Как правильно составить абрис

В
ходе тахеометрической съемки местности
ведут абрис (нем.
abriß
– абрис, краткое изложение) или кроки
(фр.
croquis
– чертеж). Такой чертеж составляют «на
глаз» в довольно крупном масштабе. Абрис
делают в журнале тахеометрической
съемки отдельно для каждой съемочной
точки, причем направления и расстояния
наносят «на глаз» без соблюдения
масштаба. На нем показывают положение
всех реечных точек, а также основные
элементы местности: контуры угодий,
застройку, названия. Абрис является
важным элементом тахеометрической
съемки, поскольку позволяет воспроизводить
рельеф при создании топографического
плана. Поэтому он должен содержать
основные формы рельефа в условных
горизонталях с указанием направлений
склонов стрелками. При нанесении ситуации
используются условные знаки и краткие
поясняющие надписи.

В
отличие от абрисов, ведущихся при
теодолитной съемке, при тахеометрической
съемке на абрисе размеры не указывают
(для ускорения процесса съемки). На абрис
в обязательном порядке проставляют
номера съемочных и реечных точек. При
этом нумерация съемочных точек обоснования
осуществляется римскими, а реечных
точек – арабскими цифрами (рис. 12)
[7]. Нумерацию реечных точек принимают
сквозной для всей съемки, во избежание
путаницы при камеральной обработке,
т. е. нумерация реечных точек
продолжается на каждой последующей
съемочной точке (станции). Обычно, чтобы
не спутать нумерацию реечных точек,
номер последней точки, взятой на каждой
станции, каким-нибудь образом отмечается
в абрисе и полевом журнале. Нумерацию
реечных точек необходимо все время
сверять, обязательно должна быть
проведена проверка реечных точек,
кратных 10.

Абрис
удобно представлять в виде круговой
диаграммы, представляющей собой ряд
концентрических окружностей, определяющих
удаление реечных точек от станции, и
радиусов, проведенных с одинаковым
интервалом (через 10–30).
Станция, с которой ведется съемка,
принимается за центр диаграммы. Радиус,
направленный вверх, принимается за
начальное направление, например,
направление на следующую станцию, от
которого ведется отсчет горизонтальных
углов.
Реечные точки наносят с помощью полярных
координат: расстояния отсчитывают по
концентрическим окружностям в принятом
для диаграммы масштабе, а полярные углы
– по градусному кольцу (рис. 13) [11].
Точки
на диаграмме, относящиеся к одним и тем
же контурам, соединяют; внутренняя
поверхность контуров заполняется
условными знаками и пояснительными
надписями. Проводят характерные линии
рельефа, стрелочками показывают
направления скатов.

Рис.
12. Абрис

Рис.
13. Абрис тахеометрической съемки

Для
каждой станции абрис составляют на
отдельном листе.

Результаты
всех измерений по определению
планово-высотного положения съемочных
точек заносят в специальный полевой
журнал – журнал тахеометрической
съемки, форма которого зависит от
применяемых в процессе съемки приборов.
Пример такого журнала представлен в
табл. 3 [3]. Следует отметить, что, так как
съемка в данном случае производились
с помощью электронного тахеометра,
данные по нитяному дальномеру, а также
промежуточная информация по вертикальным
углам в нем отсутствуют.

После
занесения в журнал результатов измерений
по съемочной точке приступают к съемке
с данной станции окружающих реечных
точек, которые в связи с большим их
числом удобно фиксировать в специальной
ведомости реечных точек (табл. 4) [10].

Запись
измерений на каждой съемочной точке
обоснования ведут в следующем порядке.

В
заголовке листа записывают: номер
съемочной точки, с которой осуществляется
съемка подробностей; высоту прибора;
направление ориентирования (номер точки
съемочного обоснования, на которую
ориентируется прибор); коэффициент
дальномера, если используется нитяной
дальномер; значение места нуля,
определенное в начале каждого рабочего
дня; отметку съемочной точки.

Заметим,
что в журнале тахеометрической съемки,
ведомости и абрисе съемочные и реечные
точки обозначают одинаковыми номерами,
что дает возможность ограничиваться в
абрисе только номерами и расположением
точек, без приведения цифровых
характеристик.

