Как правильно составить план проверки работы

Внутренний и внешний контроль проводят для выявления ошибок в бухучете и финансово-хозяйственной деятельности организации. Для бюджетников периодические ревизии обязательны. Прежде чем провести проверку, администратор бюджетных средств составляет приказ и план графика аудита, согласовывая документы с контрольно-ревизионным управлением.

Что такое план аудиторской проверки

Внутренние и внешние проверки позволяют определить эффективность деятельности организации. Бюджетников проверяют не только налоговики, ПФР и другие ведомства, но и надзорные органы: контрольно-ревизионное управление (КРУ), контрольно-счетная палата (КСП). Периодичность и сроки проверки устанавливает администратор бюджета, он же разрабатывает план внутреннего финансового аудита на 2023 год (равно как и на другие отчетные периоды).

Внутренний финансовый аудит для бюджетников проводят главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), администраторы бюджета (ст. 157, 160.2-1, 165 БК РФ). Для федеральных бюджетных и казенных учреждений, бюджетных организаций, которые финансируются из федерального бюджета, финансовый аудит обязателен. Порядок проведения внутреннего финаудита утверждает Минфин (Приказ № 143н от 21.09.2015).

Федеральный стандарт внутреннего финаудита для госсектора утвержден Приказом Минфина № 237н от 18.12.2019. А в Приказе Министерства финансов № 246 от 01.06.2021 приводятся методические рекомендации по формированию документов финаудита. В процессе проверки специалисты администраторов средств бюджета формируют такие документы:

  • план проведения аудита;
  • предложения по формированию плана проверки, внесению изменений в план и проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
  • программу аудита;
  • предложения по изменению программы;
  • объяснения, полученные в ходе ревизии;
  • обращения к экспертам;
  • предложения по приостановлению или продлению сроков аудиторского мероприятия;
  • промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
  • проект заключения и сами заключения;
  • возражения и предложения субъектов контроля;
  • план мероприятий по совершенствованию бюджетных процессов;
  • годовую отчетность о результатах деятельности организации — субъекта внутреннего финаудита;
  • реестр бюджетных рисков.

Под планом аудиторской проверки понимают перечень контрольных мероприятий в очередном году. Для каждого события указывают тему и дату окончания. Планирование финаудита проводят в соответствии с федеральным стандартом (п. 3–9 стандарта из приказа № 237н).

Ревизию проводят для подтверждения:

  • достоверности бюджетной отчетности;
  • соответствия порядка ведения бухучета по единой методологии;
  • ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках законодательных норм (п. 5 ст. 264.1 БК РФ).

После утверждения плановых мероприятий разрабатывается программа финаудита. А процедуры контроля проводят уже в очередном финансовом году — по результатам отчетного года.

Как составляют план внутреннего финаудита

Минфин приводит бланк плана в приложении № 1 к Методическим рекомендациям из приказа № 246. Это рекомендованная, но необязательная форма. То есть Минфин предлагает составлять плановые и другие документы проверки по формам из Методических рекомендаций, поскольку они разработаны с учетом федерального стандарта. Но планирование проверок в свободном письменном виде тоже допускается.

В плановых мероприятиях финаудита отражают тему и перечень контрольных вопросов, сроки проведения и окончания проверки. Обязательно указывают ответственных лиц. Администраторы бюджета вправе составить общий плановый документ для всех подведомственных учреждений или подготовить перечень отдельно для каждой организации.

Приведем пример составления внутреннего аудита бюджетной организации. Администратор подготовил плановый документ для одного подведомственного учреждения. Контролеры проверят годовую отчетность организации по итогам отчетного периода:

Образец плана аудита

А вот как составить план по итогам финансовой проверки — описать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса:

  1. Описать выявленные недостатки, нарушения и риски для бюджета.
  2. Предложить мероприятия по совершенствованию организации и выполнению процедур бюджета и минимизации рисков. Один из вариантов — организовать внутренний финансовый контроль.
  3. Назначить ответственное должностное лицо.
  4. Установить сроки выполнения мероприятия.
  5. Указать реквизиты решения руководителя администратора средств бюджета.

Планирование мероприятий по совершенствованию процессов бюджета проводят по рекомендованной форме Минфина из приложения № 5 к Методическим рекомендациям (приказ № 246).

