Как правильно составить критерии оценивания

Критериальное оценивание
учебных достижений.

Заседание 2. Проворкова А.Е.

Выступление «Система
критериев (мониторинг)»

Все наши замыслы, все поиски
и построения

превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться»

В.А.Сухомлинский .

Оценка
учебной деятельности школьника является важным фактором формирования
положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят
перед системой отечественного образования, является переориентация на
подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно,
эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения
подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования
невозможно достичь поставленных образовательных целей.»

В
условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит
принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших
школьников.

Что
такое система оценивания
Под
системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической
связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности
образовательного процесса. 

Появляется
так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику
индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное
оценивание
– это процесс, основанный на сравнении
учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными,
заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся,
администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями,
соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию
учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное
оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь
достижения планируемых образовательных результатов.

Среди
основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:


определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного
процесса;


определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной
траектории развития ученика;


мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для
достижения ожидаемых результатов обучения;


дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов
деятельности;


обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления
качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного
процесса.

Проблема
выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической
теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система
оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не
отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере
современным требованиям учебной программы.

Предназначение
оценки по ФГОС

Критериальное
оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах:

1. 
Принцип ясности и доступности: оценивание предоставляет понятную и прозрачную
информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников
образовательного процесса.

2. 
Принцип направленности на развитие, когда результаты оценивания определяют
направление развития системы образования начальной школы, учителей и учащихся
начальных классов.

3. 
Принцип взаимосвязи обучения и оценивания, так как оценивание является
неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной
программы и ожидаемыми результатами.

4. 
Принцип объективности, достоверности и валидности. Оценивание должно предоставляет
точную и надежную информацию, используемые критерии и инструменты должны
всесторонне количественно и качественно оценивают достижение целей обучения и
ожидаемых результатов.

5. 
Принцип непрерывности. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим
своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений учащихся
начальных классов, для своевременного принятия решений по оптимизации учебного
процесса.

Основными
видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются
формативное и суммативное оценивание

Формативное
оценивание
Formative (формирующее / текущее)
Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний
и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление
оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения(даёт
обратную связь). Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они
выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач
обучения. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в
классе; позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в
достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.
Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и
результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически
проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса
обучения. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и
мотивирующую функции. Процесс, влияющий на рост и развитие достижений учащихся.

Суммативное
оценивание
Summative (итоговое
экзамен, итоговый тест, срез и др). Суммативное внутреннее оценивание –
определение и фиксирование уровня сформированности знаний и учебных навыков при
завершении изучения определенного блока учебной информации, завершении уровня
обучения – начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11
кл). (с выставлением баллов и отметок) Суммативное внутреннее оценивание
осуществляется педагогами или администрацией школы.

С.О
– процесс измерения, но сами по себе эти измерения не влияют на процесс роста
знаний учащихся.

В
процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания
и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы.

Решение
о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается
учителем в соответствии с критериями оценивания.

Для
оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого
обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы
разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются
схемы выставления баллов.

Информация
по результатам суммативного оценивания, как и формативного оценивания, может
быть использована для планирования, коррекции и проведения анализа процесса
обучения .

Критерии
оценки достижений учащихся

Система
критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами
зрения — критериями.

Все
виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают
использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания
работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный
процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса.
Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерий – признак,
на основании которого производится оценка, определение или классификация
чего-либо. Мерило оценки.

 Основой
для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные
цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.
Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у
учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за
достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о
целях и содержании урока.

ЭТО
ВАЖНО!
 Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ
(формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено
в цели.

Содержание
критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и
доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить
на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся)
. Критерии
помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы.
Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. 

Помните: знакомить
учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

В
принципе естественно критерий оценивания должен рассматриваться как некоторый
эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула
для повышения учебных достижений учащихся.
.

Критерии
не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом
возраста обучающихся.

Правильно
выбранные критерии оценивания позволяют

1)всесторонне
измерить глубину понимания учебного материала

2)ясно
демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него
ожидается.

В
зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по
тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы,
имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот
только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между
учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны
родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов
удовлетворяют всех

Ниже
представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии
оценивания устного ответа:

·        
Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные
знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

·        
Использование научной терминологии в контексте ответа;

·        
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

·        
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни,
формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·        
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

·        
Критерии оценивания доклада: 
Содержание раскрывает тему ;

·        
Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие
выводов;

·        
Оформление реферата соответствует требованиям;

·        
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного
материала;

·        
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст
зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)  

·        
Критерии оценивания выполнения таблицы:

·        
Полное заполнение граф таблицы;

·        
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

·        
Эстетичность оформления работы.

