Как правильно составить конспект по математике

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Плотникова И.А., Соколова Л.А.

тема: «Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»

Москва

 2015

«Как правильно конспектировать лекцию по математике,

да и не только по математике».

Методическое пособие для самостоятельной работы студента.

_________________________________________________________________

     Настоящее пособие предназначено для студентов колледжа всех специальностей и нацелено на оказание помощи при составлении конспектов  лекций и подготовке по этим конспектам к урокам и итоговой аттестации.

Авторы: Плотникова И.А., Соколова Л.А., преподаватели математики

Рецензент и редактор: Малькова Л.А., методист

Рукопись рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин, протокол №6 от 27 февраля 2015г.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из лекции преподавателя. В основе процесса лежит систематизация услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.

Что такое хороший конспект?

Хороший конспект – конспект лекций, который может прочитать практически любой человек, приложив минимум усилий. Это заслуга студента, умеющего быстро и понятно конспектировать.

Бессмысленно стремиться дословно записать всю лекцию: человек произносит в среднем 120 слов в минуту, в то время как скорость письма — лишь 50-70 слов в минуту. Лектор не стремится читать лекцию в таком темпе, чтобы студенты могли дословно ее записать, он объясняет, работает с аудиторией, рассуждает и т.д. Простой диктант скорее принесет вред, чем пользу. Следовательно, конспект должен содержать самое главное из сказанного преподавателем.

Внимание! Важные моменты в написании конспекта

Для того, чтобы ваши конспекты со временем сослужили вам хорошую службу (помогли сдать экзамен или контрольный срез знаний), необходимо понять и принять несколько простых правил:

1. Вы должны понимать свой почерк. Многие люди (около 60%) не могут разобрать собственноручно написанный текс. Хороший конспект должен быть написан понятным разборчивым почерком, аккуратно и четко;

2. Для конспектов следует выбирать тетради с полями, на которых впоследствии можно будет ставить всевозможные пояснения, пометки, даты лекция, отмечать непонятные или важные места;

3. Каждая лекция должна начинаться с даты, темы самой лекции, плана, что в дальнейшем в значительной мере упростит работу над текстом.

4. Используйте в конспекте принцип наглядности (зрительной памяти). Для этого проводите с текстом следующие манипуляции: подчеркивание, выделение цветом, прописные буквы, таблицы, схемы, зарисовки;

5. Есть вопросы – задавайте, не стесняйтесь! Не успели записать или сформулировать мысль, обратитесь после лекции к преподавателю или одногруппникам. Не забудьте поставить на полях вопросительный знак, он напомнит вам о пробеле в вашем конспекте.

6. Не «наляпывайте» на странице. Разделяйте мысли друг от друга пробелом в одну строку, возможно у вас всплывут интересные факты, которые вы впишите в ваш конспект;

7. Используйте конспекты, написанные собственноручно. Если вы забили тетрадь, воспользуйтесь обычным двухсторонним листком и законспектируйте лекцию, а если вы пропустили занятие, перепишите конспект одногруппника от руки, возможно в ходе переписки возникнут вопросы.

8. Неправильно написанный текст лучше не исправлять, а аккуратно зачеркивать.

9. Используйте сокращения и символы. Нужно научиться писать не только разборчиво, но и быстро. Дабы успевать конспектировать полноценную информацию, используйте общепринятые сокращения и придумывайте собственные.. Можно также использовать абривиатуры (например ЧТД – «что и требовалось доказать») и математические символы.

10. Самостоятельное конспектирование изучаемого материала. При работе с книгой, старайтесь записывать самое важное, коротко и понятно. Существует три вида такого конспектирования:

1. Цитаты – дословное выписывание. При этом следует также выписать все данные по использованной литературе: ФИО автора, название книги или статьи, год издания, номер страницы – это может пригодиться в дальнейшем при написании курсового или дипломного проекта.

2. Тезисы – основные мысли автора, сформулированные небольшими предложениями, коротко и понятно.

3. Конспективная выписка – запись основных пунктов, мыслей, важных идей и тезисов.

Манера написания конспекта, как правило, индивидуальна.

 Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

 В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Uchenik[1]

Виды конспектов

 Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

 План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Рекомендуется наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.

 Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

  • Необходимо просмотреть материал.
  •  Выявить особенности текста, его характер.
  •  Понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины.          
  • Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его.
  • Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами.

Тезисы  можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль), либо своим собственным способом.

Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

В конспекте обязательно выделяются отдельные части. 

Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию.

Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

Большую пользу для создания правильного конспекта, как было отмечено ранее,  дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова.

Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

Нужно избегать сложных и длинных фраз.

При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.

Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но стать делать это с удовольствием. Это большое наслаждение — познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Для этого создайте собственную систему конспектирования лекций. Важно, чтобы записываемый вами материал в результате был вам понятен, и вы смогли в нем легко ориентироваться. Поэтому

• Заранее определитесь с сокращениями, которые вы будете использовать во время записей.

• Продумайте возможность использования разнообразных пометок и комментариев на страницах конспекта.

• Предусмотрите место для фиксирования даты, названия лекции, ФИО лектора, дополнительных вопросов из зала.

• Используйте для конспектирования не общие тетради, а блоки с возможностью удаления и добавления листов в нужные места. Лучше использовать разлинованные листы.

• Подготовьте листы для конспектирования, если это требуется.

Для работы с содержанием конспекта рекомендую использовать так называемую Корнельскую систему конспектирования. 

Давайте с ней познакомимся.

Прежде всего, необходимо подготовить листы для записей.

На стандартном листе блокнота или блока с бумагой (желательно формата А4) нужно будет провести две линии, которые разделят лист на три смысловых раздела (колонки): Лекция, Ключевые моменты, Выводы (резюме). Размеры разделов приведены ниже, однако их можно менять в соответствии с собственными предпочтениями.

Колонка «Лекция». Находится с правой стороны листа. Ее общая ширина составляет 15 см. Используется для непосредственной записи лекции. Записи рекомендуется делать максимально короткими (телеграфными) предложениями, не перегружая ненужными деталями и подробностями. Хочется напомнить, что конспектирование лекции не является записью слово в слово за говорящим.

Колонка «Ключевые моменты». Располагается с левой стороны листа рядом с колонкой «Лекция». Ширина колонки – 6 см. Именно в этой колонке необходимо максимально кратко записать, о чем говорится в соответствующей части конспекта лекции. Эти записи делаются непосредственно напротив нужных мест в конспекте. Ключевые моменты могут быть зафиксированы в виде вопросов к тексту в правой колонке, помогающих разобраться с материалом, установить необходимые взаимосвязи.

Раздел «Выводы». Находится внизу страницы. Высота раздела – 5 см. В нескольких предложениях формулируется и фиксируется основной смысл лекции (части лекции на этой странице) своими словами. Это помогает более глубоко понять тему.

Как работать с конспектом лекции, записанным с помощью Корнельской системы конспектирования.

1. Сделайте конспект, заполнив правую колонку.

2. Прочитайте записанный материал и заполните раздел «Ключевые моменты»

3. Закройте листом бумаги раздел «Лекция» и своими словами расскажете ее главный смысл. При этом можно опираться на записанные ключевые моменты, вопросы и выводы.

4. Заполните раздел «Выводы»

5. Порассуждайте над тем, как вы можете применить эти знания, как эти факты согласуются с уже известными вам, какую теория подтверждается с помощью этих фактов и т.п.

6. Раз в неделю уделяйте несколько минут для просмотра разделов «Ключевые моменты» и «Выводы».

Благодаря Корнельской системы конспектирования, материалом можно пользоваться с экономией сил и времени, легче достигая свои цели, так как такая форма дает возможность пользоваться им без необходимости его полного чтения.

 

Методическое пособие для студентов

«Как правильно конспектировать лекцию по математике, да и не только по математике»»

Плотникова И.А., Соколова Л.А.– преподаватели математики ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Сдано в печать 19.03.2015.

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 26 экз.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Адрес: Москва, ул.Верхние поля, 27

Тел. 8 (495) 359-65-29

E-mail: moksp-3@mail.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

по образовательной области «Элементарные математические представления»

Требования к проведению занятий по образовательной области «Элементарные математические представления»

  • реализуют содержание образовательной области «Элементарные математические представления»;

  • строятся с учётом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.;

  • осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач на занятии происходит комплексно;

  • содержание каждого конкретного занятия, формулировка его задач, осуществляется на основе содержания образовательной области «Элементарные математические представления» с учетом особенностей детей и уровня их развития;

  • каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению конкретной программной задачи образовательной области «Элементарные математические представления»;

  • программные задачи занятия обуславливают его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера  задач и возраста детей. Все части занятия самостоятельны, разнообразны и связаны одна с одной;

  • на одном занятии решается одна новая задача, остальные на повторение и закрепление.