После
наведения трубы прибора на рейку,
установленную в реечной точке, записывают
высоту наводки (при высоте наводки,
равной высоте прибора, в соответствующую
графу заносят букву i);
записывают дальномерный интервал (при
использовании нитяного дальномера) или
наклонную дальность (при использовании
светодальномера); направив реечника на
следующую точку, записывают отсчет по
вертикальному кругу (КЛ); записывают
отсчет по лимбу горизонтального круга;
заносят реечную точку на абрис и
записывают ее семантическую характеристику
в графу «Примечания».

Таблица
3

Для того, чтобы зарисовки (абрисы) планов, разрезов, фасадов и деталей здания, сделанные на месте, правильно передавали пропорции изображаемого архитектурного объекта, нужно делать их после того, как определены основные размеры здания и его частей. Зарисовки эти должны быть четкими, сделанными тонкими линиями (не двоящимися!), и особое внимание нужно обращать на простановку размеров.

Размерные линии и цифры должны быть размещены так, чтобы ясно было видно, к каким частям здания они относятся. Всего труднее бывает достигнуть должной ясности и четкости в рисунках, иллюстрирующих обмеры неправильных кривых или планов сложной конфигурации. Здесь размерные линии иногда образуют настоящую паутину, и поэтому лучше бывает не изображать их на рисунке, а обозначать иными способами. Таков, например, предложенный П. П. Покрышкиным способ изображения обмеров арок. Он заключается в том, что на рисунке ставятся лишь концы базиса и точки, до которых делаются измерения, а размеры пишутся возле точек, причем внутри арки пишутся измерения от левого конца базиса, а снаружи — от правого.

расстановка размеров на абрисе

Рис.1. Расстановка размеров на черновой зарисовке обмера арки по способу П. Покрышкина

Наконец, при еще более сложных обмерах, при нескольких базисах и большом числе измерений от них следует делать экспликацию на полях чертежа. Она состоит из трех вертикальных столбцов: в среднем пишутся номера точек, до которых делаются измерения, а в боковых — расстояния от концов базиса до каждой из этих точек. Такой способ обозначения обмеров не только оставляет рисунок чистым, так как на нем обозначаются только номера точек, но кроме того и показывает наглядно, не забыто ли какое-нибудь измерение.

При обмерах фасадов и разрезов по координатам также можно вынести все размеры за пределы рисунка, указав только номера тех точек, положение которых замеряется, горизонтальную нулевую линию, от которой измеряются высоты, и начальную точку на нулевой линии. Размеры объединяются в таблицу из трех столбцов: в первом указываются номера точек, а во втором и третьем — их абсциссы и ординаты, т. е. указанные выше измерения до точек и их проекций.

Все рисунки должны быть перенумерованы, снабжены наименованиями и датированы. Нумеруются и листы и отдельные рисунки, когда их несколько на листе. Все черновые зарисовки делаются на листах одинакового формата с тем, чтобы вместе они составляли единое целое — папку или тетрадь. Если же отдельные абрисы приходится делать большими, следует их складывать так, чтобы в сложенном виде они соответствовали формату этой тетради.

Если какие-либо детали планов, разрезов или фасадов изображаются отдельно в большем масштабе, то на основных рисунках их обводят линией и обозначают буквами, а отдельные изображения деталей отмечают и номером основных рисунков и их буквенными обозначениями. Так же поступают и с дополнительными обмерами, сделанными позже, чем общие обмеры, и показанными на отдельных листах.

Карандаши для рисунков, делаемых на месте, и для простановки размеров следует брать средней твердости (HB или даже Н). Лишь при работе в сыром месте или в дождливую погоду, следует пользоваться более мягкими карандашами. Для различных условных обозначений полезно применять цветные карандаши, давая разную расцветку древним и новым частям зданий, различным строительным материалам и т. п.

простановка размеров по арке на абрисе

Рис.2. Расстановка размеров на абрисе обмера арки с помощью экспликации

В тех случаях, когда в архитектуре обмеряемого объекта играет роль цвет, следует показывать его на зарисовках, но в отдельных случаях красочные пятна могут помешать ясности рисунка и размеров. Идеальным было бы делать два рисунка — для обмеров и для цвета; но в тех случаях, когда отдельные цветовые пятна повторяются несколько раз, можно дать их в цвете лишь в одном месте, а в других оставить рисунок чистым для размеров.

При обмерах каменных и кирпичных зданий нужно, где возможно, замерять и записывать на полях соответствующих чертежей размеры материала, а при фасонном кирпиче и камне зарисовывать их профили с размерами. Возле каждого из таких рисунков следует указывать, где встречается тот или иной профиль и, где нужно, давать ссылку на соответствующий общий рисунок. В изображениях кирпичных зданий по возможности следует показывать высоты не только в сантиметрах, но и в рядах кладки. В обмерах каменных зданий желательно изображать швы кладки.

