Как правильно составить перспективный план

Пошаговый алгоритм разработки перспективного плана

Любая образовательная программа – это тщательно спланированная траектория. Притом ни для кого не секрет, что программы среднего общего образования корректируются преимущественно с учетом действующих ГОСТов, ФГОСов, программ ЕГЭ и ГИА. Притом коррективам подвергаются лишь содержание дисциплин, т.е. рабочие программы и календарно-тематические планы.

В системе профессионального образования вузы вносят коррективы в образовательные программы в среднем раз в 3-5 лет на фоне проявляющихся тенденций, правил и рекомендаций рынка труда. Но в основе обучения всегда лежит так называемый перспективный план.

Понятие перспективного плана в образовательной среде

Исходя из непосредственного наименования ясно, что перспективный план – это четко сформированная траектория на перспективу, то есть длительный срок. В среднем перспективное планирование затрагивает 3-5 лет учебной деятельности: то есть на весь период обучения или полный цикл научной деятельности и развития исследователя.

Миссия перспективного планирования состоит в определении общей траектории развития учащихся и корректной постановке цели обучения, констатации конечных результатов обучения (знания, качества, умения и пр.).

Основа перспективного планирования в учебном процессе

Основа перспективного планирования в учебном процессе

Перспективное планирование в системе образования выполняет следующие функции:

  • Формирование полноценного цикла и направления обучения, выделение специальности и соответствующий набор предметов, конечных результатов;
  • Обеспечение непрерывного образования с заведомо известной программой погружения в профиль;
  • Утверждение определенной последовательности погружения в программу с постепенным усложнением заданий, тем и пр.;
  • Формирование бюджета и ресурсного обеспечения учащихся ресурсами для обучения, то есть определение политики ценообразования в образовательной среде с учетом минимальных требований и пр.;
  • Распределение учебного, научного и практического материалов на весь планируемый период и пр.

Таким образом, перспективное планирование в образовательной нише играет существенную роль и предопределяет характер образовательных траекторий, их состав с учетом действующих правил и требований, внутренних и внешних факторов. Данный механизм позволяет задать общую стратегию развития учащихся и определить материально-технические, учебные и научные, а также прочие условия ее реализации.

Виды перспективных планов в системе образования

Зачастую перспективные планы ассоциируются сугубо с экономической или управленческой деятельностью. Но на самом деле данный вид построения стратегии успешно используется и в образовательной нише.

Перспективные планы действуют в каждом учебном заведении: начиная от школы и заканчивая колледжем или вузом. В системе образования можно выделить следующие разновидности перспективных планов, каждый из которых предопределяет специфику данного вида деятельности.

Первый вид перспективного планирования основан на разграничении траекторий обучения: классический (общий) и индивидуальный план. Общие планы обучения учитывают классические и базовые требования ФГОС и нацелены на развитие универсальных качеств учащегося. Индивидуальный перспективный план будет учитывать классические требования к подготовке индивида в рамках осваиваемой ступени образования, а также захватывать дополнительные моменты с акцентом на интересы, желания, способности и возможности.

Разработка классического перспективного плана базируется преимущественно на действующих правила ФГОС и возможностях учебного заведения, а проектирование и формирование индивидуального плана обучения на перспективу будет нацелено на решение конкретных проблем (коррекционные, инклюзивные, адаптированные программы) или углубленное изучение отдельной научной ниши (развитие одаренных личностей).

Классификация перспективных планов в образовательной среде

Классификация перспективных планов в образовательной среде

Второй вид перспективных планов в образовательной среде связан и уровнем постигаемой ниши. В этом случае целесообразно выделить перспективный план общего среднего образования, который в свою очередь разбивается на начальное и среднее. В данном случае целесообразно планировать деятельность начальной школы на весь ее период (4 года) и программу перспективного развития на базе средней школы (5-9 классы и 10-11 классы).

Здесь же принято выделять перспективный план профессионального образования, который будет иметь определенные сроки с учетом ступени: профессионалитет, бакалавриат, специалитет, магистратура и пр. В этом случае перспективное планирование призвано наметить общие представления о будущей специальности, обретаемых в ее рамках знаниях и навыках, возможностях выпускников и пр.

Третий вид перспективного планирования зависит от видов деятельности, включаемых в процесс развития индивида. В частности, в основе обучения будет лежать учебный план. В этом случае перспективный учебный план будет очерчивать общий перечень дисциплин, формат занятий, нагрузку на учащегося. В случае с планированием научного развития на перспективу акцент делается на определённых науках, выполнении соответствующих исследований и письменных работ. В рамках профессионального образования немаловажную роль в ходе подготовки дипломированного специалиста играет практическая часть, представленная в виде семинаров лабораторных работ, практикумов, прохождения практики и пр. В этом случае перспективный план предполагает планирование конкретных мероприятий и их общее описание, целеполагание (что должен узнать и развить студент) и пр.