  • новый материал дается в первой части занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части, последующие части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, в которой закрепляются и применяются представления и умения детей в новых условиях;

  • использование дидактических игр и упражнений с раздаточным материалом;

  • организация физкультминутки (после первой или второй части)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

В конспекте отражается деятельность педагога, направленная на развитие элементарных математических представлений детей.

  1. Пишется конспект от первого лица (педагога).

  2. В конспекте занятия превалирует прямая речь.

  3. В скобках обычно проставляются:

а) предполагаемые ответы детей (там, где это необходимо, особенно в том случае, когда следующий вопрос или задание вытекает из ответа ребенка и их действия);

б) действия педагога;

в) пояснения для читающего конспект, например: «Как это на­зывается?» (Спрашиваю детей, демонстрируя модель круга.) «Сколько игрушек стоит на столе? Кто хочет посчитать?» (Вызываю 3—4 детей.)

  1. Физкультминутка должна быть связана с темой занятия, иметь математическую направленность. Физкультминутка используется с целью переключения внимания детей на другую деятельность, а также для отдыха. Планируется на 5-10 минуте занятия

  2. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»

Составила учащаяся учебной группы ________ ФИО

Тема занятия

Возрастная адресованность (например, вторая младшая группа)

1. Программные задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) – формулировать глаголами в неопределённой форме: формировать, создавать, закреплять, воспитывать, осуществлять, обобщать, расширять, уточнять, систематизировать, совершенствовать и т.п.

2. Материал:

Раздаточный:

Демонстрационный:

Демонстрационный материал – материал, который использует педагог. Это могут быть:

Картины, иллюстрации, таблицы, (указывать: название и автора картины, таблица), наборное полотно (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.)

Музыкальный или звуковой материал (указывать: название, автора)

Литературный материал: стихи, сказки и др. (указывать: название, автора)

Раздаточный материал – материал, с которым работают дети. Указывать количество и размеры с учетом на одного ребенка. Например:

салфетки и коробки с цветными карандашами (по 7-8 карандашей разных цветов для каждого ребенка); листы бумаги; конверты с набором моделей геометрических фигур для зрительного диктанта.

3. Ход занятия:

Структура хода занятия зависит от вида занятия.

Например, структура комбинированного занятия

  1. Организационный момент.

  2. Реализация обучающей задачи. Освоение нового материала (работа с демонстрационным материалом).

  3. Закрепление только что полученных представлений в самостоятельной деятельности детей (выполнение упражнения, работа с раздаточным материалом).

  4. Подвижная пауза (физкультминутка, ритмическое упражнение, подвижная игра или упражнение).

  5. Реализация образовательного содержания из других компонентов образовательной области (реализация других поставленных задач, направленных на совершенствование, закрепление ранее сформированных элементарных математических представлений и умений. Организовываются дидактические игры, упражнения ).

  6. Итог (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

План-конспект урока по математике

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

План-конспект урока – это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором дается полное описание каждого этапа урока.

Составление конспектов уроков имеет свои особенности для каждой конкретной дисциплины и каждого конкретного занятия. При этом план-конспект имеет единую структуру и правила составления.

Основы проектирования конспектов уроков математики

Составление конспекта уроков математики реализуется в опоре на следующие положения:

  1. Математика – серьезная наука и ее познание требует применения увлекательных методов: дидактические, занимательные игры, правила которых открываются учащимися для познания отдельных математических категорий и операций;
  2. Выбор заданий разного уровня сложности. Они подбираются для каждого отдельного учащегося, исходя из его уровня математического развития. Конспект может включать задания, упражнения нескольких уровней сложности;
  3. Необходимость наличия интеллектуальной базы у учащихся на конкретном этапе обучения для познания темы урока. Эта база учитывается при проектировании конспектов;
  4. Поэтапная реализация занятия;
  5. Тема урока начинает вводится не сразу, а на 10-12-ой минуте урока, после мотивации детей к ее изучению;
  6. Смена видов деятельности на каждом конкретном уроке;
  7. Обязательная практическая деятельность на каждом уроке т.е. решение математических задач, выполнение тренировочных упражнений;
  8. Выбор разных форм домашнего задания и обязательное рассмотрение его педагогом.

Данные параметры лежат в основе проектирования внешней и внутренней структуры урока.

Внешняя структура урока имеет следующие разделы:

  1. Организационных этап урока, на котором озвучивается план урока и направления деятельности учащихся.
  2. Постановка цели урока и использование методов стимулирования познавательной активности учащихся.
  3. Включение в образовательный процесс творческих задач. Они позволяют ускорить процесс восприятия учащимися новой темы.
  4. Тренировочные задания, ориентированные на первичное закрепление знаний учащихся и совместного выполнения.
  5. Задания для самостоятельной работы учащихся.
  6. Подведение итогов деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.