Чертежи, выполняемые начисто, следует разбить на две категории — «чертежи-документы» и «чертежи-картины». Назначение первых — фиксировать все размеры, задача вторых — давать наглядное представление о здании. Поэтому на первых чертежах указываются все размеры, а на вторых дается линейный масштаб и показываются только основные из них.
Причем цифры располагаются так, чтобы они (в особенности внутренние) не мешали смотреть чертежи. Все размеры — размерные линии и цифры — следует изображать разведенной тушью. Для чертежей-документов можно использовать кальки с основных чертежей, простазив на них размеры, или черновые зарисовки с размерами, если они сделаны достаточна тщательно, ясно и четко.

Размеры на чертежах-документах следует проставлять в таком же порядке, как они получались при обмерах. Так, если длинная стена с проемами была обмерена от нуля, то и размеры на чертеже должны быть проставлены таким же образом; если же она обмерялась по частям, то и на чертеже должны быть показаны размеры этих частей. Если обмеренная засечками или по координатам кривая оказалась правильной, вычерченной от одного центра, то на чертеже нужно показать те измерения, которые были сделаны в натуре. Словом, везде размеры следует проставлять так, чтобы они иллюстрировали и самый процесс работы по обмерам.

В тех случаях, когда отдельные размеры определялись особыми методами (при помощи угломерного инструмента, по рядам кладки и т. д.), необходимо на полях чертежа указывать это в соответствующем примечании. Всегда следует помнить о том, что чертежи могут быть сфотографированы и воспроизведены в печати. Поэтому чертежи не должны обводиться тонко и слишком разведенной тушью, а на таких чертежах, которые приходится выполнять линиями различного характера (совмещенные чертежи планов, сделанных на разных уровнях, или чертежи, совмещающие существующие фасады с их реконструкцией) следует, по возможности, избегать применении туши разных цветов.

В этих случаях лучше применять несколько видов пунктиров, а там, где все же приходится обозначать различные линии разными цветами, следует выбирать такие краски, которые по-разному получаются на фотографии (голубая и черная, но не красная и черная).

Порядок выполнения чертежей во многом соответствует порядку производства обмеров. Так, чертежи планов, обмеренных по точкам, начинают с вычерчивания базиса, базисной сетки или магистрали, а затем засечками от них находят все точки внутренних контуров плана. После этого к внутренним контурам причерчивают причалки, установленные вокруг здания, и засечками от них определяют положение ряда точек на внешних контурах плана.
Так же и чертежи фасадов и разрезов начинают с вычерчивания условных прямых — нулевых линий и отвесов, от которых (в том же порядке, в каком велись обмеры) находят все точки чертежа.

Масштабы, в которых выполняются чертежи, зависят и от размеров обмеренных зданий, и от точности обмеров, и от целей, преследуемых чертежами. Наиболее употребительными являются масштабы: 1 : 50— 1 : 100 для планов, фасадов и разрезов и 1:2 — 1 : 10 для деталей.

Архитектурные обмеры. Издание 1949 года.Архитектурные обмеры. Издание 1949 года.

Источник:

книга: Архитектурные обмеры.
Изд-во Академии архитектуры СССР. Москва, 1949.

Пособие по фиксации памятников архитектуры.
Авторы: П.Н. Максимов, С.А. Торопов

Распечатать


Добро пожаловать!

Войдите или зарегистрируйтесь сейчас!

Войти

Страница 1 из 9


  1. Веталей_Иванычь

    Форумчанин

    Регистрация:
    23 июн 2008
    Сообщения:
    46
    Симпатии:
    1
    Адрес:

    Киев


  2. IgorSPb

    Форумчанин

    хороший, толковый помошник — очень ценный кадр!
    его надо ценить!!!
    а если по сути вопроса, то я сам рисую абрисы. и не вижу тут ничего зазорного!
    чётко и правильно оформлять абрисы можно научиться только практически.
    поэтому, если Вы намерены работать с этим человеком долго и плодотворно, то стоит набраться терпения. потом это окупится.

