Светлана Алексиевич: «Найти в человеке человека»
Человеком быть сложно, это заметил еще Достоевский. Приходится буквально собирать себя, самое человеческое в себе, но на этом и держится чувство собственного достоинства.
«Когда-то меня поразили и ведут по жизни слова Достоевского, пытавшегося понять, «сколько человека в человеке». Именно в этом я вижу смысл писательской работы – собирать человека. Двадцатый век был не лучшим временем, чтобы в этом преуспеть, – время войн, революций, ГУЛАГа, Освенцима и Чернобыля. Людей постоянно испытывали на прочность. Опыт наш печален. В лагере человека хватало на два дня, как свидетельствует Шаламов. И на войне тоже. Мы узнали о себе, что легче быть слабым существом, получеловеком, податливым материалом для разного рода экспериментов, обещающих рай на земле. А человеком быть очень трудно – не героем, а просто человеком. Может быть, только в последние минуты перед смертью или в часы любви у человека получается быть самим собой и он похож на Божий замысел. Вот такого потрясенного человека я всегда ищу. Ему есть что рассказать. Это мой герой».
Светлана Алексиевич, белорусский писатель-документалист, лауреат двух десятков престижных международных наград. В этом году удостоена Премии мира Союза немецких издателей и книготорговцев. Собрание произведений Светланы Алексиевич в 5 томах выходит в издательстве «Время» в сентябре.
* Федор Достоевский (1821–1881), русский писатель, фраза взята из его «Записных книжек 1880–1881 годов» (Ф. Достоевский «Дневник. Статьи. Записные книжки», Захаров, 2005).
Выставка с таким названием проходит в эти дни в музее имени К.А. Федина. Посвящена она жизни и творчеству Федора Михайловича Достоевского.
Достоевский — один из самых читаемых и изучаемых русских писателей мирового значения. Множество русских и зарубежных литераторов, философов, драматургов и режиссеров признавали его исключительное влияние на свое творчество и мировоззрение. Его произведения до сих пор волнуют мыслящего и чувствующего читателя.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — так выражал сам писатель направление своих внутренних поисков. Это высказывание Достоевского стало своеобразным эпиграфом выставки — может быть, потому, что ее посетители ищут и открывают для себя прежде всего Достоевского-человека. К сожалению, для очень многих людей Федор Михайлович давно стал «памятником», окаменевшим именем из школьной хрестоматии. Выставка, подготовленная музеем имени К. А. Федина, погружает своих гостей в мир великого писателя.
Основные экспонаты предоставил Санкт-Петербургский литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Особую атмосферу создают подлинные литографии, гравюры и фотографии второй половины XIX — начала XX столетия с видами Москвы и Санкт-Петербурга — именно такими видел эти города Федор Михайлович. Также на выставке представлены рукописи и письма Достоевского, прижизненные издания книг и журналов с его произведениями, а венцом экспозиции можно назвать факсимильное издание Евангелия, подаренного Федору Михайловичу женами сосланных декабристов, когда его и других политзаключенных гнали этапом на каторгу через Тобольск. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. <…> Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного».
«Вечная книга», испещренная многочисленными пометами Достоевского, в дальнейшем сопровождала его всю жизнь, сыграв исключительную роль в творчестве классика. Жена писателя, Анна Григорьевна, вспоминала, что в день своей смерти, 28 января 1881 года, он с утра открыл Евангелие — как это часто у него бывало, наугад. Открылось Евангелие от Матфея — третья глава. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14–15), — прочел писатель стихи вверху страницы. «Ты слышишь? “Не удерживай” — значит, я умру», — сказал он жене и закрыл книгу. За два часа до своей смерти Достоевский передал эту священную реликвию сыну Федору.
Особый интерес представляет композиционное решение выставки: объемное стилизованное изображение креста, слева от которого расположен письменный стол, справа — расстрельные столбы, а если смотреть в его центр, то будет видна икона Христа Вседержителя, расположенная в конце экспозиции. По словам Сергея Николаевича Рубцова, заведующего экспозиционным отделом музея имени К. А. Федина, крест обозначает поиск Достоевским Бога, его своего рода крестный путь, а письменный стол и расстрельные столбы в начале экспозиции — тот «водораздел» жизни писателя, с которого этот поиск начался.
