Как правильно найти ударный гласный звук

Изучаем с ребенком безударные и ударные звуки, учимся проверять орфограммы

Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?

Как отличить ударный звук?

Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
  • Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).

При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.

Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами. Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример. То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Гласные звуки в русском языке

Речь человека состоит из звуков, из них составляются слова. Образуются они при помощи артикуляции – работы органов речи. Как результат – возникают звуковые вибрации. Деление звуков на гласные и согласные основано на различиях места и способа образования звука.

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:
— а-а-а-а-а-а;
— у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки [о] и [у], нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – [и], [е];
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – [о], [у];
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – [а], [ы].

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки [и], [ы], [у];
  • среднее положение языка – звуки [э], [о];
  • нижнее – [а].

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы], однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги. Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: [ма]-[ма].

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного [й] и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

Буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Гласные звуки А Э О И О У Ы Э У А
Согласные звуки Й Й Й Й

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — [й’ э н о т],

ёлка — [й’ о л к а],

яблоко — [й’ а б л о к о].

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

вьюга — [в й’ у г а],

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что безударный слог – это слабая позиция для гласных звуков, а ударный слог – это сильная позиция. Научимся подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными, а так же пользоваться орфографическим словарём.

источники:

http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/glasnye-zvuki-v-russkom-yazyke.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom

Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.

С понятием «ударный слог» ребят знакомят в 1 классе школы.

Чтобы узнать, что такое ударный слог, вспомним, что обозначает термин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы пользуемся словами, с помощью которых в предложении можно сообщить о чём-то, попросить что-либо или спросить о том, что нас интересует. Каждое слово произносится на выдохе. Учтём, что при этом выдыхаемый воздух расходуется постепенно, небольшими порциями или толчками. Чтобы убедиться в этом, поднесём ладошку ко рту и произнесём слова:

  • кры-ша
  • ру-ка
  • гли-на

Как видим, при произношении слова́ делятся на небольшие звуковые части — слоги. Каждый слог произносится одним толчком воздуха. Главным в слоге является гласный звук, который составляет его основу. К гласному впереди присоединяется один или несколько согласных, и так рождается слог. В слоге всегда один гласный звук, который является слогообразующим.

Определение

Слог — это гласный или сочетание гласного с согласными, которые произносятся одним толчком воздуха.

Понаблюдаем:

  • я-ма
  • го-ра
  • ско-рость

Вывод

Итак, звуки в слове объединяются в слоги. Слог — это наименьшая единица звучащего слова.

Что такое ударный слог?

Слоги в словах произносятся по-разному. Послушаем, как звучат эти слова:

  • ве́-тер
  • ка́-ша

В первом слоге гласный звучит более длительно и с бо́льшей силой голоса. Голосом выделяется гласный первого слога.

Понаблюдаем, как произносятся вот эти слова:

  • ба-на́н
  • во-про́с

В них более протяжно звучит гласный звук второго слога. Он произносится ясно и чётко, с бо́льшей силой, чем гласный первого слога. Голосом выделяются гласные второго слога.

При произношении этих слов мы как бы ударяем гласные первого или второго слога с помощью невидимого молоточка. Такой слог в слове является ударным.

Определение

Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.

Остальные слоги в слове являются безударными. Гласные в безударном слоге звучат коротко и менее чётко.

Для обозначений ударного слога используется вертикальная наклонная чёрточка, которая ставится над гласной буквой, обозначающей ударный звук.

Ударение

Ударным может быть не только первый или второй слог слова, но и третий и даже четвёртый, как например в словах:

  • сто́-рож
  • вол-на́
  • кра-со-та́
  • ве-ло-си-пе́д

Чтобы определить ударный слог в слове, произнесем его целиком с интонацией удивления или вопроса:

  • это ра́дуга!
  • это кора́бль?

Итак, в каждом слове можно указать ударный слог. Ударение — это важный фонетический признак слова. С помощью ударения различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному:

  • за́мок и замо́к;
  • а́тлас и атла́с;
  • и́рис и ири́с;
  • хло́пок и хлопо́к.

