Как правильно составить члены предложения

Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.

Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.

Главные члены предложения

Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.

Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.

Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.

О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.

Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:

ветер (что делает?) кружит.

Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.

«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.

Главные и второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:

ветер (какой?) осенний.

Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.

Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.

Кружит (где?) в воздухе.

Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.

В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:

листья (какие?) жёлтые.

Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.

В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.

Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе.

Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.

Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.

Пришла зима.

Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:

  1. выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
  2. от подлежащего зададим вопрос к определению;
  3. от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
  4. подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.

У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.

Запомним!

Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.

От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.

Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети собирают землянику на лесной полянке.

В небе пролетел серебристый самолёт.

Миша гуляет с рыжей собакой в парке.

Шустрый воробей громко чирикает на ветке.

Голуби быстро склевали хлебные крошки.

Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 87

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

У доски

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

Например:

На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
  2. МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
  3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
  4. ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
  5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
  6. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.

Сказуемое

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Таблица

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).

Разбор

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

1. Внимательно прочитай предложение, уясни его содержание.

2. Выдели в предложении подлежащее. Оно обозначает предмет/объект, о котором приводится информация, и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?» Подлежащее подчёркивается одинарной сплошной линией.

3. Определи сказуемое, которое обозначает то, что говорится о предмете, чаще всего отвечает на вопросы глаголов. Сказуемое подчёркивается двойной сплошной линией.

4. Найди слова, к которым ставятся вопросы от подлежащего (они относятся к нему,  зависят от него). Это неглавные, второстепенные члены предложения.

5. Найди слова, к которым ставятся вопросы от сказуемого (они относятся к нему,  зависят от него). Это также второстепенные члены предложения.

6. Обрати внимание, что от второстепенных членов предложения могут ставиться вопросы к другим словам, которые также исполняют роль второстепенных членов предложения.

Обрати внимание!

Второстепенные члены предложения будут изучаться тобой в следующем классе, поэтому сейчас подчёркивай их условной линией (например, волнистой).

Пример устного разбора предложения по членам

Кусочек хлеба лежал на столе.

Что? — кусочек. Это подлежащее, обозначает предмет и подчёркивается одинарной сплошной линией.

Кусочек — что делал? — лежал. Это сказуемое, обозначает то, что говорится о подлежащем, и подчёркивается двойной сплошной линией.

Кусочек — чего? — хлеба. Это второстепенный член предложения и подчёркивается пунктирной линией.

Лежал — на чём? — на столе. Это второстепенный член предложения и подчёркивается штрих-пунктирной линией.

Пример письменного разбора предложения по членам

Кусочек  хлеба  лежал  на столе.

Как разобрать предложение
по членам

1.
Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом.

2.
Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В
предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда
– подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

3.
Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос:  что говорится о подлежащем, о звезде?
(Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (Звезда
(что делала?) сверкала) значит, слово  сверкала – сказуемое.
Подчёркиваю двумя чертами.

4.
Делаю вывод, подлежащее (звезда) и сказуемое (сверкала) – это
главные члены предложения.

5.
Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от
подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный
член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос сверкала
(где?) над лесом.

6.
Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над
лесом.

Как дать характеристику
предложению

1. Прочитай
предложение.

2. Определи,
какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Является ли предложение восклицательным?

3. Определи,
простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно:
распространённое или нераспространённое. Если сложное, то как соединены простые
предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а, но).

Образец
рассуждения

Читаю
предложение М. Лермонтова:

                  Недаром
помнит вся Россия

                  Про
день Бородина!

Это
предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное.
Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое.

Разбор предложения по
членам

1.
Прочитай предложение.

В кустах акации журчал говорливый
ручеёк.

2.
Найди подлежащее: слово, которое обозначает, о ком или о чём говорится в
предложении, и отвечает на вопрос кто? Или что? Подчеркни подлежащее одной
чертой.

В кустах акации журчал говорливый
ручеёк.

3.
Найди сказуемое: слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем, и
отвечает на вопрос: что делает? (или другой вопрос к слову, обозначающему
действие предмета). Подчеркни сказуемое двумя чертами.

В кустах акации журчал
говорливый ручеёк.

4.
Сделай вывод: какие слова составляют основу предложения? Назови главные члены
предложения.

Журчал ручеёк.

5.
Найди второстепенный член предожения, который поясняет подлежащее (или
сказуемое, или другой второстепенный член предложения). Поставь к нему вопрос
от слова, с которым этот второстепенный член предожения связан по смыслу.
Обозначь связь слов стреками.

В
кустах акации журчал говорливый ручеёк.

6.
Сделай вывод: сколько в предложении словосочетаний?
Назови словосочетания.

Говорливый ручеёк, журчал в кустах, в
кустах акации.

Характеристика
предложения

Предложение В кустах акации журчал говорливый
ручеёк
по цели высказывания повествовательное, по интонации
невоскицательное, простое, распространённое.

Natas­ha Epano­va
[12.3K]

4 года назад 

Таблицу надо оформить следующим образом:

Под каждым членом предложения рассказать (написать) о нём: что значит, на какие вопросы отвечает, как выделять в предложении (подчеркивать). В каждом столбце привести пример.

Примерные предложения:

Подлежащее: Выглянуло яркое солнце.

Сказуемое: Я пришёл в школу.

Дополнение: Я пишу письмо.

Определение: Лежит белый снег.

Обстоятельство: Я быстро бегу домой.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти корову во сне
  • Плохо осветлились волосы как исправить
  • Эта учетная запись epic games уже связана с другой учетной записью social club как исправить
  • Как найти яхту по названию
  • Если пух в пуховике сбился после стирки как исправить