Партнерами выставки стали музей-усадьба Н. Г. Чернышевского и Саратовский областной музей краеведения. С их помощью удалось дополнить выставку новыми экспонатами и интересными инсталляциями — например, витриной с настоящими кандалами и тюремной рубахой конца XIX века.
Федор Михайлович был человеком со сложным характером и удивительной судьбой. Чудом избежав смертной казни, отбыв четыре года в нечеловеческих условиях каторги, он сохранил в себе любовь к людям и искреннюю веру в Бога. Человек горящий, ищущий высшей Правды, он подарил миру истории, полные духовной глубины. Достоевский первым из мировых писателей заглянул так глубоко в человеческое сердце, увидев и показав, на какую исключительную жестокость и исключительную любовь оно способно.
«Любил он прежде всего живую человеческую душу — во всем и везде, и верил он, что мы все — род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением…» Эти слова произнес на могиле писателя великий русский философ Владимир Соловьев. Творчество Федора Михайловича настолько глубоко и многогранно, что каждое новое поколение открывает для себя «своего» Достоевского. Сотрудники музея с удивлением отмечают, что особый интерес к выставке проявляет новое поколение: молодые люди студенческих лет приходят сюда не только группами, организованными в учебных заведениях, но и индивидуально, по своей инициативе.
«Достоевский не просто современный автор — он автор будущего, и он будет актуален еще целый век или более, а может быть, и пока существует Россия», — уверены организаторы выставки.
Выставка проходит до 27 ноября, и у саратовцев еще есть возможность прикоснуться к истории этого удивительного писателя и человека.
Газета «Православная вера» № 20 (592)
Обновлено: 26.05.2023
Творчество русского писателя Федора Достоевского (1821 — 1881) оказало огромное влияние на развитие мировой литературы и философии XIX, XX и XXI веков. Он был одним из крупнейших религиозных мыслителей, психологов и знатоков человеческой души. Его идеи сыграли ключевую роль в становлении фрейдизма и экзистенциализма.
Следующая цитата
1. Жить нужно для тех — кому ты нужен… Дружить лишь с теми — в ком уверен… Общаться с теми — кто приятен… И быть благодарным тем — кто тебя ценит.
2. И никто, никто не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать. Сами они себе судьи. Любовь – тайна божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло.
3. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
4. Человек находит время для всего, что он действительно хочет.
5. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека.
6. Душа исцеляется рядом с детьми.
7. Никогда не причиняй человеку боль, когда этот человек готов ради тебя на все.
8. Со временем, устаёшь тянуться к людям, которые не делают ни шагу к тебе навстречу.
9. В жизни всё временно. Если всё идёт хорошо — наслаждайся, это не будет длиться вечно. Ну а если всё паршиво — не кисни, это тоже не навсегда.
10. И однажды в твоей жизни появится новое имя, которое превратит предыдущее в пыль.
11. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
12. Штука в чем: Если ты холоден — ты ранишь людей. Если ты чувствительный — люди ранят тебя.
13. Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой.
14. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
15. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
16. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
17. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
18. Жизнь задыхается без цели.
19. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
20. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
21. Каждый из нас предан. Кому-то. Или кем-то.
22. Большие не знают, что ребенок, даже в самом трудном деле, может дать чрезвычайно важный совет.
Следующая цитата
Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он — писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.
1.Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
2. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
5. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
7. Жизнь задыхается без цели.
8. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
10. Мир спасёт красота.
11. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
12. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
13. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
14. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
15. Истина без любви — ложь.
16. Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
17. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
18. Человек, умеющий обнимать — хороший человек.
19. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
20. Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
21. Душа исцеляется рядом с детьми.
22. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
23. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
24. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
25. Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
26. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
27. Разум — подлец, оправдает что угодно!
28. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
29. Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
30. Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.
Следующая цитата
Достоевский — один из самых читаемых и изучаемых русских писателей мирового значения. Множество русских и зарубежных литераторов, философов, драматургов и режиссеров признавали его исключительное влияние на свое творчество и мировоззрение. Его произведения до сих пор волнуют мыслящего и чувствующего читателя.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — так выражал сам писатель направление своих внутренних поисков. Это высказывание Достоевского стало своеобразным эпиграфом выставки — может быть, потому, что ее посетители ищут и открывают для себя прежде всего Достоевского-человека. К сожалению, для очень многих людей Федор Михайлович давно стал «памятником», окаменевшим именем из школьной хрестоматии. Выставка, подготовленная музеем имени К. А. Федина, погружает своих гостей в мир великого писателя.
