Как правильно составить описание природы

describe the nature 1              

Как описать природу, подобно классикам?

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры,  подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.  

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование, вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева, Пришвина, Паустовского.

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.

Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1

Turgenev Beljukin 1

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

№ 2

Prishvin Verejskij

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

№ 3

Paustovskij Yepishin

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

***

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Рассказчик лишь созерцатель, «передатчик», вся его задача – сидеть, глядеть, слушать. Рассказчик говорит о личном восприятии осеннего утра, свои чувства и свое отношение он при этом объединяет с чувствами других при помощи местоимения «мы», создает родство. Рассказчик делает личное всеобщим. Всеми узнаваемы и цвет загорелой кожи, и ощущение счастья от мелочи. Рассказчик «перекидывает мостик» от детства до масштабности осени, которая «завладела землей».

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:

И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский

Белый — 4

Лазурь

Червонным

Синело

Зелены

Красная

Золотая

0

Серым

Желтым

Зеленела

синяя

Всего 10 0 4

Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.  

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

«Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

«От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.  

  И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

    Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

Авторский стиль часто отражают и художники-иллюстраторы. Обратите внимание, что я в статье использовал не просто картинки, а иллюстрации. И осень на них очень разная.  

Итак, подведем итоги:

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

7. Читайте, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015

describe the nature color

Как ученику начальной школы придумать, написать рассказ о красоте природы и оформить его?

Где найти образец рассказа-сочинение на тему «Красота природы»?

Природа, это то, что окружает нас повсюду.. Это лес, речка, горы, поле, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота природы безгранична и многогранна. В ней нас восхищает всё.

Приглядитесь внимательно к любому цветочку, божьей коровке или к бабочке и вы увидите что они совершенны. Или присмотритесь как красиво ложится роса на листочки. А какие красивые узоры плетёт мороз на окне, какие красивые снежинки летят на нас зимой с неба.

Сколько на свете зверей, рыб и птиц и все они очень красивы и по своему уникальны. А какую необыкновенную красоту можно увидеть, если посмотреть ночью на звёздное небо.

Все мы вечно спешим куда то, бежим, не замечая ничего, но стоит только остановиться и присмотреться и тут же эта красота открывается нам.

система выбрала этот ответ лучшим

Enot-Nina
[110K]

3 года назад 

Рассказ о красоте природы можно написать с учетом смены времен года на примере парка. Вот такое фото можно подобрать к нему

Рассказ о красоте природы

:

Красота природы в ее переменчивости. Она никогда не бывает одинаковой. Каждый день не похож на другой: меняется погода, а за ней и времена года. Один и тот же уголок, например, парк, выглядит совершенно по-разному. И он всегда красивый.

Зимой — это огромные белоснежные сугробы и снежинки, что переливаются на солнце. Это огромные снежинки, удивительный иней,покрывающий паутинкой каждую веточку. Это красивый,сказочный сон.

Весной, лишь пригреет солнышко, парк просыпается. Тут уж зевать растениям и животным нельзя. Появляются птицы, что вернулись из теплых стран. Они звонко поют. От снега остались только ручьи. Земля покрывается зеленым ковром, а на ветках яблонь, сирени распускаются душистые цветы.

Лето — это самое зеленое время года. Красивые широкие листья спасают от зноя. На клумбах в парке распустились цветы всех оттенков и расцветок. Солнце высокое, а на небе белые , мягкие облака разных очертаний.

С приходом осени расцветают листья, теперь они самые яркие. Каких только нет: золотистые и зеленые, коричневые и красные, огненные и рыжие. Разве можно не восхищаться золотой осенью.

В этом вся красот природы: каждое лето как новое, каждая осень — совершенно другая. Зимой не бывает одних и тех же узоров, а весной цветы пахнут особенно, не так как в прошлом году.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

Красота природа бывает очень разнообразна, особенно в разное время года. К примеру красота зимней природы очаровывает сказочностью. Не зря говорят, что на улице «зимняя сказка». Кругом всё засыпано снегом. Деревья, поля. В солнечный день природа зимой вся сверкает, как хрусталь и рассыпанные драгоценные камни. А красота снежинок, если их начать рассматривать, это просто чудо природы. В природе всё гармонично. Красоты водоёмов, воды, морей, суши, лесов окружают нас по всей планете. Некоторые уголки природы выглядят очень сказочно. Словно природу коснулось волшебство. Красота природы в разное время суток красива по своему и разнообразно. Всё неповторимо в ней.

