Как правильно составить конспект на примере

как составить конспект - методы конспектирования

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Оглавление:

  • Что такое конспект?
  • «Рациональное» (скоростное) конспектирование
  • Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
  • Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
  • Заключение

Что такое конспект?

Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

1. Корнельский метод конспектирования

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

2. Опорный конспект по истории

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.

Рисунок 3.  Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Оболочка план – конспекта по теме - Первая мировая война 1914-1918

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.

Заключение

Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.

Автор: Михаил Земляков

Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.

Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!

Ключевые слова:1LLL



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

Скачать
файл

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20958 pdf иконка

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 29.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

На чтение 11 мин Просмотров 6к. Опубликовано 23.03.2022 Обновлено 24.06.2022

Вести конспекты вам придется в течение всей жизни, особенно на работе. Это касается не только журналистов, секретарей и менеджеров, кому нужно много писать. Чтобы занимать хорошую должность, преуспеть в карьерном плане, понадобится заниматься самообразованием, где конспектирование будет как нельзя кстати. Мы предлагаем 9 способов как писать конспект — выбирайте подходящий именно вам.

Содержание

  1. Конспект: что это такое
  2. Виды конспектов
  3. Плановый
  4. Свободный
  5. Тематический
  6. Текстуальный
  7. Графический
  8. Как вести конспект быстро и удобно
  9. Метод блоков
  10. Метод Корнелла
  11. Ментальные карты или Майнд-карты
  12. Метод строчной нумерации
  13. Ведение таблиц-конспектов
  14. Метод условных знаков
  15. Как написать конспект урока
  16. Как написать конспект лекций
  17. Как конспектировать литературу
  18. Как оформить конспект — примеры
  19. Нужно ли писать конспект и какая от этого польза
  20. Где лучше вести конспект

Конспект: что это такое

Конспект: что это такое

Конспект — это краткое содержание полученного материала, позволяющее выделить самые основные моменты для легкого восприятия большого объема данных.

Слово «конспект» произошло от латинского «conspectus» и означает обозрение, обзор, очерк.

В школах и институтах не учат тому, как правильно конспектировать большие объемы информации.

Человек либо не пишет вовсе, либо ведет конспект слово в слово и потом устаёт. Чтобы избежать такого получения знаний, нужно научиться правильно оформлять конспект. Тогда весь материал будет хорошо усваиваться, знания сохраняться и в дальнейшем применяться.

Виды конспектов

Каждый человек выбирает сам, как ему вести свои записи. Давайте разберем, чем отличается один способ конспектирования от другого. А после вы выберете, какой больше подходит и нравится вам.

Плановый

Суть конспектирования состоит в том, что нужно писать план лекции.

Такой вид представления информации предлагается в ВУЗах. Преподаватель делит свою лекцию на несколько подтем. Студент записывает основную информацию по этим подтемам.

Пример - плановый конспект

Его польза: в рамках одной темы выделяются вопросы, которые ее раскрывают. Подходит как для гуманитарных, так и для технических наук.

Свободный

Самый любимый вид конспектирования для студентов, используется на последних курсах. Содержит графики, таблицы, выписки, тезисы, цитаты. Грамотным написанием свободного конспекта обладают только те, кто имеет достаточный багаж знаний.

Пример - свободный конспект

Тематический

Конспектирование подходит для самостоятельной подготовки студентов, когда в рамках одной темы используется несколько источников информации.

Пример - тематический конспект

Необходимо выписать источники информации и их главную мысль. После этого можно сделать вывод, объединив данные из всех источников в одно целое. Тем самым сделать материал связным.

Текстуальный

Достаточно сложный вид конспектирования материала. Подходит для использования тем людям, которые хорошо разбираются в теме, но хотят дополнить свои знания эксклюзивными данными от оратора. Слова оратора настолько крылаты, что представляют собой ценную выжимку научных терминов.

Суть заключает в том, чтобы записывать кратко только новую информацию. Зачастую это термины, их определения сжато и цитаты лектора.

Графический

Способ конспектирования предполагает использование графиков, чертежей, рисунков, таблиц. Подходит для студентов, изучающих технические науки.

