Как правильно найти производящее слово

Словообразование (основные понятия)

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено символом Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в соответствии с принятыми обозначениями).  

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол Ο — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Примечания.

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании не учитывается этот суффикс. Основа слова определяется по инфинитиву читать.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива —ть) в русском языке очень немного:  бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования): пи-ть пьj (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть моj (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс часто (но не всегда!) утрачивается: пис-а-ть пиш-у, беж-а-ть бег-у.

3) Постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться — это разные слова, а не разные формы одного слова).

3. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.

4. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-); читать (производящая основа чита-) → читательΟ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь летсем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟнос-о-рогΟ.

5. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-атьза-жиг-а-лка), так и в усечённом виде (например: рез-атьрез-ка — усекается глагольный суффикс —а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёзаберез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: соснасос-някΟ — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

7. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. — является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Примечание. Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями. Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-ной основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»);  читатель («тот, кто читает»);

  • из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Примечания.

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное — производным: петьпе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-ливыйбереж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищать-ся; умыть → умыть-ся.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом , как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.

9. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ироватьагит-аторΟ — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-яистор-ик. Основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-итьв-ходØ. При этом производная основа существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).

Примечания.

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола — лицо женского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-никхудож-ница («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол несовершенного вида: реш-атьреш-ить.

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол несовершенного вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-атьза-пис-ывать.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-атьбегØ, торг-оватьторгØ, вы-ход-итьвы-ходØ, осад-итьосадØ-а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по сложности или проще производящих прилагательных: синийсиньØ, тихийтишьØ, ран-нийраньØ. Но: золот-о золотØой.

Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»

Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные цепочки и словообразовательные пары, укажите направление производности.

1) Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.

2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, осиплый, осиплость.

3) Сказать, сказание, подсказать, подсказывать, подсказка, подсказчик, подсказчица, рассказать, рассказывать, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предсказывать, предсказание, предсказатель, предсказательный.

Источники:

  • Глава «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»

Дополнительно на Геноне:

  • Как разобрать слово по составу?
  • Как найти корень в слове?
  • Что такое связанные корни в лингвистике?
  • Как найти основу слова?
  • Как найти окончание в слове?
  • Что такое беглая гласная?
  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Где найти перечень формообразующих морфем?
  • Где найти словари деления слов на морфемы?
  • Что такое аффикс?
  • Какие есть виды аффиксов?
  • Что такое чередование звуков?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Что такое флексия?
  • Что такое префикс?
  • Что такое постфикс?
  • Что такое интерфикс?

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).

Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:

  • стол
  • стена
  • зеленый
  • красный

Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:

красный — корень/окончание

Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:

настольный — это «находящийся на столе«;

лесник — это «человек, охраняющий лес«.

Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.

Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.

Основные способы словообразования Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → работать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

переход → переходить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е
3) основ и присоединения суффикса
4) сокращенных частей слов
5) начальных букв или звуков

телефон-автомат → телефон, автомат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зарплата → заработная плата
вуз → высшее учебное заведение

6. Слияние (образование слов из словосочетаний)

малопригодный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

больной (сущ.) → больной (ребенок),
детская (сущ.) → детская (комната)

Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:

Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.


Определение

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.


Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок;
  • бежать → убежать;
  • побелить → побелка;
  • снег → подснежник;
  • цвет → соцветие.

Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:

  • земля → земляной;
  • земля → земелька;
  • земля → приземлить;
  • земля → заземлить.

Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:

камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость

белый → белить → побелить → побелка

греть → подогреть → подогревать → подогреватель

При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.

К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:

Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:

Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:

  • быть → убыть;
  • убыть →  убыток.

Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).

Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.

Закономерности словообразования

1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:

  • злой → злость;
  • синий → синь;

2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:

варить → варенье [эн’й’э]

3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:

  • болтун  → болтунья [й’а];
  • скрипач → скрипачка;
  • приёмщик → приёмщица;
  • художник → художница;

4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:

  • (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
  • ответить → отвечать;

5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:

  • обезболить → обезболивать;
  • созреть → созревать .

6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:

  • блестящий ответ → ответил блестяще;
  • ветреный день → ветрено;
  • безветренный вечер → безветренно;
  • безошибочный вариант → безошибочно написать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в  словообразовательных цепочках.

