Как правильно найти разряд

Разряды прилагательных — это лексико-грамматические группы слов, которые обозначают свойства и качества предметов, признак через отношение к другому предмету или принадлежность одушевленному или неодушевленному существительному.

Узнаем, какие разряды прилагательных существуют в русском языке. В соответствии с лексическим значением и морфологическими признаками слова этой самостоятельной части речи делят на три разряда:

  • качественные прилагательные;
  • относительные прилагательные;
  • притяжательные прилагательные.

Разряды прилагательных

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Оценка: плохой, добрый… Материал: кожаный, деревянный… Принадлежность человеку
или животному
(вопрос Чей?):
медвежья, мамин…
Размер: высокий, глубокий… Назначение: спортивный, военный…
Вес: тяжелый, невесомый… Время: утренний, ночной…
Запах: ароматный, душистый… Место: городской, лесной…
Температура: холодный, теплый… Количество: двухлетний, столетний…
Действие: пугливый, смелый…

Рассмотрим разряды прилагательных и укажем их характерные признаки и отличительные особенности.

Качественные прилагательные

Определение

Качественные прилагательные — это слова, обозначающие непосредственный признак предмета, его свойство или качество, которое может проявляться с разной интенсивностью.

Например:

  • у реки мы ощущаем слабый ветер, а к вечеру он станет слабее или вовсе утихнет;
  • слышится громкое гудение, автомобиль приближается, и гудение мотора стало громче.

Качественные прилагательные

Способность качественных прилагательных обозначать признак в большей или меньшей степени является его главным отличительным свойством среди слов этой части речи, принадлежащих к относительным и притяжательным прилагательным.

По значению разряд качественных прилагательных объединяет слова, обозначающие

  • цвет и масти животных (жёлтый, синий, вороной, пегий);
  • форму (квадратный, овальный);
  • размер (высокий, длинный, большой);
  • вес (тяжелый, легкий);
  • вкус (горький, кислый, слабосоленый);
  • возраст и физические особенности (старый, молодой, юный, хромой);
  • внутренние качества и свойства характера (грустный, скромный, умный, счастливый).

Для качественных прилагательных характерны морфологические признаки:

1. образование степеней сравнения

  • сравнительная степень

грубый -грубее, более/менее грубый;

  • превосходная степень

грубый — грубейший, самый грубый.

2. Наличие кратких форм, которые изменяются по родам и числам, но не склоняются

  • тонкий — голос (каков?) тонок  , ткань (какова?) тонка, плетение (каково?) тонко, волосы (каковы?) тонки;
  • молодой — человек молод  , женщина молода, племя молодо, ребята молоды.

3. Способность сочетаться с наречиями «очень», «совершенно», «крайне», «чрезвычайно», «совсем» и пр.

  • очень тяжелый рюкзак;
  • совершенно обидное замечание;
  • совсем грустное настроение.

4. Качественные прилагательные имеют синонимы и антонимы и сами образуют антонимичные пары с помощью приставки не-:

  • веселый — радостный,  смешной, смешливый, ликующий, счастливый;
  • веселый — грустный;
  • веселый — невеселый (грустный).

5. Образуют однокоренные наречия с суффиксом -о, -е:

  • слабый — слабо;
  • певучий — певуче.

6. Образуют слова со значением субъективной оценки:

  • хитрый — хитренький;
  • длинный — длиннющий;
  • любопытный — прелюбопытный;
  • удалой — разудалый.

7. Путем повтора могут образовать сложные слова:

  • черный-черный;
  • забавный-презабавный.

Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы. Не имеют степеней сравнения прилагательные, обозначающие постоянный статичный признак предмета.

Например, слова, обозначающие цвет, форму, качество предмета:

  • зеленый лист;
  • квадратный стол;
  • каурая лошадь;
  • больной, хромой, слепой, женатый, здоровый.

Эти прилагательные не меняют интенсивности своего качества в сторону усиления признака.

Относительные прилагательные

Определение

Относительные прилагательные — это слова, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету или явлению.

Например:

  • городская улица — улица в городе (местоположение);
  • медный таз — таз из меди (материал);
  • шестилетний мальчик — мальчик шести лет (возраст);
  • прошлогодний джем — джем прошлого года (время);
  • двухметровый обрыв — обрыв высотой в два метра (размер);
  • стограммовая банка — банка в сто граммов (вес);
  • стиральная машина — машина для стирки (назначение):
  • беговая дорожка — дорожка, по которой бегут (действие)

и пр.

