Как правильно составить экскурсию по музею

Методика создания и проведения музейной
экскурсии
Экскурсионная работа ­ это традиционная для музеев форма 
образовательной и воспитательной деятельности. 
Музей   не   относится   к   той   категории   мест,   посещение   которых
обязательно   для   человека.   Следовательно,   задача   музея   –   привлечение
посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми,
побуждающих   их   посещать   музеи,   осматривать   экспозиции   и   выставки,
участвовать   в   музейных   мероприятиях   и   т.д.   Экскурсия   в   музее   –   это
целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий
содержание музейной экспозиции. 
Просветительная работа музея бывает двух видов: 
• Традиционная – экскурсии и лекции
• Массовые мероприятия. 
Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические, учебные.
Обзорные экскурсии – проводятся по всей экспозиции музея. Их цель – 
ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии 
характерно широкие хронологические рамки. Значительный объем 
освещаемых вопросов. 
Тематические экскурсии – проводятся по материалам конкретного  раздела 
экспозиции. Носят учебный характер, имеют четкую тематическую 
определенность по хронологии и содержанию, посвящены конкретному 
вопросу.
Учебные экскурсии – для расширения и конкретизации знаний уч­ся. Формы 
бывают разные: уроки­экскурсии и экскурсии­семинары.
Подготовка  экскурсии
1. Выбор темы.
     Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз 
экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны. 2. Определение цели и задач экскурсии.
Цель  экскурсии   ­   это   то,   ради   чего   показываются   экскурсантам
экспонаты музея и другие экскурсионные объекты. Назовем несколько целей:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно­полезному
труду,   к   другим   народам;   эстетическое   воспитание,   а   также   расширение
кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и
культуры и т.д. Задачи экскурсии ­ достичь целей путем раскрытия ее темы.
А когда цели нет, экскурсия превращается в бессвязный набор баек.
3. Знакомство с темой.
     Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы 
экскурсии в единое целое. Разделив свою тему на отдельные подтемы и 
вопросы, определив их последовательность и внутреннюю связь, необходимо 
выяснить, как они представлены в экспозиции и обеспечены материалом. Для 
этого производится отбор нужных для темы экспонатов в соответствии с 
намеченными подтемами и вопросами. При создании экскурсии стоит задача –
отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по 
той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов 
обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и 
глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и 
те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у 
каждой темы должны быть «свои» объекты.  Прежде всего, составляется 
список экспонатов, которые относятся к теме экскурсии. На каждый экспонат
заводится карточка, в которой записывается название экспоната, к какой теме
или подтеме он относится, сведения о нем. Затем составляется список книг, 
брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают 
тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, 
разделы, страницы. Отбор литературы. В ходе разработки экскурсии 
составляется список печатных источников, с помощью которых раскрывают 
тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей 
работы по изучению литературных источников. Здесь необходимо обратить 
внимание на оценку отдельных событий, их описание, выделяются факты, 
выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи, рассказы об 
отдельных людях, участниках знаменательных событий. Полученные сведения
заносятся на карточки экспонатов. В результате отбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от 
витрины к витрине, от экспоната к экспонату). 
4.Составление маршрута экскурсии. 
Основные требования, которые должны быть учтены составителями 
маршрута, – это организация показа объектов в логической 
последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В 
практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения 
маршрутов: хронологический, тематический и тематико­хронологический. 
Обход маршрута является одним из важных этапов разработки экскурсионной
темы.
После того, как был собран материал о каждом экспонате, можно составлять 
текст экскурсии.
5. Подготовка текста экскурсии. 
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия 
всех подтем, входящих в экскурсию
После составления маршрута выбираются инвентарные карточки на те 
экспонаты, которые стали объектами экскурсии. Затем карточки 
расставляются по намеченному в экскурсии порядку и разделяются 
заставками на подтемы и вопросы.  После того, как был собран материал о 
каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии.  Начинается период 
составления рассказа на экскурсии.   После того, как был собран материал о 
каждом экспонате, можно составлять текст экскурсии.
Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой 
тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме 
экскурсии. В большинстве случаев контрольный  текст содержит 
хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке 
новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на 
различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных 
текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой 
для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Контрольный текст не 
отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной 
последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, 
где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и 
событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь 
контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии.
Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, 
т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле.
Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода или 
представляет собой готовый для исполнения рассказ. Индивидуальный текст 
содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на 
экскурсии. Материал размещается в той же последовательности, в которой 
показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них 
посвящена одной из подтем экскурсии. Все части индивидуального текста 
строятся по следующей схеме: характеристика объекта; общий материал, 
посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, 
краю; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные 
с данным объектом или местом; обобщения и выводы по раскрываемой 
подтеме; логический переход к следующей подтеме.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, 
что он отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с 
маршрутом экскурсии. Индивидуальный и контрольный тексты совпадают по 
содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые 
делаются по отдельным подтемам и по теме экскурсии в целом.
     6. Оформление текста музейной экскурсии.
Рассказ необходимо оформить в виде текста, оформленного по следующей 
схеме:
Тема экскурсии______________________________________
Продолжительность экскурсии________________________
Составитель_________________________________________
Подтемы, отдельные 
вопросы
Экспонаты
Содержание экскурсии Запись в таблице пишется строго горизонтально, так чтобы было полное 
соответствие и связь между вопросом, экспонатом и рассказом. Названия 
экспонатов должны соответствовать надписям на этикетках. В графе 
«Содержание экскурсии» кроме содержания рассказа, необходимо указать, 
как расставляется группа, логические переходы между объектами показа и 
т.п. После написания текста, проводится его хронометраж. То есть, 
написанный текст зачитывается непосредственно на экспозиции с показом 
вещей и документов и если он не укладывается в заданное время, 
производятся сокращения. После утверждения текста руководителем, одна из
копий текста сдается на хранение в музей. 
Приемы рассказа
Основными приемами рассказа экскурсовода в музейной экскурсии являются 
приемы реконструкции и комментирования
Прием реконструкции означает восстановление первоначального вида 
(облика) чего­либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого 
приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается 
первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, 
опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.
Прием комментирования. Комментарий в периодической печати 
используется в двух видах ­ как толкование событий, явлений, текстов, а 
также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем­нибудь, 
вызывающем интерес у читателей.
 В экскурсии методический прием комментирования используется 
экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или 
замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент 
наблюдается экскурсантами.
 Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в 
виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, 
особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования 
широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве 
пояснений к экспонатам. Прием цитирования. Цитата ­ дословная выдержка из какого­либо текста 
или в точности приводимые чьи­либо слова (прямая речь). К цитированию 
прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного
выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита 
определенного исторического периода времени, воспроизведения картины 
события и ознакомления с чьим­то авторитетным мнением (прием ссылки на 
авторитет).
 Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов
зрительный образ, т. е. выступает в роли зрительно воспринимаемой 
информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из 
художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно 
цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в 
далекие времена, быт и деятельность наших предков.
Прием вопросов­ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе 
рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их 
активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы 
получить на них какие­либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют 
функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов: 
 а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого 
времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; 
б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение 
чего­либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде 
рассматриваются как прием ораторской речи; 
в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют 
внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку 
и помогают лучше уяснить подтему. Например, раскрывая подтему о 
героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и 
характеризуя эпизод, когда один из наших самолетов, подбитый врагами, 
горящим факелом врезался в танковую колонну фашистов, экскурсовод 
задает вопрос: «Был ли выход у советского летчика? ­ и здесь же отвечает на 
него. ­ Да, был. Летчик мог покинуть горящую машину и, использовав 
парашют, спасти свою жизнь. Но он решил ценой своей жизни одержать еще 
одну победу над врагами». Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в
его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так 
назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на 
местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана
такая надпись» и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не 
предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание
экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, 
понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача 
этого приема ­ заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, 
активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. 
Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в 
дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.
Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод 
свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных 
произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической
печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один 
из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину 
событий. 
 Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на 
«преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид 
(изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать 
такие отрывки из художественных произведений, которые позволят 
экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.
Прием персонификации используется для мысленного создания образа 
конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). 
Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах 
из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе 
описания какого­либо исторического события, в котором эти люди 
участвовали.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит 
от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, 
рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот 
прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые 
методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача 
снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, 
анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного 
изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный 
характер.
Этапы проведения экскурсий:
 Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор). 
Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ).
 Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и 
т.д.). 
Переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен 
быть обоснован логически или эмоционально. 
Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу 
начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа 
объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить 
интересный пример, какие­то подробности о событии.
Логические  переходы скрепляют   содержание всех подтем в в единый 
цельный рассказ.  Хорошо составленные логические переходы придают 
экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении 
материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет 
восприниматься с интересом.  Экскурсант, как правило, переходов не видит. 
Но он видит хорошую экскурсию ­ то есть понимает все, что до него доносит 
экскурсовод. А когда он все понимает, у него не возникает желания задавать 
вопросы. В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает 
считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, «Теперь 
посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник, 
расположенный рядом»). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций 
в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, 
посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. 
Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между 
подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим 
объектом.
    Техника ведения экскурсии. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство 
экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта, 
передвижение экскурсантов от объекта к объекту, соблюдение времени в 
экскурсии, проведение рассказа и показа, ответы на вопросы экскурсантов, 
место экскурсовода у объекта, использование пауз, средства показа объекта 
(жест, указка), демонстрация экспонатов.
Основные требования к экскурсии.
Продолжительность   экскурсии   определяется   не   только   содержанием
темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1­
4­х классов способны это делать 15­20 минут, 5­8­х классов ­ 30­40 минут, 9­
11­х классов ­ 45­60 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в
расчете   на   старшеклассников,   но   в   нем   сразу   отмечаются   возможные
сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.
Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок:
или   излагает   содержание   своей   темы   без   связи   с   экспозицией,   даже   не
показывая вещи, или, наоборот, много показывает и рассказывает о каждом
экспонате в отдельности, но не раскрывает тему в целом.
Чтобы   избежать   в   построении   экскурсии   этих   ошибок,   необходимо
соблюдать следующие требования:
­ экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и
вопросам темы;
­ содержание   каждого   вопроса   должно   раскрываться   путем   показа   и
анализа определенных экспонатов;
­ глубокое   раскрытие   подтем   и   вопросов   требует   строгого   и
последовательного   отбора   экспонатов,   составления   маршрута,   который   бы
способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам;
­ раскрыв   одну   подтему,   следует   переходить   к   другой,   не   теряя
смысловую связь и не прерывая рассказа;
­ экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ,
насыщенный   новыми   фактами,   занимательными   сведениями   об   экспонатах,
незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.
Современные дети могут свободно получать информацию, ранее доступную 
только в учреждениях культуры. В связи с этим музей должен предложить им такую занимательную программу, которая могла соперничать с продуктами 
индустрии развлечений. Исходя из этого, мы понимаем, что музей должен 
предложить такой уникальный продукт, который сможет составить 
достойную конкуренцию индустрии развлечений. Поэтому нашей основной 
задачей стал поиск новых методов работы с детской аудиторией. В детских 
музейных экскурсиях используется вопросно­ответный метод, приёмы игры, 
театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, 
моделирование)
 Интерактивно ­познавательная программы в 
музее
 «Мы ­ дворяне»
Экспозиция «Ваше превосходительство».
 Торжественные  залы  Дворянского собрания откроют перед Вами парадные 
двери,  и Вы познакомитесь с историей Костромского дворянства.
 Талантливо разыгранные  Вами сценки правил этикета из книги «Юности 
честное зерцало» введут в светский мир дворян.
 Традиционный визит вежливости к знатной даме поможет узнать об 
образовании юных  дворян  в  XIX веке и создать дворянский альбом на 
память.
Вы станете участником бала в Белом  зале Дворянского собрания, 

