Правильная постановка Цели для Игры Лила-Чакра и Код Крайона — это один из важнейших моментов Игры. Фактически Игра и начинается с постановки Цели Игры. Ясная и корректно поставленная Цель — это хороший старт для реализации Вашей Цели. Ну а Игра уже покажет, какие препятствия Вы можете встретить, и что поможет Вам на пути осуществления Вашей цели.
Мы часто мечтаем о чем-то. О богатстве, о своей половинке, о путешествиях, больших домах и хорошей жизни. Но зачастую наши мечты так и остаются мечтами? Почему? Потому что мечты и цели — это разные вещи.
Тут надо разъяснить поподробнее. «Мечта» и «Цель» — это разные понятия, хотя их и часто путают. «Мечта» — это то, что мы хотим, желаем получить, но не конкретно. Это некий абстрактный даже не образ, а ощущение чего-то желаемого.
«Цель» — конкретное понятие. Она имеет четкий, вплоть до мельчайших подробностей образ того, что мы хотим достичь. Если «мечта» существует как бы сама по себе, мы можем ходить, сидеть или лежать и «мечтать» о чем-то хорошем и приятном, то «цель» подразумевает действие, стремление ее добиться. В самом слове «цель» уже заложено действие и даже целый план действий для ее реализации в жизни, в отличии от «мечты».
Кроме того, чтобы правильно поставить цель для игры, недостаточно держать четкий образ ее в сознании. Необходимы и другие критерии, которые мы сейчас разберем.
1. Цель для игры должна быть значима для Вас, для Вашей жизни
Это не сиюминутная цель. Это должна быть цель, осуществление которой будет крупной вехой на Вашем жизненном пути. Например:
- Создание семьи
- Построение своего бизнеса
- Поступление в Вуз
- Покупка дома, квартиры, машины
- Обретение здоровья
2. Цель должна быть четкой и ясно представимой
Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы не возникало разночтений в ее понимании.
Если Вы поставили цель: «Купить машину», то это должна быть конкретная машина. Определенной марки, цвета, года выпуска, комплектации. И в Вашей цели, в образе, который Вы рисуете — Вы должны уже сидеть за рулем этой машины и управлять ей. Этот образ должен быть у Вас в голове. Для формулировки будет достаточно записать:»Купить машину такой-то марки». Но какая это машина, Вы должны чётко представлять. И то, как Вы сидите за рулём, управляете ею, вдыхаете запахи и т.д. Чем четче представлен образ владения машиной. тем лучше для постановки цели.
3. Достижение цели должно иметь четкие временные рамки
Если Ваша цель: «Купить машину», то надо поставить срок ее реализации. Тогда она будет выглядеть примерно так: «Купить машину в течении полугода». Можно ставить конкретное число. Например: к 1 декабря текущего года. Лучше прописывать конкретный год, например: «Купить машину (её марка) к 1 декабря 2015 года».
Каковы основные моменты для формулировки цели?
- Сама цель должна быть значимой для человека.
- Её надо чётко представить. Что это, как выгладит. В чём выражается её достижение.
- Она должна быть реальной, адекватной для её достижения в поставленные сроки.
- Срок её достижения должен быть явно указан.
- Формулировка должна быть краткая, выраженная как совершённое действие в настоящем времени. Правильная цель для покупки машины для игр самопознания будет выражена так: «Я купил машину марки (___) к 1 декабря 2015 г.» Можно и так: «Я езжу в своей машине марки (___) с 1 декабря 2015 г.«. Вторая цель выражена лучше, т.к. человек уже делает на ней то, для чего он её приобрёл.
Если Вы не уверены в постановке своей Цели на Игру, то Вы всегда можете проконсультироваться с Мастером Игры.
Правильно поставленная цель сильно увеличивает вероятность ее достижения. Тот, кто владеет искусством грамотно ставить цели — тот наиболее успешен в жизни. Если Вы хотите овладеть этим искусством, то изучите дополнительные материалы по целеполаганию и целедостижению.
Консультация для педагогов на тему
«Как поставить цель и сформулировать задачи НОД»
Отличие задач от целей: Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).
Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие аспекты:
Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|
Начальные представления |
Закрепление |
||
Познакомить с …. Дать начальные представления о … Формировать умение/представление/навык Создавать условия для… Приобщать детей к …. Способствовать освоению/овладению… |
Развивать представление/умение… Расширять представления о… Совершенствовать умение…. Углублять знания о … Закреплять умение/знание… Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков… Обогащать опыт/представления Актуализировать представления… Тренировать/упражнять в … |
Формировать привычку/готовность… Способствовать развитию/желанию/стремлению… Создавать условия, способствующие.. Обеспечить ситуации, способствующие развитию… |
Воспитывать чуткое отношение к../… чувства/уважение к… Способствовать воспитанию… Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к … Обеспечить условия для воспитания… Формировать негативное отношение к насилию/агрессии… Формировать позитивное отношение к… Содействовать процессу… Поддерживать традицию.. |
При постановке цели и задач НОД помните:
- Цель всегда одна (начинается с существительного).
- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Образовательные задачи по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о…»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
Образовательные задачи тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей о … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о..»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой -либо навык, то —«продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД помните:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
- организационный момент;
- актуализацию имеющихся знаний;
- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
- итог НОД.
Включение написанных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из- за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда
у Вас все обязательно получится!!!
Продолжаю писать о придумывании.
Эта статья о целях, которые ставятся перед игроком
Цели дают смысл всему процессу.
Так например идея «Каркаем в нужный момент чтобы кошка упала.» имеет цель. Но какую-то дурацкую. Будет ли игрок этим заниматься? Пару раз покаркает и бросит.
Цель, должна быть большой. Вот если цель будет сбросить кошку в нужное место и накопить десять таких сбрасывания, то это уже чуть более серьезная цель. Хотя я конечно просто в шутку рассматриваю это как пример ))))
А котиков я так вообще очень люблю.
Вообще о целях существует и без меня немало статей, при чем значительная часть статей идут по профилю психологии а местами их даже заносит в психиатрию.
В правильной цели есть что-то от манипулирования.
Примеры таких целей: купить машину покруче, сгонять в отпуск, раздобыть новый яйфон. И т.д..
То есть такая цель, которая заставляет человека что-то делать, но при этом человек делает это добровольно, потому, что он «сам поставил себе цель».
Садясь за игрушку человек преследует цель «поиграть и получить удовольствие», это очевидно. Это реальность.
Однако на таком уровне рассматривать процесс целеполагания бессмысленно.
И дальше я наконец перейду к внутреигровым целям )
Когда игрок играет, он готов ставить сам перед собой цель. Это часть процесса игры со стороны игрока. Часть процесса с нашей стороны — подсунуть ему эту цель. А лучше несколько.
Примеры целей
— собрать комплект доспехов.
— получить уровень
— убить врага
— спасти принцессу
— заработать миллион
— пройти все уровни
— открыть все достижения
— построить идеальный город
— победить в турнире
— обыграть противника
— построить башню до космоса (главная цель из моей игры про башню. Недостижимая, если что. В игре нет космоса)
— выполнить квест
— открыть все кирки (цель которую ставят игроки перед собой в моей игре про шахту)
Цели очень важны. Бесцельная игра — скучна.
При чем в игре должна быть не одна цель а несколько. На разных уровнях.
То есть нужна глобальная цель, которая бы подразумевала «прохождение игры»:
— всех победить
— пройти все уровни
— открыть весь контент
что там еще может быть целью.
И более мелкие. Попутные цели.
— пройти уровень
— открыть новую локацию.
— накопить на новую пушку
И т.д..
Задание
В общем вам надо скомбинировать свои идеи, придуманные в прошлом задании с, как минимум, одной глобальной целью и тремя-четырьмя миницелями
Уточню, что «Пройти уровень» — это одна цель, даже если уровней будет 1000.
«Пройти уровень», «накопить на новое оружие», и «получить ачивку» — это уже три цели.
Если ваша идея не комбинируется с целями — идея выкидывается. Если в итоге осталось меньше трех идей, доведите их количество до трех.
Если их больше пяти, то можно сократить до пяти.
Можно придумать новые идеи с учетом новых знаний.
Обсуждайте в комментах, как со мной (но мне еще посты писать, так, что я слишком много участвовать в обсуждении не смогу), так и с другими. То, что у вас будет несколько идей, позволит вам не бояться выносить их на публику.
Читайте мои комменты. Если я что-то забыл написать в посте, то допишу в комментах.
___
Образцовый проект
Я буду выполнять задания с задержкой в один пост, чтобы не сбивать вас с ваших мыслей.
Мои идеи к прошлому посту:
-Ограбление банка
-Противодействие ограблению
-Охранное агентство
-Выживание на острове.
-Энергосеть
-Фармакологическая компания
-Больница
-Что-нибудь связанное с тоннелями
-Производство сайтов.