Как видим, относительные прилагательные можно заменить сочетанием существительного с предлогом.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные не имеют грамматических признаков, которыми обладают качественные прилагательные. Они не могут менять интенсивность признака, то есть

  • не имеют степеней сравнения;
  • не сочетаются с наречиями меры и степени;
  • не образуют краткой формы;
  • не имеют синонимов и антонимов;
  • не образуют однокоренных наречий с суффиксом -о, -е.

Относительные прилагательные образуются от существительных суффиксальным способом:

  • зима → зимний;
  • золото → золотистый;
  • село → сельский.

Притяжательные прилагательные

Определение

Притяжательные прилагательные — это слова, обозначающие принадлежность предмета лицу или животному.

Эти слова отвечают на вопросы:

  • шарф (чей?) дедушкин;
  • сумка (чья?) тётина;
  • пение (чьё) соловьиное;
  • зубы (чьи?) волчьи.

притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффиксов -ий, -ин/-ын, -ов-/-ев и др.

  • птица → птичий базар;
  • папа → папин совет;
  • синица → синицыно гнездо;
  • брат → братов нож;
  • жасмин → жасминовый запах;
  • ландыш → ландышевый аромат.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Некоторые прилагательные, если их употребить в переносном смысле, меняют свой лексико-грамматический разряд. Чаще всего приобретают значение качества относительные прилагательные:

  • каменный дом (дом из камня) — каменное лицо (неподвижное, жесткое);
  • золотое кольцо (кольцо из золота) — золотой характер (покладистый);
  • мирный период (период без войны) — мирный характер (спокойный, уступчивый);
  • железный ключжелезное здоровье (отличное);
  • бронзовый подсвечник — бронзовый загар (смуглый).

Реже качественные прилагательные переходят в разряд относительных. Таким способом образуются слова-термины:

  • легкий бег — лёгкая промышленность;
  • тяжелая сумка — тяжелая атлетика;
  • звонкая песня — звонкий согласный;
  • левый башмак — левые взгляды.

Притяжательные прилагательные могут обозначать качества или свойства предмета:

  • ослиный хвост — ослиное упрямство;
  • волчий вой — волчий взгляд (злой);
  • заячий след — заячья душа (робкая).

В зависимости от смысла контекста одно и то же прилагательное может быть качественным, относительным или притяжательным:

  • лисий (чей?) хвостлисий воротник (воротник из лисьего меха) — лисья речь (хитрая, неискренняя);
  • медвежий (чей?) детенышмедвежья шуба (шуба из меха) — медвежья походка (неуклюжая, вразвалку).

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Как определить разряд прилагательного?

Чтобы правильно определить разряды прилагательных, сначала задаем к слову вопрос какой? или чей? А далее анализируем, какой признак или принадлежность обозначает прилагательное, имеет ли краткую форму и степени сравнения, может ли сочетаться с наречиями, имеет ли синонимы и антонимы и т. д.

Примеры

1. Лесной орех

Орех (какой?) лесной.

Слово «лесной» обозначает признак ореха, который вырос в лесу. Это прилагательное обозначает признак предмета через отношение, то есть по смыслу связано с местоположением предмета. Это слово не образует степеней сравнения и не имеет краткой формы.

Значит, это относительное прилагательное.


2. Волчий аппетит

Аппетит (какой?) волчий.

Хотя это слово не образует краткой формы и степеней сравнения, по значению оно обозначает свойство. Это притяжательное прилагательное употреблено в переносном смысле и значит, что аппетит неуёмный, очень сильный. Это слово имеет синонимы.

Следовательно, это качественное прилагательное.


3. Козлиное копытце

Копытце (чьё?) козлиное. Прилагательное обозначает принадлежность. Это притяжательное имя прилагательное.


4. Бодрый голос

Голос (какой?) бодрый.

Это слово образует степени сравнения (бодрее, бодрейший) и краткую формы (голос бодр). Оно сочетается с наречием (очень бодрый) и образует наречие с суффиксом -о (бодро шагать). Этих признаков достаточно, чтобы определить, что слово «бодрый» — это качественное прилагательное.

