Как правильно составить памятку по окружающему миру

Театр во все времена пользовался особым почетом зрителя, ведь даже здания театров строили в виде дворцов. И театр действительно был дворцом — дворцом культуры и искусства. Поэтому у людей, которые ходили в театры выработались свои особенные правила поведения, свой этикет.

В театр одевались в чистые и нарядные платья и костюмы, все было очень торжественно и степенно. Театралы не торопились, они заранее приходили в театр и занимали свои места согласно купленным билетам. Во время представления никто не шумел, никто не щелкал семечки и не ел попкорн. Все внимательно следили и наслаждались игрой актеров, а после окончания спектакля стоя благодарили актеров.

После спектакля никто не бежал в гардероб расталкивая друг друга, все не спеша по очереди забирали одежду и выходили, обсуждая увиденный спектакль.

Вот как может выглядеть памятка правил поведения в театре для современного молодого человека:

ПАМЯТКА №1

Примерная схема наблюдения животного

1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным, отмечая и сходство, и различия.

3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.

ПАМЯТКА № 2

По обработке материалов наблюдений за погодой

Работу оформляем в тетради.

  1. Подсчитать среднемесячную температуру. Для этого нужно сложить все среднесуточные температуры и разделить на количество дней в месяце.

  2. Подсчитать амплитуду температур за месяц. Для этого нужно определить самую высокую температуру и самую низкую за месяц. От максимальной температуры вычесть минимальную.

  3. Построить график температур за месяц.

  4. Построить розу ветров. Для этого нужно подсчитать количество дней каждого направления ветра, данные записать и по ним построить график «Роза ветров».

  5. Подсчитать количество дней с высоким давлением, низким и нормальным.

  6. Построить круговую диаграмму облачности. Для этого нужно подсчитать количество дней: ясных, с переменной облачностью, пасмурных. Все количество дней в месяце принять за 100% и подсчитать долю в % каждой группы дней. Затем начертить круг и разделить его на сектора с помощью транспортира, если 1% = 3,6 градуса.

  7. Подсчитать количество дней с разными видами осадков. Данные записать в тетрадь

ПАМЯТКА № 3

Примерная схема наблюдения растения

  1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.

  2. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растений.

  3. Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определённой группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям)

ПАМЯТКА № 4

Изучение видового состава растительного мира водоема

  1. Измерьте температуру воды в разных местах водоема.

  2. Определите, какие виды растений чаще встречаются в прибрежной зоне водоема.

  3. Зачерпните воду из водоема банкой и с помощью лупы найдите и рассмотрите микроскопические водоросли, объясните причину “цветения” воды. Найдите камни и палки, обросшие зеленой тиной, с помощью лупы рассмотрите образующие ее нити, найдите многоклеточные водоросли: спирогира, улотрикс.

  4. Зарисуйте или сфотографируйте наиболее понравившиеся вам растения водоема.

  5. Составьте правила поведения человека в природе: определите ограничения и запреты, необходимые для обеспечения чистоты, дальнейшего сохранения данного водоема и обоснуйте их; подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказы об исчезающих водных растениях и животных и местах их обитания; сделайте плакат или рисунок, отражающий ваше отношение к природному окружению.

Изучение видового состава животных водоема

  1. Понаблюдайте за поверхностью водоема. Измерьте температуру воды. С помощью определительной карточки (или определителя) изучите животных, которые сидят или плавают на поверхности воды. Зарисуйте их.

  2. Возьмите пробу из толщи воды. Рассмотрите ее обитателей с помощью лупы. Установите, есть ли среди них знакомые вам организмы. Составьте схему пищевой цепи с участием дафнии, инфузории-туфельки. Понаблюдайте за обитателями дна водоема. Установите, водятся ли в его водах беззубки (или перловицы). Укажите их роль в жизни водоема.

  3. Нарисуйте схему продольного среза водоема и ее обитателей, которых вам удалось наблюдать в водоеме. Около каждого поставьте цифру, а под рисунком запишите название животного.

ПАМЯТКА № 6

Наблюдение за почвенными покровами

Основными источниками химического загрязнения почв являются:

  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (макро- и микроэлементов, газов, сложных органических соединений и др.) предприятиями промышленности, энергетики, транспорта.

  • химические способы защиты растений (пестициды) и удобрения, которые используются в сельском хозяйстве.

  • химическое загрязнение почв связано с водными потоками.

