Как правильно составить кластер по теме

Памятка

«Как составить кластер»

Кластер (от англ. cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.  Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1.  Не бояться записывать всё», что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.  Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.  Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Методический
материал

по
составлению кластеров

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять ключевые
слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать, сравнивать
и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление
первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием
«Кластеры»

Прием «Кластер»
(«гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием
систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель
Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша
тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой
линией со звездой. У каждой планеты – спутники. 
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап — посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы
учащихся с кластерами:

— Составление
нового кластера.

— Составление
краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в
состав кластера.

— Коррекция и
совершенствование готового кластера.

— Анализ и
завершение неполного кластера:

—  без
указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого
главного термина;

—  без
указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с
кластерами

—  
Самостоятельно при выполнении домашней работы

— 
Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой
группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному
преподавателем главному термину

— В составе
учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего,
помогающего группе составить кластер

— При выполнении
контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или
определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

  Кластер,
созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание
учащимися темы.

Для самих учащихся
это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи
между идеями и понятиями

Кластер –
это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает
наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)

Работа с кластером
— письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт
возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе
кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся
приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.
Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся
в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной
стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при
работе над кластером.

Памятка
по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2) Составить
кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями.
Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4) Вокруг
этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты,
образы,  подходящие для данной темы;

  5) 
Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У
каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6) Схема
кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7)  В
итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

1. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.

Р1.JPG

Кластер на тему «Российская
гражданская идентичность». №2

Р2.JPG

№3
Р3.JPG

4. Составьте кластер на тему
«Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Р1.bmp

 Предложите несколько тем
экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию
этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на
формирование российской гражданской идентичности.

В комплексе задач, которые призвана
решать  школа, в вопросе формирования этнокультурой   идентичности  можно
выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая — это создание
организационно-содержательных и педагогических условий для эффективного
формирования этнокультурой   идентичности     рамках изучения
общеобразовательных предметов учебного плана и в процессе внеклассной и
внешкольной работы. Вторая сторона представлена созданием благоприятного
психологического микроклимата в школьном коллективе, благоприятных
взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, который
создаётся в ходе совместной деятельности и оказывает непосредственное влияние
на окружающий социум. На наш взгляд, важно при создании определенных нами
условий, использовать в педагогической деятельности адекватные формы, методы и
средства образования.

 Из опыта  работы                                           

В рамках спецкурса «Культура народов
Поволжья » учащимся предоставлялась возможность не только слушать
преподавателя, но и самим участвовать в организации и проведении занятий.
Аудиторные занятия проводятся в различных формах: урок — лекция, урок —
дискуссия, урок -беседа, урок — аукцион, урок — драматизация и т.д.
Использование в учебном процессе подобных форм способствует более полному
раскрытию ученика как личности и в то же время позволяет глубже проникнуть в
составляющие культуры того или иного этноса.

Наряду с аудиторными занятиями данной
программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести
экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого
музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего
народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить
свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник
национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать
блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни»,
когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами
организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких
мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся
также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка игрушек народов
Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями
мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему
«Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам
словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам,
передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта
акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать
новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов
программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями
национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное
представление об этнических общинах в городе, крае.

Программа спецкурса включает в себя
возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под
руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных
особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..

Как показало проведенное нами
исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у
старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики,
этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры
своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.

Работа в ходе эксперимента строилась
таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во
взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к
проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к
организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя
функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали
проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного
межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет
старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам
самостоятельно решать многие доступные проблемы.

Кроме того, к  участию в мероприятиях
стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других
образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание
атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся
таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание,
умение слушать других и т.д.

Внеклассная и внеучебная деятельность
учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным
общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе,
трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует
усвоению этого опыта.

Исследование, проведённое нами,
показало, что эффективной формой формирования этнокультурой   идентичности    
старшеклассников является музейная деятельность. Создание школьного  музея
позволило вынести широкое образование школьников в области этнологии за рамки
регламентированных учебных программ. Музей выполнял следующие функции:
пополнение фондов, систематизация подлинников, сохранение подлинников;
демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных четырёх функций, музей выполнял
еще одну, не менее важную — это особая форма дополнительного образования,
развивающая кругозор учащихся и побуждающая их к сотворчеству, активности,
самодеятельности. Данные качества развиваются у них в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганде экспонатов музея. Учащиеся
старших классов активно занимаются  экскурсионно-просветительской работой. Они
проводят экскурсии по музею  для учащихся, родителей, гостей школы, оказывают
содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Большой интерес вызывали экскурсии по теме: «Особенности национального костюма
народов Поволжья проживающих на территории Ульяновской области», «Особенности
быта русского народа в 19веке», «Национальные игрушки», « Святые места  нашего
поселка. Никольская гора».