Зачем
нужны критерии оценки?

Для
учителей:

·        
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

·        
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения
учебного материала учащимися

·        
Делают процесс оценивания объективным и последовательным

·        
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для
учащихся:

·        
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев
оценивания и способов улучшения собственной работы.

·        
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий
учителя.

·        
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки,
они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это
снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».

·        
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Для родителей:

·        
Получают объективные доказательства уровня обученности своего
ребенка;

·        
Отслеживают прогресс в обучении ребенка;

·        
Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;

·        
Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;

·        
Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в
классе и школе.

При
критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:

·        
стимулировать учащихся;

·        
мотивировать на достижение успеха;

·        
помогать учиться на своих ошибках;

·        
определять наличие тех или иных умений;

·        
формировать действия самоконтроля и самооценки.

Система
оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования предполагает комплексный подход к
оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.

Здесь
пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и
необходимо наверное отметить и некоторые
сложные моменты этой
системы.

Самое
главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на
такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении
занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых
заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы
и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального
оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Постепенное
изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки
школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии
соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки
адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая
система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Традиционная
пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она
в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей
методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше
прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Если
для обучающего не будет стимула для дальнейшего творческого роста, то это уже
тормозит процесс познания, поэтому целесообразно стимулировать учащихся .

Критериальная
система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие
индивидуальных качеств школьника.

Подведём
итог

Критериальное
оценивание

Плюсы

Минусы

·        
Снижение тревожности

·        
Трудоёмкость

·        
Сравнение собственных достижений с эталоном

·        
Издержки адаптационного периода

·        
Объективность

·        
Прозрачность

·        
Единство требований

·        
Многогранность

·        
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Заключение. 

Ориентация
образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века
требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной
из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей
ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного
оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо
традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать критериальное
оценивание.

Различные
техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного
оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в
этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Методы
формативного оценивания

В
повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие
методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе
обучения:

«Редакторский
совет»

Во
время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются
критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по
желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают
письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе
ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В
данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После
того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на
свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию.
Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего
одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и
неточности, то исправляют.

«Вопросник»
(подведение итога урока)

После
объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика.
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня
узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и
на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу,
читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от
каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

«Пирамида
знаний»

Учитель
после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою
пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе
урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку,
клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в
котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это
могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания,
положительные эмоции и т.д.

Например,
пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:


Воду нельзя загрязнять


Без воды нет жизни на планете


Вода может переходить из одного состояния в другое


Вода бесцветная

Листы
бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят,
читают.

«Закончи
предложение»

В
конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик
отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие
новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:


Я узнал…


Я теперь знаю…


Мне было интересно…


Я хочу еще узнать…

Заполненные
листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на
следующем уроке обобщает и комментирует их.

«Древо
творчества»

У
детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые
дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В
конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно,
плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог
справиться с заданием, еще нужно поработать.

Инструменты
оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении

Символы –
фиксация оценки производится следующим образом:

«+»
— ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной
ситуации

«
— » — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Балловая
оценка

Процент
выполнения

95-100%
-высокий уровень усвоения

75
-95% — среде – высокий уровень

50
-74% — средний уровень

меньше
50% -низкий уровень

Эмоциональная
оценка — это «хорошие слова» или комплименты.
 Комплимент
формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему
успешно учиться.

При
оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении
работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Волшебная
лесенка»
 — ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили
материал:


нижняя ступенька — не понял,


вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,


верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить
самостоятельно.

«Волшебная
линеечка» —
 на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком,
на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился,
посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При
проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет,
то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофорик» —
оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

зеленый
– я умею сам,

жёлтый
– я умею, но не уверен,

красный
— нужна помощь.

·        
«Поезд» (цветные вагончики-этапы урока. Посади человечка(смайлик)
в вагончики (когда было интересно, трудно, не понял…)

·        
«Ладошка»

·        
«Апплодисменты»

·        
портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое.

