Как правильно найти обобщающее слово

Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.

Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:

Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).

Хорошая музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца (Ромен Роллан).

Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).

Музыку объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека (В. Сухомлинский).

Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).

В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.

Два или более одинаковых члена предложения, выполняющие одну и туже синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные сочинительной связью и интонацией, являются однородными.

Однородные члены предложения

Как выражаются однородные члены предложения?

В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой (И. С. Тургенев).

Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.

Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бесшумно и покорно.

Однородные обстоятельства образа действия выражены наречиями.

Что такое обобщающее слово?

В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:

В природе всё прекрасно: и плывущие по небу облака, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник (Е. Осетров).

Обобщающее слово «всё», выраженное местоимением, является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:

  • облака
  • берёзка
  • ель
  • лишайник.

Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:

все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.

В предложении обобщающее слово может быть любым членом предложения, как и перечень однородных членов.

В тайге никого не видно вокруг: ни человека, ни зверя, ни птицы (дополнение)

Везде: над лесом, над полем и над крышами домов — повисло разноцветное коромысло радуги (обстоятельство).

Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.

В ней было скрыто ещё пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой (К. Паустовский).

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Какое значение имеют обобщающие слова?

1.Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:

В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы: роскошные чайные розы , лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.

В этом предложении устанавливаются родо-видовые отношения между обобщающим словом «цветы» и однородными членами, называющими их виды.

2.Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.

Это был обычный русский простор: поля, леса и деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом (И. Соколов-Микитов).

Обобщающее слово «простор» выражает целое, а существительные «поля», «леса», «деревни» — его части.

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.

После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.

Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.

Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:

Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.

Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:

С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает  их золотую или багряную прическу.

В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:

  • словом;
  • одним словом; 
  • например;
  • короче говоря;
  • а именно

и т. п.

Тогда тире ставится перед вводным словом, а после  него — запятая, например:

Среди птиц, насекомых, в сухой травесловом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:

На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно: яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).

Видеоурок

Тест

Обобщающее слово


Обобщающее слово

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.

Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных членах могут быть обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова называют более общее, родовое понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.

Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.

Какие знаки требуются при обобщающих словах

Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков препинания при обобщающих словах.

Если обобщающее слово предшествует однородным членам, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».

Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».

Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после однородных членов – тире.
Приведем пример.

«

Повсюду

: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».

Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.

При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.

Каким членом предложения является обобщающее слово

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.

Приведем примеры предложений с обобщающими словами.

  • «В дорогу были куплены

    продукты

    : хлеб, крекеры, фрукты». Обобщающее слово «продукты» и однородные члены – подлежащие.

  • «Ребятишки играли, бегали, кричали –

    резвились

    , как говорила бабушка». Обобщающее слово «резвились» и однородные члены – сказуемые.

  • «

    Нигде

    : ни дома, ни на работе – я не могла отвлечься от этих мыслей». Обобщающее слово «нигде» и однородные члены – обстоятельства.

Заключение

Что мы узнали?

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после однородных членов – тире. Если после однородных членов предложение продолжается, там тоже необходимо тире.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Пузенкова

    5/5

  • Martin Eden

    5/5

  • Ярослава Ерофеева

    5/5

  • Татьяна Завгородняя

    5/5

  • Татьяна Сигова

    4/5

  • Злата Маслова

    4/5

  • Мария Дурбажева

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 797.


А какая ваша оценка?

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; 

б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример). 

В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире. 

1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение. 

После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:

Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.

И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

Применяя такие конструкции, нужно помнить, что: 

а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например: 

Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения: 

Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.

Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.

II. Ошибки в употреблении однородных членов

Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

Для справок (в порядке следования предложений)

1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.

3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».

4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».

5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.

6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)

2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)

Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Я читал роман «Анну Каренину».

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».

2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

Ответ: 3.

При однородных членах предложения может стоять обобщающее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия.

Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функцию.

Пример:

«ВСЁ было незнакомо мне: высокая, большая комната, голые стены из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый запах» (С. Аксаков).

Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.

Пример:

«Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам РАЗНЫМИ НЕПРИЯТНЫМИ СЛУЧАЙНОСТЯМИ, как-то: болезнями, убыткамиссорами и между прочим трудом» (И. Гончаров).

Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.

Пример:

«Ни в доме, ни во дворе — НИГДЕ не было свободного места».

Знаки препинания при обобщающих словах

Двоеточие ставится:

1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

Пример:

«В человеке ВСЁ должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. Чехов);

2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), чтобы предупредить читателя о последующем перечислении.

Пример:

«Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки» (Л. Толстой).

Обрати внимание!

Если перед однородными членами, выраженными именами собственными, находится общее для них приложение или определяемое слово, которое не является обобщающим словом (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающего слова пауза), то двоеточие после него не ставится.

Пример:

«Летом я прочитал романы «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов»».

Тире ставится:

1) если обобщающее слово находится после однородных членов.

Пример:

«Среди птиц, насекомыхв сухой траве — ВСЮДУ чувствовалось приближение осени» (По В. Арсеньеву);

2) если акцент в предложении делается на обобщающее слово, а перечисление выступает в роли дополнительного уточнения (при этом нет предупреждающей паузы).

Пример:

«Тонкие ветви черёмухи и лип тихо качались, и ВСЁ ВОКРУГсад, домнебо — молча кружилось в медленном хороводе» (М. Горький).

Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.

Пример:

«По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбёжники, проломленные головы слепороды, губошлёпы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольникикрошевники и рукосуи» (М. Салтыков-Щедрин).

Если после перечисления перед обобщающим словом находится вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится  тире, а после него — запятая.

Пример:

«Среди птиц, насекомыхв сухой травесловом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени» (В. Арсеньев).

Если на однородных членах, стоящих после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.

Пример:

«ВСЮДУв разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажахна батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нём» (К. Паустовский).

Обрати внимание!

Если обобщающее слово употреблено дважды (перед однородными членами и после них), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов).

Пример:

«ВСЁ: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; ещё хуже, слово неискренного, слабого участия — ВСЁ болезненно раздражало рану, казалось оскорблением» (Л. Толстой).

Обобщающие слова при однородных членах
предложения

1.    
Обобщающие слова − это
слова или сочетания слов, которые являются общим значением находящихся при нем
однородных членов.

  Яблоки, апельсины, груши − фрукты

 Ромашка, пион, роза − цветы

2.    
Обобщающие слова стоят в
той же форме, что и однородные члены предложения.

3.    
Могут иметь
сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

4.    
В схемах обозначаются  ʘ

Обобщающие слова при однородных членах
предложения и пунктуация при них

1.    
Если обобщающее
слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится
двоеточие
.

   Все было серое: затуманенный лес,
озеро, небо
.          [ ʘ: O, O, O].

2. Если обобщающее слово стоит после однородных
членов, то за ними ставится тире.

   Затуманенный лес, озеро, небо все
было серое.    
  [O, O, O − ʘ].

3.    
Если обобщающее
слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то
перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной
частью предложения − тире.

  Все вокруг: затуманенный лес, озеро,
небо − было серое.       
[ʘ: O, O, O − …].

4.    
Если после
обобщающих слов стоят слова а именно, например, как-то и др., то
перед ними ставится запятая, а после них − двоеточие.

 Для
выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно:
знание правил, внимание и умение
пользоваться справочником.               

    [ʘ,
а именно: O, O и O].

5.    
Если обобщающее
слово стоит после однородных членов предложения, а перед ним стоят слова словом,
одним словом, короче говоря
и др., то перед этими словами ставится
тире, а после них − запятая.

 Яблоки, апельсины, бананыодним
словом, фрукты.   
   

 [O, O, O − одним словом, ʘ].

6.    
В предложении может
быть два обобщающих слова. Одно может стоять перед однородными членами предложения,
а другое − после них. Тогда после первого обобщающего слова ставиться
двоеточие, а перед вторым − тире.

 Фрукты :яблоки, апельсины, бананывсе
приносит пользу для здоровья.
     

  [ʘ: O, O, O − ʘ].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить акцент на русском самостоятельно
  • Как найти пояснительную записку к законопроекту
  • Как найти экзоскелет в сталкере честь наемника
  • Как составить задачу по бухучету
  • Как исправить индикатор батареи