    #2


  3. VikD

    Форумчанин

    Если случается работать с малоопытными помощниками, тоже всегда абрис рисую сам.
    Конечно затраты времени в поле несколько увеличиваются, но за то все компенсируется при отрисовке и оформлении топоплана. А вообще стараюсь, что бы у моих ребят была полная взаимозаменяемость, хотя здесь все зависит от личных пристрастий и способностей. Кто-то сразу рисует хорошо, а с прибором осваивается дольше, кому-то гораздо быстрее по чужому абрису в ПК все отрисовать, а абрис рисует долго и так что и сам не разберет. Но самое главное желание научиться и практика.

    #3


  4. evgenisam

    Форумчанин

    Регистрация:
    8 май 2008
    Сообщения:
    414
    Симпатии:
    8

    Очень неплохо помогает фотоаппарат, естественно к довесу промерам.nn(Добавление)

    Естественно на точке должен стоять помошник с вехой или соответственно прибор.

    #4


  5. SergKo

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 июл 2007
    Сообщения:
    6.373
    Симпатии:
    458
    Адрес:

    Тула

    гхм… авторы в этих темах, вроде, не пересекаются, но слова какие-то ну оччень похожие… http://www.navgeocom.ru/forum//index.ph … c=3519&hl=

    #5


  6. BBC

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2007
    Сообщения:
    929
    Симпатии:
    17
    Адрес:

    Москва

    Значит пора объединяться.
    А по делу- лучше всего (в городе) сначала нарисовать глазомерный план (абрис), наметить съёмочное обоснование, а потом самому и побегать с отражетелем…

    #6


  7. evgenisam

    Форумчанин

    Регистрация:
    8 май 2008
    Сообщения:
    414
    Симпатии:
    8

    Ничего удивительного, знакомые коллеги вообще не рисуют ситуации по съемке, а только фотографируют, другие кодируют, опять таки без абрисов. Меняются времена, меняются технологии. Для меня это тоже ново- всегда рисую, т.к. часто пользуюсь теми же домерами, что исключаеться при отсутствии абриса(или отдельно рисовать надо).nn(Добавление)

    А почему не побегать, если в паре с колегой работаешь?Правда у меня так было всего пару раз. Полевики меня поймут.

    #7


  8. Velagor

    Форумчанин

    Хороший топограф бегает с вешкой сам и сам ведет абрис, ведь ему потом его обрабатывать.
    А «абориген», как раз-таки тот, кто стоит за прибором. Простите, кого задел. Ибо на кнопки нажимать (тем более без кодов) можно научить гастарбайтера, ребенка, да хоть обезьяну в конце концов… Так что, автор, рейку в руки и бегом марш в поле. Или это ниже вас?

    #8


  9. GeoBoi

    Форумчанин

    Не согласен ! А прибор выставить, ход прогнать! И вообще грамотно снимать еще научиться надо, чтобы лишних пикетов не набрать, а то пока «Хороший топограф бегает с вешкой» можно столько начудить! Абрис сам рисую два реечника и три рации и вперед ! Оптимально когда один на абрисе, один с вехой, другой на приборе.
    Но про обезьян это уже слишком!::mad24.gif::

    #9


  10. evgenisam

    Форумчанин

    Регистрация:
    8 май 2008
    Сообщения:
    414
    Симпатии:
    8

    Не знаю, как так «бегает с вешкой сам» и дело тут не в амбициях, но съемку доверять гастрбайтерам или обезьянам никогда не стану. Абрисы рисую сам и снимаю только сам. Полностью согласен с GeoBoi. Полевые работы это основное, все остальное прилагаеться.

    #10


  11. Веталей_Иванычь

    Форумчанин

    Регистрация:
    23 июн 2008
    Сообщения:
    46
    Симпатии:
    1
    Адрес:

    Киев

    Спасибо за Ваши ответы, но вероятно Вы меня не так поняли:
    Вопрос не в принципе «кто должен вести абрис?», очевидно, что это должен делать более опытный специалист и не важно на приборе он или с вехой (в идеале это два абриса), я прошу практических советов (вроде «дай ему в поле распечатку карты и пусть он наносит на неё пикеты», потому как не всегда у меня выходит с ним выезжать на полевые работы. Он одинаково плох как в камеральных работах, так и в полевых, просто я считаю, что гораздо быстрее я смогу обучить его полевым работам, чем автокаду (от меня требуют хоть каких-то результатов его деятельности). Точнее наверное было бы перефразировать вопрос: «как бороться с «пробелами» образования в минимально сжатые сроки?», потому что я уже не в первый раз с этим сталкиваюсь, но это случай критический (я не могу его уволить «по семейным обстоятельствам» ::wink24.gif:: ).

