Как правильно составить конспект занятия в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное учреждение Нерчинско-Заводский детский сад «Теремок»

Методические рекомендации

Требования к   плану — конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС ДО

Подготовила методист: Баранова Т.Ф

1 страница конспекта

Требования к   плану — конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС

1. Оформление титульного листа

Титульный лист 

Название учреждения (полностью, по уставу)

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: указать образовательная область

Группа, месяц число

Ф.И.О педагога должность (В правом нижнем углу)

Населенный пункт

 Год

2 страница конспекта

Тема ООД:

Классификация (Тип) ООД:

1. Занятия по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

 5. Учетно-проверочные.

Формы ООД:

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.

2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.

3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

 Виды ООД в ДОУ по ФГОС

 Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.

Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.

Интегрированная: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.

Цель:(Необходимо грамотно и четко составить цель, это главный компонент ООД). Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта организованная образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.

5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задачи: Задача ООД триедина: 

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности. То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время ООД

Предварительная работа:

 При планировании занятий педагог определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми- наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем. В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

Словарь новых слов это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Методы обучения:

Метод — это способ достижения цели.

Обучение осуществляется различными методами, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. 

Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания ООД. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Практические:

— опыт

— упражнение

экспериментирование

-моделирование

Наглядные:

— наблюдение

— демонстрация наглядных пособий

Словесные:

-рассказ педагога

-беседа

-чтение художественной литературы

Игровые:

-дидактическая игра

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде 

Оборудование и материалы:

Для педагога:

Для детей:

Наглядные пособия:

Использование Т.С.О.

Список используемой литературы:

Структура ООД

I Вводная часть

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

 — Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

— Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

— Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

 — Сообщение цели занятия.

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

II. Основная часть

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть».

 Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

 Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

 Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми

III. Заключительная часть Третья часть – итоговая

Включает в себя:

 — Обобщение

 — вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

 — Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

 — Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

 — Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

 При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует.. После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия. Обобщенная схема конспекта занятия 1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, шрифт 14

Ход ООД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

В январе –феврале для детей дошкольных групп с 3 лет рекомендуется организовывать недельные каникулы (музыкальные развлечения , спортивные мероприятия, Художественно-эстетическая деятельность)

Приложение 1

Структура ООД

Первая мл.гр

Вторая мл.гр

Средняя группа

Старшая группа

Вводная часть

1мин

1.5мин

2мин

3мин

Основная часть

8мин

12.5

17мин

20мин

Итоговая (Заключительная )часть

1минут

1мин

1мин

2мин

Как правильно разработать конспект

 непосредственно образовательной
деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец
конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся
страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции
написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные
тенденции
развития дошкольников и быть методически грамотным.

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например,
конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»).
Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно
образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст
(группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную
образовательную область
в процессе НОД и желательно интеграцию с другими
образовательными областями
, а также интеграцию детских видов
деятельности.

3. Указываются формы организации
коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная
деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она
запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование;
предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от
ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически
неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный
во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной
деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при
разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке
проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов
образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач
может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной
деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной
группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить
в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти,
максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать»,
«формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие
педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду
только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон
«Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в
образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В
этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной
деятельности.

Вводная
часть

(мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в
познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой
ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный,
деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации,
проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения,
дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые
знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть
(рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи
которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также
помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе
НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта

непрерывной образовательной деятельности в
ДОУ


В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
— сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
— раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
— продемонстрировать владение методами и приемами мотивации
учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности
обучающихся,
— проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и
конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы       работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая
должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть
сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и
задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов
организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной
деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает
педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра
(игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается
игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой
темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в
деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация,
вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы
этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе
с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается
вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной
ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на
основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового
знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации,
вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности
(действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в
типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое
знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует
индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка
ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию
воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий
воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали,
где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения
(полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной
деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:

ü   
социально-коммуникативное
развитие;

ü   
 познавательное
развитие;

ü   
 речевое
развитие;

ü   
художественно-эстетическое
развитие;

ü   
 физическое
развитие.