Видеоурок «Разряды прилагательных по значению (6 класс)»

Презентация

Скачать презентацию

Тест

Разряды имён прилагательных

  • Притяжательные прилагательные
  • Относительные прилагательные
  • Качественные прилагательные
  • Переход прилагательных из одного разряда в другой
  • Как определить разряд прилагательного

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

Разряды прилагательных

Разряд Признаки Пример
Притяжательные — Указывают на принадлежность
— Отвечают на вопрос  чей?
папин зонт
Маринин карандаш
Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
вчерашний хлеб
железный ключ
Качественные — Имеют степени сравнения горячийгорячей
— Образуют краткую форму красивыйкрасив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком  и т. д.) слишком бедный

Притяжательные прилагательные

Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы:  чей? чья? чьё? чьи?:

Вопрос Пример
чей? мамин шарф, папин друг
чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё? мамино пальто, лисье чутьё
чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов  -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

лиса – лисий,

курица – курицын,

отец – отцов, отцовский,

мама – мамин,  мать – материнский.

Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

папин брат – брат папы,

волчий вой – вой волка.

Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

  • Из какого материала сделан предмет:

    золотое кольцо – кольцо из золота.

  • Для кого предназначен предмет:

    детский сад – сад для детей.

  • Отношение предмета к определённому времени:

    зимнее затмение – затмение зимой.

  • Отношение предмета к месту:

    горная вершина – вершина горы.

  • Отношение предмета к области деятельности:

    спортивный журнал – журнал про спорт.

Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

вечер – вечерний,

чай – чайный,

скала – скалистый.

Если основа существительных оканчивается на согласные  Г, К, Х, Т, Ц  — то может происходить чередование согласных букв:

друг – дружеский,   но   магия – магический;

табак – табачный,   но   парк – парковая;

пастух – пастуший,   но   дух – духовный;

студент – студенческий,   но   паркет – паркетный;

солнце – солнечный,   но   свинец – свинцовый.

Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

  1. Сочетаются с наречиями  очень, чрезвычайно, слишком:

    очень сладкий,  слишком большой.

  2. Имеют полную и краткую форму:

    быстрый – быстр,  красивый – красив.

  3. Имеют антонимы:

    быстрый – медленный,  красивый – страшный

    Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки  не-:

    маленький – немаленький (большой),  яркий – неяркий (тусклый).

  4. Образуют сложные прилагательные путём повтора:

    сладкий-сладкий,  быстрый-быстрый.

  5. Имеют степени сравнения:

    яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

Прилагательное Разряды
притяжательный относительный качественный
волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
живой живой цветок живая изгородь

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что  волчий  и  заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

кислая ягода – кислая реакция,

кривая избушка – кривая линия.

Как определить разряд прилагательного

Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

Качественные Относительные Притяжательные
  1. Степени сравнения
  2. Краткая форма
  3. Сочетание с наречиями:

    очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

  4. Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

    добрый-добрый, сильный-сильный.

  5. Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

    недобрый, нелёгкий.

  6. Могут иметь антонимы:

    сильный – слабый.

  7. Могут иметь синонимы:

    недорогой – дешёвый,
    мутный – расплывчатый
    .

  8. Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    слабый – слабенький – слабоватый.

  9. Могут образовывать наречия на -О, -Е:

    сильный – сильно.

  1. Указывают на отношение одного предмета к другому
  2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

    золотое кольцо – кольцо из золота.

  1. Обозначают принадлежность
  2. Отвечают на вопросы:

    чей? чья? чьё? чьи?

Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

Пример 1. Определить разряд прилагательного:

орлиное зрение.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

зрение какое? орлиное.

Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

орлиное означает хорошее, отличное.

Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

Пример 2. Определить разряд прилагательного:

лисья нора.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

нора чья? лисья.

Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

Пример 3. Определить разряд прилагательного:

наблюдательный человек.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

человек какой? наблюдательный.

Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

наблюдательный означает внимательный,

наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

Пример 4. Определить разряд прилагательного:

клубничное мороженое.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

мороженое какое? клубничное.

Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

клубничное мороженое – мороженое из клубники.

Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

Разряды местоимений в русском языке
Как найти разряд по значению местоимения. Разряды местоимений в русском языке Отрицательные место име ния неко го и нече го не име ют фор мы име ни тель но го паде жа.