разучите танцы XIX столетия, поиграете в бальные игры.
 «Рыцарь сказочных чудес»
Экспозиция «Творчество Е.В. Честнякова».
 Вы познакомитесь с творчеством уникального художника.
 В игровой форме узнаете язык сказок Е.В. Честнякова.
 Разыграете сказку «Щедрое яблоко» и  старинный обряд «Коляда».
 Разгадаете кроссворд по  картинам  художника.
 Вылепите из глины игрушку  по мотивам сказок Честнякова.
 
«Костромская ярмарка!» 
Экспозиция «Губернский город  К…».
 Вы познакомитесь с историей  и товарами Костромской ярмарки.
 Разыграете сценки из торговой жизни купеческой Костромы.
 Станете  участником народных  ярмарочных  игр.
 Под руководством дымковской мастерицы вылепите из глины  сказочного 
коня. «Детский мир крестьянской избы »
Экспозиция «Изба».
Вы узнаете о  родильных  обрядах, семейных оберегах в детском и 
хороводном возрасте;
Станете участниками  традиционных (обрядовых) детских игр.


 
     «Бояре к  нам пришли…»   
  Экспозиция  «Костромское боярство. Кадры на трон…».
 В белокаменной   палате  Вас примет боярин и поведает о воспитании и 
обязанностях отрока, обучит основным умениям  юного боярина.
 Ключница   Мария  сыграет с Вами в старинную игру и покажет, во что 
одевались бояре.
 Вы будете приглашены за боярский стол, и узнаете, из какой посуды и чем ели
на царском пиру.
 Вы увидите уникальные рукописные книги и попробуете писать пером и 
чернилами
 Выполните памятную открытку.
ПРАЗДНИКИ В МУЗЕЕ!
 
«Рождество XIX века»
Парадные залы Дворянского собрания
 Нарядная Рождественская елка, украшенная созданными Вами игрушками, 
станет главным символом  праздничного вечера.
 Весёлые рождественские игры призовут удачу на весь следующий год
 Таинственный мир святочных гаданий поможет заглянуть в будущее.
 