Основные экспонаты предоставил Санкт-Петербургский литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Особую атмосферу создают подлинные литографии, гравюры и фотографии второй половины XIX — начала XX столетия с видами Москвы и Санкт-Петербурга — именно такими видел эти города Федор Михайлович. Также на выставке представлены рукописи и письма Достоевского, прижизненные издания книг и журналов с его произведениями, а венцом экспозиции можно назвать факсимильное издание Евангелия, подаренного Федору Михайловичу женами сосланных декабристов, когда его и других политзаключенных гнали этапом на каторгу через Тобольск. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. <…> Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного».
«Вечная книга», испещренная многочисленными пометами Достоевского, в дальнейшем сопровождала его всю жизнь, сыграв исключительную роль в творчестве классика. Жена писателя, Анна Григорьевна, вспоминала, что в день своей смерти, 28 января 1881 года, он с утра открыл Евангелие — как это часто у него бывало, наугад. Открылось Евангелие от Матфея — третья глава. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14–15), — прочел писатель стихи вверху страницы. «Ты слышишь? “Не удерживай” — значит, я умру», — сказал он жене и закрыл книгу. За два часа до своей смерти Достоевский передал эту священную реликвию сыну Федору.
Особый интерес представляет композиционное решение выставки: объемное стилизованное изображение креста, слева от которого расположен письменный стол, справа — расстрельные столбы, а если смотреть в его центр, то будет видна икона Христа Вседержителя, расположенная в конце экспозиции. По словам Сергея Николаевича Рубцова, заведующего экспозиционным отделом музея имени К. А. Федина, крест обозначает поиск Достоевским Бога, его своего рода крестный путь, а письменный стол и расстрельные столбы в начале экспозиции — тот «водораздел» жизни писателя, с которого этот поиск начался.
Партнерами выставки стали музей-усадьба Н. Г. Чернышевского и Саратовский областной музей краеведения. С их помощью удалось дополнить выставку новыми экспонатами и интересными инсталляциями — например, витриной с настоящими кандалами и тюремной рубахой конца XIX века.
Федор Михайлович был человеком со сложным характером и удивительной судьбой. Чудом избежав смертной казни, отбыв четыре года в нечеловеческих условиях каторги, он сохранил в себе любовь к людям и искреннюю веру в Бога. Человек горящий, ищущий высшей Правды, он подарил миру истории, полные духовной глубины. Достоевский первым из мировых писателей заглянул так глубоко в человеческое сердце, увидев и показав, на какую исключительную жестокость и исключительную любовь оно способно.
«Любил он прежде всего живую человеческую душу — во всем и везде, и верил он, что мы все — род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением…» Эти слова произнес на могиле писателя великий русский философ Владимир Соловьев. Творчество Федора Михайловича настолько глубоко и многогранно, что каждое новое поколение открывает для себя «своего» Достоевского. Сотрудники музея с удивлением отмечают, что особый интерес к выставке проявляет новое поколение: молодые люди студенческих лет приходят сюда не только группами, организованными в учебных заведениях, но и индивидуально, по своей инициативе.
«Достоевский не просто современный автор — он автор будущего, и он будет актуален еще целый век или более, а может быть, и пока существует Россия», — уверены организаторы выставки.
Выставка проходит до 27 ноября, и у саратовцев еще есть возможность прикоснуться к истории этого удивительного писателя и человека.
Мы выбрали 20 цитат из произведений писателя:
Чтоб умно поступать — одного ума мало. «Преступление и наказание»
Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту. «Бесы»
Русский весьма часто смеется там, где надо плакать. «Братья Карамазовы»
Если хочешь победить весь мир, победи себя. «Бесы»
В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. «Братья Карамазовы»
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. «Идиот»
Человек ищет не столько бога, сколько чудес. «Братья Карамазовы»
Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение. «Записки из Мертвого дома»
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. «Идиот»
Молчать — большой талант. «Бесы»
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший. «Записки из Мертвого дома»
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самом. «Братья Карамазовы»
В нашей странной России можно делать все что угодно. «Бесы»
Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний. «Идиот»
Любовью все покупается, все спасается. Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь. «Братья Карамазовы»
Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя. «Униженные и оскорбленные»
Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь. «Бедные люди»
Подлецы любят честных людей. «Идиот»
Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет. «Село Степанчиково и его обитатели»
Читайте также:
- Любовь это все что тебе нужно цитата
- Цитаты про плохих парней
- Каков настоящий облик властителей и судей привести цитату из текста
- Цитаты из смурфиков 2
- Рэй брэдбери цитаты из книг
По мнению историков, это выражение принадлежит двум великим философам древности.