Разряды местоимений в русском языке

Разряды место­име­ний — это лексико-грамматические груп­пы слов этой части речи, име­ю­щие харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке выде­ля­ют раз­ря­ды место­име­ний: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Разряд — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак место­име­ний. В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет место­име­ние (пред­мет или лицо, при­знак или коли­че­ство), их делят на раз­ря­ды по зна­че­нию.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ря­ды место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния эти сло­ва име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

Далее более подроб­но рас­смот­рим син­так­си­че­скую роль место­име­ний в пред­ло­же­нии.

Личные местоимения

Личные местоимения

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я», «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу, «ты», «вы» — ко вто­ро­му, «он», «она», «оно» — к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы, как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик. (А.Коваленко)

У место­име­ний «он», «она», «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле, оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты — мы, вы,
  • он, она, оно — они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы», «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я — меня,
  • ты — тебя,
  • она — её,
  • они — их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Так воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы место­име­ний.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. —
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его», «её», «их».

Зима. Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь, его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Относительные местоимения

Относительные местоимения

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Образование отрицательных местоимений

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

Местоимения «неко­го», «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто», «ника­кой», «ничей», «неко­го», «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные местоимения

Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные местоимения

Определительные место­име­ния — «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый, кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою, не вся­кий вас, как я, пой­мет, к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Местоимение — разряды, виды, морфологический разбор

Местоимение относят к одной из самостоятельных частей речи. Оно имеет существенные отличия от существительных, прилагательных, числительных. Расскажем об этом уникальном явлении в русском языке более подробно.

Местоимение — самостоятельная часть речи

Такая часть речи, для которой характерно указание на предметы, признаки, количество без их явного называния, получила определение Местоимения .

Местоимения в русском языке приобретают в выражениях лексическое, реальное, вещественное значение того слова, вместо которого употребляются. Представим следующие примеры:

Девочка шла домой. По дороге она зашла в магазин.

Смешанные леса являются ареалом многих птиц и животных. Например, в них проживают волки, медведи и множество других представителей фауны.

Два мальчика идут в школу. Сколько мальчиков идёт в школу?

Обычно местоименные слова выступают в начальной форме. Для них она, как правило, выражается Именительным падежом единственного числа. Лишь некоторые местоимения не имеют её, выступая в других падежах.

Происхождение слова местоимение

Сам термин «местоимение» появился в 16 веке. Он был заимствован русским из старославянского языка. Уже по самому названию можно догадаться о том, что в эту группу включают слова, которые выступают вместо имени. Обозначает слово то же, что и его древнегреческий аналог «антонимиа» , который появился при сложении двух слов. Первая часть термина – «анти» в переводе на русский обозначает слово «вместо» . Второе переводят в виде слова «имя» .

Местоимение - разряды, виды, морфологический разбор

В различных источниках можно прочитать, что такое определение было дано словам, выступающим только вместо именных частей речи. С течением времени наблюдается изменение облика слова. Это произошло под влиянием фонетических процессов, что и стало причиной закрепления за термином более широкого значения замещения, характерного для современного состояния русского языка.

Первоначально в эту часть речи входило небольшое количество слов. С течением времени было расширено местоименная часть речи. В него вошли даже такие слова, которые напоминают по облику прилагательные. Например, любой, весь, каждый .

Значение и грамматические признаки

Все местоимения имеют уникальную способность. Для них характерно замещение слов, входящих в другие части речи. По этому признаку местоимения в русском языке относят к нескольким группам:

  1. В первую принято включать местоимения, которые выступают в роли имён существительных. Отвечают они на вопросы: кто? что? Например, мы, они, что-то, кто-либо и другие. Местоимения могут изменяться по родам, числам и падежам.
  2. Вторая группа состоит из местоименных форм, выступающих в роли прилагательных и отвечающих на вопросы: какой? чей? Например, чья-то, нашего, мой . Они указывают на признак предмета. Такие местоимения в русском языке могут согласоваться с именами существительными. Они изменяются по родам, числам и падежам.
  3. Третья группа состоит из слов, заменяющих числительные в предложения. Для них характерен вопрос сколько? Например, нисколько, несколько и другие. Местоимения в русском языке, входящие в эту группу, по семантике являются аналогами количественных числительных. Они могут изменяться по падежам.
  4. Некоторые выделяют наречную разновидность. Другие относят их к наречиям. Формы выполняют в конструкциях функцию обстоятельств.

