Как правильно составить описательный рассказ по игрушке

Автор: Прохорова Светлана Семеновна

Воспитатель МБДОУ “Золотой ключик”

«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности  по связной речи в средней группе по теме «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»

Цели:

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. 

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

РАЗВИВАЮЩИЕ

1.Развивать зрительное восприятие ,внимание ,память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки  медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа: 

активизация -слова – определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова – действия:   грузить,  катать,  собирать, бросать, ловить, кормить, гулять,  возить в коляске и т. д.

Методические приемы: 

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей,  дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

  1. Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

      I.Вводная часть: (словесный и практический методы) 4 минуты.

Воспитатель:  Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите  – кукла, машинка, мячик, пирамидка,  как можно все эти предметы  назвать одним словом? 

      Дети: игрушки

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с  игрушками?

      Дети: Да 

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

      Дети: (ответы детей)

Воспитатель:  Я, расскажу вам  сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях.  В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

     Дети: Да

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы. 

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и  полетим в замечательную страну игрушек.

Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами.
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Пролетаем  над водой,
Покачали  головой.
Прямо и гордо умеем держаться,
Очень бесшумно  птицы садятся. (Присели.)
    II. Основная часть (наглядный и словесный методы) 14 минут.

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько  в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте  рассмотрим некоторые из них: (мишку,  машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

      Зверь забавный сшит из плюша:
      Есть и лапы, есть и уши.
      Меду зверю дай немного
      И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушках. Поможет  в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка  название игрушки, цвет, из каких частей, форма,   из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это? Кто?

Дети: игрушка мишутка ,

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка?

     Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы 

Воспитатель: Что есть у мишутке на голове?

    Дети: У мишутке есть уши, глаза, нос, рот.

Воспитатель: Какие ушки? А глазки?

Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

    Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное 

Воспитатель: Игрушки делают из разных  материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишутка?

    Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

    Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишуткой?

    Дети: С мишуткой  можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте как я расскажу про мишутку.  

 Это Мишутка. Он коричневого цвета, пушистый и мягкий.  Ушки маленькие, глазки черные как бусинки. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель:  Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Превращаемся в игрушки       Повороты вокруг себя, руки на поясе.

В куклы, мячики, хлопушки!  Повороты корпуса вправо-влево.

Полосатый  круглый мяч        Соединить пальцы в замок,

Он уже пустился в вскачь.       Прыжки на месте-руки на поясе.

Я колеса надеваю,                    Постукивание кулачками       

Пирамидку собираю!                  Чертим руками треугольник перед собой

А из кубиков мы сможем         Руки на поясе, наклоны корпуса вперед

Сделать башню, мост и дом    Соединить ладони треугольником

                                                   Развести руки в стороны, соединить над головой руки.

И пусть куклы и матрешки     Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой,

Расставляют мебель в нем!      Наклонив корпус вперед.

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны! Дидактическая игра «Что за предмет?»  Цель: учить называть предмет и его описывать. 

Воспитатель: Вот  волшебный мешочек. Послушайте правило игры.   вы вынимаете из  мешочка предмет,  называет  игрушку, цвет,  части, форму, материал, как с ним играть. 

Пример:  Это игрушка  мяч, он красный, круглый,   резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку»

Воспитатель: из резины, какие игрушки?

Дети: Игрушки сделаны из резины-резиновые.

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Воспитатель:  я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется? (Машина)

      Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно  машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

      Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

      Дети: Машина  Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

     Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина? 

     Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

     Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

     Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала  сделана машина?

      Дети: Машина сделана  из пластмасса.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль,  есть бензобак)

     Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

     Дети: Машину можно возить на веревочке,  перевозить строительный материал,  катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята,  рассказать про машину самостоятельно. Вспомним,  как мы  рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она  желтого цвета,  кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары, в кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?(ответы детей) 

 Ребята, а вы хотите, чтобы эти  игрушки стали нашими друзьями?  А как нужно дружить с друзьями? ( не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать)

-А как вы думаете,  как нужно обращать с игрушками? 

    Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим  эти  игрушки  к нам в группу? Как?

    Дети: Пожалуйста приходите к нам в группу, мы будем вас любить, играть, ремонтировать. 

