Как понять как найти свою профессию

#Интервью

  • 30 авг 2022

  • 0

Профориентация для взрослых: как найти призвание

И что делать, если вообще не хочется работать.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Кем стать? Бесплатный курс по профориента­ции

Курс по профессиональному самоопределению для взрослых, который поможет вам решиться на перемены и осознанно выбрать новую профессию.

Пройти курс бесплатно

В первой части интервью с профориентологом Эльмирой Давыдовой мы поговорили о том, как безопасно сменить профессию и побороть страх перемен.

В этот раз разберёмся:

  • почему возникает желание найти другую работу,
  • как найти работу по душе и что не так с термином «призвание»,
  • что делать, если вообще не хочется работать.

Психолог и профориентолог, кандидат психологических наук, ‌директор центра профориентации «ПрофГид».

— Как взрослый человек вдруг понимает, что ему нужно сменить профессию?

— Часто люди приходят за профориентацией, потому что после школы выбирали профессию по совету родителей или опираясь не на свои желания, а на школьные успехи.

Например, получал хорошие оценки по английскому — поступил на международные отношения. Или вовсе выбирал не профессию, а учебное заведение — то, что рядом с домом, или которое считалось престижным, или то, куда поступали друзья.

В итоге выучился, поработал по специальности и с годами понял, что удовольствия от работы не получает.

— В каком возрасте приходит это понимание?

— Обычно начиная с 25–27 лет. Чаще всего ко мне на консультацию приходят люди в возрасте 28–38 лет.

— А как они формулируют запрос?

— Обычно говорят: «Всё превратилось в рутину, а хочется разнообразия, творчества», «Хочу уйти из офиса и работать в свободном графике» или что-то вроде «Не хочу работать с числами, хочу работать с людьми».

— Вы верите в то, что у каждого человека есть призвание?

— Призвание — это непонятное слово. Кто кого призывает и к чему? 🙂 Мне больше нравится выражение «найти работу по душе». И моя главная задача как профориентолога — помочь человеку найти именно такую работу.

— А как её найти, если не знаешь, чего хочешь?

— В таких случаях можно идти от обратного: подумать над профессиями, в которых ты точно работать не хочешь, и понять, чем они тебя отталкивают. Например: «Я точно не хочу работать спортивным комментатором, потому что я не словоохотлив» или «Я точно не хочу быть дизайнером, потому что не люблю рисовать и мне неинтересно в этом разбираться».

Но важно при этом подмечать и то, что вас привлекает: «Я бы не смог стать ветеринаром, потому что боюсь крови, но я люблю животных и хотел бы им помогать».

Так, перебирая разные варианты, вы сможете очертить границы того, что интересно. С этого можно начать поиск приятного для себя.

— Не получится ли так, что будешь перебирать варианты до бесконечности и в конце концов придёшь к выводу, что вообще ничего не нравится…

— Когда люди говорят: «Мне ничего не нравится», они имеют в виду: «Мне не нравится то, что я видел». Но в мире больше 45 тысяч профессий. Например, если вы никогда не видели, как делается кино или собирается мёд из ульев, то как вы можете это отвергать? Попробуйте изучить то, чем никогда не занимались: возможно, именно там найдётся работа вашей мечты.

В книге о том, как помочь ребенку выбрать профессию, я привожу такую метафору. Представьте, что вы подводите ребёнка к пиршественному столу, а на нём одни каши. И говорите: «Ничего, жизнь такая, все едят каши — и ты ешь». Кому понравится такой выбор?

А если его подвести к столу, где богато разложены и мясо, и фрукты, и рыба, и пироги, то это другое дело! Есть из чего выбрать! Не ограничивайте себя кашами, выбирайте блюда по вкусу.

— А можно ли найти работу мечты, если твоя мечта — не работать?

— Тут надо определиться с тем, что такое работа. Если человек работает на себя — это работа или нет? А если человек работает художником? Многие скажут, что рисование и блогинг — это не работа, хотя художники и блогеры с таким утверждением не согласятся: для них это работа, которая иногда занимает больше стандартных восьми часов в день.

Когда человек говорит, что он не хочет работать, — обычно это значит, что он не хочет работать в том ограниченном круге сфер, которые знает.

