Как правильно составить монологическую речь

Как правильно составить монологичесское высказывание в усной части ОГЭ по английскому языку

В этой статье вы детально познакомитесь с 3м заданием секции говорения,  узнаете каких типичных ошибок следует избегать, как построить свой ответ так, чтобы получить за него максимум баллов.

Вам  предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).

 На подготовку к ответу выделяется 1,5 минуты, а на само высказывание — 2 минуты. Если вы не успеваете ответить за отведенное время запись все равно прекращается/

Рекомендованный объём монологического высказывания — 10—12 фраз. Именно фраз. В одном сложном предложении их может быть 2 и более. За успешное выполнение данного задания можно получить максимум 7 баллов. При этом если ученик сказал 5 или менее фраз он получает ноль баллов.

За время подготовки необходимо в первую очередь внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на вопросы, которые необходимо раскрыть. Затем нужно продумать само монологическое высказывание.

В идеале во время ответа вам необходимо:

•           начать со вступительной фразы;

•           раскрыть содержание всех аспектов задания, давая развёрнутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть пункт why;

•           стараться не давать информацию, которая не обозначена в пунктах плана;

•           правильно использовать лексические единицы и грамматические формы и конструкции, соответствующие коммуникативной задаче и уровню сложности задания;

•           сказать заключительную фразу.

Давайте более подробно рассмотрим, как выполнить это задание.

Eсли разбить монолог на небольшие задачи всё становится гораздо проще.

Мы начинаем ответ с введения. Как эксперт, который уже несколько лет проверяет устную часть я советую выбирать стандартные введение и заключение.

Без сомнения умные и правильно составленные,  не шаблонные начало и окончание звучат выигрышно  и оставляют хорошее впечатление.  С другой стороны баллы  они вам не добавят а сдаёте вы экзамен не ради того чтобы впечатлить неизвестного вам человека. Можете ли вы в 10 случаях из 10 правильно всё сформулировать так,  чтобы посторонние люди поняли, что данные отрывки является именно вступлением или заключением.  Экспертам гораздо проще отреагировать и поставить плюс за организацию высказывания если они слышат шаблон к которому привыкли и который легко однозначно интерпретировать. Сама  Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Валерьевна Вербицкая приводит в качестве образца именно стандартизированные предложения.

Для введения используйте такие фразы как:

Let me give a talk about…

I’d like to give a talk about…

Now I would like to speak about…

Тема монолога всегда указана в самом начале задании после слов You are going to give a talk about

В качестве заключения.

That’s all. Thank you for your attention.

That’s all I wanted to tell you about… I hope you liked my answer).

Объем высказывания важен и напрямую влияет на итоговые баллы. Можно попытаться увеличить его с помощью растягивание введения и заключения. Однако ключевое здесь слово «попытаться». 

I’d like to give a talk about (тема монолога). Some people think this topic is worth discussing. Others that it’s unimportant and doesn’t deserve a conversation.  I join the latter opinion and want to express my view.

Слишком большие по сравнению с основной частью начало и конец могут не засчитать или даже поставить минус за организацию высказывания. Если вы все-таки решите это сделать,  то следует говорить всё время в одном темпе. Лично я советую ограничиться  по одному предложению на начало и конец.

Если вы отвечаете на тот или иной пункт плана заранее заученными фразами, то они должны соответствовать ему и не выглядеть чем-то инородным. Полностью ответить монолог с помощью топика, шаблона у вас не получится.

Пункты плана — это не просто вопросы, на кото­рые можно ответить одной фразой. Ста­райтесь комментировать каждый пункт плана не менее чем двумя-тремя. Так вы гарантированно наберёте необходи­мый объём высказывания, а ваш ответ будет достаточно распространённым, полным и точным. Надо также помнить о том, что за недостаточный объем даже если вы и ответили на всё вам снизят балл.

В задании часто встречается пункт Why. Он особенный и требует раз­вёрнутой аргументации. Можно использовать шаблоны типа

Because it is useful/convenient/comfortable/interesting/healty/easy  и т. д. ,но если вы скажете только это эксперт может посчитать ваш ответ неполным. Используйте его только в случае, если потом планируете более полно раскрыть свою позицию. Или если вам совсем нечего сказать.

Для, чтобы увеличить объем высказывания, не отходя при этом от темы начните с об­щей фразы о том, что есть несколько причин того или иного.

There are several reasons why… (сам пункт плана).

Либо

To my mind, there are 234 reasons why…(сам пункт плана).   

Затем перечис­ляйте эти причины. В приведённом примере мы можно построить ответ так:

  • why it is important to learn foreign languages

1.People learn foreign languages because it’s useful for them. – аспект раскрыт не полностью.

2. I think there are many reasons why it is important to learn foreign languages. People want to know languages, to write to their pen-friends or to communicate with people from different countries, to meet more people and make new friends. Also, they want to read books of famous writers in original, to read newspapers and magazines.

I’m not completely sure…

Ваша речь должна быть естественной и спонтанной без заученных наизусть длинных предложений из топиков. Во всяком случае такие предложения лучше говорить в вашем обычном темпе речи.