Теперь предлагаю посмотреть фоторассказ о красоте природы.

OlyaS­h
[67.2K]

3 года назад 

Природа — это то, что окружает нас повсюду. Не важно в горах ты, в поле, в живописном лесу — везде природа прекрасна по-своему.

Природа помогает человеку отвлечься от повседневных забот, расслабиться и просто насладиться жизнью.

Природа радует человеческий глаз в любом своем проявлении. Это может быть зеленый луг с простыми полевыми цветами, а может быть нечто такое невероятное, что захватывает дух и заставляет остановиться и просто наблюдать.

Наслаждаться природой очень просто. Например, можно совершить прогулку по осеннему лесу. Когда идешь по узкой тропинке, любуясь сочными красными, желтыми и зелеными оттенками листвы, а под твоими ногами хрустят еловые ветки, то невольно рождается желание творить — писать стихи, рисовать. Ведь не зря осенний лес был источником вдохновения известных поэтов и художников.

Однако главная задача всего человечества — сохранить всю эту красоту для потомков.

Хохир­а
[6.2K]

3 года назад 

Красота нашей природы завораживает. Во все времена природа вдохновляла художников и поэтов восхвалять её. Природа прекрасна не только в любое время года, но и в любое время суток. На рассвете мы можем наблюдать , как просыпается природа, появляется роса на травке и листьях деревьев. А какой замечательный бывает закат- огненно- красным заревом спускается солнце за горы. После дождя можно наблюдать разноцветную радугу.

«У природы нет плохой погоды» поется в песне. Действительно, любое время года прекрасно. Зима завораживает снегом, рисует узоры, снежинки, не похожие друг на друга. Хрустящий снег под ногами, заснеженные деревья, большие сосульки, трескучие морозы — всё это красота зимней природы.

Весна очаровывает своей молодость, энергичностью. Природа просыпается. Радостная капель стучит по земле. Хочется жить и любить. Распускаются листочки, расцветают цветочки. Повсюду слышны пение птиц и ароматы цветущих деревьев.

Лето- любимая пора. Солнце дарит теплые лучи. Краски лета разнообразны. Речки, озёра сверкают на солнце, как бриллианты. Только летом можно наблюдать разноцветную радугу.

Осень- живописная, разноцветная пора. Деревья окрашиваются в красный, оранжевый, жёлтый, пурпурный цвета. Запах грибов в лесу, сухой листвы под ногами, грозовые тучи, крики улетающих птиц возбуждают сознание.

Всю красоту природы невозможно описать словами. Природу нужно беречь и охранять.

Go Green
[537K]

3 года назад 

Образец рассказа о красоте природы можно посмотреть прямо здесь:


Природа — это земля и воздух, вода и растения, животные и птицы, рыбы и насекомые. природа повсюду, она является частью нашей планеты, ее составляющей.

Природа красива во всех ее проявлениях.

Весной цветущие луга, предгорья, сады завораживают своей свежестью, красотой и изяществом цветов, яркими жизнерадостными красками.

Можно наблюдать за тем, как скатывается капелька росы с листика или как пчела собирает нектар и восхищаться этим.

Меняющееся небо демонстрирует различные состояния и краски Любоваться закатами и восходами солнца, лучи которого окрашивают небо каждый раз в разные оттенки можно ежедневно и это никогда не надоест.

Вода, ее гладь, отражающая все вокруг, шум прибоя и звуки разбивающихся брызг водопада — все это часть красоты нашей природы.

Природу нужно не только любить, любуясь ей. но и хранить ее и защищать, беречь, чтобы у последующих поколений тоже была возможность наслаждаться ее красотой.