Интеграция
образовательных областей
: познавательное развитие и речевое
развитие;
Тип: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов: (если есть)
Предварительная работа: (если проводилась)
Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в
соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

 название
ДОО

вид
НОД

тема

возрастная
группа

Ф.И.О.
педагога полностью

 Должность

Возрастная
группа детей

Номер
группы

Название
и номер детского сада

(населенный
пункт и год написания)

         2
лист

Тип НОД: (занятия по 
сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия
по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные
(смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).

Вид НОД: (тематические,
комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Тема НОД:

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

1.                
Обучающие
задачи:
ЧЕМУ
БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????

2.                
Развивающие
задачи:
ЧТО
БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И
РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ

3.                
Воспитывающие
задачи:

КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА
ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в
активный и пассивный словарь.

Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря
включаются в активный через 2-3 занятия.

На занятиях по развитию речи обязательно вписываются
задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи»,
«Связная речь».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую
предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части
занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть
занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

1.                
Вводная
часть – 3 мин. Например:

А) чтение
стихотворения

Б)
наблюдение

В)
словесная дидактическая игра и т.д.

    2. Основная часть – 15 мин.

Например:

        А) беседа о погодных явлениях

        Б) рассматривание календаря погоды

        В) составление рассказа о погоде

        Г) называние детьми поговорок о погоде

        Д) дидактическая игра и т.д.

    3. Заключительная часть – 2 мин.

Например:

        А) чтение рассказа

        Б) обобщение воспитателя

        В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия
пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде
говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить
какие-то действия, это указывается в конспекте.

Возраст детей, занимающихся в подготовительной группе (6–7 лет), позволяет проводить тридцатиминутное занятие. Старшие дошкольники уже многое знают и умеют, менее напряжённо реагируют на посторонних, которые не мешают им активно участвовать в образовательном процессе. Поэтому проведение открытых занятий в подготовительной группе даёт возможность педагогу наиболее полно показать свои наработки и методику преподавания.

Особенности проведения открытого занятия в подготовительной группе

Воспитанники подготовительной группы — будущие первоклассники — в последний год пребывания в детском саду приобретают необходимые навыки для обучения в школе. Занятия в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста направлены на обучение родному языку, грамоте, письму и счёту, а также развитие познавательных процессов, речи и коммуникативных навыков.

Проведение открытых занятий — неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса в любом дошкольном учреждении. Они дают возможность продемонстрировать профпригодность воспитателя, поделиться опытом, показать новые разработки и приёмы. Строятся такие занятия с учётом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и мотивационной. На открытом занятии воспитанники должны усвоить столько же знаний, сколько они получили бы, изучая эту тему в обычном режиме.

Открытое занятие в детском саду — это особым образом подготовленная форма организации методической работы, в которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса, а педагог демонстрирует свой позитивный или инновационный опыт.

Дети стоят около стола с различными материалами для изготовления поделок

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют

Задачи

В зависимости от вида открытого занятия и предметной области перед педагогом ставятся определённые задачи:

  • презентация педагогического опыта и достижений воспитанников;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие речевых способностей;
  • обучение грамоте;
  • воспитание дружелюбия;
  • формирование чувства уверенности в себе, повышение самооценки;
  • эстетическое воспитание;
  • воспитание патриотизма;
  • развитие творческих способностей т. д.

Виды открытых занятий и их цели

Для проведения занятий в открытом режиме подходят абсолютно все виды образовательной деятельности детей в ДОУ: музыкальное и физкультурное занятие, ритмика, ОБЖ, конструирование, ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), социоигровая технология, моделирование, тестопластика, логоритмическое и комбинированное занятие, исследовательская деятельность и т. д. Не рекомендуется только проводить открытые занятия на открытом воздухе. Хотя при большом желании педагога и наличии соответствующих методических разработок такой вариант вполне возможен.

Дети сидят за партами, пятеро взрослых наблюдают

Важно, чтобы во время занятия дети не отвлекались на присутствующих взрослых наблюдателей

Каждый вид открытых занятий в подготовительной группе имеет свои особенности как в форме подготовки, так и проведения.