Зачастую преподаватели в своих презентациях или на доске используют графический метод. Этот материал обязательно нужно переписывать в тетрадь, потому что он представляет собой сжатую, самую основную информацию по вопросу.

Пример - графический конспект

Как вести конспект быстро и удобно

Мы приведем только те методы конспектирования, которые удобны и пользуются популярностью и среди студентов, и среди уже работающих людей.

Метод блоков

Как писать конспект в виде блоков

Конспект в виде блоков

Создателем является сам Билл Гейтс, основатель Microsoft. Во время переговоров он делает пометки в тетради таким способом.

Как писать: лист бумаги нужно разделить на несколько квадратов, т.е. блоков (или боксов). В каждом боксе будет представлена информация по отдельному вопросу, теме, событию. Вообще делить материал на боксы можно так, как удобно вам.

Когда и для кого удобен такой метод

  • Он удобен тем, что одну лекцию удастся разделить на несколько подразделов, записав в квадратах только все самое важное по каждой подтеме.
  • Использовать его можно так же, как и Билл Гейтс, на встречах, совещаниях, вычленяя из сказанного главную мысль.

Метод Корнелла

Как писать конспект по методу Корнелла

Метод был разработан профессором Корнеллского университета Уолтером Паука в середине XX века. Он пользуется популярностью не только у студентов, но и работающих людей.

Как писать:

  • необходимо разделить лист A4 на 4 блока, отделив их линиями.
  • 1 блок (верхняя часть листа) — дата и тема занятия.
  • 2 и 3 блок располагаются на большей части листа, отделить их нужно вертикальной линией.
  • 2 блок (занимает меньшее пространство) — основные понятия, термины, идеи, вопросы.
  • 3 блок (занимает большее пространство) — подробное объяснение каждого понятия, данного во 2 блоке.
  • 4 блок (нижняя часть листа) — основные выводы по всей теме, можно дополнить своими мыслями или вписать информацию из других источников литературы.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Студенты могут использовать его, когда лекция насыщена новыми понятиями, определениями. Таким образом удастся зафиксировать все необходимое.
  • Знание этого способа позволит кратко делать записи по полученным знаниям, не упуская из виду ни одного момента.
  • Метод Корнелла отлично подойдет кадровикам, которые собеседуют людей, а также журналистам, берущим интервью у человека.

Ментальные карты или Майнд-карты

Метод майнд-карт для ведения конспекта

Как писать: ментальные карты представляют собой разветвляющуюся, как дерево, схему. Корневым элементом является тема, главная идея, а ветви — это подтемы, ключевые понятия, мысли, тезисы.

Майнд-карта может иметь много «ветвей», но для лучшего усвоения информации используйте не более 4-х.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Тема будет лучше раскрыта и понятна, когда потребуется ее перечитывать.
  • Развивается системное, последовательное мышление, человек учится вычленять главные мысли из большого объема данных.
  • Способ конспектирования будет полезен как в частных, так и государственных компаниях.

Например, для достижения стратегической цели ее необходимо разбить на тактические, а далее на оперативные подцели. Майнд-карты будут в помощь.

Создателем методики «mind-maps» является Тони Бьюзен. У него есть своя книга «Интеллект-карты», в которой представлено полное руководство по тому, как грамотно оформлять такой конспект.

Метод строчной нумерации

Метод строчной нумерации для ведения конспекта

Этот способ конспектирования подходит, когда лектор/оратор быстро диктует, а также любит перескакивать с одной мысли на другую.

Как писать: каждое предложение нужно писать на отдельной строке, а потом полученную информацию объединять в блоки. Для каждого блока необходимо будет использовать цветные ручки и маркеры, чтобы помечать, к какой именно части относится каждое написанное предложение.

Пример:

Сначала вы писали про Вторую Мировую войну, а потом учитель стал рассказывать факты о Великой Отечественной войне. Рядом с данными о Второй Мировой войне будет стоять пометка «№1», а рядом с данными о Великой Отечественной войне — пометка «№2».

Когда и для кого удобен такой метод:

Такой способ конспектирования будет удобен у лекторов/ораторов, у которых одна незаконченная мысль быстро сменяется другой.