Точно в цель
[110K]

3 года назад 

Как же все-таки красива наша природа — пожалуй, такой красоты не смог бы сотворить не один живущий на земле человек.

Природа прекрасна во всем: о эти дивные реки и озера; прекрасный трепет и пение птиц; яркое солнце, которое ослепляет нас своим солнечным светом; деревья, без которых бы человек не смог получать кислород.

Природа много столетий и даже тысячелетий вдохновляла поэтов и художников на активное творчество — например, многие художники 19-20 веков рисовали пейзажи природы (например, известная картина Васнецова «Ахтырка»); а поэты описывали природу как нечто особенное, то, что нужно беречь и сохранять — на этом фоне, выделились, конечно, Федор Тютчев и Сергей Есенин, которые написали множество стихов о природе.

Аника­М
[17.8K]

4 года назад 

Рассказ о красоте природы будет просто написать в любом возрасте.

Например.

Я считаю, что природа красива. И дикая, и лесная, и городские парки, и цветы на подоконнике. И кот, потому что он тоже часть природы. И они все красивые даже когда это не замечают.

Все говорят, что дождь уныл, ведь во время дождя нельзя играть на улице. Но во время дождя бывает радуга! А это очень красивая штука.

А мороз? Он рисует на окне узоры, которые я очень люблю рассматривать.

А вы знаете, как красив мой кактус? Когда он цветёт летом, я смотрю на него с интересом. Ведь в него замечательные цветы.

Природа красива вся, даже маленькие ее фрагменты. А они все вместе составляют большое красивое множество.

На нашей планете есть немало мест, красота которых просто завораживает. Когда видишь такую красоту и совершенство, созданные матушкой-природой просто дух захватывает.

Вот, например, фото Усьвинских столбов в Пермском крае.

Но созерцая природу, наблюдая за ней, находясь в поисках красоты и чего-то необычайного и восхитительного, важно не забывать о том, что

Иными словами, красоту нужно уметь замечать, важно ее разглядеть в простых и хорошо знакомых вещах вокруг себя. Красоту важно понимать.

Вспомните радугу после теплого летнего дождя. Ведь это шедевр, который раз за разом создает природа.

А как прекрасны обычные снежинки, которыми зимой у нас никого не удивишь!

lady v
[639K]

4 года назад 

Умейте видеть красоту везде, ведь все что нас окружает, все творения природы необыкновенно красивы. Мы часто привыкаем к этой красоте и не замечаем в каком чудесном мире мы живем. А надо иногда просто остановиться и полюбоваться например кустом рябины поздней осенью, или звездным небом над головой. Надо уметь видеть разлитую вокруг нас красоту и тогда мы станем красивей.

Рассказ о красоте природы для ученика 2 класса можно написать о любом проявлении живой или даже мертвой природы — о лесе, луге, реке, горах, небе, растениях, животных, и так далее.

Вот например несколько примеров рассказа о красоте неба. Вот примеры готовых рассказов в которых описывается красота растений.

А теперь мы сами составим готовый рассказ о красоте природы для ученика 2 класса:

Все что меня окружает — это природа. И недавно я поняла, что природа очень красивая, что никакие творения человека рядом не стояли с произведениями природы. Например горы. Это просто чудо как они величественны и красивы! Они попирают землю и царапают небеса. А их вершины укрыты снеговыми шапками. Даже стоять рядом с этими исполинами страшновато, а уж взбираться на их склоны могут только настоящие герои. Я тоже хочу стать таким героем и когда-нибудь обязательно покорю самую высокую и неприступную вершину. И тогда увижу красоту этого мира всю целиком, с огромной высоты.


И конечно оформление рассказа, фоторассказ о красоте природы. Мы просто подбираем к рассказу красивые фото, или наоборот составляем рассказ по фотографиям. Получается и красиво и поучительно:

Знаете ответ?

Сочинение подобного рода предполагает описание какого-либо из времен года (например, «Картины зимы») или суток («Утро над рекой»). При этом важно создать увлекательный текст, обнаруживающий в вас человека чуткого, неравнодушного к красотам природы. Учитесь у классиков описывать природу, почитайте тексты И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского. Вы увидите, как можно передавать свои впечатления, избегая шаблонов и штампов.