Поэтому я всегда уточняю: «Вы прямо совсем ничего не хотите делать?» В таких разговорах обычно находятся интересы и хобби, о которых человек как о профессии и не думал, а считал их лёгким увлечением.

Возможно, человеку говорили, что это несерьёзно, этим не заработаешь. Вы не представляете себе, какую громадную силу имеют над взрослым человеком родительские наставления, данные лет 20 тому назад!

— А что делать, если человек не загорается ни одним делом? Это вообще нормально?

— Разные люди обладают разными темпераментами. Есть флегматики, которые вообще ничем никогда не горят, и это совершенно нормально. Для них решающим фактором выбора может быть интеллектуальный интерес к работе или потребность в комфорте и безопасности.

— Бывает другая история: человек быстро загорается и гаснет. Постоянно пробует и бросает. Что делать в таком случае?

— А это уже лучше обсудить с психологом, тут важно понять причины. Возможно, человеку не хватает наставника, который будет вести его и поддерживать. Такое часто случается. Например, человек захотел развиваться как фотограф. Начал осваивать программу для обработки фотографий, столкнулся со сложностями, не смог их преодолеть и забросил. Тут нужно исследовать: сравнить несколько случаев и увидеть закономерности.

— А могут ли результаты профориентации противоречить внутренним ощущениям человека? Вот вы провели работу, подобрали профессию, а через некоторое время человек понимает, что это не то…

— Конечно, это возможно. Консультация у профориентолога — это только начало пути, только выбор направления. А дальше предстоит много труда. Но если вы честны с самим собой и с профориентологом, то шанс сделать неправильный выбор мал.

Но ещё надо понимать, что периодически менять профессию — это нормально в XXI веке. Мир стремительно меняется, меняются инструменты и условия труда. И сам человек тоже должен всё время учиться новому. Поэтому посвящать всю свою жизнь одной профессии, если вы этого не хотите сами, уже не нужно.

Пройдите бесплатный курс «Кем стать?» от Skillbox.

За три часа вы:

  • сформулируете важные для вас критерии выбора профессии;
  • пройдёте профориентационный тест;
  • в подробностях изучите профессии, выбранные при помощи тестирования;
  • выполните небольшие задачи, чтобы попробовать себя в новой специальности;
  • поработаете с убеждениями, мешающими сделать первый шаг в смене работы;
  • сделаете осознанный карьерный выбор.

Пройти курс бесплатно

Ощущение растерянности может возникнуть и в 20 лет, и в 50. В один момент вдруг понимаешь — дальше я так не могу. Мы знаем, как не хватает поддержки в этот непростой период, поэтому сделали подборку советов из лучших книг по саморазвитию. Узнайте, как найти свое призвание и сделать первый шаг навстречу делу всей жизни.

Не ищите призвания

Поиск призвания можно начать… с отказа от идеи найти дело всей жизни! Не тратьте годы на самокопание и поиск одного правильного ответа — настоящего призвания, закодированного где-то в глубинах вашего ума. Иначе вы рискуете надолго потеряться в этом лабиринте.

Чтобы сделать первый шаг, не нужно точно знать, «оно или не оно». Первый шаг — это просто к чему-то приблизиться, к чему-то интересному для вас. Елена Резанова, автор книги «Никогда-нибудь», называет это активным приближением. Пойти учиться, что-то попробовать, узнать о чем-то больше, выйти за пределы привычной сферы обитания, включиться в интересные профессиональные тусовки.

Для этого не нужно принимать большое Решение. Не нужно ничего бросать. И выбирать одно-единственное направление не нужно.

Выходите из режима «никогда-нибудь»

Жил-был мальчик, мечтал стать космонавтом (режиссером, каскадером, врачом, капитаном…), окончил школу, поступил в университет, нашел приличную работу… и больше с ним ничего интересного не происходило. Печальная сказка, правда?

Многие из нас живут в режиме «никогда-нибудь» годами, всё откладывая настоящую жизнь. Неосознанно мы ждем, когда однажды произойдет то, что поможет нам сдвинуться с места. И чем дольше мы ничего не делаем, тем сложнее потом будет что-то изменить.

Многие из нас живут в режиме «никогда-нибудь» годами, всё откладывая настоящую жизнь. Неосознанно мы ждем, когда однажды произойдет то, что поможет нам сдвинуться с места. И чем дольше мы ничего не делаем, тем сложнее потом будет что-то изменить.
Не откладывайте свои мечты. Источник

Но на любой стадии отложенности мы можем принять решение остановить этот сценарий развития событий.