На картине фламандского живописца Якоба Йорданса, написанной им около 1642 года ( точной даты неизвестно) изображён Диоген, философ из Синопа. Картина так и называется «Диоген, ищущий человека». Название она приобрела именно за счёт выражения (а у него таковых в запасе всегда было множество) Диогена: «Ищу человека», что более означает:«Ищу того, кто достоин имени человека». Однажды Диоген среди бела дня вышел с горящим фонарём на людные улицы Афин, произнося раз за разом это выражение. Его, славящегося своим аскетизмом и отсутствием потребностей, окружал народ, у которого потребностей было предостаточно — для кого-то это была жажда денег, для кого-то еды, для кого-то выпивки. По мнению Диогена, его окружали не люди, его окружали их потребности, вот и пошёл он с горящим фонарём среди бела дня показать народу, что среди них всех людей нет, одни потребности. Якоб Йорданс весьма удачно это выразил в своей картине.
По другой версии данное выражение принадлежит римскому баснописцу Эзопу. Эзоп был рабом. Однажды пошёл к соседу за огнём (по какой-то причине в его доме он погас). Огонь нужен был для приготовления пищи для хозяина.Возвращаясь домой с горящей лампой, он подвергся издевкам обычного прохожего: « Зачем ты днём с огнём ходишь, Эзоп? Ведь светло…» На это Эзоп ему ответил: «Ищу человека, а вокруг одни рабы.»
Основная мысль обоих великих заключается в том, что Человека, отвечающего всем критериям нравственности найти сложно, даже днём с огнём.
Прошли века. Но и сейчас выйди на улицу днём с огнём, вряд ли найдёшь Человека, даже зачастую в собственном лице.
Со временем «ищу человека» скорее утратило свою актуальность, так как с нравственностью всё хуже и хуже, а вот «днём с огнём» используется повсеместно в том значении, что невозможно или трудно найти желаемое.
Как-то так.
Выдающиеся личности
в России встречались практически во
всех сословиях. Хотя реализовать себя
им удавалось не всегда. У одних социальных
групп условия для этого были лучше, у
других хуже.
Посмотрите
справочники и словари, найдите биографии
выдающихся русских людей — путешественников,
писателей, военачальников, государственных
деятелей, композиторов и т.п. Выпишите
против каждой фамилии социальное
происхождение, на основании которого
можно заключить, из какого сословия
вышел данный индивид. А затем составьте
таблицу, где против каждого сословия
поставьте количество выдающихся
личностей.
Вам нужно ответить
на основной вопрос: какое сословие дало
больше выдающихся личностей?
«Средние» и «высшие»
сословия давали всегда больше выдающихся
людей, так как у них всегда было больше
возможностей себя реализовать. Выходцев
из самых низов очень мало, это скорее
исключение из правил (Ермак, Ломоносов,
Меньшиков).
Задание
6
Как вы понимаете
следующие выражения?
Н. Чернышевского:
«Развивать человека в человеке»
Ф. Достоевского:
«Найти в человеке человека»
Чернышевский
подразумевал, что в любом человеке уже
есть человеческое, гуманное начало,
которое следует только развить.
Достоевский более пессиместичен. По
его мнению, чтобы из человека получился
человек, ему следует привить, воспитать
гуманизм, найти в нем человеческое
начало.
Задание
7
В обществознании
распространен подход, согласно которому
человек, весь без остатка, может быть
описан, исходя из той системы социальных
связей и отношений, в которую включен.
Если
рассматривать человека только как
элемент общества, то такой подход
возможен.
Задание
8
Согласны ли вы с
утверждением о том, что в женщине больше
развито начало индивидуальности, а в
мужчине — личности? Аргументируйте
ответ.
«В
женщине больше развито начало
индивидуальности» то есть для женщины
больше характерно стремление выделиться,
подчеркнуть свою неповторимость,
индивидуальность, что выражается в
большей эмоциональности, большем
уделении внимания своему внешнему виду.
