Как правильно составить блок схему программы

Схемаэто абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.

Содержание:

  1. Элементы блок-схем алгоритмов
  2. Примеры блок-схем
  3. Нужны ли блок-схемы? Альтернативы

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

flowcharts_terminator
Терминатор начала и конца работы функции
Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.
flowcharts_data
Операции ввода и вывода данных
В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.
flowcharts_process
Выполнение операций над данными
В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.
flowcharts_solution
Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма
Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.
flowcharts_procedure
Вызов внешней процедуры
Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.
flowcharts_loop
Начало и конец цикла
Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).
flowcharts_preprocess
Подготовка данных
Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.
flowcharts_connector
Соединитель
В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.
flowcharts_comment
Комментарий
Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

insertsort_flowchart

Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.

bubblesort_flowchart

Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

selectsort_flowchart

Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

  • блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения [2];
  • блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием [3].

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.

Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.

Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.

Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.

Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.

В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].

В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].

Список использованных источников:

  1. ГОСТ 19.701–90 (ИСО 5807–85) «Единая система программной документа­ции».
  2. Алгоритм. Свойства алгоритма https://pro-prof.com/archives/578
  3. Алгоритмы сортировки слиянием и быстрой сортировки https://pro-prof.com/archives/813
  4. yEd Graph Editor https://www.yworks.com/products/yed
  5. Книги: алгоритмы https://pro-prof.com/books-algorithms
  6. Рамбо Дж., Якобсон А., Буч Г. UML: специальный справочник. -СПб.: Питер, 2002. -656 с.
  7. Кент Бек Экстремальное программирование: разработка через тестирование – СПб.: Питер – 2003
  8. Визуальный язык ДРАКОН https://drakon.su/
  9. Шилов Н.В. Верификация шаблонов алгоритмов для метода отката и метода ветвей и границ. Моделирование и анализ информационных систем, ISSN 1818 – 1015, т.18, №4, 2011
  10. Брукс Ф., Мифический человеко — месяц или как создаются программные системы. СПб. Символ Плюс, 1999 — 304 с. ил.

Здравствуйте, хабралюди! Сегодня речь пойдет о построении блок-схем для ваших программ с помощью замечательной программы yEd скачать которую можно здесь .

Приступая к работе

Не спешите скачивать, давайте проведем маленькую лекцию по этим же блок-схемах.

Блок-схема это графическое отображение решения задачи (важно запомнить).

И так, буду объяснять как программист программисту, по моему мнению блок-схемы можно использовать когда алгоритм не реально держать в голове (10-20 if else) вот тогда то и приходит такая мысль как записать это, в тот же блокнот, или на бумаге, что вполне приемлемо и ничего такого здесь нет. В нашем случае давайте использовать блок-схемы.

Обозначения

image
Такой овал обозначает обычно начало и конец, к примеру <?php и ?>.
image
Данный блок обозначает объявление переменных. Если у вас сильно типизированный язык программирования то этот блок обычно всегда есть в ваших программах, лично я использую слабо типизированные что позволяет мне объявить тип и название переменной сразу при присваивании её какому-то значению.
image
Собственно вывод результат на экран или продолжение следующего действия.
image
Ну, и наконец, наше условие ради чего мы здесь и собрались. Может принимать только true or false.

А теперь запускаем yEd
file -> new
По средине будет наша блок-схема, а вот справа отображены наши элементы которые нам будут нужны.
Перетаскивать элементы можно справа на белый лист, что бы провести стрелочку нужно: на элемент, который стоит по средине нажать и отвести мышку от него, при этом в поле edge types можно выбрать тип стрелочки. Вот так у меня получилось реализовать авторизацию пользователя на сайте в помощью блок-схемы:
image

Заняло у меня это 5 минут. Но за то теперь я точно знаю что и как мне нужно будет делать. А когда программа сложная то сделав блок-схему уже можешь сразу писать код и не заглядывая туда, т.к. только что сам написал эту программу, но визуально!
Вообщем блок-схемы это круто!

Блок-схема

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Некоторые виды блоков

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Дано: a, b

Найти: S, P

Блок-схема:

Решение задачи №1. Блок-схема

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Program Rectangle;
Var a, b, S, P: integer;
Begin
write('Введите стороны прямоугольника!'); 
readln(a, b);
S:=a*b;
P:=2*(a+b);
writeln('Площадь прямоугольника: ', S);
write('Периметр прямоугольника: ', P);
End.