Виды (этапы) наблюдений:

  1. режимные наблюдения, т. е. систематические наблюдения за уровнем содержания химических веществ в почвах в течение определенного промежутка времени;

  2. комплексные наблюдения, включающие исследования процессов миграции загрязняющих веществ в системе атмосферный воздух — почва, почва — растение, почва — вода и почва — донные отложения;

  3. изучение вертикальной миграции загрязняющих веществ в почвах по профилю;

  4. наблюдения за уровнем загрязнения почв в определенных пунктах, намеченных в соответствии с запросами тех или иных организаций.

ПАМЯТКА № 7

Наблюдение за характеристикой личностного

развития обучающегося

  1. Особенности поведения обучающегося на переменах;

  2. Внешний вид обучающегося;

  3. Поза (за партой, походка, жести, мимика лица);

  4. Речь (громкая, эмоциональность);

  5. Круг общения обучающегося;

  6. Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками;

  7. Интерес к определённым предметам.

  1. ПАМЯТКА № 8

  2. Наблюдение за природным комплексом своей местности

  1. Географическое положение. Направление от школы, дома, колледжа.

  2. Характер поверхности и тип почвы.

  3. Воды, их расположение.

  4. Растительность и животный мир.

  5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

  6. Охрана природных компонентов комплекса.

  1. ПАМЯТКА № 9

  2. Наблюдение геологоразведочных работ по этапам и стадиям
    (твердые полезные ископаемые)

  3. В зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:

  4. Этап I. Работы общегеологического и минерагенического назначения.

  • Стадия 1. Региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых.

  1. Этап II. Поиски и оценка месторождений.

  • Стадия 2. Поисковые работы.

  • Стадия 3. Оценочные работы.

  1. Этап III. Разведка и освоение месторождения.

  • Стадия 4. Разведка месторождения.

  • Стадия 5. Эксплуатационная разведка.

  1. ПАМЯТКА № 10

  2. Наблюдения за сезонными явлениями в природе

  1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
    должен быть расположен недалеко от школы или от места
    жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный.

  2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
    растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
    сезонных изменений условия, в которых находятся растения
    (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.

  3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
    обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
    распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.

  4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
    зависит от их частоты.

  5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных
    в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.

  6. Наступление того или иного фенологического явления
    соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой
    и живой природы.

  7. Все записи происходящих в природе явлений делайте
    в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
    дату их наступления.

  8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

  1. ПАМЯТКА № 5

  2. Наблюдение планеты Солнечной системы

  1. Узнав заранее, в каком созвездии, находится нужная вам планета, находим её в первую очередь в искатель телескопа.

  2. Уже в искателе, если это оптический, при 8-9-кратном увеличении любая планета будет заметно отличаться от рядом расположенных звёзд. Не спешите переключаться на окуляр, зарисуйте положение планеты на небе, её окрестности, ведь при каждом новом наблюдении вы будете видеть совершенно разные звёзды на заднем фоне.

  3. После первого общего знакомства в дополнение с более «кратным» окуляром используйте линзу Барлоу, которая значительно в разы (в зависимости от характеристик линзы) увеличит фокусное расстояние. Это незаменимый помощник при охоте на планеты.

  4. Если это ваше первое знакомство с планетой — сделайте зарисовку «первого впечатления». Это важно, потому что с каждым последующим наблюдением за одной и той же планетой вы будете открывать всё больше и больше деталей и мелких подробностей. Если всё это задокументировать и зарисовать — уже через несколько наблюдение вы будете на 100% довольны собой и своим «железным конём».

  5. Попробуйте использовать одни и те же фильтры для разных планет — результат будет разным.

  6. Если позволяет апертура телескопа и наличие соответствующего окуляра, то позвольте себе увеличение в 250-300 крат. При такой кратности появляется возможность у Юпитера рассмотреть Большое красное пятно, у Сатурна — Щель Кассини, у Марса — хорошо различимые тёмно/светлые участки.

  7. Дайте глазам паруминутный перерыв, после ещё раз посмотрите в дневник и окуляр (не забудьте отцентрировать его на объект), убедитесь, что вам нечего добавить.

  8. Не сменяя окуляр с максимальным (предельным) увеличением для вашего телескопа начинаем искать естественные спутники планеты. Речь скорее идёт о планетах Юпитер и Сатурн. Добавьте в ваши зарисовки их расположение.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе (Образовательная система «Школа 2100»)

Тема: Природа и мы.

Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе.

Цели: формировать умения правильного поведения в природе;

умения работать в паре; в группе

1.Актуализация

знаний и

постановка

учебной проблемы

1.Ответы на вопросы учителя

2.Составление плана урока

(слайд) План урока

1. Проблемная беседа:

Какие природные богатства

использует человек? Чем

опасно для природы их

исчезновение? Почему на

земле нельзя оставить

только полезные растения и

животных?