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, чем мы с вами занимались в стране игрушек? Что мы делали? Что больше понравилось?

    Дети: ответы детей

Воспитатель:  предлагаю вам подойти поближе к   игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться  к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.

дети играют новыми игрушками.

Самоанализ занятия по развитию речи

Тема  «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»

Представленное занятие является занятием из цикла обучение составлению описательного рассказа, направленно на развитие связной речи. В нем принимали участие дети средней  группы в количестве 18 человек.

Цель моего занятия: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

РАЗВИВАЮЩИЕ развитие связной речи детей.

1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

2.Развивать выразительность речи.

3.развивать артикуляционную моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1.воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

       В целях повышения  мотивации  детей  использовала сюрпризный момент, рассказ сказки.  Это позволило, настроить детей к предстоящей деятельности и повысило познавательный  интерес. 

      Непрерывная образовательная деятельность состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

     Предназначением вводной части было создание у детей благоприятного психологического настроя,  внимания на совместную деятельность. Для этого я, использовала  игровую ситуацию  в страну игрушек. Музыкальное  сопровождение  помогает детям лучше представить сказочную страну, обратить внимание на красоту  сказочных  игрушек. Мотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них  участвовать в беседе и отвечать на вопросы. Интерес к предстоящей деятельности помог сюрпризный момент с использованием игрушки неваляшки, машинки.

Методы и приёмы:

  1. Наглядный (опорная схема, описание  игрушек).
  2. Практический (физкультминутка,  дидактическая игра «Что из чего» ).
  3. Словесный (рассказ воспитателя, (сказка) вопросы, художественное слово).

Организационный момент – настраиваю  детей на работу.

      Введение в тему: Использую загадку, как художественное слово, для большей заинтересованности детей. Здесь я  использовала   наглядно опорные схемы. Наглядная иллюстрация схема помогает лучше усвоить услышанный материал и  позволяет  настроить  детей на составление описание игрушек.

как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию.

       Активно велась  работа по составлению описательного рассказа игрушек, учила  детей передавать увиденное, отвечать на вопросы. Использовала  свой описательный рассказ , как образец. На протяжении всего занятия побуждала детей  говорить полными предложениями, старалась что бы все дети были активными.

        Для предупреждения утомления детей  использовала физкультминутку, соответствующую теме занятия и способствующую развитию крупной, мелкой  моторики.

        На этапе закрепления  занятия сначала проговариваем план рассказа, затем использую  дидактическую игру «Что за предмет»  в игре которой дети  закрепляю материал.

          Данные  игра способствует наиболее эффективному развитию связной речи. Учатся описывать предмет выбирая его на ощупь, учатся  быть внимательными по отношению к друг  другу, развивает у детей мышление, воображение, память.

          Для подведения итога НОД использовала «рефлексию», где дети сами оценивают свою работу, свое поведение, и настроение.

          Считаю, что занятие цели достигло, все задачи были реализованы в полном объеме, этому способствовало активное поведение детей на занятии. Подбор упражнений соответствует возрасту детей и программным задачам .

Составление описательных рассказов об игрушке (предмете)

Младший возраст (3-4 года) алгоритм:

1. Рассматривание и исследование игрушки (учим сосредотачиваться и рассматривать предмет);

2. Беседа с детьми (учим отвечать на вопросы воспитателя по описанию предмета о внешнем виде, свойствах и назначении);

3. Совместный рассказ (по вопросам).

Средний возраст (4-5 лет) алгоритм:

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею)

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры: сначала игрушка называется. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки. Также перечисляются действия, характерные для игрушки или при обращении с ней.

Старший возраст (5-7 лет) алгоритм:

1. Рассматривание объекта описания;

2. Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

3. Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

4. Рассказ сильного ребенка по плану;

5. Рассказы 4 – 5 детей об объекте по плану;

* часто используются сравнительные описания двух предметов.