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T  и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

S1=(V1+V2)*T+S

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.Блок-схема

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Program Rasstoyanie;
Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод }
begin
write('Введите скорость первого автомобиля: '); 
readln(V1);
write('Введите скорость второго автомобиля: '); 
readln(V2);
write('Введите время: '); 
readln(T);
write('Введите расстояние между автомобилями: '); 
readln(S);
S1:=(V1+V2)*T+S;
writeln('Через ', t,'ч. расстояние ', S1,' км.');
End.

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число!  А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Ошибка!

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real.  Вот, как выглядит исправленная программа:

Снимок экрана 2013 12 15 в 20.00.24 1024x545

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Так ты хочешь выучить блок-схемы? Ну, это учебное пособие по блок-схемам научит тебя всему, что тебе нужно знать. В нем будет освещена история блок-схем, символы блок-схем, как создавать блок-схемы, лучшие практики создания блок-схем, а также мы включили раздел для ответов на часто задаваемые вопросы о блок-схемах. Лучше всего, что вы можете использовать наше программное обеспечение блок-схем, чтобы нарисовать их.

Creately уже есть некоторые действительно удивительные статьи, охватывающие различные вещи, связанные с блок-схемами, как значения символов блок-схемы, как использовать плавательные дорожки в блок-схемах, блок-схемах передового опыта, тематических исследований и многое другое. Этот пост в блоге просто соберет всю эту информацию и представит ее в логическом виде. Я добавил ссылки на различные разделы, чтобы облегчить навигацию. Нажмите на соответствующую ссылку, чтобы быстро прочитать соответствующий раздел.

  • История блок-схем
  • Символы блок-схемы Значение
  • Как нарисовать блок-схему
  • Шаблоны и примеры блок-схем
  • Лучшие практики флоучартов
  • Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем
  • Блок-схемы Примеры использования
  • Обратная связь с Руководством по блок-схемам

История блок-схем

Фрэнк Гилберт представил блок-схемы в 1921 году, а в начале их называли “Process Flow Charts”. Аллану Х. Могенсену приписывают заслуги в обучении бизнесменов работе с блок-схемами. В Википедии есть отличное резюме истории блок-схем, подробнее читайте в разделе wiki.

Значение символов блок-схемы

Символы блок-схем, найденные в учебном пособии по блок-схемам, и их значение
Символы блок-схем

Так какие же символы используются в блок-схеме? Большинство людей знают только об основных символах, таких как процессы и блоки решений. Но есть еще много символов, которые сделают вашу блок-схему более значимой. На изображении выше показаны все стандартные символы блок-схемы.

Наиболее распространенным символом, используемым в блок-схеме, является прямоугольник. Прямоугольник представляет собой процесс, операцию или задачу. Следующим наиболее распространенным символом является бриллиант, который используется для обозначения решения.

Существует множество других символов блок-схемы, таких как последовательный доступ к хранилищу, прямые данные, ручной ввод и т.д. Ознакомьтесь со страницей Символы блок-схемы для получения подробного объяснения различных символов.

Хотя это стандартные символы, доступные в большинстве программ для создания блок-схем, некоторые люди используют разные формы для разных значений. Самый распространенный пример – использование кругов для обозначения начала и конца. Примеры в этом учебном пособии по блок-схемам будут придерживаться стандартных символов.

Как нарисовать блок-схему

Как нарисовать блок-схему? Ну, наш инструмент для блок-схем – хорошее начало. Но перед непосредственным использованием инструмента давайте рассмотрим некоторые основы.

Существует четыре основных типа блок-схем. Документная схема, системная схема, блок-схема данных и программная схема. Не все согласны с этой категорией, но основные принципы построения блок-схемы остаются неизменными. Вы должны рассмотреть несколько вещей при рисовании блок-схем, Прежде чем начать, ознакомьтесь с 6 полезными советами по рисованию блок-схем.

Если вы рисуете блок-схему со многими ответственными лицами, вы можете сгруппировать их вместе, используя плавательные дорожки. Плавательные дорожки – это мощная техника для повышения читабельности вашей блок-схемы, поэтому их следует использовать в зависимости от ситуации. Прочтите использование дорожек для плавания на блок-схемах, чтобы узнать больше об этом процессе.