Обозначим эти же группы в более краткой форме и изобразим их графически:

Местоимение - разряды, виды, морфологический разбор

Местоимение в русском языке играет важную роль. Оно позволяет без конкретики говорить о различных явлениях. Значение местоимений определяется ролью, которую играет часть речи в предложении. С помощью его можно заменить слово, не изменив смысл высказывания при этом.

Мальчик увлекается футболом. Он решил связать с ним всю свою жизнь.

Во втором предложении вместо существительного мальчик употребляется слово он ., а вместо слова футболом — ним . Как вы уже догадались, это слово относится к местоимениям, оно выступает в роли существительного и обладает его лексическими и синтаксическими признаками.

Приведём другой пример:

Юленька позвала играть братика. Она не увидела его , когда тот неожиданно подкрался к песочнице.

Вместо существительного братика во второй части конструкции находится слово его . Оно выражает лексически лицо, которое увидела девочка.

Разряды местоимений

Все местоимения, имеющиеся в русском языке, принято разделять на 9 видов в зависимости от значения и грамматических признаков. Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Личными называют такие местоимения, которые указывают на лицо, предмет или им подобные явления. В группу принято включать местоимения: я, ты, он, она, мы, вы, они .
  2. К возвратным относят одно слово себя . Оно не имеет начальной формы, может выступать только в Родительном падеже единственного числа. Указывает на обращённость действия на себя.
  3. В указательных указывается на наличие предмета, явления, количества. Например, тот, та, этом .
  4. В определительных присутствует указание на обобщённость признака. Например, каждого, всякому и др.
  5. Следующий вид местоименной части речи называют вопросительными . Они выражают вопрос. В эту группу включают такие местоимения, как кто? с кем? сколько? и др.
  6. С целью связи частей сложноподчинённых предложений принято использовать местоимения разряда относительных . Они имеют внешнее сходство с вопросительными. Только в конце не ставится вопрос.
  7. Для притяжательных характерно указание на принадлежность к чему-либо. В эту группу включают такие слова, как мой, твой, наш, ваш, их и другие. Местоимения имеют омонимичные формы к личным.
  8. В неопределённых выражается то, что говорится о неопределённом предмете, явлении, на которое указывает конструкция. Нечего, некто и др.
  9. В отрицательных отсутствует, отрицается явление, предмет или что-либо ещё. Например, ничего, никого, ничем, ни о чём .

Таблица разрядов местоимений

Представим местоимения в зависимости от принадлежности к какому-либо разряду в таблице:

Разряд Характеристика Примеры
Личные Указание на лицо, предмет, явление. Я иду по льду. Ты придёшь сегодня?
Возвратные Указание, что действует в предложении само лицо. Он не заставил себя долго ждать. Себя я вижу в зеркале большом.
Указательные Указание на наличие предмета, лица, явления Тот мальчик читает книгу, а этот не хочет. Эта девочка пришла в школу.
Определительные Указание на определённость признака. Всякий знает, что делать. Каждый убеждён в правильности своих действий.
Вопросительные Выражение вопроса лицу, явлению. Кто это сделал? Какой человек присутствовал здесь?
Относительные Соединяют части в сложноподчинённом предложении. Вот здание, в котором я получал документы. Не понимаю, что мне сделать.
Притяжательные Указание на принадлежность к какому-либо лицу. Вот моя деревня.. Его рука вдруг поднялась и замахала мне.
Неопределённые Указывается на неопределённость, неизвестно, кто совершает действие. Кто-то пришёл и застучал в окно. Заменить чем-либо предмет.
Отрицательные Отрицает, что действие сделало лицо. Никто не знал, что делать.

Падежи и склонения местоимений

Почти все местоимения могут склоняться по родам, числам и падежам. Исключение составляет возвратное, в котором отсутствует Именительный падеж и некоторые другие, состоящие из ряда застывших форм.

Рассмотрим некоторые местоимения, просклоняем по родам, числам и падежам. Сделаем это на примере определительных и отрицательных.

И. п. каждый, всякий, никто. В. п. каждого, всякого, никого.
Р. п. каждого, всякого, никого. Т. п. каждым, всяким, никем.
Д. п. каждому, всякому, никому. П. п. о каждом, о всяком, о никаком.