В качестве союзов, средств логически связать свой рассказ в единое целое, чтобы выиграть время на раздумья во время ответа можно воспользоваться следующими словами и выражениями:

  • Well, … — Ну …
  • To tell the truth, … — Честно говоря …
  • To be honest, … — Если быть честным …
  • You know, … — Знаете …
  • As far as I know, … — Насколько я знаю …
  • As far as I can see, … — Насколько я могу судить …
  • Actually, … — На самом деле …
  • The thing is that … — Дело в том, что …
  • I am sure that … — Я уверен, что …
  • I believe that … — Я полагаю, что …
  • I think that … — Я думаю, что …
  • In my opinion … / To my mind … — По моему мнению …
  • Let me see. — Дайте-ка подумать.
  • I am not quite sure I know the right answer, … — Я не совсем уверен, что знаю правильный ответ …
  • Without any doubt, … — Вне всякого сомнения …
  • Firstly, … — Во-первых, …
  • Secondly, … — Во-вторых, …
  • Thirdly, … — В-третьих, …
  • Besides, … — Кроме того …
  • Moreover, … — Более того …
  • Last but not least, … — Последнее, но не менее важное …
  • I should say / I admit that … — Хочу сказать / отметить, что …
  • By the way, … — Кстати, …
  • All in all, … — В целом/в общем …
  • In conclusion, … — В заключение …
  • First of all, … — прежде всего
  • Besides,…  — кроме того
  • In addition,… — в добавок
  • Moreover,… /What is more,… — более/кроме того
  • Finally,… – наконец.

Самые на мой взгляд полезные простые, универсальные союзы это also, besides, in addition, moreover. Напомню, что на каждый пункт плана хорошо бы сказать хотя бы пару предложений и эти слова прекрасно служат для соединения этих предложений в связный текст. В  четвёртом пункте плана часто просят выразить свое отношение к теме задания. Такие вводные конструкции как In my opinion, To my mind, I consider будут при этом полезны. Можно сказать прямо my attitude to smth is positive/negative.

Используйте слова и выражения из самого задания (за это не снижаются баллы). Это позволит вам ответить на пункты плана правильно, не прилагая дополнительных усилий. Экзамен — это стресс и как правило участники справляются хуже, чем на тренировках.  При переформулировке Вы можете пропустить ключевую информацию и ответ возможно не зачтут.

Для примера посмотрим  на 3 ответа на пункт плана –  what sports activities are popular with teenagers in your region;

 Отсутствие таких фраз как «in my region», «among teenagers» если в плане они есть,  может привести к тому, что ответ вам не засчитают, или засчитают как неполный.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities among teenagers. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью, так как не уточнено, что данные виды спорта популярны в регионе отвечающего.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью так как не уточнено, что данные виды спорта популярны среди подростков.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities with teenagers in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт полностью

В среднем у вас должно получиться по две-три фразы на каждый пункт плана. Что же делать если у вас низкий темп речи, вы не знаете как расширить свой ответ до требуемого объема (минимум 6 предложений),  не успеваете за отведенное время и в результате ваш ответ получает 0 баллов.  В таких случаях вам поможет только тренировка.  Не пытайтесь сразу сказать все 10-12 предложений. Для начала хватит и 4 на основную часть и 2 на шаблон начала и конца. Это задача намного проще и времени вам точно хватит. По сути вы просто отвечаете на пункты плана, воспринимая их как вопросы. После «краткого» монолога подумайте, что ещё можно сказать и увеличьте объем до нужного.  Постепенно тренируясь в таком ключе ваш навык устной речи будет расти и если вы начали готовиться к экзамену заранее вы скорее всего сможете сказать нужное количество предложений. Если же у вас всего несколько дней в запасе и вы не справляетесь с  коммуникативной задачей на максимум, вам нужно помнить, что отсутствия заключения снимает вам балл, отсутствии ответа на вопрос ещё два, а если вы не успели с тремя пунктами плана то за всё задание получите 0.  С другой стороны при более кратком ответе, к примеру в  7 предложений скорее всего и количество ошибок будет меньше (а они у вас скорее всего будут, т. к.  медленный темп речи свидетельствуют о посредственном или плохом знании языка).  В целом такой краткий ответ по баллам скорее всего будет более выгоден.

При оценивании ответа эксперт учитывает полноту раскрытия темы, объём высказывания, его организацию и языковое оформление. Давайте более подробно рассмотрим критерии оценивания.

3 балла можно получить  за коммуникативную задачу. Здесь оценивается насколько полно и точно вы ответили на пункты плана (которые здесь называются аспектами), а также объем высказывания.

3 балла.

Коммуникативная задача выполнена полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме(полно, точно и развёрнуто); раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании. Объём высказывания: 10—12 фраз.

 2 балла.

Коммуникативная задача выполнена: цель общения достигнута; НО тема раскрыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью). Объём высказывания:8—9 фраз.

1 балл .

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один-два аспекта не раскрыты ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6—7 фраз.

0 баллов.

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута; три аспекта содержания не раскрыты.

Объём высказывания:5 и менее фраз.

Очень важным моментом является то, что при получении 0 баллов по этому критерию, за все задание ставится 0 баллов. Мы видим, что минимальный объем монолога это 6 фраз. В них входит и введение с заключением.

Полным и точным ответом считается ответ, детально раскрываю­щий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. В развёрнутом ответе содержится несколько предложений на каждый пункт плана, эти предложения являются распространёнными.

Неточный ответ характеризуется:

  • несоответствием содержания коммуникативной задаче и предло­женному плану;
  • отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами «топика», фактическими ошибками;
  • непонятными из-за языковых ошибок фразами.

Помните: и содержание и форма в данном задании важны, однако, если вам не удастся раскрыть аспекты содержания, вы рискуете получить 0 баллов за всё зада­ние даже при идеальном языковом оформ­лении вашего высказывания.

