Как правильно составить былину

Былины писались в стихотворной форме, однако рифмы в ней не прослеживается. Так что стыкованием рифм заниматься не придется. Лучше всего взять за основу жизнеописание какого-нибудь богатыря, придумать ключевое событие, пусть это будет, допустим, сражение с чудищем-юдищем.

Придумать завязку к этому событию и развязку. Завязка может рассказывать, например, о том, как однажды чудище-юдище сожгло все дома людские, от его огня полегло все живое, но детей чудище забрало себе, в глубокую пещеру, чтобы они трудились ему во благо. Развязка рассказывает о том, как богатырь побеждает чудище и спасает всех детей, они возвращаются к своим родителям.

Нашла уже готовый текст про трех девиц, но как мне кажется, это какая-то недоделанная былина:

Как написать былину?

Если вы хотите оригинально поздравить именинника, произнести красивый тост или участвуете в качестве барда в ролевой игре — попробуйте сочинить былину. Пишется она нерифмованным стихом, так что ломать голову над рифмами вам не придется.

Как написать былину?

Вам понадобится

  • Словарь древнерусских слов
  • Книга с былинами

Инструкция

Прочитайте несколько древнерусских былин. Обратите внимание на то, каким размером они написаны. Запомните ритм. Можно даже простучать его карандашом по столу или просто пальцами.

Обратите внимание на то, каким языком написана былина и на ее содержание. Чаще всего в них рассказывается о героических событиях. Запомните имена героев.

Подумайте, о каких событиях вы бы хотели рассказать в вашей былине. Если вы поздравляете юбиляра, которого хорошо знаете, вспомните наиболее важные эпизоды из его жизни. Их можно представить в торжественной или шуточной форме, былина вполне подойдет и для того, и для другого. Если вы играете в ролевой игре какого-нибудь древнерусского сказителя, решите, о каких персонажах вы хотите поведать остальным участникам.

Набросайте сюжет. Возьмите словарь древнерусских слов и подберите некоторое количество выражений. Это нужно для того, чтобы былина была похожа на древнерусскую.

Выбросите все излишне современные выражения. Они, конечно, могут придать стилизации юмористическую окраску, но их не должно быть слишком много. Впрочем, можно применить и другой прием — написать былину исключительно современным сленгом.

Расскажите придуманный сюжет в том ритме, который использовали для своих произведений древние сказители. Если не все строки вписываются в этот ритм, замените неподходящие слова синонимами.

Былина — жанр устного творчества. Но помните о том, что в древние времена информация передавалась совершенно другими путями, нежели сейчас. Поэтому люди очень многое знали наизусть, и это не требовало от них больших усилий. Современному же человеку такой метод не очень подходит, поэтому запишите балладу. Для юбилея можно сделать чть-то вроде старинной грамоты. Вырежьте из листа ватмана подходящий кусок, напишите на нем былину и сверните лист в трубочку. Прикрепите ленточку. Сделайте стилизованную печать.

Видео по теме

Обратите внимание

Для ролевой игры можно сделать стилизованные гусли или даже достать настоящие.

Готовясь быть персонажем ролевой игры по историческим событиям, необходимо хорошо изучить период, в котором будет существовать ваш игровой мир.

Полезный совет

Не нужно употреблять большого количества архаизмов. Вам необходимо лишь стилизовать былину под старину, но содержание должно быть понятным. Помните о том, что древние сказители говорили на том же языке, что и их слушатели.

Стилизацией должна быть не только сама былина, но и «грамота», на которой она записана. Поэтому используйте подходящие шрифты — устав или полуустав.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

                                                                
Дятлова Ольга Станиславовна

                                                                           
учитель русского языка и литературы

                                                                   I
квалификационной категории

                                                           МКОУ
Новоярковской СОШ

                                                  Барабинского
района

                                                      Новосибирской
области

Сочиняем былины

(Статья)

                  На
уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова  проходит изучение
былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное
творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые
слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже
порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык
напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин —
такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова
рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время
которой ученики пробуют  силы в написании былины собственного сочинения.

                 Перед
написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На
начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.

                Повторение.

      
Что такое былина?

      
Чем былина отличается от
мифа?

      
Какое отличие у былины от
легенды?

      
Почему о былине говорят,
что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

      
Мечты о чём выражает
русский народ в былине?

      
Для чего в былине
применяется гипербола?

      
С какой целью используется
литота?

      
Назовите, какие постоянные
эпитеты можно встретить в былинах.

      
Существует ли жанр былины
в сегодняшнем мире?

      
Для того, чтобы устранить
такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

               Инструктаж
по написанию былины.

      
Для того, чтобы определить последовательность
наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать
подготовку к написанию?

1.    
Определимся с героем.
Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит,
каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

2.    
Определите, с кем и за что
он будет сражаться.  Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть
под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить
безнаказанно кому-нибудь обиду.