Ведение таблиц-конспектов

Метод таблиц конспектов

Таблицы-конспекты удобно оформлять, когда рассматриваются темы с одинаковыми критериями оценки, конспектируются какие-либо фактор, сопоставляются плюсы и минусы чего-либо.

Как писать: лист необходимо разделить на нужное количество строк и столбцов. Крайний боковой столбец и верхняя строчка — это критерии, обобщающие понятия. Все остальные ячейки — это содержательная часть.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Студентам ведение таблиц позволит лучше усвоить материал, особенно когда есть сравнение чего-либо.
  • Таблицы также будут удобны, когда необходимо структурировать данные, имеющие одинаковые критерии, но разную содержательную часть.
  • Также работникам для карьерного роста необходимо будет проходить дополнительные курсы, заниматься самообразованием.

Метод условных знаков

Метод условных знаков для конспекта

Когда необходимо изучить большой объем информации в условиях ограниченного времени будет полезно знание метода условных знаков. 

Как писать:  используйте аббревиатуры, стрелки, значки, маленькие рисунки. Для этого необходимо определить, какие значки вы будете использовать для сокращения, прописать их на форзаце или первой странице, чтобы не забыть.

Когда и для кого удобен такой метод:

  • Использование данного способа конспектирования позволит лучше усваивать информацию. Несмотря на то, что преподаватель быстро диктует, вы будете успевать писать, при этом не уставать и хорошо запоминать материал.
  • Он также будет полезен при посещении различных лекций, мастер-классов, где лектор будет читать в удобном для себя темпе (и, скорее всего, это будет быстро).

Как написать конспект урока

Конспект: 9 способов как его писать в 2022

A student at a table littered with books in the library happily writes synopsis

Навык конспектирования учителя начинают вырабатывать у учеников еще в школьное время. Тогда он находится на базовом уровне. Но именно в школьный период таким навыком нужно овладеть, чтобы в институте было легче.

Чтобы запись урока была полной и понятной, следуйте рекомендациям:

  1. Запишите дату и тему урока.
  2. Слушайте учителя внимательно, обращая внимание на его паузы. Когда учитель делает паузы, значит эту информацию нужно записать.
  3. Конспектируйте материал кратко, написав тезис и определение. Всю остальную часть фиксируйте кратко или старайтесь запомнить устно.
  4. Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
  5. Дома, после уроков, напишите вывод по пройденной теме. Если позволяет время, делайте это лучше сразу после урока.

Подходящие методы:

  • м. блоков;
  • м. Корнелла;
  • м. таблиц-конспектов;
  • м. условных знаков.

Несмотря на то, что метод условных знаков используется, когда оратор быстро излагает материал, начать им пользоваться лучше в школе. Таким образом вы запомните все условные обозначения и в институте не придется тратить время на их заучивание.

Как написать конспект лекций

к написать конспект лекций

В школьное время навык написания конспектов был на базовом уровне. В институте он совершенствуется. И чем быстрее будет найдет удобный способ изложения материала, тем лучше. С каждым семестром преподаватели диктуют все быстрее.

Чтобы запись лекции была полной и понятной, следуйте рекомендациям:

  1. Запишите дату и тему лекции.
  2. Запишите вопросы, который будут рассматриваться в рамках одной лекции. Если преподаватель не озвучил подтемы, попроси его это сделать.
  3. Конспектируйте материал кратко, обязательно записав тезис и определение.
  4. Всю остальную часть также старайтесь сокращать, пользуйтесь специальными условными знаками и сокращениями.
  5. Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
  6. Сразу после лекции сделайте вывод по пройденной теме. До дома не ждите, иначе можете упустить важные моменты.
  7. Если возникли вопросы, после занятия или на следующей паре задайте их преподавателю.

Подходящие методы: все.