Используемые приемы:

  • Рассматривание
  • Тактильное восприятие
  • Сравнение
  • Беседа с детьми
  • Вопросы педагога
  • Совместное рассказывание
  • Образец и план рассказа
  • Дополнение детьми предыдущего рассказа
  • Художественное слово
  • Игра с этим предметом
  • Внесение игрушки в группу до начала занятия
  • Составление игрушки в группе после занятия
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок)
  • Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Игрушки вызывают у детей яркие эмоции, желание активно с ними действовать, играть и активизируют речевые высказывания. Для занятий по обучению рассказыванию рекомендуется использовать новую игрушку, с которой дети прежде не играли, но которая несет уже знакомый детям образ (куклы, мягкие игрушки животных, машинки). Игрушка должна отражать настоящие признаки реального предмета (цвет, форму, соотношение частей, деталей), чтобы у детей сформировалось правильное представление об окружающих предметах. Для детей младшего возраста используют на занятии одну-две игрушки, так как внимание детей неустойчиво и легко переключается с одного объекта на другой. В средней группе можно использовать две однотипные игрушки для составления сравнительного рассказа. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут составлять сюжетный рассказ по набору игрушек, так же можно предложить детям выбрать игрушку из ряда предложенных для придумывания своего рассказа или сказки.

Реальные предметы, используемые для обучения детей рассказыванию, должны вызывать интерес у ребенка, вместе с тем они должны быть знакомы детям по функциям, по назначению. Составить рассказ ребенок сможет только о том, что хорошо знает. Например, предметы посуды, одежды, обихода (часы с кукушкой). При сравнении предметов необходимо направить детей на выделение сходных признаков и обобщение предметов в определенные группы (посуда, одежда).

Особенность восприятия детьми игрушек и предметов состоит в том, что они в первую очередь обращают внимание на яркие признаки и детали, которые не всегда являются существенными. Поэтому при рассматривании предметов необходимо показывать детям и называть основные признаки и части. Для привлечения различных анализаторов к обследованию предметов необходимо дать игрушку или предмет ребенку в руки, чтобы он почувствовал качества, смог выполнить какие-то действия и отобразить все это в речевых высказываниях.

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа
по игрушке».

                                                             
Воспитатель: Вилкова Л. А.

Калуга 2020г

Конспект НОД на тему:

«Составление описательного рассказа
по игрушке».

Цель:

-учить
детей составлять небольшой описательный рассказ об игрушке, опираясь на образец
и вопросы воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

-учить
детей давать полный ответ на вопросы воспитателя,

— формировать
представление о разных игрушках,


закреплять умение давать описание внешнего вида игрушки

Развивающие:

развивать память, внимание,
наблюдательность,


формировать навыки правильного произношения,

 -формировать
дружеские чувства

Воспитательные:

-воспитывать
бережное отношение к игрушкам

-воспитывать
чувство сострадания и желания помочь

-воспитывать
желание играть с игрушками и ухаживать за ними.

Форма
организации:

фронтальная

Предварительная
работа
:
рассматривание игрушек, знакомство с игрой «Разновидности фантастического
бинома», знакомство с методом «Типового фантазирования»

Материал
и оборудование
: игрушки, ноутбук, интерактивная доска.

                                                      
 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Но, прежде, чем начать наше
занятие, скажите мне, пожалуйста, вы все любите играть в игрушки? У каждого из
вас есть своя любимая игрушка? А как вы ухаживаете за игрушками?

(ответы
детей
)

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть
мультфильм «Тайна игрушек» (просмотр мультфильма)

-Дети,
вам понравился мультфильм?


чем он?  

-Правильно
ли поступила девочка, когда закрыла свою любимую куклу в шкафу?

-Что
приснилось девочке ночью?

-Поняла
ли девочка, что поступила неправильно?


как вы, ребята, относитесь к своим игрушкам?

(ответы
детей)

Воспитатель: Ребята, я принесла вам
мешок, Что в нем лежит я знаю. А вы, для того чтобы узнать, что там находится,
отгадайте загадки:

Серый
байковый зверюшка,

Косолапый
длинноушка.

Ну-ка,
кто он, угадай,

И
морковку ему дай!

                   
(зайка)

Кирпичи
возьмем цветные,

Сложим
домики любые,

Даже
цирк для публики,

Ведь
у нас есть…

                     
(кубики)

Что
все это значит?

Дочка,
а не плачет.

Спать
уложишь-

Будет
спать

День,
и два, и даже пять.

                   
(кукла)

Кто
не ест душистый мед

И
в берлоге не живет?

