Склонение существительного «учитель»
Существительное «учи́тель» (глава учения, одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
учи́тель | учи́тели |
Родительный Кого? Чего? |
учи́теля | учи́телей |
Дательный Кому? Чему? |
учи́телю | учи́телям |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
учи́теля | учи́телей |
Творительный Кем? Чем? |
учи́телем | учи́телями |
Предложный О ком? О чём? |
учи́теле | учи́телях |
Существительное «учи́тель» (преподаватель, одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
учи́тель | учителя́ |
Родительный Кого? Чего? |
учи́теля | учителе́й |
Дательный Кому? Чему? |
учи́телю | учителя́м |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
учи́теля | учителе́й |
Творительный Кем? Чем? |
учи́телем | учителя́ми |
Предложный О ком? О чём? |
учи́теле | учителя́х |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: культуртрегер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «учитель»
Синонимы к слову «учитель»
Предложения со словом «учитель»
- Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
- Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
- После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
- Скоро дыханье природы проникло в мое существо и выгнало из головы моей гимназию, товарищей, учителей, книги и уроки.
- Учился он, однако, очень хорошо: сначала под руководством гувернантки-француженки вместе с дочерьми Энгельгардта, а затем — учителя из окончивших курс смоленских семинаристов, передавшего своему ученику всю пройденную им самим премудрость, позже — гувернера-француза и, наконец, — учителей семинарии.
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «учитель»
Значение слова «учитель»
-
УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УЧИТЕЛЬ
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Все значения слова «учитель»
-
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
-
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
-
После окончания университета я два года работал учителем истории, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать преподавателем общественных наук в техническом институте.
- (все предложения)
- ученик
- наставник
- учительница
- преподаватель
- педагог
- (ещё синонимы…)
- учить
- школа
- школы
- инструктор
- учения
- (ещё ассоциации…)
- школьный учитель
- учитель истории
- слова учителя
- учитель говорил
- стать учителем
- (полная таблица сочетаемости…)
- терпеливый
- школьный
- сельский
- мудрый
- компетентный
- (ещё…)
- Склонение
существительного «учитель» - Разбор по составу слова «учитель»
- Как правильно пишется слово «учитель»
В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- В каких случаях пишут «учителя»
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут «учители»
- Примеры предложений
- Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
- Заключение
Как правильно пишется?
Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как
в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.
В каких случаях пишут «учителя»
Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».
Примеры предложений
- Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
- В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?
В каких случаях пишут «учители»
Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).
Примеры предложений
- С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
- Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.
Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.
Заключение
В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.
Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.
Всего найдено: 38
Здравствуйте! Наша фамилия Дзюб (украинская, не путать с другой фамилией Дзюба), на протяжении всего времени никогда не склонялась ни в женском, ни в мужском роде. Учитель русского языка начала склонять фамилию в родительском падеже (Дзюба у сына). Прошу Вас дать свои комментарии о склонении или не склонении фамилии.
Ответ справочной службы русского языка
Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются. Подробности см. в «Письмовнике» и в рубрике «Азбучные истины».
Здравствуйте!
У меня такой вопрос. Всем известно слово «неуч», означающее неграмотного человека. Но один человек (кажется, даже учитель русского и литературы) утверждает, что существует форма женского рода, т. е. «неучь». Подскажите, кто из нас прав.
Ответ справочной службы русского языка
В словаре Даля отмечено слово неучь женского рода – как собирательное существительное (т. е. обозначающее совокупность лиц как одно целое): этакая неучь сошлась. Словари современного русского литературного языка такое слово уже не фиксируют (в них есть только неуч).
Скажите, пожалуйста, сколько должно быть абзацев в сочинении по русскому языку в ЕГЭ?
Ответ справочной службы русского языка
Ваш учитель русского языка сможет ответить на этот вопрос.
Здравствуйте!
Моя фамилия Хан(корейская). моя мама — учитель русского языка говорит, что фамилия не склоняется, некоторые учителя в школе говорили, наоборот. Я хотел бы узнать, — она склоняется или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Хан склоняется, женская – нет. Правило таково: склоняются все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный (кроме фамилий на —ых, —их типа Черных, Долгих). Женские фамилии на согласный несклоняемы. Происхождение фамилии в данном случае не имеет значения.