Четвертая разновидность перспективного планирования в системе образования предполагает разбивку на попредметную и тематическую категории. Попредметный характер предполагает формирование комплекса дисциплин на весь период обучения, а тематическое – детализацию каждого предмета с учетом захватываемых тем и ряда дополнительных факторов (общий срок обучения, количество выделенных на предмет академических часов, формат занятий и пр.).

Указанная градация не единственная, но на практике считается наиболее популярной среде разработчиков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Принципы перспективного планирования в образовательной среде

Формирование перспективного плана развития учащихся основывается на классических правилах, которые позволяют сформировать полноценную траекторию по подготовке качественных специалистов и изначально сделать ее понятной для целевой аудитории.

Принцип №1. Легальность. Этот канон предполагает тот факт, что перспективное планирование учебной и научной деятельности будет базироваться на действующих требованиях ФГОС, ГОСТ и законе «Об образовании», а также учитывать правила учебного заведения, где разрабатываемая траектория будет внедряться и реализовываться. Легальность перспективных планов означает, что они соответствуют действующим стандартам качества и позволяют воспитать всесторонне развитую личность и компетентного специалистов (в зависимости от уровня обучения).

Принцип №2. Логичность и последовательность. Это правило напрямую соприкасается с этапами обучения индивида и посильностью программы. Перспективное планирование будет учитывать текущий уровень подготовки учащегося и стремиться развивать его, то есть постепенно углублять познания, развивать новые более точные и пригодные на практике умения, которых достаточно для поступления или освоения вышестоящих, более сложных ступеней и работы в целом.

То есть перспективные планы обучения будут обладать конкретной логикой, «этапированностью», иметь четкую последовательность: что и когда будет изучать индивид, какие формы обучения пригодны на каждом этапе и пр. Именно данный канон обеспечивает реализацию следующего принципа.

Принципы перспективного планирования в системе образования

Принципы перспективного планирования в системе образования

Принцип №3. Посильность. Рассматриваемый канон напрямую соприкасается с вышеописанным принципом. На любом этапе изучения намеченная программа должна быть понятной и посильной для индивида, то есть опираться на имеющиеся знания и развивать их постепенно посредством усложнения и углубления тем, предметов, заданий и пр.

Именно принцип посильности позволяет успешно реализовывать любую образовательную программу на всех уровнях развития. Важно ориентироваться на базу учащегося и развивать ее. Поэтому в основе семейного, дистанционного обучения, репетиторских и тьюторских услуг лежит данный канон и предварительное тестирование подопечного с целью формирования перспективного индивидуального плана обучения.

Непосильный план – предварительный провал в обучении и развитии. Поэтому важно формировать понятые и доступные траектории и наборы предметов, заданий.

Принцип №4. Корректность, которая предполагает учет текущих тенденций и спрогнозированных вариаций развития отрасли, науки и пр. Корректность перспективных планов обучения основывается на формировании реалистичной программы на перспективу. Притом формирование такое траектории будет основываться на действующих в момент проектирования канонах, тенденциях и прогнозах. Активация рассматриваемого правила означает, что образовательная программа способна развить достаточные знания и навыки, учитывает текущее положение дел в науке и отрасли.

Принцип №5. Гибкость. Именно принцип гибкости позволяет при необходимости откорректировать перспективные и текущие планы обучения вс учетом появившихся факторов, новшеств, достижений НТП и пр. Все перспективные планы носят приблизительный или общий характер, задавая основной пути обучения и развития специалиста. По мере появления новых моментов они подвергаются совершенствованию или обновлению, или корректируются текущие и оперативные планы (планы на будущий учебный год, план-конспекты занятий календарно-тематическое планирование и пр.).

Принцип №6. Комплексность. Перспективные планы включают в себя различные виды деятельности и комплекс из общих, профессиональных и отдельно взятых дисциплин или модулей, которые в единой связке призваны подготовить «универсального солдата», способного покорять вышестоящие горизонты и пр.

Принцип №7. Универсальность. Перспективные планы разрабатываются и создают по единому шаблону и чаще всего учитывают универсальные правила требования, нормативы. Они могут применяться как в рамках конкретного учебного заведения, так и в отношении определенного вида деятельности, специальности или направления обучения и пр.

Соблюдение всех вышеупомянутых правил проектирования и перспективного планирования обучения позволяет составить качественную траекторию и воспитать высококвалифицированных специалистов с минимальными рисками и угрозами, описать общий ход обучения и специфику образовательной траектории, набора предметов и пр.

Этапы разработки перспективных планов обучения

Единого алгоритма по проектированию и формированию перспективных планов в образовательной среде нет. Каждый специалист самостоятельно определяет ориентиры, основу обучения и формирует общую траекторию развития учащихся.

Специалисты Дисхелп предлагают рассмотреть типичную схему по подготовке перспективных планов обучения, которая может быть адаптирована под любые потребности и особенности.