Не
умеет он реветь

Это
плюшевый…

                  
(медведь)

Воспитатель: Все правильно отгадали.
Молодцы! А как можно одним словом назвать эти предметы? (игрушки)

А
сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Один-много»:

Я
бросаю вам мяч и называю слово в единственном числе, а вы, возвращая мне мяч,
называете это же слово, только во множественном числе (кукла-куклы,
пирамидка-пирамидки, мишка-мишки)

Воспитатель:

Физкультминутка:

Девочки
и мальчики,

Скачут
все как мячики (руки на пояс и прыжки на месте)

И
руками хлопают (три раза хлопнуть в ладоши и опять руки на пояс)

И
ногами топают (три раза топают)

Глазками
моргают (три раза зажмуривают глаза)

Все-все
отдыхают (руки опускают вниз и встряхивают ими три раза).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы какие
были игрушки в давние времена?

Они
появились очень давно в Древней Греции. Их делали из глины и дерева, шили из
ткани, плели из травы и соломы. К игрушкам относились очень бережно и хранили
их в специальных сундуках .(показ слайдов с игрушками, сделанными из разных
материалов)

Современные
игрушки изготавливают на фабриках из разных материалов. А из каких именно, мы
сейчас вспомним.

Игра
«Игрушка какая?»

Игрушка
из стекла (стеклянная)

Игрушка
из дерева (деревянная)

Игрушка
из металла (металлическая)

Игрушка
из пластмассы (пластмассовая)

Игрушка
из плюша (плюшевая)

Воспитатель: Отлично, ребята!

Игра:
«Разновидность фантастического бинома»

(на
столе расположить игрушки-герои из сказки «Красная шапочка». Дети определяют из
какой сказки эти герои. По очереди рассказывают сказку. Ближе к концу
воспитатель добавляет еще одну игрушку, которая не имеет отношение к этой
сказке (курочка Ряба). Дальше дети проявляют фантазию и продолжают сказку с
новым персонажем)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Какую
интересную сказку вы сочинили. А сейчас я вам предложу еще немного
пофантазировать (познакомить детей с методом приема фантазирования)

Воспитатель: Давайте представим ,что в
нашей сказке «Красная Шапочка» появился Волшебник-Холод. Вот он касается
волшебной палочкой волка и замораживает его. Что произойдет дальше?

(дети
предлагают свои ответы
)

Воспитатель: На этом, ребята, мы
закончим наше занятие. Вам было интересно?  (ответы детей). Мне тоже
очень понравилось. До новых встреч!

Тема «Обучение составлению рассказов по игрушкам»

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Виды игрушек:

дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Виды занятий по игрушкам.

1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

2. Сюжетные рассказы (повествования).

рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;

рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Методика обучения монологической речи на занятиях с игрушками

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания.

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику, учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев.

На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

В старшем возрасте продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).

Литература:

  1. Яшина, В.И., Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей.- М.: Академия, 2014.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке»

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.
  • Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.
  • Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса

Развивающие:

  • Формировать умение понимать поставленную задачу.
  • Закреплять навыки правильного произношения.
  • Развивать фонетическое восприятие и навыки звукового анализа.
  • Формировать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитание звуковой культуры речи: отчетливо и внятно произносить слова со звуками «С» и «З», выделяя эти звуки из слов, из фраз, регулировать силу голоса.
  • Воспитание бережного отношения к игрушкам.

Методические приемы: создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов по игрушкам с использованием моделей), развивающие игры: «Назови первый звук», «Красный и зеленый», физкультминутка. Загадывание загадок.

Материал: игрушки, модели для составления описательного рассказа по игрушкам, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, моя маленькая внучка, спрашивает: «Много у вас в садике игрушек?». Я ответила, что много. Она попросила рассказать о них. Я к вам обращаюсь за помощью. Помогите мне рассказать о наших игрушках. А я запишу ваши рассказы. Посмотрите, как много игрушек в нашей группе. Все они разные. Я знаю, что вы очень любите с ними играть. Никита, какая твоя любимая игрушка? Покажи ее нам. (Никита показывает, дети рассматривают игрушку.)