 Поймите, от какого лица Вы хотите описывать природу, может быть, у вас возникнет желание взглянуть на мир глазами одного из объектов живой природы. Так вы сможете передать свои впечатления и идеи более оригинально.

Вспомните свои впечатления от пребывания в лесу, в поле, в горах… Воскресите в памяти звуки и запахи природы. Попытайтесь передать свои наблюдения и ассоциации, используя сравнения, олицетворения, метафоры и другие средства художественной выразительности, чтобы наполнить описание особым смыслом, передать авторское видение.

Посмотрите, как делает это писатель М.М. Пришвин во «Временах года» (зарисовка «Перед дождем»):

«В лесу перед самым дождем бывает такая тишина, такое напряжение в ожидании первых капель дождя! Каждый листик, каждая хвоинка показываются как в своем роде единственные. Смотришь и знаешь: нет такого другого листика, нет такой другой хвоинки, и в то же время они, единственные, делают то же, что все.

Заячья капуста, мелкая травка, чтобы лучше показаться, даже на пень взобралась!

Вот и я тоже вхожу к ним, и мне кажется, все они в своем выражении, как люди, лицами своими повернулись ко мне и просят дождя.

Как будто это от меня зависит!

— А ну-ка, старик, — сказал я на пробу дождю, — будет тебе нас томить, начинай!

Или дождик послушался, или, как говорят, все так сошлось: дождик пошел».

Как описать природу в произведении

Описание природы в литературном произведении играет важную роль. Ведь пейзажные зарисовки вовсе не являются фоном, оторванным от повествования. Каждая из них, помимо изобразительно-выразительной функции, несёт в себе и определённые смысловые акценты. Умело созданный авторский пейзаж отлично передаёт психологическое состояние литературных персонажей.

Содержание

  • Какую роль играет природа в литературных произведениях?
  • Описание природы в зависимости от эмоций
  • Пейзажи, навевающие грусть и отчаяние
  • Природа в романтических произведениях
  • Радостные эмоции при виде красот природы
  • Описание природы в разное время года
  • Роль пейзажной детали в рассказах А. П. Чехова
  • Природа в творчестве Гоголя
  • Пейзажные зарисовки в произведении «Тихий Дон» Шолохова

Какую роль играет природа в литературных произведениях?

воспитывают любовь к родной земле;

помогают лучше разобраться в авторской позиции;

предвещают трагичный (или оптимистичный) финал истории.

Обратите внимание! В произведении «Война и мир» Л. Толстого пейзажные зарисовки выглядят точно, рельефно, красочно. В творчестве этого автора явственно прослеживается идея неразрывного единства человека и природы.

Описание природы в зависимости от эмоций

Зарисовки природы довольно часто подчёркивают переживания, настроение литературных героев. Живописный пейзаж, описанный в последней главе произведения «Отцы и дети», отлично гармонирует с приподнятым настроением Фенечки и Николая Петровича, Кати и Аркадия. И эти эмоции невольно передаются и читателю. Действительно, трудно не удивляться красоте природы, читая о прелести ««белой зимы с плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом».

Пейзажи, навевающие грусть и отчаяние

Порой описание природы в произведениях выполняется в монотонных тонах. Это создаёт чувство угнетённости, тоски и одиночества:

Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…

Литературное описание природы в одном из фрагментов произведения И. Тургенева «Отца и дети» выступает средством отражения подавленного эмоционального состояния родителей, потерявших горячо любимого сына. Грустный эпизод о кладбище, которое «… являет собой вид печальный…», помогает понять силу переживания стариков Базаровых, глубину их скорби.

Природа в романтических произведениях

Существуют определённые принципы описания природы в романтических художественных произведениях. Там можно прочесть о бушующем море, бурных водопадах, величественных горах. Описание красот природы помогает лучше понять мятежную душу литературных персонажей. Главные герои романтических произведений – яркие, неординарные личности, стремящиеся к самореализации, свободе.