Следующий критерий – Организация высказывания. Здесь рассматривается насколько ваш монолог логически правилен, есть ли в нем введение и заключение.

2 балла.

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заклю­чительная фразы, соот­ветствующие теме; средства логической связи используются правильно

1 балл.

Высказывание в основ­ном логично и имеет достаточно завершён­ный характер, НО от­сутствует вступитель­ная ИЛИ заключитель­ная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.

0 баллов.

Высказывание нело­гично И/ИЛИ не имеет завершённого харак­тера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи прак­тически не используют­ся или имеются много­численные ошибки в их использовании.

Средства логической связи – это союзы и вводные фразы.  Не следует менять последовательность предложенных пунктов плана. В предло­женном вам плане всегда есть внутренняя логика развития монологического выска­зывания, которая, однако, может быть неочевидна на первый взгляд. Говоря проще, вам могут снизить балл по критерию «организация высказывания». Обратите внимание, что если вы не говорите вступительную и заключительную фразу, то по этому критерию у вас будет 0 баллов.

Под языковым оформлением понимается  точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, запас слов и разнообразие используемой лексики; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Здесь от вас не требуется демонстрации всех грамматических явлений изучаемых в курсе основной школы.

2 балла.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетиче­ских ошибок)

1 балл.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонети­ческих ошибок)

0 баллов.

Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-граммати­ческих и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и бо­лее фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок.

Под грубыми ошибками понимаются ошибки элементарного уровня (то, что проходят еще в начальной школе) либо ошибки, меняющие смысл высказывания. Так, например, отсут­ствие окончания -s/-es в глаголах 3-го лица ед. числа (she read9, he go* вместо she reads, he goes) или неправильная форма сравнительной сте­пени прилагательного bad  (badder вместо worse) являются ошибками элементарного уровня, так как данные формы изучаются в начальной школе. Если вместо слова house используется слово home в предложении I go house after school или слово IT произносит как it, то это считается грубыми ошибками. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

Тренироваться прежде всего стоит с заданиями из открытого банка ФИПИ так как они могут встретиться Вам на экзамене. Каждый год определенное количество заданий берется оттуда. Дополнительные пособия для подготовки к ОГЭ государством на правильность никак не проверяются и там вполне могут быть (и есть) различные ошибки и неточности. Если вы хотите более полно ознакомиться с оцениванием, на сайте ФИПИ в разделе для предметных комиссий субъектов РФ вы найдете методические рекомендации по проверке устной части экзамена. Здесь разбираются работы участников экзамена.

Монологом признается речь, которую ведет один человек. Естественно, любая форма обращения к аудитории является взаимодействием, поэтому важно, чтобы монолог был грамотно выстроен по структуре и был направлен на слушателя.

Выбор темы и цели монолога

Подготовка к выступлению должна начинаться с определения темы и уточнения структуры монолога. Тема должна освещать одну из сторон выбранной проблемы. Не стоит стремится объять большую тему и рассказать все в одном выступлении.

При выборе руководствуйтесь следующими принципами:

  • Высокая степень осведомленности. Вы должны знать тему лучше, чем все остальные слушатели;
  • Способность темы вызвать интерес аудитории;
  • Вопрос, который Вы поднимаете должен быть актуальным среди слушателей.

Название темы должно отвечать основным требованиям, а именно: отражать сущность проблемы; выражать идею выступления лаконично и точно; носить рекламный характер; привлекать внимание и затрагивать интересы слушателей.
Готовится к выступлению нужно заранее. Чем раньше Вы начнете подготовку, тем лучше будете разбираться в предмете. Владение какой бы то ни было темой возможно лишь в случае, если она достаточно освоена.
Чтобы выступление достигло своей цели, постоянно задавайте себе вопросы:

  1. Какая целевая аудитория?
  2. Для чего я это говорю?
  3. Что должны понять и уяснить слушатели?

Сложно рассчитывать на успех, если Вы не знаете насколько осведомлены слушатели в данном вопросе и насколько это соотносится с их насущными проблемами.
Цель выступления должна складываться из:

  • Объяснения;
  • Информирования;
  • Убеждения;
  • Воодушевления;
  • Побуждения к действию;
  • Пробуждения заинтересованности к предмету.

Обычно цель одна, а другие задачи ей сопутствуют.

Этапы подготовки к выступлению-монологу

микрофоны на трибунеКогда Вы определились с аспектом рассмотрения темы, установили себе цель и идею выступления, значит пора наметить предварительный план и приступить к подборке материала.

Хороший план выступления полно и последовательно должен раскрыть тему, позволить аудитории понять логику изложения и воспринять материал должным образом. План составляется заранее и может корректироваться в процессе работы с материалом.

Логическое деление и обоснование пунктов – вот основные принципы правильного построения структуры выступления.
Рассмотрим, что должен включать в себя план выступления:

  • Описание проблемы;
  • Причину ее возникновения;
  • Связь данного явления с другими смежными проблемами;
  • Освещение других сторон вопроса и их взаимосвязь;
  • Перспектива развития явления и решение проблемы;
  • Практическое предложение по устранению проблемы;
  • Выводы.

Этап подборки материала для выступления

С подбора материала и начинается подготовка к выступлению. Основную часть должны занимать собственные идеи и предложения оратора, а не компиляция уже известных теорий и соображений.