Таблица: виды открытых занятий в подготовительной группе ДОУ

Вид занятий Кто присутствует Цели и задачи Особенности проведения
Плановые и итоговые
  • Заведующий ДОУ,
  • методист (старший воспитатель),
  • психолог.
Плановые и итоговые открытые занятия проводятся 2 раза в год, как правило, в начале и конце учебного года. Оценивается работа воспитателя и подготовленность детей. Обычное занятие. Не требует специальной подготовки, проводится в стандартном режиме. Подходят все виды занятий.
Для родителей Родители воспитанников. Показать родителям, как проходит образовательный процесс, чему научились их дети, как они ведут себя во время занятия. Для родителей наиболее важно увидеть в действии своих детей, поэтому это надо учитывать в выборе формы проведения открытого занятия. Процесс должен быть динамичным, все дети задействованы. Давайте задания с учётом индивидуальных особенностей ребят, чтобы все могли с ними справиться.
Не будет лишним подготовить, например, какую-нибудь сценку с участием воспитанников с использованием кукольного настольного или пальчикового театра, фланелеграфа.
Аттестационные
  • Заведующий ДОУ,
  • методист (старший воспитатель),
  • члены аттестационной комиссии.
Получить аттестацию. В первую очередь оценивается профессиональная деятельность воспитателя. Поэтому следует выстраивать занятие таким образом, чтобы на первом плане выступал именно педагог, хотя, конечно, активность детей тоже необходима.
Занятие готовится специально, можно использовать заготовки с участием детей — декламирование стихотворений, разыгрывание сценок.
Для обмена опытом Педагоги из других дошкольных учреждений.
  • Обмен опытом.
  • Демонстрация своих методических разработок.
Очень ответственное мероприятие, во время которого педагог должен полностью раскрыть практическую часть своей методики. Перед такими открытыми занятиями, как правило, бывает предварительная часть, на которой педагог рассказывает о своей методике, а по окончании проводится анализ мероприятия.
Обучающие
  • Молодые воспитатели,
  • студенты, пришедшие на практику.
Дать представление о методе проведения занятий. Занятие проводится в стандартном режиме, специально не готовится, но после полезно провести его анализ и объяснить моменты, на которые стоит обратить внимание.

Методическая литература для подготовки открытого занятия по ФГОС

В помощь воспитателям издательство «Метода» выпустило серию книг «Открытые занятия», в них даются конспекты различных воспитательных и образовательных мероприятий, учитывающих современные требования ФГОС. Список пособий для подготовительной группы:

  • «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Социально-коммуникативное развитие. ФГОС» (40 конспектов);
  • «Открытые мероприятия подготовительной группы детского сада. Речевое развитие. ФГОС» (70 конспектов);
  • «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Художественно-эстетическое развитие. ФГОС» (60 конспектов);
  • «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Познавательное развитие. ФГОС» (40 конспектов).

Пособие «Открытые мероприятия по ФГОС»

Готовые пособия помогут педагогам грамотно подготовить открытое занятие

Порядок проведения открытого занятия в подготовительной группе

Успех открытого занятия будет зависеть от того, насколько правильно педагог его спланирует, каково будет взаимодействие с детьми, смогут ли они справиться с предложенными практическими заданиями, будет ли им интересно. Поэтому, составляя конспект занятия, следует учитывать как общие характеристики группы, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В любом занятии обязательны разминочные паузы (могут быть 2 короткие или 1 большая за занятие). Образовательное занятие в подготовительной группе, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, должно длиться 30 минут.

Накануне проведения открытого занятия необходимо объявить о нём детям и родителям, чтобы ребята смогли подготовиться к тому, что в группе будут находиться незнакомые люди.

Дети стоят, подняв руки над головой

Во время проведения обучающего занятия физкультминутки обязательны

Таблица: временной план занятия

Этап занятия Деятельность детей и воспитателя Время
Вводная часть Просмотр мультфильма, диафильма, познавательного фильма, картинок, чтение рассказа или стихов. 7–10 минут
Обсуждение Воспитатель задаёт вопросы по предложенному материалу, подводя к основной теме занятия, дети отвечают. 3–5 минут
Разминочная пауза Воспитатель проговаривает и показывает, дети за ним повторяют. 1–2 минуты
Основная часть Объяснение воспитателя. Выполнение практических заданий. 10 минут
Разминочная пауза Воспитатель проговаривает и показывает, дети за ним повторяют. 1–2 минуты
Заключительная часть Воспитатель задаёт вопросы по пройденному материалу, дети на них отвечают. 5 минут

Список тем, подходящих для открытого занятия в подготовительной группе:

  • «Секреты лимона»;
  • «Южный Урал»;
  • «Такая разная Сибирь»;
  • «Леса России»;
  • «Правила дорожного движения»;
  • «Готовим винегрет»;
  • «В гостях у Глобуса»;
  • «Путешествие по островам»;
  • «Морские ракушки»;
  • «Дымковская игрушка»;
  • «Электричество и электроприборы»;
  • «Путешествуем по стране математики»;
  • «Космическое путешествие»;
  • «Цирк»;
  • «Пищевые цепочки в природе»;
  • «Удивительные камни».