Шаблоны и примеры блок-схем

Хотя вы можете начать рисовать блок-схемы с нуля, использовать шаблоны намного проще. Они помогают сократить количество ошибок и напоминают вам о передовом опыте. Если Вы хотите использовать готовый шаблон, перейдите в секцию Примеры блок-схемыи нажмите на наиболее подходящую Вам блок-схему. Нажмите на использование в шаблоне после изображения, и вы будете готовы нарисовать вашу блок-схему.

Ниже представлены два шаблона из сотен шаблонов блок-схем, доступных пользователю. Нажмите на любую из них, чтобы начать рисование блок-схем немедленно.

Шаблон Meeting Flowchart

Встреча Шаблон блок-схемы (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его онлайн)
Процесс подачи заявления студентом
Процесс подачи студенческих заявок (Щелкните по шаблону, чтобы отредактировать его онлайн)

Лучшие практики флоучартов

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваша блок-схема была принята всеми. И есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать его визуально приятным и для других.

Если вы планируете поделиться своей блок-схемой или надеетесь использовать одну презентацию и т.д., то разумно использовать стандартные символы. Однако важно помнить, что идея заключается в том, чтобы выдавать информацию в доступной для понимания форме. Вполне допустимо использовать вместо условного обозначения документа альтернативное изображение до тех пор, пока аудитория его понимает.

Держание потока стрелок в одну сторону, использование символов одного и того же размера, называние блоков решений, процессов, стрелок и т.д. – это лишь некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать это лучше. Раздел “Обычные ошибки” подробно описывает большинство из этих практик.

Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем

В этом разделе выделены наиболее распространенные ошибки, допущенные при построении блок-схем. Некоторые из вещей, упомянутых здесь, чтобы сделать его лучше выглядеть и более понятным, не имея их в вашей блок-схеме не сделает его неправильным. Так как есть две должности, освещающие эти ошибки подробно, я буду ссылаться на них из этого руководства по блок-схемам.

15 ошибок, которые вы непреднамеренно сделали бы с блок-схемами (Часть 1)

15 ошибок, которые вы непреднамеренно сделали бы с блок-схемами (Часть 2)

Эффективное использование блок-схем – тематические исследования

Учебное пособие по блок-схемам не является полным без некоторых примеров. Ниже приведены три конкретных примера и реальные примеры того, как блок-схемы могут помочь вам в принятии решений.

  • Десять идей блок-схем для вашего бизнеса – как блок-схемы могут быть использованы при принятии бизнес-решений и оптимизации текущих бизнес-процессов
  • Анализ воронки продаж с помощью блок-схем – Как анализировать воронку продаж Google с помощью блок-схем.
  • Случай с флаттерскейпом – как один из наших клиентов использовал блок-схемы для усовершенствования своих процессов.

Часто задаваемые вопросы о блок-схемах

Раздел комментариев в этой статье полон вопросов. Пожалуйста, обратите внимание, что я не буду рисовать блок-схемы для конкретных сценариев. Ниже я ответил на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов.

Q 01: Что такое подпроцесс в блок-схеме?

Отвечай: Иногда сложные процессы для наглядности разбиваются на более мелкие подпроцессы. Таким образом, блок-схема может указывать на другой подпроцесс в своем потоке. Для отображения таких подпроцессов используется предопределенный символ процесса.

Q 02: Как используются блок-схемы в компьютерном программировании?

Отвечай: Компьютерная программа состоит из множества процессов и потоков. Блок-схемы используются для того, чтобы визуализировать процессы и сделать их понятными для нетехнических людей. Они также используются для визуализации алгоритмов и понимания псевдокода, который используется в программировании.

Комментарии и отзывы об учебном пособии по блок-схемам

Надеюсь, этот учебник по блок-схемам поможет вам придумать потрясающие блок-схемы. Блок-схемы – это отличный способ представления сложных процессов в простой для понимания форме, и они используются во многих отраслях промышленности по всему миру. Если у вас есть вопрос о том, как нарисовать блок-схемы, или у вас есть предложения по улучшению данного сообщения, не стесняйтесь упоминать об этом в разделе комментариев.