Схема разработки перспективных планов обучения

Схема разработки перспективных планов обучения

Первым шагом в разработке перспективных планов является выбор ступени образования и направления обучения. То есть в данном случае целесообразно отметить: уровень обучения (дошкольная/начальная, основная или профессиональная подготовка), а также характер обучения (общий, специальный, узкоспециализированный и пр.).

Все мы знаем, что каждая программа имеет свой уровень сложности и поступать в дальнейшем возможно только по мере освоения нижестоящего варианта., то есть важно иметь определенную базу знания и навыков для дальнейшего совершенствования. Перспективные планы также будут учитывать данный факт и полагаться либо на результаты диагностики учащегося, либо на классические универсальные требования к учащимся в рамках определенного уровня обучения (по классам, ступеням и пр.).

По результатам первого этапа по проектированию образовательной траектории на перспективу важно определить следующие моменты:

  • Какая ступень образования будет покоряться учащимся;
  • Сроки обучения;
  • Направление обучения (уклон класса, специальность и пр.);
  • Цели обучения (облегчить данный шаг позволит применение smart-методики).

Вторым шагом в рамках перспективного планирования станет изучение действующих редакций ФГОС, законодательных актов и норм, а также регламентов учебного заведения, на базе которого в дальнейшем намереваются реализовывать разрабатываемый путь. Важно изучать только последние редакции и учитывать надвигающиеся перемены, чтобы намечаемая траектория была как можно актуальнее и приближена к реалиям, требовала минимальных корректировок и пр.

Помимо этого на втором этапе целесообразно изучить современные тенденции на практике и рынке труда. Данная часть особо важна при проектировании профессиональных траекторий по подготовке специалистов по конкретной отрасли, науке и пр. В этом случае есть шанс приблизить траекторию обучения и развить у индивида общие, основные качества и навыки для будущей работы, сделать его более привлекательным и соответствующим обязательным параметрам, рекомендациям работодателей и требованиям рынка труда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третий шаг – определение общей траектории обучения на перспективу с учетом сроков реализации программы. Как правило, перспективные планы разрабатывают сроком более 1 года. Здесь целесообразно отметить, чему будут учить слушателей, для кого предназначается направление, его характер и набор соответствующих предметов: базовый, профессиональный, вариативный, который будет учитывать специфику ниши, отрасли и пр.

То есть данный этап перспективного планирования образовательной программы предполагает выделение следующих моментов:

  • Специфика и характер направления обучения;
  • Ключевые знания и навыки, компетенции;
  • Набор предметов, позволяющих развить вышеупомянутые качества и умения;
  • И т.д.

По результатам третьего этап разработчик получает общее описание программы, цель и задачи обучения на ближайшие годы (что и когда будет развито, в какой степени, для чего и пр.), стандартный или общий набор предметов по годам.

Четвертый этап перспективного планирования образовательной траектории предполагает конкретизацию общей схемы подготовки учащихся, то есть тематическое планирование в отношении всех заявленных предметов. В данном случае целесообразно выделить примерное количество часов, выделяемое на каждый предмет и формат занятий (теория, практика и пр.), а затем сформировать общий перечень тем с учетом принципов логичности, последовательности и пр.

В рамках каждой заявленной дисциплины будет выдвинут перечень обязательных и дополнительных тем для изучения. Данный процесс напоминает порядок формирования рабочих программ по предметам. Не менее важно отметить предназначение каждого освещаемого вопроса. Также допустимо предварительное описание задействованных первоисточников, списка литературы и пр.

Пятый этап – календарно-тематическое планирование на предстоящие годы. В этом случае важно опираться на общий объем обучения (сроки и академические часы по каждой дисциплине), набор предметов и тем. В данном случае не требуется производить детализацию по дням, достаточно классифицировать предметы и этапы погружения в них, темы и соотношение теоретических, практических и контрольных занятий в течение всего срока: по годам обучения, по семестрам или модулям, месяцам и пр. В данном случае «период» планирования выбирается разработчиком лично.

Шестой этап – оформление намеченного плана обучения на перспективу в виде официального документа, который в последующем послужит опорой при наборе новых учащихся, ляжет в основу текущего планирования и будет скорректирован с учетом новшеств в образовательной среде.

Структура и содержание перспективного образовательного плана или программы

Перспективный план обучения – это официальный документ, который ложится основу при подготовке учащихся. Он подлежит согласованию на уровне администрации образовательного заведения, а затем по мере необходимости может оптимизироваться на фоне воздействующих факторов: внутренних и внешних.

Перспективное планирование обучения предстает в виде особого документа, обладающего четкой структурой.

В составе перспективного плана или программы обучения будут присутствовать следующие разделы, описанные в таблице ниже.