Порядок аудиторской проверки планируют на очередной год — в конце отчетного периода. А планирование мероприятий по совершенствованию процессов проводят по итогам внутреннего аудита. Плановые документы подписывают и утверждают должностные лица главного администратора или администраторов бюджетных средств.

С 1 июля 2021 года в России действует новый подход к планированию деятельности и проверкам органов контроля (надзора). В этой статье рассказываем про план проведения плановых проверок и контрольно-надзорных мероприятий по ст. 61 Закона № 248-ФЗ с 2021 года, как его формируют и утверждают.

Общие правила и особенности

Организацию проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий регламентирует ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводят на основании плана на очередной календарный год. Этот документ контрольный (надзорный) орган формирует ежегодно и обязательно согласовывает с прокуратурой.

Хотя положением или федеральным законом о соответствующем виде контроля может быть установлено, что его осуществляют вообще без проведения плановых мероприятий.

У муниципального контроля есть особенность: указанным положением может быть установлено, что систему оценки и управления рисками инспекторы не применяют (ч. 7 ст. 22 Закона № 248-ФЗ). Тогда и плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.

Что касается юрлиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиатов), проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям в форме государственной услуги (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска (кроме низкого) определяет положение о виде контроля.

Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план, – это основания для их проведения (ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

Составление и утверждение плана проверок

Правительство РФ устанавливает порядок:

  • формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий;
  • его согласования с органами прокуратуры;
  • включения в него и исключения из него мероприятий в течение года.

Эти вопросы регулирует постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (далее – Постановление № 2428). По этим новым правилам впервые план проведения контрольных (надзорных) мероприятий должен быть составлен на 2022 год (на 2021 год действуют особенности формирования ежегодных планов, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).

Формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий возможно со дня утверждения положения о виде контроля.

План может предусматривать проведение совместных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с другими органами контроля, надзора.

Основания включения в план проверок

Это контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году выполнения ежегодного плана истекает установленный ФЗ/положением о виде контроля период с даты окончания проведения последнего планового мероприятия. А если такие мероприятия ранее не проводились, то с даты:

  • госрегистрации организации или ИП (кроме случаев ниже);
  • начала отдельного вида предпринимательской деятельности, если это требует подачи уведомления;
  • иного события, установленного ФЗ/положением о виде контроля, которое ведет к возникновению объекта контроля.

Содержание плана проверок

Это в том числе следующие сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях:

  • наименование контрольного (надзорного) органа;
  • вид государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля;
  • виды контрольных (надзорных) мероприятий, их предмет, сроки проведения;
  • совместные мероприятия (при наличии);
  • основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план;
  • объекты контроля, вкл. адреса мест деятельности или нахождения иных объектов контроля;
  • сведения о контролируемых лицах, вкл. ИНН, Ф.И.О. (при наличии) гражданина, или наименование организации, адрес (филиалов, представительств, обособленных подразделений).

Согласование плана проверок

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения или не включения в них плановых мероприятий и вносят предложения об устранении выявленных замечаний.

Порядок рассмотрения проектов ежегодных планов проверок и определения органа прокуратуры для согласования устанавливает приказ Генерального прокурора России от 02.06.2021 № 294. Он также регулирует порядок:

  • направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового мероприятия + типовые формы документов для этого.

Приказ Генпрокуратуры от 02.06.2021 № 294 вступило в силу с 1 июля 2021 года и распространяется на правоотношения, урегулированные Законом № 248-ФЗ.

Где найти план проверок

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ):

  • перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
  • план проведения плановых мероприятий.

Для взаимодействия контрольных (надзорных) органов и прокуратуры при планировании и согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий служит Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Он полноценно заработает с 2022 года на сайте Генпрокуратуры.

Ежегодный план проверок должен быть утверждён до 15 декабря года, предшествующего году его выполнения и в течение 5 рабочих дней опубликовал в Интернете (см. выше).

Учет в плане периодичности проверок

В силу ст. 25 Закона № 248-ФЗ периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля зависит от их отнесения к определенной категории риска.

ПРИСВОЕННАЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА

ЧАСТОТА ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК

Чрезвычайно высокий Максимальная частота – не менее 1, но не более 2-х контрольных (надзорных) мероприятий в год
Высокий или значительный Средняя частота – не менее одного в 4 года и не более одного в 2 года
Средний или умеренный Минимальная частота – не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более одного в 3 года

При низком риске плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия или проведение планового мероприятия, не включенного в соответствующий план, – это грубые нарушения, влекущие недействительность результатов контроля (ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Положением о виде контроля может быть установлено, что частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий не годичная, а определяется по иным периодам времени либо устанавливается в связи с наступлением определенных событий.