Подбор материала для вводной части открытого занятия

Удачно подобранные материал для вводной части занятия поможет заинтриговать детей и мотивировать их к дальнейшей деятельности. Многие мультфильмы, рассказы, стихи можно использовать для разных тем.

Таблица: примеры материалов для вводной части занятия

Стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
  • Бережное отношение к дикой природе (спасение зверей во время наводнения, подкормка их зимой и т. д.).
  • Реки (что происходит с реками в разное время года).
  • Что такое наводнение (когда бывает, почему происходит, что делать во время наводнения).
  • Изучение времён года — весна (какие природные явления происходят весной).
«Три поросёнка» (сказка, мультфильм, диафильм)
  • ФЭМП (числа и действия по порядку и в обратно порядке).
  • Изучение свойств природных материалов (солома, дерево, камень).
  • Понимание художественного произведения с последующим воспроизведением сюжета при помощи разных видов кукольного театра или фланелеграфа.
«Заяц Коська и родничок» (мультфильм)
  • Круговорот воды в природе.
  • Разные состояния воды (жидкость, пар, лёд).
  • От родника до моря (как начинается река, становится полноводной, впадает в море).
  • Жизнь в лесу в разное время года.
«Как котёнку построили дом» (мультфильм)
  • Ответственность за приручённых животных.
  • Как строятся дома.
«Непослушный котёнок» (мультфильм)
  • Почему нельзя уходить далеко от дома.
  • Правила безопасности на воде.
  • Жизнь в лесу.
  • Домашние и дикие животные.

Примеры конспектов открытых занятий в подготовительной группе ДОУ

Начинающим педагогам бывает трудно определить тему или направление для открытого занятия. Предлагаем несколько конспектов по разным видам образовательной и развивающей деятельности, основываясь на которых специалист может продумать свой план мероприятия.

Открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса, которым есть чем поделиться с коллегами и родителями воспитанников.

Дети и воспитатель стоят в кругу, держась за руки

Открытое занятие требует тщательной подготовки педагога и умения настроить детей на активную работу

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Ищем клад»

Цели занятия:

  • закрепить навыки счёта до 10 (количественный, порядковый, соотношение между числами);
  • закрепить представления о геометрических фигурах;
  • развивать навыки деления на части;
  • развивать внимание, логическое мышление и память.

Оборудование и материалы:

  • устройство для просмотра мультфильма;
  • записки с подсказками для каждого из островов;
  • бутылка с запиской.
  • 1-й остров — кубики с цифрами, десять небольших игрушек, корабль или плот для игрушек;
  • 2-й остров — карточки с геометрическими фигурами «Исключи лишнее»;
  • 3-й остров — фигуры для тренировки деления на части, несколько игрушек (в зависимости от того, насколько частей можно разделить ваше пособие);
  • 4-й остров — лист с изображением различных геометрических фигур;
  • 5-й остров — конверты по числу детей с геометрическими фигурами;
  • 6-й остров — клад (какие-нибудь сладости или фрукты).

Помещение разбито на 6 зон — островов, где находятся пособия для выполнения заданий и записки с подсказками. Чтобы получить подсказку, надо выполнить определённое задание. Первая зона — стартовая, здесь воспитатель объясняет, что будет происходить на занятии и просматривается мультфильм. На последнем острове находится сладкий или фруктовый клад.

Вводная часть. Воспитатель объявляет, что сегодня дети отправятся искать клад, но для этого им нужно уметь считать и знать геометрические фигуры. Предлагает посмотреть мультфильм «Козлёнок, который считал до десяти». Немного обсуждается мультфильм — почему полезно уметь считать. Затем воспитатель говорит, что ему в руки попала бутылка с запиской, в которой сказано, что на одном из островов спрятан клад, и предлагает ребятам отправиться на его поиски. В записке указан путь к первому острову.