Тест

А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:

  1. скорый — ускорить;
  2. номер — номерок;
  3. грязь — грязноватый;
  4. построить — постройка;
  5. светлый — светлеть;
  6. верхушка — верхушечный;
  7. фасовать — фасовочный;
  8. делать — недоделанный;
  9. трудный — затруднение;
  10. родной — родственный.

Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:

  1. гримировать — гримировочный;
  2. пять — впятером;
  3. стройка — перестройка;
  4. болтать — болтливый;
  5. зимовать — зимовка;
  6. шутить — шуточка;
  7. замарать — замарашка;
  8. глубокий — углубить;
  9. певун — певунья;
  10. черствый — почерстветь.

В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?

  1. море — приморский;
  2. жестко — жестковатый;
  3. ежиха — ежонок;
  4. жизнь — жизненный;
  5. буксир — буксировка;
  6. семеро — всемером;
  7. знание — знаток;
  8. подготовить — подготовительный;
  9. заземлить — заземление;
  10. лечение — лечебный.

Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:

  1. говорить → говор → говорок;
  2. голос → голосование → голосовать;
  3. ходить → ход → выходить;
  4. играть → выиграть → выигрыш → выигрышный;
  5. сосенка → сосновый → сосняк;
  6. лист → листва → лиственный → лиственница;
  7. зима → зазимовать → зимовка;
  8. чары → очаровать → очаровательный;
  9. городить → перегородить → перегородка → перегородочный;
  10. стрелять → стрельба → стрельбище.

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:

Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)

Ответ обязательно должен содержать  однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:

Лесник – это кто?~ Это тот, кто работает в лесу.

Лесник ←лес

Слово лесник образовано от слова лес.

Пригород – это что?~ Это местность возле города.

Пригород ← город

Слово пригород образовано от слова город.

Упроститьчто значит?~ Значит, сделать простым.

Упростить ← простой

Слово упростить образовано от слова простой.

  1. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
  1. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:

грушевый ←груша

Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.

повысить ←высокий

Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и  суффикса –и-.

  1. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:

учительница ← учитель

Слово учительница образовано от слова учитель.

  1. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:

доброта ← добрый

Слово доброта образовано от слова добрый.

смелость ← смелый

Слово смелость образовано от слова смелый.

  1. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:

ожидание ← ожидать

Слово ожидание образовано от слова ожидать.

  1. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.

зашивать ← зашить

Глагол зашивать образован от глагола зашить

замариновывать ← замариновать

Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.

  1. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:

Горячо ← горячий

Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.

Алгоритм проведения словообразовательного

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?~ Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.

Робеет – робеть.

Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)

Повторим

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное.
  3. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы.
  4. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс . Суффикс может быть нулевым.
  5. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола.
  6. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных.
  7. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов.
  8. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
  9. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных.

Алгоритм проведения словообразовательного разбора.

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Словообразование (главные понятия)

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено эмблемой Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в согласовании с принятыми обозначениями).

1. В языке повсевременно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка есть возможность поделить на производные и непроизводные.

Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (либо сочетаний слов). К примеру: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-нибудь другого однокоренного слова, имеющегося в языке. База подобных слов — непроизводная: ночь, стол. К примеру, стол Ο — слово непроизводное, другими словами в современном российском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. База слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная база обычно включает только корень, хотя время от времени непроизводная база может включать, кроме корня, суффикс, пореже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. К примеру, база глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Однако данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Потому слово и его база являются непроизводными.

Примечания.

1) Когда речь идёт о непроизводных либо производных основах, то рассматриваются только базы слов, другими словами базы исходной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. К примеру, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, но в словообразовании не учитывается этот суффикс. База слова определяется по инфинитиву чита-ть.

2) Большая часть бесприставочных непроизводных глаголов имеют базы, которые включают, кроме корня, особые глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Конкретно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов в отсутствие особых глагольных суффиксов (когда корень прямо связан с окончанием инфитива —ть) в российском языке очень чуть-чуть: бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтоб найти, заходит ли конечный гласный базы глагола в состав корня либо это суффикс, есть возможность поставить слово в форму реального времени. Часть корня сохраняется (хотя при всем этом могут наблюдаться чередования): пи-ть пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть моj-ю (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс нередко (однако не всегда!) теряется: пис-а-ть пиш-у, беж-а-ть бег-у.

3) Постфикс -ся (обучаться, умываться) не является формообразующим, потому непременно включается в словообразовательную базу слова (учить и обучаться — это различные слова, а не различные формы 1-го слова).