Однако, все выводы должны быть обоснованными и базироваться на уже доказанных аксиомах теории и практики. Поэтому не лишним будет ссылка на опыт отечественных и зарубежных партнеров, статистические данные, графики и таблицы, а также публикации известных деятелей в данной области. Соблюдайте профессиональную этику, при составлении речи и используйте только специалистов в указанном вопросе.

оратор пишет речь на листе бумагиПодберите подходящие источники и используйте следующие приемы для составления содержания выступления:

  1. Чтение – отбор. На этом этапе Вы составите список литературы, прочитаете аннотации, оглавления и некоторые интересующие Вас главы. Составление списка поможет сделать ссылки и заново найти интересующую книгу.
  2. Ознакомление. Внимательное чтение поможет определить, где и в каком источнике есть подходящий материал. Предварительный план, на этом этапе корректируется и уточняется. Сюда же можно отнести разметку материала.
  3. Изучение. Выписки из книг по итогам ознакомления и согласно установленному плану.

Как сделать речь яркой и запоминающейся

Каждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:

  • Насколько этот пример необходим;
  • Есть ли в нем нетипичные черты, позволяющие правильно извлечь из него урок;
  • Уместен ли он для данных слушателей;
  • Какие чувства он должен вызвать у аудитории.

Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее.

Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы.

люди аплодируютПродумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.
Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему.

Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал. В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным.

Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:

  • Ступенчатый. Один пункт материала, должен базироваться на предыдущем;
  • Спиральный. Переход от общего поверхностного изложения к глубокому анализу;
  • Хронологический. Рассмотрение явления с точки зрения его исторического становления;
  • Логический. Структурный и системный подход, затрагивающий теоретические аспекты вопроса;
  • Анализ. Мысленное разложение явления на составные части, а также рассмотрение его частей в отдельности.

Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством. Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала. 

Монологи возникают, когда персонаж обращается с речью к другому персонажу или персонажам. Он отличается от речи солилокви, так как солилокви доступно только аудитории. Если вы пишете пьесу или создаете сценарий, вы можете использовать монолог для своих персонажей, чтобы помочь продвинуться по сюжету или просто озвучить мысли персонажа.

В этой статье мы объясним, что такое монолог, обсудим, как он может использоваться в драматургии, опишем, как написать монолог в шесть шагов, и дадим советы по написанию монологической речи.

Что такое монолог?

Монолог — это речь, произносимая персонажем в пьесе, фильме или телепередаче. Монологи отличаются от диалога, где два персонажа участвуют в разговоре, поскольку в монологе один персонаж ведет монолог в течение значительного периода времени.

Монологи могут быть драматическими или комедийными, и часто позволяют глубже понять персонажа или яснее увидеть его нынешнюю ситуацию. Например, персонаж романтической комедии может произнести комедийный монолог о том, почему он любит своего партнера. Детектив в драме может произнести драматический монолог, в котором он оценивает улики на месте преступления.

В литературе монологи используются таким же образом, в основном как способ выразить мысли или чувства персонажа. Монологи являются преднамеренными и, чаще всего, обеспечивают критическое понимание персонажа или сюжета.

Как используются монологи в драматургии?

Драматические монологи могут раскрывать сокровенные мысли и чувства персонажа или информацию, связанную с сюжетом. Иногда персонаж может сделать это намеренно, а иногда это может быть случайным следствием его речи.

Писатель также может использовать монолог как возможность пригласить аудиторию присоединиться к персонажу в обдумывании сложных мыслей или чувств. Например, писатель может выбрать монолог персонажа о природе бытия, чтобы вдохновить аудиторию на более глубокие размышления на эту тему. Литературоведы могут изучать драматические монологи по следующим причинам.

Как написать монологическую речь

Монологи могут быть захватывающими элементами сюжета, которые могут добавить эмоциональной силы, философской насыщенности или сюжетной интриги в вашу историю. Вот шесть шагов, которые вы можете предпринять для написания монолога:

1. Развивайте свой характер

Монологи позволяют глубже понять персонажа, который их произносит, поэтому важно развивать своего героя как интересную и многогранную личность. Чтобы сделать это, рассмотрите три основные области вашего профиля персонажа.

  • Прежде всего, вы можете подумать о внешности персонажа, включая его рост, вес, цвет кожи, цвет волос и типичную одежду. Вы можете решить, как эти физические атрибуты могут продемонстрировать характер персонажа. Например, тщеславный персонаж может тщательно ухаживать за своими волосами.

  • Затем подумайте о характере персонажа. Например, персонаж может быть интровертом, трудолюбивым и целеустремленным. Другой персонаж может быть экстравертированным, дружелюбным и легко отвлекаемым. Вы также можете подумать о том, как личность вашего персонажа может быть связана с его биографией — последним элементом характеристики персонажа.

  • В-третьих, создайте их предысторию, например, откуда они родом, чем занимаются, какая у них семья или друзья, их симпатии и антипатии, а также их цели в жизни. Вы можете раскрыть часть этой информации во время монолога персонажа или использовать ее для поддержки выбора того, что он скажет.

2. Определите ситуацию

Монологи обычно произносятся как реакция на ситуацию, или данные обстоятельства сцены. Это делает полезным для писателя понимание ситуации своего персонажа, потому что он может решить, как его персонаж будет реагировать, и включить эту реакцию в монолог. Вы также можете подумать об обстоятельствах, связанных с обстановкой или другим персонажем. Они также могут повлиять на то, что ваш персонаж может сказать в монологе.

3. Обдумайте замысел монолога

Далее подумайте о своем намерении включить монолог в свое произведение. Возможно, вы хотите дать аудитории шанс узнать больше о конкретном персонаже или помочь аудитории понять что-то в сюжете.