Таблица: основная часть занятия

Ход занятия Действия воспитателя Действия детей
1-й остров Надо помочь животным переправиться через реку, за это они дадут подсказку.
В.: Видите, дети, здесь ситуация похожа на ту, что была в мультфильме. Давайте, как козлёнок, поможем этим игрушкам.
Молодцы, справились с заданием и получили подсказку! Отправляемся к следующему острову.
Надо расставить кубики по порядку от 1 до 10.
Рассадить около них игрушки. Обезьянка вторая — куда её посадим? Медвежонок пятый — его куда? И так рассадить все игрушки.
Назвать соседние цифры. Какие соседи у игрушки на месте №4, какие номера соседствуют с местом утёнка, кто сидит через два места от №3 и т. д.
Разминочная пауза В.: Что-то море наше заштормило. Играют в «Море волнуется раз» 1–2 минуты.
2-й остров Задание «Исключи лишнее». Воспитатель показывает детям карточки с геометрическими фигурами. В этом задании есть одна тонкость, которую обязательно надо учитывать. Например, даётся ряд: красный треугольник, оранжевый треугольник, красный круг, красный треугольник. Исключается круг, так как это другая фигура, не треугольник. Но если ребёнок исключает оранжевый треугольник и объясняет, что он отличается по цвету — это тоже верный вариант. Поэтому или конкретизируйте задание или, наоборот, предлагайте найти несколько вариантов, если они есть. Второй вариант предпочтительнее, потому что учит детей мыслить нестандартно и учитывать разные варианты.
В.: Молодцы, получили подсказку. Вперёд — к следующему острову.
Нужно выбрать из предложенных рядов геометрических фигур лишнюю и объяснить почему.
3-й остров В.: Вот так незадача — игрушки здесь переругались, потому что не могут поделить фрукты поровну. Давайте поможем им!
Молодцы! У нас есть новая подсказка, плывём дальше.
Используя пособие, дети делят на части и складывают целое.
Разминочная пауза В.: Опять заштормило! Играют в «Море волнуется раз» 1–2 минуты.
4-й остров В.: А теперь проверим, как вы знаете геометрические фигуры, умеете считать и вашу внимательность. (Показывает лист, на котором изображены геометрические фигуры разного цвета).
Молодцы! У нас есть новая подсказка, плывём к следующему острову.
Дети отвечают на вопросы:

  • Сколько здесь треугольников?
  • Сколько красных фигур?
  • Сколько синих кругов?
  • Сколько больших квадратов, а маленьких?
5-й остров В.: А теперь проверим вашу память. Разберите конверты и достаньте фигурки. Сейчас я вам покажу картинку, вы внимательно посмотрите на неё и запомните. Потом я уберу её, а вы по памяти разложите ваши фигурки так, как было на картинке. (Показывает картинку, а затем убирает). Дети раскладывают свои картинки. Воспитатель смотрит и исправляет, если неправильно. Потом дети отвечают на вопросы:

  • Где находится красный треугольник?
  • Что находится в левом верхнем углу?
6-й остров В.: А вот и последний остров. Вот он — наш клад! Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и заслужили награду. Клад вскрывается. Его содержимое делится между детьми.

Фотогалерея: пособия для занятия по ФЭМП «Ищем клад»

Видео: мультфильм «Козлёнок, который считал до десяти»

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме «Зима»

Цели занятия:

  • учить давать развёрнутые ответы на вопросы;
  • развивать сообразительность;
  • тренировать произношение звуков [с] и [с’], [з] и [з’], деление на слоги, определение антонимов и синонимов;
  • учить составлять текст по плану, употреблять сложные предложения, не допускать повторов в повествовании.

Материалы:

  • картинки на зимнюю тему,
  • алгоритм «Зима» для составления рассказа.

Воспитатель читает рассказ про зиму Михаила Шолохова «Здравствуй, зима!».

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде всё то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Воспитатель задаёт вопросы о зиме, дети отвечают.

  • Сколько зимних месяцев?
  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Какая погода бывает зимой?
  • Что происходит в природе зимой?

В.: «А теперь давайте поразгадываем загадки о зиме» (загадывает загадки, дети разгадывают).

Физкультминутка «Зайка зимой». Воспитатель декламирует и показывает движения, дети повторяют.

