Есть добро, есть зло, а между ними (посередине) истина
«Золотая середина» весьма сложное понятие. Своеобразный центр тяжести и пересечения взаимодействующих энергий (сил), позволяющий предмету (явлению) принять условно устойчивое положение (состояние) балансировки.
Золотая середина представляет некую точку опоры, находящуюся между двумя или несколькими полюсами противодействия. Прилагательное «золотая» означает правильная, наилучшая, идеальная.
Найти золотую середину значит обрести гармонию между созиданием и разрушением, действием и покоем, звуком и тишиной, вкусом и безвкусием. Другими словами, все должно быть в меру. Ни много, ни мало, а столько, сколько нужно.
Хотя существует другая ошибочная противоречивая трактовка золотой середины: «ни то, ни се»; «ни рыба, ни мясо». Она означает состояние неопределенности, аморфности и с золотой серединой не имеет ничего общего.
Число Ф (фи), которое называют золотым сечением или серединой, является одним из самых загадочных терминов в математике и физике. Интересно, что оно часто встречается в повседневной жизни, хотя многие об этом никогда не задумывались. Даже люди, не знакомые с правилом золотого сечения, видят его, сами того не понимая. Проводились эксперименты: испытуемым показывали случайные лица и просили назвать наиболее привлекательные. Таковыми оказывались лица, в которых находили золотые соотношения между различными величинами – шириной лица, глаз, линии бровей, носа. Таким образом, инстинктивно человек видит приближенное к пропорциям, которые считаются идеальными.
Содержание:
- 1 Что такое золотое сечение?
- 2 История золотого сечения
- 3 «Золотые» фигуры
- 4 Золотое сечение в изобразительном искусстве
- 5 Примеры золотого сечения в жизни и в природе
Что такое золотое сечение?
Это пропорция, полученная делением в крайнем и среднем отношении. Также это называют гармоническим делением. Как вычисляется золотая середина? В выражении математическим языком эта величина представляет собой соотношение двух величин a и b, где известно, что а>b, и имеет место такое равенство: a/b=(a+b)/a. Представив, что a и b – это части одного отрезка, можно сказать: отношение меньшей части к большей равно отношению большей части к целому. Золотое сечение обозначают 21-й буквой греческого алфавита – Ф (произносится как «фи»).
Данное число бесконечно, как и Пи, показывающее отношение длины окружности к диаметру. Выглядит оно так: 1.6180339887498948420… Соответственно, округляют Ф до 1,618.
История золотого сечения
У этой величины несколько названий. Среди них – божественная пропорция и асимметричная симметрия. Считается, что в науку метод золотого деления внес Пифагор в VI веке до нашей эры. В свою очередь он узнал об этом у египтян и вавилонян. Ведь то, что они использовали соотношения золотого деления доказывают пропорции пирамид, храмов, барельефов, предметов быта и украшений.
Встречается данное правило и в другой древней архитектуре. Например, пирамида Гизы имеет высоту 146,6 метров, а каждая сторона основания достигает 230,5 метров. Если рассчитать отношение длины стороны к высоте, получаем 1,5717, а это совсем рядом со значением Ф. Греческий скульптор и математик Фидий, живший в V веке до нашей эры с применением правила золотого деления создавал скульптуры для Парфенона. Универсальным связующим звеном математических отношений назвал золотое сечение Платон. А Евклид еще в IV веке до нашей эры увидел золотое сечение в пентаграмме.
С данным понятием непосредственно связана последовательность Фибоначчи. Известный математик создал последовательный ряд чисел, и если взять любые два очередных числа, то их отношение будет очень близко к Ф. При этом по мере возрастания чисел, соотношение всё больше приближается к 1,618. К примеру, если взять 3 и 5, то соотношение равно 1,666, а если 13 и 21, то получается уже 1,625. Равное значению Ф дает отношение 144 и 233.
«Золотые» фигуры
Принцип золотого сечения используется для построения геометрических фигур. И считается, что полученные таким образом фигуры, выглядят наиболее изящными. Это подтверждают многократно проведенные эксперименты. Внимание испытуемых больше привлекают именно такие фигуры.