Кроме того, монолог может помочь двум персонажам в вашем повествовании сблизиться. Какой бы ни была причина, знание цели вашего монолога может помочь вам писать с намерением и в конечном итоге достичь своей цели.

Вы также можете учесть намерения персонажа, произносящего монолог. Цель персонажа, или задача, — это движущая сила того, что он делает или говорит в любой сцене. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему произнесение монолога может помочь ему достичь своей цели.

Вы также можете продумать, как они могут менять тактику по ходу монолога, чтобы достичь своей цели. Например, если цель вашего персонажа — привлечь внимание другого персонажа, он может начать с вопросов, затем столкнуться с ним и в конце концов начать кричать.

4. Создайте набросок

Когда вы готовы писать, полезно начать с наброска. Для этого вы можете использовать маркеры начало, середина и конец чтобы помочь разделить монолог на три отдельные части, затем включите краткое резюме для каждой из них. Это поможет вам создать четкую драматическую дугу, которая расскажет хорошую историю.

В этой истории персонаж может прийти к осознанию, решить проблему или раскрыть важную информацию о характере или сюжете. Наличие драматической дуги важно, поскольку она может помочь аудитории почувствовать себя вовлеченной в речь и удовлетворенной ею.

5. написать свой монолог

Затем напишите монолог, используя свой набросок в качестве отправной точки. По мере написания продолжайте обдумывать цель вашего персонажа и тактику, которую он может использовать для достижения этой цели. Когда пишете, помните, что:

  • Каждый раз, когда персонаж меняет тактику, вы можете рассматривать это как новую такт, или раздел вашего монолога. Вы можете реализовать плавные или творческие переходы между этими ритмами, чтобы связать монолог воедино.

  • Также может быть полезно структурировать монолог, используя заранее определенные начало, середину и конец, чтобы помочь завершить драматическую дугу. Аналогично, вы можете включить кульминацию или момент осознания ближе к концу монолога.

  • Этот момент может совпасть с эмоциональной разрядкой для персонажа, что может быть волнительным для аудитории. Подумайте о том, чтобы закончить кнопка, что является четким завершающим тактом, который сигнализирует о завершении монолога.

6. Редактирование монолога

После завершения первого варианта монолога вы можете сделать перерыв, а затем вернуться к работе, чтобы начать процесс редактирования. Это ваша возможность проанализировать свою работу и оценить, что в ней хорошо, а что можно улучшить.

Вы также можете попросить друга или коллегу дать вам обратную связь. Приступая к редактированию, подумайте о сохранении новых черновиков вашей работы на случай, если вы захотите вернуться к предыдущей версии.

Если вы пишете монолог для пьесы, фильма или телешоу, в конечном итоге ваш монолог будет произнесен вслух актером. Чтобы подготовиться к этому, может быть полезно попросить кого-то прочитать ваше произведение вслух в процессе редактирования.

Попросите актера прочитать ваш монолог, чтобы лучше понять, как он может звучать в пьесе или фильме. Вы также можете повторить этот процесс с разными актерами, поскольку каждый из них может дать свою интерпретацию вашего монолога. Затем вы можете использовать этот опыт, чтобы уточнить или переработать некоторые части монолога.

Советы по написанию монолога

Существует множество стратегий, которые могут помочь вам написать сильный монолог. Вот несколько советов, которые следует учитывать при написании, которые могут помочь улучшить ваше письмо:

Пишите голосом персонажа

Хотя монологи могут быть полезной возможностью для писателей выразить свои собственные сокровенные мысли или философию, важно помнить, что писать нужно голосом персонажа. Это поможет сохранить непрерывность и реалистичность вашей истории.

Для этого используйте упражнения по развитию характера, чтобы определить, каким словарным запасом может обладать ваш персонаж и как ему удобнее всего выражать свои мысли. Вы также можете подумать о том, каким образованием или фоновыми знаниями он может обладать, и использовать это для формирования опыта, который он демонстрирует в своей речи.

Включите детали

Включение деталей в ваше письмо может помочь аудитории оставаться вовлеченной в ваш монолог. Если ваш персонаж рассказывает историю о своем прошлом, вы можете добавить детали, которые помогут аудитории представить себе описываемые сцены.

Если ваш персонаж признается в любви, вы можете включить подробности о том, почему он любит другого человека и как давно он его любит. Эти детали могут помочь истории, которую вы рассказываете в монологе, почувствовать себя законченной и целенаправленной, что может помочь вашей аудитории почувствовать интерес и вовлеченность.

14 апреля 2022 г.

Монологи — традиционный элемент театра, в котором персонаж произносит речь. Если вы пишете пьесу или сценарий, вы можете включить монолог, чтобы дать одному из ваших персонажей захватывающую возможность выразить свои мысли. В этой статье мы объясним, что такое монолог, обсудим, как их можно использовать в драме, опишем, как написать монолог за шесть шагов, и дадим советы по написанию монолога.

Что такое монолог?

Монолог – это речь, произносимая героем пьесы, книги, фильма или телепередачи. Монологи отличаются от диалога, в котором разговаривают два персонажа, тем, что в монологе один персонаж говорит в течение значительного периода времени. Монологи могут быть драматическими или комедийными и часто позволяют глубже понять персонажа или более четко представить его ситуацию. Например, персонаж романтической комедии может произнести комедийный монолог о том, почему он любит своего партнера. Детектив в драме может произнести драматический монолог, в котором анализирует место преступления.