И пусть будет «Чайная компания» )))
Автор: Elsper.ru
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
МБДОУ «Заветненский детский сад «Аленький
цветочек»
Советского района Республики Крым
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ
Подготовил:
старший воспитатель
Путинцева Е.В.
При постановке цели и задач НОД необходимо
помнить:
Ø Цель всегда одна.
Ø Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны
включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.
1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС
по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических
процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их
обязательно начинать с глагола.
Выбор нужного глагола зависит от того, какой
характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или
итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д.
Обучающие
задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс,
на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на
выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.
Примерные формулировки обучающих задач НОД по
сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого
развития в свете ФГОС:
1.
расширить знания о..
2.
обогатить
представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,
3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо
программные знания, умения, навыки),
4.«Актуализировать знания детей о …»
-«Создать условия для получения детьми знания о …»
-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению..
-«Дать возможность детям при помощи взрослого
узнать о …»
-«Сформулировать у детей
потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
-«Стимулировать детей к…»
Примерные формулировки обучающих задач НОД
тренировочного и итогового характера:
1.«Актуализировать знания детей о …»
-«Закрепить в самостоятельной деятельности
умение…
-«Дать возможность применить на практике
полученные знания о…»
2.«Расширить знания детей … через организацию
самостоятельной экспериментальной деятельности»
-«Содействовать усвоению.. ……. овладению…..
Примерные формулировки развивающих задач НОД:
Развивающие задачи направлены на развитие
высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание),
общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос,
ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету
разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на
развитие стремления к новизне.
Формулирование развивающих задач должно отвечать программным
задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция,
над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:
— если функция не сформирована, то
задача будет начинаться со слов,
«начать работу по развитию…» и т.д.
— если
функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то
выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать
формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…» и т.д.
-«Развивать умение…»
-«Развивать слуховое внимание
при определении слов со звуком…..
-«Способствовать развитию плавности речи…
-«Продолжать развивать умение …
-«Продолжать развивать
Примерные формулировки воспитательных
задач НОД:
Воспитательные
задачи
направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его
эмоционально – волевой сферы.
Формулирование
воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно
начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество
(свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:
—
если
качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать
…», «воспитывать …» и т.д.
—
если
качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий —
«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД
необходимо помнить:
НОД
должна включать в себя следующие основные этапы:
— организационный момент;
— актуализацию имеющихся знаний;
— сообщение цели НОД (в доступной для
детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе
образовательного процесса;
— сообщение нового знания, либо
тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности
детей (в зависимости от характера НОД);
— итог НОД.
Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД
наблюдается постоянная смена видов деятельности
(музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки
используется подвижная игра).
В ходе НОД
надо помнить:
В любой момент дети могут предложить
педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане.
Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь
отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми
намного лучше.
Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте
переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть
из-за неправильно заданного вопроса, а не от
незнания.
Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
Не спешить
отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты
думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с
ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя
какой – либо эксперимент.
Можно
спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в
чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно
спросить у кого- нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД надо помнить:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных
этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?»,
«Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
Использовать
больше вопросов проблемного характера, типа
«Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то,
что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание
было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось?
Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет
сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней
игре?» и т.д.
Не
хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!».
Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово
придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было
очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет
говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание-составила свою
сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с
заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать
трудности» и т.д.
Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.
Значение дидактической игры в детском саду
Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.
Понятие дидактической игры
Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.
НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп). Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок. Признаки, по которым легко отличить ДИ:
- её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
- такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
- для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.
В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать
Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения. В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно. Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».
Обучающие игры имеют многовековую историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До нашего времени дошли такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Барыня» и другие. Предки закладывали в игры обучающий смысл и воспитательный характер, тем самым передавая жизненный опыт от поколения к поколению, готовя детей к ранней взрослой жизни. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию досуга.
Структура дидактической игры
Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:
- Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
- Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
- Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Виды дидактических игр
По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.
Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО
По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:
- дидактические игры с предметами,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры.
Дидактические игры с предметами
Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).
В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками
Август Фрёбель — известный немецкий педагог. Именно он ввёл в обиход выражение «дети — цветы жизни». Исходил из того, что воспитывать детей должны «добрые садовницы».
Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников
Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.
Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».
Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников
Возраст | Задачи | Вариации |
Младшая группа | Научить узнавать и называть предметы. | Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество. |
Средняя группа | Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. | Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы. |
Старшая группа | Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. | Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания. |
Настольно-печатные игры
Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
- расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
- систематизируют уже имеющиеся знания;
- развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
- стимулируют воображение.