Внутренняя структура урока математики включает в себя все те же разделы, только представленные в детализированном виде. Педагог расписывает какие методы и формы работы используются на каждом этапе урока, какие задания даются учащимся и какими способами он мотивирует их к деятельности.

Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков математики

«План-конспект урока по математике» 👇

Эффективность планирования уроков математики зависит от продумывания каждого шага его реализации. Он должен быть детально проработан. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций его составления:

  1. Правильная формулировка цели урока. Она определяет дальнейшее проектирование содержания урока и выбор методов деятельности.
  2. Подготовка содержания учебного материала, используемого на уроке для достижения, поставленной цели.
  3. Постановка дидактических целей учебного занятия. Они должны быть продуманы в конспекте каждого конкретного урока.
  4. Рассмотрение конспекта урока математики в качестве модели его реализации. Модель выстраивается, исходя из ее видения педагогом и ориентации на требования стандартов.
  5. Расписание математических понятий и методики введения их учащимся. Это должно быть тщательно расписано в конспекте.
  6. Включение «изюминки» в конспект. Она должна способствовать развитию интереса учащихся к уроку. Это могут быть интересные факты, оригинальные идеи проведения урока и т.д.
  7. Использование инновационных форм проведения уроков математики. Они включают презентации, методы моделирования, просмотр видеороликов.
  8. Отбор учебного материала на урок должен быть обоснованным. Его требуется представить в оптимальном объеме и построенном на основе связи теории с практикой.

Пример конспекта урока математики

Тема урока: Нахождение слагаемых с решением практических задач.

Цель урока: знакомство учащихся с операциями на нахождение слагаемых и предоставление алгоритма их нахождения с практической отработкой.

На уроке учащимся предстоит освоить способы решения задач на нахождение слагаемых и выполнять поиск по заданному алгоритму.

На уроке используется учебник математики, видео материалы и подготовленные раздаточные материалы с алгоритмом выполнения операций на нахождение слагаемых.

Урок реализуется в течение следующих этапов:

  1. Организационный этап. На нем осуществляется мотивация к деятельности. приветственное четверостишье про слагаемые и их важность.
  2. Этап актуализации знаний учащихся. Необходимо вспомнить операции на сложение и правила их выполнения.
  3. Этап введения новой темы. Сегодня планируется изучение очень важного и интересного раздела математики. Давайте отгадаем загадки и решим ребус: раздаются карточки с загадками и ребусом. Далее включается видео, на котором рассматриваются операции поиска слагаемых. В виде представлены герои известных мультфильмов.
  4. Этап самостоятельного решения задач по алгоритму. Ученикам раздается алгоритм решения, представленный в схематичном виде и пара задач:

    • Пятачок сорвал в поле 10 одуванчиков, а Винни-пух – пять цветов. Из них три одуванчика, а остальные подснежники. Сколько подснежников сорвал Винни-пух;
    • По лесу гуляют восемь зверей. Из них три медведя, а остальные ежики. Сколько ежиков гуляет по лесу.
  5. Этап преодоления трудностей в решении, их разбор на доске.

  6. Этап закрепления алгоритма решения задач на нахождение слагаемых. Дети давайте ответим на вопросы: Какие правила помогают нам в решении задач? Какие обязательные условия должна содержать задача на нахождение слагаемых? Какой последовательности действий нужно придерживаться при решении задач? Какие действия необходимо выполнить для найти отыскать неизвестную часть задачи?
  7. Домашнее задание. Задание из учебника на данную тему.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 02.11.2022

Урок № ___    ________________________________________
во 2 классе

ТЕМА:______________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ОБОРУДОВАНИЕ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТИП УРОКА: ___________________________________________________________

ХОД
УРОКА

№ п/п

Содержание
урока

Деятельность
уч-ся

Примечания

1

Орг.
момент.

— приветствие

Приветствуют

-проверка
готовности к уроку

Проверяют на
партах уч. принадлежности

2

Мотивация
учебной деятельности

-Откройте учебник
на с.

Открывают учебник
на с.

Рассматривают,

-О чем пойдет
речь на уроке?

-Что узнаем?

-Чему научимся?

Отвечают на вопр.
учителя, используя материал заданной страницы.

3

Проверка Д/З

4

Подготовка уч-ся
к активному и осмысленному усвоению нового учебного материала

1)Вступительное
слово учителя

5

Постановка
познавательного задания

1)Представление

6.