«Сигналы
рукой».
 Учитель останавливает объяснение и просит учащихся
показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании
материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих
сигналах:

Я
понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) Я все
еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) Я не совсем
уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев
на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1)
тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2)
слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3)
слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы:
«Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По
итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении,
закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного
объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную
мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в
понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по
дальнейшей работе.

«20
секунд». 
Учитель задает ключевой вопрос и
предлагает подумать над ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники
предоставляет возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике
учитель начинает опрос в первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и,
как правило, ответ имеется примерно у 4-6 учеников, обладающих наиболее быстрой
реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа).

«Светофор». У
каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся
показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание
материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые
подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К
учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не
понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном
изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

«Две
звезды и желание» (взаимооценивание).
 Применяется при
оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает
проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга,
они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента
– «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

Методы
формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной
деятельности, как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во
время проведения обратной связи, предоставляемой учителем обучающемуся для
улучшения результата работы.

Например,
учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а делает записи
в тетради обучающегося, используя различные знаки, цвета. Каждый знак и цвет
(желтый, красный и зеленый и звездочка, птичка) указывают на удачно и неудачно
выполненные места в работе обучающегося.

Мастер-класс

«Разработка системы критериального оценивания практической деятельности учащихся по предметамв условиях реализации ФГОС»

Я предлагаю вам просмотреть видеоролик «ФГОС», после просмотра видеоролика вы должны дать аргументированный ответ на вопрос: «В чем отличие новых стандартов от стандартов первого поколения?» 

Ролик

 (ответы)

Попробуйте каждый самостоятельно оценить свой ответ по 5-балльной системе. Сложно это сделать или легко? Можно ли вашу оценку считать объективной, прозрачной? Нет. Почему?

(ответы)

А теперь оцените свой ответ по критериям. Перед вами рубрикатор (инструкция) оценивания ответа на вопросы продуктивного типа. Это лист оценивания. Он состоит из критериев и показателей, каждый показатель оценивается каким-то баллом.

Рубрикатор (инструкция) оценивания ответа

на вопросы продуктивного типа

Критерий

Показатели

Баллы

Оперирование основными терминами, выделение ключевых слов (знание, понимание) 

Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия)

0

Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия)

1

Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия)

2

Аргументирование ответа (анализ и синтез информации)

Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов)

0

Частично устанавливает закономерности

1

Самостоятельно устанавливает основные закономерности

2

Применение теории на практике (наличие  

примеров, установление межпредметных связей т.д.)

Затрудняется применять теорию на практике (отсутствие примеров)

0

Частично применяет теорию на практике (недостаточное количество примеров)

1

Самостоятельно применяет теорию на практике

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

2-3

2

0-1

Вам стало проще оценить ответы? Почему? Появились критерии, вы знаете, на чём сделать акцент при ответе на вопрос.

Десятилетия существует традиционная пятибалльная система оценивания, мы к ней привыкли и традиционно пользуемся ей на уроках.  Существуют ли недостатки в традиционной пятибалльной системе оценивания?

Традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

  • субъективность и непрозрачность оценки;
  • при такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться и сделать его успешным. 

Новые образовательные стандарты требуют внедрения новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

Выскажите свое мнение, какой должна быть система оценивания в условиях ФГОС?

Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с технологией разработки критериальной системы оценивания практической деятельности учащихся.

Что же такое критериальное оценивание?  Как вы думаете?

Критериальное оценивание (или оценивание по определенному набору критериев) – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста». 

Цель технологии критериального оценивания можно определить как создание условий и возможностей для формирования и развития научно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности, приобщения учащихся к систематической рефлексии.

Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности выполнения учебного действия.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Попробуем разобраться, как разрабатываются листы оценки разных видов деятельности учащихся.

На любом предмете практически ежедневно мы даем детям задания типа:  Сформулируйте определение понятия, процесса, явления.

Например.  На уроке  биологии в  6 классе по  теме: «Фотосинтез» вы даете детям задание:

Прочитайте текст. Определите, о каком процессе идёт речь, дайте развёрнутое определение этому процессу.

Текст:

Главное отличие зелёных растений от других живых организмов – наличие в клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических веществ.

Вода + углекислый газ  + энергия света = сахара + кислород

Дети должны дать определение фотосинтеза после прочтения и анализа текста.

Для этого им можно предложить следующие задания:

  1. Выделите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия (процесса).

2. Перечислите существенные признаки понятия (процесса).

3. Определите практическую  значимость данного понятия (процесса).

Эти вопросы и станут критериями оценки этого вида продуктивной деятельности, а в качестве показателем мы берем все те же характеристики: затрудняется дать ответ, частично или не полно дает ответ, самостоятельно дает ответ.