Оглянитесь

Мечты замученных работой людей часто похожи: путешествия, отшельничество, ноутбуки под пальмами… Эти картинки витают в воздухе, и мы подхватываем их, как вирус. Пытаемся искать себя подальше от места, где потеряли.

Но чтобы изменить жизнь, не обязательно отправляться в дальние дали. Оглянитесь. Где в вашей сфере решаются самые интересные задачи? Что вы не пробовали? Почему когда-то выбрали это дело?

Расширьте круг интересов

Бывает, когда работа абсолютно не нравится и нужно начинать подыскивать другие варианты. Но что делать, если у вас нет никаких интересов и вы не знаете, чего хотите? В этом случае придется побыть исследователем и первооткрывателем.

Проведите разведку: а что еще бывает? Хотя бы раз в неделю погружайтесь в новую тему: слушайте разные лекции в интернете, ходите на тренинги и мастер-классы, просматривайте информацию. Начните с каких-нибудь образовательных сайтов. Пробуйте все подряд, ведь вы пока не знаете, какая область может вас заинтересовать. На этом этапе не нужно выбирать дело всей жизни. Ваша задача — вынырнуть из профессионального туннеля и максимально расширить кругозор.

Разведка займет от трех месяцев до года. Конечно, перемен хочется прямо сейчас, но придется немного подождать. Когда у вас появится список альтернативных занятий, вы сможете выбрать то, что вам действительно интересно.

Вспомните детство

В первые годы жизни ваша истинная природа проявлялась особенно ярко и непосредственно, уверена автор книги «Между надо и хочу» Эль Луна. Попробуйте вспомнить, каким вы были в детстве: фантазером или прагматиком, одиночкой или душой компании? Как вы проводили каникулы? Кем вы хотели стать, когда вырастете?

Поговорите с кем-то из родственников, полистайте старые фотоальбомы — возможно, вы обнаружите какую-то важную, давно забытую информацию о вашем «я». В раннем возрасте мы мечтали без оглядки на моду, чей-то неудачный опыт или финансовое положение.

В детских замыслах, еще не подверженных «цензуре», есть то, чего нам так не хватает в реальности: четкое, искреннее желание что-то сделать.

Так в прошлом можно разглядеть первоначальный импульс нашего призвания и применить это знание в настоящем.

Начните с любого маленького действия

Один парень решил преодолеть «паралич действия» и начал по утрам и вечерам тщательно чистить зубы, рассказывает автор дилогии «100 способов изменить жизнь» Лариса Парфентьева. К тому моменту, как он принял это решение, его жизнь уже дошла до дна: разрушенный бизнес и разрушенная семья.

Звучит странно, но это правда: чистка зубов дала первоначальный пинок. Вскоре появился бег по утрам, а потом и правильное окружение. В итоге наш герой открыл свой стартап, который сейчас успешно развивается.

Звучит странно, но это правда: чистка зубов дала первоначальный пинок. Вскоре появился бег по утрам, а потом и правильное окружение. В итоге наш герой открыл свой стартап, который сейчас успешно развивается.
Преодолеть паралич действия помогут и книги. Источник

Делайте зарядку, медитируйте, читайте книги по утрам или хотя бы заправляйте постель. Одно маленькое дисциплинирующее действие способно поменять всё.

Сделайте упражнение от Барбары Шер

Казалось бы, мы все должны знать, к чему у нас есть талант. Но это не так. Вспомните, сколько раз вы упивались или восхищались: жирафом, алым цветом, большой машиной, свежим ветром — и замечали, что окружающие не разделяют вашего порыва? Неудивительно. Все, что нам в радость, указывает на скрытый талант.

Что вы любите — подбирать цвета, играть с собаками, узнавать новые культуры? Необязательно становиться дизайнером, заводчиком собак или этнологом. Но когда вы поймете, что привлекает вас в этих профессиях, будет легче найти занятие по душе.

Возьмите блокнот и выполните упражнение от Барбары Шер из книги «Давно пора!».