«В
мужчине — личности» — в его социальном
статусе, поведении, самореализации.
В
настоящее время, на мой взгляд, яркость
проявления индивидуальности в женщине
и личности в мужчине немного стерлась,
так как иногда происходит смена ролей
мужских и женских.
________________________________________________
Человек
—
биологический индивид, высшая ступень
живых организмов на Земле, результат
сложной биологической эволюции,
предпосылки и субъект культурной
эволюции.
Вопросы:
-
Какие признаки
отличают человека, выделяют его из
животного мира?
Членораздельная
речь, способность передавать свои знания
в виде традиций, обрядов, наличие религии.
Какова хронология
происхождения и развития человека?
Этапы
антропогенеза
25
млн. лет назад. Общие предки человекообразных
обезьян и людей — дриопитеки. Древесный
образ жизни, стадность
9
млн.лет назад. Стадия протантропа.
Австралопитеки — предшественники
людей. Переходная форма обезьяны к
человеку. Прямоходящие. Использование
примитивных «орудий»(палки,камни,
кости). Дальнейшее развитие стадности
2—2,5
млн. лет назад. Человек умелый. Переходная
стадия к формированию типасовременного
человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление
первых орудий труда (галечная культура)
1—1,3
млн. лет назад. Стадия архантропа
(питекантропа). Человек прямоходящий
(питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай,
атлантроп — Африка, гейдельбергский
человек — Европа). Объем мозга 800—1200
см3. Формирование речи. Овладение огнем
200—500
тыс. лет назад. Стадия палеоантропа
(неандертальца). Человек неандертальский.
Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая
культура изготовления орудий труда.
Совершенствование речи и племенных
отношений
40
тыс. лет назад. Стадия неоантропа
(кроманьонца). Человек разумный.
Формирование облика современного
человека. Возникновение общества.
Одомашнивание растений и животных
Биологическая
эволюция
началась
4-3,6 млрд лет назад.
Культурная
эволюция
началась
с палеолита.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
09.06.201513.52 Mб19Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций (2010).pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Как вы объясните эти слова Диогена?
- Философская антропология и анализ самосознания человека
- Образ мыслей людей, стоящих на мифологической, религиозной и философской мировоззренческих позициях. Понятие эксперимента. Теория общественно-экономических формаций. Различия материализма и идеализма. Картина мира на основе антропоцентрического гуманизма.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Как вы понимаете слова диогена людей много а человека найти трудно кратко
Как вы объясните эти слова Диогена?
Древнегреческий философ Диоген днём ходил с зажжённым фонарём и объяснял спрашивающим: «Ищу человека». Он всегда говорил, что людей много, а человека найти трудно.
Согласна с Диогеном.. И тогда, в древней Греции, да и сейчас, человека днём с огнём трудно отыскать. Помните фильм «Собачье сердце» по роману Булгакова, тот эпизод в конце фильма, когда в квартиру профессора Преображенского пришла толпа во главе со следователем уголовной милиции, обвиняя профессора в убийстве Шарикова, заведующего подотделом очистки МКХ.
-Какого Шарикова, спросил профессор, моего пса, когда он говорил? Ну это ещё не значит что он был человеком.
Золотые слова тогда сказал Булгаков устами профессора, уметь говорить, ещё ничего не значит для человека. Для того, чтобы называться человеком, одного этого умения ещё мало.
Видимо и философ Диоген, ещё задолго до Булгакова, вкладывал в свои слова тот же смысл..
Диоген не единственный их представитель Такие люди были, есть и будут всегда. Для более полного
в Библии, в книге «Екклисиаст») Задумайтесь над тем, почему люди уходят в монастыри. Поэтому,
Там было так: Когда люди сбежались на его крики «люди где вы» и спросили чего орешь, мы здесь, он сказал: я звал людей, а не дерьмо.
Как бы и согласен с этой фразой, но как и многие подобные фразы ограничивают понимание. Действительно, если гипотетически представить человека прожитого 500 лет, то уверен, что он скажет довольно с меня.
В библии часто написано: «насытился жизнью»
Жизнь измеряется и количеством и интенсивность переживаний и количеством событий.Если было бы так, то наркоман проживший 25 лет куда интенсивнее испытал на себе переживания.
Если бы это бы выглядело только так, тогда мы встречали такое количество суицидов.
