Как правильно составил учитель или составила учитель

Склонение существительного «учитель»

Существительное «учи́тель» (глава учения, одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
учи́тель учи́тели
Родительный
Кого? Чего?
учи́теля учи́телей
Дательный
Кому? Чему?
учи́телю учи́телям
Винительный (одуш.)
Кого? Что?
учи́теля учи́телей
Творительный
Кем? Чем?
учи́телем учи́телями
Предложный
О ком? О чём?
учи́теле учи́телях

Существительное «учи́тель» (преподаватель, одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
учи́тель учителя́
Родительный
Кого? Чего?
учи́теля учителе́й
Дательный
Кому? Чему?
учи́телю учителя́м
Винительный (одуш.)
Кого? Что?
учи́теля учителе́й
Творительный
Кем? Чем?
учи́телем учителя́ми
Предложный
О ком? О чём?
учи́теле учителя́х

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: культуртрегер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «учитель»

Синонимы к слову «учитель»

Предложения со словом «учитель»

  • Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
  • Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
  • После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «учитель»

  • Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
  • Скоро дыханье природы проникло в мое существо и выгнало из головы моей гимназию, товарищей, учителей, книги и уроки.
  • Учился он, однако, очень хорошо: сначала под руководством гувернантки-француженки вместе с дочерьми Энгельгардта, а затем — учителя из окончивших курс смоленских семинаристов, передавшего своему ученику всю пройденную им самим премудрость, позже — гувернера-француза и, наконец, — учителей семинарии.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Каким бывает «учитель»

Значение слова «учитель»

  • УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова УЧИТЕЛЬ

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.

Все значения слова «учитель»

  • Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…

  • Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.

  • После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.

  • (все предложения)
  • ученик
  • наставник
  • учительница
  • преподаватель
  • педагог
  • (ещё синонимы…)
  • учить
  • школа
  • школы
  • инструктор
  • учения
  • (ещё ассоциации…)
  • школьный учитель
  • учитель истории
  • слова учителя
  • учитель говорил
  • стать учителем
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • терпеливый
  • школьный
  • сельский
  • мудрый
  • компетентный
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «учитель»
  • Разбор по составу слова «учитель»
  • Как правильно пишется слово «учитель»

В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • В каких случаях пишут «учителя»
    • Примеры предложений
  • В каких случаях пишут «учители»
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как

в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.

В каких случаях пишут «учителя»

Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».

Примеры предложений

  1. Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
  2. В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?

В каких случаях пишут «учители»

Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).

Примеры предложений

  1. С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
  2. Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.

Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»

Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.

Заключение

В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.

Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.

Всего найдено: 38

Здравствуйте! Наша фамилия Дзюб (украинская, не путать с другой фамилией Дзюба), на протяжении всего времени никогда не склонялась ни в женском, ни в мужском роде. Учитель русского языка начала склонять фамилию в родительском падеже (Дзюба у сына). Прошу Вас дать свои комментарии о склонении или не склонении фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются. Подробности см. в «Письмовнике» и в рубрике «Азбучные истины».

Здравствуйте!
У меня такой вопрос. Всем известно слово «неуч», означающее неграмотного человека. Но один человек (кажется, даже учитель русского и литературы) утверждает, что существует форма женского рода, т. е. «неучь». Подскажите, кто из нас прав.

Ответ справочной службы русского языка

В словаре Даля отмечено слово неучь женского рода – как собирательное существительное (т. е. обозначающее совокупность лиц как одно целое): этакая неучь сошлась. Словари современного русского литературного языка такое слово уже не фиксируют (в них есть только неуч).

Скажите, пожалуйста, сколько должно быть абзацев в сочинении по русскому языку в ЕГЭ?

Ответ справочной службы русского языка

Ваш учитель русского языка сможет ответить на этот вопрос.

Здравствуйте!

Моя фамилия Хан(корейская). моя мама — учитель русского языка говорит, что фамилия не склоняется, некоторые учителя в школе говорили, наоборот. Я хотел бы узнать, — она склоняется или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Мужская фамилия Хан склоняется, женская – нет. Правило таково: склоняются все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный (кроме фамилий на —ых, —их типа Черных, Долгих). Женские фамилии на согласный несклоняемы. Происхождение фамилии в данном случае не имеет значения.