Восточный Новый год
 Вы станете участником основных обрядов  Восточного нового года.
 Вас ждёт встреча со сказочным животным.
 Научитесь исполнять восточный танец.
 Сделаете волшебный фонарь,  символ года.
 Узнаете предсказания гороскопа.
 
«Широкая Масленица»
Экспозиция  » Губернский город  К… «.
 Вы познакомитесь с историей празднования Масленицы в Костроме, с 
особенностями каждого дня масленичной недели.
 Поиграете в народные масленичные  игры.
 Под руководством народной мастерицы сделаете своими руками обрядовую  
куклу Мартиничку.
 Полакомитесь главным масленичным угощением и узнаете старинные способы
гадания по блинам. «Пасха».
Экспозиции  «Изба»  и «Губернский город  К…».
 Вы познакомитесь с историей празднования Пасхи в России и в Костроме.
 Узнаете секреты катания яиц, став участником пасхальных игр­забав.
 Сами попробуете расписать яйцо в различных техниках.
Необычное  мероприятие ­ интерактивную программу «Забавы в стиле ретро» 
с демонстрацией предметов традиционного быта белорусов. Мероприятие 
проводится под открытым небом на площадке при музее. В этот день многие 
музейные предметы из научно­вспомогательного фонда музея покидают свои 
полки в фондохранилище и переносятся на музейную площадку, где, по 
задумке сотрудников, они «оживают». Задача такого «оживления» музейных 
предметов ­ показать  функциональное назначение их и использование в 
повседневной жизни наших дедов и прадедов.

Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.

Музейные экскурсии подразделяются:

1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).

2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.

3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).

4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).

5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.

Подготовка экскурсии проходит поэтапно:

1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.

2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.

3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:

• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);

• основная часть;

• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).

Основные приёмы показа для музейной экскурсии:

• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;

• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;

• зрительное сравнение экспонатов;

• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Техника проведения музейной экскурсии.

Экскурсовод должен учесть:

• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;

• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;

• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;

• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;

• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).

ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ –ДС».

Памятка

«Особенности музейной экскурсии»

Подготовила:

руководитель творческого объединения

«Юные музееведы» Яковенко Е.В.

2021 г.

Как провести экскурсию по музею

Музеев много, и все они разные. Далеко не всегда человек сможет понять без экскурсовода, какую историю несет в себе тот или этот экспонат. Помочь посетителям музея в таком случае может хороший гид. Его задача – не только рассказать слушателям о представленной в музее экспозиции, но и заинтересовать их. Сделать так, чтобы люди захотели привести своих друзей, чтобы поделиться с ними интересными фактами, о которых они узнали благодаря вашему рассказу.

Прогулка по музею должна быть интересна и увлекательна

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.

Когда ваша индивидуальная экскурсия будет готова, пройдитесь еще раз по музею, представьте, что вы уже ведете группу и рассказываете людям вашу историю. Не обязательно останавливаться возле каждого экспоната или картины. Расскажите наиболее интересные истории. Послушайте сами себя и представьте, что это вы пришли в музей. Интересно ли вам слушать?

Когда дело дойдет до настоящей экскурсии, постарайтесь узнать заранее, с какой группой вам предстоит работать. Если это дети или подростки – рассказ может быть менее официальным. Но и заинтересовать такую аудиторию сложнее. Так как чаще всего дети приходят в музеи по инициативе родителей или учителей. Со взрослыми людьми проще, так как они целенаправленно шли в музей услышать вашу историю.

Обязательно поздоровайтесь с группой, представьтесь. Подсказывайте посетителям, как пройти в тот или иной зал. Во время экскурсии будьте готовы к вопросам обо всех экспонатах, так как вы удивитесь, на какие мелочи может обратить внимание любитель искусства. По окончании экскурсии поблагодарите ваших слушателей и пригласите их в ваш музей на другие выставки. Главное в работе экскурсовода – доброжелательность и умение заинтересовать посетителей.

Видео по теме

Полезный совет

Помните, что вы хозяин в этом «доме» и встречаете гостей. Будьте внимательны к своим посетителям, и они ответят вам взаимным вниманием и уважением.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Министерство
образования и науки Республики Дагестан

Государственное
бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Дагестан

«Малая
академия наук Республики Дагестан»

Методические рекомендации на
тему:

Методика составления
экскурсии для школьного музея

                                                    
Составитель:

Магомедова
Патиматгаджияй Магомедована  

педагог-организатор
ГБУ ДО РД «МАН РД»

Махачкала
2021

Содержание

Введение……………………………………………………..…….………………3

1.           
Методика составления экскурсии для школьного музея
………………….4

1.1. Экскурсия в школьном музее как вид общения……………………………4-5

1.2. Разработка экскурсии для школьного музея………….…….…..….….5-6

1.3. Подготовка к проведению экскурсии…………………….……….………6

1.4. Личность экскурсовода………………………………………………….…7

2.           
Рекомендуемая литература…………………………………………….……7

Введение

В системе школьного исторического краеведения особая роль в создании
личностно-ориентированной образовательной среды отводится школьным музеям. 

Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным
подразделением образовательных учреждений Российской Федерации и действующих на
основании Закона РФ «Об образовании», а в части учета хранения фондов  —
Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ».

Музейное обучение выводит ребенка за пределы школы, заменяя классное образование
беседами в музейных залах, увлекательными экскурсиями, погружением в мир
изучаемого предмета на месте. Современный этап развития школьных музеев – это
обретение ими нового качества. Они стали центрами музейно-педагогической
деятельности в школе. Помимо образовательной функции музей является адресным
музеем, где детская аудитория наиболее приоритетна. 

Использование современных информационных технологий раскрыли перед
музеями большие перспективы. Глобальные телекоммуникационные сети, Интернет позволяют
учащимся путешествовать по музеям мира, так и по экспозициям школьных музеев Республики
Дагестан. 

Данное методическое пособие предназначено для руководителей
краеведческих объединений, методистов туристско-краеведческой деятельности и
педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Основная составляющая данной методической разработки – это составление
экскурсионного занятия на базе школьного музея сотрудниками музея, а также
любыми другими участниками педагогического процесса: педагогами других школ,
педагогами дополнительного образования из различных образовательных
объединений, экскурсоводами и т.д.  Это взаимодействие является актуальным для
современных этапов развития образования, его глобализации и интеграции различных
сфер педагогического процесса.

Таким образом, в центре внимания данной методической разработки
оказывается не только методика построения экскурсионного занятия в школьном
музее, но и увеличение взаимодействия между педагогическими работниками разных
образовательных объединений ради одной цели – всестороннего развития творческих
потребностей учащихся.   

1. Методика составления
экскурсии для школьного музея 

1.1. Экскурсия в школьном музее как вид общения

Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее – не простое дело.
Экскурсия как общение является главной при обсуждении проблем профессионального
мастерства. Эта позиция важна для школьного музея, одна из задач которого –
развитие детей, в том числе их способность общаться с аудиторией, их
коммуникабельности, навыков вести диалог, и вообще свободно и красиво говорить.
К подготовке к экскурсии надо подходить творчески. Сперва, рассмотрим основные
характеристики музейной экскурсии.

Музейные экскурсии классифицируются:

1.     По месту проведения:

  внутри музея;

  на открытом воздухе (вокруг музея, экспозиция на улице).

2.     По характеру содержания:

а)
обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества
музейных помещений);

б)
тематические:

      
сквозные (в отведенное время посетителям
предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности
развития общества, искусства);

      
целенаправленные (ознакомление с отдельным
периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического
прогресса);

      
обобщающие (характеристика разных периодов в
развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).

3.     По целевому назначению:

   научно-просветительские (просвещение посетителей);

   учебные (углубленное изучение какой-либо темы).

4.      
По составу экскурсионной группы:

   для студентов;

   для учащихся;

   для детей;

   для специалистов одной профессии;

    для других социальных групп.

Исследователями выделяются следующие этапы подготовки и проведения
музейной экскурсии:

1.     Определение темы и содержания экскурсии.

2.     Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы,
экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).

3.     Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).

4.     Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и
ответов на вопросы.

Однако стоит отметить, что при составлении экскурсии для школьного
музея не сотрудниками музея, а педагогами и экскурсоводами из других
образовательных организаций будут появляться различные нюансы.

1.2. Разработка экскурсии для школьного музея 

С чего
необходимо начать? Определение темы и содержания экскурсии:

1.   Прежде чем выбрать тему экскурсии, необходимо подумать над ее
функционалом. 

2.   Посмотреть экспозицию музея, отметить наиболее интересные разделы.

3.   Узнать, какие экскурсии проводят в музее, послушать их. 

4.   Посоветоваться с руководителем музея и выбрать тему экскурсии.

5.   Составить список экспонатов, относящихся к теме экскурсии. Постараться
запомнить каждый экспонат, его место в витрине, на стенде. На каждый экспонат
завести карточку, в которой записать название экспоната, к какой теме он
относится, и ее сведения о нем. 

6.   Подобрать список литературы по выбранной теме.

7.   Составить краткую летопись событий (основных), расположить их по датам
и периодам; это позволит связать содержание данной темы с общим ходом событий,
лучше понять значение каждого периода, их взаимную связь.