1. Окиньте взглядом три этапа своей жизни: детство, юность и первые взрослые годы. Записывайте все, что вам нравилось: гладить кошку, слушать сказки, чувство свободы.

2. Дальше спросите себя: что больше всего нравилось в каждому деле?

3. А теперь просмотрите записи и запишите все, что бросилось вам в глаза. Вскоре вы увидите: все, что вы любили, к чему вас когда-либо тянуло, имеет под собой очень веский личный мотив.

Зачем все это? Поверьте, исполнение мечты лечит душу намного успешнее, чем ее анализ.

Выберите партнера

Барбара Шер в книге «Работа твоей мечты» предлагает прибегнуть к помощи друга или знакомого. Некоторым лучше всего работается с близкими друзьями, другим же тесные личные отношения кажутся слишком соревновательными или чересчур комфортными для дела. Однако партнером должен быть человек, которого вы уважаете и не сомневаетесь, что он способен взять на себя краткосрочные обязательства. Он может работать в той же сфере, что и вы (например, две мои знакомые актрисы вместе репетируют и настраивают друг друга на пробы), но, если у вас совершенно разные цели, будет не менее интересно.

Условьтесь встречаться с выбранным партнером каждую неделю хотя бы на час в одно и то же время. Сначала это может восприниматься как очередное обязательство в вашем сложном расписании, но вы обнаружите, что этот час сразу оправдает себя — вы станете энергичнее и эффективнее. Оба партнера должны придерживаться непременного правила: в течение часа не обсуждать отличный фильм, который посмотрели на прошлой неделе, или приближающиеся выборы — говорить только о деле. То есть о том, какие шаги вы предпринимаете, чтобы найти свое призвание.

Планируйте в обратном порядке — от последних шагов к первым

Возможно, у вас есть цель, но вы не знаете, как к ней подступиться. Попробуйте записывать действия в обратной последовательности («Чтобы учиться в медицинском институте, надо подать документы и поступить; чтобы поступить, надо пройти подготовительные курсы; для этого надо найти вечерние курсы и записаться»), пока не доберетесь до маленького и выполнимого шага, который можно сделать на следующей неделе и благодаря которому вы окажетесь на пути к цели. («На этой неделе я найду буклеты всех ближайших курсов».) Если цель творческая, например написать детскую сказку, сделайте первые шаги достаточно легкими для выполнения.

Смысл в том, чтобы начать движение.

Избавьтесь от лишнего

Невозможно начать новую жизнь, пока нынешняя захламлена делами и обязательствами. Мечте нужно больше пространства. Это не значит, что нужно немедленно перебрать шкаф и выкинуть вещи. На самом деле никто не захочет жить на странице каталога мебельного магазина с идеальным интерьером. Хлам помогает чувствовать себя при деле. Но хлам нарушает наш душевный покой, беспорядок давит на совесть. В такой обстановке сложно поставить мольберт или взяться за новый стартап.

Невозможно начать новую жизнь, пока нынешняя захламлена делами и обязательствами. Мечте нужно больше пространства.
Хлам бывает не только в квартире, но и в голове. Источник

Не хватайтесь за тряпку и не сортируйте вещи. Не надо убивать все выходные на генеральную уборку. Просто подойдите к своему столу и уберите с него все важные документы в надежное место: паспорт, водительские права, налоговую декларацию. Если на столе есть старые журналы и черновики — выбросите их или пусть они дальше валяются на том же месте. Не пытайтесь упорядочить фотографии или книги. Вы можете сложить их в коробку. Не важно, будут ли они в альбомах или на полках — вы всегда знаете где их найти. Дайте себе слово выкидывать 10 предметов каждый месяц. Скоро вы почувствуйте, что ваш дом стал светлее и просторнее, а свободного времени больше.

По материалам книг «Никогда-нибудь», «Между надо и хочу», «Давно пора!», «Работа твоей мечты» и дилогии «100 способов изменить жизнь»
Обложка поста: pixabay.com

Тест на профориентацию

Тест на определение профориентации

Тесты


Тест на определение профориентации

Выбор профессии один из самых важных этапов в жизни человека, ведь большая часть времени бодрствования (около 60%) уходит на саму работу, подготовку и дорогу к ней. От специальности зависит в каких кругах происходит общение и будут ли коллеги способствовать развитию личности.