Синтаксическая роль местоимений

Может выступать в роли любых членов предложения в зависимости от того, какое слово заменяет. Рассмотрим примеры местоимений.

Он рассказал о путешествии подробно.

Он в предложении выступает в роли подлежащего. Слово ясно говорит, кто осуществляет действие.

Мой подарок произвёл фурор на мероприятии.

Слово мой в предложении выступает в роли определения, так как оно обозначает признак предмета.

Маша принесла ему книгу в подарок.

Слово ему выступает в предложении в роли дополнения. Оно указывает, кому именно предназначена книга.

Задача такова, что вызвала сложность у всех.

Слово такова выступает в роли сказуемого. Оно указывает, какая поставлена задача, какой степени сложности.

Некоторое время Миша не приходил.

Словосочетание некоторое время выступает в роли обстоятельства. Оно указывает, сколько времени Миша не приходил.

Задание. Найдите местоимение в следующих предложениях

Узнав всё необходимое о части речи, которая является заменителем именной конструкции, попробуем определить в предложениях местоимения.

  1. Саша не знал, что сделать.
  2. Всюду было красиво.
  3. Он пришёл сегодня к соседу в гости.
  4. Сима знала, эта картина написана Репиным.
  5. Мои усилия оказались плодотворны.

Самостоятельно найдя нужную часть речи и определившись с разрядом ..

  1. В предложении местоименной формой является слово что. Оно выступает в сложноподчинённой конструкции в виде подлежащего во второй части. По этой причине относят «что» к относительному разряду .
  2. Слово всюду в предложении выражено определением . Оно относится к определительному разряду .
  3. Слово он играет роль подлежащего , входит в группу личных .
  4. Слово эта указывает на то, какая из картин была написана Репиным. Входит в группу указательных .
  5. Слово мои достаточно определённо говорит, чьи усилия были плодотворны. Оно указывает на принадлежность к лицу. Относят «мои» – к притяжательным .

Местоимения являются достаточно интересной частью речи. Не стоит огорчаться, если сразу не получилось найти в предложении эти слова. Только настойчивость и регулярные тренировки помогут добиться успеха.

источники:

https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/razryady-mestoimeniy-v-russkom-yazyke.html

https://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/mestoimenie/razryady-vidy-morfologicheskiy-razbor.html

Памятка
по разрядам и категориям профессий

…Вот в армии все просто: майор по чину старше лейтенанта, а генерал-майор младше генерал-лейтенанта 🙂 А можно ли сравнить «крутизну» математика и слесаря, повара и чиновника? Врачи, учителя, слесари, − у всех у них есть свои иерархии, категории и разряды. «Табель о рангах» в профессиях выглядит как сочетание разрядов, категорий и квалификационных требований.

Зачем
нужны категории и разряды?

В ЕКДС (Единый квалификационный справочник должностей служащих) написано, что «присвоение квалификационных категорий специалистам осуществляется для более полного учета в должностных окладах различий в уровнях квалификации, сложности и ответственности, повышения заинтересованности специалистов в росте профессионального мастерства, улучшении качества труда. Присвоение категории не требует изменения характера труда, тем самым создаются лучшие возможности для роста профессионального мастерства в пределах своей квалификации».

В ряде
профессий от категории зависит оплата труда.

Да, и еще
категории «сгорают» и «протухают», – обычно  через 5 лет.

Чем
категория отличается от разряда?

Если совсем просто: это синонимичные понятия, но для профессий с высшим
образованием характерны «категории», а для среднего специального образования –
разряды.

Или так: разряды – для профессий, в которых надо работать в основном руками, телом, а категорию
присваивают тем, кто работает в первую очередь мозгом.

Но это не точно. Например, у кассиров почему-то
категории, а не разряды, хотя эта профессия требует среднего специального
образования. Что поделаешь – традиция плюс бюрократия!

Но на самом деле все еще сложнее. по определенным
профессиям закреплены одновременно и разряды и категории. Например, охранник
может быть 1-6 разряда, в которых 1 разряд относится к категориям Б и В, 2–3
разряды — А, Б и В. Для 4–6 разрядов категории не определены.