Усвоение новых
знаний и способов действий.

1)Рассказ,
объяснение,

7.

Первичная
проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала

1)Работа по
заданиям учителя в парах, у доски

8.

Физминутка

9

Закрепление
знаний и способов действий, самопроверка знаний

1)Самостоятельная
работа по заданиям учителя

10

Обобщение и
систематизация знаний

11

Рефлексия

12

Подведение итогов

13

Информация о д/з

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————                

Конспект урока №____       _________________________________во 2 классе

ТЕМА:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогнозируемые
результаты:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБОРУДОВАНИЕ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТИП УРОКА________________________________________________________________________

ХОД УРОКА

I.      
Орг. Момент

1)Приветствие

2)Проверка готовности к уроку

II.   
Мотивация УД.

-Откройте учебник на с.___.

-О чем пойдет речь
на уроке?

-Что узнаем?

-Чему научимся?

     III. Проверка Д/з

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. 
Новая тема

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.
 Повторение и закрепление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V.   
Итог
урока___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI.
Рефлексия____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

VII.          
Д/З: 1)Инструктаж   2)
Запись в дневник______________________________________

_________________________________________________________________________

Обновлено: 27.05.2023

План-конспект урока – это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором дается полное описание каждого этапа урока.

Составление конспектов уроков имеет свои особенности для каждой конкретной дисциплины и каждого конкретного занятия. При этом план-конспект имеет единую структуру и правила составления.

Основы проектирования конспектов уроков математики

Составление конспекта уроков математики реализуется в опоре на следующие положения:

  1. Математика – серьезная наука и ее познание требует применения увлекательных методов: дидактические, занимательные игры, правила которых открываются учащимися для познания отдельных математических категорий и операций;
  2. Выбор заданий разного уровня сложности. Они подбираются для каждого отдельного учащегося, исходя из его уровня математического развития. Конспект может включать задания, упражнения нескольких уровней сложности;
  3. Необходимость наличия интеллектуальной базы у учащихся на конкретном этапе обучения для познания темы урока. Эта база учитывается при проектировании конспектов;
  4. Поэтапная реализация занятия;
  5. Тема урока начинает вводится не сразу, а на 10-12-ой минуте урока, после мотивации детей к ее изучению;
  6. Смена видов деятельности на каждом конкретном уроке;
  7. Обязательная практическая деятельность на каждом уроке т.е. решение математических задач, выполнение тренировочных упражнений;
  8. Выбор разных форм домашнего задания и обязательное рассмотрение его педагогом.

Данные параметры лежат в основе проектирования внешней и внутренней структуры урока.

Внешняя структура урока имеет следующие разделы:

  1. Организационных этап урока, на котором озвучивается план урока и направления деятельности учащихся.
  2. Постановка цели урока и использование методов стимулирования познавательной активности учащихся.
  3. Включение в образовательный процесс творческих задач. Они позволяют ускорить процесс восприятия учащимися новой темы.
  4. Тренировочные задания, ориентированные на первичное закрепление знаний учащихся и совместного выполнения.
  5. Задания для самостоятельной работы учащихся.
  6. Подведение итогов деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.

Внутренняя структура урока математики включает в себя все те же разделы, только представленные в детализированном виде. Педагог расписывает какие методы и формы работы используются на каждом этапе урока, какие задания даются учащимся и какими способами он мотивирует их к деятельности.

Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков математики

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективность планирования уроков математики зависит от продумывания каждого шага его реализации. Он должен быть детально проработан. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций его составления:

Пример конспекта урока математики

Тема урока: Нахождение слагаемых с решением практических задач.

Цель урока: знакомство учащихся с операциями на нахождение слагаемых и предоставление алгоритма их нахождения с практической отработкой.

На уроке учащимся предстоит освоить способы решения задач на нахождение слагаемых и выполнять поиск по заданному алгоритму.

На уроке используется учебник математики, видео материалы и подготовленные раздаточные материалы с алгоритмом выполнения операций на нахождение слагаемых.

Урок реализуется в течение следующих этапов:

  1. Организационный этап. На нем осуществляется мотивация к деятельности. приветственное четверостишье про слагаемые и их важность.
  2. Этап актуализации знаний учащихся. Необходимо вспомнить операции на сложение и правила их выполнения.
  3. Этап введения новой темы. Сегодня планируется изучение очень важного и интересного раздела математики. Давайте отгадаем загадки и решим ребус: раздаются карточки с загадками и ребусом. Далее включается видео, на котором рассматриваются операции поиска слагаемых. В виде представлены герои известных мультфильмов.