3. Слово, от которого образовано производное слово, именуется производящим (либо мотивирующим). К примеру, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь — ночной; читать — читатель.

4. База производного слова именуется производной основой, база производящего (мотивирующего) слова именуется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая база ноч-) — ночн-ой (производная база ночн-); чита-ть (производящая база чита-) — читательΟ (производная база читатель-).

Сложные слова имеют две и поболее производящие базы: семь лет — сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ — нос-о-рогΟ.

5. Производящая база может включаться в производную как в полном виде (к примеру: за-жиг-а-ть — за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (к примеру: рез-а-ть — рез-к-а — усекается глагольный суффикс —а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: однообразные части конца производящей базы и начала суффикса накладываются друг на друга, в итоге устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. К примеру, в паре: берёз-а — берез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей базы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн-а — сос-някΟ — конечный согласный производящей базы н (сосн-) и исходный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. К примеру, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

7. Совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, именуют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо начальное слово, либо вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым прямо либо опосредованно связаны все другие однокоренные слова. К примеру, верхушкой словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; верхушкой словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, условиться, контракт и др. — является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово — производное слово) — это малая единица словообразовательного гнезда.

Кроме пары в словообразовательном гнезде есть возможность выделить словообразовательную цепь (либо цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных меж собой отношениями конкретной производности: соль — солить — засолить — засолка; соль — соляной — солянка — соляночка; соль — солить — пересолить — пересаливать — пересаливание.

Примечание. Обычной ошибкой при словообразовательном анализе является неверный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень нередко, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают верхушку всего словообразовательного гнезда либо один из членов словообразовательной вереницы. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно прямо связано с другим словообразовательными отношениями. К примеру, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего подвергать рассмотрению существительное соль либо прилагательное солёный, так как данные существительное и прилагательное не связаны прямо с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить — пересолить).

8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные базы) и производящие слова (производящие базы) — связаны по значению и формально:

  • производная база, чаше всего, труднее по форме, чем соответственная производящая, к примеру, в паре: ночьΟ (производящая база ноч-) — ночн-ой (производная база ночн-) производящая база включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-н-ой база состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

  • производное слово, чаше всего, труднее по значению соответственного производящего. При всем этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово есть возможность найти при помощи производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»);

  • из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы прямо от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

  • Примечания.

    1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и дамского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное дамского рода: учитель — учительница; лифтёр — лифтёрша; шахматист — шахматистка.

    2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол либо прилагательное, а существительное — производным: пе-ть — пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый — береж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).

    3) Большая часть возвратимых глаголов образовано от безвозвратных: защищать — защищать-ся; умыть — умыть-ся.

    4) При словообразовании глаголов более обычной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол неидеального вида — приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол с новым суффиксом неидеального вида: пис-а-ть — за-пис-а-ть — за-пис-ыва-ть; чит-а-ть — про-чит-а-ть — про-чит-ыва-ть.

    5) Наречия с суффиксом , чаше всего, образованы от прилагательных: неплохой — отлично; весёлый — забавно.

    9. В российском языке вероятны случаи, когда производящая и производные базы равны по трудности. В этом случае на 1-ый план выходит мотивированность по значению. К примеру, в паре: агит-ирова-ть — агит-аторΟ — базы равны по трудности (включают корень и суффикс). Однако по значению существительное труднее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Потому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

    Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я — истор-ик. Базы равны по трудности (включают корень и суффикс). Однако по значению 2-ое существительное (историк) труднее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

    Время от времени производная база может быть даже проще производящей. К примеру, существительное вход образовано от глагола заходить: в-ход-и-ть — в-ходØ. При всем этом производная база существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая база глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Однако значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).

    Примечания.

    1) При схожей трудности в паре: лицо мужского пола — лицо дамского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-ник — худож-ниц-а («женщина-художник».

    2) При схожей трудности в паре: бесприставочный глагол неидеального вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол неидеального вида: реш-а-ть — реш-и-ть.

    3) При схожей трудности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол неидеального вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-а-ть — за-пис-ыва-ть.

    4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, чаше всего, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по трудности либо проще производящих глаголов: беж-а-ть — бегØ, торг-ова-ть — торгØ, вы-ход-и-ть — вы-ходØ, осад-и-ть — осадØ-а.