Подскажите, пожалуйста, можно так сказать об услуге: «Выкапывание могил»? Учитель русского языка сделала замечание, что так писать нельзя, надо «копка». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Существительные от глагола копать — копание и копка. Существительное от глагола выкапывать — выкапывание.
Здравствуйте. Подскажите, как правильно: учитель русского языка или учитель по русскому языку. Благодарю за ответ
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: учитель русского языка.
Здравствуйте. Помогите разрешить такой спорный вопрос. Учитель русского языка в тетради ученика написала «недописал». Я утверждаю, что нужно писать НЕ ДОПИСАЛ, поскольку НЕ с глаголами пишется раздельно, но учитель утверждает, что НЕДО — это приставка, поэтому пишется слитно.
Где же истина?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: недописать, -ишу, —ишет (написать не полностью, меньше нужного). Но: не дописать, а дорисовать.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли моя фамилия склоняться? Меня зовут Эрнест Эм. Фамилия корейская. В школе учитель русского языка объяснил мне, что по правописанию иностранных фамилий, моя фамилия не склоняется. В моей семье никогда не склоняли её по муж. и даже жен. линии. Она всегда писалась в одном и том же падеже. Например, моему отцу выдавали аттестат: «Эм Вадиму Григорьевичу».
Ответ справочной службы русского языка
И все же Ваша фамилия склоняется. Подробнее…
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли моя фамилия склоняться? Меня зовут Эрнест Эм. Фамилия корейская. В школе учитель русского языка объяснил мне, что по правописанию иностранных фамилий, моя фамилия не склоняется.
Помогите, пожалуйста.
Ответ справочной службы русского языка
Это странно. Мужскую фамилию Эм нужно склонять.
В диктанте дочь написала: «… выровненная тропинка…» Учитель русского языка исправила так: «выровнянная» — это правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Написание выровнянная невозможно. Есть слова выровненный (от выровнять – сделать ровным, прямым без изгибов) и выравненный (от выравнять – сделать равным). Ваша дочь написала правильно: выровненная тропинка. Действительно, в причастиях (а также отглагольных прилагательных), образованных от глаголов, оканчивающихся в неопределенной форме на -ать (-ять), пишется а (я), например: привязать – привязанный, настоять – настоянный, посеять – посеянный, развеять – развеянный, валять – валяный. Но страдательные причастия глаголов —равнять и —ровнять с приставками – исключения, у таких причастий в суффиксах пишется е: выровненный, выравненный, приравненный.
как правильно на должность учителя русского языка или на должность учитель русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Первый вариант корректен.
Здравствуйте! Учитель русского языка говорит странные вещи: якобы с союза «но» нельзя начинать предложение. Но я встретил не один пример подобного построения у классиков, и за окончательным пояснением обращаюсь к вашему порталу. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Этот запрет слишком категоричен, однако для некоторых учеников он может быть полезен.
Здравствуйте, уважаемые филологи. Один учитель русского языка утверждает, что с союзов «а» и «но» предложение начинаться не может. Например: «Вместе с Дураковыми появлялись Косоротовы, Кособрюховы. А* уж Сукиных, Кобелевых, Мартышкиных и иных Скотининых в русских городах было пруд пруди.»
Верно ли это утверждение? Нужно срочно.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Это не так. Конечно, союзы а и но чаще употребляются в середине предложения, соеднияя части простого предложения или простые предложения в составе сложного. Но никакого запрета на употребление этих союзов в начале предложения нет. В приведенном Вами примере употребление союза а в начале предложения корректно.
Какой тип подчинительной связи у словосочетания учитель русского?
Ответ справочной службы русского языка
О подчинительной связи см. в учебнике Е. И. Литневской.
Учитель русского языка написал на тетради: «Обложи тетрадь», подразумевая необходимость обернуть тетрадь. Правильно ли он выразился? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Фраза некорректна.
Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно? ⇐ Культура речи
Модератор: Penguin
-
Автор темы
Пант
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 19.11.2011
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Москва
Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно?
1) Педагог вошел в класс.
2) Мария Ивановна вошла в класс.
А как будет: Педагог Мария Ивановна вошла (или вошел) в класс?