Структурный элемент перспективной образовательной программы

Описание, суть элемента

Титульный лист Сведения об организации, где планируется реализация намеченной траектории

Наименование плана/программы с констатацией направления обучения и целевой аудитории

Сведения о разработчике

Дата разработки плана/программы

Оглавление Перечень всех разделов программы или плана с их постраничным указанием
Пояснительная записка или целевой раздел Отражение основных нормативных и внутренних актов, регламентирующих процесс реализации программы

Цели и задачи плана/программы

Ожидаемые результаты обучения

Методы и форма обучения

Особенности целевой аудитории и требования к базовой подготовке

Содержательный раздел Общее описание программы обучения: чему учит, что развивает, виды деятельности (учебная, научно-исследовательская, практическая, самообразование, воспитательное воздействие, культурное развитие и пр.)

Перечень дисциплин, которые предстоит освоить в ходе всей программы или всего периода обучения, тематическое планирование каждого предмета

Перспективное календарно-тематическое планирование с распределением видов и форм занятий, тем по периодам (год/семестр/модуль/месяц)

Организационный раздел Условия реализации программы

Материально-техническая и ресурсная база, необходимая для реализации намеченной траектории

Профессорско-преподавательский состав или рекомендации по самообразованию

Описание заданий и письменных работ с отражением частоты их проведения (все делается приблизительно)

Критерии оценки степени освоения намеченной траектории или плана, варианты проверок уровня подготовки учащихся

Заключение Выводы, ожидаемые результаты и рекомендации по реализации или совершенствованию

Обратите внимание, что все перспективные планы носят приблизительный характер и перед началом их внедрения или реализации они будут переоцениваться, анализироваться и при необходимости корректироваться в соответствии с реальными тенденциями и требованиями.

Как написать перспективный план

Чтобы написать перспективный план, нужно досконально изучить предмет, о котором идет речь. Это можно сделать посредством проведения маркетинговых исследований. Например, при выводе на рынок нового продукта или услуги, необходимо проанализировать отрасль экономики, к которым они относятся, а также целевую аудиторию, т.е. потребителей, по каким-то причинам в них заинтересованных.

Как написать перспективный план

Вам понадобится

  • — Результаты маркетинговых исследований;
  • — Компьютер.

Инструкция

Приступайте к написанию плана только после того, как получены результаты мониторинга рыночной ситуации. В противном случае очень легко ошибиться на самом первом этапе и далее повести потенциальный бизнес по ошибочному руслу. Проанализируйте, кто будет вашими основными конкурентами. Подумайте, есть ли в вашем бизнесе что-то такое, что можно им противопоставить. Если ответа на данный вопрос пока нет – начните составление плана именно с него. Иными словами, первая часть перспективного плана должна содержать описание идеи, сделанное примерно в таком ключе: товар, на кого он рассчитан, какие покупательские потребности удовлетворяет, кто кроме вас предлагает его на рынке, почему покупатели обратятся именно к вам.

Опишите производственную часть. Начните с перечисления материальных активов, необходимых для запуска проекта. Возможно, вам понадобится какое-то оборудование, складские или производственные площади, офис с определенной оргтехникой и т.д. После материальных приступайте к описанию нематериальных активов. Какими компетенциями должны обладать ваши сотрудники, чтобы реализовать задуманное. Исходя их этого, составьте штатное расписание. Чтобы сориентироваться в должностных окладах, соответствующих вашему региону, можно воспользоваться одним из сервисов, предоставляющих крупными интернет-порталами, посвященными трудоустройству.

Составьте план продаж. В нем должны найти отображение и принципы поиска заказчиков, и их покупательская активность, и необходимый штат агентов или менеджеров, которые будут осуществлять продажи. Помните, что от налаженного сбыта на 60 процентов зависит успешность будущего предприятия. Напишите маркетинговый план, в котором будут отражены все акции, нацеленные на продвижение вашей компании.

Просчитайте материальную часть. Это несложно сделать, после того, как вы узнаете сумму, необходимую на оборудование и другие активы, аренду помещения, фонд оплаты труда и пр. Предположите, какой объем продукции будет реализовываться, скажем, за месяц. Исходя из этого, определите, когда предприятие может выйти на точку безубыточности (то есть перестать нуждаться в дотациях), а когда – начать возврат вложенных средств. Согласно полученным данным, можно составить инвестиционный план, по которому станут понятны сроки возвращения заемных средств, если решите взять кредит.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Новые правила подготовки диссертаций

Перспективно-тематический план помогает методически правильно распределить учебный материал по занятиям в соответствии с рабочей программой, а также время для обучения и контроля. В статье речь пойдет о том, как правильно составить и оформить такой документ.

Зачем нужен план

В перспективно-тематическом плане педагог рассчитывает оптимальное содержание теоретических и практических занятий, необходимое на них время, планирует лабораторные и контрольные занятия, домашние задания и самостоятельную работу студентов.