То, как автор описывает природу, зачастую олицетворяет душевную борьбу персонажей. В качестве примера подобных романтических произведений стоит привести:

Существуют определённые принципы описания природы в романтических художественных произведениях. Там можно прочесть о бушующем море, бурных водопадах, величественных горах. Описание красот природы помогает лучше понять мятежную душу литературных персонажей. Главные герои романтических произведений – яркие, неординарные личности, стремящиеся к самореализации, свободе.

То, как автор описывает природу, зачастую олицетворяет душевную борьбу персонажей. В качестве примера подобных романтических произведений стоит привести:

  • «Мцыри» М. Ю. Лермонтова;

  • «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина.

Необычайно красивое описание природы содержится в рассказе «Старуха Изергиль» Максима Горького: «Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало женщин сказочными и странными».

В представлении авторов романтических произведений человеческая душа и природные явления зачастую сливались воедино. Многие писатели свято верили в божественное начало деревьев, лугов, цветов и гор:

В природе, в языке врождённых чувств
Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.

Радостные эмоции при виде красот природы

Знакомя читателей с характером Г. Мелехова, Шолохов отмечает его тесную связь с окружающим миром. Она особенно отчётливо выражена в эпизоде купания коня:

Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория лёгкая сладостная пустота.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Описание природы в разное время года

Известные поэты и писателя пытались донести до своих читателей мысль, что природа хороша в любое время года. К примеру, зима в творчестве многих классиков предстаёт полной тайн и загадок. Следовательно, при описании этого времени года часто используются слова «чародейка», «волшебница». С этим временем года ассоциируются такие сказочные персонажи, как дед Мороз, Снегурочка.

Зима

Красота русской зимы была воспета в творчестве многих известных авторов. К примеру, поэт И. С. Никитин представлял её в образе близкого человека. Этот автор называл зиму «защитницей», «матушкой».

Красочные зимние пейзажи представлены во многих стихотворных произведениях:

  • «Ветхая избушка» А. А. Блока;

  • «Зимнее утро» А. С. Пушкина;

  • «Зимняя дорога» А. С. Пушкина;

  • «Мороз-воевода» Н. А. Некрасова.

Зимняя природа изображена и в стихотворении «Крещенская ночь» И. Бунина:

Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, словно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.

Произведение «Крещенская ночь» было написано в 1901 году. Оно относится к раннему периоду творчества автора. Автору удалось передать всё волшебство и красоту праздничной ночи.

Весна

При создании деревенского пейзажа в произведении «Отцы и дети» И. Тургенев показывает бедственное положение крестьян. При этом автор заставляет читателя задуматься о давно назревшей необходимости перемен:

Весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка.

Картина пробуждения природы от зимнего сна вселяет надежду на улучшение жизни деревенских обитателей. А приведённые ниже строки, в свою очередь, показывают восхищение неувядающей красотой природы, которое довелось испытать Кирсанову:

Солнечные лучи, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над ней поднималось бледно-голубое небо.

В стихотворении «Первый ландыш» А. А. Фета это время года предстаёт в образе красивого весеннего цветка. В этом произведении хорошо отражены радостные эмоции людей при мысли о скором приходе тепла.

Лето

В произведении «Поднятая целина» М. Шолохова даётся весьма художественное описание приближающегося лета: «Земля набухла от дождевой влаги, и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром».

Выразительность и эмоциональность авторской речи достигается, прежде всего, благодаря использованию художественных средств языка:

эпитетов («бирюзовая дымка», «голубоватый пар»);

сравнений. Яркий пример такого средства выразительности – фраза «как рассыпанная дробь»;

олицетворения («ветер раздвигал», «земля млела»).

Осень

Существует мнение, что при создании осеннего пейзажа нужно использовать «цветовые» эпитеты. В этой связи сразу же вспоминается фраза Пушкина: «в багрец и золото одетым лесам».

При этом каждый из классиков использует собственные приёмы, создавая художественное описание природы. И. С. Тургенев предпочитает применять сравнения (как косвенные, так и прямые):

«…тонкие стволы не слишком частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»;

«…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ласковая и ясная, как прекрасный глаз».