Как используются монологи в драме?

В драме монологи могут раскрывать внутренние мысли и чувства персонажа или информацию, связанную с сюжетом. Иногда персонаж может сделать это намеренно, а иногда это может быть случайным следствием его речи. Например, персонаж драмы может произнести монолог, чтобы убедить другого персонажа действовать. Они могут намеренно раскрывать некоторые личные данные или информацию о заговоре, излагая свои доводы. Они также могут непреднамеренно показать свое собственное отчаяние или гнев по поводу ситуации.

Писатель также может использовать монолог как возможность пригласить аудиторию присоединиться к персонажу в обдумывании сложных мыслей или чувств. Например, писатель может создать монолог о природе существования, чтобы вдохновить свою аудиторию на более глубокие размышления о предмете. По этой причине литературоведы могут изучать драматические монологи.

Как написать монолог

Монологи могут быть захватывающими элементами истории, которые могут добавить вашей истории эмоциональную силу, философскую насыщенность или интригу, связанную с сюжетом. Вот пять шагов, которым вы можете следовать, чтобы написать монолог:

1. Развивайте своего персонажа

Монологи обеспечивают более глубокое понимание персонажа, который их произносит, поэтому важно превратить вашего персонажа в интересную и многогранную личность. Для этого рассмотрите три основные области профиля вашего персонажа. Во-первых, вы можете подумать о внешнем виде персонажа, включая его рост, вес, цвет кожи, цвет волос и типичную одежду. Вы можете решить, как эти физические атрибуты могут продемонстрировать свой характер. Например, тщеславный персонаж может хорошо ухаживать за своими волосами.

Далее рассмотрим личность персонажа. Например, персонаж может быть замкнутым, трудолюбивым и целеустремленным. Другой персонаж может быть экстравертом, дружелюбным и легко отвлекаемым. Вы также можете подумать о том, как личность вашего персонажа может быть связана с прошлым вашего персонажа, последним элементом профиля персонажа. Их предыстория может включать в себя информацию о том, откуда они родом, какую работу выполняют, какие у них семьи или друзья, что им нравится и что не нравится, а также какие у них цели в жизни. Вы можете раскрыть часть этой информации во время монолога вашего персонажа или использовать ее, чтобы поддержать свой выбор того, что он говорит.

2. Развивайте ситуацию

Монологи обычно даны как реакция на ситуацию или «данные обстоятельства» сцены. Это делает писателю полезным понять ситуацию своего персонажа, потому что затем он может решить, как его персонаж, вероятно, отреагирует, и включить эти реакции в монолог. Например, вы можете рассмотреть, какие элементы сюжета являются важными обстоятельствами для вашего персонажа во время монолога. Недавняя смерть члена семьи, например, может быть важным элементом сюжета, который может заставить вашего персонажа всхлипнуть или отстраниться во время монолога.

Вы также можете рассмотреть данные обстоятельства, относящиеся к сеттингу или другому персонажу. Это также может повлиять на то, что ваш персонаж может сказать в монологе. Например, если ваш персонаж находится на кладбище, он может говорить не так, как в школе или на важной встрече. Точно так же вы можете рассмотреть человека, с которым разговаривает ваш персонаж. Если они разговаривают с другом, они могут быть более расслабленными, чем если бы они разговаривали с авторитетной фигурой.

3. Знайте цель монолога

Затем подумайте о своем собственном намерении включить монолог в свою работу. Вы можете сделать это, потому что хотите дать аудитории возможность узнать больше о конкретном персонаже или помочь аудитории понять что-то об истории. В качестве альтернативы монолог может помочь двум персонажам вашего повествования сблизиться. Какой бы ни была ваша причина, знание цели вашего монолога может помочь вам писать с намерением и в конечном итоге достичь своей цели.

Вы также можете учитывать намерения персонажа, произносящего монолог. Цель или задача персонажа — это движущая сила того, что он делает или говорит в любой сцене. Подумайте о том, чего хочет ваш персонаж и почему произнесение монолога может помочь ему достичь своей цели. Вы также можете подумать, как они могут изменить тактику в ходе монолога для достижения своей цели. Например, если цель вашего персонажа — привлечь внимание другого персонажа, он может начать с вопросов, затем противостоять им и, в конце концов, начать кричать.

4. Напишите план

Когда вы будете готовы писать, может быть полезно начать с плана. Для этого вы можете использовать маркеры «начало», «середина» и «конец», чтобы разделить монолог на три отдельные части, а затем включить краткое изложение каждой из них. Это может помочь вам создать четкую драматическую арку, рассказывающую хорошую историю. Эта история может включать в себя то, что персонаж приходит к пониманию, решает проблему или раскрывает важную информацию о характере или сюжете. Наличие драматической дуги важно, потому что это может помочь аудитории почувствовать себя заинтересованной и удовлетворенной речью.

5. Напишите свой монолог

Затем вы можете написать свой монолог, используя план в качестве отправной точки. Когда вы пишете, продолжайте думать о цели вашего персонажа и о том, какую тактику он может использовать для достижения этой цели. Каждый раз, когда персонаж меняет тактику, вы можете рассматривать это как новый «такт» или часть вашего монолога. Вы можете реализовать плавные или творческие переходы между этими битами, чтобы связать монолог воедино.