    #11


  12. IgorSPb

    Форумчанин

    Веталей_Иванычь
    если я Вас правильно понял, то работать с этим человеком Вы не хотите и как специалиста его оцениваете очень низко. при этом обучать Вам приходится помимо Вашей воли… простите тогда за нескромный вопрос, но за чей счёт решается этот вопрос?

    #12


  13. ТехТоп

    Команда форума
    Форумчанин

    Заставить его тренироваться. Пусть рисует абрисы на всё подряд. В офисе присел — пусть офис нарисует. Домашее задание ему — контурные карты рисовать. Откажется — значит не хочет учится протежам его лишний повод сдать обратно. Хотя один чёрт в кабинете потом осядет ещё других учить начнёт.(гадёныш)

    #13


  14. Velagor

    Форумчанин

    GeoBoi, evgenisam простите за мое упертость, я работал со многими людьми (кадастр/топосъемка полей, лесов, город) и усвоил одно грамотное правило: тот, кто ходит с вешкой — тот и отвечает за съемку, это он должен знать где снять пикет, рисует абрис и которому впоследствие будет легко все это обработать.
    Я не навязываю свое мнение вам, господа. Каждому — своя методика! Но о какой ответственной работе может идти речь, если вы сами на 100% не уверены что дает реечник (ушел на 300 метров от вас, плохая видимость — видно только выдвинутую вешку, нюансы разные, замеры, съемка шанхая — сарай на сарае, люки, ковера. Или что, вам реечник говорит по рации что означает каждый пикет и в какую сторону забор направлен? Бред. Можно и втроем работать как работают некоторые и по 2 абриса вести, как предложил автор. Но я предпочитаю один бегать и абрис рисовать, а на прибор ответственного студента поставлю (центировать, горизонтировать и какие кнопки нажимать на тахеометре за день научится) (зы — неделю работал с таким) и по объему с вами господа посревноваться сможем! Простите, за нескромность.

    #14


  15. buba

    Форумчанин

    Регистрация:
    2 май 2007
    Сообщения:
    28
    Симпатии:
    6
    Адрес:

    Красногорск

    Полностью согласен с Velagor. Конечно не очень удобно когда в руках веха и абрис,но зато ты на сто уверен,что набрал нужный пикетаж!

    #15


  16. Веталей_Иванычь

    Форумчанин

    Регистрация:
    23 июн 2008
    Сообщения:
    46
    Симпатии:
    1
    Адрес:

    Киев

    ТехТоп огромное спасибо! В самом деле, мож я действительно слишком много от него жду? Нада начинать с абсолютного нуля… ::dry.gif::
    …Хде-та была у меня геодезия Маслова…

    #16


  17. SergKo

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 июл 2007
    Сообщения:
    6.373
    Симпатии:
    458
    Адрес:

    Тула

    Центрировать прибор, сориентировать, выполнить измерения точек хода — разумется, это дело ответственное, «обезьяне» не доверяем… Мы же про набор пикетов, вроде, говорим, а?… ::cool24.gif::

    #17


  18. Fogot

    Форумчанин

    Регистрация:
    24 сен 2007
    Сообщения:
    234
    Симпатии:
    7
    Адрес:

    Киев

    Если сомневаюсь в проф. качествах специалиста, стараюсь вести абрис и ходить с вешкой сам. А так любого вменяемого человека можно поставить за прибор и научить наводиться на призму и брать отчеты за 5-ть минут.

    #18


  19. Олег Сергеевич

    Форумчанин

    Регистрация:
    18 июн 2007
    Сообщения:
    242
    Симпатии:
    49
    Адрес:

    Тюмень


  20. Sl_Kansk

    Форумчанин

    Сейчас тоже учу человечка работе в поле, съемка в городе видимость как правило хорошая, он бегает с вешкой и рисует абрис, хотя на сложных объектах я сам хожу с вешкой и абрис рисую сам ибо переделывать не слишком охота, а абрис я учу его рисовать так чтоб по этому абрису смог любой съемку отрисовать а не только он

    #20

Страница 1 из 9

Поделиться этой страницей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить уже готовые пересоленные котлеты
  • Как найти точку долголетия под коленом правильно
  • Как найти поисковую строку на ноутбуке
  • Как найти давление в твердых телах формула
  • Как правильно составить ответ на жалобу образец