В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:
- Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.
Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками
- Более сложный вариант той же игры может быть таким: звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.
На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени
- Наиболее сложный вариант игры: дети должны угадать зверя по контуру.
На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам
Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики. Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт. Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.
Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.
Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.
Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира
Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.
Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию
Словесные игры
Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.
Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.
Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди
Картотека дидактических игр
Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.
Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Чудесный сундучок» |
|
Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом. |
«Лото» |
|
У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено. | |
Познавательное | «Матрёшки» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом). | Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать. |
«Пирамидка» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом). | Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку. | |
Физическое | «Узнаём цвет и действуем!» |
|
Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется. |
«Пустое место» (вариант народной игры) | Формировать волевые качества и контроль за своим поведением. | Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра. | |
Социально-коммуникативное | «Что выбрал Петрушка?» | Развивать у детей организованность, взаимовыручку. | Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук. |
«Молчанки» | Формировать готовность к самоконтролю. | После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры. | |
Художественно-эстетическое | «Море» |
|
Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями. |
«Собери узор» |
|
Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов. |
Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Горячий — холодный» | Закрепить в активном словаре антонимы. | Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы. |
«Зверь и его детёныш» |
|
Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного. | |
Познавательное | «Угадай время года!» | Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира. | Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится. |
«Хорошо — плохо» |
|
Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению. | |
Физическое | «Собираем урожай» | Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику. | Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши». |
«Рыбак и рыбки» | Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации. | Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок. | |
Социально-коммуникативное | «Давайте поздороваемся!» |
|
Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их. |
«Расскажи о себе» |
|
Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п. | |
Художественно-эстетическое | «Закончи картинку» | Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности. | На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части. |
«Распиши платок» |
|
Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов. |
Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Сломанный телефон» | Развивать слуховое внимание, речевые навыки. | Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло. |
«Третий/четвёртый лишний» | Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки. | Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши. | |
Познавательное | «Что сажают в огороде?» | Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку. | Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот. |
«Комнатные растения» | Формировать представления о планете Земля, её природе. | Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений. | |
Физическое | «Поймай мышку!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают. |
«Салочки-обнималочки!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями. | |
Социально-коммуникативное | «Паутинка дружбы» | Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию. | Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В центре образуется «паутинка», которой связаны все участники. |
«Почтальон» | Формировать готовность работать в команде. | Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый. | |
Художественно-эстетическое | «Что это такое?» | Развивать способность к ассоциативному мышлению. | Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим. |
«Облачко» | Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира. | Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут. |
Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.
Подготовка и проведение дидактической игры
Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).
Дидактическая игра выстраивается по определённому плану
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Структурный элемент конспекта | Описание/содержание |
Заголовок | В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС. |
Задачи | Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение. |
Игровой материал | Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время. |
Игровые правила | Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры. |
Предварительная работа | При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру. |
Ход игры | В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её. |
Методические рекомендации | При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру. |
Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
Автор | Гордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва |
Название занятия | Узнай, что изменилось |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход игры | Дети сидят полукругом напротив ширмы. В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки. В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам! Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя. Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света? Дети: Посередине стола. Фиксик: А машинка? Дети: Справа от неё. Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик? Дети: Он лежит слева от Светы. Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки? Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <…> Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо? Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <…> Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил? Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки. Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше. Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади. Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева. В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей. |
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281 |
Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе
Подробнее о музыкально-дидактических играх в младших группах можно узнать из нашей статьи — Методика проведения музыкально-дидактических игр в младших группах детского сада.
Видео: дидактическая игра по математике в средней группе
Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:
- целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
- соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
- скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.
Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников
Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастная группа | |
Количество детей | |
Название игры | |
Воспитатель | |
Дата | |
Вопросы к анализу | Анализ деятельности |
Время начала игры | |
Дидактические задачи | |
Количество играющих детей | |
Кто инициатор игры | |
Игровой материал | |
Понимание и принятие детьми дидактических задач | |
Выполнение правил детьми | |
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть) |
|
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть) |
|
Роль воспитателя |
|
Окончание игры, подведение итогов | |
Длительность игры | |
Примечания, предложения | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry |
Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины. Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными. При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.
ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители. Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр. Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.
Если праздник в детском саду проводится приглашёнными аниматорами, целесообразно заранее обсудить сценарий и, в случае необходимости, внести коррективы.
Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме
Примеры сценариев
Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:
- Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
- Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
- Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
- Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.
Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.
- Автор: Лариса Акатьева
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(14 голосов, среднее: 3.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!