Также может быть полезно структурировать свой монолог, используя заранее определенные начало, середину и конец, чтобы помочь завершить драматическую дугу. Точно так же вы можете включить кульминацию или момент осознания ближе к концу вашего монолога. Этот момент может совпасть с эмоциональным освобождением персонажа, что может заинтересовать зрителей. Наконец, рассмотрите возможность окончания «кнопкой», которая представляет собой четкий финальный бит, сигнализирующий о завершении монолога.

6. Отредактируйте свой монолог

После завершения первого варианта вашего монолога вы можете сделать перерыв, а затем вернуться к работе, чтобы начать процесс редактирования. Это ваша возможность просмотреть свое письмо и оценить, что работает хорошо, а что можно улучшить. Вы также можете попросить друга или коллегу оставить отзыв. Когда вы начнете редактирование, рассмотрите возможность сохранения новых черновиков своей работы на случай, если вы захотите вернуться к предыдущей версии.

Если вы пишете монолог для пьесы, фильма или телешоу, в конечном итоге актер, скорее всего, произнесет ваш монолог вслух. Чтобы подготовиться к этому, может быть полезно прослушать свое произведение вслух в процессе редактирования. Подумайте о том, чтобы попросить актера прочитать вам ваш монолог, чтобы вы могли услышать, на что он похож в пьесе или фильме. Вы также можете повторить этот процесс с разными актерами, потому что каждый из них может по-своему интерпретировать ваш монолог. Затем вы можете использовать этот опыт, чтобы прояснить или переработать области монолога.

Советы по написанию монолога

Есть много стратегий, которые могут помочь вам написать сильный монолог. Вот несколько советов, которые следует учитывать при написании, и которые могут помочь улучшить ваше письмо:

Пишите голосом персонажа

Хотя монологи могут быть полезной возможностью для писателей выразить свои сокровенные мысли или философию, важно не забывать писать голосом своего персонажа. Это может помочь сохранить преемственность и реализм вашей истории. Для этого используйте упражнения по развитию персонажа, чтобы определить, какой словарный запас может быть у вашего персонажа и как ему будет наиболее удобно выражать свои мысли. Вы также можете подумать о том, какое у них образование или фоновые знания, и использовать их для информирования об опыте, который они демонстрируют в своей речи.

Включить детали

Включение подробностей в ваше письмо может помочь аудитории оставаться вовлеченной в ваш монолог. Если ваш персонаж рассказывает историю о своем прошлом, вы можете добавить детали, которые помогут зрителям визуализировать описываемые им сцены. Если ваш персонаж признается в любви, вы можете указать подробности о том, почему он любит другого человека и как долго он его любит. Эти детали могут помочь истории, которую вы рассказываете в монологе, казаться полной и целенаправленной, что может помочь вашей аудитории почувствовать заинтересованность и заинтересованность.

Принципы
и подходы к обучению монологической речи. Разновидности монолога.

Монологическая
устная речь — относительно развернутый, продолжительный и организованный тип
речи, не предназначенный для непосредственной вербальной реакции собеседника.
Монолог всегда подготовлен (не спонтанный).

В лингвистическом
плане монолог характеризуется наличием всех признаков текста, к которым
относят: цельность, связность, завершенность, целенаправленность,
информативность.

По сравнению с
диалогической речью монологическая речь преимущественно контекстна, логична,
последовательна, аргументированна, ей присуща обращенность к группе лиц /
одному лицу; она имеет, как правило, более сложное синтаксическое строение,
гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию. В
отличие от диалогической речи монолог является такой формой речи, при которой
объем, характер информации, структура, композиция и языковые средства
определяются самим говорящим.

Целью обучения
монологической речи в средней общеобразовательной школе является формирование
умений монологической речи

Под монологическими умениями понимаются умения 1)
правильно в языковом отношении, 2) логически последовательно, 3) достаточно
полно, 4) коммуникативно мотивированно в зависимости от целей коммуникации и
творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.

Монолог обладает следующими
характеристиками:

— целенаправленность (соответствие речевой задаче);

— непрерывный характер;

— логичность;

— смысловая законченность;

— самостоятельность;

— выразительность.

Пути обучения монологу:

1)   
Сверху вниз-на основе работы с текстом (создание речевой ситуации,
обеспечение содержательной ценности, языковой и речевой опоры)

2)   
Снизу вверх-на основе постепенной работы с лексикой и
грамматическими структурами, путем постепенного увеличения количества фраз

В качестве
составляющих данного умения можно выделить специальные речевые умения,
касающиеся содержания, логического построения и языкового оформления связного
высказывания.

Содержание
высказывания:

• умение строить
высказывание в соответствии с темой;

• умение отбирать
языковые средства для высказывания;

• умение выражать
собственное отношение к излагаемому.

Логическое
построение:

• умение
композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом;

• умение связно и
последовательно излагать высказывание.

Языковое
оформление:

• умение правильно
в языковом отношении оформлять высказывание (лексически, грамматически,
фонетически).

При выделении
типов монологических высказываний будем опираться на общепринятую
классификацию, основу которой составляют функционально-смысловые типы
монологов: монолог-повествование, монолог- описание, монолог-рассуждение.

