Как правильно составить анкету для социологического опроса

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

  • Преамбула

    Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

  • Структура анкеты

    Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

    Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

  • Типы вопросов

    • закрытые (к ним даются варианты ответов);
    • полузакрытые (и вариант «другое»);
    • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

    Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

    1. Покупали ли вы телевизор?
    2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

    Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

  • Закрытые вопросы

    Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

    • полностью согласен (согласен);
    • скорее, да, чем нет;
    • скорее нет, чем да;
    • не согласен;
    • затрудняюсь ответить.

    Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

    Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

    Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

  • Несколько важных замечаний

    Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

  • Анкета составлена, что дальше?

    Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты

Автор статьи

Марина Викторовна Моргун

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Составные части анкеты

Замечание 1

Анкета состоит из нескольких основных частей:

  • вводная часть,
  • основная часть,
  • паспорт анкеты.

Очень большая роль в результативности проведенного опроса отведена вступительной части, так как она должна сформировать у респондента определенное отношение к процедуре анкетированного опроса, его настрой как психологический, так и социальный.

Основа назначения вступительной части состоит именно в том, чтобы пробудить желание респондента к данной процедуре опроса. Чаще всего вводная часть расположена на титульном листе предполагаемой анкеты. Ее содержание должно быть структурировано и лаконично. В нем отмечаются цели и задачи исследования категориальный аппарат исследования, организация проводящая данное исследование. Особенно необходимо отмечать анонимность ответов в процессе обработки анкеты, что способствует психологическому комфорту респондента.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Основная часть анкеты

Основная часть анкеты — это наиболее информативная часть инструментария, так как именно она предоставляет смысловую информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулирования тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие:

  • Сначала формулируются так называемые контактные вопросы: их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты. Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому.
  • Вторую группу вопросов составляют основные — наиболее сложные вопросы. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию по исследуемой проблеме. Если необходимо решить несколько задач, то сначала формулируются группы вопросов к каждой задаче, но в анкету они могут помещаться или блочно, или перемешиваться с вопросами других блоков, однако должны располагаться обязательно только в середине основной части.
  • Окончание основной части анкеты происходит при помощи заключительных вопросов.

«Основные правила составления анкеты в социологии» 👇

Замечание 2

Вопросы необходимо размещать по трем уровням сложности, так как все вопросы логично взаимосвязанны. Следует постепенно подводить респондента «от легкого к сложному».

«Паспорт» анкеты

И, наконец, паспорт анкеты, который содержит вопросы следующего типа:

  • профессиональный статус,
  • образование,
  • возраст,
  • пол,
  • социальное происхождение,
  • семейное положение,
  • места жительства,
  • и т.п.

Количество и характер информации зависит, в первую очередь, от целей и задач, поставленных перед составителем анкеты. Составить паспорт анкеты — это довольной кропотливый процесс.

Данная информация имеет очень важное значение для интервьюера в процессе обработки данных. Информация, которая содержится в паспортичке, имеет наиболее важное значение при определении определенных закономерностей, тенденций и взаимосвязей между ответами и, например, социальным статусом. Именно поэтому составление паспорта анкеты должно содержать четко продуманные вопросы.

Пример 1

Например, при выявлении интересов и планов на дальнейшее обучения учащихся разных возрастов можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет. Предварительно нужно выяснить, какова цель стоит перед этим распределением, какие аспекты интересуют аналитиков, что должно быть проанализировано, обнаружено (связь между которыми факторами). Если выбрать 15 лет — это предел возраста, когда ребенок заканчивает 9 классов, то есть основную школу, может переходить к обучению в профессионально-технические учебные заведения, колледжи или продолжать учиться в заведениях. Если же выбрать 14 лет, то он будет предоставлять информацию о своих достаточно отдаленных планах; если же выбрать 16 лет, в таком случае, ученик уже совершил свой первый выбор и речь пойдет об обучении в дальнейшем — после окончания школы.