3.  Придумайте, кого будет защищать главный герой.
Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять
само за себя.

4.  Определите, в каком временном и географическом
пространстве будут происходить события былины.

5.  Придумайте все подробности и детали боя главного
героя со злодеем.

6.  Определите, какими словами вы начнёте описывать
зачин былины, а какими концовку.

7.  Для оформления выразительной напевности языка
используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8.  Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность
событий.

   Примечание:
не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных
произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты,
сравнения, гиперболу, литоту.

               Писать
былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые
«удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих
одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного
сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось
юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих
учеников.

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

    Из того ли то из
города Барабинска,

    Из того ли то села
из Новоярково

    Выходил дородный
добрый молодец,

    Олег Новоярковец
его величали все.

    Выходил он в
огороды да во бабкины,

    А там силушки-то
нагнано черным-черно.

    Так никакая
гусеничка тут не проползыват,

    Никакая
стрекозина не пролётыват.

    А во главе всей
этой силушки великоей

    Стоял
злодей-разбойник Колорадский Жук.

    Ай тут старый
русич да Олег Новоярковец

    Да берёт он свою
рогаточку тугую.

    Он резиночку
шелковую натягивал,

    Да он пульку-то
калёную накладывал,

    Он стрелял-то в
того ли Колорадского Жука

    И выбил-то ему
право око вместе с усиком.

    А потом как взял
Олег меч свой   деревянный

    И как стал он эту
силу всю рубить-крошить.

    А й побил он эту
силушку великую!

    Славу ему
отовсюду поют:

    Олег Новоярковец
— победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв 

       Из того ли да
из города Барабинска

       Из того ль
села да Новоярково

       Выезжал
хвалёный добрый молодец

       Удалой Олег да
Новоярковец.

       Он стоял с
утра да в огороде,

       А в обед хотел
поспеть он в Староярково.

       Подъехал он к
огороду бабкину,

       А у того ли
огорода да у бабкиного

       Нагнано-то
силушки желтым-желто!

       Так спецназ-то
тут не прохаживат,

       На добром
танке никто не проезживат,

       Птица-вертолёт
не пролётыват,

       Крутой ОМОН не
прорыскиват.

       А подъехал
как-то к силушке великоей

       Наш Олег
удалой да Новоярковец.

       Он как стал-то
эту силу великую

       «Белорусом»
топтать да ядом поливать.

       Ай побил он
эту силушку великую

       Да  личинок-то
этих колорадскиих.

       Да сбежал один
молоденький Жучок,

       Малыш ещё
совсем, ай крохотулечка:

       Он четыре
метра в высоту,

       Да пяток
всего-то в ширину.

       Основался тот
Жучок на яру да Новоярковском.

       Тут Олег уж
подоспел туда

       На своём
«Белорусе» да на богатырскоим.

       Его мощный
«Белорус» да Новоярковский

       С кочки на
кочку по дорогам стал перепрыгивать,

       С горы на гору
стал перемахивать,

       Крупны лужи
промеж колёс спущал.

       Вот и
подобрался он к Жуку да Колорадскому,

       Перешёл Олежек
к наступлению.

       Разогнал свой
«Белорус», а тот идти не хошь.

       Навернул он
круг, а «Белорус»-то  — трус!

       Говорил Олег
да таковы слова:

       « Ах ты,
волчья сыть, да масляной горшок!

       Аль бензин не
тот, иль шипы малы?

       Что ты на
нозьме, собака, спотыкаешься?»

       После этих
слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

       И на кол
насадил Жука, как пельмень.

       И пришёл конец
силушке да великоей!

       Слава,
славушка хвалёному дородному

       Богатырю
российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных
слов, употреблённых в былине:

                                         
Назём — навоз.

                                          Яр
— крутой берег озера, обрыв.

              Как
видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена.
Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети
предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам
«запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника,
«Новоярковец» — по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии
учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет
Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился
очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как
занимательно иногда выступить в роли творца.