В творчестве Паустовского художественное описание природы приближено к атрибутам жизни человека:

«От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

«Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы».

Пришвин в своих пейзажных описаниях выбирает для себя некое «ядро», вокруг которого складывается красочная картина осеннего утра. В приведённом ниже примере это «полёт»:

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.

Говоря об описании природы красивыми словами, стоит упомянуть и восприятие осени И. Тургеневым:

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, пестрея и скользя, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём.

Совершенно по-разному воспринимали это время года и поэты. П. А. Вяземскому осень кажется очень скучной и унылой порой. Наглядное подтверждение этому – процитированные ниже строки автора:

И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мёртвым сном в безмолвных берегах…

Другой знаменитый поэт, И. А. Бунин, тяготел к использованию красочных пейзажных зарисовок в собственных произведениях. Этого автора стоит назвать истинным патриотом своей родины. И. А. Бунин использует сложные образы, оригинальные яркие эпитеты при описании осенней природы. Их применение помогает автору выразить всё многообразие испытываемых им чувств.

Роль пейзажной детали в рассказах А. П. Чехова

А. П. Чехова не зря называют мастером художественной детали. Это автору отлично передавалось передать красоту природы в произведении.

Довольно часто писатель приближает пейзажную деталь к привычному течению жизни:

  • «Мягко картавя, звучал ручеек…».

  • «Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная…»

В произведениях Чехова довольно часто встречаются короткие, но ёмкие пейзажные зарисовки. При этом автор привлекает внимание читателя к одной или нескольким деталям, прежде всего бросающимся в глаза. В качестве примера может служить описание природы в рассказе А. П. Чехова «Волк»: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине её блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».

Порой описание природы у классика предусматривает употребление чрезвычайно важной детали, несущей в себе определённую смысловую нагрузку. В этом плане очень примечательно произведение А. П. Чехова «Гришка». В этом рассказе очень важной деталью является солнце. Автор произведения пишет о нём, как о символе жизни.

Изображение природы в литературе позволяет писателю продемонстрировать разные грани своего таланта. К примеру, отдельного внимания заслуживает чеховский рассказ «Беглец». В этом произведении действие происходит осенью. Но автор ни разу прямо не называет время года. О том, что действие рассказа происходит осенью, свидетельствуют три детали:

Упомянутые детали встречаются в самом начале произведения:

Сначала Пашка шёл с матерью под дождем то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли жёлтые листья, шёл до тех пор, пока не рассвело.

А. П. Чехов довольно часто прибегал к использованию эпитетов. В качестве примера можно привести небольшой фрагмент его произведения «Степь»:

Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.

Природа в творчестве Гоголя

В произведении «Тарас Бульба» даются развёрнутые живописные картины природы. В описании степи воплощена искренняя любовь автора в родной земле, вера в её могущество и силу.

Природа в произведении «Тарас Бульба» позволяет лучше понять внутренний мир литературных персонажей. Автор показывает угнетённое состояние сыновей Тараса, покидающих родной дом, одной ёмкой фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Таким образом, Гоголь показывает, что всё окружающее кажется литературным персонажам лишённым гармонии, несовершенным.

Пейзажные зарисовки в произведении «Тихий Дон» Шолохова

Пейзажные зарисовки помогают автору максимально реалистично описать все происходящие события. Отдельно стоит упомянуть эпизод книги, в котором дано описание грозы над бахчой. В этом фрагменте художественного произведения Наталья проклинает своего мужа.

Очередная измена Григория окончательно выбила героиню из колеи:

Неожиданно она вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивавшую ей чашку с водой, и, повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёз ладони, скороговоркой, захлёбываясь, прокричала:

Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить!

Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!

Описание природы в этом эпизоде книги выглядит столь же мрачно, что и эмоциональное состояние Натальи: «Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром».

Красочное описание природы помогает лучше понять идейный замысел автора. Многие мастера слова обращаются к пейзажу для того, чтобы выразить эмоциональное состояние героев. У наших классиков явно стоит поучиться тому, как правильно описать природу в художественной книге.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорная схема 1

Описание пейзажа, изображенного на картине.