Также см. «6 категорий риска по Закону о государственном/муниципальном контроле (надзоре) с 2021 года».

После 01.07.2021, но не позднее чем за 20 рабочих дней до начала плановой проверки, орган контроля может принять решение о проведении в 2021 году инспекционного визита вместо выездной проверки (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).

Изменения в план проверок

Уполномоченные должностные лица могут в течение 2-х рабочих дней с принятия решения корректировать ежегодный план в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в следующих случаях (п. 14 Постановления № 2428):

СИТУАЦИЯ

ПОЯСНЕНИЕ

Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана Причины:

  • ликвидация организации, прекращение деятельности ИП, влекущие невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • прекращение вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;
  • изменение категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых мероприятий;
  • прекращение действия лицензии или ее аннулированием – для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;
  • исключение объекта контроля из перечня объектов контроля;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы;
  • принятие контрольным органом решения об исключении планового мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства РФ, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  • принятие контрольным органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления руководителя региона.
Изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии (см. выше содержание плана) Причины:

  • изменение адреса места деятельности или нахождения объектов контроля;
  • реорганизация;
  • изменение наименования организации, Ф.И.О.;
  • смена контролируемого лица, во владении и/или пользовании которого находится производственный объект.
Включение контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в связи с отнесением объекта контроля к категории чрезвычайно высокого риска Это обязательно согласовывают с прокуратурой.

Срок включения – не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения.

Как правильно составить план аудиторской проверки

Главные распорядители и главные администраторы средств бюджета составляют специальные карты при проведении аудита. Их еще называют планами аудиторской проверки. Так распорядители планируют, кого и когда будут проверять в следующем году.

Зачем проводят бюджетный аудит и как его планируют

Внутренний финансовый аудит обязателен для учреждений госсектора — подразделений Минфина, федеральных казенных учреждений, бюджетных учреждений, которые получают финансирование из федбюджета. ВФА проводят структурные подразделения вышестоящих органов:

  • главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;
  • главных администраторов доходов бюджета;
  • главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и др.

Требования к ВФА описан в Бюджетном кодексе — статьях 157, 160.2-1, 165 БК РФ. А регламент процедуры приводится в федеральных стандартах для учреждений госсектора — Приказах Минфина:

  • № 195н от 21.11.2019;
  • № 196н от 21.11.2019;
  • № 237н от 18.12.2019;
  • № 91н от 22.05.2020;
  • № 160н от 05.08.2020;
  • № 120н от 01.09.2021.

В 2022 году изменили СГС по внутреннему аудиту. В федеральном стандарте из Приказа № 196н о принципах и задачах ВФА уточнили понятие финансового менеджмента и определили, как аудиторскому органу следует проводить контроль для повышения финменеджмента.

А в стандарте из Приказа № 120н о ВФА для подтверждения достоверности бухотчетности указали, что достоверность отчетов главных администраторов подтверждается одновременно и для индивидуальной, и для консолидированной отчетности. А еще в Приказе № 120н уточнили порядок подготовки суждения аудиторов о достоверности отчетности ГАБС, который передал полномочия по ведению бухучета. Для таких администраторов не формируют суждение о достоверности отчетности и не отражают его в заключении контролеров.

Разберемся с ключевыми целями ВФА:

  • оценка надежности внутреннего финансового контроля. Под ВФК понимают процессы ГАБС и ГРБС для соблюдения законов, правил и нормативов по исполнению бюджетных полномочий;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности, соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии Минфина, ведомственным и подведомственным актам (п. 5 ст. 264.1 БК РФ);
  • повышение качества финансового менеджмента.