8.   Теперь надо подойти к изучению отдельных вопросов. Обратить внимание на
оценку событий, их описания. Выделить определенные цифры, факты, выдержки из
документов и воспоминаний, выписать цитаты, стихи. При этом не забыть указать
источник и страницу.

9.   Важно выяснить историю экспоната, представленного в экспозиции. В этом
поможет «легенда экспоната», записанная на учетной карточке, или рассказ
участников походов и экспедиций. Теперь содержание экскурсии известно, можно
рассказывать о каждом экспонате, можно переходить к построению экскурсии и
составлению текста.

Работа
над построением экскурсии

1.   Разделить тему на вопросы и подтемы, определить их последовательность и
внутреннюю связь.

2.   Посмотреть, все ли подтемы и вопросы представлены в экспозиции и как
они все обеспечены материалом. Сразу видно, что по одним вопросам экспонатов
много, а по другим мало. 

3.   Произвести отбор нужных для темы экспонатов, в соответствии с
намеченными подтемами и вопросами. Отобрать наиболее характерные, важные по
содержанию экспонаты. Получается, так называемый, маршрут экскурсии: путь
движения от витрины к витрине, от экспоната к экспонату.

4.   Отобрать карточки на те экспонаты, которые вошли в маршрут. Расставит
их в картотеке по намеченному порядку, разделить заставками на подтемы и
вопросы.

5.   Составить рассказ для экскурсии. Рассказ, как и вся экскурсия, должен
состоять из трех частей: вступительной беседы, основной и заключительной.

6.   Продумать и составить вступительную беседу. В нее нужно включить:

знакомство с группой,
сведения о музее (когда он открыт, кому посвящен, какие проводятся экскурсии и
походы, интересные

мероприятия);

название темы, ее основные
вопросы (при этом полезно выяснить насколько слушатели знакомы с темой. Это
поможет установить в ходе экскурсии более тесный контакт с группой, избежать
ненужный

повторений,
разобрать ряд вопросов путем беседы);

               порядок проведения и поведения на
экскурсии.

7.                
В соответствии с составленным маршрутом,
использовать записи на карточках экспонатов, составить рассказ экскурсовода,
иначе говоря, основу всей экскурсии. Рассказ должен опираться на показ и анализ
экспонатов. Поэтому составить его лучше непосредственно на экспозиции. Особенно
внимательно продумать выводы и записать их в карточки. 

8.                
Заключительная беседа должна быть краткой: подвести
итог по всему рассказу и выяснить, как слушатели главные вопросы темы. В
заключении нужно предложить группе задавать вопросы и пригласить их посетить
музей еще раз.

1.3.  Подготовка к
проведению экскурсии

Текст экскурсии должен быть обязательно оформлен в письменном виде,
чтобы он всегда был под рукой. Оформить текст экскурсии лучше по следующей
форме.

Тема
экскурсии_________________________

Продолжительность
экскурсии____________

Составитель
текста______________________

Подтемы,
отдельные вопросы_____________

Экспонаты_____________________________

Содержание
экскурсии___________________

При подготовке к проведению необходимо обратить внимание еще на
несколько моментов.

1.   Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но
и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. То есть необходимо
учитывать возрастной состав экскурсионной группы.

2.   Экспонаты записывать в тексте экскурсии так, как они названы на
этикетках, чтобы у слушателей не возникло путаницы между тем, что они слышат от
экскурсовода и читают на этикетках экспозиции.

3.   Записав содержание текста экскурсии, еще раз продумать каждую фразу.
Представить себе мысленно, как показывать экспонат, что о нем говорить,
интересно ли это будет слушателям.

4.   Прочитать написанный текст на экспозиции, показывая вещи и документы.
Проверить, уложились ли Вы в заданное время.

5.   Попросить руководителя музея познакомиться с текстом. Учесть замечания.
Бережно хранить текст экскурсии, он пригодится не только экскурсоводу, но и
другим педагогам, которые будут готовить ту же экскурсию.

1.4. Личность
экскурсовода

От того, как выглядит экскурсовод, в каком он настроении и насколько он
владеет материалом зависит эмоциональная атмосфера, в которой группа будет
находиться и знакомиться с новым материалом. Следовательно, необходимо также:

1.   Обратить внимание на свой внешний вид. Помните, что ничего не должно
быть лишним, отвлекающим внимание слушателей.

2.   Приветливо представиться группе. Не волноваться. Если слушатели впервые
в музее, доброжелательно сказать посетителям, как надо вести себя в музее: 

   ничего не трогать
руками;

   не облокачиваться на
витрины;

группе становиться полукругом, пропуская вперед
тех, кто ниже ростом;

5.                
Во время рассказа старайтесь быть лицом к группе,
чтобы не терять контакт с ней.