Рубрикатор оценивания заданий по определению понятия

Критерий

Показатели

Баллы

Выделение ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку понятия (знание, понимание) 

Затрудняется выделять ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

0

Частично выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

1

Самостоятельно выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

2

Перечисление существенных признаков понятия (анализ и синтез информации)

Затрудняется перечислять существенные признаки

0

Частично перечисляет существенные признаки

1

Самостоятельно перечисляет существенные признаки

2

Понимание практической значимости понятия (применение, оценка)

Затрудняется понимать опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

0

Частично понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

1

Понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

1-2

2

0-1

Модельный ответ:

  1. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических (воды и углекислого газа) происходящий в хлоропластах на свету. Выделившийся кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

А теперь поработаем в группах и самостоятельно разработаем критерии оценки предложенных видов заданий.

Задания по группам – составьте рубрикаторы оценивания

  1. 1 группа – анализ таблицы
  2. 2 группа – составление кластера
  3. 3 группа – анализа текста

Выступление групп, сравнение с нашими рубрикаторами.

Рефлексия мастер-класса.

В заключение  нашей работы давайте проведем рефлексию, я попрошу вас дать аргументированный ответ на один из вопросов:

1. Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

2. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время  мастер-класса?

Наш мастер-класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.

Мастер- класс  «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Цель:

Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.

Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Задачи:

Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.

Познакомить с суммативным, формативным  и критериальным оцениванием.

Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с видами оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Ресурсы:

Маркеры, бумага

Карточки

Видеоролики:

Презентация «Критериальное оценивание».

Ход семинара:

1.Добрый день уважаемые коллеги. В начале нашей работы  хочу предложить вам провести экспресс-исследование по проблеме оценивания. Для этого прошу вас ответить на предложенные вопросы. Мы выберем двух счетчиков, и тут же зафиксируем результаты. Давайте определимся, как мы отследим результаты, их можно обработать сразу, или потом.

Анкета

1. Удовлетворяет ли вас пятибалльная система оценки знаний

Да     %

Нет    %

2. Используете ли вы полностью шкалу оценок 5, 4, 3, 2

Да     %

Нет    %

3. Какие другие измерители подготовки учащихся вам больше всего импонируют:

Десятибалльная –    %

Словесная (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) –    %

Рейтинговая –      %

4. Используете ли вы в системе работы формирующее оценивание?

Да –     %

Нет –    %

Затрудняюсь с ответом –  %

5. Согласны ли вы с тем, что в начальной школе разумно  оценивать уровень знаний не только отметкой, но  и критериально?

Да     %

Нет    %

Сомневаюсь   %

Иные – %

2 .Мотивация к мастер-классу. Психологический настрой на работу.

-Предлагаю нашу работу начать с упражнения  «Взаимные презентации» 2 мин

Инструкция: Сейчас мы разобьёмся на пары.  Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.

Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:

Предмет моей гордости;

Что я умею делать лучше всего;

Какие качества я наиболее ценю в людях?

Процедура проведения: После этого организуется работа в парах – участникам предоставляется возможность самим выбрать себе партнёра.

По истечению двух минут. Ваша задача построить вашу презентация за 60 секунд. Ровно через минуту я прерву монолог.

Рефлексия. Что нового для себя вы узнали об этом человеке (30 сек)

Похвалить. Три хлопка.

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания  и взаимооценивания.

Мы не часто употребляем  в своей речи  слово «оценка», но ее применение используем каждый день. Когда едим, когда одеваемся и т.д.  Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?

4.На столе  тарелка с различными видами яблок.

Обсуждаем пословицу:

 Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает».

Скажите

– Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?

– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:

1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)

2) мелкие ( сварим компот)

3) неказистые, червивые (варенье, сушка)

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.

Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить»

5. Работа в группах по оцениванию яблок:

а) Оцените по пятибалльной шкале яблоки на тарелках.

! сложно, т.к. нет четких критериев

б) Составьте критерии оценивания этих яблок и оцените по ним

–  Какое оценивание было более эффективным и прозрачным? Почему?

6.В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы , учителя , не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия , за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания . Я думаю, что многие учителя рассуждают над вопросами -Что такое отметка? Это средство поощрения или наказания?

Слайд 

  6В Новых образовательных стандартах прописано, что

Государство ждёт гражданина критически мыслящего, а не просто исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и достигать её.  Не останавливаться на достигнутом знании, а постоянно повышать свои знания самообразованием, на курсах, получая образование в высших учебных заведениях. А фундамент этот должны заложить  учителя начальных классов.