Как конспектировать литературу

Как конспектировать литературу

Письменное изложение литературных произведений осуществляется особенным способом. Использование всех представленных выше методов будет недолговечным. В литературе важны цитаты и мелкие детали. Поэтому алгоритм конспектирования следующий:

  1. Написать название, автора и дату создания произведения.
  2. Использовать ответно-вопросные формулы. Т.е. вы выделяете несколько главных вопросов по произведению и отвечаете на каждый из них подробно, используя цитаты.
  3. Выделить и записать главные проблемы, поднятые в произведении. Дополнить их конкретными примерами, цитатами.
  4. Отдельным блоком написать исторические события, происходящие в тот момент, и связать их с проблематикой произведения.

Как оформить конспект — примеры

Конспект: 9 способов как конспектировать правильно

Для наглядности приведем вам несколько примеров хороших записей: по техническим и гуманитарным наукам.

По техническим наукам, а именно физике: 

Пример конспекта по техническим наукам

По гуманитарным наукам, а именно стилистике:

«На моду влияют политич., соц., религиозные, экон. факторы, а также настроения общества.

Тренды – это «лицо» изменений, которые происходят в мире.

На моду способны влиять конкретные люди. Трендсеттеры – те, кто задают моду.

Как появляются тренды?

Классическая схема:

  1. Сверху вниз
  2. Снизу вверх

Сверху вниз: дизайнеры/элита → магазины/медиа → потребители/масс-маркет

Снизу вверх: потребители/субкультура → магазины/медиа → дизайнеры/элита

Современная схема:

Тренд:

  • редакторы;
  • дизайнеры;
  • розница и медиа;
  • стрит;
  • блогеры;
  • стилисты;
  • аналитические агентства;
  • знаменитости;
  • потребители.

Тренды бывают:

  • микротренды (короткие);
  • мидлтренды;
  • макротренды.»

Нужно ли писать конспект и какая от этого польза

В век информационных технологий, когда лекцию можно скачать или сфотографировать, кажется, что вести конспекты не нужно. Однако писать их полезно по следующим причинам:

  • Информация быстрее запоминается. При просмотре или чтении материала задействуется краткосрочная память. Если полученные знания отражать на бумаге, они отправляются в долгосрочную память. Плюс зрительная память дополняется двигательной.
  • Легче вспоминать полученные знания. Если конспектировать правильно, а не заниматься простым переписыванием, данные будет выстроены структурно. Времени на вспоминание потребуется меньше.
  • Легче концентрироваться на предмете. При бездумном записывании за преподавателем, внимание теряется, становится скучно и клонит в сон. Чтобы оформить хорошую запись, необходимо обдумывать получаемые знания, становиться активным и вовлеченным в процесс. Такие знания легче применять на практике.

Плюс ко всему вы получаете знания. А новые знания никогда не будут лишними.

Где лучше вести конспект

В XXI веке есть два способа, как можно писать конспект по полученному материалу:

  • от руки в тетради/блокноте;
  • на компьютере.

Разберем плюсы и минусы каждого способа.

От руки

Плюсы Минусы
Лучше запоминается информация Написание текста от руки занимает много времени
Полученные знания дольше хранятся в памяти
Человек меньше отвлекается на посторонние факторы

На компьютере

Плюсы Минусы
Писать на компьютере гораздо быстрее, чем делать это от руки Больше отвлекающих факторов: почта, игры, открытые ссылки
Удастся написать много информации Материал запоминается хуже
Если нужно обратиться к более старым данным, они всегда под рукой

Несмотря на век технологий, умение писать связный конспект важно. Даже если это делать на компьютере, материал не должен быть просто записан за лектором, он должна быть обдуман и кратко представлен. Для этого и были разработаны способы конспектирования.

Теперь вы знаете, что это такое конспект и как его правильно сделать. В статье были представлены наиболее популярные виды и методы ведения записей, чтобы вся информация была логически выстроена и в дальнейшем понятна вам. Пробуйте разные способы, пока не найдете идеальный для себя.

Вам понравилась статья?

Конспект — это краткое, связное и
последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений
текста. В качестве примера
приведем возможную классификацию видов конспектов:

§ План-конспект.
При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные
пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или
свободно изложенный текст.

§ Тематический
конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой
по нескольким источникам.

§ Текстуальный
конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

§ Свободный
конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные
формулировки.

Как составлять конспект:

§ Определите
цель составления конспекта.