Самым простым примером является прямоугольник, при вычислении отношения сторон которого получаем значение Ф. Еще один замечательный пример – правильный пятиугольник. Все его диагонали делят друг друга на отрезки, связанные золотой пропорцией, а каждый конец – это золотой треугольник. При вершине такого треугольника образуется угол в 36 градусов, а основание делит боковую сторону в пропорции золотого сечения. Внутри пятиугольника строится пентаграмма.
Древнегреческий ученый Архимед, первым отметил, что если от золотого прямоугольника последовательно отсекать квадраты, соединяя противоположные точки четвертью окружности, получается изящная спираль.
Золотое сечение в изобразительном искусстве
В эпоху Возрождения при создании картин и скульптур великие мастера применяли золотое сечение, чтобы достичь баланс красоты. Наиболее яркими примерами являются творения Леонардо да Винчи. С помощью этого правила художник определял пропорции в работе «Тайная вечеря». Это видно при исследовании размеров стола, стен, элементов интерьера. Также божественная пропорция прослеживается в картинах «Мона Лиза» и «Витрувианский Человек». Такие великие художники, как Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Сальвадор Дали и другие, использовали золотое сечение при создании своих шедевров.
Примеры золотого сечения в жизни и в природе
Ежедневно мы можем наблюдать идеальные пропорции:
- Грудная и брюшная части тела бабочки соотносятся в золотой пропорции. А при сложенных крыльях это прекрасное создание представляет собой правильный треугольник с равными сторонами.
- У стрекозы длины хвоста и корпуса относятся так же, как общая длина тела к хвосту.
- В пропорциях тела ящерицы также прослеживается данный принцип.
- Большинство яиц птиц можно вписать в золотой прямоугольник.
- Последовательность Фибоначчи видна в развитии растений, в расположении чешуек в шишках, зерен в подсолнухах.
- Спирально растет бараний рог, плетет паутину паук.
- Интересно, что если напугать стадо северных оленей, то животные будут разбегаться по спирали.
- В форме двойной спирали представлена молекула ДНК.
- Цветки разных растений, а также морские звезды имеют форму правильного пятиугольника.
Как видно, примеров с правильными пропорциями в природе и повседневной жизни предостаточно. Не даром золотое сечение называют божественной пропорцией. Вероятно, именно этим правилом руководствовался создатель в процессе заполнения Вселенной живыми и неживыми объектами. То, что соответствует этому правилу, кажется нам наиболее привлекательным.
В мире много интересных вещей, изучение нового делает нас умнее, способствует развитию мозга и мышления. Советуем вам обязательно находить время на познание нового. А чтобы было легче усваивать и запоминать большие объемы информации, рекомендуем тренажеры Викиум. Регулярно используя их для тренировок мозга, вы сможете улучшить память, внимательность, логику и аналитические способности.
20 октября 2015
Мера и баланс — найти свою золотую середину
В правильной дозировке полезным бывает даже яд. В чрезмерной – вредно даже что-то суперполезное. Чаще всего излишества оказываются плохи во всем. Однако трудность в том, что порой показатели с приставкой «слишком» и «чересчур» входят в моду, и люди начинают стремиться к максимуму во всем, который после определенной границы просто перечеркивает то хорошее, что есть. В действительности это хороший способ убежать от проблем: улучшать то, с чем и так все хорошо, вместо того, чтобы обратить внимание туда, где действительно нужны корректировка и исправление.
В жизни много важных вещей. Что самое важное? Сколько людей, столько и ответов. Но все точно затруднятся выделить что-то одно. Разве можно найти такое «одно», которое, будучи даже доведенным до совершенства, окажется достаточным само по себе для полного человеческого счастья? Конечно, нет. Немало в жизни важных вещей, и от благополучия каждой из них и гармонии между ними зависит то внутреннее состояние, которое принято называть счастьем.