«Водитель автотранспортных средств» определяется
и категориями (А, В, С, Е и D), согласно которым означен также и вид
транспортного средства, и классами (1, 2, 3). 3 класс – просто достаточно иметь
права. 2 класс – стаж «три года в третьем классе» + права категории  В, С и Е, либо Д и Е одновременно. 1 класс =
В, С, Д, Е одновременно + два года во втором классе + умение ремонтировать
машину в полевых условиях. Все вместе это называется «классность водителя».

Вы еще не уснули? Сделайте короткую разминку, и
читайте дальше.

Какие бывают разряды

Со времен Советского Союза у нас есть шесть “квалификационных
уровней/разрядов”.

Наивысший квалификационный разряд – шестой. Скажем, у слесаря эта
цифра означает, что он может то же, что и слесарь пятого разряда, плюс
дополнительно ему по силам работа с экспериментальными соединениями, которые
никто до этого еще не варил, выбор расходных материалов, режима и прочих
параметров. Переводя на человеческий язык – “не просто крутой, а очень
крутой, на пять с плюсом”.

Пятый разряд − “просто крутой”. Слесарь пятого разряда
работает с любым материалом в любых положениях.

Четвертого – работа средней сложности, третьего – простая (но
добросовестная).  

Первый разряд присваивается ученикам, второй – выпускникам
соответствующих учебных заведений.

Но, как мы уже писали в статье “Оптимальный квалификационный разряд”, существует «новая система тарифных разрядов», отличная от «старой» (она введена труда в 2014 году). И в этой новой системе наивысший разряд – 8-й, а каждый новый разряд соответствует не одному старому, а целому диапазону!

2 = 1-3 старые разряды (новичок)

3 = 2-3 (новичок, но не совсем зеленый)

4 = 2-4 (вчерашний новичок, но есть шанс, что уже разбирается в
теме)

5 = 2-6 (ура, мы просто знаем, что этот работник может как-то работать,
может, даже хорошо)

6 = 3-6 (от простого исполнителя до мастера-виртуоза, круто)

7-8 разряды в “новой” системе оба соответствуют 4-5 разрядам
старой и означают просто желание работодателей взять на работу сотрудников
“на четверку” или “на пятерку” 🙂 А в некоторых случаях 7 и 8 разряды предполагают получение неполного
(!) высшего образования и статуса «младший специалист».

 Проблема нестыковок
разрядов, категорий и прочих элементов ЕТКС/ЕКС с профстандартами – настоящая
головная боль для предприятий: квалификационные справочники (ЕТКС/ЕКС) не
только лежат в основе наименований штатных единиц у сотен тысяч российских предприятий,
но составляют каркас системы оплаты труда миллионов работников.

Интересный
факт

У охранников – три разряда: 4, 5 и 6. 4 использует дубинка и
наручники, 5 – газовые баллончики и электрошокер, 6 – огнестрельное оружие. Для
получения категории надо сдать экзамен – продемонстрировать владение
инструментарием и сдать теорию: на 4 разряд
предлагается ответить на 7 вопросов (допускаются 2 ошибки), на 5 – 9 вопросов
(2 ошибки), на 6 – 10 вопросов (1 ошибка). 

Как повысить разряд

Обычно повышать разряды на более высокие можно через каждые 2 года
на квалификационной комиссии. Однако если специалист имеет несколько
образований или высшее образование – периодичность сдачи на разряд как правило
уменьшается до 1 года.

Какие бывают категории

В разных профессиях – разная сетка категорий. Единой – нет!

Для учителей,
врачей и специалистов культуры, искусства, предусмотрены следующие группы: без
категории, 2 категории, 1 категории, высшей категории.

Для
органов госуправления: без категории, 2 категории, 1 категории, ведущие
специалисты, главные специалисты.

У техников две категории (плюс «без категорий»),
а у конструкторов – пять: 1-3, без категории и «ведущий специалист».

Давайте для простоты разберем на мышах на
инженерах.

  • Инженер без категории – это просто человек, закончивших инженерный вуз.
  • Инженер 3 категории – тот, кто еще и работал по специальности 3 года.
  • Инженер 2 категории – тот, кто работал инженером 3 категории 3 года (то есть всего 6 лет работы, ну и вовремя подсуетиться, чтобы пройти аттестацию и зафиксировать категорию).
  • Инженер 1 категории – это тот, кто перешел на следующий уровень как минимум 3 года назад (ну, и работал все это время по специальности, конечно).