Как должен вести себя

человек по отношению к

природе?

Как вы думаете, какая у

нас тема урока?

О чём мы будем сегодня

узнавать? Давайте

составим план урока?

2. Обобщение Что мы

делали? Какое умение

Регулятивные УУД:

умение составлять план

урока;

умение ставить учебную

проблему

1.Что связывает человека с

природой?

2.Что такое экология?

3.Как человек должен относиться к

природе?

2. Совместное

открытие нового

знания

1. Работа по учебнику и с

презентацией:

(Толковый словарь Ожегова.Найти

значение слов: экология, эколог)

1.Постановка вопросов к

материалу учебника и

презентации:

Как люди относятся к

природе?

Как должно вести себя

разумное существо в

природе? Что такое

экология? Кто такой

эколог? Чем он

занимается?

2. Работа по учебнику

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё

предположение на основе

работы с материалом

Познавательные УУД:

умение извлекать

информацию из текста,

словаря, иллюстраций;

делать выводы на основе

анализа объектов;

находить ответы в

иллюстрациях; словарях,

тексте.

3.Применение

нового знания:

Викторина «Юные защитники

природы»

1. Работа в парах по учебнику

с. 7577

2. Отчёт каждой пары о выполненном

1. Учитель раздаёт каждой

паре по одному заданию

для выполнения (в парах

самостоятельно)

по учебнику

с. 7577

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать

других;

оформлять свои мысли в

устной речи;

работать в парах;

4. Практическая

работа №11 по

теме: Составление

памятки

«Правильное

поведение в

природе»

1.Самостоятельное предложение

учащимися правил поведения на

природе и обсуждение их на

презентации «Правила в лесу».

(презентация Е.Берюховой взята с

сайта viki.rdf.ru)

2. Работа в группах по составлению

Памятки. Весь класс разделен на 4

группы. Каждая группа получает набор

разрезных правил (среди правил

поведения в природе имеются

неправильные. Необходимо выбрать

только правильные.)

3. Представление каждой группы

своей части Памятки.

4. На слайде выводятся все правила

Памятки и проверяются всеми

группами.

5. СИТУАЦИЯ

Как вы поступите, если вы пришли в

лес, нашли красивую поляну, а на ней

много оставлено мусора?

Послушайте стихотворение Сергея

1. Учитель проверяет, как

ребята знают значение

слова «памятка»?

В случае затруднения

обращаются к «Толковому

словарю» Ожегова.

( уточнение значения на

слайде)

2. Учитель организует

работу в группах.

После отчёта групп

учитель спрашивает:

Какой вывод можно

сделать?

Сравните его с выводом в

учебнике с 77.

Личностные УУД:

выказывать отношение к

героям и свои эмоции;

оценивать поступки.

Регулятивные УУД:

работать в группе;

Михалкова «Мы пришли на

речку»

Какие правила нарушили ребята?

Как им нужно было поступить?

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: Путешествуя

мы должны оберегать природу.

4. Самооценка

деятельности

учащихся на уроке

1. На каждой парте лежит

«План самооценки» и учащиеся,

опираясь на него, оценивают свою

работу на уроке.

Регулятивные УУД:

умение оценивать

учебные действия

Обобщение по вопросам:

Что делали? Что нового

создали? Чему научились?

Какие умения

формировали?

Какое настроение после

урока?

Если солнечное, то

подойдите к столу ,

возьмите на память об

уроке солнышко. Если не

очень хорошее, возьмите

тучку!.

Приложение 1. Презентация к уроку.

Использованные материалы сети Интернет:

www.photoresurs.ru

www.na-ka.ru

Wiki.rdf.ru

www.ArtGaleri.ru

презентация Е.Берюховой взята ссайта viki.rdf.ru

С. Михалков «Мы пришли на речку»

Словарь Ожегова.

.

Приложение 2.

Памятка правильного поведения в природе

1.Не разоряй птичьих гнёзд.

2.Не разоряй муравейники.

3 Не забирай домой птиц и животных.

4. Не обижай насекомых.

5.Не рви цветы полевые и редкие.

6. Не лови бабочек и стрекоз.

7.Не шуми в лесу.

8. Не разжигай костёр в лесу.

9.Не вырезай надписи на деревьях.

10.Не вырывай кустарники с корнем.

11. Не оставляй мусор в лесу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по окружающему миру «Природные зоны»

Памяка для учащихся 4 класса по теме «Природные зоны». В ней представлен основной материал по каждой природной зоне: название, расположение на карте, особености природы (климат, растения и животные). …

Памятки по окружающему миру (А.Плешаков, 1 класс)

Работа с памятками…

Памятка. Как нужно выполнять домашнее задание по окружающему миру

Памятка. Как нужно выполнять домашнее задание по окружающему миру….