Довольно часто бывает, что непорядок в какой-то области жизни, неудовлетворенность в ней мешает наслаждаться тем хорошим, что есть. Поэтому так важно в каждый конкретный момент разных жизненных этапов понимать, что сейчас заслуживает внимания в первую очередь. Подводный камень здесь может встретиться такой: слишком больно может оказаться прямо взглянуть на «поврежденное звено» своей жизненной цепочки. Вместо этого мы можем увлеченно браться за улучшение и модернизацию того, что нас на самом деле не беспокоит, но почему бы и нет? Ведь где находится предел совершенству. И это как раз тот случай, что попадает в категорию «лучшее – враг хорошего». Например, очередной шопинг по одежным магазинам поднимет настроение, — но если с гардеробом и так все в порядке, а мучает вопрос все откладывающегося начала ремонта, — то очень и очень ненадолго. Чем более важен для нас аспект, который затрагивает проблемная ситуация, тем большее сопротивление может вызвать намерение уделить ему внимание. Это как с больным зубом – вырывать не хочется, но если тянуть, станет только хуже. Нужно перестать думать, а просто взять и сделать. Заранее благодаря себя, что берешься за то, что для тебя в данный момент так непросто и вместе с тем необходимо.
Удивительно, сколь многими вещами мы занимаемся в своей жизни просто по привычке! Мы и не пытаемся внести в нее нечто новое. Нет, кто же с этим согласится? Разве кто-то не любит новинок? Мы идем и покупаем телевизор нового поколения, относя старый на помойку или отвозя на дачу. Мы приобретаем десятые джинсы ультрасовременной модели. Меняем айфон на усовершенствованный. А что мы заводим из того, что по-настоящему ново для нас? Добавить к использованию крема сыворотку не считается. Мы так привыкли к в сущности однообразному движению по вертикали, что даже не проверяем, сколько радости и удовлетворения оно нам приносит. Оно создает ощущение некоторого «движения вперед», мы не чувствуем себя отсталыми, «хуже других», и этого достаточно. Тогда как сколь бОльшие богатства и гораздо более мощные усовершенствования ждут нас всего в одном шаге движения по горизонтали! Телевизор еще более высокой четкости по большому счету такой же телевизор, и к его чуть лучшему качеству изображения мы привыкнем и перестанем его замечать дня через два. Радость от подобных приобретений и «нововведений» кратковременна, потому что они не вносят в нашу жизнь ничего нового по сути. Тогда как изменение своего привычного уклада, как связанного с покупками, так и нет, способно очень сильно изменить и миро- , и самоощущение! Все время ходите в брюках? Попробуйте юбки и платья! Всегда делаете маникюр в салоне? Попробуйте сделать его самостоятельно! За утренним кофе бесцельно бродите по сети? Попробуйте почитать справочник на интересующую вас тему, — меня, например, очень привлекают такие издания, как «Все обо всем» и «Биология. Человек. 9 класс.
Недаром вопросу зоны комфорта уделяется столько внимания в самых разных источниках. Каждый ходит по своему, одному и тому же кругу на определенном временном участке. Конечно, этот круг можно почистить, покрасить в другой цвет, и это замечательно. Но это не сравниться с тем, чтобы расширить его, ведь мир такой большой! Причем именно в тех местах, в которых он именно у вас (и для вас) слишком узок.
Почему мы покупаемся на неустанно поступающие предложения улучшить то, с чем у нас и так все хорошо? Попробовать лучший шампунь, купить что-то по более выгодной акции, вместо сладкого сахара предпочесть еще более сладкий? Как уже было сказано, это помогает нам отвлечь свое внимание от того, что действительно нуждается в поправке и на что смотреть нам не слишком приятно. А еще – нам нравится двигаться вперед. Развиваться. Вслед за ходом времени, ростом достижений и разработкой новых технологий пробовать то, что получается в результате этого. Но лучшее – в самом деле враг хорошего именно потому, что жить полной, насыщенной жизнью возможно только тогда, когда в ней есть баланс.Когда мы не уделяем избыточного внимания одним ее сферам, чтобы избежать встречи с другими, которые не менее важны для нас, нашего счастья. Возможно, нужно приложить совсем небольшое усилие, но именно туда, где оно необходимо, и в самый подходящий для этого момент. В результате такого изменения меняется вся жизнь! Баланс восстановлен, воцаряется гармония. Казалось бы, невероятные чудеса? Как что-то может улучшиться само, когда решены были совсем другие проблемы, к этой теме не относящиеся? Очень просто: само, или почти само — с небольшой помощью, которая вам и стоить ничего не будет без отравляющего эмоциональное состояние гнета главной беспокоившей проблемы, которая теперь – ура! – решена.