  • Зайке холодно сидеть (сжимают ручки в кулачки, сгибают в локтях, прижимают к телу и дрожат),
    Нужно лапочки погреть (трут ладошки друг о друга).
    Лапки вверх, лапки вниз (3 раза поднимают и опускают руки),
    На носочках подтянись (поднимают руки, приподнимаются на носочках и тянутся вверх).
    Лапки ставим на бочок (поза «руки в боки»),
    На носочках скок-скок-скок (прыгают 3 раза).
    А затем вприсядку (приседают 3 раза),
    Чтоб не мёрзли лапки (топают).
    Прыгать заинька горазд,
    Он подпрыгнул десять раз (поза «руки в боки» и подпрыгивают 10 раз).

Воспитатель показывает картинки на зимнюю тему и просит назвать слова со звуками [с] и [с’], [з] и [з’], слова, которые состоят из двух слогов, одного слога, подобрать синонимы и антонимы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением зимы

Воспитатель показывает ребятам картинки с изображением зимы и задаёт по ним вопросы

Физкультминутка «Лепим снеговика». Воспитатель декламирует и показывает движения. Дети повторяют.

  • Мы снеговика лепили, лепили,
    Чтоб краше не было его (рисуют в воздухе 3 круга).
    Лопатами весь снег собрали,
    Не позабыли ничего (изображают движения лопатой).
    Сначала ком большой скатали (рисуют в воздухе очень большой круг),
    И плотно этот ком прижали (приседают и как бы устанавливают ком на землю).
    Второй поменьше был размером (рисуют круг поменьше),
    На первый он уселся смело (опять приседают и устанавливают второй ком).
    А третьим голова была (рисуют небольшой круг)
    И участи своей ждала (устанавливают третий ком).
    Лицо украсили морковкой (делают «нос»)
    И угольками вместо глаз (вытягивают руки перед собой, пальцы собирают в щепоть и делают вращательные движения, как бы вдавливая в снег угольки).
    Прорисовали ротик ловко (вытягивают правую руку перед собой и рисуют полукруг, повторяют это движение левой рукой),
    Смотрели в профиль и анфас (повороты головы вправо-влево).
    На голову ведро надели (движения головой вверх-вниз),
    Украсили его пером (поднимают руки вверх и растопыривают пальцы).
    Метлу воткнули для порядка (опускают руки перед собой и делают движение вправо-влево).
    Трудились дружно всем двором (хлопают в ладоши)!

Воспитатель устанавливает пособие-алгоритм «Зима» и предлагает детям составить рассказ о зиме по плану. Главная задача — составление развёрнутых и образных предложений.

Картинки с изображениями зимнего времени года и подписи к ним

Пособие-алгоритм «Зима» поможет детям составить рассказ по теме

В.: Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо потрудились! А теперь давайте вспомним, что мы делали на занятии. (Ответы детей).

Видео: открытое занятие по физкультуре в подготовительной группе

Конспект открытого музыкального занятия «Волшебный вальс»

Цель занятия: познакомить детей с вальсом (танец и музыкальная тема).

Оборудование: техника для просмотра видеороликов.

В.: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на занятии будет много волшебной музыки. Да-да, музыка тоже может быть волшебной. Это такая музыка, которая заставляет нас испытывать разные чувства. А о какой музыке пойдёт сегодня речь, вы узнаете, посмотрев наш первый на сегодня сюжет. (Демонстрация видео «Венский вальс»).

Видео: венский вальс

Ребята, кто знает, как называется этот танец? (Ответы детей). Правильно, это вальс. А вы знаете, что в своё время вальс был запрещённым танцем, так как считался неприличным? Некоторые европейские короли и русские цари даже выпускали специальные указы, запрещающие танцевать вальс в публичных местах и на балах. Но благодаря австрийским композиторам, которые показали красоту вальса не только как танца, но и музыки, он был официально разрешён. Сегодня вальс используется во многих видах искусства и спорта. Например, в фигурном катании. Давайте посмотрим выступление российских фигуристов Татьяны Навки и Романа Костомарова на Олимпиаде в Турине. Тогда они стали олимпийскими чемпионами.

Видео: выступление Татьяны Навки и Романа Костомарова на Олимпиаде в Турине

Правда, красиво? Вальс очень хорошо воплощается на льду. Какие же композиторы писали вальсы? Это, конечное же, Иоганн Штраус-отец, которого считают родоначальником вальса, его сыновья Йозеф, Эдуард, Иоганн. Иоганна Штрауса сына называли королём вальсов. Также писали вальсы Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Имре Кальман. Русские композиторы тоже отдавали дань этому музыкальному направлению. Писали вальсы Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и другие. Давайте посмотрим вальс из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Видео: фрагмент из мультфильма «Щелкунчик»

Физкультминутка. Давайте немного разомнёмся. Представим, что мы бабочки и покружимся в ритме вальса.