Этап самостоятельного решения задач по алгоритму. Ученикам раздается алгоритм решения, представленный в схематичном виде и пара задач:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь данный конспект будет полезен, ведь конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом.

Предмет: математика

Базовый учебник: математика 2 класс, часть 1, М.И. Моро и др., 2013 г.

Тема урока: Сотня

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Цель урока: обеспечить осознанное понятие числа 100.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Планируемые результаты

записывать двузначные числа;

определять разрядный состав числа;

отличать число 100 от других чисел;

решать составные задачи.

Познавательные: владеть смысловым чтением и работе с информацией.

Регулятивные: уметь находить эффективные пути и средства достижения поставленных целей, контролировать и осуществлять свою деятельность, вносить коррективы.

Коммуникативные: научиться планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные: формирование интереса к изучаемым областям знания.

Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Актуализация и пробное учебное действие

Локализация индивидуальных затруднений

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Реализация построенного проекта

Обобщения затруднений во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторения

Рефлексия учебной деятельности на уроке

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Приветствие учеников, контроль подготовки рабочих мест.

Цель- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

– К нам пришло удивительное число. Какое? Думаю, вы его узнаете без труда.

Учитель читает стихотворение-загадку:

Как-то стать императрицей!

Два Нуля пришив к пальто,

Превратилась сразу в. (Сто)!

Сто теперь сидит на троне

В бриллиантовой короне,

И, пока нули при ней,

Все десятки служат ей!

О. Емельянова

– Итак, у нас в гостях число… (Сто)

II. Актуализация и пробное учебное действие

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Арифметический диктант

Прежде чем, мы познакомимся с числом 100, вам предстоит выполнить вид работы, о котором расскажет небольшое стихотворение:

Ручки в руки вы возьмете

И диктант писать начнете,

Тот диктант без слов и букв –

– Запишите число, в котором: 2 дес. 1 ед.; 7 дес. 2 ед.; 5 дес.; 1 дес. 5 ед.; 6 дес. 8 ед.; 2 дес. 3 ед.; 2 ед.; 3 дес. 3 ед.; 9 дес. 9 ед.

Локализация индивидуальных затруднений

– Проверьте выполненную вами работу (осуществляют самопроверку по образцу на доске)

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

А сейчас мы познакомимся с числом? Кто помнит с каким? Верно с числом 100.

Чтобы продолжить работу, запишите в тетради число, классная работа.

Реализация построенного проекта

– Возьмите счетные палочки. Положите на парту 9 десятков палочек. Сколько это единиц? (Девяносто)

– Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? (Десять) Сколько это единиц? (Сто)

– Чем отличается число 100 от других чисел, с которыми мы знакомились? (В нем 3 цифры (знака), т. е. оно трехзначное)

Запишите в тетрадях: 1 сот. = 10 дес. = 100 ед.

Обобщения затруднений во внешней речи

– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)

– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток)

–В числе 1? (Одну единицу)

– Откройте учебник на стр. 12.

Рассмотрите рисунок в задании 1.

– Сколько палочек на каждом рисунке? (24, 31, 100)

– Сколько в каждом из этих чисел десятков и единиц? (В числе 24 содержится 2 десятка и 4 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица, в числе 100 – 10 десятков, или 100 единиц)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Работа с учебником: задание 9 (с. 12 учебника)

Проверочная работа (с. 6,7 )

Включение в систему знаний и повторения

– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток.) В числе 1? (Одну единицу)

Прочитайте условие задания 3.

Ответьте на вопросы:

– Сколько чисел записано (записано 4 двузначных числа)

–Сколько разных цифр использовано для записи этих чисел? (для записи этих чисел использованы 2 разные цифры 8 и 4)

– Что общего у всех чисел? (Они двузначные)

– Сколько десятков в числе 84? (Восемь)

– Сколько в нем единиц? (Четыре)

Аналогично рассматриваются остальные числа.

Прочитайте условие задания 4. Работа индивидуальная, самостоятельная.

– в 1 сантиметре содержится 10 миллиметров;

– в 1 дециметре содержится 10 сантиметров.

Выполнить задание в парах, либо самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Работа над задачами

Решение составных задач изученных видов.

Задание 6. (с. 12 учебника, ч. 1)

Решение задачи 6:

1) 2 + 6 = 8 (кг) – нес папа.

2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего.