Интуитивно кажется, что «вошла», но с дургой стороны я говорю: «Город Москва был основан в 880 году»… Я запутался
И еще вопрос про первое предложение. Если я веду с кем-то разговор, и мы оба знаем, что речь идет о женщине-педагоге, то следует говорить о педагоге в женском роде или в мужском, т.к. само слово «педагог» мужского рода («педагог вошла» или «педагог вошел»)?
-
slava1947
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1330
- Зарегистрирован: 24.03.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
Re: Педагог Мария Ивановна вош… Как правильно?
Сообщение
slava1947 » 19 ноя 2011, 12:48
Пант:1) Педагог вошел в класс.
2) Мария Ивановна вошла в класс.
А как будет: Педагог Мария Ивановна вошла (или вошел) в класс?
Интуитивно кажется, что «вошла», но с дургой стороны я говорю: «Город Москва был основан в 880 году»… Я запутался
И еще вопрос про первое предложение. Если я веду с кем-то разговор, и мы оба знаем, что речь идет о женщине-педагоге, то следует говорить о педагоге в женском роде или в мужском, т.к. само слово «педагог» мужского рода («педагог вошла» или «педагог вошел»)?
В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся…
Если какое-то из этих слов относится к женщине, литературной норме отвечает следующее согласование:
Определение
а) необособленное определение ставится в форме мужского рода (даже при наличии в предложении собственного имени): В журнале «Знамя» появился новый автор Н. Петрова. Уже известный читателям автор Н. Петрова предложила новую статью.
б) обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.
в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.
Сказуемое
а) сказуемое в книжно-письменных стилях (особенно в строгой официально-деловой речи) ставится в форме мужского рода: 1) при отсутствии собственного имени; 2) если сказуемое предшествует сочетанию «рассматриваемое слово + собственное имя»: Диссертант изложил интересные наблюдения. Уже известный читателям автор предложил новую статью. Увлекательные заметки предложил редакции известный автор Н. Петрова.
б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.
в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.
Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.
http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_89
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 47 Ответы
- 1609 Просмотры
-
Последнее сообщение mazurov
31 окт 2016, 02:44
-
- 1 Ответы
- 1228 Просмотры
-
Последнее сообщение kotia
12 окт 2008, 09:50
-
- 4 Ответы
- 3928 Просмотры
-
Последнее сообщение kotia
12 окт 2008, 09:48
-
- 3 Ответы
- 1301 Просмотры
-
Последнее сообщение Alexey_81
15 янв 2009, 11:51
-
- 3 Ответы
- 1177 Просмотры
-
Последнее сообщение Елена
20 окт 2008, 09:31
Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.
Узнаем, в каких случаях используются слова «учителя» или «учители», с окончанием -я или -и, если выясним их лексическое значение в контексте.
В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:
- учитель — учителя́;
- учитель — учи́тели.
Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием -я или -и связан с лексическим значением слова.
Форма множественного числа «учителя»
Слово «учитель» общеизвестно в качестве названия востребованной профессии. Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им свои знания по определенному учебному предмету:
- учитель географии;
- учитель математики;
- учитель английского языка.
В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием -я. Аналогично по этой продуктивной модели возникают подобные грамматические формы некоторых существительных:
- мастер — мастера́;
- доктор — доктора́;
- профессор — профессора́;
- директор — директора́.
Понаблюдаем за употреблением исследуемого слова, если прочтем примеры предложений.
Примеры
Учителя нашей школы успешно выступили на конференции, посвященной прогрессивной методике преподавания математики.
Учителя русского языка готовят учеников к участию в районной предметной олимпиаде.
На очередном педагогическом совете учителя биологии обменялись опытом использования наглядных пособий на уроках.
Опытные учителя передают молодёжи свои умения и навыки в организации учебного и воспитательного процесса.
Форма множественного числа «учители»
Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием -и, если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области. Эта форма существительного используется реже.
Понаблюдаем, в какой речевой ситуации употребляется это слово.
Вы наши настоящие учители и наставники!
На этой доске почёта представлены учители.
Учители Церкви — это звания, которые присваиваются выдающимся богословам и церковным деятелям.
В грамматике русского языка отметим имена существительные, которые так же различаются окончаниями в формах множественного числа в связи с разным их лексическим значением:
- пропуски (занятий) — пропуска́ (документы);
- токи (электричества) — тока́ (места молотьбы зерновых);
- тормозы (препятствия) — тормоза́ (машин) и т. д.
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 24