§ Читая
изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части,
выделяйте главные мысли, выводы.

§ Если
составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно
следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

§ Наиболее
существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко
излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

§ В конспект
включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы,
конкретные факты и примеры (без подробного описания).

§ Составляя
конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно,
выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на
страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

§ Чтобы
форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте
абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте
разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного
цвета.

§ Используйте
реферативный способ изложения (например: «Автор считает…»,
«раскрывает…»).

§ Собственные
комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования.

§ Записать
название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

§ Осмыслить
основное содержание текста, дважды прочитав его.

§ Составить
план — основу конспекта.

§ Конспектируя,
оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых
терминов и имен, требующих разъяснений.

§ Помнить,
что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное
значение, чем в подробном изложении.

§ Запись
вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

§ Применять
определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

§ Соблюдать
правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с
указанием страницы.

§ Научитесь
пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У
каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное
назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи
конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее
важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым
— делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части
текста используется отчеркивание.

§ Учитесь
классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и
т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими
или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать


Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конспект

Адрес
статьи:
http://www.etnograf.ru/node/308

Текст статьи:

Все чаще озвучиваются в
мире мнения о фиаско концепции толерантности как всеобщей терпимости и
лояльности. Последний, «свежий» пример – это реакция на широкомасштабные
молодежные выступления в ряде стран.

Толерантность как
значимое качество личности и социума была и продолжает оставаться ориентиром и
в нашей стране, вспомним о широкомасштабных федеральных целевых программах, а
также об огромном количестве программ и мероприятий размахом поменьше.

Лозунг толерантности
неоднозначен по своим интенциональным нюансам и потому по-разному понимается,
даже исследователями. И, что самое главное, по-разному преломляется в реальной
жизни.

Это, конечно же,
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка для созидательной жизни
людей, групп, сообществ, социумов в нашем общем доме, то есть на Земле. Это и
заявка на нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям,
движениям и т.д., без учета влияния их «особости» на социальные процессы.

Идея нейтральности по
своей роли в социуме большей частью оказывается манипулятивным приемом, причем
не всегда осознаваемым даже «выигравшей» стороной. С одной стороны, она
считается современной, соответствующей времени, демократическим процессам и
ожиданиям большинства людей; с другой же – те, кто ее декларируют, отнюдь не
нейтральны, да это и невозможно: любые акты общения и взаимодействия людей
интенциональны, поэтому требование нейтральности, равно как и сама
нейтральность – тоже позиция, скрывающая, подобно ширме, другие цели и мотивы.

Требуя, например, от
общества толерантности по отношению к себе, иными словами, нейтральности,
сексуальные меньшинства отнюдь не нейтральны по отношению к обществу, поскольку
прибегают к открытой пропаганде. Создатели низкопробной социокультурной
продукции декларируют свободу слова и творчества, однако не забывают
пользоваться рекламой, причем нередко чем слабее произведение, тем больше
рекламы. Социумы и власть, принимающие безоговорочно политику нейтральности,
большей частью пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы:
снять конфликтность в обществе, получить бонусы доверия и соответствия вызовам
времени (в результате к нерешенным проблемам прибавляются новые). Значительная
(не вся) часть современных мигрантов, декларируя нейтральность по отношению к
себе, ориентирована, тем не менее, на качественные изменения принявших их
соцумов.

Волны молодежных
беспорядков, прокатившихся по улицам многих вполне цивилизованных и развитых
стран, заставили многих политиков прийти к мысли о несостоятельности
толерантности как нейтральности; дружелюбие и взаимовыручку никто не отменял.

Интенция нейтральности не
отвечает ожиданиям большинства россиян современного старшего и среднего
поколения: такое изучение было проведено в середине 90-ых годов в серии
исследований восприятия информационных и общественно-политических телепрограмм
(интенция нейтральности в этот период там превалировала). Мало того, она
вызывала раздражение и охлаждение по отношению к тем телеведущим, которым, по
настоянию начальства, пришлось изменить свою творческую манеру и стать
предельно нейтральными по отношению к тем событиям, о которых шла речь.