Продуманный перспективно-тематический план помогает:

  • качественно организовать обучение по дисциплине,
  • равномерно распределить учебную нагрузку,
  • последовательно, логично изложить учебный материал каждого занятия так, чтобы он базировался на ранее полученных знаниях учащихся и служил основой для последующих занятий,
  • своевременно подготовить к учебным занятиям необходимые материально-технические ресурсы.

С чего начать составление

  1. Распределить материал внутри каждой темы по занятиям, в зависимости от сложности изучаемого вопроса. Важно прописать тему и основные тезисы, количество часов, цель и тип занятия, основные методы учебной работы, указать перечень учебной и рекомендованной литературы, технические средства обучения, межпредметные связи.
  2. Продумать, сколько часов потребуется на изучение темы, какие по ней есть исследования, исторические факты, примеры, которые можно привести на занятии. Учесть, что студенты уже знают по этой теме.

Содержание и оформление плана

Перспективно-тематический план включает: титульный лист, содержание плана на семестр, список использованных источников.

Новый материал каждого занятия должен содержать три-четыре ключевых вопроса для наиболее глубокого изучения студентами. В нем необходимо выдерживать логику учебного процесса и предмета, сохранять взаимосвязь и постепенно повышать сложность задач.

Помимо изучения новых тем, в план включают занятия по закреплению и практическому применению знаний, контрольные и лабораторные работы, экскурсии.

В перспективно-тематическом плане важно отразить межпредметные связи: на каких еще занятиях студенты могли получить информацию по теме, где и как могут применить полученные знания.

В перспективно-тематическом плане перечисляют материально-технические средства, оборудование, отмечают необходимость их приобретения, изготовления, ремонта.

В материалах для планирования занятия преподаватель определяет:

  • приемы, способы создания и типы проблемных ситуаций на занятиях. Статья о технологиях проблемного обучения есть на ЛаЛаЛани;
  • дополнительные вопросы для самостоятельного решения студентами;
  • варианты учебных ситуаций, которые могут повлиять на эмоционально-психологическую атмосферу на занятии.

Понравился ли Вам материал?



Скачать материал

Разработка перспективного и коррекция  текущего учебного плана в соответствии...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 129 человек из 41 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разработка перспективного и коррекция  текущего учебного плана в соответствии...

    1 слайд

    Разработка перспективного и коррекция текущего учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС
    Клименко Валентина Васильевна,
    ответственный за УВР МКОУ Павловская СОШ

  • Нормативные  документыФедеральный закон "Об образовании в Российской Федераци...

    2 слайд

    Нормативные документы
    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ 
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373″Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от:13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.
    Примерная ООП НОО, ООО, СОО. (fgosreestr.ru)
    СанПиН 2.4.2.2821-10 c изменением от 24.11.2015г

  • (В статье 2 часть 22 ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской...

    3 слайд

    (В статье 2 часть 22 ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

  • ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образователь...

    4 слайд

    ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

    ООП содержит 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.
    УП является частью организационного раздела, т.е. частью ООП.
    Ежегодно вносятся изменения в ООП на педсовете в августе.
    (Поэтому отдельно УП не утверждаются, указываем выписка из ООП).

  • Основная образовательная программа (ООП) может включать как один, так и неско...

    5 слайд

    Основная образовательная программа (ООП) может включать как один, так и несколько учебных планов.
    Учебный план должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
    Учебные планы устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам обучения).
    Учебный план составляется на уровень образования.

  • Аудиторная нагрузкасогласно СанПиН  2.4.2.2821-10

    6 слайд

    Аудиторная нагрузка
    согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

  • Учебный план  составляется на уровень образования (перспективный УП)Не менее...

    7 слайд

    Учебный план составляется на уровень образования (перспективный УП)
    Не менее 2904ч и не более3345ч

  • Не менее 2904 ч и не более 3345ч

    8 слайд

    Не менее 2904 ч и не более 3345ч

  • Выписка из ООП ООО

    9 слайд

    Выписка из ООП ООО

  • Не менее 5267ч 
и не более 6020ч

    10 слайд

    Не менее 5267ч
    и не более 6020ч

  • Не менее 5267ч 
и не более 6020ч

    12 слайд

    Не менее 5267ч
    и не более 6020ч

  • Не менее 2170ч и не более 2590ч

    13 слайд

    Не менее 2170ч и не более 2590ч

  • Нормативные документы, на основании чего разрабатывается УП;
Цели, задачи реа...