А у бухгалтеров иначе:

  • Специалист-бухгалтер просто закончил вуз.
  • Бухгалтер 2 категории еще и работал год по специальности
  • Бухгалтер 1 категории – плюс 2 года на предыдущем уровне ИЛИ диплом магистра независимо от стажа.
  • Ведущий бухгалтер – 2 года на предыдущем уровне.

У артистов иерархия еще сложнее, она разная для драматических артистов и
кукольных, для балета и оркестра…

  • Ведущий мастер сцены – высшее образование + 5 лет в должности артиста драмы высшей категории.
  • Высшей категории – высшее образование + 3 года в должности артиста драмы первой категории.
  • 1 категория – высшее образование + стаж 1 год (независимо от категории) или среднее профессиональное образование + стаж 3 года в должности артиста драмы второй категории.
  • 2 категория – высшее или среднее специальное образование.

А ведь есть еще и звания! «Заслуженного артиста» дают через 20 лет работы при наличии заслуг (артистам балета – через 10 лет), а «народного» – еще спустя 10 лет. И тоже при наличии особых заслуг и народной любви.

В общем, хотите изучить категории и разряды конкретной профессии – это можно сделать здесь: https://classinform.ru/eksd.html

Зависит ли качество работы от категории?

Казалось
бы, все просто: образование, стаж работы, аттестации. Но де-факто мы ждем, что
вместе со стажем инженер (врач, учитель) прокачивает и свою фактическую квалификацию,
умение качественно выполнять работу. Что врач 1 категории лечит лучше, чем врач
2 категории (почему-то ведь за визит к нему в частных клиниках берут дороже!). Так
ли это?

Нет,
конечно. Недавний выпускник медвуза может вкалывать с азартом, чувствовать
больного, обладать врачебной интуицией и неравнодушием, зарываться в книги,− и
в итоге лечить лучше, чем честно отсидевший срок в клинике врач с большим стажем.

Учтем еще,
что квалификационную категорию специалистам устанавливает наниматель «на основании
рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств
специалиста. Присвоение очередной квалификационной категории производится при
условии профессионального роста и способности выполнять работу более высокой
степени сложности».

У
педагогов категория зависит не только от стажа, но и от успехов и самого
педагога, и его учеников, измеренных в проектах, наградах, «положительной динамики результатов освоения образовательных
программ по итогам мониторингов», и т.п.

У медиков раньше категория зависела еще и от должности
(руководитель, заведующий отделением), но сейчас это требование убрали (о
должностях и специальностях мы вскоре расскажем вам отдельно).

В итоге
категория говорит скорее о целеустремленности человека и его стаже в профессии,
чем о качестве его работы. Врач, учитель, артист может быть отличным специалистом,
но не иметь высоких категорий.

Как повысить категорию

С помощью аттестации. Это проверка уровня профессиональных
знаний и навыков обязательна для работников определенных профессий: педагогам,
медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют
право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой
квалификации. При присвоении новой квалификационной категории эти сведения
фиксируются в трудовом договоре допсоглашением.

Как правило, категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти аттестацию «на следующую категорию» и раньше. Действует категория независимо от места работы. Прокачал уровень – молодец.

Мы в соцсетях:

www.facebook.com/groups/rutrudcom/
https://vk.com/rutrudcom
https://www.instagram.com/rutrudcom/

Прилагательные делятся на три разряда — качественные, притяжательные и относительные. Чтобы определить притяжательное прилагательное, нужно поставить вопросы, смотрим в таблице.

Если от при­ла­га­тель­но­го можно образовать крат­кую форму или любую сте­пень срав­не­ния, тогда это качественное прилагательное. если нет краткой формы, тогда относительное.

Поэтому прилагательные

русский — относительное.

крестьянская — относительное

меньшие — качественное

Очень хороший материал по прилагательным здесь.

Для подсказки смотрим примеры

На этой таблице с примерами смотрим как узнать разряд прилагательного.

Смотрим таблицу Разряды прилагательных по значению

Разряды прилагательных таблица

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рекламные приложения как найти
  • Как исправить характеристику в школе
  • Как найти трек зная только название
  • Как составить меню обеда 6 класс
  • Как составить сказку про свой класс