Памятка. Как нужно выполнять домашнее задание по окружающему миру

Памятка. Как нужно готовить домашнее задание по окружающему миру….

Памятки по окружающему миру

Памятки по окружающему  миру…

Памятка по окружающему миру 2 класс (УМК «Перспектива»)

Памятка для второго класса по программе «Перспектива»…

Памятки по окружающему миру

Данные памятки позволяют характеризовать понятие по определенной структуре, не пропуская важных компонентов х…

1) Вспомни, как нужно вести себя в общественных местах.

В учебнике «Окружающий мир» рассказывается, как должны вести себя зрители и пассажиры.

В подобных местах нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Например, на этой картинке мы видим, что многие ребята совершенно не умеют вести себя в театре.

Мальчик на 45 месте спит. Дети на 46 и 47 местах переговариваются между собой.

Девочка в зелёной кофточке машет рукой и зовёт подружку с косичками.

Другая девочка встала перед мальчиком и закрыла ему обзор, она также о чём-то с ним разговаривает.

Так поступать в театре и других подобных местах нельзя.

2) Как нужно проходить по рядам в театре: лицом к сидящим или спиной? Что при этом надо сказать?

Проходить к своему месту в театре надо лицом к сидящим и при этом говорить: «Извините! Разрешите пройти!”

3) Прочитайте советы Попугая. Последуете ли вы этим советам? Как на самом деле нужно вести себя в театре? Составьте памятку в рабочей тетради. Сравните её с тем, что предложили другие ребята.

Попугай дал неправильные советы, следовать которым нельзя.

Составим памятку о том, как на самом деле надо вести себя в театре:

Памятка о поведении в театре для 2 класса:

  1. В театр нельзя приносить животных, еду и напитки.
  2. Проходить на своё место нужно лицом к сидящим, и спрашивать разрешения.
  3. На своём месте сидеть нужно аккуратно, не мешая другим людям.
  4. Нельзя кричать, шуметь, разговаривать с соседом.
  5. Нельзя вскакивать и звать кого-то.
  6. Нельзя загораживать другим зрителям сцену
  7. Игру актёров нужно приветствовать аплодисментами.
  8. Если нужно выйти из зала во время спектакля, сделать это следует тихо и вежливо.
  9. После окончания спектакля не следует вскакивать и бежать к выходу расталкивая других.
  10. Вставать со своего места можно после того, как освободились соседние, более близкие к выходу.

4) Рассмотрите рисунки. Попробуйте сформулировать правила поведения в общественном транспорте. На каких рисунках ребята соблюдают правила, а на каких нет?

Правила поведения в транспорте для 2 класса

  1. Первыми следует пропускать женщин и стариков, при необходимости помочь им подняться в автобус.
  2. Нельзя стоять в дверях и мешать выходить или входить другим пассажирам.
  3. В салоне нельзя расталкивать других людей.
  4. Войдя в салон, нужно сразу купить билет у кондуктора.
  5. Нельзя бегать по эскалатору, сидеть на его ступеньках.
  6. Находясь на эскалаторе, надо расположиться справой стороны и держаться за поручень, а обходить стоящих людей нужно слева.
  7. Нельзя пересекать ограничительную линию на платформе метро, подходить близко к движущимся поездам.
  8. Использованные билеты следует выбрасывать в специальные урны.

Домашнее задание

1) Зачем нужна культура поведения в общественных местах?

Культура поведения в местах общего пользования необходима для того, чтобы не портить настроение окружающим и самому себе.

Чтобы быть вежливыми и доброжелательными.

2) Как надо вести себя в театре?

В театре нельзя шуметь, есть, мешать другим зрителям.

Надо спокойно смотреть спектакль, представление, выражая свои эмоции только аплодисментами актёрам.

Обращаясь к другим зрителям нужно быть вежливым.

3) Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?

В транспорте следует быть вежливыми с пассажирами и кондуктором.

Всегда оплачивать проезд, пропускать вперёд женщин и пожилых людей, не толкаться и не мешать другим пассажирам.

В метро следует быть особенно осторожными находясь на эскалаторе и платформе.

По эскалатору нельзя бегать, а на платформе заступать ограничительную черту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить претензию на возврат товара ненадлежащего качества в магазин
  • Как найти как нарисовать сову
  • Как найти мощность электрического тока калькулятор
  • Как исправить звук р у подростка
  • Как найти вектор ортогональный данному вектору