Всего 22% рабочего населения довольны своей профессией (по данным опроса Райффайзенбанка в 2021 г.). Поэтому важно выбирать любимое направление деятельности для получения удовольствия от работы и достижения наивысших результатов, например, с помощью теста на профориентацию. 

Часто сложно найти любимую профессию, особенно старшеклассникам — без реальной рабочей практики не понять истинный интерес к сфере. Но хуже окончить ВУЗ и после осознать, что «это не мое». Рекомендуем заранее попробовать поработать стажером и посмотреть, как в реальности происходит процесс и нравится ли он.

Неправильно выбранную профессиональную деятельность со временем будет трудно сменить из-за появившихся обязательств и сложности начать с нуля. Потребуется потратить много времени на переквалификацию, работу на начальных позициях.

Важно помнить: «Мир ускоряется». И если раньше профессия зачастую была одна и на всю жизнь, то сейчас, скорее всего, придется сменить несколько. Поэтому важно уметь адаптироваться и быть открытым к новому. На достижение высокого профессионализма требуется много времени. Андерс Эриксон из Университета штата Флорида, доказал теорию «для достижения мастерства в любом деле необходимо 10 000 часов упорной практики». 

Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как‐то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию и тест Голланда. 

Все профессии можно разделить на несколько категорий:

  • человек (врачи, преподаватели, органы правопорядка, психологи, юристы)
  • природа (ветеринар, эколог, агроном, биолог, геолог)
  • техника (водитель, системный администратор, сварщик, токарь, автомеханик, плотник, электромонтер)
  • знаковая система (программист, бухгалтер, экономист, переводчик, математик)
  • художественные образы (дизайнер, художник, архитектор, актер, режиссер)

Чтобы сократить сферу поиска будущей профессии можно еще пройти тест на профессиональные интересы.

Подробнее о методике Е.А.Климова читайте в нашем блоге.

Авторы теста: 

Testometrika Team

Встроить на сайт

По данным исследования Gallup, только 20% из миллиарда штатных работников во всём мире увлечены своей работой. Остальные не получают особого удовольствия от того, что делают, и ограничиваются выполнением рабочего минимума.

Одна из причин, по которой люди остаются на нелюбимой работе, — это непонимание того, чем заниматься вместо этого и в каком направлении двигаться дальше. О том, как понять своё призвание в профессии, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч и руководитель компании «Ресурсные люди».

Ко мне часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как найти своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной сфере.

Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять — она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевым остаётся вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.


Один из хороших тестов на определение сферы, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста лежат шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

4 способа понять своё призвание

Таким может быть один из результатов тестирования

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по типологии Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 93 вопроса, а результат — общее описание человека на основе уникальной комбинации личностных факторов.

Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности.

В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания: интроверсия — экстраверсия;
  • ориентация в ситуации: здравый смысл — интуиция;
  • основа принятия решений: логос — пафос;
  • способ подготовки решений: рациональность — иррациональность.

Пример такого теста — здесь.


В арсенале профессионального коуча есть много методов, которые помогают прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из таких инструментов — Пирамида Дилтса. На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

4 способа понять своё призвание

В Пирамиде Дилтса несколько ступеней. На каждой из них располагаются вопросы, которые можно адресовать самому себе в формате самокоучинга
  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно.
  • Кто эти люди.
  • Чем они занимаются.
  • Что для них важно.
  • Чем заполнен ваш типичный желаемый рабочий день.
  • Как вы себя ведёте на работе, что делаете.
  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать.
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты.
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить.
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести.
  • Почему вам важны именно эти люди в окружении.
  • Почему вам важны именно эти действия.
  • Почему вам важны именно эти навыки.
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность.
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью.
  • Что для вас ценно в жизни.
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность.

Представим, что кто-то задаёт вопрос: «Кто вы?». Нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов: «Я человек, помогающий…; открывающий…; дающий…; способствующий…; развивающий…; приводящий…; соединяющий…» ― и так далее.

  • Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью.
  • Кому важно то, что вы делаете.
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью.
  • В чём вы видите свою основную задачу.

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

  • Познакомитесь с разнообразием современных профессий
  • Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
  • При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребёнок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.

Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости и к какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам.