Жизнь измеряется прежде всего выполненными действиями принесших пользу в соответствии со своим призванием и совершенстве самого себя. Все остальное это как приложения.
Мудрость не всегда связана с жизненным опытом. Мне кажется, что это, скорее, качество интеллекта. Встречается мудрая молодежь и дурные старики.
Конечно, умный человек с приобретением опыта станет еще умнее и мудрее, так как свой природный ум обогатит практическими знаниями и навыками.
Ну а дурак и до 100 лет останется дураком.
Женская психология заключается прежде всего в своей глупости, а точнее в ее иммитирован ии, с помощью правильного преподнесения своего незнания можно добиться очень многого, также для идеальной девушки, дабы вселить уверенность в своего мужчину, просто притворится, что ты не умеешь делать те или иные вещи, а если сделать вывод, то психология женщины заключается в ее хитрости.
Источник
Философская антропология и анализ самосознания человека
Образ мыслей людей, стоящих на мифологической, религиозной и философской мировоззренческих позициях. Понятие эксперимента. Теория общественно-экономических формаций. Различия материализма и идеализма. Картина мира на основе антропоцентрического гуманизма.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.09.2015 |
Размер файла | 55,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Я предполагаю, что человек, мыслящий с точки зрения мифологических позиций, скорее всего, выбрал бы альтернативу разбогатеть. Он мог бы аргументировать свое решение так: высшие силы (силы природы, например), дали мне возможность разбогатеть и обмануть других людей, значит им такая возможность не дана, я избран, поэтому я легко могу воспользоваться ей. Если я не воспользуюсь этой возможностью эти силы (духи, например), разгневаются на меня и я буду долго расплачиваться за свою нерешительность.
2. Как вы понимаете слова Диогена: «Людей много, а человека найти трудно»? Актуальны ли они в наши дни
3. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании? Свою позицию обоснуйте
Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.
1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.
2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
Социальный эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую. Применяется как в науках, исследующих различные социальные сферы (экономика, педагогика, социальная психология и др.,) так и в социальном управлении, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.
Социальный эксперимент имеет ограничения:
— невозможность воздействовать на изучаемые объекты (в исторических исследованиях изучаемые процессы, события безвозвратно отошли в прошлое);
— в случае принципиальной доступности экспериментальных воздействий на изучаемый социальный объект, необходимо считаться с возможностью отрицательных последствий;
— трудно создать желаемый вариант экспериментальной ситуации, перевод объекта в новые состояния в ходе социального эксперимента не должен нарушать его функционирования;
— сложно применение экспериментального метода при исследовании социально-политических вопросов, поскольку надолго и полностью “отгородить” какую-либо группу людей от всей совокупности общественных связей, поставив их в особые условия жизни и управления, является довольно затруднительно;
— общественные действия личностей, тем более их чувства, настроения и т. п. трудно поддаются экспериментальному изучению.
4. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым. Согласны ли вы с ним? Что в вашем понимании счастье
Счастье есть ощущение полноты бытия. Счастье есть переживание радости бытия. Это переживание окрашено множеством красок и имеет множество измерений.
Дело в том, что упомянутые личности были или приверженцами или сторонниками или предвестниками экзистенциализма. Для всех них был свойственен иррационализм в отношении к сущности человека, бытия.
Экзистенциализм возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля.
Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма..
Для неподлинного существования, по Хайдеггеру, характерны следующие черты: перевес моментов настоящего; «мир вещей» заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: «средний», простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью «взаимозаменяемы».
А подлинное существование, по Хайдеггеру, характеризуется следующими чертами: перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только «перед лицом смерти».
Бердяев был поглощен философскими и социологическими вопросами, порожденными воздействием техники на жизнь современного человечества.
Бердяеву принадлежат интересные замечания по поводу того, каким образом человеческая цивилизация разрушила гуманистическое представление о человеке. «Человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная цивилизация, это требование имеет тенденцию превратить человека в машину. Возросшая специализация ведет к обеднению и разрушению целостности человеческой личности». В утрате человеком ориентации в мире и независимости личности заключается то, что Бердяев называет дегуманизацией человека.