Слайд

Основные отличительные особенности нового стандарта

-Реализация системно-деятельностного подхода.

-Наличие в ОУ основной образовательной программы.

-Новая система оценивания.

-Условия реализации основной образовательной программы.

     -Новая система оценивания

Чтобы представить подобные результаты требуется новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Оценку индивидуального прогресса учащихся, разделение по содержанию, по способам проведения текущего и итогового контроля.

Актуальность нового вида оценивания

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. Менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а оценивание остаётся без изменений.

В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой. С тех пор в советско-российской школе и существует пятибалльная система оценивания.

Эту систему оценивания, уже и пятибалльной назвать нельзя. Ведь ни для кого не секрет, что отметок «1» и «2» не существует – это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются при текущем оценивании и практически не используются при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении. Да и отметка «5» вызывает не меньше споров: в условиях ЕГЭ она как-то потускнела. Что стоит эта пятёрка в аттестате, если с баллами за ЕГЭ нельзя поступить в ВУЗ. Тройка вообще стала нарицательным понятием. Т.е. оценивание практически можно назвать трёхбалльным!

7.Работа в группах по выполнению заданий: метод мозгового штурма.

Обсудите недостатки  и положительные стороны существующей системы оценивания. /5минут/. Спикер /1 минута/

Каждая группа выдвигает свои версии.  Активное обсуждение.

Слайд  

 « + и – отметки» Современная система оценивания обладает и достоинствами. Без этого она не могла бы существовать так долго.

В «+» называют всегда только несколько вариантов.

Слайд 

– Это простота. Легко оценивать учителю (есть критерии, выработанные годами)

-легко контролировать родителям («5» -похвалил, «2» – поругал)

-стимулирует ученика (что под большим вопросом)

К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.

Недостатки существующей системы оценивания:

Слайд  

Ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного роста, развития. Например, он написал диктант, сделав 12 ошибок. «2». В следующий раз он допустил 6 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2». В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря уже о том, чтобы её повышать.

Отношения «ученик-учитель» определены контролирующей функцией наставника. Учитель – контролёр. Это никак не поднимает авторитет учителя, ну, и конечно, не мотивирует ученика. Представьте, что вас каждый день только контролируют, а не советуют и помогают. Комфортно ли будет работать в таких условиях?

А страх перед плохой оценкой? Причём, заметьте, не перед тем, что я что-то плохо усвоил, а именно перед двойкой.

Отношения «родитель- ребёнок» и «учитель- родитель». Не стоит  забывать о субъективности оценивания. У ребёнка между «5» и «4». Поставлю ему «5», он так старался , а этому только  тройку, он вёл себя плохо на уроках. Или этот родитель всегда помогает классу.  Ну как такому ребёнку не поставить на балл выше

Ребёнок не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно делать изо дня в день. Как следствие, у многих детей неадекватная самооценка.

Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность в школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы мы, взрослые, не сравнивали своих детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей. «Ты что получил за контрольную? А Петя?» «Ну почему Валя занимается на пятёрки, а ты не можешь?» и т.д. И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтер­нативу пяти­балльной сис­теме пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.

8.Задание:  у доски 2 человека рисуют дом.

Для остальных участников мастер-класса: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.

 Обсуждение после выполнения задания.  Почему так получилось.

Оцените свою работу. Проведите взаимооценку рисунков.

Слайд   

 А теперь оцените рисунок по таким критериям:

1.Фундамент – 1 балл

2.Ступени –1 балл

3.Перила – 1балл

4. Дверь – 1 балл

5. Окно – 1 балл

6. Окно на чердаке – 1 балл

7. Водосточная труба – 1 балл

8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Трава возле дома – 1 балл

10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

Максимальное количество баллов –  10

0-4 балла –       «2»

5-6 баллов –     «3»

7-8 баллов –     «4»

9 – 10 баллов – «5»

Рефлексия по заданию:

Какие виды оценивания были применены?

Насколько отличались оценки и почему?

Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Слайд   

9.Что же такое критериальное оценивание?

 Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия. Критерий – это эталон. Норма – показатель  большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

  Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся. Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.

Слайд 

Виды критериального оценивания

Формирующее и констатирующее оценивание

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. (Диагностические работы тоже сюда входят)

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки  за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Полностью лишить оценку субъективного фактора, видимо, невозможно, да и не нужно, так как это снизит ее социальную значимость.