Может быть, вам нравилось сидеть дома, вышивать и рисовать, а может, хотелось собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу. Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения. А возможно, в основе вашей мотивации максимально быстро выпослнить все домашние обязанности был мяч и всё, что связано со спортом.

Можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе. Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в магазинчик и учатся считать на живых деньгах, то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, то находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Стоит вспомнить, чем вы любили заниматься, — возможно, это станет ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.


Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать и творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений. 

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например: «Я стал бы воздушным гимнастом», — нужно вернуться к понятию ценностей, выяснить, что в этой профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела. В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать эту задачу, но ничего не мешает заняться акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно стать инструктором и разделять свои ценности с созвучными людьми.

Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». В этом случае ценности — любовь к детям и возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Найти своё призвание непросто, особенно когда нет понимания, в каком направлении двигаться и где искать дело всей своей жизни. Помочь с самоопределением могут различные методики: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и творческий подход. 

Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как выбрать профессию. Советы психологов школьникам и родителям

. Ошибки, которые не стоит совершать

Психологи перечислили основные шаги и ошибки при выборе профессии школьниками

Обновлено 27 апреля 2023, 18:11

Shutterstock

Современные школьники выбирают профессию на основе навыков и увлечений (53%), вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и ориентируются на мнения блогеров (17%), слушают родителей, учителей и одноклассников (6%). Выбор профессии в школьные годы может ставить в тупик, но есть способы облегчить поиск дела жизни. РБК Life собрал советы психологов по грамотному выбору специальности и популярные ошибки, которые мешают определиться и найти свое предназначение.

Что важно учесть при выборе профессии

Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии [1].

По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо»

РБК Life

По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо»

Каждый случай уникален, и нет универсального совета, который подойдет всем. Однако психологи предлагают определить для себя важные моменты, которые помогут выбрать профессию. Так, например, Евгения Хижняк, психолог, гештальт-терапевт и коуч PCC ICF, советует учитывать следующие критерии:

  • возможность и степень сложности освоения;
  • перспективы карьерного роста;
  • возможности для реализации и раскрытия внутреннего потенциала;
  • престиж и востребованность на рынке (то есть заработная плата, конкурентоспособность);
  • условия труда (есть профессии, которые связаны с работой в дальних регионах).

Как выбрать профессию: советы

1. Поймите, что вас интересует

Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. Полезно ответить себе на несколько вопросов.

  • «Какие ценности для меня важны?» (Например, финансовая стабильность, свободный график, творчество).
  • «Что мне интересно?» (Музыка, дизайн).
  • «Чем я точно не хочу заниматься?» (Рутинной работой).
  • «Какие способности у меня есть от природы?» (Лидерство, общительность, креативность).
  • «Чего я жду от будущей профессии?» (Удаленной работы, свободы перемещения, хорошей оплаты) [2].

«При выборе профессии кроме интересов важно учитывать способности и навыки. Только на первый взгляд кажется: предмет интересен — значит, он легко дается. Для овладения некоторыми предметами важен высокий уровень развития определенных познавательных процессов, например пространственного мышления или зрительной памяти. И если ребенок не обладает этими способностями, ему будет сложно овладеть соответствующими специальностями.

Подобная ситуация и с навыками. Их особенно важно учитывать при выборе творческих профессий: школьник интересуется дизайном, но не умеет рисовать; любит музыку, но не владеет нотной грамотой».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

Анализ можно провести самостоятельно либо с помощью тестов. Карта интересов Голомштока изучает интересы и склонности человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника появился еще в 1960-х, но с того времени психологи несколько раз его модифицировали.

Схожая с картой интересов методика Хеннинга рассматривает интересы человека не по отдельности, а во взаимосвязи и рассчитана на молодежную аудиторию.

Тем временем оценить уровень интеллектуальных способностей позволяет тест Вандерлика.

2. Выберите профориентацию

Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х, обе не учитывают новые профессии [3].

Shutterstock

Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:

  • человек — техника (инженер, механик);
  • человек — знаковая система (программист);
  • человек — человек (психолог, учитель);
  • человек — природа (биолог, ветеринар);
  • человек — художественный образ (писатель, артист).

Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:

  • конвенциональный — обрабатывает информацию, ведет документацию (секретарь, банковский служащий);
  • социальный — обслуживает других людей, помогает, обучает, консультирует (журналист, воспитатель);
  • реалистический — занимается физическим трудом, использует инструменты и механизмы (строитель, водитель);
  • предпринимательский — руководит, организует (бизнесмен, менеджер);
  • интеллектуальный — занимается научно-исследовательской деятельностью (аналитик, ученый);
  • артистический — представляет творческие профессии (художник, музыкант).

Существуют и более современные методы. Сайт CareerExplorer создал тест с использованием машинного обучения и данных об удовлетворенности карьерой (на английском языке). Важно понимать, что профтесты не дают четкого ответа на вопрос, кем быть, но могут подсказать возможную сферу деятельности.

«Ответы тестов на профориентацию описывают облако специальностей, а не конкретную роль.

Отчет по итогам теста будет выглядеть, например, так: «Вам подойдут специальности, включающие работу с людьми, активную разноплановую коммуникацию, лидерство в команде и организацию работы других, работу с вербальной информацией, задачи по систематизации информации, публичные выступления».

То есть речь идет не о списке конкретных специальностей, а о наборе компетенций, и его уже нужно прикладывать к актуальному рынку труда. Если десять лет назад это могла быть профессия преподавателя или тренера, то сейчас — руководителя IT-проекта».

Дарья КудрявцеваДарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty

3. Изучите существующие профессии

Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве [4]. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.

Shutterstock

Разнообразие видов деятельности и профессиональных маршрутов для многих школьников совсем не очевидно, считает подростковый психолог Юлия Холодова. Поэтому полезно будет ознакомиться с набором существующих специальностей.

В этом помогут профессиограммы. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания. На сайте «Работа России» профессиограммы разделены по сферам деятельности, которые выделены в тесте Климова, и расположены в алфавитном порядке.

Кадр из сериала «Силиконовая долина»

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» создали «Атлас новых профессий». В нем описано, какой будет работа через несколько лет: всего более 300 профессий в 28 отраслях. «Атлас» ориентирован на подростков, рассказ о специальностях будущего сопровождают художественные истории о девочке Нике, задания и кейсы. В книге также есть раздел для родителей и учителей.

4. Изучите доступные программы обучения

Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ. Искать нужную информацию о колледжах и вузах, днях открытых дверей и условиях поступления стоит напрямую на сайтах или в социальных сетях учебных учреждений, а также на порталах «Поступи Онлайн», «Учеба.ру», Vuzopedia.ru и других. Карта и каталог вузов есть на сайте Рособрнадзора.

Shutterstock

Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:

  • наличие подходящей образовательной программы;
  • условия поступления (баллы ОГЭ или ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
  • удаленность от дома и готовность к переезду;
  • наличие аккредитации;
  • количество бюджетных мест и стоимость обучения;
  • возможности для стажировок и трудоустройства;
  • рейтинг учебного заведения и отзывы.

Российские и зарубежные вузы представлены в мировых списках Times Higher Education, QS World University Rankings. Также есть рейтинг локальных вузов по регионам России, составленный агентством RAEX.

5. Изучите понравившуюся профессию с разных сторон

Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.

«Самый верный способ не разочароваться — получить информацию о негативных сторонах профессии непосредственно от ее представителей: через интервью со специалистами (обязательно из разных компаний), стажировки (когда можно понаблюдать в деле). Далее вы примеряете на себя, насколько готовы мириться с негативными сторонами».

Дарья КудрявцеваДарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty

6. Поговорите с родителями

Shutterstock

В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.

«В сфере профориентации родителям можно посоветовать придерживаться особой тактики поведения — деятельного внимания, когда нужно не просто наблюдать за ребенком и подмечать, что ему нравится, а включаться и помогать ему развивать свой талант.

  • Записывать на кружки и секции по интересам, приветствовать его разнообразные «хочу делать это» и не запрещать менять занятия, когда что-то уже надоело.
  • Рассказывать про профессии, с которыми связано увлечение ребенка, рекомендовать книги и фильмы.
  • Предлагать ролевые модели — приводить в пример известных людей, реализовавшихся и добившихся успеха в том направлении, которое ему нравится.
  • Старшим школьникам можно помочь с монетизацией хобби. Успех и первые заработанные деньги всегда окрыляют.
  • Вместе посещать профориентационные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, чтобы разбираться в направлениях обучения, программах и перспективах той или иной профессии».