Главные распорядители, главные администраторы определяют периодичность и сроки аудиторских мероприятий. Кроме того, они обязаны разрабатывать и утверждать документацию по проверке (Приказ Минфина № 246 от 01.06.2021). Вот перечень базовых документов:

  • план аудиторской проверки;
  • предложения по формированию проверочного плана, изменению плановых документов, организации внепланового аудита;
  • программа проверки и предложения по ее изменению;
  • объяснения, которые предоставили аудиторам в ходе контрольных мероприятий;
  • обращения к экспертам;
  • предложения по приостановлению, продлению ревизии;
  • промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
  • проекты заключения, окончательные заключения (к примеру, по итогам ревизии кассового обслуживания составляют заключение аудиторского мероприятия о кассовом плане по доходам и расходам получателя средств бюджета);
  • возражения и предложения проверяемых учреждений;
  • план совершенствования бюджетного процесса;
  • годовая отчетность проверяемого учреждения;
  • реестр бюджетных рисков.

После того как аудиторы запланируют контрольные мероприятия, они разрабатывают и утверждают программу ВФА. По правилам, ревизию планируют заранее — в текущем году составляют план контроля на следующий год. Ревизоры проверяют учреждения по результатам отчетного периода и после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.

Как составить план проверки

План ревизии — это поэтапные контрольные мероприятия, которые аудиторы собираются проводить в рамках проверки. Порядок, как составить план по итогам финансовой проверки и до начала ревизии, закреплен в госстандарте (п. 3-9 СГС из Приказа № 237н).

Для каждого подведомственного учреждения проверку планируют отдельно. В плане указывают тему контрольных мероприятий и дату (месяц) окончания ревизии. При планировании ревизии учитывают:

  • существенность операций финансово-хозяйственной деятельности — влияют ли проверяемые события на бюджетную отчетность;
  • выборку операций учреждения и ее объем;
  • риски после окончания проверки;
  • возможность внепланового контроля;
  • сроки надзорных мероприятий.

План аудита утверждают до начала того года, в котором планируется проверка. Вместе с планом утверждают и программу. В программе ВФА учитывают такие вопросы по ревизии:

  • анализ законности финансово-хозяйственной деятельности;
  • соответствие учетной политики учреждения действующему законодательству;
  • уровень автоматизации организационных и учетных процессов;
  • права доступа пользователей организации к базам данных;
  • порядок работы с первичкой, корректность составления отчетности и другие вопросы.

Вот пример финансовой проверки в организации — план контрольных мероприятий от главного администратора средств бюджета.

Пример составления внутреннего аудита бюджетной организации

Может пригодиться:

  • учетная политика организации;
  • образец приказа об утверждении учетной политики.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Задорожнева Александра

Задорожнева Александра
Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

Об особенностях формирования планов на 2022 год см. Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520.

Приложение. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Приложение

к Правилам подготовки

органами государственного контроля

(надзора) и органами муниципального

контроля ежегодных планов проведения

плановых проверок юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА

ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2016 N 806,

от 28.01.2019 N 48)

(см. текст в предыдущей редакции)

___________________________________________________________________________

(наименование органа государственного контроля (надзора),

муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН

____________________________

(фамилия, инициалы и подпись

руководителя)

от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН

проведения плановых проверок юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей на 20__ г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1>

Адреса

Основной государственный регистрационный номер

Идентификационный номер налогоплательщика

Цель проведения проверки

Основание проведения проверки

Дата начала проведения проверки <4>

Срок проведения плановой проверки

Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная)

Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно

Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5>

Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>

место (места) нахождения юридического лица

место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

места нахождения объектов <2>

дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя

дата окончания последней проверки

дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности

иные основания в соответствии с федеральным законом <3>

рабочих дней

рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

———————————

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.



План мероприятий по подготовке к проверке общества с ограниченной ответственностью

Утверждаю:

______________________________

должность, компания

________________/______________/

ФИО подпись

«____»__________20__г.

План мероприятий

по подготовке к проверке ООО «Омега» согласно плану проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 20 __г.

п/п

Выявленные несоответствия (нарушения)

Корректирующие мероприятия

Срок исполнения

Ответственное лицо

Контрольные отметки выполнения

В нарушение п. 5.9. СанПиН 2.3.4551-96 имеются дефекты потолочного покрытия в тамбуре отделения

Провести ремонт

хх.хх.хххх

Иванов И.И.

В процессе

План разработал:

___________________/_______________/ «____»_______20___г.

С планом ознакомлены:

________________/___________/ «_____»_____________20___г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в первых 64 кб озу как исправить
  • Как найти панели инструментов в виндовс
  • Как найти молярную массу полимера
  • Как найти номер заявки мфц
  • Как найти где воевал человек по фамилии