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 17

Правило “Ударные и безударные гласные” в разных учебниках

Правило “Ударные и безударные гласные” в разных учебниках

1-4 класс. УМК «Русский язык». Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина — Давыдова)

Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

Например: пенёк — пень, голова — головы, река — реки, парнишка — парень 

1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Например: моря — море, у моря;
трава — травка, зелëный — зелень.

1-4 класс. УМК А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова)

Обозначение безударных гласных звуков буквами может расходиться с их произношением. Безударные гласные нужно проверять. Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Например: Сосна — сосны — [сасна] — [сосны]

1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой

Безударный гласный в корне проверяй ударным. 

Для этого измени слово или подбери однокоренное: 

Например:  гр_ч — грач — грачи;

з_ма — зимний — зима;

м_ряк — море;

б_льшой — больше. 

1-4 класс. УМК «Русский язык». Авторы: В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова (система Эльконина — Давыдова)

Звук [а] в слабой позиции в одних словах обозначается буквой А, в других — буквой О. От чего это зависит? 

Правильно, от  того, какой звук был в этом слове в сильной позиции. Значит, нужно узнать, какой звук в слове в сильной позиции. А как это сделать? 

Вы знаете, что позиция звука меняется при изменении слова. Вот и попробуем изменить слово. Например, изменим его так, чтобы оно называло один предмет. 

Например:  сл_ны — слон — слоны 

1-4 класс. УМК «Перспектива». Авторы: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

Гласные звуки могут быть безударными и ударными. Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением. Для этого надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласный звук был под ударением.

Например: Сова — совы, грибной — гриб, зверёк — зверь, плясать — пляшет.

1-4 класс. УМК «Школа России». Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить форму слова; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Например: моря — море, у моря,
трава — травка, зелëный — зелень.

1-4 класс. УМК под редакцией Т. Г. Рамзаевой

Если безударный гласный звук в приставке, вспомни, как пишется эта приставка. 

Если безударный гласный звук в корне и его можно проверить, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне

Например: В приставке

Закончить роман, надписать слово, прочитать стихотворение, отпереть дверь

В корне

 Переносить — носит, подавать — дать, появилась — явь, явный, сохранил — охрана

1-4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Авторы: Н. А. Чуракова

Гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково.

Например: в

о

да — в

о

дный (проверяем ЭТИМ же корнем), кошка (I скл., И.п., ед.ч.) — стена (I скл., И.п., ед.ч.) (проверяем ЭТИМ же окончанием), засушливый — крикливый (проверяем ЭТИМ же суффиксом)

5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.

Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова. Проверочными являются слова с тем же корнем или формы проверочных слова, в которых проверяемый гласный находится под ударением. На месте безударного гласного в корне пишется та же буква, которая пишется на месте ударного глаcного в корне того же слова.

Например: гора — горы, горный, наловить — наловит, улов.

5-9 класс. УМК под редакцией А. Д. Шмелёва. Авторы: А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович.

Чтобы проверить написание букв на месте безударных гласных в корне, нужно подобрать проверочные слова. Проверочными являются слова с тем же корнем или формы проверочных слова, в которых проверяемый гласный находится под ударением. На месте безударного гласного в корне пишется та же буква, которая пишется на месте ударного глаcного в корне того же слова.

Например: Оп

о

здать, оп

о

здание — п

о

здно, опаздывать Од

о

брять, од

о

брение — д

о

брый, задабривать. Расспр

о

сить — спр

о

сит, спрашивает.

Тест!

Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!

Правила постановки ударений.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Правила постановки ударений.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

29 786

Как правильно сделать фонетический разбор – инструкция

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Разбираю слово ёлка

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Две буквы сливаются в один звук

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Отмечаю ударные гласные в словах

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Шпаргалка по твердым и мягким согласным

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Характеризую все твердые и мягкие звуки

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Глухие и звонкие согласные

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’эр’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

  1. Согласные звуки
  2. Гласные звуки.
  3. Фонетика – что это за наука.
  4. Как делать перенос слова.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик:

Второй:

Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо.

( 23 оценки, среднее 4.3 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Please register fl studio как исправить
  • Утерян телефон как найти по симке
  • Как найти по номеру где застрахован
  • Как правильно составить долговую расписку для обращения в суд
  • Как найти больше друзей в игре