Подскажите, пожалуйста, можно так сказать об услуге: «Выкапывание могил»? Учитель русского языка сделала замечание, что так писать нельзя, надо «копка». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Существительные от глагола копать — копание и копка. Существительное от глагола выкапывать — выкапывание.

Здравствуйте. Подскажите, как правильно: учитель русского языка или учитель по русскому языку. Благодарю за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: учитель русского языка.

Здравствуйте. Помогите разрешить такой спорный вопрос. Учитель русского языка в тетради ученика написала «недописал». Я утверждаю, что нужно писать НЕ ДОПИСАЛ, поскольку НЕ с глаголами пишется раздельно, но учитель утверждает, что НЕДО — это приставка, поэтому пишется слитно.
Где же истина?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: недописать, -ишу, —ишет (написать не полностью, меньше нужного). Но: не дописать, а дорисовать.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли моя фамилия склоняться? Меня зовут Эрнест Эм. Фамилия корейская. В школе учитель русского языка объяснил мне, что по правописанию иностранных фамилий, моя фамилия не склоняется. В моей семье никогда не склоняли её по муж. и даже жен. линии. Она всегда писалась в одном и том же падеже. Например, моему отцу выдавали аттестат: «Эм Вадиму Григорьевичу».

Ответ справочной службы русского языка

И все же Ваша фамилия склоняется. Подробнее…

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли моя фамилия склоняться? Меня зовут Эрнест Эм. Фамилия корейская. В школе учитель русского языка объяснил мне, что по правописанию иностранных фамилий, моя фамилия не склоняется.

Помогите, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Это странно. Мужскую фамилию Эм нужно склонять.

В диктанте дочь написала: «… выровненная тропинка…» Учитель русского языка исправила так: «выровнянная» — это правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Написание выровнянная невозможно. Есть слова выровненный (от выровнять – сделать ровным, прямым без изгибов) и выравненный (от выравнять – сделать равным). Ваша дочь написала правильно: выровненная тропинка. Действительно, в причастиях (а также отглагольных прилагательных), образованных от глаголов, оканчивающихся в неопределенной форме на -ать (-ять), пишется а (я), например: привязать – привязанный, настоять – настоянный, посеять – посеянный, развеять – развеянный, валять – валяный.  Но страдательные причастия глаголов —равнять и —ровнять с приставками – исключения, у таких причастий в суффиксах пишется е: выровненный, выравненный, приравненный.

как правильно на должность учителя русского языка или на должность учитель русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Первый вариант корректен.

Здравствуйте! Учитель русского языка говорит странные вещи: якобы с союза «но» нельзя начинать предложение. Но я встретил не один пример подобного построения у классиков, и за окончательным пояснением обращаюсь к вашему порталу. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Этот запрет слишком категоричен, однако для некоторых учеников он может быть полезен.

Здравствуйте, уважаемые филологи. Один учитель русского языка утверждает, что с союзов «а» и «но» предложение начинаться не может. Например: «Вместе с Дураковыми появлялись Косоротовы, Кособрюховы. А* уж Сукиных, Кобелевых, Мартышкиных и иных Скотининых в русских городах было пруд пруди.»
Верно ли это утверждение? Нужно срочно.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это не так. Конечно, союзы а и но чаще употребляются в середине предложения, соеднияя части простого предложения или простые предложения в составе сложного. Но никакого запрета на употребление этих союзов в начале предложения нет. В приведенном Вами примере употребление союза а в начале предложения корректно.

Какой тип подчинительной связи у словосочетания учитель русского?

Ответ справочной службы русского языка

О подчинительной связи см. в учебнике Е. И. Литневской.

Учитель русского языка написал на тетради: «Обложи тетрадь», подразумевая необходимость обернуть тетрадь. Правильно ли он выразился? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Фраза некорректна.

Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно? ⇐ Культура речи

Модератор: Penguin

Автор темы

Пант

Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 19.11.2011
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва

 

Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно?

1) Педагог вошел в класс.
2) Мария Ивановна вошла в класс.
А как будет: Педагог Мария Ивановна вошла (или вошел) в класс?
Интуитивно кажется, что «вошла», но с дургой стороны я говорю: «Город Москва был основан в 880 году»… Я запутался :)
И еще вопрос про первое предложение. Если я веду с кем-то разговор, и мы оба знаем, что речь идет о женщине-педагоге, то следует говорить о педагоге в женском роде или в мужском, т.к. само слово «педагог» мужского рода («педагог вошла» или «педагог вошел»)?

slava1947

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1330
Зарегистрирован: 24.03.2011
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва

 

Re: Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно?