Виды монологов:

1. 2.1
Продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных
типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика)

 1.2.2 Передача
основного содержания прочитанного/увиденного с выражением своего отношения,
своей оценки, аргументации

1.2.3 Самостоятельное
высказывание в связи с прочитанным текстом, полученными результатами проектной
работы

1.2.4 Рассуждение
о фактах/событиях, об особенностях культуры своей страны и страны/стран
изучаемого языка

 Формирование
умений монологической речи

Монологическая
речь относится к тем видам речевой деятельности, которые подготавливаются
речевым опытом на родном языке как в практическом, так и в теоретическом плане.
В школе детей учат описанию, повествованию, рассуждению. Это позволяет
сосредоточить внимание учащихся на уроке иностранного языка на языковой форме
высказывания. В итоге монологическая речь учащихся на иностранном языке бывает
более упорядоченной и правильной, чем диалогическая, но только в определенной
степени. Трудности правильного формулирования высказывания на иностранном языке
снимаются только отчасти.

В результате
обучения на базовом уровне ученик должен:

  • владеть
    разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным
    /прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом),
  • а
    также делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по
    теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации:
    рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая
    свои намерения/поступки
    ; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры,
    аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и
    культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Согласно
требованиям к уровню подготовки выпускников, установленному стандартом в
области говорения, ученик должен уметь:

  • рассказать
    о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
    сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране
    изучаемого языка;
  • делать
    краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем),
    передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
    услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать
    краткую характеристику персонажей;
  • использовать
    перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения.

Ведущий принцип
обучения — монологическое высказывание, которым является коммуникативная
направленность обучения, то есть ориентированность на общение.

В соответствии с
этим принципом процесс развития умений монологической речи, по возможности,
должен напоминать реальные условия речевой коммуникации.

Самый общий
перечень видов упражнений, которые рекомендовал В.Л. Скалкин:

1.    
Описание
картинок
.
Перевод зрительного кода в вербальный всегда остается важной задачей. Картинки
заставляют вглядываться в окружающий мир, описывать его, и это тоже
немаловажная педагогическая задача. Картинка не обязательно должна быть на
бумаге, она может быть представлена и с помощью телевизионного кадра,
приобретая, таким образом, свободу использования и динамику, которой не
обладает рисунок.

2.    
Репродуктивные
упражнения
 —
это традиционный пересказ, рассматриваемый как подготовка к свободному
выражению своих мыслей и чувств. При этом рекомендуется не простое
воспроизведение готового текста, а его смыслолингвистическая трансформация.
Очень важен правильный подбор текста — доступность, наличие мыслительной
задачи, подходящий для устной речи языковой материал.

3.    
Ситуативные
упражнения
.
Как средство развития монологической речи используются ситуации как реальные,
так и воображаемые.

4.    
Упражнение
на говорение с опорой
-5 вопросов (семья, дом, школа, хобби и
тд)

5.    
Композиционные
упражнения
 включают
несколько разновидностей устного сочинения: рассказ по предложенной ситуации
или сюжету, по пословице или крылатому выражению, по теме или заданию, по
собственной теме учащегося. Далее от этих упражнений можно перейти к
следующему(каждый готовит монолог по пословице, а потом обсуждают в группах)

6.    
Дискутивные
упражнения
 —
учебная дискуссия, когда высказывание каждого участника развернутое и связное,
и комментирование — менее полемичное и одновременно более продолжительное
монологическое выступление (следует добавить: в рамках
диалогического/полилогического общения — авторы).

Предлагается
система обучения устному высказыванию по теме, состоящая из четырех этапов, на
каждом из которых развивается то или иное умение. Первый этап связан с
мобилизацией опыта, активизацией тематических знаний — предметных и языковых, а
также знаний о построении такого рода монолога. Второй этап посвящен
последовательности изложения. На этом этапе развивается умение планировать
монологическое высказывание. Третий этап сосредоточен на переносе информации и
ее интеграции. Наконец, на четвертом этапе учащиеся совершенствуют свое умение
выражать личное отношение к излагаемым фактам.

Умения связного
высказывания формируются в процессе двух этапов работы с текстом-образцом:
подготовительного и речевого.

Основу подготовительного
этапа
 составляет традиционное понимание методики работы с текстом,
согласно которой выделяются следующие подэтапы.

  • 1. Дотекстовый 
  • 2. Текстовый
     состоит из чтения текста с предварительной установкой и последующей
    проверкой понимания содержания прочитанного.

Среди других
заданий на пересказ наиболее интересными представляются следующие: пересказ
текста в обратном порядке, пересказ текста в виде внутреннего монолога одного
из героев рассказа, пересказ с изменением времени или места повествования,
пересказ от имени неодушевленного предмета и т.д.

Речевой
этап
 предполагает
деятельность по самостоятельному порождению высказывания. С этой целью
используются речевые упражнения, целью которых является обучение подготовленной
и неподготовленной монологической речи.

Речевые
упражнения, формирующие подготовленную речь, направлены на то, чтобы учащиеся
связно и последовательно научились излагать свои мысли в соответствии с
предложенной схемой монологического высказывания, высказываться на основе
определенного плана / ключевых слов, логико-синтаксической схемы и др.

В свою очередь,
речевые упражнения, формирующие неподготовленную речь, направлены на развитие
умений высказываться самостоятельно, определяя план содержания и план выражения
монологического высказывания. Степень самостоятельности и творчества при
выполнении продуктивных упражнений самая высокая. Таким образом, речевые
упражнения предназначены для развития у учащихся умений формулировать
самостоятельное высказывание, соответствующее ситуации общения, композиционно
правильно оформлять его, связно, логически последовательно, достаточно полно
раскрывать главную мысль, используя выразительные средства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти безвести пропавшего участника вов
  • Как можно найти бильярд
  • Как найти художника мультипликатора
  • Как найти напряженность поля в центре треугольника
  • Return value of orderselect should be checked как исправить