Специалисты, изучаюзие проблемы составления анкеты, так и не пришли к мнению о том, в какой части анкеты необходимо ставить паспорт анкеты – в начале или в конце листа анкеты. Однако наиболее часто паспорт анкеты размещают в конце, чтобы респондент был психологически спокоен.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Как составить анкету?

Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.

В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.

Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некоррект­но, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования «решаемых проблем» и «исследуемых проблем».

Решаемая проблема Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам Определить уровень (степень)  проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе

Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.

Структура и правила составления анкеты для опроса

1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации.
  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Классификация вопросов

Типы вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал
  2. Купил
  3. Взял у родственников, знакомых
  4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный
  2. Любительский
  3. Автотуризм
  4. Спортивный 
  5. Экстремальный
  6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»?

  1. Да
  2. Нет

Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду».

ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК».
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень
  2. В основном нравится
  3. Скорее нет
  4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (несколько вариантов ответа) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию
  2. Нравится оформление
  3. С доверием отношусь к авторам журнала
  4. Привлекает полезная информация, реклама
  5. Нравится тон, стиль журнала
  6. Другое
По виду экзистенциальные (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле «другое» для свободного ответа.
  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные.
  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

4. Слова благодарности респонденту

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!

Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru

Наши услуги

  • Маркетинговые исследования
  • Социологические исследования
  • Стратегическое маркетинговое планирование
  • Фокус-группа
  • Тайный покупатель
  • Call-центр
  • Внештатный маркетолог
  • Бизнес-планирование
  • Продвижение в социальных сетях
  • Готовые маркетинговые исследования

Участие в опросах

Работа у нас

Копилка маркетолога

Новости

29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству

Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.

20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!

По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.

30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!

По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Как составить анкету для соц. опроса — предназначение, правила, классификация

Содержание статьи:

  • > Значение социологических опросов
  • > Подготовительный этап
  • > Правила составления анкеты
  • > Разновидности вопросов
  • > Этапы проведения анкетного опроса
  • > Нюансы обработки
  • > Классификация вопросов
  • > Типичные ошибки при составлении

Проведение многочисленных исследований социологического характера позволяет точнее определить интересы людей в самых разных областях. Чтобы опрос был максимально результативным — требуется уделить особое внимание составлению анкеты. Существуют определенные правила, позволяющие получить нужный результат, если решено не использовать шаблоны. Подготовленная без ошибок анкета заметно облегчит опрос. Удастся выполнить поставленную цель в намеченные сроки.

Значение социологических опросов

Интерес к социологическим опросам вырастает в геометрической прогрессии. Анкета должна помочь собрать конкретные данные, не содержащие ложной информации. Составитель анкеты выступает в роли интервьюера. Респондент сумеет ответить на вопросы максимально правдиво, особенно при сохранении полной анонимности.

Метод лэддеринга предусматривает отказ от анкеты, поскольку подобный опрос предполагает проведение доверительной беседы. В качестве заказчиков выступают компании и маркетологи, желающие путем опроса выявить предпочтения потребителей. Анализ покажет сложившиеся мнения о новом товаре или услуге.

Второй способ связан с подготовкой анкеты, когда прямой контакт не предусмотрен. Проведенный опрос даст возможность:

  • включить в анкету нужные вопросы;
  • привлечь большое число респондентов;
  • получить исчерпывающие ответы из-за условий анонимности.

Анкетный метод выглядит предпочтительней живого опроса. Респонденты не всегда готовы говорить правду, могут выдавать желаемое за действительное. Правильно сформулированные вопросы в анкете облегчат поиск ответа из предложенных вариантов.

Подготовительный этап

Перед подготовкой анкеты следует написать техническое задание, которое поможет прояснить ситуацию и определить порядок действий. Первоначально задают основной вопрос, связанный с актуальностью темы для опроса.