Юлия КонычеваЮлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук

Ошибки при выборе профессии

Shutterstock

1. Ориентироваться только на любимые предметы

Часто выбор профессии ребенка определяется школьными предметами: любимыми и действительно интересными или теми, которые легче всего даются. Хотя эти предпочтения и указывают на природные склонности человека, не стоит ориентироваться исключительно на них.

«Нужно смотреть шире. Например, если в школе ребенку нравятся иностранные языки, это не означает, что ему нужно работать в иностранной компании или в сфере, связанной с иностранными языками. Скорее всего, ему подойдут профессии, где нужны коммуникативные способности, развитое мышление, хорошая память и способность быстро воспринимать и считывать информацию.

Если вы хотите опираться на любимые предметы ребенка при выборе профессии, то всегда стоит обдумать его способности более широко и попытаться понять, какие действительно ценные навыки лежат за этим».

Евгения ХижнякЕвгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF

2. Не изучать предпочтения

Бывает и так, что ребенок не знает, чего хочет, или не хочет ничего. В таком случае полезно выяснить причину, советует психолог Юлия Холодова. Отсутствие энтузиазма может говорить о неуверенности в своих силах, тревожности, конфликтах в школе, слабой информированности о профессиях.

«Если ребенок ничего не хочет, это в большинстве случаев означает, что тема с учебой, дополнительными занятиями и профориентацией уже сильно перегрета. Можно предположить, что у ребенка не хватает ресурса на текущие задания, он перегружен и уже не понимает, что вообще ему нравится.

Здесь я бы рекомендовала снизить нагрузку и позволить ребенку какое-то время вообще ничего не делать, убрать дополнительные занятия и сделать акцент на отдыхе».

Юлия КонычеваЮлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук

3. Думать, что делаешь выбор раз и навсегда

Росстат регулярно проводит исследования трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений в России. По данным за 2016–2020 годы, из 6,3 млн россиян 1,8 млн не работают по специальности (примерно 28,5%). Больше половины из них не нашли вакансии по профилю, 17% не устроили условия работы, 16% — маленькая зарплата, а 12% вообще не планировали работать по специальности в дипломе [5].

Часто желание сменить сферу деятельности приходит еще на этапе обучения. По данным исследования аналитического центра НАФИ, каждый третий студент ссузов (32%) не планирует работать по изучаемой профессии, среди учащихся вузов таких 28%. В НАФИ считают, что это связано не столько с разочарованием студентов в профессии, сколько с появлением новых сфер и видов деятельности [6].

«Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человека, а также сам человек. Поэтому смена профессии в определенном возрасте — это не ошибка, а естественное развитие».

Евгения ХижнякЕвгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF

4. Идти учиться «за компанию»

«Школьникам часто хочется сохранить дружеское общение, компанию после окончания школы. Руководствуясь этим, выпускники выбирают один колледж или вуз. Это очень быстро приводит к разочарованию: профессия не соответствует интересам, склонностям, навыкам».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

5. Ориентироваться только на мнение взрослых

Shutterstock

Родители, учителя и репетиторы могут как помочь с выбором профессионального пути, так и помешать. Поэтому психологи рекомендуют не давить на ребенка и признавать уникальность его личности.

«Взрослые могут транслировать детям свои интересы и ожидания, а не учитывать склонности самого ребенка. Иногда они забывают о том, что дети — другое поколение, которое выросло в других социальных условиях. Как бы нам ни хотелось помочь с высоты своего опыта, надо признать, что опыт имеет свойство устаревать. Выбирает профессию ребенок сегодня, а на рынке труда он окажется через четыре-пять лет. Не каждый взрослый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент».

Юлия ХолодоваЮлия Холодоваподростковый психолог

6. Гнаться за престижем

Престиж профессии не гарантирует, что работа будет удаваться и приносить удовлетворение. И хотя, по данным опроса ВЦИОМ, в 15% случаев при выборе профессии россияне ориентируются именно на ее авторитетность и возможности карьерного роста, учитывать этот фактор стоит только в совокупности с остальными [7].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти момент результирующей пары сил
  • Как составить свою песню за одну минуту
  • Как найти автомобиль по глонассу с телефона
  • Как составить резюме смм менеджеру
  • Как найти фотографии которые были удалены вконтакте