  • Спал цветок и вдруг проснулся (поворачивают туловище вправо-влево),
    Больше спать не захотел (наклоны вперёд-назад),
    Шевельнулся, потянулся (поднимают руки вверх, потягиваются),
    Взвился вверх и полетел (машут руками, как крыльями).
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружит и вьётся (кружатся).

В.: Вальс очень хорошо звучит в исполнении духового оркестра. Что такое духовой оркестр? (Ответы детей). Давайте посмотрим как известный вальс «На сопках Манчжурии» исполняет военный духовой оркестр.

Видео: вальс «На сопках Манчжурии» в исполнении военного духового оркестра

Музыку вальса часто используют в кинофильмах, чтобы передать настроение. С его помощью за несколько минут можно сказать очень много: передать настроение героев, подчеркнуть лёгкую или напряжённую обстановку. Давайте посмотрим пример. (Демонстрация видео «Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Как вы думаете, какое настроение подчёркивается здесь музыкой? (Ответы детей).

Видео: вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Физкультминутка. Мы сегодня смотрим много видеосюжетов, поэтому наши глазки устали. Давайте дадим им немного отдохнуть. Выполняется гимнастика для глаз. Голова неподвижна, движения глаз:

  • вправо-влево;
  • быстро поморгать;
  • вверх-вниз;
  • быстро поморгать;
  • по диагонали в одну сторону;
  • быстро поморгать;
  • в другую сторону;
  • круговые движения глазами в одну сторону;
  • быстро поморгать;
  • в другую сторону;
  • быстро поморгать;
  • посмотреть на кончик носа, потом — вдаль;
  • быстро поморгать.

В.: Вальс в кино может использовать и как музыкальное сопровождение погони. Вот известный вальс Андрея Петрова из фильма «Берегись автомобиля». Посмотрим? (демонстрация видео «Погоня из фильма «Берегись автомобиля»).

Вальс — это не только танец и музыка. Очень много песен написано на мелодию вальса. Причём вальс может быть не только лирическим, но и героическим. Так, например, многие песни времён Великой Отечественной войны — это вальс. Вот пример — песня «В лесу прифронтовом». Смотрим.

Видео: песня «В лесу прифронтовом» из кинофильма «Офицеры»

Ну вот, ребята, сегодня вы узнали, что такое вальс. Какой бывает вальс? Что он может передавать? Где используется? (Ответы детей). Если хотите, определите дома вместе с родителями, какие песни написаны на мелодию вальса.

Примеры конспектов открытых занятий по разным тематикам

  • Татьяна Гиря «Лаборатория чайных открытий» (интегрированное занятие);
  • Татьяна Горбачёва «Путешествие по дорогам знаний» (правила дорожного движения);
  • Людмила Дзюба «Поможем звукам» (обучение грамоте);
  • Татьяна Шамина «Постройка зоопарка» (экологическое воспитание);
  • Татьяна Комаровских «Красота павловской шали» (декоративно-прикладное искусство);
  • Галина Чеботарева «День защитника Отечества» (патриотическое воспитание).

Если подойти к делу с душой и проявить креативность, составление конспекта и непосредственно проведение открытого урока в подготовительной группе не представляет для педагога большой сложности. Тем более что он может выбрать тему, в которой наиболее уверен и где показывают лучшие результаты его подопечные.

  • Автор: Анна Марейчева
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

«Форма и структура написания плана — конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования  изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с  традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в   форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то  «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые  подходы, к организации и проведению занятий  с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

  • соблюдение структуры занятия;
  • смена видов детской деятельности;
  • смена форм организации детей;
  • соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
  • плотность занятия;
  • адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия —  педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.

         В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов.  Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии,   но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в  ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.

Структура конспекта

Цель  

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к  достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
  5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими

Развивающими

Воспитывающими

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Технические средства обучения

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Предшествующая работа

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

Предварительная работа

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Словарная работа

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.  