Ключевые слова-синонимы. Художник=живописец, пейзажист, автор полотна. Картина=холст, полотно, произведение, пейзаж. Цветовое решение= палитра, колорит, тона, цветовая гамма. Пространство= ландшафт, уголок, местечко, местность.

1.Вступление.

-Симпатично ли вам изображенное на картине? Хочется ли оказаться в подобном месте и ситуации? Вспоминается ли что-нибудь приятное при любовании пейзажем?

Я смотрю на картину (название, художник), и мне кажется, что.

Я рассматриваю пейзаж (название, художник), и мне хочется.

Местечко, изображенное на картине, производит впечатление.

2.Определение темы и основной мысли.

-Что изображено на картине?Какую мысль художник выразил на холсте?

На картине (название) художник изобразил.

На полотне (название, фамилия художника) мы видим.

Пейзаж наводит мысль о.

По замыслу художника, пейзаж передает.

3.Цветовое решение картины.

-Каково общее цветовое впечатление? Какое время суток запечатлел художник? Какова освещенность? Как можно описать тени?

Пейзаж выдержан в. тонах, поэтому, когда смотришь на полотно, возникает чувство.

.колорит пейзажа рождает чувство.

Используя. тона, художник создает впечатление.

.палитра позволяет передать настроение.

Пейзажист использует. поэтому возникает ощущение.

  • Лексика, помогающая описать цвет и свет. 1)Спокойная палитра, сдержанный колорит, приглушенные тона, темные тона, яркие цвета, насыщенная палитра, богатая, пестрая цветовая гамма. 2)Утро, день, полдень, вечер, ночь,сумерки. 3)Солнечный, ясный, прозрачный, пасмурный, сумрачный, лунный, туманный.
  • Лексика для описания настроения. Умиротворенное, радостное, веселое, светлой грусти, оживления, загадочности, внезапной радости, тихой радости, ликования, тягостное, сумрачное; ощущение праздника.

4.Что и как именно изображено?

-На каких объектах живой и неживой природы художник остановил свой взгляд? Какие из них центральные? Какие являются деталями? Как один объект связан с другим?

На первом плане находится.Обращает на себя внимание. Вдалеке виднеется. расположены на фоне.

Изображение (название объекта) занимает значительную (большую, незначительную) часть полотна. Вверху (внизу) находится.(деревья, здания.) как бы обрамляют. Общему настроению пейзажа отвечает. В пейзаже не оставляет равнодушным. Особенно привлекает в изображении природы.

  • Опорная лексика. Изображен, расположен, показан, виднеется, виден, находится, просматривается, является фоном, предстаёт, открывается вид, тянется, поднимается, дополняет, обрамляет, возвышается над, пересекается с, лежит на, расположено рядом с, поднимается, заслоняет, пронизывает, примыкает, покрыто.
  • Описание некоторых часто встречающихся объектов.

Дорога. Широкая, узкая, едва заметная? Прямая, ровная ли? Находится в тени или ярко освещена? Есть ли на ней еще что-то(снег, лужи, следы, листья, скамейки.)?

Деревья. Каковы стволы, листья, кроны, ветви? Сколько деревьев изображено (несколько, в ряд, одиночные)? Высокие или низкорослые? Где растут по отношению к другим объектам(дороге, зданиям, скамейке)? Где расположены (на первом плане, уходят вдаль, справа, слева, по обе стороны)? Изображены полностью или частично? Выходят ли верхушки за пределы полотна? Есть ли другие растения?

Небо. Какого цвета? Пасмурное, низкое или ясное? Сколько места занимает на полотне? Является ли фоном? Какие облака? Как изображение неба связано с основной мыслью, общим настроением?

Здания, постройки. Где находятся? Из чего построены? Каков размер и цвет? Какая крыша, крыльцо, окна, лестница? Присутствуют ли в них люди? Для чего художник изобразил здания?

5. В чем художественный смысл полотна?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вес космонавта на земле
  • Как исправить разводы на потолке после покраски
  • Как найти песню по музыке мп3
  • Как найти радиус галтели
  • Как найти нефть в скрап механик