Creately – мощная альтернатива Visio для рисования диаграмм

Больше руководств по диаграммам

  • Учебное пособие “Схема последовательности”: Полное руководство с примерами
  • Учебное пособие по моделированию бизнес-процессов (Руководство BPM, объясняющее особенности)
  • Используйте учебное пособие по тематической диаграмме (Руководство с примерами)

Супер простое руководство по блок-схемам

Что такое блок-схема?

Блок — схема — это графическое представление операций, выполняемых системой обработки данных.
операций в системе. Часто лучший способ понять проблему — нарисовать диаграмму. Диаграммы обычно дают нам более полную картину ситуации, чем короткий набор слов или фраз. Однако сочетание визуальных символов (фигур) и текста представляет собой очень мощный инструмент для общения и решения проблем. Алгоритмы могут разрабатываться быстрее, если для их представления создается блок-схема. Блок-схемы гораздо легче понять, чем алгоритмы.

Блок-схема показывает:

• показывает логику алгоритма
• выделяет отдельные шаги и их взаимосвязь
• например, управление потоком от одного действия к другому

Символы блок-схемы

Блок-схемы имеют много стандартных символов. В блок-схемах используются блоки различной формы для представления различных типов инструкций. Фактические инструкции написаны внутри коробок. Эти блоки соединены сплошными линиями со стрелками, указывающими направление потока блок-схемы. Направление потока блок-схемы. Блоки, используемые в блок-схемах, стандартизированы и имеют определенные значения. Символы для этих блок-схем были разработаны Американским национальным институтом стандартов (ANSI).

Элемент Описание Символ
СТАРТ/СТОП терминатор START и один терминатор STOP на всей блок-схеме. Если логика программы включает паузу, она также обозначается символом терминала. Символ блок-схемы: терминатор Start и Stop
Ввод, вывод Этот символ используется для обозначения любой функции ввода/вывода в программе. Таким образом, если есть какой-либо ввод в программу через устройство ввода, такое как клавиатура, лента, устройство чтения карт и т. д., это будет указано на блок-схеме с помощью символа ввода/вывода. Точно так же все инструкции вывода для вывода на такие устройства, как принтеры, плоттеры, магнитные ленты, диски, мониторы и т. д., обозначены символом ввода/вывода. Символ блок-схемы: Вход
Решение Представляет собой точку принятия решения в процессе, обычно требующую ответа «да» или «нет», а затем переход к различным частям блок-схемы. Символ блок-схемы: Решение
Ссылка на страницу включения/выключения. Представляет соединение с другим процессом. Символ блок-схемы: Соединитель на странице и вне страницы
Линии потока Указывает направление потока. Горизонтальные стрелки изображают процедуры или линейную последовательность событий, а вертикальные стрелки обозначают второстепенные или высшие навыки и знания. Символ блок-схемы: линия потока
Обработать Символ процесса используется для представления арифметических инструкций и инструкций по перемещению данных на блок-схеме. Все арифметические процессы сложения, вычитания, умножения и деления обозначены символом процесса. Логический процесс перемещения данных из одного места памяти в другое также представлен в блоке процесса. Символ блок-схемы: Процесс

Блок-схема с первого взгляда: Иллюстрация символов

Блок-схема должна иметь начальную точку и одну или несколько конечных точек и должна располагаться в направлении сверху вниз и слева направо.

Простую блок-схему, показывающую описанные выше символы, можно увидеть ниже:

ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Представление алгоритма в структурированном программировании с помощью блок-схемы

Блок-схемы часто используются для представления алгоритмов структурного программирования. Блок-схемы описывают структуру и логику алгоритма, а также последовательность операций, которые необходимо выполнить при решении проблемы.

  • Блок-схемы полезны для сложных программ, содержащих множество ветвей, поскольку они описывают взаимосвязь между отдельными ветвями и циклами.
  • Они также помогают обнаруживать и исправлять ошибки в логике и разрабатывать более эффективные структуры.

Наконец, блок-схема — отличный инструмент для документирования программы. Он обеспечивает удобное средство связи между программистами и непрограммистами.

Последовательность — ряд процессов/шагов, которые следуют по порядку.

Например, помыть голову;
1. Намочите волосы
2. Нанесите шампунь
3. Смойте

ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Выбор — существует условие, которое может изменить порядок или типы процессов, которым необходимо следовать.

ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ: РЕДАКТИРОВАТЬ СЕЙЧАС

Например, ЕСЛИ горит красный свет, ТО Я остановлюсь, ИНАЧЕ Я поеду.

ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ В ИНТЕРНЕТЕ: РЕДАКТИРОВАТЬ СЕЙЧАС

Заявление о случае

РЕДАКТИРОВАТЬ БЛОК-СХЕМУ: ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОР БЛОК-СХЕМ

Повторение . Часто нам может потребоваться выполнить один и тот же набор процессов несколько раз, и мы можем выполнить цикл, который выполняет один и тот же набор действий снова и снова, пока не возникнет условие остановки. Невыполнение условия остановки приведет к тому, что процесс войдет в бесконечный цикл.

РЕДАКТИРУЙТЕ В НАШЕМ ОНЛАЙН-РЕДАКТОРЕ БЛОК-СХЕМ

Примером ЦИКЛА может быть отображение слова «ШКОЛА» на экране 7 раз.

РЕДАКТИРОВАТЬ В НАШЕМ ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛОК-СХЕМ

Разработайте блок-схему с пошаговым уточнением

Пошаговое уточнение — это процесс разбиения задачи программирования на ряд шагов. Вы начинаете с некоторых общих шагов для решения проблемы и уточняете каждый шаг по очереди. После уточнения каждого шага вы далее разбиваете эти общие шаги на серию более мелких подэтапов. Как только это сделано, вы продолжаете, пока не опишете проблему настолько подробно, что сможете написать код для ее решения.

Поэтапное уточнение: разработать решение проблемы путем

    1. изложение решения на высоком уровне
    2. уточнение шагов решения в более простые шаги
    3. повторяя шаг 2, пока шаги не станут достаточно простыми для выполнения

Поэтапное уточнение с помощью примера блок-схемы — вернуться домой

Самый эффективный способ решить сложную проблему — разбить ее на последовательно более простые подзадачи. Вы начинаете с того, что разбиваете всю задачу на более простые части. Некоторые из этих задач, возможно, сами должны быть разделены. Этот процесс называется пошаговым уточнением (или декомпозицией сверху вниз). Вы можете выполнить шаги и создать блок-схему, используя метод пошагового уточнения.

Блок-схема ниже иллюстрирует постепенное совершенствование этих четырех этапов.

  • Мы совершенствуем одну вещь за раз.
  • Светло-голубая трапеция показывает, как один шаг на диаграмме слева уточняется (расширяется) на следующей блок-схеме справа.

Пример пошагового уточнения блок-схемы – мытье рук

Пример блок-схемы: мытье рук

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ [ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ]

Пример блок-схемы – Решите алгоритм

Выразите алгоритм, который получает от пользователя два числа (делимое и делитель) и проверяет, не равен ли делитель нулю. Убедитесь, что делитель не равен нулю, и используйте блок-схему, чтобы показать их частное.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛОК-СХЕМ — ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ [FLOWCHART MAKER]

Пример блок-схемы — процесс приготовления чашки чая теперь можно продемонстрировать более подробно:

ОНЛАЙН-РЕДАКТОР БЛОК-СХЕМ — ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ

Пример блок-схемы: преобразование температуры по Фаренгейту в градусы Цельсия

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЭТОТ ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫ — ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОР БЛОК-СХЕМ

Узнайте больше о блок-схеме — на примерах

Блок-схема — это одна из наиболее широко используемых диаграмм, которая представляет алгоритм, рабочий процесс или процесс, показывая шаги в различных полях и соединяя их по порядку стрелками. Вы можете создать блок-схему с нуля или просто начать с шаблонов блок-схем, доступных в программном обеспечении для создания блок-схем Visual Paradigm Online .

Нужно вдохновение? Ниже мы собрали несколько примеров блок-схем, чтобы помочь вам начать работу. Нажмите на блок-схему, чтобы просмотреть ее, или нажмите кнопку «Редактировать», чтобы начать редактирование.