Ответ: 10 килограммов овощей.

Задание 7. (с. 12 учебника, ч. 1)

Решение задачи 7:

Израсходовали – 2 л и 1 л

1) 2 + 1 = 3 (л) – израсходовали.

2) 5 – 3 =2 (л) – осталось.

Ответ: осталось 2 литра кваса

Работа с геометрическим материалом

Развитие умений находить определенные геометрические фигуры и работать с ними.

Задание (с. 12 учебника, ч. 1, на полях)

– Рассмотрите рисунок на полях учебника.

– Назовите каждую из фигур.

– На каждом из чертежей посчитайте количество треугольников и четырехугольников:

1-й чертеж – 3 треугольника;

2-й чертеж – 3 треугольника и 3 четырехугольника;

3-й чертеж – 5 треугольников и 3 четырехугольника

Работают в группах, находят на чертежах треугольники и четырехугольники.

Итог урока. Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). •Преимущества: систематический характер обучения, организационная четкость, экономичность и т.д.
•Недостатки: слабый учет индивидуальных особенностей, однообразие.

Классификация типов уроков

Нет единого подхода к классификации или выделению определенных типов уроков. Рассмотрим три примера.

Пример № 1

Пример № 2

Пример № 3

Типы уроков по дидактической цели:
— урок усвоения новых знаний;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
— комбинированный урок.

Примерная структура уроков некоторых типов.

Урок усвоения новых знаний:

Урок применения знаний и умений:

Урок обобщения и систематизации знаний:

Урок-лекция:

  • цель: представление новой темы крупным блоком;
  • в отличие от вузовской лекции на уроке-лекции обязательна обратная связь;
  • учитель продумывает записи на доске;
  • при чтении лекции используются следующие приемы:
  • составление учащимися тезисов по плану лекции, предъявленному учителем;
  • по ходу чтения лекции учащиеся составляют таблицу, диаграмму или блок-схему;
  • учащимся предлагается составить план и в конце лекции сравнить его с учительским, представленным на кодопозитиве;
  • заполнение по ходу лекции листов с опорами.

Урок-практикум по отработке материала лекции:

Урок-семинар:

  • как правило два урока;
  • цели семинара: систематизация и обобщение теоретических и практических знаний, развитие навыков самообразования, выработка умений формулировать гипотезы, анализировать литературу, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы;
  • к таким урокам следует тщательно готовиться учителю и учащимся, срок подготовки не менее двух недель;
  • доклад могут готовить как отдельные ученики, так и группы учащихся;
  • такие уроки эффективны на заключительном этапе изучения темы.

Урок-зачет:

  • цель: выяснить, соответствуют ли знания и умения каждого ученика по изученной теме уровню обязательных результатов;
  • обычно учитель перед проведением зачета заранее сообщает круг теоретических и практических вопросов, выносимых на зачет;
  • формы зачетов:
  • учащиеся отчитываются перед учителем;
  • ученики контролируют друг друга;
  • зачет принимают консультанты;
  • виды зачетов:
  • устный без предварительной подготовки к ответу;
  • теоретико-практический зачет с ответами на теоретический вопрос и решение задач;
  • творческий зачет;
  • устный или письменный ответ с предварительной подготовкой;
  • для диагностики умения решать задачи по теме зачет может проходить в несколько этапов:
  • 1 этап — оценка умения решать элементарные задачи по теме;
  • 2 этап — диагностируется умение использовать блоки элементарных задач для решения опорных задач по теме;
  • 3 этап — оценка способности учащихся применять совокупность умений в различных ситуациях.

Урок одной задачи:

  • используются специальные задачи, которые имеют несколько способов решения;
  • опорой в поисках способов решения задачи должны стать различные эвристики (прием элементарных задач, прием вспомогательной фигуры, прием рассмотрения частного или предельного случая и т.д.).

Урок-бенефис:

  • проводится в форме отчета учащихся по решению задач;
  • используются специальные задачи: нестандартной формулировки или имеющие несколько способов решения и среди них изящный способ;
  • такие уроки обладают высоким стимулирующим воздействием на учащихся: ученик знает, что от него ждут изящного решения задачи, а отыскать его он может только в результате большой работы.

Мастерская:

  • состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся свободны;
  • важным признаком в мастерской является необходимость выбора учеником пути исследования, средств для достижения целей, темпа работы и т.д.
  • начинается мастерская с выявления знаний каждого ученика по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с учащимися, сидящими за другой партой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Знания еще не раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. В частности, на этом этапе свою позицию может высказать и учитель.