В жизнь, однако, приходят
новые поколения, и социальные ожидания здесь могут быть самыми неожиданными.
Это люди, уже выросшие (или подрастающие) под влиянием интенции нейтральности,
она уже вошла, тем или иным образом, в их картины мира. Для одних это подсказка
к безнаказанности и вседозволенности – они и становятся участниками массовых беспорядков.
Для других – ощущение отсутствия точки опоры, вектора, обеспечивающего им
успешное взаимодействие с жизненной средой, отсюда зашоренность, инфантилизм,
эгоизм в мечтах и социальных представлениях.

Так, подавляющее
большинство школьников 6-9 классов (опрос проходил в 2011 г. в школах, в
присутствии учителей, все дети из благополучных семей, опрошено 200 человек) в
ответах на открытые вопросы анкеты о желательном и нежелательном не выходили за
круг материальных интересов и личных удовольствий: хочу новую модель телефона;
с друзьями гулять хочу и т.д.; а чего не хочу? — учиться не хочу; экзамен
сдавать не хочу; хочу, чтобы не ругали… Что это, как не зачатки нейтральности
по отношению к планете, миру, обществу, даже – к своей будущей карьере и социальному
статусу?

Анализ концептуальных
основ толерантности неминуемо выводит на размышления о том, какие качества
личности предпочтительнее для выживания и стабильности социума? Общие и,
безусловно, верные характеристики – это личность духовная, нравственная,
гармонически развития, социально ориентированная.

Однако ни одна из этих
характеристик несовместима с нейтральностью, мало того, все они являются ее
антиподами, поскольку предполагают определенность личностной позиции: в каких
случаях следует проявить терпимость, а в каких – нетерпимость.

Актуальные вызовы
времени, связанные с молодежным экстремизмом и, в целом, с идеологий
толерантности ставят перед современной социальной наукой задачу выработки и
активного использования качественных индикаторов, позволяющих диагностику,
прогнозирование и предупреждение процессов, связанных с экстремизмом, массовыми
беспорядками и т.д.

Одним из таких значимых и
реально работающих индикаторов могут служить данные о параметрах
социоментальных групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков,
– в социуме, в отдельных общностях, коллективах и т.д.

Получать такие данные
позволяет использование семиосоциопсихологической парадигмы, в рамках которой
разработаны технологии определения уровня развития коммуникативных навыков
(отнесения к той или иной социоментальной группе, или «группе сознания»).

В центре внимания этой
парадигмы интенциональные характеристики общения и взаимодействия людей
(интенция, от лат. intentio, трактуется здесь как «равнодействующая мотивов и
целей…»), с одной стороны, и особенности их понимания и интерпретирования, с
другой.

Для доказательного
выявления интенциональности разработан метод интенционального
(мотивационно-целевого) анализа. При этом выявленная интенциональность приравнивается
к основному смыслу, смысловой доминанте, тому самому главному, что отличает
данный акт общения или взаимодействия.

Серия проведенных нами
исследований фиксирует закономерности (на уровне тенденций) между
принадлежностью человека к той или иной социоментальной группе и социальной
значимостью его представлений о действительности («картин мира»), определяющих
большинство его действий и эмоциональных реакций.

Полученные данные
убедительно свидетельствуют, что важнейшее, социально значимое качество личности,
– это высокий уровень коммуникативных навыков (социоментального развития),
характеризующийся умением адекватно понимать интенциональные (смысловые)
доминанты — собеседника, воспринятых произведений, реальных событий и т.д.
Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет
нации, «соль земли».

При этом традиционные
социологические характеристики (пол, возраст, место жительства, уровень
образования, род занятий), равно как и социально-психологические (интересы,
предпочтения и т.д.), определяющего значения для достижения высокого уровня
коммуникативных навыков не имеют: это социоментальная особенность личности,
сопровождающаяся специфическими навыками, которые, по утверждению автора
семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе, «можно и нужно развивать».

Параметры группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков в социуме невелики: от 9-13%
до 25-27%, в зависимости от особенностей предмета восприятия (сказка это,
например, или – сложный текст).