Лев Толстой в «Анне Карениной» писал: II ne faut jamais rien outrer, что по-французски означает «Никогда ни в чем не следует впадать в крайность». Тотальное ограничение ничем не лучше, это другая сторона той же монеты. Умеренность – вот ключ к успеху, хорошему настроению и отличному здоровью. Психологи утверждают, что в семьях, где алкоголь был под полным запретом, дети с гораздо более высокой вероятностью попадали в дальнейшем в зависимость от него! В тех же, где их учили правильному обращению со спиртным, обучали умеренности, проблем в будущем возникало гораздо меньше или не возникало совсем. За что не возьмись, магия умеренности – или ее отсутствия — работает одинаково. Есть совсем другие примеры. Несчастные дети, которых из самых благих побуждений их самые близкие люди нещадно заставляли ходить по бесконечным музеям, читать множество книг, когда они не хотели, и которые им были неинтересны или непонятны, часто к моменту своего взросления напрочь теряют «аппетит» к подобным вещам! Они, буквально, сыты ими на всю жизнь. А ведь как печально..! И книги, и музеи способны весьма обогатить жизнь и развлечь существо человеческого рода.
Говоря об умеренности, мере и балансе, нельзя не сказать об индивидуальности. «На вкус и цвет все фломастеры разные» — все уже перестали обижаться на непонимание отличий, которые есть у разных людей. «На каждый товар находится свой покупатель», переживать не о чем. Модно быть индивидуальностью, модно быть самим собой, и все мы уже приняли себя, как есть, или вовсю на пути к этому. Почему тогда мы сами забываем об этих различиях, занимаясь собой и своей жизнью? Забываем о том, что то, что нужно другим людям, для нас может оказаться преждевременным. Или совсем может нам не подойти, ведь у нас разные ситуации, ведь мы – разные люди. Наверное, отправной точкой всех ошибок погони не за тем, что тебе в действительности нужно, служит забвение того, кто ты есть. Своих слабых и сильных сторон. Тех сфер своей жизни, где у тебя все хорошо, и тех, где не очень. Мы как будто пытаемся быть кем-то другим: «я тоже хочу», «мне тоже», «я куплю такую же». Вероятно, подобная реакция проистекает из детского желания оказаться не хуже взрослых, а также желания слияния, потребности быть единым с кем-то, а значит таким же, как он. Но это неправда. Мы отдельны и мы отличаемся. И если мы будем об этом помнить, мерить своей меркой станет гораздо проще, помогая себе и поощряя других поступать так же.
Сколько раз нам приходилось жалеть о словах, выпаленных в порыве гнева, но контролировать свои мысли и чувства получается не всегда. Между тем одной резкой фразы бывает достаточно, чтобы разрушить дружбу и любовь, считает семейный психолог и автор книг «Как далеко она зайдет», «Не ищи меня» Холли Браун.
Да, сдерживаться не так-то просто, и в итоге все заканчивается взаимным недовольством и возмущением. Что делать? Искать золотую середину между стремлением отстоять свою правоту и умением придержать язык — хотя бы на время.
Будьте честны с собой
Взвесьте все обстоятельства, учтите переменные факторы, припомните, как часто такое повторяется, и не забудьте о своей роли. Если мы зацикливаемся исключительно на чужих ошибках, пропадает из виду полная картина. Какое место занимаете вы?
Не преуменьшайте значимость своих эмоций, они дают ценную информацию. Гнев или обида — словно мигающие неоновые вывески, которые говорят: «Обрати внимание!». Но это вовсе не означает призыв немедленно действовать. Когда захлестывают эмоции, рациональное мышление попросту отключается. Поэтому всегда полезно взять небольшую паузу.
Задумайтесь, почему вы так нервничаете
Порой мы взрываемся по пустякам, хотя причина совсем не в этом. Возможно, это гормональный всплеск, голод, или накопилось столько проблем, что любая мелкая неприятность доводит до белого каления. Та самая капля, что переполнила чашу.
Но если представлять это так, будто и вправду случилась вселенская катастрофа, нам перестают верить. Собеседник попросту пропускает слова мимо ушей. Постарайтесь разобраться, что тревожит вас на самом деле. Выражая свое негодование, важно убедиться, что оно справедливо и относится к конкретному случаю. Возможно, настоящая причина кроется в давних невысказанных обидах.