10. Приёмы, формы и методы критериального оценивания.

Слайд 

При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы

-стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;

-помогать учиться на своих ошибках;

-помогать понять, что не получается и в какой степени;

-определять наличие тех или иных умений;

-устанавливать степень овладения умением;

-оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

-мотивировать учащихся на достижение успеха;

-формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев.

При таких функциях оценивания отметка как форма количественного выражения результата деятельности учащихся теряет свой привычный смысл. В этих условиях оценка должна отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а так же осознания проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Слайд

11.Принципы критериального оценивания.

Основными принципами критериального оценивания являются:

критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими);

приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));

гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);

естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть простроен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Самооценивание начинается в 1 классе с того, что ребёнок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя не сможет.

В условиях критериального оценивания происходит изменение отношений между учеником и учителем. Это сотрудничество направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Содержательный контроль со стороны учителя и самооценка учеников предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения каждым ребёнком знаний и умений по учебным предметам, при этом не допускается сравнение детей.

Что же в первую очередь интересует учителя: Как оценивать знания учащихся? Как составлять работы? Как заполнять журнал? Как вести дневник?

12.Виды работ.

Для отслеживания уровня знаний и умений используются различные виды работ:

стартовые;

диагностические;

текущие проверочные;

модульные проверочные;

итоговые проверочные;

демонстрация достижений учащихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе портфеля достижения ученика.

В начале учебного года проводится стартовая работа. В неё включаются задания, которые направлены на определение актуального уровня знаний и умений, необходимых для разворачивания материала в новом учебном году. Задания задаются на трёх уровнях усвоения знаний: узнавание, применение, творческий уровень. Выполняя задания, ученик должен понимать, что он знает и может выполнить, а какой способ ему неизвестен и он может отказаться от выполнения задания. Критерии для стартовой работы можно

вырабатывать всем классом;

индивидуально каждым учащимся;

выбирать из предложенных критериев  учителем.

Результаты работы фиксируются в отдельной графе.

После проведения стартовой работы и оценки её учителем, проводится анализ работы и коррекционная работа.

Сначала разводятся понятия «знаю/не знаю». Затем, на основе учебных действий, которые ребёнок изучал в предыдущем классе, но не справился с ними, составляется «Индивидуальная карта движения». Ученик дома и в классе самостоятельно, с помощью учителя, консультанта, дополнительной дидактической литературы работает над собственными «пробелами» в знаниях. Из заданий, от  которых он отказался, так как неизвестен способ, создаётся «Карта движения», в которой отражаются знания и умения на предстоящий учебный год.

13.Работа в группах

а) Составьте рецепт пирога с использованием яблок

б) Составьте критерии оценивания рецепта по пятибалльной шкале, оцените свой рецепт по пятибалльной шкале

в) Обменяйтесь рецептами и оцените их по своим критериям, поставьте оценку

г) Работа по вопросам:

– Нравятся ли вам оценки?

– Если не нравятся, почему это произошло?  Какой можно сделать вывод?

– Должно ли быть оценивание прозрачным и понятным для учащихся?

14.Приемы критериального оценивания:

1. «Редакторский совет» Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

2. «Пирамида знаний» Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

        Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:

               Воду нельзя загрязнять

               Без воды нет жизни на планете

               Вода может переходить из одного состояния в другое

               Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

3. «Закончи предложение»         В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

        Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

               Я узнал…

               Я теперь знаю…

               Мне было интересно…

               Я хочу еще узнать…

        Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

4.«Древо творчества» У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

15.Инструменты оценочной деятельности

«Светофорик» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

· зеленый – я умею сам,

· жёлтый – я умею, но не уверен,

· красный – нужна помощь

«Волшебная линеечка» –  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« – » – ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Балловая оценка

   Процент выполнения

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% – среде – высокий уровень

50 -74% – средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

 Эмоциональная оценка – это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

Ведение «Дневника моего роста»; содержит параметры достижений учащегося  по различным направлениям

Использование таблиц учета своих знаний;

Использование оценочных листов

«Волшебная лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

-нижняя ступенька – не понял,

-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

    Практическая значимость критериального оценивания:

Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Слайд     

 Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Слайд

 Учащимся:

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Слайд

Родителям:

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Слайд      : Критериальное оценивание

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

5. Рефлексия

Закончите одно из предложений: сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти специально
  • Как найти портал nevermine
  • Диабло 3 как найти адрию
  • Ошибка файла в mp3 как исправить
  • Андроид как найти карту памяти в нем