Кр

Кристина

Ломали мы голову долго, спорили и в конечном итоге вышел шедевр:
А послушайте други-братие,
расскажу вам одну историю,
историю дивную да поучительную:
Народился на Руси, недалеко от стольного града Москвы,
в месте, что называют Видное, младенец.
И нарекли его родители Игорем, по батюшке Владимировичем,
Акинфеев его фамилия.
Рос мальчик не по дням, по часам
С детских лет отличался от сверстников,
отличался упорством да удалью молодецкой.
И более другого ему нравилась забава народная,
мячик кожаный катать по полю.
И вырос из юноши богатырь славный,
рослый, крепкий, удалой да выносливый.
И характером стоек, и лицом ясен.
И признали его мастерство други-товарищи,
и нарекли его капитаном своим.
И в году две тыщи восемнадцатом
Объявили на Руси состязания,
состязания великие, международные.
И из разных стран, из-за гор-морей,
понаехало на Русь народу видимо-невидимо,
и гостей, и бойцов удалых-со-товарищи.
Сходились на поле дружины из разных стран,
и мяч летал по небу аки птица, и молодцы за ним бегали,
все хотели завладеть мячом и забить его в ворота супротивника.
И настал черед Игорев, и дружины его,
показать свою удаль молодецкую,
свою силу богатырскую,
смекалку да выносливость.
И вышла против них команда Испанская,
все сильны как один, да выносливы,
на поле быстрые как ветер и хитрые как лисы.
Час бьются дружины, два часа баталия,
да никак не могут друг друга одолеть.
И решил тут судья, что судьба решит,
кто сильней и кому победителем быть.
И назначил им такое состязание,
чтоб один на один сразились супротивники.
И встал Игорь, по отцу Владимирович, на ворота
Крепко встал, собрался с мыслями,
Всю волю и силу свою богатырскую
в кулак собрал, натянулась душа как струночка…
И сказал про себя такие слова:
Ну выручай Матушка сыра-земля,
земля Российская, родное Отечество!
Не уж не устою на родной то земле,
не одолею супротивника,
посрамлю себя и Отечество?
И пошел на него супротивник заморский,
И разбежался он сильно,
И ударил мяч крепко,
так что летел мяч, как снаряд пушечный.
Только Игорь наш, богатырь славный да удалой,
разгадал он коварный замысел,
заморского своего супротивника.
Разгадал он хитрость заграничную,
И отбил тот мяч, и выстоял.
И признал его судья победителем,
И его, и дружину его славную.
И ликовал народ Российский от победы той,
И благодарил Игоря, и чествовал.
И даже орден почета ему присвоили.
Вот такая история дивная,
смысл которой к тому сводится,
что не перевелись еще богатыри на Руси,
готовые сразиться за Отечество,
постоять за Землю русскую,
во славу Руси да на печаль супротивнику.

КМ

Кристина Минеева

Как во славном городе во Москве жил-был богатырь Иван Кузнец. Как приехали к нему однажды гонцы быстрые сообщить, что на город на их, на Киев славный, сила тёмная надвигается, и только Иван помочь может. Согласился Иван и поехал он во город во Киев.
Приехал Иван во город воКиев. Взошло солнце красное на небо синее. Выехал Иван в чисто поле. Смотрит — никого нет. Тут конь богатырский почуял врага лютого. Обернулся Иван и увидел Змея Горыныча трёхголового. Сказал богатырь чудищу трёхголовому таковы слова: «Убирайся по добру — по здорову с земли вятской, не топчи её своими лапами погаными. А не то хуже будет! » Но не послушался Змей Горыныч Ивана, не ушёл с земли вятской. Как взмахнул Иван Кузнец мечом булатным первый раз — одну голову отрубил. Взмахнул второй раз- вторую голову отрубил. Взмахнул третий раз — срубил последнюю голову вражью.
Вернулся Иван во город славный во Киев. А там его встречают, хлебом- солью угощают, сладким пивом поят. Предложили Ивану остаться в Киеве, на службе у царя служить. Но не согласился богатырь. Вернулся в свой город во Москву. И стал он там жить- поживать, добрые дела делать, людям помогать.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Как составить былину?

Детям в 7 классе задали домашнее задание по литературе: «Составить былину». Не знаю, как помочь ребенку с этим заданием.

4 ответа:



5



0

прежде всего необходимо найти в интернете или просто в книге былины и почитать,

  1. Обратить внимание каким языком излагают былины.
  2. Выберите персонажи о которых вы хотите написать.
  3. а после напишите как просто сочинение.
  4. А вот потом постарайтесь сократить текст, так чтобы выбросить в се современные выражения.

Так что вот чтобы получилось , что-то похожее.

u3of4WRW4JTOpyv32agqaNOb7PuGteA.png

Ну и продолжайте в том же духе.



3



0

Если речь идет о домашнем задании (случайно не «Русская словесность» Альбетковой?), я бы обратила больше внимания на былинный стих. Можно взять какое-то рядовое событие и переложить его на соответствующий стиль. К примеру, борьба доброго молодца /подставьте имя ребенка/ с идолищем — заданием домашним. Былинный стих — размеренный, строка длинная, часто встречается обратный порядок слов, присловья «как», «да», повторы и т.д. Рифма не обязательна.

Как собрался богатырь свет Иванушка

посмотреть на чудо-чудное, заморское,

да заморское, да путано составленное,

геометрией в народе прозванное…

Ну как-то так…



2



0

Былины писались в стихотворной форме, однако рифмы в ней не прослеживается. Так что стыкованием рифм заниматься не придется. Лучше всего взять за основу жизнеописание какого-нибудь богатыря, придумать ключевое событие, пусть это будет, допустим, сражение с чудищем-юдищем.