Если поняли, что надо высказаться, делайте это искренне
Речь идет о «Я-утверждениях». О том, чтобы выражать не просто гнев, лежащий на поверхности, а то, что скрывается под ним: боль, печаль, растерянность. Это осмысленные эмоции, которые заслуживают внимания, тогда как неудержимая агрессия только отталкивает людей. Она вынуждает защищаться, поэтому едва ли вас захотят услышать.
Очень немногое в нашей жизни действительно требует экстренного реагирования, даже если сейчас кажется, что это так. Помните, не обязательно мгновенно озвучивать то, что почувствовали и подумали. Гораздо умнее сказать все, что должно быть сказано, в нужный момент. Если на следующей день станет ясно, что это не так уж важно, — тем лучше. Просто порадуйтесь, что можно все отпустить и не тратить впустую время и силы.
Если отношения стабильны, всегда можно вернуться к тому, что гложет и не дает покоя. Срока давности нет. Все, что важно для вас, важно для отношений. Намного лучше выдержать паузу и отстоять свои права продуктивно, нежели выпалить претензии сгоряча, рискуя все разрушить. По большому счету мы говорим о своих чувствах ради того, чтобы нас поняли. А умение правильно общаться еще никому не повредило.
«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобраться, от чего это зависит.
Поделиться статьей с друзьями:
Золотая середина
«Покажите…в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5) — наставляет апостол, дабы уберечь от неумеренных подвигов. Отсюда пошло и учение о «царском пути», то есть о золотой середине во всех добродетелях.
Многие опытные аскеты приходили к выводу, что без рассудительности даже самые благие намерения могут закончиться печально, ибо «не всякое благое желание входит в сердце от Бога» (прп. Исаак Сирин). Поэтому необходимо изучать себя, свою душу, обстоятельства, в которых мы находимся. То, что в одном случае будет уместно, в другом — окажется совершенно противоположным евангельскому духу.
Унижение себя и терпение
Этому учатся все монахи, как только поступают в монастырь. Обычно послушникам и новоначальным дают самую грязную и непривлекательную работу, чтобы проверить его готовность к новому образу жизни, способность к послушанию. Игнатий Брянчанинов пишет об этом в своих трудах так: «Поступающие в больницу для пользования обязываются руководствоваться во всем наставлением врача, не позволяя себе употреблять пищу, одежду, движение, лекарства по собственному усмотрению; иначе вместо пользы они принесут себе вред: так и всякий, вступивший в монастырь, обязывается упражняться не в тех подвигах и трудах, которые кажутся самому ему нужными и полезными, но в тех, которые будут ему указаны и назначены настоятелем лично или при посредстве других монастырских властей». Поэтому для монаха абсолютно естественно постоянное самоукорение и ненадеяние на собственные силы, почитание себя низшим из всей братии.
См. также: Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша)
Но представим такое поведение у отца большого семейства. Абсурдно, не так ли? Взявшие на себя ответственность семейной жизни должны помнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что «кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех».
Отец обязан защищать свою семью, принимать важные решения, разбирать и примирять домашние конфликты. Поэтому ему необходимо иметь свое мнение и определенный авторитет внутри семьи. И даже если монашеский образ жизни влечет душу семьянина, не стоит забывать, что его близкие нуждаются в кормильце и защитнике.
Бедность и богатство
В этом отношении есть две крайности — «плыть» по течению жизни и стремительно идти к своим целям вопреки всему вокруг. Крайности всегда опасны: первая может привести к безделью и унынию, а вторая — к гордости и сребролюбию. Но, как мы говорили выше, лучше идти средним путем, не уклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.
О важности труда для человека четко говорится в Писании: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Однако трудиться можно по-разному. Стоит ли стремиться к высокому заработку, бесконечно улучшать свои земные дела? Такие вопросы, по-видимому, возникали и у первых христиан, на что апостол Павел пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6:8–9).
Для христианина зарабатывание денег — не самоцель. Труд для человека важен с точки зрения физической и духовной пользы, ибо трудиться было заповедано еще первому человеку после грехопадения. Степень же богатства и земного благополучия определяется Богом. Христианин может быть и богатым, если это не повредит его душе.