Франк считал себя принадлежащим «к старой, но еще не устаревшей секте платоников». Он исключительно высоко ценил систему Николая Кузанского. Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства Вл.С.Соловьева. Франк исходит из интуиции всеединства бытия: «Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем-либо другим». Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. «Даже понятие Бога не составляет исключения. Он не мыслим без отношения к тому, что есть его творение». Впрочем, рациональное постижение и тем более объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и философ вводит понятие «металогичности» как первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это «первичное знание», полученное таким «металогическим» образом, Франк отличает от знания «отвлеченного», выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете, основано на «первичном», интуитивном (металогическом) познании.
6. Что такое теория общественно-экономических формаций и кто был ее основоположником? О каких формациях в ней говорится? Объясните, почему
Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.
Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.
В процессе общественного развития формации не только функционируют, но и сменяют друг друга, и притом в определенной, объективной, закономерной последовательности. Процесс перехода от одной формации к другой называется социальной революцией. Чем же определяется эта закономерность, от чего она зависит?
Смена общественно-экономических формаций определяется сменой господствующих способов производства.
В разных странах, в разные исторические периоды переходы от одной формации к другой могут происходить различными путями. Иногда они длятся десятилетиями и даже веками. Важно понять, что социальная революция определяется не тем, совершается ли она мирным или вооруженным путем, не продолжительностью или краткостью, а тем, что в ходе ее происходит смена способов производства и прежде всего экономических базисов. Эту смену базисов, как показал К. Маркс, можно констатировать с естественнонаучной точностью. В процессе социальной революции происходит также сложная и многотрудная смена всех этажей общественной надстройки. Коренным образом меняется классовая структура общества. Поэтому в классовых формациях такая смена сопровождается ожесточенной классовой борьбой. В процессе перехода от одной формации к другой меняется и содержание различных форм общественного сознания. Искусство, религия, мораль и сама философия начинают отражать новое общественное бытие, новые отношения между людьми, новую систему государственной власти и политических партий. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории».
Основываясь на источнике: Ракитов А. И. Марксистско-ленинская философия, кратко перечислю основные общественно-экономические формации.
Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество.
Лишь постепенно в ходе крайне медленного совершенствования средств производства сложились объективные условия для возникновения новой, феодальной общественно-экономической формации.
Феодальное общество характеризуется крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Все это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и тогда.
Это развитие проявлялось, прежде всего, в медленном, но безостановочном совершенствовании орудий труда и ремесел, следствием чего было расширение меж- и внутригосударственной торговли. Феодальная раздробленность, отсутствие единой денежной системы, путей сообщения, пестрота законодательства и т. д. постепенно стали препятствовать развитию производства и торговли. Поэтому дальнейшее объективное развитие производительных сил и формирование нового способа производства требовали коренной перестройки базиса общества и надстроечных явлений.
В XV—XVII веках в государствах Западной Европы начал складываться новый, капиталистический способ производства. Капиталистический способ производства первоначально возник в качестве особого уклада в недрах феодализма. Превратившись в основу новой общественно-экономической формации, он привел к коренной перестройке всех общественных отношений. Основными классами стали наемный рабочий класс и буржуазия. По мере развития производительные силы изменяют свой характер. Машинное производство требует коллективного, совместного труда. Общественный характер производительных сил приходит во все более острое противоречие с частнокапиталистической собственностью на средства производства. Это противоречие проявляется в обостряющейся классовой борьбе. Развитие капитализма ведет к быстрому росту рабочего класса, к увеличению его удельного веса в жизни общества. Растет и классовое сознание пролетариата. Современный капитализм существенно отличается от того, каким он был в начале и середине XX века. В условиях государственно-монополистического капитализма конфликт между гигантски возросшими производительными силами и капиталистическими производственными отношениями становится все острее.
Как же возникает и развивается коммунистическая формация? Отвечая на этот вопрос, создатели марксизма-ленинизма указывали, что данная формация проходит две основные фазы.
В своем развитии первая фаза коммунистической формации проходит ряд этапов. Они определяются конкретными историческими особенностями, расстановкой и соотношением классовых сил внутри страны и за ее пределами, национальными и культурными традициями.