Придумать завязку к этому событию и развязку. Завязка может рассказывать, например, о том, как однажды чудище-юдище сожгло все дома людские, от его огня полегло все живое, но детей чудище забрало себе, в глубокую пещеру, чтобы они трудились ему во благо. Развязка рассказывает о том, как богатырь побеждает чудище и спасает всех детей, они возвращаются к своим родителям.

Нашла уже готовый текст про трех девиц, но как мне кажется, это какая-то недоделанная былина:

3OX1u473bMNPBL7RYaeFHmAxtcHgjLy.png



1



0

Ну во первых былина — это исторически доказанное событие, а во-вторых былины составляются народом а не одним человеком. Ну раз в классе задали такое задание, то выберите персонажа, которого знает большинство людей, вспомните его хорошие или плохие поступки, которы он совершил для общего блага. Некоторые моменты можете приукрасить, добавить своё. Сделайте сказку, только с реальными персонажами.

Читайте также

Отзыв о былине «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника:

В былине «Вольга и Микула Селянинович» молодой князь Вольга собирает дружину и отправляется собирать дань с городов. В поле он слышит пахаря и отправляется за ним. Когда Вольга встречает его он здоровается и желает успехов в труде, а пахарь интересуется куда Вольга путь держит. Он ответил, что едет собирать дань и пахарь рассказал, что в городах нет добрых людей, а одни разбойники. Вольга предлагает поехать с ним и пахарь соглашается, по дороге он вспоминает, что не спрятал соху и Вольга отправляет дружинников. Они не смогли сдвинуть соху с места, а пахарь запрятал ее одной рукой за куст. В пути Вольга узнает, что кобыла пахаря стоит пятьсот рублей, а его зовут Микула Селянинович.

Мне очень понравилась былина «Вольга и Микула Селянинович», ее главная мысль заключается в том, что работа пахаря так же важна как и труд защитника родины. Молодой князь Вольга был сильным богатырем, но Микула был его намного сильнее. Богатырь-пахарь приносил пользу народу выращивая хлеб, поэтому сама земля любила его и отдавала ему силу. Эта удивительная история, которую хочется прочитать еще раз.

<hr />

вообще-то Алеша Попович — это собирательный образ русского фольклора. потому что былины о нем существовали еще до рождения того человека, которому и приписывают источник сказаний о русском герое.

но если Вы считаете, что Алеша Попович все же реальный человек, то звали его Александр Леонтьевич. отец его был попом, а имя Александр в народе звучало как Олеша. служил он у Ростовского князя, поэтому его часто называют Александром Ростовским

На мой взгляд, смысл былины заключен в этой ее строчке:

m8f52D1fztJzTvBQAHONDEw2ngx5VP.png

Описанная в былине встреча двух богатырей интересна тем, что богатырь Святогор, известный своей силушкой и своими подвигами не в состоянии оказался ни догнать Микулу Селяниновича, ни сумку его поднять (кстати, вспомним другую былину о встречи Микулы с Вольгой, там целая дружина не могла вытащить из земли брошенную Микулой «сошку»). А все потому, что Микула в народных преданиях олицетворяет собой силу земли русской, ее плодородие и ее богатство. Самое ценное, что есть у народа — это его земля, она его кормит, а он (народ) ее защищает и готов сложить за нее свою «буйну голову».

Думаю, это потому, что они первыми вставали на защиту.И не абстрактной родины,как мы говорим сейчас.Потому что вряд ли тогда бытовало такое объёмное понятие.

Они защищали своих близких и свою землю.

Когда кто-то, защищая тебя, отдаёт свои силы и кровь — это вызывает чувство благодарности и уважения. А в случае , если защитник стал победителем — еще и почёт, и славу.

И звание богатыря.

Это позднее рать стала использоваться и для других целей: для подавления непокорных, для поддержания имиджа правителя, для устрашения собственного народа. А тогда жили просто: ты спасаешь — тебя уважают и славят.

В именах в Русском языке принято ставить ударение на первый слог (ВОльга, Ольга, Юля, Таня) или на второй слог (ТатЯна, МарьЯна, УльЯна и т.д.). Последний слог обычно «предпочитают» французы. Так например даже обычные наши имена на их языке звучат, как ТанЯ, АннА, ЛидА, ОльгА, МарьянА и т.д. Так что, если русское произношение имени Вам ближе, то лучше ставить ударение на первый слог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как подключить аирподс к найти айфон
  • Как составить план характеристики герасима
  • Как найти друзей вконтакте по телефонной книге
  • Как найди синус если известен косинус
  • Озон как найти заказ по номеру телефона