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения?

5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем руководствовались в ее разрешении?

6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?

Группа 2

«Нравственность в поступках»

И. С. Кон современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формирует­ся поступками же, причем особенно важную роль… играют кон­фликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных пе­ределках, еще не знает силы своего «Я»…

Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его после­дующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со сто­роны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Неда­ром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях…

Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209.

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может рас­крываться только в поступках?

2. Объясните, какова роль личного опыта в формирова­нии индивидуальной нравственной позиции.

3. Моральный выбор — это всегда опреде­ленный индивидуальный поступок. На основании текста, знаний и собственного опыта постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.

Группа 3

«Категорический императив И. Канта»

Е. В. Золотухина-Аболина современный российский уче­ный

Идею о том, что долг — это сердце морали, развивал в восемнад­цатом веке Иммануил Кант1. Он сформулировал категорический им­ператив — моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая форму­лировка категорического императива практически совпадает с «золо­тым правилом морали». Вторая гласит: «Поступай так, чтобы макси­ма твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательст­ва». Максима — это правило, принцип. По Канту, таким образом, на­ше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ни­чьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья фор­мулировка приблизительно такова: «Относитесь к человечеству в сво­ем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели».

Золотухина-Аболина Е. В. Страна Филосо­фия (книга для школьников и студентов).— Рос­тов-на-Дону, 1995.—С. 130.

Вопросы и задания:

1. Что такое категорический императив?

2. Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.

3. Целью чего являет­ся человечество в лице человека? Как вы понимаете слова о том, что к человечеству сле­дует относиться как к цели, а не как к средству?

4. Сравните приведенные в тексте фор­мулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделай­те выводы на основе сравнения.

5. Докажите, что все три формулировки категори­ческого императива раскрывают одну мысль.

6. Как связаны между собой понятия: мораль и со­весть? Ответ аргументируйте.

7. Поясните выражение «Долг — сердце морали».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь кругового сегмента если радиус
  • Как найти расход раствора
  • Как найти размещение файла
  • Как исправить фотоаппарат canon
  • Как найти корпус на айфон