Воспитатель:

«Никита, ты можешь рассказать нам о ней? Но не забудь сказать о том, какая это игрушка, как с ней можно играть, описать внешний вид, какой может быть характер, если это медведь, собака или лиса». (Для того, чтобы ребенок не сбился в последовательности, предложить ему опираться на модель описания игрушки: внешний вид, размер, форма, материал, из которого изготовлена игрушка. Вызвать еще 2 детей и предложить рассказать еще по 2 игрушкам).

Воспитатель:

У меня тоже была любимая игрушка, когда я была такая, как вы сейчас. Я про нее загадаю вам загадку:

Хвост пушистый и усы, нет приятнее красы.

Лапки — мягкие подушки, кверху поднятые ушки.

Вы подумайте немножко. Догадались? Это (кошка).

Это была маленькая кошечка, котенок. Я придумывала ему ласковые имена. Догадайтесь и подскажите: какие. (Дети называют.)

Физкультминутка:

Покажите мне немножко, как ступает тихо кошка.

Еле слышно топ-топ-топ, хвостик книзу оп-оп-оп. (2 раза.)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, здесь в коробке спрятались игрушки. (Собака, заяц, коза, лиса, слон.) Эти игрушки непростые: в их названиях есть знакомые вам звуки (с) и (з). Хотите поиграть? Тогда давайте знакомиться с правилами игры. Я буду показывать на какую-нибудь игрушку, а вы называете ее так, чтобы хорошо был слышен звук (с) или (З). Дети произносят слова, выделяя указанные звуки, если затрудняются, то показать, как надо сделать правильно.

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что такое чистоговорки?

Предлагаю вспомнить, как мы умеем произносить чистоговорки. Использовать будем звуки (З) и (с).

Сначала все вместе, на одном выдохе

Теперь Кирилл на одном выдохе громко.

Теперь Катя на одном выдохе тихо.

Са-са-са-залетела к нам оса,

Су-су-су- в лесу видели лису,

За-за-за-прилетела стрекоза,

Зу-зу-зу-мы поймали стрекозу.

Часть детей повторяет чистоговорку с вопросительной интонацией, а часть-с восклицательной.

Теперь попробуйте сказать скороговорку со звуком (с):

«У маленькой Сани санки едут сами». Повторить в разном темпе.

А скороговорку со звуком (з):

«Видит волк козу, забыл и грозу» сказать сначала громко, затем тихо, а потом шепотом.

Воспитатель:

Сейчас предлагаю поиграть в такую игру: «Найди первый звук». Правила помните? Надо вспомнить игрушки, в названиях которых, есть звуки (з) или (с). (Зайчик, зебра, зонтик, змей воздушный, звезда, змейка, собака, самолет, замок, слон, самокат, санки, сова, сабля, совок, скакалка, солдатики, Снегурочка, снеговик, строитель.)

Воспитатель:

Вы сегодня уже отгадали загадку, я хочу вам предложить еще отгадать: «Бел, да не сахар, ног нет, а идет». (Снег.) Почему вы думаете, что это снег? (Ответы детей.) «Зимой белый, летом серый». (Заяц.) Почему вы думаете. Что это заяц? Назовите первый звук в слове заяц, снег.

Воспитатель:

Ребята, мне очень понравились ваши рассказы об игрушках. Я их запишу и обязательно расскажу своей внучке. А что понравилось вам? Чем именно? Что нового вы узнали? Какие вопросы или задания для вас были трудные? Что еще хотели бы вы узнать? Об этом мы поговорим на другом занятии.

Анализ занятия:

Занятие соответствует данному возрасту детей. Во время проведения занятия концентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. На занятии дети работали активно, внимание их было сосредоточено на предлагаемом материале. Программный материал детьми усвоен, поставленные цель и задачи выполнены. Рассказы об игрушках составлены с использованием моделей. С моделями дети работают с начала учебного года, поэтому сложностей не испытывали. Загадки отгадали без подсказок. Необходимо продолжать работать над формированием и развитием связной речи: учиться спрашивать, рассуждать. А некоторым детям слушать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить функцию принадлежности
  • Как найти javascript в яндекс браузере
  • Как найти точку джи в вагине
  • Смайлики тик ток как найти
  • Как найти площадь равнобедренного четырехугольника