Остальные же группы (то
есть группы со средним и, особенно, с низким уровнем развития коммуникативных
навыков) в большей или меньшей степени, но находятся в «зоне риска» при
диагностике социально значимых поведенческих и эмоциональных реакций.
Представители этих групп – а это большая часть современной молодежи – «питают»
антисоциальные процессы, становятся активными потребителями и «жертвами»
массовой культуры.

Здесь ярко выражено
стремление к подражанию (моде, рекламе, компьютерным играм, героям кино-и
телефильмов и т.д.).

Здесь и свой собственный
набор ценностей: особо ценится «крутизна», брутальность, забавность
(«прикольность»); так, отрицательные герои воспринятых произведений нередко
оцениваются в анкетах положительно именно за эти качества.

Здесь и повышенная
толерантность к асоциальным явлениям и проявлениям: может одобряться, например,
нечестность, попрание законов и нравственных норм.

Главная же проблема в
том, что данные группы молодежи легко поддаются воздейственным и манипулятивным
приемам, чем и пользуются организаторы массовых беспорядков, преследуя свои
собственные цели и задачи. Об этих целях и задачах несовершеннолетняя «движущая
сила» таких акций не задумывается, а если бы, предположим, ее кто-нибудь для
них озвучил, не услыхала бы, пропустила бы мимо ушей.

Их «ведет» иная
мотивация: внедренная и безотказно действующая идея солидарности внутри группы;
стремление проявить себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»),
продублировать драку из компьютерных игр или кино-теле-видеофильмов.

В вышеупомянутом исследовании,
кстати, большая часть представителей групп с низким и средним уровнями развития
коммуникативных навыков в ответ на просьбу назвать любое недавно воспринятое и
понравившееся произведение (можно было назвать любую книгу, телепередачу,
кинофильм, театральную постановку, компьютерную игру и т.д.) называли
преимущественно компьютерные игры, причем такие, где происходят жестокие
сражения.

Основное время досуга
представителей этой групп посвящено компьютерным боям, которые они ищут и
находят в виртуальном мире и, как показывает статистика правонарушений, порой
переносят в реальность, потеряв (от усталости, перевозбуждения и т.д.)
представление о границах этих миров.

Как выяснилось из анализа
комплекса других вопросов анкеты, общий уровень социокультурных интересов здесь
невысок.

Ситуация усугубляется
тем, что не только компьютерные игры, но и многие широко рекламируемые и потому
популярные образцы современной социокультурной продукции, в погоне за
аудиторией (точнее, за прибылью), продуцируют, на фоне захватывающего действа,
примитивную или даже странную интенциональность, например, идею преимуществ
обладания колдовскими чарами, целесообразности дружбы с колдунами, ведьмами и
т.д.

Встреча с такими
произведениями проходит безболезненно только для представителей группы с
высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Представители же других
социоментальных групп (и это не только школьники!) большей частью верят
авторскому вымыслу и, мало того, не прочь и в своей реальной жизни слепо
следовать авторской мотивации и жестокостям сюжета.

Будем ли мы, то есть
общество, продолжать оставаться нейтральными по отношению к качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Поскольку традиционные
методы и подходы в образовании и воспитании работают не так эффективно, как
хотелось бы, задачи массового социоментального развития людей, наших
современников, прежде всего детей и молодежи, должны выйти на первый план,
вместо того, чтобы преимущественно информировать (основная задача современной
системы образования) и развлекать (основная функция современной социокультурной
среды).

Даже незначительные
положительные изменения в параметрах социоментальных групп окажут позитивное
влияние на качество и социальную направленность процессов самоорганизации в
этих группах, равно как и на вектор самоопределения людей, составляющих эти
группы.

И в заключение – о
лозунге «толерантность». Он пришел к нам извне и фактически заменил собою такие
традиционные для российского менталитета понятия, как духовность,
гармоничность, нравственность (он – в рамках этих понятий, а не выше и, тем
более, не вместо их!). Не пора ли к ним вернуться – ведь вектор социальных
процессов в значительной степени определяют общепринятые значения и
интенциональные нюансы.