Нужно показать убедительные причины, позволяющие проводить исследования в конкретный период. Определяют целевую аудиторию и способ связи. При опросе в режиме реального времени проще узнать мнения представителей молодого поколения. Люди среднего и старшего возраста в меньшей степени увлечены интернетом.

Формулировка главной темы не помешает затрагивать в анкете сопутствующие вопросы для проверки нескольких гипотез. Узнать приблизительное число респондентов помогает рассылка приглашений (на электронную почту) с просьбой принять участие в опросе.

Анкетирование умеет выдавать количественную информацию при правильной постановке вопросов. Готовые интересные варианты ответов позволят сделать выбор или поставить оценку. Остается выбрать инструмент для проведения опроса и приступить к составлению анкеты.

Правила составления анкеты

Предварить опрос должна небольшая преамбула, особенно при выборе режима онлайн. Короткий текст сумеет пояснить цель мероприятия, указать время заполнения и анонимность ответов.

  • 1.Структура анкеты разбивается на несколько блоков, способствующих раскрытию темы. Должна прослеживаться последовательность и логика. Отвлекаться на посторонние тематики нерационально, поскольку это внесет путаницу.
  • 2.Постепенно происходит переход от простых вопросов к более сложным с последующим чередованием. В конце обязательно остается блок с некоторыми персональными сведениями. Респондент может проинформировать о возрасте, поле, образовании, месте работы.
  • 3.Логичный порядок размещения вопросов помогает сосредоточится, не затрачивать много сил и времени. Основные важные вопросы следует включить в первые блоки, сделать обязательными. Не всегда есть уверенность, что клиент прочтет до конца и даст все ответы.
  • 4.Короткая анкета займет не более страницы. Большой опрос разбивают на части, раскрывающие стороны выбранной тематики. Нужно обойтись без длинных предложений, искать краткие формулировки.
  • 5.Уместно добавить дополнительные вопросы с необязательным заполнением. Они обычно затрагивают заинтересованных респондентов, выставляющих слишком высокие или низкие баллы.
  • 6.Присутствие подсказок скорее сбивает с толку. Объективную картину легче получить при помощи открытых вопросов, требующих самостоятельного ответа.

Выражение благодарности будет приветствоваться. Сообщают о месте просмотра результатов опроса или возможном вознаграждении. Следует ожидать удовлетворительных результатов при правильном подборе вопросов.

Разновидности вопросов

Создавать вопросы следует с учетом видов. Простые формулировки без бюрократических штампов будут понятны после первого прочтения. Глаголы превалируют над прилагательными и междометиями.

  • 1.Закрытые вопросы в анкете имеют до 5 вариаций ответа (да, нет, затрудняюсь ответить). Уровень важности подскажет проставление оценок (1-10 баллов).
  • 2.Объем открытых вопросов будет достаточно скромным. Ответы нуждаются в комментариях, затягивается заполнение и обработка.
  • 3.Полуоткрытый тип затрагивает пункт «другое» и шкалу Ликерта. Средние значения позволяют встать на нейтральную позицию, без необходимости высказываться положительно или отрицательно.

До 10 вариантов ответа приводят к использованию переключателей (радиокнопок). При увеличении числа пунктов пригодится выпадающий список. Подбирают картинки, добавляют рейтинги.

Этапы проведения анкетного опроса

Готовую анкету внимательно просматривают , стараясь убрать недочеты. Нельзя допускать опечаток, орфографических и логических ошибок. Для тестирования обращаются к коллегам или знакомым, готовым стать добровольными участниками опроса. Проведение разделяется на несколько этапов.

  • 1.Потребуется доказать актуальность вопроса для выяснения мнений.
  • 2.Создается анкета с разбивкой на блоки. На одной странице присутствуют 3-4 коротких вопроса.
  • 3.В кратком приветствии объясняется задача проведения опроса.
  • 4.Небольшая инструкция пояснит порядок действий.
  • 5.Размер поля адаптируется в соответствии с типом вопроса.
  • 6.Проводится работа над визуальным оформлением. Интуитивный дизайн, подборка цвета, контрастность и четкая структура привлекают респондентов.
  • 7.При длинном опросе важно показать прогресс заполнения (по количеству страниц, в процентах).
  • 8.В конце опроса выражается благодарность за участие. Предлагаются бонусы и скидки.