Молитва и уединение
Многие сталкиваются с такой проблемой, как выбор между молитвой или деятельной помощью ближним. Часто это бывает, когда в семье не все верующие. Родные могут не понимать и даже обижаться и ссориться из-за того, что «появился тунеядец в семье, который только и молится». Некоторые специально или случайно тревожат просьбами именно в тот момент, когда человек решил уединиться для молитвы. Тогда возникает вопрос: продолжать молиться или откликнуться на просьбу?
К таким сложным вопросам нужно постараться подойти с рассуждением. Если человек только пришел к вере, молитва дается ему с большим трудом, а со всех сторон его еще и отвлекают, то, скорее всего, это попытки не дать идти к Богу. Если человек, проверив свою совесть, знает, что честен перед Богом, перед собой и ближними, что молитва для него — это не побег от своих обязанностей, то нужно проявить волю и принять, может быть, не очень приятные слова в свой адрес.
Но бывает другая ситуация. Когда человек ощутил сладость молитвы, красоту уединения, он может искать этого всегда и везде, забывая о людях рядом. В конце концов, он может возгордиться тем, что общается с Богом в то время как другие заняты суетой. В данном случае можно поучиться у подвижников, которые, порой не ожидая гостей, часто оставляли молитву и терпеливо выслушивали пришедшего. Они считали, что проявить любовь к брату таким образом в данной ситуации выше их личной молитвы к Богу.
Пост
Пост является предметом многих споров. Некоторые говорят о необходимости для любого христианина соблюдение всего, что прописано Уставом. Вероятно, такая точка зрения имеет в себе долю правды: внешняя жизнь определяет внутреннюю, особенно у новоначальных.
Но каждый человек индивидуален, особенно хорошо знали это выдающиеся духовные наставники прошлых лет. Для каждого есть свой предел духовных и телесных сил. Определяя меру поста, разумнее подойти с рассуждением и советом духовного лица. Ведь «запостившись» можно начать превозноситься над другими, тогда ни о каком смирении не может быть и речи.
Так же поучительны примеры из жизни святых, которые скрывали свой пост и могли съесть даже мясо, чтобы почтить любовь тех, кто старался и готовил.
Отношения с ближними
Пожалуй, эта самая трудная сторона жизни. Легко на словах быть верующим, но сохранить мир и добрые отношения с окружающими и, тем более, возлюбить их, как самого себя, крайне сложно.
Своих учеников и церковные общины апостол Павел просил: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Слово «возможно» здесь неслучайно: не всегда христианин может одинаково со всеми общаться, с каждым делиться мыслями, быть любимцем всех.
См. также: «Смирение заменяет всё». Письма преподобного Макария Оптинского о духовной жизни
Святые отцы хорошо знали, что ради спасения души можно отказаться от общения: «Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, т.е. прекращу знакомство и сношения с ним» (авва Агафон Египетский). Это вовсе не значит, что мы должны упрекать человека за то, что он вредит нашей душе. Он может и сам того не желает. Но когда нас пытаются склонить на явный грех, нужно проявить волю.
В других ситуациях конфликты с людьми, наоборот, могут послужить нашей душевной пользе. Стерпеть грубое слово в свой адрес, вынести критику начальства, не замечать разговоров и сплетен у себя за спиной — всё это нам по силам. Поступая так, мы будем, по слову Христа «носить тяготы друг друга» и терпеть недостатки наших ближних.
В итоге
Никакая добродетель не приобретается без принуждения себя. Но получает ее человек по благодати Божией.
Занимаясь искусственным понуждением к смирению, существует опасность, что сначала человек изображает из себя благочестивого перед другими, а потом — и перед самим собой. И, в конечном счете, теряет себя, живет выдуманной жизнью, ни капли не меняясь внутренне на самом деле.
Господь — Творец — создал каждого индивидуальным и неповторимым и хочет, чтобы в каждом раскрылись именно его таланты. «Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему» (схиархимандрит Авраам (Рейдман)).
Анастасия Охотникова
Смотрите также:
Что такое настоящее Смирение
Как судить, но не осуждать
Почему мы не всегда получаем то, о чем просим