6.                
Совершенствуйте свое мастерство: расширяйте
кругозор, углубляйте знания по теме экскурсии, пополняйте картотеку.

7.                
Экскурсоводы, ведущие одинаковые по теме экскурсии,
могут объединяться в творческие группы.

Всем экскурсоводам школьных музеев, педагогам краеведческих объединений,
нужно учиться мастерству у профессионалов, чаще посещать государственные музеи
с последующим обучением.

2. Рекомендуемая
литература

1.   Голышева Л. Б. Музейная педагогика/
Преподавание истории в школе № 2,
2003 г.

2.   Методика историко-краеведческой работы в
школе, под ред. Н.С.
    Борисова.
М., 1982.

3.   Музей образовательного учреждения. Проблемы,
опыт, перспективы.
Сборник  
нормативно — правовых и методических материалов.
Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

4.   Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи.
М., 1972.

5.   Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная
работа по истории, М.,
1974.

6.   Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

7.   Школьные музеи. Сборник документов, М.,
1987.

Методика подготовки и проведения экскурсий в музее

Основная цель экскурсии – содействие всестороннему развитию личности учащегося: экскурсии призваны способствовать формированию мировоззрения, воспитанию личностных качеств.

Классификация экскурсий

Музейная экскурсия – это коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы. Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Тематические экскурсии отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвящены конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам конкретного раздела экспозиции или даже одного комплекса. Тематические экскурсии направлены на расширения знаний и их конкретизацию на основе подлинных памятников – музейных предметов.

Постановка цели

Цель экскурсии — то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, экспонаты в музейном зале и другие объекты, это ориентир для рассказа экскурсовода по теме. Цель определяет направленность экскурсии, оказывает определяющее влияние на ее содержание.

Выбор темы

Тема — стержень, объединяющий объекты экскурсии в единое целое. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.

Изучение литературы и составление библиографии

При подготовки экскурсии необходимо составить библиографию по теме (названия книг, брошюр, статей в журналах и газетах). Их располагают в необходимой последовательности, в соответствии с разделами экскурсии. Этот перечень литературы обозначает объем работы по изучению источников и структурированию теоретического и фактического материала экскурсии.

Работа над содержанием экскурсии

Приступая к отбору материала, необходимо четко определить, какой исторический период будет в нем освещен, какие события, а, следовательно, и какие экспонаты станут его основой. Огромное значение имеет фактическая сторона экскурсии, т. е. в рассказе следует использовать только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, обоснованные выводы. Составители экскурсии изучают письменные, вещественные, этнографические (орудия труда, утварь), устные (традиции, обычаи, народное творчество), видео- и фотодокументы. Большое значение, как источник для содержания экскурсии, имеют рассказы участников и очевидцев событий. Главным же источником содержания экскурсии является музейная экспозиция. Материал, необходимо отобрать так, чтобы намеченная тема раскрывалась последовательно и стройно. Материал экскурсии должен быть жестко связан со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе, а значит и с маршрутом экскурсии. А значит нужно провести отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Этот материал должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются: источники, история их поступления в музей, использование в среде бытования, уникальность и реликвийность. После отбора объектов завершается процесс формирования маршрута экскурсии. В практике подготовки экскурсии применяется определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, сталкиваясь с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

­ познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим событием, определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры);

­ необычность объекта (особенность и неповторимость объекта);

­ сохранность объекта (состояние объекта, его готовность к показу).

Составление маршрута

В основу построения маршрута музейной экскурсии могут быть положены три принципа:

­ хронологический;

­ тематический;

­ тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы.

Все обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, при раскрытии каждой подтемы.

Выбор какого-либо из этих принципов для построения конкретной экскурсии зависит от ее характера и цели. Маршрут удачно начинать с такого пункта, где зрительные впечатления сразу вводили бы экскурсанта в тему предстоящей экскурсии. Но интересно также построить маршрут и начать новую экскурсию казалось бы со случайного пункта, который призван заинтересовать экскурсантов и создать нужное настроение для экскурсии. Очень ответственен и конец маршрута, последние экскурсионные впечатления. Здесь надо остановиться у такого экспоната музея, который бы дал почувствовать экскурсантам завершенность темы и подвести итоги.

Разработка маршрута неразрывно связана с длительностью экскурсии. Это один из основных вопросов и зависит он от характера материала, возраста и развития группы и других условий. Поэтому она может продолжаться иногда лишь ¾ часа (для группы младшего школьного возраста) и доходить до 1 ½ (для старшего возраста).

