Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.
Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.
Что такое однородные члены предложения?
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:
Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).
Хорошая музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца (Ромен Роллан).
Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).
Музыку объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека (В. Сухомлинский).
Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).
В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.
Два или более одинаковых члена предложения, выполняющие одну и туже синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные сочинительной связью и интонацией, являются однородными.
Как выражаются однородные члены предложения?
В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой (И. С. Тургенев).
Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)
Роняли (как?) бесшумно и покорно.
Однородные обстоятельства образа действия выражены наречиями.
Что такое обобщающее слово?
В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:
В природе всё прекрасно: и плывущие по небу облака, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник (Е. Осетров).
Обобщающее слово «всё», выраженное местоимением, является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:
- облака
- берёзка
- ель
- лишайник.
Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:
все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.
В предложении обобщающее слово может быть любым членом предложения, как и перечень однородных членов.
В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы (дополнение)
Везде: над лесом, над полем и над крышами домов — повисло разноцветное коромысло радуги (обстоятельство).
Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.
В ней было скрыто ещё пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой (К. Паустовский).
Какое значение имеют обобщающие слова?
1.Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:
В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы: роскошные чайные розы , лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.
В этом предложении устанавливаются родо-видовые отношения между обобщающим словом «цветы» и однородными членами, называющими их виды.
2.Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.
Это был обычный русский простор: поля, леса и деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом (И. Соколов-Микитов).
Обобщающее слово «простор» выражает целое, а существительные «поля», «леса», «деревни» — его части.
Пунктуация в предложениях с обобщающими словами
Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.
После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.
Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.
Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:
Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.
Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:
С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их золотую или багряную прическу.
В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:
- словом;
- одним словом;
- например;
- короче говоря;
- а именно
и т. п.
Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него — запятая, например:
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).
Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:
На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно: яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).
Видеоурок
Тест
Обобщающее слово
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 797.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 797.
Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных членах могут быть обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое обобщающие слова
Обобщающие слова называют более общее, родовое понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.
Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.
Какие знаки требуются при обобщающих словах
Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков препинания при обобщающих словах.
Если обобщающее слово предшествует однородным членам, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».
Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».
Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после однородных членов – тире.
Приведем пример.
«
Повсюду
: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».
Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.
При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.
Каким членом предложения является обобщающее слово
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.
Приведем примеры предложений с обобщающими словами.
-
«В дорогу были куплены
продукты
: хлеб, крекеры, фрукты». Обобщающее слово «продукты» и однородные члены – подлежащие.
-
«Ребятишки играли, бегали, кричали –
резвились
, как говорила бабушка». Обобщающее слово «резвились» и однородные члены – сказуемые.
-
«
Нигде
: ни дома, ни на работе – я не могла отвлечься от этих мыслей». Обобщающее слово «нигде» и однородные члены – обстоятельства.
Что мы узнали?
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после однородных членов – тире. Если после однородных членов предложение продолжается, там тоже необходимо тире.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Виктория Пузенкова
5/5
-
Martin Eden
5/5
-
Ярослава Ерофеева
5/5
-
Татьяна Завгородняя
5/5
-
Татьяна Сигова
4/5
-
Злата Маслова
4/5
-
Мария Дурбажева
5/5
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 797.
А какая ваша оценка?
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.
Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.
В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение.
После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:
Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:
Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)
В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.
Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.
II. Ошибки в употреблении однородных членов
Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.
Для справок (в порядке следования предложений)
1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.
2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».
4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».
5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.
8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)
2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)
Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Я читал роман «Анну Каренину».
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».
2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
Ответ: 3.
При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.
Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.
Пример:
«ВСЁ было незнакомо мне: высокая, большая комната, голые стены из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый запах» (С. Аксаков).
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.
Пример:
«Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам РАЗНЫМИ НЕПРИЯТНЫМИ СЛУЧАЙНОСТЯМИ, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом» (И. Гончаров).
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.
Пример:
«Ни в доме, ни во дворе — НИГДЕ не было свободного места».
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Пример:
«В человеке ВСЁ должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. Чехов);
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), чтобы предупредить читателя о последующем перечислении.
Пример:
«Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки» (Л. Толстой).
Обрати внимание!
Если перед однородными членами, выраженными именами собственными, находится общее для них приложение или определяемое слово, которое не является обобщающим словом (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие после него не ставится.
Пример:
«Летом я прочитал романы «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов»».
Тире ставится:
1) если обобщающее слово находится после однородных членов.
Пример:
«Среди птиц, насекомых, в сухой траве — ВСЮДУ чувствовалось приближение осени» (По В. Арсеньеву);
2) если акцент в предложении делается на обобщающее слово, а перечисление выступает в роли дополнительного уточнения (при этом нет предупреждающей паузы).
Пример:
«Тонкие ветви черёмухи и лип тихо качались, и ВСЁ ВОКРУГ — сад, дом, небо — молча кружилось в медленном хороводе» (М. Горький).
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.
Пример:
«По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбёжники, проломленные головы слепороды, губошлёпы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи» (М. Салтыков-Щедрин).
Если после перечисления перед обобщающим словом находится вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая.
Пример:
«Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени» (В. Арсеньев).
Если на однородных членах, стоящих после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.
Пример:
«ВСЮДУ: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нём» (К. Паустовский).
Обрати внимание!
Если обобщающее слово употреблено дважды (перед однородными членами и после них), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).
Пример:
«ВСЁ: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; ещё хуже, слово неискренного, слабого участия — ВСЁ болезненно раздражало рану, казалось оскорблением» (Л. Толстой).
Обобщающие слова при однородных членах
предложения
1.
Обобщающие слова − это
слова или сочетания слов, которые являются общим значением находящихся при нем
однородных членов.
Яблоки, апельсины, груши − фрукты
Ромашка, пион, роза − цветы
2.
Обобщающие слова стоят в
той же форме, что и однородные члены предложения.
3.
Могут иметь
сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.
4.
В схемах обозначаются ʘ
Обобщающие слова при однородных членах
предложения и пунктуация при них
1.
Если обобщающее
слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится
двоеточие.
Все было серое: затуманенный лес,
озеро, небо. [ ʘ: O, O, O].
2. Если обобщающее слово стоит после однородных
членов, то за ними ставится тире.
Затуманенный лес, озеро, небо − все
было серое. [O, O, O − ʘ].
3.
Если обобщающее
слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то
перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной
частью предложения − тире.
Все вокруг: затуманенный лес, озеро,
небо − было серое. [ʘ: O, O, O − …].
4.
Если после
обобщающих слов стоят слова а именно, например, как-то и др., то
перед ними ставится запятая, а после них − двоеточие.
Для
выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно:
знание правил, внимание и умение
пользоваться справочником.
[ʘ,
а именно: O, O и O].
5.
Если обобщающее
слово стоит после однородных членов предложения, а перед ним стоят слова словом,
одним словом, короче говоря и др., то перед этими словами ставится
тире, а после них − запятая.
Яблоки, апельсины, бананы − одним
словом, фрукты.
[O, O, O − одним словом, ʘ].
6.
В предложении может
быть два обобщающих слова. Одно может стоять перед однородными членами предложения,
а другое − после них. Тогда после первого обобщающего слова ставиться
двоеточие, а перед вторым − тире.
Фрукты :яблоки, апельсины, бананы − все
приносит пользу для здоровья.
[ʘ: O, O, O − ʘ].