Основные правила организации урока

  1. Определить образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.
  2. Подготовить содержание учебного материала.
  3. Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.
  4. Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
  5. Определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
  6. Все дидактические задачи должны решаться на этом же уроке и не переноситься на домашнюю работу.

Особенности урока математики

  1. Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно развивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний, что обусловлено строгой логикой построения курса математики.
  2. В процессе овладения системой математических знаний происходит существенное разделение обучающихся по склонностям и способностям, что обусловливает необходимость осуществления на уроках математики дифференциации в обучении, развития логического мышления, формирование самоконтроля и т.д.
  3. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
  4. Школьный курс математики – опорный предмет смежных дисциплин.
  5. В процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

Наиболее значимые требования к современному уроку математики

1. Целенаправленность урока и его отдельных этапов, соответствие принципам дидактики.
2. Соответствие содержание урока поставленной цели.
3. Рациональное построение и дифференциация процесса обучения на уроке.
4. Использование гуманитарного потенциала математического образования.
5. Обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения, обеспечивающий развитие личности учащегося.
6. Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
7. Мотивация учения школьников.
8. Формирование умений учиться математике.
9. Сотрудничество учителя и учащихся.

д.
Требования к современному уроку.

Структура урока

Общая схема конспекта урока

№ этапа Название этапа Деятельность учителя
1 Подготовительный Планирование урока, выяснение взаимосвязи с предыдущим и
последовательным, методическая цель и задачи с учетом класса. Обоснование
методов и форм урока
2 Проблематизация
(постановка проблемы, мотивация учебной деятельности)
Задачи, мотивирующие учащихся на этот урок математики
3 Целеполагание
(планируемый результат )
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
4 Ход урока (согласно виду урока) 1. Актуализация
2. Введение
3. Усвоение
4. Закрепление
5. Обобщение и систематизация
6. Контроль
5 Подведение итогов (главная идея, чему научились, какие сложности, на что дома обратить внимание) Вопросно-ответными процедурами выводит учащихся на достижение целей урока. Выясняет сложности и трудности.
6 Домашнее задание Комментирует домашнее задание
7 Рефлексия урока Учитель анализирует как он провел урок, достигнуты ли
цели.

I. Подготовка учителя к уроку

1. Определение типа урока.

2. Анализ содержания темы урока.

3. Постановка образовательной, воспитательной и развивающей целей урока
(ОЦ, ВЦ, РЦ).

4. Отбор основного содержания учебного материала и выбор соответствующих
методов, приемов и форм обучения.

5.
Определение оборудования урока.

6.
Составление плана урока.

7.
Составление конспекта урока.

8.
Анализ составленного конспекта урока с точки зрения методических требований к
конспекту урока по математике.

II. Методические требования к конспекту урока
по математике

Примеры конспектов уроков






Замечания. При организации любого типа урока следует иметь ввиду три аспекта
1. Как я (учитель) увлеку учеников математикой?
2. Как я (учитель) организую активную познавательную деятельность учащихся?
3. Как я активизирую рефлексивные механизмы деятельности учащихся?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Повторение: логарифмы, логарифмические уравнения.

Цель урока: Обобщение и закрепление изученных способов

решения логарифмических уравнений;

Оброзовательная: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению ( У2, У3). Закрепить основные методы решения простейших логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.

Развивающая: продолжить развитие умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное приводить примеры, формировать умение работы с раздаточным материалом и учебником

Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности

Тип урока: Урок обобщения и закрепление знаний по теме логарифмы, методы решения логарифмических уравнений.

Опорные понятия: логарифм, степень, уравнения, корень уравнения, свойства логарифмов

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мел, доска

Литература: Колмогоров А.Н Алгебра и начала анализа для 10-11 кл.

Структура урока.

Актуализация опорных знаний: устный фронтальный опрос

3. Этап обобщения и закрепления :

1.Устная фронтальная работа

2. Устная парная работа

3. Устная индивидуальная работа

4.Работа у доски

4.Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам

5.Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Рефлексия: Подведение итогов урока. Дать обучающимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Читайте также:

      

  • Какое значение имел шаг российского императора о котором сообщает горчаков кратко
  •   

  • Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека кратко
  •   

  • Что такое признание кратко
  •   

  • Как победили наполеона кратко
  •   

  • Воздух занимает место как это можно доказать кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план пфхд
  • Если в трудовом договоре есть ошибки как его исправить
  • Как найти айфон без сети
  • Как составить преложение по схеме
  • Как составить карту маршрута для школы