шаблон: Пример блок-схемы пропущенного автобуса (создано маркером InfoART)

шаблон: Пример блок-схемы проверки продукта (создано маркером InfoART)

шаблон: Пример блок-схемы заполнения заказа (созданный маркером InfoART)

шаблон: пример линейной блок-схемы (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы принятия решений (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы системы управления логистикой (созданный маркером InfoART)

шаблон: Модель Берка-Литвина (создана маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (линейный процесс) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (рекурсивный) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (несколько путей) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Шаблон блок-схемы (два пути) (созданный маркером InfoART)

шаблон: Приготовление яйца (создано маркером InfoART)

шаблон: Решение для снежной бури (создано маркером InfoART)

шаблон: Торговый автомат (создано маркером InfoART)

шаблон: Смарт-карта с сохраненной стоимостью (создана маркером InfoART)

шаблон: Программа здравоохранения для людей старше 40 лет (создано маркером InfoART)

шаблон: Вакуумный робот (создано маркером InfoART)

шаблон: Пневматическая дверь (создано маркером InfoART)

шаблон: Found Food in Fridge (создано маркером InfoART)

шаблон: Должен ли я сегодня ехать в школу на велосипеде? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: План путешествия (созданный маркером InfoART)

шаблон: Будильник (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Crossing Traffic (создано маркером InfoART)

шаблон: Простая система оценок (создана маркером InfoART)

шаблон: Product Lanuch Event Planning (создано маркером InfoART)

шаблон: Уголовный процесс (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс приема студентов (созданный маркером InfoART)

шаблон: Служба проката автомобилей (создано маркером InfoART)

шаблон: Простой математический алгоритм (созданный маркером InfoART)

шаблон: План эвакуации при пожаре (созданный маркером InfoART)

шаблон: Переработка твердых отходов (создано маркером InfoART)

шаблон: Обслуживание клиентов (создано маркером InfoART)

шаблон: Boarding Plane (создано маркером InfoART)

шаблон: Чековый депозит (создан маркером InfoART)

шаблон: Простая кофемашина (создано маркером InfoART)

шаблон: Way to Commute (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс онлайн-покупок (созданный маркером InfoART)

шаблон: Среднее образование (создано маркером InfoART)

шаблон: Поездка на поезде (создано маркером InfoART)

шаблон: Обновление прошивки (создано маркером InfoART)

шаблон: Горячая линия экстренной помощи (создано маркером InfoART)

шаблон: Запуск франшизы (создано маркером InfoART)

шаблон: Heater Control (создано маркером InfoART)

шаблон: Компьютерная диагностика (создано маркером InfoART)

шаблон: Запрос на поставку (созданный маркером InfoART)

шаблон: Traffic Control (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс терапии рака (созданный маркером InfoART)

шаблон: Распорядок дня пассажира самолета (создано маркером InfoART)

шаблон: Запрос такси (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс оплаты кредитной картой (созданный маркером InfoART)

шаблон: Оценка несчастного случая (создано маркером InfoART)

шаблон: Рабочий процесс водителя такси (созданный маркером InfoART)

шаблон: Процесс поступления в университет (создано маркером InfoART)

шаблон: Восстановление после операции (создано маркером InfoART)

шаблон: Перевести пациента (создано маркером InfoART)

шаблон: Процесс входа в систему (созданный маркером InfoART)

шаблон: Должен ли я взять с собой зонтик? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Пожертвование органов (создано маркером InfoART)

шаблон: Медицинские услуги (создано маркером InfoART)

шаблон: В какие школы я имею право подавать документы? (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Процесс найма (созданный маркером InfoART)

шаблон: Make a Toast (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Расчет прибыли и убытков (созданный маркером InfoART)

шаблон: Мытье рук (создано маркером InfoART)

шаблон: Система онлайн-заказов (создана маркером InfoART)

шаблон: Связывание блок-схем (часть II) (создано маркером InfoART)

шаблон: Связывание блок-схем (часть I) (создано маркером InfoART)

шаблон: Перепись со статьей, обновленной в Википедии (создано маркером InfoART)

шаблон: Заказ еды (создано маркером InfoART)

шаблон: Ежедневное расписание школьника (создано маркером InfoART)

шаблон: сортировка выбором (создан маркером InfoART)

шаблон: Input Hour Pay (Созданный маркером InfoART)

шаблон: Снятие наличных (создано маркером InfoART)

шаблон: Обслуживание компьютера (создано маркером InfoART)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сайты опросов
  • Как составить глоссарий по дисциплине
  • Как составить сравнительную таблицу примерами
  • Как найти значение микроскопа
  • Как найти паханные поля