    14 слайд

    Нормативные документы, на основании чего разрабатывается УП;
    Цели, задачи реализации УП;
    Обеспечение кадровых, материально-технических, учебно –методических, нормативно — правовых условий и преемственность реализации основных образовательных программ.
    Структура УП представлена обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Указываем образовательные области и учебные предметы. Часть УП, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) и представлена …, с целью….
    («Смысловое чтение» — 1 час в неделю в 1 и 2 классах, с целью развития читательских умений и интереса к чтению книг и т.д.)
    Календарный учебный график;
    Указываем профиль обучения;
    Предельно допустимая учебная недельная нагрузка по классам; сменность занятий;
    Периодичность, порядок и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации;
    При составлении учебного плана были учтены мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).
    Реализация учебного плана предоставляет возможность всем учащимся получить базовое образование, позволяет удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся, то есть достигнуть целей образовательной программы школы.
    И др.
    Учебный план на 2020-2021 учебный год рассмотрен и принят на педагогическом совете протокол № 7 от 28.08.2020.(Вносятся изменения в ООП в августе)

    Пояснительная записка содержит:

  • Учебные планы организации, осуществляющей образовательную деятельность, являю...

    15 слайд

    Учебные планы организации, осуществляющей образовательную деятельность, являются одним из основных механизмов реализации основной образовательной программы.

  • Просмотрев учебные планы школ, выяснилось:

Из 23 школ у 5  учебные планы сос...

    16 слайд

    Просмотрев учебные планы школ, выяснилось:

    Из 23 школ у 5 учебные планы составлены не по уровням образования (не в соответствии с ФГОС);
    В пояснительных записках встречаются термины «ступень», а не «уровень образования».
    В УП прописано «часть, формируемая участниками образовательного процесса», а не «часть, формируемая участниками образовательных отношений».
    У 4 школ нет УП на сайте.

  • Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Данная работа предназначена начинающим заместителям директора по учебно-воспитательной работе. При разработке перспективного и корректировке текущего учебного плаав в соответствии с реализацией ФГОС. В данном материале подробно прописана нормативная база, пошаговая инструкция при составлении учебного плана как на начальный уровень, так и на основное звено.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 265 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.11.2020
  • 1360
  • 14
  • 04.11.2020
  • 265
  • 12
  • 04.11.2020
  • 622
  • 4
  • 04.11.2020
  • 303
  • 2
  • 04.11.2020
  • 189
  • 0
  • 04.11.2020
  • 221
  • 1
  • 04.11.2020
  • 248
  • 1
  • 04.11.2020
  • 161
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организационное и документационное обеспечение управления организацией»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Стратегическое управление образовательной организацией»

  • Курс повышения квалификации «Конкурентоспособность образовательных организаций»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Контрольно-надзорные мероприятия в общеобразовательных организациях»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации производственного обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Особенности управления бизнес-процессами в практике образовательных организаций»

  • Курс повышения квалификации «Применение социальных медиа в обучении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эффективные маркетинговые коммуникации в практике профессионального образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление организацией»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс повышения квалификации «Философия управления»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ    

                                                                                           из опыта работы                                                                 

            Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

         Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

    года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

          Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО  И  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

— Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

— Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?

   (Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?… 2 принципа?….

 3 принципа?

  1. Учет местных и региональных особенностей климата.

 — Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции  не нуждаются.

  1. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  2. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его  увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  3. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий;  игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  4. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  5. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  6. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  7. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ  Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

               культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день —  воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

    Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как    

    живут  птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ  СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ  ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на  квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1.  Цели и задачи (на квартал);

2.  Виды детской деятельности:

  а) игровая деятельность;

  б) социальное развитие;

  в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

  подвижные игры);

  г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

  эксперименты);

  д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

  изобразительная);

  е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения  поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1.  Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

      Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

      Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает,  что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      УТРО.    Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать  следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются  в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

            подготовку.

  1. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

           использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

           комплекс меняется через две недели.

    ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,  интересную деятельность и снять утомление.

     Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1.  Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

     изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

     чаще.

  1. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды,  особенностей сезона.

3.  Спортивная  игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

      старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4.  Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5.  Индивидуальная работа  по развитию движений, по подготовке к

      занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

     материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к   праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

     необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР.  Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

1.  Все виды игр —  настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

     подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

     потребности детей.

2.  Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

    в неделю (в четверг или пятницу).

    Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей»,  «Воздушных шаров»,  «Бумажных снежинок»,  «Нитяных  (бумажных) кукол»,  «Пушистиков»,  «Летящих голубей»,  «Скачущих  лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

  1. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.  

     Планировать знакомый вид дежурства нет

     необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4.  Индивидуальная работа  по всем видам деятельности. По изобразительной

     деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

     воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

     робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на  

     занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6.  Работа с родителями.

7.  Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане  необходимо делать следующим образом:

Тема .

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер,  любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Н: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех НОД.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

     В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

     В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ

    Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она  необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2.  Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей  располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

     Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели.  Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

   Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА — СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

         игра

наблюдение

познават.разв.

        труд

развлечение

индивид.работа

 1 половина  дня

Дидактические, развив.

настольные.

1. с математическим

    содержанием

2. по экологии

3. по развитию речи

4. пальчиковые

5. ПДД, ППБ

Наблюдения из окна

за состоянием природы

птицами, снегом и пр.