Содержание экскурсии

В структурном отношении содержание экскурсии включает три основные части:

­ введение,

­ основную часть,

­ заключение.

Во введении раскрывается цель экскурсии. Желательно во введении обозначить тему экскурсии и ее значимость, дать характеристику музея в целом и основной план экскурсии, наметить ее цель.

Основная часть состоит из нескольких подтем.

В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии. ведение в экскурсию необходимо, но оно должно быть кратким. Там, где оно более 10 минут, это уже вводная лекция или беседа, которую лучше провести в удобной обстановке, а не в самом музее. Заключение должно логически вытекать из текста последней остановки и произноситься там же. В заключении может быть подытожено увиденное, должны быть сделаны выводы по всей теме экскурсии.

Методические приемы показа и рассказа в экскурсии

Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т. д. Эти два главных составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает наличие определенных объектов показа.

На первое место в экскурсии ставится показ.

Осмотр сопровождается рассказом, включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы. Средства наглядности подразделяются на три группы:

­ подлинные экскурсионные экспонаты по маршруту экскурсии;

­ дополнительный иллюстративный материал;

­ словесно-образная наглядность, достигаемая описанием событий.

Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь основой экскурсии является зрительное восприятие. Сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый экскурсант отчетливо видел предмет рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести группу к такому пункту осмотра, где характерные и нужные особенности особенно четко выявляются, улавливаются глазом.

Успех музейной экскурсии во многом зависит от правильности расположения группы перед объектом. Выбрав место для показа объекта, нужно правильно расставить группу. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод стоит с краю и полуоборотом к экскурсантам. Такая позиция позволяет экскурсоводу видеть как экскурсионный объект, так и группу. Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов – важное условие эффективной работы. Очень важно избегать длительных задержек у витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения.

При проведении экскурсии большую роль играет не только показ, но и рассказ.

Рассказ – основной элемент экскурсии, он неотделим от показа. По отношению к показу он вторичен, подчинен показу и вне показа не существует. В своем рассказе экскурсовод призван систематизировать наблюдения экскурсантов, поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны изучаемого экспоната, активизировать их мышление. Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен. При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

К этой группе приемов относятся

­ экскурсионная справка – сжатое изложение фактического материала об объекте;

­ прием описания — последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта, призван оказать помощь экскурсантам в правильности отображения объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Экскурсовод излагает характерные черты, приметы, особенности внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам, но и историческим событиям.

Вторая группа приёмов рассказа рисует внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Эта группа объединяет следующие методические приемы:

­ приём характеристики близок к приему описания, но отличается от него тем, что дает более полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

­ приём объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо правки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. То есть событие не только излагается, но и объясняется. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

­ прием персонификации. Используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля и т.д.). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии.

Особые методические приемы в экскурсии

При проведении экскурсии используются и другие методические приемы, многие из которых обладают значительной силой эмоционального воздействия. Эти приемы помогают лучше усвоить содержание материала. Применение в экскурсии технических средств — в электронной записи дают не только выступления участников событий, но и отрывки литературных, музыкальных произведений. Использование приема не должно быть длительным, а материал должен быть подчинен теме экскурсии. Прием заданий используется не только как прием рассказа, и выражается в обращении к экскурсантам с вопросом. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать мышление и деятельность экскурсантов в ходе экскурсии. Одна из главных задач экскурсовода при подготовке экскурсии – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Этому способствует прием логических переходов — выстраивание в определенной последовательности показа музейных объектов. Предваряя содержание очередной подтемы, в ряде случаев вызывая нужные эмоции у экскурсантов, такие переходы создают благоприятные условия для лучшего усвоения всей темы в целом. Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным объектом, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой используется переход, как словесно – зрительный мостик к следующей подтеме, к другому объекту внимания Логические переходы – очень важная часть экскурсии, хотя и не имеющая самостоятельного характера, придающая ей необходимую строгость и последовательность. Продолжительность логического перехода по времени не должна превышать 2 мин. Не менее важно связать между собой отдельные составные части внутри подтем. Меньшую, но все же значительную, роль играет в экскурсии и использование экскурсоводом жестикуляции. Посредством жеста экскурсовод ведет за собой внимание экскурсантов, жестом заставляет следовать по должному пути от предмета к предмету; жестом он направляет их взгляд на нужный объект. Плавность, четкость и выразительность жеста также желательны при проведении экскурсии, как выразительность и ясность слова.

Данный email не подтвержден! На вашу почту выслано письмо для подтверждения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить уже готовые пересоленные котлеты
  • Как найти точку долголетия под коленом правильно
  • Как найти поисковую строку на ноутбуке
  • Как найти давление в твердых телах формула
  • Как правильно составить ответ на жалобу образец