Сообщение

slava1947 » 19 ноя 2011, 12:48

Пант:1) Педагог вошел в класс.
2) Мария Ивановна вошла в класс.
А как будет: Педагог Мария Ивановна вошла (или вошел) в класс?
Интуитивно кажется, что «вошла», но с дургой стороны я говорю: «Город Москва был основан в 880 году»… Я запутался :)
И еще вопрос про первое предложение. Если я веду с кем-то разговор, и мы оба знаем, что речь идет о женщине-педагоге, то следует говорить о педагоге в женском роде или в мужском, т.к. само слово «педагог» мужского рода («педагог вошла» или «педагог вошел»)?

В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся…

Если какое-то из этих слов относится к женщине, литературной норме отвечает следующее согласование:

Определение

а) необособленное определение ставится в форме мужского рода (даже при наличии в предложении собственного имени): В журнале «Знамя» появился новый автор Н. Петрова. Уже известный читателям автор Н. Петрова предложила новую статью.

б) обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.

в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.

Сказуемое

а) сказуемое в книжно-письменных стилях (особенно в строгой официально-деловой речи) ставится в форме мужского рода: 1) при отсутствии собственного имени; 2) если сказуемое предшествует сочетанию «рассматриваемое слово + собственное имя»: Диссертант изложил интересные наблюдения. Уже известный читателям автор предложил новую статью. Увлекательные заметки предложил редакции известный автор Н. Петрова.

б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.

в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.

Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.

http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_89

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 47 Ответы
    1609 Просмотры
    Последнее сообщение mazurov

    31 окт 2016, 02:44

  • 1 Ответы
    1228 Просмотры
    Последнее сообщение kotia

    12 окт 2008, 09:50

  • 4 Ответы
    3928 Просмотры
    Последнее сообщение kotia

    12 окт 2008, 09:48

  • 3 Ответы
    1301 Просмотры
    Последнее сообщение Alexey_81

    15 янв 2009, 11:51

  • 3 Ответы
    1177 Просмотры
    Последнее сообщение Елена

    20 окт 2008, 09:31

Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.

Узнаем, в каких случаях используются слова «учителя» или «учители», с окончанием или , если выясним их лексическое значение в контексте.

В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:

  • учитель — учителя́;
  • учитель — учи́тели.

Учителя или учители

Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием или связан с лексическим значением слова.

Форма множественного числа «учителя»

Слово «учитель» общеизвестно в качестве названия востребованной профессии. Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им свои знания по определенному учебному предмету:

  • учитель географии;
  • учитель математики;
  • учитель английского языка.

В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием . Аналогично по этой продуктивной модели возникают подобные грамматические формы некоторых существительных:

  • мастер — мастера́;
  • доктор — доктора́;
  • профессор — профессора́;
  • директор — директора́.

Понаблюдаем за употреблением исследуемого слова, если прочтем примеры предложений.

Примеры

Учителя нашей школы успешно выступили на конференции, посвященной прогрессивной методике преподавания  математики.

Учителя русского языка готовят учеников к участию в районной предметной олимпиаде.

На очередном педагогическом совете учителя биологии обменялись опытом использования наглядных пособий на уроках.

Опытные учителя передают молодёжи свои умения и навыки в организации учебного и воспитательного процесса.

Форма множественного числа «учители»

Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием , если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области. Эта форма существительного используется реже.

Понаблюдаем, в какой речевой ситуации употребляется это слово.

Вы наши настоящие учители и наставники!

На этой доске почёта представлены учители.

Учители Церкви — это звания, которые присваиваются выдающимся богословам и церковным деятелям.

В грамматике русского языка отметим имена существительные, которые так же различаются окончаниями в формах множественного числа в связи с разным их лексическим значением:

  • пропуски (занятий) — пропуска́ (документы);
  • токи (электричества) — тока́  (места молотьбы зерновых);
  • тормозы (препятствия) — тормоза́  (машин) и т. д.

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 24

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вид средней величины
  • Нашел телефон заблокирован как найти хозяина
  • Как составить список насекомых
  • Как найти историю в яндексе если нет
  • Как мне найти аллаха