Анонимный статус вполне устраивает участников, готовых высказать собственное мнение без давления. Необходимость конкретизировать респондентов добавляет пункт «Регистрация», расположенный чуть ниже приветствия.

Нюансы обработки

Обработка материалов пройдет после окончания опроса. При наличии свыше 100 анкет расчеты делают в процентах с точностью до десятых. Предварительно изучают ответы на вопросы закрытого типа.

При уменьшении (до 100 анкет) указывают число респондентов. При выборе одного варианта общая сумма достигает 100 %. Более одного — учитывают число ответов (более 100 процентов), не зависящих от количества участников.

Составляют таблицы и добавляют рисунки для демонстрации итогов опроса. В готовый отчет включают преамбулу с описанием тематики. Ниже следует развернутое описание опроса. Анкета будет включена в приложения. Выводы и рекомендации делают в заключении отчета.

Классификация вопросов

Подготовка вопросов превращается в значимое событие, отражающееся на итогах опроса. Потребуется использовать классификацию по форме.

  • 1.Увеличить объем закрытых вопросов для привлечения внимания, возможности отвечать после выбора одного из вариантов.
  • 2.Добавить 1-2 открытых вопроса, помогающих узнать личную точку зрения участника.
  • 3.Применять комбинирование вариантов (полузакрытый тип) с готовыми и собственными ответами.
  • 4.Сочетать прямые и косвенные вопросы.

Опрос по форме призван выяснить оценку явления людьми разного возраста и увлечений. Классификация по содержанию затрагивает респондентов и факторы:

  • сознания (личное мнение, планы);
  • поведения (настрой, поступки);
  • личности (пол, возраст, специальность).

Проводится разговор на простом языке. Неплохо добавить пример заполнения или перемешивать варианты ответов, если не установлен определенный порядок.

Типичные ошибки при составлении

Начинающие интервьюеры нередко допускают ошибки, относящиеся к категории типичных. Нужно рассмотреть несколько очевидных промахов.

  • 1.Нагромождение вопросов приводит к отсутствию логики или неверным суждениям. Возникают явные противоречия, не предоставляющие возможности анализировать информацию.
  • 2.Попытка смешать в одну кучу несколько тем приведет к фиаско. Лучше разбить один длинный вопрос на два коротких. Четко установить главный вопрос, добавляя второстепенные в рамках темы.
  • 3.Представленные варианты ответов сужают возможности выбора. Участнику важно не зацикливаться на диаметральных позициях, высказать нейтральное мнение.
  • 4.Злоупотребление специфическими терминами сократит число участников. Искать расшифровку непонятных слов может не каждый респондент.
  • 5.Сложно-построенное предложение с деепричастными оборотами нелегко прочитать и понять. Краткий текст сумеет быстрее донести информацию, сократит время заполнения.

Участник опроса должен почувствовать свободу при рассмотрении анкеты. Четко структурированный текст разбит на части, дополняющие друг друга. Прочтение пунктов не вызывает затруднений с ответом, смысл предельно ясен.

Дизайнерское оформление, картинки и таблицы помогают заполнять поля с удовольствием. Выражение благодарности воспринимается благожелательно, особенно вместе с сообщениями о положенных бонусах. Сотрудничество приносит моральную и материальную выгоду.


При использовании информации ссылка на Лабораторию маркетинговых исследований MarketingLab обязательна.

Отправляйте заявку по форме ниже, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти удаленный принтер на компьютере
  • Нет парня как найти 20 лет
  • Как составить мужа помогать
  • Как найти сазана на озере
  • Как найти драйвер который не работает