Таким образом, выпускник школы,
независимо то его национальной принадлежности должен  стать  субъектом 
деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем
заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом
мире).

5. Какие темы по отечественной
истории до XVIII века наиболее полно раскрывают воспитательный потенциал и
сущность понятия «российская гражданская идентичность»? №1.Культура русских
земель в XII — XIII веках.(6класс)

№2.Москва-центр борьбы сордынским 
владычеством. Куликовская битва.(6класс)

№3.Церковь и государство в
концеXV-начале XVI века..(6класс)

№4. Окончание  Смутного
времени.(7класс).

№5.Народные движения XVII века.

6. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии
политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм
идентичности россиян.

План

I.Гражданственная идентичность и
политика европеизация в преобразованиях ПетраI.

1)Нововведение в политической,
социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.

2)Реорганизация армии и флота

а) анализ военных поражений;

б) оценка военных побед.

3.Культура и нравы петровской
эпохи.

а) повседневная жизнь и быт
правящей элиты основной массы  населения;

б) просвещение и научные знания;

в) развитие искусства;

г) Санкт-Петербург — новая столица.

II. Процесс разложения традиционных
форум идентичности россиян.

1.Показать как в  различных
источники  рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в
социально- культурной области.

III .Соотношениегражданственной
идентичности  в европеизации и  традиционализма в преобразованиях ПетраI.

7. Составьте развёрнутый план
выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих
историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось
бы понятие «идентичность».

I. Понятие гражданская
идентичность личности
.

1. Гражданская идентичность –
функции, содержание и структура
.

2. Комплекс программ по
формированию гражданской идентичности личности в системе
начального общего
образования
.

I I. Гражданский патриотизм.

1.С чего начинается
Родина – формирование гражданского патриотизма
.

2.Формирование
гражданской идентичности личности учащихся
начальной школы.

3.Роль курса 
«Окружающий мир»
 в
формировании гражданской идентичности личности
младших
школьников.

4.Роль гражданской
активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности
личности учащихся
младших классов.

8.

№1.Внешняя политика Екатерины
Второй(урок-лекция)

№2.История Крыма в истории России.
(урок-рассуждение)

№3.Крым сегодня(урок-презентация)

               Как составить кластер

Кластер это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединить  прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

При составлении  кластера необходимо соблюдать следующие правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»

Первичный кластер.

Расставьте  цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно  что-то добавить, что-то с чем-то объединить.

Получается вторичный кластер.

Кластер. Схема. Характеристика героя.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Что такое кластер?

Одной из форм графической организации информации является кластер.

Кластер – это упрощенная теоретическая схема, основным назначением которой является раскрытие логических взаимосвязей между элементами, представляющими собой основные смысловые единицы изучаемой информации.

Кластер – изображение, способствующее систематизации и обобщению изученного материала.

Как составить кластер?

Для разработки кластера необходимо произвести следующую последовательность действий:

  1. Выделить главную смысловую единицу (тему). Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение.
  2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации) – слова и предложения, выражающие ключевые идеи, факты, образы и расположить их на листе вокруг ключевого слова.
  3. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Полученная структура отображает информационное поле данной темы.

В чем же основные преимущества кластеров?

  • не все любят математику, но все любят рисовать, а когда что-то получается красиво, это вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы и желание вернуться к этой работе вновь;
  • метод позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке и дома;
  • способствует развитию интереса к теме;
  • облегчает запоминание информации;
  • способствует лучшему пониманию темы;
  • развивает логику и системное мышление;
  • позволяет охватить одним взглядом и систематизировать большой объем материала;
  • учит классифицировать материал, производить анализ и синтез информации;
  • развивает способность к творческой переработке информации.

Все это позволяет добиваться положительных результатов в обучении.

Кластеры на уроках математики. Выбор темы.

Метод составления кластеров имеет огромное число преимуществ, поэтому он нравится преподавателям. Но прежде всего, его следует применять при изучении тем, содержащих большой объем понятий, формул, и прочего теоретического материала, легко поддающегося структуризации и систематизации, но тяжелого для запоминания.

При изучении математики, на мой взгляд, к таким темам, прежде всего, относится тема «Векторы и координаты в пространстве». Также полезно составлять кластеры при изучении многогранников и тел вращения, методов решения уравнений и неравенств, при обобщении знаний о функциях, их свойствах и графиках. При изучении элементов высшей математики в колледже можно рекомендовать составление кластеров по темам «Комплексные числа», «Элементы аналитической геометрии на плоскости и в пространстве», «Элементы теории множеств» и др.