                  ОБРАЗЕЦ
выполнения:

Самостоятельная
работа по социальной антропологии.

Выполнил(а)
студент(ка):  Бобылева Н.

Конспект статьи Адамьянц
Т.З. Толентаность: нейтральность или определенность,  2008

Источник: Адамьянц
Т.З. Толерантность: нейтральность или определеность? [Электронный ресурс]:
состояние проблемы и перспективы исследований // Институт социологии Российской
Академии наук. URL:
http://www.isras.ru/blog_ad_15.html (дата
обращения: 24.06.2012).

 «Есть
мнение. что концепция толерантности неверна.

Лозунг толерантсти
по-разному понимается, по-разному осуществляется в реальной жизни.

Это
доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка людей, групп, сообществ,
социумов , то есть на Земле.

 Это
нейтральность по отношению к «не таким, как все» – людям, явлениям, движениям.

Идея
нейтральности часто оказывается манипулятивным приемом.

Например,
сексуальные меньшинства требуют толентнотного отношения, но сами отнюдь не
нейтральны по отношению к обществу.

 Социумы и
власть пытаются таким образом решить другие, более острые проблемы, например,
получить доверие граждан.

Для молодых
людей  идея нейтарльности равна идее безнаказанности и
вседозволенности. Они  становятся участниками массовых беспорядков.

Серия
проведенных  автором исследований фиксирует закономерности

Полученные данные:
наиболее важны высокий уровень коммуникативных навыков, умение адекватно
понимать собеседника.

Именно такая,
понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет нации, «соль
земли».

Главная же проблема
в том, что данные группы молодежи легко поддаются влиянию, чем и пользуются
организаторы массовых беспорядков, преследуя свои собственные цели и задачи. Их
«ведет» иная мотивация: идея солидарности внутри группы; стремление проявить
себя («я – крутой»); покуражиться («поймать кайф»), продублировать драку из
компьютерных игр. На просьбу назвать любое недавно воспринятое произведение
(любую книгу, телепередачу, кинофильм, театральную постановку, компьютерную
игру) называли только компьютерные игры с жестокими сражениями.

Будет общество
продолжать оставаться нейтральными по отношению к таким качественным
характеристикам подрастающего поколения?

Лозунг
«толерантность» фактически заменил понятия духовность, гармоничность,
нравственность.»

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Содержание

  • Что такое конспект
  • Виды
    • План-конспект
    • Схематический план
    • Текстуальный конспект
    • Свободный
    • Тематический конспект
    • Графический
  • Как писать
    • Конспект лекций
    • Литературы
    • Оформление конспекта
  • Необычные виды конспектирования
    • Майнд-карты
    • Метод Корнелла
  • Пример конспекта
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. КонспектФизической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Виды

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

За основу берется план, который нередко предлагается лектором в начале занятия или самостоятельно составляется перед прочтением книги. По мере раскрытия вопросов каждый подпункт «обрастает» комментариями, и в итоге они превращаются в структурированный, логический текст. Такой конспект отлично подойдет для подготовки к выступлениям на семинарах, позволит не упустить важные моменты и раскрыть суть поставленного вопроса.

Схематический план

КонспектОбычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

КонспектХороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

  • Всегда выделять заголовки, важные понятия, формулы и выводы подчеркиванием, пастой другого цвета, пропуском строки. Чтобы не тратить драгоценные секунды на смену ручек во время лекции, проще после ее окончания перечитать запись и отметить маркерами нужные места – так даже эффективнее, поскольку уже сложится общее впечатление о прослушанном, и будет несложно расставить приоритеты.
  • КонспектИспользовать «сигнальные» символы: указатели, восклицательные и вопросительные знаки, пометки вроде NB! (обратить внимание) и т. д.
  • Применять аббревиатуры и сокращения, но предпочтение отдавать общепринятым вариантам, например:
    • гос-во (государство);
    • кол-во (количество);
    • ин-т (институт);
    • стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

КонспектЭтот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить свою грамматику по русскому языку
  • Как составить ответ на вопрос с отрицанием в английском
  • Как найти косинус угла без треугольника
  • Как найти другой мультик
  • Как найти мышь на компе