Образец:                             План — конспект

Части

занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Задачи

I

Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

900 — 903

Приветствие

Игра «…»

Воспитатель предлагает…

Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.)

Какие

задачи

решаются

в этой

части

занятия —

создать доброжелательное настроение,

вызвать интерес к предстоящей деятельности

и т.д.

Сюрпризный момент:

«Кукла Маша пришла в гости к ребятам…»

II

Основная часть

1.Совместная и деятельность

903– 908

2. Самостоятельная деятельность

908 – 912

Динамическая пауза «Зоопарк»

3. Совместная и деятельность

912 – 916

4. Самостоятельная деятельность

916– 920

III

Заключительная

часть

Рефлексия (анализ собственной деятельности)

920 — 922

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание : цель, задачи

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Структура занятия в виде плана — конспекта

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Типы занятий:

  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Как разработать и оформить конспект организованной (непрерывной)

образовательной деятельности в ДОУ

Конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах его называют НОД — «непосредственно образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» по СанПиН, в других ООД — «организованная образовательная деятельность», в третьих — ОС — «образовательная ситуация». Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» можно сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие всегда проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Структура конспекта.

1. Заголовок:

— это может быть титульный лист, и тогда в нем желательно указать:

— полное наименование учреждения,

название ООД (например, Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»),

направление деятельности (например, Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности),

— и название ООД, и направление деятельности, и тип ООДКонспект организованной образовательной деятельности по обобщению и систематизации пройденного материала «В гостях у Петрушки»(познавательно-исследовательская деятельность»);

возраст (или группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста, или для детей 5-6 лет, или для детей старшей группы).

фамилию, имя и отчество (или инициалы) (обычно справа, чуть ниже темы),

— можно указать квалификационную категорию, стаж,

дату проведения ООД;

— можно указать место проведения ООД (группа, музыкальный зал, спортивная площадка и т.д.).

— Заголовок можно оформить без титульного листа, гдедопустимо обозначить все вышеперечисленное.

2. После заголовка: 

—  указатьприоритетную образовательную область в процессе ООД ,

— можно указать интеграцию с другими образовательными областями (или  интеграцию детских видов деятельности). Указание интеграции образовательных областей можно опустить, так как с введением ФГОС ДО их осталось всего 5 и, за редким исключением, они так или иначе во время ООД переплетаются.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Задачи. 

Методически неправильнописать: «цели ООД».Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса(т.е., нескольких ООД), при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий.Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть несколько.
Для конкретного занятия (ООД) подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не нужно писать по 10-15 задач. Пять, максимум шесть.
Задачи можно разделить:

— на 3 группы:  развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),

— на 2 группы:  образовательные,развивающие.Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но понятие«образование» (закон «Об образовании в РФ») включает в себя процесс обучения и воспитания. Значит, в группу образовательных задач нужно включать и обучающие, и воспитательные задачи. В этом случае будет только две группы задач: развивающие и образовательные.

Обучающие задачиуказывают на то, чему будут учиться дети на занятии. В задачах не желательно писать глагол «учить»! Глагол «учить» употребляется, если педагог учит ребенка каким-либо техникам (например, учить подскокам, или: учить держать карандаш, или: учить технике рисования, указать какой )! Грамотнее писать — «формировать представления, умения», «способствовать формированию навыков», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Воспитательные (воспитывающие)задачиуказывают на то, какие умственные, эстетические, моральные и нравственные качества будут формироваться на занятии.

Развивающие задачи указывают на то, что будет закрепляться, уточняться на занятии, развитие каких психических функций детей будет задействовано.

Можно слово «задачи» заменить словосочетанием «программное содержание».

5. Далее указывают: 

— методы и приемы;

— словарную работу;

— материал и оборудование;

можно указать: предварительную работу;

— можно указать: планируемые (или ожидаемые) результаты.

6. Ход организованной образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

При необходимости прописывается (и, соответственно, проводится) физминутка.

Заключительная часть (рефлексивный этап). Нужно продумать вопросы, при помощи которых педагог фиксирует или закрепляету воспитанников новые понятия, новые представления, новые техники, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД (это должны быть вопросы, исключающие односложного ответа «да», «нет»).

В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий.Предполагаемые ответы можно указать в скобках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти горшкову светлану
  • Как составить статотчет
  • Как по стационарному номеру телефона найти адрес
  • Как в скайриме найти маркарт
  • Как найти кафе поблизости