В уголке природы.

1.

2.

1. Беседы (нравств, эколог.,

    патриот, ЗОЖ, безопасность)

2. Рассматривание

    иллюстраций.

3. Чтение художественной

    литературы.

1.

2.

3.

4.

5.

 В уголке природы

Самообслуживание

1.

2.

3.

По математике,

развитию речи,

экологии

1.

2.

3.

4.

5

ПРОГУЛКА

Подвижные, спортивн.

сюжетно-ролевые

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1. за погодой

2. за животн. и растен.

3. за изменениями в

    природе

4. за трудом взрослых

5. за транспортом

Беседы на нравственные

темы.

Закрепление знаний,

полученных на занятиях.

1.

2.

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

1.

2.

3.

4.

5.

ФИЗО

 Развитие речи

 Подготовка к

 праздникам

1.

2.

3.

4.

5.

 2  половина   дня

Сюжетно-ролевые,

строительные,

театральные, муз-дид.,

настольно-печатные…

1

2

3

4

5

6

7

Составление рассказов.

Пересказ.

Заучивание стихотворение.

Рассматривание картинок.

1.

2.

3.

4.

5.

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслуживание

1.

2.

3.

1 развлечение в

неделю

1.

 ИЗО, конструирование

 Математика

 По подготовке к

  занятиям

1.

2.

3.

4.

5.

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВНЕ  НОД   С______ ПО ______     _________________

         игра

наблюдение

познават.разв.

        труд

развлечение

индивид.работа

 1 половина  дня

Д/и «Чудесный

мешочек» — закреп. зн.

геом. фигур

Д/и «Из чего что варят»

овощи – фрукты

Р/и «Танграмм»

Конструктор «Лего»

П/и «Съедобное –

несъедобное».

1. Рассмотреть

распустившийся цветок

(как ухаживать)

2. За ветром из окна –

гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся).

1. Беседа «Город в котором мы

    живем» — архитект. памятники

2. «Части суток» -что мы

    делаем утром, днем, вечером.

3. «Я люблю овощи» — учить

 составл. описательный. рассказ.

4. «Природа живая и неживая» —

кто? что?

5. «В гостях у сказки» рассматр.

иллюстраций к сказкам.

1. Учить

 самостоятельно

готовить материал

к занятиям.

2. Уход за цветами

в уголке природы

(полив)

3. Учить

самостоятельно одеваться и раздев.

1. Правильно

пользоваться  вилкой –

Петя, Кирилл.

2. Закрепить понятие

гласные звуки – Артем,

Дима.

3. Цвет, форма, величина-

Артем, Юля.

4. Названия деревьев –

Катя, Дима.

5 Артикул.упр. –Юля,

  Дима, Артем.

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во

        бору»

П/и «День и ночь»

Сп/и «Футбол»

Сп/упр. «Городки»

С/р и. «Шоферы»

1 За облаками – чтение стихотворения «На что

похожи облака»

2 За насекомыми –

о пользе.

3  За играми старших

детей – соблюдение

правил, дружелюбие.

4. За грузовыми

машинами.

1. За покупками в магазин» —

   закр. знания об овощах, где

  растут, что с ними делают.

2. Составление рассказов по

  теме «Осень»

1. Сбор плодов

рябина для ручного

труда

2. Привлечь детей к

уборке засохших

цветов и клумб.

3. Мытье игрушек

  после прогулки.

4. Уборка

   веранды.

5.Помочь малышам

  дойти до группы.

1.Закрепить временные

понятия: утро, день,

вечер, ночь – Катя, Петя.

2.Счет в пределах 10 –

Кирилл, Артем.

3.Учить бросать мяч в

цель – Юля, Артем.

4. Повторить текст

потешки – Катя, Вера.

5. Приучать активно участвовать в играх –

Владик, Настя.

 2  половина   дня

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

Д/и «Что изменилось»

(внимание)

Д/и «Скажи ласково»

Стр/и «Города и

улицы»

П/и «Мышеловка»

1. Составление рассказа «Если

    бы я был волшебником»

2. Пересказ сказки «Лиса и

    кувшин» (по иллюстрациям)

3. Заучивание пословиц об

    осени.

4. «Наша улица» (рассматрива-

    ние картин по ПДД)

5. Заучивание текста

    пальчиковой гимнастики.

1.Помыть

  строитель.

2. Учимся работать

 по готовой

выкройке

«Кошелек»

3.Реставрация

старых книг (учить

подклеивать,

используя кальку).

1. Литературная

 викторина

 «Узнай сказку»

 (по

иллюстрации

 по тексту,

 по загадке)

1.Учить правильно

полоскать рот – Артем,Д

2. Расширение словаря по

теме «Осень» — Андрей,

Кирилл, Вера.

3.Учить вырезать из

бумаги фигуры по

контуру-Настя,Катя.

4.Учить отвечать на

вопрос полным ответом –

Юля, Вера.