Выбор метода работы.

Рассмотрим далее варианты применения кластеров на уроках математики. Эта методика удобна для преподавателя тем, что кластеры можно применять на любом этапе изучения темы. Выбор этапа определяется степенью подготовленности учащихся к данному виду деятельности, сложностью темы, особенностями преподаваемого материала, зависит от целей преподавателя на данном этапе, технических возможностей, временных рамок и многого другого.

Для себя я выделила следующие варианты работы:

Работа на уроке с готовым кластером. В процессе изучения новой темы преподаватель представляет готовую схему, составленную им заранее, демонстрируя логические связи между элементами. Это способствует более глубокому пониманию материала и более качественному его усвоению. Такой вариант рекомендуется на этапе первого знакомства обучающихся с данной методикой.

Совместная работа преподавателя и учащихся над составлением кластера. В процессе объяснения новой темы преподаватель самостоятельно или вместе с учащимися составляет кластер, обсуждая его структуру, элементы, связи. Такой вариант подходит для сложных тем, а так же на этапе обучения учащихся самостоятельному составлению кластеров.

Самостоятельная работа учащихся. На этапах систематизации, обобщения и первичного закрепления знаний учащиеся самостоятельно составляют кластер на уроке или дома. При этом работа может быть индивидуальной, парной или в малых группах. В случае домашней работы над кластером можно предъявлять дополнительные требования к качеству оформления или (и) к использованию других литературных источников, привлечению дополнительного материала.

Анализ моделей и более глубокая проработка темы. В целях более глубокой проработки темы может быть организована домашняя индивидуальная работа над кластером с последующей групповой работой на уроке под руководством преподавателя. Эта работа может проходить как защита индивидуальных работ каждого ученика или малой группы, работавшей над кластером дома. В процессе обсуждения и взаимной оценки строится более совершенная модель, отражающая изучаемый материал, детально прорабатываются ее элементы.

Разработка карточек-заданий кластерного типа. На этапах закрепления и контроля знаний возможно применение практических заданий, имеющих форму кластера [1]. Это могут быть индивидуальные карточки-задания для самостоятельной работы на уроке или дома. Примеры карточек-заданий приведены ниже. Задания в форме кластера необычны и интересны по форме, позволяют в одном задании охватить большой объем пройденного материала, предоставить каждому индивидуальный вариант задания. Эти задания могут быть представлены и в интерактивной форме.

Оценка составленных учащимися кластеров.

Оценка самостоятельно составленных учащимися кластеров может быть критериальной. Возможно применение следующих критериев:

  • полнота информации;
  • четкость структуры кластера и корректность логических связей между его элементами;
  • глубина проработки материала, привлечение дополнительных источников информации;
  • эстетичность оформления;
  • отсутствие (наличие) грамматических и прочих ошибок.

При анализе работы учащихся над составленными ими кластерами полезно обращать их внимание на распространенные ошибки, которые могут быть следствием как непонимания темы урока, так и непониманием сути данной методики работы с информацией. Опыт работы свидетельствует, что основными видами ошибок являются:

  • перегруженность информацией (кластер содержит формулировки теорем, определения понятий, громоздкие формулы);
  • неполнота информации;
  • нарушение логических связей между элементами;
  • полное отсутствие логических связей, не проработана структура темы;
  • фактологические ошибки;
  • орфографические ошибки при написании математических терминов и понятий.

Результат.

Построение кластеров нравится учащимся, т.к. воспринимается ими как творческая работа, возможность реализовать свои способности, представить собственное видение проблемы. Такая работа обычно проходит в психологически комфортной обстановке. Все это способствует повышению мотивации к учебе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения новых знаний. Таким образом, методика составления кластеров позволяет преподавателю добиться высоких результатов в обучении и даёт учащимся чувство удовлетворения. 

И в заключение – несколько кластеров.

Кластер по теме моей публикации.

Примеры кластеров, составленных учащимися.

Представляю образцы кластеров, составленных учащимися самостоятельно на уроке. Тема «Векторы в пространстве».

Примеры карточек-заданий кластерного типа.

Представляю образцы карточек-заданий по теме «Преобразования графиков функций».

Литература

1.      Педагогика высшей школы: монография / Е.К. Артищева, А.И. Газизова, С.Р. Мугаллимова и др. – Книга 2. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 177 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ленту инстаграм
  • Как найти данные по номеру мобильного телефона
  • Как найти сумму скидки в рублях
  • Сухая говядина как исправить
  • Как найти катеты равностороннего треугольника по гипотенузе