Я считаю, что социализм не является особой общественно-экономической формацией. Скорее всего, я соглашусь с классиками и последователями марксизма-ленинизма. Вероятно, это переходный период от капитализма к коммунизму. Слишком много противоречий остается в социалистическом обществе. Это я могу утверждать как очевидец, живший в стране строящегося и развитого социализма. А еще я считаю, человеческое общество еще совсем не созрело для светлых идей коммунизма. И капитализм, по-моему, еще не прошел все стадии своего развития. Кроме того, на развитие капиталистической общественно-экономической формации влияют факторы, которые, по моему мнению, не были учтены классиками учения, самим Марксом: это экологические проблемы и проблемы господства машин (техники, электроники).
разрыв социальных связей и обособленность; массификация, т.е. недифференцированность, усредненности составляющих общество индивидов, отсутствие у них индивидуальности; отсутствие устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму; неограниченных возможностях манипулирования массами со стороны элит.
Человеку массы грозит утрата высокой культуры, опасность установления господства массы, преклоняющейся перед всем заурядным и рвущимся к власти. Он создает угрозу политической манипуляции массами. Для общества, где большинство членов бессубъектны характерны бюрократизация общественной жизни и централизация власти, упадок автономных общественных организаций, возрастающий конформизм и отчуждение личности (Что характерно для современной России).
Именно формирование репрессивных (ложных) потребностей, привязывающих индивида к современному обществу, а не репрессия, не подавление потребностей большинства, как это было раньше, становится основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации. Через механизм одномерных потребностей обеспечивается лояльность членов данного общества. Лишив все критические идеи оппозиционности, встроив их в свое функционирование, развитое индустриальное общество трансформируется в тоталитарное, которое осуществляет технико-экономическое координирование за счет манипуляции потребностями с помощью имущественных прав. Таким образом, создаются препятствия для появления действенной оппозиции внутри целого.
С другой стороны, потребительскую стоимость свободы снижает возрастающая производительность труда, которая увеличивает прибавочный продукт и обеспечивает возрастание потребления. Какой смысл настаивать на самоопределении, если управляемая жизнь окружена удобствами и даже считается «хорошей»? Утрата экономических и политических прав и свобод, которые были реальным достижением двух предшествующих столетий, может показаться незначительным уроном для государства, способного сделать управляемую жизнь безопасной и комфортабельной. Технология развитого индустриального общества рационализирует несвободу человека и демонстрирует техническую невозможность автономии: ибо эта несвобода не кажется ни иррациональной, ни политической, но предстает скорее как подчинение техническому аппарату, который умножает жизненные удобства и увеличивает производительность труда.
Феномен внешне ориентированной конформистской личности: «невротический человек XX века», «техногенный человек» с дефицитом гуманитарной культуры, нравственности (совести, стыда, чести). Разрушение «внутреннего человека». Бессубъектный человек как следствие лишения свободы саморазвития. Изменение антропологических характеристик существования современного человека: сужение пространства, сжатие времени, телесность, виртуальность.
«Одичание человека» XX в. как результат опустошения Земли, экологического кризиса, разрушительных войн и революций. Разрушение культурной среды, культурного слоя и мотивации поведения.
Бессубъектных людей я встречаю каждый день. Это большинство моих коллег. Да и у себя я наблюдаю черты превращения в человека массы, с чем стараюсь бороться. Но в целом себя к бессубъектным людям не отношу и не хочу превратиться в такого человека. Я хочу быть в чем-то индивидуальностью, яркой личностью, а не частью толпы.
мировоззренческий позиция человек антропоцентрический
8. В чем заключаются принципиальные различия материализма и идеализма по вопросу о природе и роли сознания
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
Источник
Как вы понимаете слова диогена людей много а человека найти трудно кратко
Высказывание древнегреческого философа Диогена Синопского.
Расскажите пожалуйста кто что думает на этот счет? Просто свои мысли)
Мне например кажется, что речь идет о человечности и нравственности. Но очень интересно узнать чье нибудь еще мнение)))
Скажу честно. Признаюсь. Я эту тему завела потому что нам про это в колледже задали подумать и написать надуманное. Свои мысли уже завязались в узел. Я думала может у кого-нить голова более светлая, чем у меня в плане философии. )))
Можно же обсуждать все одновременно =))))
А в чем негативное отношение к нему? Ну в смысле скука или поведение или характер?
Лера, че то знакомое. А кто написал? )))))
про спартанцев хоть слышали?
если слышали.. то.. чем они хороши. и почему «хорошие дети из Спарта», а не хороших МУЖЕЙ из Спарта?
философ и на то философ, что не от мира сего и что занимается «умоблудием».
Источник