ЦИКЛОГРАММА.   Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

    вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

        среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

содержанием.

Количество, счет.

Игры с математическим

содержанием.

Форма, величина.

Игры с математическим

содержанием.

Время.

Игры с математическим

содержанием.

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

  четверг

Литературный час.

(авторская проза)

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедьник

Развивающие игры

«Веселый счет»

«Количество»

Логические упражнения.

Ориентировка, форма.

«Время»

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь», «Часы»

Наблюдение

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Труд

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

  вторник

«Российская словесность»

развитие речи, словарь.

Составление рассказов,

творческое рассказ-ние

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные викторины.

«Мир природы»

Растительный мир.

Животный мир.

Взаимосвязь человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Труд

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

      среда

«Учимся быть здоровыми»

Безопасность жизни.

Культура поведения,

правила этикета.

Безопасность жизни

Гигиенические основы.

Художественная литература

Чтение, драматизация,

театрализованные игры

Заучивание наизусть.

Знакомство с писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

  четверг

«Мир вокруг нас»

«Космос»

«Вода».

«Суша».

«Воздух».

«Наша Родина»

«Наша Родина –

Россия»

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в клубе

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

      пятница

ПДД

Чтение произведений.

Рассматривание плакатов,

иллюстраций, картин.

Создание проблемных

ситеаций, игры.

ППБ

Приобщение к русской

национальной культуре

Обряды, праздники.

Пословицы, поговорки,

народные приметы.

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным материалом,

бросовым материалом.

Строитель, составление плана.

С тканью.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседы по иллюстрациям

(развитие речи, ознаком. с окружающим).

Дидактическая игра по РЭМП.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Настольные развивающие игры с правилами.

Артикуляционная гимнастика.

Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи).

Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Игровая пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение)

Беседа по нравственному воспитанию.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Разучивание стихов.

Логоритмика.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Театрализованная деятельность.

Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи.

Индивидуальная работа по трудовому воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по РЭМП.

Составление описательного рассказа.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию).

Игра-экспериментирование.

Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления.

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование, «Обыгрывание» поделок.

Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки).

Динамический час.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа

 по закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам).

Конкурс стихов.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря.

Музыкально-спортивное развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Наблюдение в уголке природы.

Разучивание стихов.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Элементы ТРИЗ.

Развитие фонематического слуха (автоматизация звука).

Составление рассказов по схеме (описание).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Составление рассказов по схеме (повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа  по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое воспитание.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами).

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Лепка.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по нравственному воспитанию.

Сюжетно-ролевая игра.

Составление рассказов по схемам.

Опыт.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Динамический час.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Работа по дифференциации звуков.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию).

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Театрально-игровое творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Составление рассказов по схемам (описание).

Дидактическая игра по РЭМП.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в природе.

Опыт.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение).

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи.

Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по РЭМП.

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа  по развитию памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа  по физическому воспитанию.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Элементы ТРИЗ.

Динамический час.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Подвижная игра.

Игра-эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха.

Хозяйственно-бытовой труд.

Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Наблюдение и труд в уголке природы.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (повествование, описание).

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Хозяйственно-бытовой труд.

Развивающая игра (логическое и пространственное мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание стихов.

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Подвижная игра.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика

Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности).

Драматизация сказки.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра по РЭМП.

Индивидуальная работа

по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Опыт.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук).

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Подвижная игра.

Чтение художественной литературы.

Дидактическая игра на активизацию словаря.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Хозяйственно-бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра (грамматический строй речи).

Индивидуальная работа по РЭМП.

Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
  3. Специально организованное рабочее пространство.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие  методов и приемов.

Словесные:

  1. рассказ             Воспитателю увлекаться словесными методами            
  2. чтение              обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа              формальному усвоению знаний.

     Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала  

      всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение               Самые необходимые методы в процессе Демонстрация            первоначального обучения.
  2. Рассматривание

    Организационные:

  1.  интригующее начало              
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие :

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

     Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

Календарно-тематическое планирование

_________________учебный год

Вид деятельности _______________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________

Программа ___________________________________________________________________
                                                                                                 _(комплексная, парциальная

_____________________________________________________________________________


Дата

Непосредственно образовательная  деятельность

Совместная  и самостоятельная деятельности

месяц

неделя

Тема НОД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.

(1-3 мероприятия)

Рекомендации по составлению календарно-тематического плана

  1. Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
  2. Количество НОД  должно соответствовать учебному плану ДОУ.
  3. Программные задачи должны соответствовать возрастному  стандарту и требованиям программы.
  4. В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
  5. Темы должны соответствовать программе.
  6. Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти как создаются эффекты
  • Как исправить пильный диск
  • Как исправить баг в pawno
  • Почему ребенок смягчает согласные звуки как исправить
  • Как найти силу натяжения нити под углом