    5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишина, рань. Они, чаше всего, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по трудности либо проще производящих прилагательных: син-ий — синьØ, тих-ий — тишинаØ, ран-н-ий — раньØ. Однако: золот-о — золотØ-ой.

    Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные вереницы»

    Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные вереницы и словообразовательные пары, укажите направление производности.

    1) Голубий, синенький, синий, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.

    2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, хриплый, осиплость.

    3) Сказать, сказание, дать подсказку, давать подсказку, подсказка, подсказчик, подсказчица, поведать, говорить, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предвещать, пророчество, предсказатель, предсказательный.

    Источники:

  • Глава «Словообразование. Главные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Словообразование. Главные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Как разобрать слово по составу?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое связанные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать базу слова?
  • Как отыскать окончание в слове?
  • Что такое беглая гласная?
  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Где отыскать словари деления слов на морфемы?
  • Что такое аффикс?
  • Какие есть виды аффиксов?
  • Что такое чередование звуков?
  • Какие слова именуются однокоренными?
  • Что такое флексия?
  • Что такое префикс?
  • Что такое постфикс?
  • Что такое интерфикс?
  • Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным непо­сред­ствен­но от него с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы (мор­фем).
    Приведем при­ме­ры сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

    Чтобы понять, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара, ука­жем, что нуж­но учи­ты­вать, что­бы назвать два сло­ва этим тер­ми­ном. Из двух одно­ко­рен­ных лек­сем мож­но соста­вить пару, если меж­ду ними суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

    Словообразовательная мотивация

    Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

    • стол
    • сте­на
    • зеле­ный
    • крас­ный

    Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

    • красный — корень/окончание,
    • стол — корень/окончание.

    Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суф­фик­са:

    • пилить
    • сказать
    • хотеть
    • веять

    В рус­ском язы­ке посто­ян­но про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го соста­ва. От одно­ко­рен­ных слов обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го сло­ва мож­но объ­яс­нить с помо­щью про­из­во­дя­ще­го:

    • стол → настольный

    настоль­ный — это «нахо­дя­щий­ся на сто­ле«,

    • лес → лесник

    лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

    Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

    Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ния.

    Основные спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры

    1. Приставочный

    прилететь → лететь
    пригород → город
    доныне → ныне

    2. Суффиксальный

    темнота → темный
    рыбный → рыба
    боронить → борон

    а

    3. Приставочно-суффиксальный

    безработица → рабо­тать
    удочерить → дочь
    оцепить → цепь

    4. Бессуффиксный

    пере­ход → пере­хо­дить

    5. Сложение:
    1) целых слов
    2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
    3) основ и при­со­еди­не­ния суф­фик­са
    4) сокра­щен­ных частей слов
    5) началь­ных букв или зву­ков

    телефон-автомат → теле­фон, авто­мат
    хлебозавод → хлеб, завод
    черноморец → Чёрное море
    зар­пла­та → зара­бот­ная пла­та
    вуз → выс­шее учеб­ное заве­де­ние

    6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из сло­во­со­че­та­ний)

    мало­при­год­ный → мало, при­год­ный

    7. Переход из одной части речи в дру­гую

    боль­ной (сущ.) → боль­ной (ребе­нок),
    дет­ская (сущ.) → дет­ская (ком­на­та)

    Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим сло­вом все­гда суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

    Выяснив зна­че­ние этих тер­ми­нов, опре­де­лим, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

    Какие слова составляют словообразовательную пару?

    Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет свою пару, кото­рую состав­ля­ет ему про­из­во­дя­щая (моти­ви­ру­ю­щая) лек­се­ма:

    • белый → беловатый,
    • запе­вать → запе­вала,
    • заря → зарница,
    • гром­кий → громко .

    Понаблюдав, как обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва друг от дру­га, мож­но сде­лать вывод, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

    Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим (моти­ви­ру­ю­щим), вто­рое — про­из­вод­ным (моти­ви­ро­ван­ным) непо­сред­ствен­но от него.

    Словообразовательная пара это

    Как определить производящее слово?

    Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му про­из­вод­но­му сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми.

    Понаблюдаем:

    • слон → слонёнок ,
    • бежать → убежать ,
    • побе­лить → побелка,
    • снег → подснежник ,
    • цвет → соцветие.

    Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным сло­вам:

    • зем­ля → земляной,
    • зем­ля → земелька,
    • зем­ля → приземлить,
    • зем­ля → заземлить.

    Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнез­да:

    • камень → каменеть → окаме­неть → ока­менелый → ока­ме­нелость,
    • белый → белить → побелить → побелка,
    • греть → подогреть → подо­гревать → подо­гре­ватель.

    При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

    К при­ме­ру, не явля­ют­ся чле­на­ми сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары лек­се­мы:

    убы­ток — быть

    Слово «быть» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «убыть», а сле­ду­ю­щим в цепоч­ке ука­жем суще­стви­тель­ное «убы­ток»:

    быть → убыть → убыток

    Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

    • быть → убыть ,
    • убыть → убыток .

    Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (быть) и про­из­вод­ным (убыть).

    Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лек­сем.

    Закономерности словообразования

    1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен при­ла­га­тель­ных:

    • злой → злость ,
    • синий → синь ,

    2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

    • вос­хи­тить → вос­хищение,
    • варить → варенье [эн’й’э],
    • пла­тить → плат а,
    • ожи­дать → ожи­дание [й’э],
    • обме­нять → обмен ,
    • уко­лоть → укол ,

    3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной моти­ва­ции:

    • бол­тун → бол­ту­нья [й’а] ,
    • скри­пач → скри­пачка,
    • при­ём­щик → при­ёмщица,
    • худож­ник → художница,

    4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

    • (что сде­лать?) повторить → (что делать?) повторять,
    • ответить → отвечать,

    5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

    • обез­бо­лить → обез­боливать,
    • созреть → созревать .

    6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -о/-е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

    • бле­стя­щий ответ → отве­тил бле­стяще ,
    • вет­ре­ный день → вет­рено ,
    • без­вет­рен­ный вечер → без­вет­ренно ,
    • без­оши­боч­ный вари­ант → без­оши­бочно напи­сать.

    План словообразовательного разбора

    План словообразовательного разбора

    Поупражняемся, какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но. Найдем ошиб­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных цепоч­ках.

    Тест

    А. Производящее и про­из­вод­ное сло­во объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

    1. ско­рый — уско­рить,
    2. номер — номе­рок,
    3. грязь — гряз­но­ва­тый,
    4. постро­ить — построй­ка,
    5. свет­лый — свет­леть,
    6. вер­хуш­ка — вер­ху­шеч­ный,
    7. фасо­вать — фасо­воч­ный,
    8. делать — недо­де­лан­ный,
    9. труд­ный — затруд­не­ние,
    10. род­ной — род­ствен­ный.

    Б. Укажите номе­ра слов, состав­ля­ю­щих сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару:

    1. гри­ми­ро­вать — гри­ми­ро­воч­ный,
    2. пять — впя­те­ром,
    3. строй­ка — пере­строй­ка,
    4. бол­тать — болт­ли­вый,
    5. зимо­вать — зимов­ка,
    6. шутить — шуточ­ка,
    7. зама­рать — зама­раш­ка,
    8. глу­бо­кий — углу­бить,
    9. певун — певу­нья,
    10. черст­вый — почерст­веть.

    В. Какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но?

    1. море — при­мор­ский,
    2. жест­ко — жест­ко­ва­тый,
    3. ежи­ха — ежо­нок,
    4. жизнь — жиз­нен­ный,
    5. бук­сир — бук­си­ров­ка,
    6. семе­ро — все­ме­ром,
    7. зна­ние — зна­ток,
    8. под­го­то­вить — под­го­то­ви­тель­ный,
    9. зазем­лить — зазем­ле­ние,
    10. лече­ние — лечеб­ный.

    Г. Укажите номе­ра рядов слов с пра­виль­но состав­лен­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепоч­кой:

    1. гово­рить → говор → гово­рок,
    2. голос → голо­со­ва­ние → голо­со­вать,
    3. ходить → ход → выхо­дить,
    4. играть → выиг­рать → выиг­рыш → выиг­рыш­ный,
    5. сосен­ка → сос­но­вый → сос­няк,
    6. лист → листва → лист­вен­ный → лист­вен­ни­ца,
    7. зима → зази­мо­вать → зимов­ка,
    8. чары → оча­ро­вать → оча­ро­ва­тель­ный,
    9. горо­дить → пере­го­ро­дить → пере­го­род­ка → пере­го­ро­доч­ный,
    10. стре­лять → стрель­ба → стрель­би­ще.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти друга темнокожего
  • Как найти скорость записать формулу
  • Как составить план конспект на урок для 4 класса
  • Как найти запас на складе
  • Как найти производственную мощность в год